Главная страница
Навигация по странице:

  • Причины Великого переселения народов.

  • Великое переселение народов и славяне.

  • Последствия Великого переселения народов.

  • 2. Основные племенные союзы, быт, верования, социальные отношения восточных славян.

  • Общественное разделение труда

  • Заинтересованность общества в появлении государства.

  • 5. Принятие христианства на Руси: причины и историческое значение

  • политические

  • Феодальная раздробленность на Руси 12 век. В материале рассмотрено

  • Определение "Феодальная раздробленность" Начало и окончание Причины феодальной раздробленности Последствия феодальной раздробленности

  • Основанием для начала политической раздробленности

  • Начало

  • Причины феодальной раздробленности

  • Последствия феодальной раздробленности: Позитивные

  • Негативные: 1. Постоянные княжеские междоусобицы2. Дробление княжеств между наследниками3. Ослабление обороноспособности и политического единства страны7.

  • Культура Древней Руси: истоки и основные образцы архитектуры, литературы, иконописи.

  • 1. Славяне в эпоху Великого переселения народов. Расселение восточных славян. Великим переселением народов


    Скачать 79.32 Kb.
    Название1. Славяне в эпоху Великого переселения народов. Расселение восточных славян. Великим переселением народов
    Дата23.06.2019
    Размер79.32 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаIstoria.docx
    ТипДокументы
    #82714
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    1. Славяне в эпоху Великого переселения народов. Расселение восточных славян.

    Великим переселением народовназывают особый исторический феномен, происходивший в 4-7 веках нашей эры. Это масштабное перемещение этнических групп в Европе. Великое переселение входит в структуру глобальных процессов миграции, длившихся более восьми веков. Двигались народы (в основном германские, сарматские, гуннские, славянские) с отдаленных частей Римской империи в ее центральную область, где и так была высокая плотность населения. И неудивительно, что было много разногласий среди коренных жителей и мигрантов в разных сферах жизни.

    Причины Великого переселения народов.

    • Упадок Римской империи. В стране царил деспотизм властей. Желающих прийти к престолу стало слишком много. Собирались целые армии, в которых львиную долю составляли варвары. Помимо этого, происходило численное увеличение населения. А это приводило к уменьшению площади лесов, порче земли. Вообще портился весь жизненный уклад римлян. Их больше стали интересовать развлечения и застолья, нежели развитие государства и его политики.

    • Поражение гуннов в Хунно-китайских войнах. Эти противоборства происходили с 200 года до нашей эры вплоть до 180 года нашей эры. В результате гунны, точнее то, что осталось от них, откочевали в Джунгарию, запустив «эффект домино». Последний заключается в цепной реакции: переселение одних народов «катализирует» перемещение других.

    • Повышение степени напряженности на границах империи. Внутри Римского государства начался переход доминирующих Италии и Испании к Галлии. Она была более развитой в экономическом плане, там процветала торговля. Кроме того, германские жители, занимавшие приграничную область, тесно связывались с экономической и политической ветками Римской империи. И после смутного времени в третьем веке нашей эры германские народы не стеснялись занимать территории близ границы. Это еще полбеды, ведь они еще и добивались факта своего проживания, разумеется юридически подкрепленного.

    Как все происходило.

    В конце второго века германские и некоторые другие племена вошли в Северную Италию. Война была долгая и жестокая. В 180 году римский император Коммод все-таки примирился с варварами и вернул все на круги своя. Но дальновидные римляне не расслаблялись: укрепление границ шло полным ходом. С третьего века эти же племена уже штурмуют Галлию.

    Непосредственной «последней каплей» стало передвижение огромных гуннских племен. С этого момента и запустился процесс, который сегодня мы называем великим переселением народов. В 370 году гунны взяли под свой контроль северокавказские племена, а также готов. Последние разъединились на вест-готов и ост-готов, то есть западных и восточных. Восточные присоединились к гуннам, а западные двинулись в Римскую империю. Но дружба последних с империей была недолгой. В конце четвертого века император Валент потерпел от них поражение при Адрианополе.

    А уже в начале пятого века вестготы разгромили Грецию, увеличили войско за счет славян и фракийцев. Позже эта «компания» двинулась на Рим. Результат не заставил себя ждать – в 410 году Рим был взят и разграблен. В итоге главе империи пришлось отдать противникам часть территории (примерно между Пиренеями и океаном). Таким образом, здесь образовалось королевство варваров.

    В середине пятого века гунны уже были в Галлии. Пленные, взятые ими, тоже стали воевать против Римской империи. Но теперь Рим оказался сильнее, хоть это и не принесло ему облегчения.

    Во второй половине пятого века в Римской империи обосновались несколько королевств: Франкское, Бургундское, Лангобардское. И в 455 году Рим захватили во второй раз. Сделал это вандальский король. Рим был беспощадно и жестоко разграблен, разгромлен, опустошен. Официальным годом падения империи считается 476.

    Великое переселение народов и славяне.

    Безусловно, славянские народы были непосредственными участниками этой глобальной миграции. Хоть и начали двигаться они позже германских племен. Историки видят причину переселения славян в том, что они просто среагировали на движение окружающих народов (сарматов, тюрков, иллирийцев, фракийцев).

    Прочно славяне присоединились к общему потоку миграции в середине четвертого века. Вэто время они еще «дружили» с готами. Но впоследствии готы и славяне стали противниками. Последние присоединились к гуннам.

    Из-за нашествия гуннских племен часть славян вынуждена была расселиться в направлении запада и юго-запада. А другая часть мигрировала к Византийской империи, то есть на восток.

    В пятом веке славяне настойчиво колонизируют районы Днепра, Днестра и Дуная. С 527 года славянские племена уже опустошают Балканы, подходят к столице империи – Константинополю.

    В 578 году славянские войска покоряют и Грецию, а затем осваивают ее. Не остановившись на этом, славяне двигаются к югу. Балканский полуостров был заселен до отказа.

    Славяне переходили через Дунай, захватывали новые территории и заселяли их. В их числе были Фракия, Македония, Эллада. Также славяне вторглись и в Византию.

    Таким образом, расселение славян имело смешанный характер: оно было и мирным, и военно-организованным.

    Последствия Великого переселения народов.

    • Падение Римской империи.

    • Возникновение новых варварских королевств, которые стали предками современных государств.

    • Замена рабовладельческого строя феодальным.

    • Формирование единого языка – латинского.

    • Уничтожение культурных памятников, городов, общественных ценностей.

    • Гибель огромного числа племен, являвшихся коренными народами в Северной Европе.

    • Однако, народы-завоеватели приняли христианскую религию.

    2. Основные племенные союзы, быт, верования, социальные отношения восточных славян.

    • Кривичи – верховье реки Волги, Днепра, Западной Двины (VI-X). Главные города – Смоленск, Полоцк, Изборск. В составе Киевской Руси с IX века.

    • Вятичи – бассейн реки Ока. В составе Киевской Руси с X века. С XII века территория вятичей в составе Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств.

    • Ильменские славяне – вокруг озера Ильмень и по реке Волхов. Соседи – финно-угорские племена Чудь и Меря. В IX веке вместе с кривичами и Чудью создали объединение Славию, ставшую ядром Новгородской земли.

    • Радимичи – по реке Сожи.

    • Древляне – по реке Припяти.

    • Дреговичи – между реками Припятью и Березиной.

    • Поляне – по западному берегу Днепра.

    • Уличи и тиверцы – Юго-Запад Восточно-Европейской равнины.

    • Северяне – по среднему течению Днепра и Десны .

    К середине первого тысячелетия селища славян-земледельцев представляли собой патриархально-семейные общины в 150-200 человек. Отдельные дома общинников концентрировались вокруг площади, где находились мастерские и общинные хранилища.

    Племена славян складывались на основе этнической и социальной однородности. В основе объединения было кровное, языковое, территориальное и религиозно-культовое родство. Восточные славяне жили в небольших поселках. Их дома представляли собой полуземлянки, оборудованные печами. Славяне селились, по возможности, в труднодоступных местах, обнося поселения земляным валом. Основа их хозяйственной деятельности - пашенное земледелие: в восточной части - подсечно-огневое, в лесостепной - переложное. Основными пахотными орудиями были соха (на севере) и рало (на юге), которые имели железные рабочие части.

    Основные сельскохозяйственные культуры: рожь, пшеница, ячмень, просо, овес.

    Важнейшими отраслями хозяйственной деятельности были:

    • скотоводство

    • охота

    • рыбная ловля

    • бортничество (сбор меда).

    Сравнительно высокого уровня развития достигают кузнечное, гончарное, ткацкое, кожевенное ремесла. Однако окончательного отделения ремесла от земледелия еще не произошло.

    Развитие земледелия и скотоводства привело к появлению избыточного продукта, и, как следствие, дало возможность самостоятельного существования отдельных семей. В 6-8 вв. это ускорило процесс распада родовых объединений. Ведущую роль во взаимоотношениях соплеменников стали играть хозяйственные связи. Соседская, или территориальная община получила название верви. Внутри этого образования существовала собственность семей на землю, а лесные, водные угодья и сенокосы были общими.

    Профессиональные занятия восточных славян:

    • торговля

    • ремесло.

    Эти занятия стали культивироваться в городах, укрепленных поселениях, возникших в племенных центрах или вдоль водных торговых путей (например «из варяг в греки»). Постепенно в племенах начало складываться самоуправление из племенного совета, военных и гражданских вождей. Образовавшиеся союзы привели к возникновению более крупных общностей.

    Верования: Язычество (культ предков + поклонение явлениям природы)

    3. Образование древнерусского государства: объективные предпосылки.

    Прежде чем говорить об особенностях, следует отметить тот факт, что в IX–XII вв. Киевская Русь была одним из крупнейших государств Средневековья, на территории которой проживало большое количество этносов, учитывая и то, что государство находилось на стыке «противоположных» миров: кочевого и оседлого, христианского и мусульманского, языческого и иудейского. Таким образом, в отличие от восточных и западных стран процесс зарождения и формирования государственности в Киевской Руси невозможно рассматривать, опираясь только лишь на геополитические и пространственные особенности.

    Так как Киевская Русь занимала серединное положение между Европой и Азией и не имела ярко выраженных географических границ в пределах огромного равнинного пространства, то в ходе своего становления она приобрела особенности как восточных, так и западных государственных образований. Одной из основных причин объединения стала потребность в постоянной защите от внешних врагов, потребность, позволяющая разным народам вне зависимости от расового происхождения и типа развития сплачиваться в единое целое. Так происходило создание сильной государственной власти, представляющей собой механизм регулирования отношений между социальными слоями и классами.

    Назовем главные предпосылки образования Древнерусского государства.

    1. Общественное разделение труда. Большую роль в жизни народа стала играть военная добыча, так изменились и источники средств существования. Со временем стали появляться профессиональные ремесленники, воины. Частые переселения народов, возникновение и распад межродовых и межплеменных союзов, привели к тому, что приходилось то и дело отступать от традиций, основанных на обычае. Сама обстановка способствовала изменению уклада жизни.

    2. Развитие экономики. Развитие земледелия, появление новых ремесел, способов обработки, взаимоотношений, сопровождающих товарное хозяйство, т. е. хозяйственная и экономическая деятельность, «снимали рамки обычаев», вынуждая людей к поиску подходящих форм существования.

    3. Заинтересованность общества в появлении государства. Становление и возникновение государства – результат «желания», потребности, которую испытывала большая часть членов общества. Ведь государство не только основывалось на решении военной задачи, само по себе оно решало судебные задачи, связанные с межродовыми конфликтами.

    Князья и их дружинники были объективными посредниками в спорах между представителями различных родов. По мере осознания общей полезности власти создавались условия для развития древнерусского государства.

    Норманнская теория

    Основоположниками стали Байер, Миллер, Шлецер. Согласно теории, русская государственность была привнесена извне. Ее основателями назывались не славяне, а пришельцы – скандинавы, бывшие якобы носителями более высокой культуры. Дату призвания варягов считали началом русской государственности.

    4.

    5. Принятие христианства на Руси: причины и историческое значение

    В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников Христа. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского общества.

    Причины:

    1.Желание уровнять людей, дать им общую веру.

    2. Стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство.

    3.Укрепить положение князя.

    Христианами становились киевские купцы, торговавшие с Византией, воины, посещавшие христианские страны. Христианство приняли киевские князья Аскольд и Ольга. Международные отношения также требовали принятия христианства, так как Русь поддерживала постоянные контакты с христианскими странами Западной Европы и Византией. Христианство создало широкую основу для объединения всех народов этого общества. Исчезла граница между русом и славяниноми т. д. Всех их объединила общая духовная основа. Последствия : политические: то что Русь вышла на новый уровень,так же завязались прочные взаимоотношения с Византией. Христианство укрепило княжескую власть. Церковь внушала беспрекословное повиновение князю. Принятие христианства способствовало расцвету материальной культуры: иконопись, фреска, мозаика, новые храмы. С христианством пришла письменность на славянском языке. Социальные - завершилось духовное объединение славян в единую древнерусскую народность.

    В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, а значит и стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса. Однако принятие христианства в православном варианте имело свои негативные последствия. Православие способствовало обособлению Руси от западноевропейской цивилизации. С падением Византии Русское государство и Русская православная церковь оказались, по сути дела, в изоляции от остального христианского мира. Именно этим обстоятельством может быть отчасти объяснен отказ Западной Европы прийти на помощь Руси в ее противоборстве с иноверцами (татаро-монголами, турками и другими завоевателями).

    6. Период феодально-политической раздробленности: причины и признаки. Особенности системы наследования престола. Важнейшие русские земли и княжества Руси XII – XIII вв. (Новгород Великий и Псков, Владимиро-Суздальское княжество, Галиция и Волынь, Полоцк, Чернигов, Смоленск и др.).

    Феодальная раздробленность на Руси 12 век. 

    В материале рассмотрено: 

    Что служило основанием для начала политической раздробленности
    Определение "Феодальная раздробленность"
    Начало и окончание 
    Причины феодальной раздробленности 
    Последствия феодальной раздробленности 







    Основанием для начала политической раздробленности являлось формирование крупных земельных владений, получили на основе безусловного 
    владения
    Феодальная раздробленность – исторический период в истории Руси, который характеризуется тем, что формально находясь в составе Киевской Руси, удельные княжества постоянно обособляются от Киева
    Начало – 1132 год (кончина Киевского князя Мстислава Великого)

    Окончание – образование единого русского государства в конце 15 века 



    Причины феодальной раздробленности:

    1. Сохранение значительной племенной раздробленности в условиях господства натурального 
      хозяйства (социальный)

    2. Развитие феодальной собственности на землю и рост удельного, княжеско-боярского землевладения – вотчин (экономический)

    3. Борьба за власть между князьями, феодальные междоусобицы (внутриполитический)

    4. Постоянные набеги кочевников и отток населения на северо-восток Руси 
      (внешнеполитический) 

    5. Упадок торговли по Днепру вследствие половецкой опасности и утраты Византией главенствующей роли в международной торговле (экономический)

    6. Рост городов, как центров удельных земель, развитие производительных сил (экономический)

    7. Отсутствие в середине 12 века серьёзной внешней угрозы (Польша, Венгрия), которая сплачивала князей для борьбы

    8. Упадок авторитета киевского князя

    Последствия феодальной раздробленности:
    Позитивные:
    1. Расцвет городов в удельных землях

    2. Новые феодальные отношения
    3. Складывание новых торговых путей
    4. Князья "осели" на своих землях и наводили порядок там: 
    обеспечили повиновение народа и прекратили распри внутри правящего класса 

    Негативные:

    1. Постоянные княжеские междоусобицы
    2. Дробление княжеств между наследниками
    3. Ослабление обороноспособности и политического единства страны
    7. Культура Древней Руси: истоки и основные образцы архитектуры, литературы, иконописи.

    В догосударственный период культура восточных славян была представлена в основном предметами быта — избы, посуда, рубашки-вышиванки, народные песни, которые стали результатом сплава древнеславянской оседлой и скифо-сарматской степной культур.

    Решающее влияние на духовную жизнь Руси оказало принятие христианства в 988 году. Древнерусская культура складывалась из двух начал: влияние Византии и духовное наследие древних славян.

    Основные черты древнерусской культуры:

    1. бинарность (двоеверие, т.е. язычество + христианские начала)
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта