Главная страница
Навигация по странице:

  • ЭТИКА – от древнегреческого «этос» («нрав, привычка, черта характера»). Термин введен Аристотелем в сочинении «Никомахова этика»: («Нравственная (этическая) добродетель рождается привычкой»)

  • Аристотель о добродетелях: дианоэтические – добродетели ума этические – добродетели характера

  • ПОСЛОВИЦА: посеешь поступок, пожнешь привычку; посеешь привычку, пожнешь характер; посеешь характер, пожнешь

  • Этика Аристотеля – «еведмоническая» этика (целью человеческой жизни является достижение счастья) СЧАСТЬЕ – «деятельность души по осуществлению добродетели»

  • «Люди представляют себе благо и счастье представляют себе, исходя из собственного образа жизни»

  • СКОТСКИЙ: «большинство, т. е. люди весьма грубые, разумеют под благом и счастьем удовольствие, и потому для них желанна жизнь, полная наслаждений»

  • Образы свободы обобщаются в философии в известном благодаря Т. Гоббсу, Б. Спинозе и Г. В. Ф. Гегелю (и воспринятом, в частности, Ф. Энгельсом) представлении о свободе как познаной необходимости.

  • Формально свобода человека обнаруживается в свободе выбора; но выбор реален при наличии альтернатив, также доступных познанию

  • Соответственно различают ОТВЕТСТВЕННОСТЬ естественную и контрактную. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, обусловленная статусом, осознается человеком как призвание, обусловленная соглашением — как обязанность.

  • Практическая. ЭТИКА. Этика философская наука, предметом изучения которой является мораль как особый феномен человеческого бытия


    Скачать 75.7 Kb.
    НазваниеЭтика философская наука, предметом изучения которой является мораль как особый феномен человеческого бытия
    АнкорПрактическая
    Дата24.11.2021
    Размер75.7 Kb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаЭТИКА.pptx
    ТипДокументы
    #281402
    ЭТИКА – философская наука, предметом изучения которой является мораль как особый феномен человеческого бытия
    МОРАЛЬ – универсальный способ разделения человеческих поступков на хорошие и плохие (на добрые и злые), а также совокупность правил поведения, вытекающих из наличествующих в обществе представлений о морали Мораль - феномен ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО бытия. БОГ в морали не нуждается У ЖИВОТНЫХ – ИНСТИНКТ, запрещающий причинять вред себе подобным ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ (МАШИНА) руководствуется программами, которые устанавливает человек ЭТИКА – от древнегреческого «этос» («нрав, привычка, черта характера»). Термин введен Аристотелем в сочинении «Никомахова этика»: («Нравственная (этическая) добродетель рождается привычкой»)
    Аристотель о добродетелях: дианоэтические – добродетели ума этические – добродетели характера
    ДОБРОДЕТЕЛЬ – мера между двумя крайностями: избытком и недостатком («золотая середина»). Например, мужество как добродетель располагается между трусостью и безрассудством дружелюбие – между мизантропией и фамильярностью щедрость - …? Согласно Аристотелю, человек рождается не «чистым листом» и не с готовым набором качеств, а лишь с возможностью их приобрести. В процессе повторения тех или иных действий формируется определенная привычка, которая затем становится чертой характера (добродетелью при умеренности проявления и пороком при крайности проявления) ПОСЛОВИЦА: посеешь поступок, пожнешь привычку; посеешь привычку, пожнешь характер; посеешь характер, пожнешь ????
    Основной вопрос этики – вопрос о смысле человеческой жизни. Зачем живет человек? В чем смысл человеческой жизни?
    Этика Аристотеля – «еведмоническая» этика (целью человеческой жизни является достижение счастья)
    СЧАСТЬЕ – «деятельность души по осуществлению добродетели»
    «Люди представляют себе благо и счастье представляют себе, исходя из собственного образа жизни»
    ТРИ ОБРАЗА ЖИЗНИ: СКОТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЗЕРЦАТЕЛЬНЫЙ
    СКОТСКИЙ: «большинство, т. е. люди весьма грубые, разумеют под благом и счастьем удовольствие, и потому для них желанна жизнь, полная наслаждений»
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ: Люди достойные и деятельные понимают под благом и счастьем почет, а цель государственного образа жизни почти это и есть. Но и такое кажется слишком поверхностным в сравнении с искомым благом. Действительно, считается, что почет больше зависит от тех, кто его оказывает, нежели от того, кому его оказывают, а в благе мы угадываем нечто внутренне присущее и неотчуждаемое. СОЗЕРЦАТЕЛЬНЫЙ созерцательная деятельность ума отличается сосредоточенностью и помимо себя самой не ставит никаких целей, да к тому же дает присущее ей удовольствие (которое, в свою очередь, способствует деятельности); поскольку, наконец, самодостаточность, наличие досуга и неутомимость (насколько это возможно для человека) и все остальное, что признают за блаженным, - все это явно имеет место при данной деятельности, постольку она и будет полным и совершенным счастьем человека, если охватывает полную продолжительность жизни, ибо при счастье не бывает ничего неполного. Подобная жизнь будет, пожалуй, выше той, что соответствует человеку, ибо так он будет жить не в силу того, что он человек, а потому, что в нем присутствует нечто божественное, и, насколько отличается эта божественная часть от человека как составленного из разных частей, настолько отличается и деятельность, с ней связанная, от деятельности, связанной с любой другой добродетелью. И если ум в сравнении с человеком божествен, то и жизнь, подчиненная уму, божественна в сравнении с человеческой жизнью. Нет, не нужно следовать увещеваниям "человеку разуметь человеческое" и "смертному - смертное"; напротив, насколько возможно, надо возвышаться до бессмертия и делать все ради жизни, соответствующей наивысшему в самом себе, право, если по объему это малая часть, то по силе и ценности она все далеко превосходит. СВОБОДА — одна из основополагающих для европейской культуры идей, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной и они, стало быть, непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами. Образы свободы обобщаются в философии в известном благодаря Т. Гоббсу, Б. Спинозе и Г. В. Ф. Гегелю (и воспринятом, в частности, Ф. Энгельсом) представлении о свободе как познаной необходимости.
    Так понятая свобода заключается в постижении объективных пределов действия и усилиях по их расширению; свобода, следовательно, не только в отсутствии ограничений, но и в оснащенности, позволяющей человеку компенсировать имеющиеся ограничения; с развитием опыта, знаний и техники она увеличивается; поэтому «Знание — сила» (Ф. Бэкон). Формально свобода человека обнаруживается в свободе выбора; но выбор реален при наличии альтернатив, также доступных познанию
    В классической философии свобода — это характеристика действия, совершенного: а) со знанием и пониманием объективных ограничений, б) по собственному произволению (не по принуждению), в) в условиях выбора возможностей, г) в результате правильного (должного) решения: благодаря разуму человек способен совершать свой выбор, отклоняясь от зла и склоняясь к добру. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - отношение зависимости человека от чего-то (от иного), что воспринимается им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий. Объектом О. могут быть др. люди, в т.ч. будущие поколения, общности, а также животные, окружающая среда, материальные, социальные и духовные ценности и т.д. В праве объектом О. является закон. Ответственность может быть обусловлена: а) ненамеренно (естественно или случайно) обретенным человеком статусом (напр., ответственность родителей), б) сознательно принятым им социальном статусом (напр., ответственность должностного лица) или заключенными соглашениями (напр., ответственность перед контрагентом, ответственность наемного работника). Соответственно различают ОТВЕТСТВЕННОСТЬ естественную и контрактную. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, обусловленная статусом, осознается человеком как призвание, обусловленная соглашением — как обязанность.
    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ может быть двоякой: а) накладываемой групповыми, корпоративными, служебными или какими-то иными локальными обязанностями, и это, скорее, подотчетность; б) самостоятельно принимаемой личностью в качестве личного и универсализуемого долга; но и в этом случае сохраняется то измерение ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, которое фиксируется в модальности «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ перед» в отличие от модальности «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за».


    написать администратору сайта