Главная страница
Навигация по странице:

  • ВОПРОС 2.

  • К РАЗДЕЛУ 2. ГЛАВА 1 И ГЛАВА 2: ВОПРОС 1.

  • ВОПРОС 4

  • К РАЗДЕЛУ 2 ГЛАВА 3: ВОПРОС 1.

  • ВОПРОС 2.

  • ВОПРОС 3.

  • ВОПРОС 5.

  • К РАЗДЕЛУ 2 ГЛАВА 4: ВОПРОС 1.

  • ВОПРОС 4.

  • К РАЗДЕЛУ 3. ВОПРОС 1.

  • Контрольная работа по философии. контрольная философия. Материалистами называются философы, которые признают лишь существование материальных вещей и тел


    Скачать 33.03 Kb.
    НазваниеМатериалистами называются философы, которые признают лишь существование материальных вещей и тел
    АнкорКонтрольная работа по философии
    Дата06.12.2021
    Размер33.03 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаконтрольная философия.docx
    ТипДокументы
    #293075

    К РАЗДЕЛУ 1.

    ВОПРОС 1. "Материалистами называются философы, которые признают лишь существование материальных вещей и тел" /Вольф Х./ Можно ли согласиться с этим определением?

    ОТВЕТ: Однозначного ответа нет. Материалистом называется человек, который во всем преследует свою выгоду и видит только материальную сторону вопроса. Кроме материи ничего нет и быть не может. Все что связанно с духовной частью жизни ему чуждо. С другой стороны, Жизнь материалиста представляет внешние события, которые формируют его мировоззрение. В свою очередь мировоззрение и философия объединены постановкой и решением проблемы человека в различных ее аспектах. Что говорит о том, что материалист – это своего рода философ.

    ВОПРОС 2. Что, на ваш взгляд, принципиально отличает философию от теологии и религии?

    ОТВЕТ: В религии на первом плане вера, в философии – мысль и знание. Религиозные идеи не обосновываются, а принимаются на основе беспрекословной веры и не подлежат никакой критике, философия же стремится аргументировать собственные истины, с помощью разума. В отличии от религии, философия постоянно подвергает критике свои собственные выводы. Религия направлена на прошлое и не изменяется с течением времени, а философия направлена на будущее и открыта для новых взглядов.

    ВОПРОС 3. Проанализируйте фразу А.Ф. Лосева. "Если я хочу иметь мировоззрение, то ведь мир – это бесконечность, и я, будучи частью мира, тоже несу на себе печать бесконечности".

    ОТВЕТ: Каждому человеку, свойственно иметь свое мировоззрение, которое строится на прожитом опыте самого человека и окружающего его мира. Он воспринимает мир и себя в этом мире как единое целое. Он в мире, а мир в нем. Опыт предков и его опыт объединяется в бесконечность, частью которой является и сам человек.

    ВОПРОС 4. Определите к какому направлению в философии:

    • объективный идеализм;

    • субъективный идеализм;

    • дуализм;

    • материализм;

    • деизм.

    Относятся следующие высказывания:

    1. Начало всего – единица. (принадлежит Аристотелю, объективный идеализм).

    2. Ни тела вызывают ощущения, а комплексы ощущений образуют тела (принадлежит Маху, материализм).

    ВОПРОС 5. Определите к какому направлению в философии:

    • объективный идеализм;

    • субъективный идеализм;

    • дуализм;

    • материализм;

    • деизм.

    Относятся следующие высказывания:

    1. Если люди увеличивают свое добро и экономно его расходуют, то небо не может сделать их бедными (принадлежит Платону, объективный идеализм).

    2. Нашему уму никогда не может быть доступно что–либо, кроме образа или восприятия (принадлежит Беркли, субъективный идеализм).

    К РАЗДЕЛУ 2. ГЛАВА 1 И ГЛАВА 2:

    ВОПРОС 1. Философ утверждает, что мир состоит из элементов, причем элементы понимаются как:

    • Тела.

    • Атомы.

    • Элементарные частицы.

    • Ощущения.

    При каком понимании элементов можно определить, является философ идеалистом или материалистом? Обоснуйте ответ.

    ОТВЕТ: Тысячелетия ученые и философы пытались свести весь материальный мир к простым элементам: тела, атомы, элементарные частицы. Это материалистическая позиция, потому что утверждаемые ими начала – та или иная форма вещества, а не духа, доктрина, считающая материю единственной реальностью. Ощущения – элемент идеализма, восприятие мира через сознание, которое является первичным фактором и противопоставляется материи.

    ВОПРОС 2. Определите, против каких философских течений направлены различные части определения материи:

    • Материя есть философская категория. Атомистического материализма о неделимости, неизменности и о неуничтожимости атома, что послужило поводом для опровержения материализма.

    • Для обозначения объективной реальности. Идеалистов, не связывающих понятие материи с признанием объективной истины. Для них понятие материи оказывается только неким определением мысли, но ни в коем случае не обозначением объективной реальности.

    • Которая дана человеку в ощущениях его. Критикуя махистов, абсолютизировавших чувственную основу познания и объявлявших, и объявлявших внешний мир как вне человека существующего многообразия вещей, образом которых являются наши ощущения.

    • Которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Эмпирических представлений о материи, основывающихся на фиксации тех или иных свойств единичных материальных вещей или их совокупности.

    ВОПРОС 3 "Как бы мы не усложняли компьютер, он остается системой, функционирующей в рамках физико–химического движения, а психика, мышление – это продукты социально–биологические. Поэтому рассуждения об эре искусственного интеллекта, машинного разума – это мифы современного механизма, механизма кибернетического". Согласны ли вы с этим утверждением. Обоснуйте ответ.

    ОТВЕТ: Да, соглашусь – это миф. Современные системы ИИ способны осуществлять перевод с одномерных языков на многомерные. Могут строить диаграммы, схемы, чертежи, графы, высвечивать на экранах кривые и т. д. ПК производят и обратный перевод (описывают графики и т.п. с помощью символов). Такого рода перевод является существенным элементом интеллектуальной деятельности. Но современные системы искусственного интеллекта пока не способны к непосредственному (без перевода на символический язык) использованию изображений или воспринимаемых сцен для «интеллектуальных» действий. Поиск путей глобального (а не локального) оперирования информацией составляет одну из важнейших перспективных задач теории искусственного интеллекта.

    ВОПРОС 4 Если каждая наука изучает какую–то форму движения материи, то куда можно отнести такие научные направления, как кибернетика, теория систем?

    ОТВЕТ: Кибернетика и теория систем занимаются изучением закономерностей, на основе которых строятся законы. Тем не менее, каждый закон применим лишь к конкретной системе функционирования. Более того, существуют такие системы, которые не подчиняются классическим законам физики. Так, кроме Ньютоновской физики, работающей лишь в замкнутых системах, возникает новая, квантовая физика. Кроме того, возникает также понятие, что замкнутая система всегда имеет начало и конец, т.е. ее стабильность обусловлена определенными обстоятельствами, которые сохраняются лишь определенное количество времени. С течением времени (для разных систем оно различно) возникает состояние хаоса. Тем не менее и хаос постепенно стремится к организации. Именно последовательная смена хаоса и порядка и порождает ту сущность бытия, которая нас окружает. В 1970–х гг. возникает новое направление науки, объясняющее такую суть бытия, и было оно названо синергетикой.

    ВОПРОС 5 Один из героев фантастической повести И. Ефремова рассуждает так. Поскольку мир един, то и законы его развития должны действовать одинаково, а отсюда следует, что все мыслящие существа во Вселенной должны быть похожими друг на друга. Согласны ли вы с таким выводом? Аргументируйте ответ.

    ОТВЕТ: Не соглашусь, т.к. в мире всех мыслящих существ возникает моральное единство и системное устройство по одним только законам духа. Называя это ощущаемое в нас принуждение нашей воли к согласию с общей волей нравственным чувством, мы говорим о нем, как о чем–то совершающемся в нас, не зная его причины. Разве нельзя представлять себе проявление нравственных побуждений мыслящих существ в их взаимных отношениях как следствие по–настоящему деятельной силы, благодаря которой они воздействуют друг на друга? Нравственное чувство было бы при этом ощущаемой зависимостью частной воли от общей, результатом естественного и всеобщего взаимодействия, которым нематериальный мир достигает своего нравственного единства, образуя по законам этой свойственной ему связи систему духовного совершенства.

    К РАЗДЕЛУ 2 ГЛАВА 3:

    ВОПРОС 1. Каковы причины возникновения у первобытного человека представлений о душе?

    ОТВЕТ: По мнению историков, представления о существовании независимой от тела и бессмертной души возникли у первобытных людей из–за непонимания ими природы сновидений. Древние люди считали, что события, увиденные ими во сне, имели место в действительности. Человек засыпал и, как он полагал, «собственными глазами» видел, что он странствует, охотится, разговаривает с давно умершими людьми. Когда он просыпался, окружающие уверяли его, что тело спящего все время оставалось на месте. Значит во время сна «что–то» остаётся на месте, а «что–то» странствует. То, что остаётся на месте телом, а то, что странствует во время сна – душой. Поскольку в сновидениях приходилось «встречаться» и «общаться» с умершими, постольку возникло представление, что душа, в отличие от тела, бессмертна.

    ВОПРОС 2. Можно ли изучать человеческую психику без учета мозга, нервно–мозговых процессов?

    ОТВЕТ: Все психические процессы, состояния и свойства человека, задействованы в сознании, сознание – это единство всех форм познания и переживаний человека и его отношение к осознанному.

    ВОПРОС 3. Можно ли понять природу человеческого сознания, изучая только человеческий мозг?

    ОТВЕТ: Сознание есть свойство, функция мозга, что человек мыслит, причем, следует особо подчеркнуть, он мыслит, как общественное существо. С помощью сознания люди не только отражают мир, но и творчески создают новые материальные объекты, которых нет в природе, и изменяют себя и свое бытие. Ведь здоровый, нормальный мозг – лишь предпосылка формирования сознания, а само оно общественный продукт, поскольку предполагает включение человека в различные виды деятельности, в определенные общественные отношения.

    ВОПРОС 4. Может ли мыслить мозг, изолированный от внешнего мира? Мыслить, т.е. сознательно преобразовывать действительность, пользуясь образами и представлениями. Если изолировать один только мозг, он ничего не сможет, не только мыслить. А если человека разумного, сможет мыслить, основываясь на впечатлениях, представлениях, полученных ранее.

    ОТВЕТ: Так сложилось в процессе эволюции, что мозг может нормально работать только постоянно, получая информацию от органов чувств, и даже недостаток этой информации приводит к психическим нарушениям – депрессия, галлюцинации, потом может наступить патологический сон. Вне социума человеческий мозг не способен мыслить.

    ВОПРОС 5. Некоторые философы Нового времени отождествляли психику человека с его сознанием. В чем ошибка этих воззрений?

    ОТВЕТ: Психика человека состоит из двух уровней – перцепции и сознания. К перцепции относятся ощущения, восприятия и представления. К сознанию – мыслительная деятельность, эмоции, воля, память. Перцепция опосредуется через органы чувств, а сознание – через мыслительные процессы, прежде всего. Также у них изначально стоят разные задачи. Сознание обрабатывает информацию, полученную перцепцией.

    К РАЗДЕЛУ 2 ГЛАВА 4:

    ВОПРОС 1. Согласны ли вы со следующей концепцией? Человек является "открытой" системой, его поведение определяется такими факторами:

    • Наследственностью;

    • Событиями собственной истории, запечатленной в памяти и рефлексах;

    • Окружающей средой, на которую он реагирует. А. Моль Если не согласны, то какого фактора здесь не хватает?

    ОТВЕТ: Многое в жизни человека определяется его волевыми усилиями. Воля обеспечивает регулятивную функцию человеческой деятельности и преодолевает препятствия на пути достижения целей. Среди основных качеств воли выделяют мотивированность, произвольность, избирательность, разрешимость. Основа воли – взаимосвязь мотивов и целей сознательной деятельности человека.

    ВОПРОС 2. Проанализируйте следующие определения сущности человека:

    • Человек – это существо политическое (Аристотель). Человек может реализовать свои собственно человеческие качества лишь в организованном союзе с другими людьми. Тот, кто неспособен жить в таком союзе, является либо животным, либо каким–то богом. Это вполне соответствует взглядам Сократа и Платона на отношение государства и справедливости, частного и общественного.

    • Человек – это животное, способное изготовлять орудия труда (Б. Франклин). Производство орудий труда, орудий производства есть, действительно, реальная и потому вполне особенная форма человеческого существования. Но это не мешает ему одновременно быть столь же реальной всеобщей основой всего остального человеческого развития, всеобщей генетической основой всего человеческого в человеке.

    • Человек – не центр мира, как он долго полагал, а ось и вершина эволюции (Тейяр де Шарден). Человека и его сознание создала вся история развития биосферы на Земле за миллионы и миллионы прошедших лет. Эволюция биосферы – это восхождение к сознанию. Таков один из главных выводов Шардена.

    • Какие качества можно включить в понятие человека? Человек – наиболее общее понятие, вся совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям со значительной степенью развития материальной культуры (включая изготовление и использование орудий), способностью к членораздельной речи и абстрактному мышлению.

    ВОПРОС 3. Если человек продукт общественных отношений, а его сознание отраженное бытие, то как объяснить различия в поведении и мировоззрении близнецов?

    ОТВЕТ: Концепция взаимодействия предполагает, что точным выражением взаимоотношения между наследственностью и окружающей средой является не арифметическое действие сложения, но арифметическое действие умножения. Полученные индивидуальные признаки могут рассматриваться скорее, как результат, чем как совокупность действия факторов наследственности и окружающей среды. В этих условиях малейшее изменение в воздействии окружающей среды в сочетании с небольшим изменением наследственности могут в итоге привести к очень большому отличию показателей. Мы должны рассматривать такое «умножение» влияний как то, что происходит в развитии индивида последовательно, когда каждый новый «результат» сам становится основой для дальнейшего умножения в возросшем масштабе. Таким образом, небольшая изначальная разница между двумя индивидами может привести к тому, что у них будут очень разные пути развития.

    ВОПРОС 4. "Человек обречен быть свободным"(Жан–Поль Сартр). Что означает высказывание Сартра? К какому направлению в философии принадлежит Сартр?

    ОТВЕТ: Экзистенциалисты признают, что человек изначально свободен. И он сам создает для себя мораль, согласно которой живет. Мораль человек формирует лишь, проходя через череду «пограничных состояний», в которых он проявляет себя. Самым сильным страхом Сартр считает страх перед смертью. Именно этот страх показывает, какова же сущность человека. То есть он своего рода – обречен на свободу, и лишь потом соглашается жить в обществе.

    ВОПРОС 5. "Люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того, чтобы объяснять их из своих потребностей". Что имел в виду Ф. Энгельс в своем окружении?

    ОТВЕТ: Потребности делятся на биологические, свойственные животным и человеку, и социальные, которые носят исторический характер, зависят от уровня экономики и культуры. Осознанные обществом, социальными группами, общностями и индивидами потребности выступают как их интересы.



    К РАЗДЕЛУ 2 ГЛАВА 5:

    ВОПРОС 1. Некоторые культурологи предлагают понимать под культурой такое поведение человека, которому он научился, а не наследовал генетически. Можно ли принять такое определение?


    ОТВЕТ: Да. Человек учится культуре, а генетически он наследует лишь рефлексы. Культура довольно широкое понятие. Это не только различные сферы духовной жизни (искусство, религия, наука, мораль), но также и определенный пласт знаний, информации, передаваемый из поколения в поколение. Но каждый человек изучение культуры начинает заново, привнося свое, что–то новое.

    Культура – это поведение, которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства. Можно сказать, что именно культура делает человека человеком. Индивид становится человеком, членом общества, личностью по мере социализации. То есть освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социальностью – приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. Все это достигается в процессе воспитания и образования.

    ВОПРОС 2. О. Тоффлер писал, что наука (ее гипотезы, теории, модели) формируются под влиянием экономических, политических и культурных факторов, действующих за стенами лаборатории, она не представляет собой независимую переменную. Насколько можно согласиться с суждением Тоффлера?

    ОТВЕТ: Не соглашусь. Тоффлер рисует картину мира науки как приводимую в действие своей собственной внутренней логикой и развивающуюся по своим собственным законам в полной изоляции от окружающего мира. В этой связи нельзя не заметить, что многие научные гипотезы, теории, метафоры и модели формируются под влиянием экономических, культурных и политических факторов, действующих за стенами лаборатории.

    Я не утверждаю, что между экономическим и политическим строем общества и господствующим научным мировоззрением, или «парадигмой», существует тесная параллель. Еще в меньшей степени я считаю, как это делают марксисты, науку надстройкой над общественно–экономическим базисом. Но было бы неверно рассматривать науку как своего рода независимую переменную. Наука представляет собой открытую систему, которая погружена в общество и связана с ним сетью обратных связей.

    ВОПРОС 3. Каково соотношение понятий "культура" и "цивилизация"?

    ОТВЕТ: Цивилизация – это социокультурная категория исторического развития общества, а культура – это духовная основа общества, ее базис. Цивилизация – движение социальных механизмов, а культура – это кладезь информации о духовной жизни общества, накопленный в течение веков.

    ВОПРОС 4. Чем объяснить, что такие области знания, как народная медицина, приметы земледельца, народные прогнозы погоды, тайны стеклодувов, скрипичных мастеров не включаются в систему науки?

    ОТВЕТ: Эти области объясняются мифологическим воззрением людей. Когда люди не могут объяснить какие – то глобальные процессы и явления, они апеллируют к фантастическому, придают ему нереальные черты. При этом очень часто, путем многолетних наблюдений складываются определенные знания, которые способствуют выработке примет, народных прогнозов. То есть, знания о результате у них есть, а о причинах нет.

    Народная медицина, приметы земледельца, народные прогнозы погоды, тайны стеклодувов, скрипичных мастеров, являются накопленными знаниями о результатах, переходящими из уст в уста, которые не подвергаются критическому анализу, принимаются на веру.

    Наука же есть особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире. Основой этой деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно–следственные связи, и как следствие — прогнозировать.

    ВОПРОС 5. "Мораль – это выдумка человечества, но не вывод из жизненного опыта" (Э. М. Ремарк). Можно ли согласиться с этим суждением.

    ОТВЕТ: Да. Мораль – результат договоренности людей для совместного существования. Мораль – это исторически сложившаяся система неписанных законов (норм, традиций, ценностей). Мораль проявляется в отношении человека к семье, своему народу, к себе. Нравственное воспитание научается с рождения человека, оно обладает сложной структурой, элементной базой. Проявляется в чувстве ответственности.

    К РАЗДЕЛУ 3.

    ВОПРОС 1. Живое отличается от неживого тем, что может приспосабливаться к среде путем накопления информации и непрерывного обмена веществ с окружающей средой. Можете ли вы согласиться с этим высказыванием?

    ОТВЕТ: Его можно дополнить: …способность самовоспроизводиться, наследственность и изменчивость, способность воспринимать раздражения из среды, поддерживать свое существование в результате обмена энергией со средой. Живые организмы –– важный компонент биосферы. Только комплекс всех перечисленных признаков характеризует живые организмы, т. к. неживые объекты могут обладать отдельными признаками живого.

    ВОПРОС 2. Живое отличается от неживого тем, что может приспосабливаться к среде путем накопления информации и непрерывного обмена веществ с окружающей средой. Можете ли вы согласиться с этим высказыванием?

    ОТВЕТ: Я не согласна с данным высказываем, но не в полной мере. Данное утверждение требует более точной формулировки и выделения дополнительных критериев «Живого». Неживая природа также содержит в себе информацию, просто для того чтобы её прочесть, необходимы специальные знания и навыки. Единственное, что не может делать неживое – это приспосабливаться. Приспособление есть необходимость «живого» для продолжения своей жизни. У неживого же нет такой необходимости, поэтому здесь свойственно пассивное приспособление, под действием других окружающих факторов.

    ВОПРОС 3. Из всех высказываний выберите верные. Обоснуйте ответ.

    • Всякая гипотеза приводит к новой теории.

    • Настоящая научная теория не нуждается в гипотезах.

    • Теория состоит из большого числа гипотез.

    • Только проверенная гипотеза приводит к новой теории.

    • Не каждая, экспериментально подтвержденная гипотеза вырастает в теорию

    ОТВЕТ:

    • Только проверенная гипотеза приводит к новой теории. – Через практику.

    • Не каждая, экспериментально подтвержденная гипотеза вырастает в теорию. – Не прошедшие практику, отбрасываются. Или же когда гипотезы противоречат уже существующим теориям.

    ВОПРОС 4. Т. Кун определяет науку как сообщество, объединенное общей парадигмой (образцом научного мышления). В какой мере такое понимание науки соответствует действительности?

    ОТВЕТ: Парадигма – это то, что объединяет членов научного сообщества, и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих парадигму.

    Некоторые общие положения теории Куна можно суммировать следующим образом:

    • Движущей силой развития науки являются люди, образующие научное сообщество, а не нечто, заложенное в саму логику развития науки;

    • Развитие знания определяется сменой господствующих парадигм, а не простым суммированием знаний, то есть происходят не только (и не столько) количественные, но и качественные изменения в структуре научных знаний;

    • Наука развивается по принципу чередования периодов «нормальной» и «революционной» науки, а не путем накопления знаний и присоединения их к уже имеющимся.

    ВОПРОС 5. Какие из указанных ниже признаков обязательны для научной теории? Системность. Непротиворечивость. Простота. Обоснованность. Целостность. Проверяемость. Опровержимость. Способность к предсказанию. Объективная истинность. Рациональность. Объяснительная сила. Формализованность. Строгость. Завершенность.

    ОТВЕТ: Системность. Непротиворечивость. Простота. Обоснованность. Целостность. Проверяемость. Объективная истинность. Рациональность. Объяснительная сила. Формализованность. Строгость. Завершенность.


    написать администратору сайта