Главная страница
Навигация по странице:

  • 2 слайд. Отличительные идеи западничества. (Первая отличительная идея)

  • 3 слайд. Отличительные идеи западничества. (Вторая отличительная идея)

  • 4 слайд. Отличительные идеи западничества. (Третья отличительная идея)

  • 5 слайд. Чаадаев Пётр Яковлевич

  • 6 слайд. «Апология сумасшедшего»

  • Западничество. Западничество. Текст.. 1 слайд. Вступление. Титульный слайд


    Скачать 17.13 Kb.
    Название1 слайд. Вступление. Титульный слайд
    АнкорЗападничество
    Дата02.05.2022
    Размер17.13 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗападничество. Текст..docx
    ТипДокументы
    #508282

    1 слайд. Вступление. Титульный слайд.

    Для начала, нужно понять, кто такие западники. Если сравнивать их со славянофилами, у западников не было какой-то общей программы — западниками собирательно назывались противники славянофилов. Причем против программы славянофилов выступали не только либералы, но и консерваторы.

    В общем, под именем западников объединены те, кто искал идеал русской культуры не в прошлом, а в будущем, кто настаивал на необходимости культурного сотрудничества с Западной Европой.

    2 слайд. Отличительные идеи западничества. (Первая отличительная идея)

    Три основные идеи отличали западничество от славянофильства.

    Первая из них заключалась в том, что Россия включена в развитие европейской истории. Отсюда неприятие западниками свойственной «славянофилам» идеи православного, российского мессианства, представлявшей собою плод идеализации социально-духовного быта «допетровской Руси». Россия — это европейская страна, поэтому она должна развиваться по европейскому пути. Для России характерен догоняющий тип развития, то есть перенос европейского опыта на русскую почву — это обусловлено трудной исторической судьбой русского народа, государственность которого складывалась по восточным образцам, при суровом климате.

    Из-за того, что развитие России было сильно заторможено татаро-монгольским игом, в русском правовом менталитете отсутствовало представление о юридической самостоятельности личности; самостоятельно наверстать это идеологическое отставание Россия, по убеждению западников, не может и вынуждена заимствовать прогрессивные правовые идеи и институты с Запада.

    3 слайд. Отличительные идеи западничества. (Вторая отличительная идея)

    Во-вторых, если в центре построений «славянофилов» находятся представления об общине как социальной «личности», где каждый отдельный человек добровольно отказывается от себя самого в пользу общины, то приоритетной ценностью для «западников» являлась личность индивидуальная. Отсюда основной правовой проблемой для западников являлось освобождение личности от традиционных, патриархальных, средневековых пут, провозглашение ее свободы и самоценности.

    Свободная личность есть необходимое условие развития народа. Поэтому прогрессивное движение общества должно было состоять в постепенном образовании, появлении начала личности и, следовательно, в постепенном отрицании исключительно общинного быта.

    4 слайд. Отличительные идеи западничества. (Третья отличительная идея)

    Наконец, третий тезис западничества заключался в необходимости правовых гарантий свободы личности. Если славянофилы видели в недостаточной развитости права в России нравственное благо, поскольку отсутствие формально-правовых ограничений и патриархальный политический режим дают большую свободу для религиозно-нравственной жизни простого человека, то западники видели в такой правовой отсталости бедствие для России.

    5 слайд. Чаадаев Пётр Яковлевич

    Одним из виднейших представителей русской философии первой половины XIX в. был Петр Яковлевич Чаадаев (1794—1856). В центре философии Чаадаева стоят проблемы антропологии и философии истории; его учение — это богословие культуры именно потому, что он глубоко ощущал религиозную проблематику культуры. Его взгляд на общественные события как подчиненные религиозной и церковной истории стал отправным пунктом для социологии славянофилов, а его ориентация на культуру Западной Европы как образец для России была исходным рубежом для воззрений западников.

    В 1823-1826 годах Чаадаев отправился в путешествие заграницу и поэтому не принял участия в декабристском восстании 1825 года. Это спасло Чаадаева от преследований со стороны властей.

    В период своего заграничного вояжа Чаадаев проникся симпатиями к католичеству, особенно к течению французских традиционалистов (Бональд, де Местр). Результатом интеллектуальных поисков Чаадаева стали восемь «Философических писем», написанных с 1828 по 1831 годы, из которых широкой общественности в те годы было известно только первое. Сначала эти письма расходились в рукописных вариантах среди узкого круга корреспондентов мыслителя.

    После публикации первого письма в 1836 году — самого известного из писем Чаадаева, где отрицалась ценность русской культуры и истории, — он был объявлен сумасшедшим, подвергнут домашнему аресту. Через год, в 1837 году, Чаадаев написал другое произведение («Апологию сумасшедшего») в защиту своих взглядов, которые он все-таки смягчил, признав, что культурная отсталость России дает ей шанс на особую роль в истории.

    В «Философических письмах» Чаадаев характеризует тяжелое положение русского народа и пытается ответить на вопрос о судьбе России, найти корни современной жизни в истории страны. Он считал самой печальной чертой русской цивилизации ее изолированность от общечеловеческого развития.

    Главные пороки русской жизни Чаадаев видел в самодержавии и крепостничестве — главных свидетельствах ее отсталости.

    Различием католичества и православия он объяснял неодинаковость западной и русской цивилизации. Россия, приняв византийское православие, замкнулась в своем религиозном обособлении в стороне от европейских принципов жизни. П.Я. Чаадаев отдавал предпочтение католицизму, считая, что в нем заложено некое объединяющее начало, которое сформировало западный мир, создало политический уклад, философию, науку, улучшило нравы.

    Чаадаев видел одну из главных задач философии в решении проблемы единства мира и отстаивал идеалистический взгляд, принимавший за основу мира активное идеальное начало.

    Единственный путь для развития своей родины Чаадаев видел в европеизации России, в сближении с католичеством. Со времени Петра Великого мы думали, отмечает Чаадаев, что и мы идем вместе с народами Запада. Но вот появляется школа «новоиспеченного патриотизма», под которой Чаадаев подразумевает славянофилов и консерваторов, — и говорит, что больше не нужно Запада и что надо разрушить создание Петра Великого, забыв о том, что сделал для нас Запад, и чему нас обучила Европа.

    Нужно заметить, что Чаадаев понимал бесперспективность слепого копирования политических и правовых институтов и поэтому призывал к заимствованию с Запада только того, что он называл «общественной нравственностью» (то есть политической и правовой культуры). И только после усвоения этой культуры можно будет думать о самостоятельном реформировании российской государственности.

    6 слайд. «Апология сумасшедшего»

    В «Апологии сумасшедшего» Чаадаев существенно изменяет свои идеи об исторической роли России. Если в Философических письмах он говорит о том, что Россия представляет собой пробел в историческом развитии, то в Апологии Чаадаев отводит России особую роль в осуществлении христианского идеала.

    Он полностью пересматривает свое видение Православия, которое теперь считает «смиренной и героической религией». Теперь мыслитель возносит Православие за то, что восточная церковь сумела сохранить в неприкосновенности церковное предание и воспитать в русском человеке способность к жертвенности и к смирению: «Православие воспитало духовное и душевное устройство человека — бескорыстие сердца и скромность ума, терпение и надежда, совестливость и самоотречение. Ему мы обязаны лучшими народными свойствами, своим величием, всем тем, что отличает нас от прочих народов и творит судьбы наши». За счет этого Россия призвана решить большую часть социальных проблем, ответить на важнейшие мировые вопросы. И отсталость России может ей даже помочь в этом. Чаадаев пишет, что «мы пришли в историю после других для того, чтобы делать лучше их, чтобы не впадать в их ошибки, заблуждения и суеверия».


    написать администратору сайта