Гоголь_Нос. 1. Смысл заглавия
Скачать 38.14 Kb.
|
1. Смысл заглавия. Познакомившись с данным произведением еще в школе, при подготовке к экзаменам, я очень удивилась названию. «Нос»? Почему целое произведение названо в честь одной части лица человека? Неужели нос является главным героем? Вопросов было очень много, но все они оставались без ответа, пока я не познакомилась с содержанием произведения. И потом я поняла, а ведь нос действительно можно назвать ведущим героем произведения. И дело в том, что, по сюжету, нос главного героя обособляется и становится отдельной личностью! Н.В. 6Гоголь позволяет читателю заинтересоваться сюжетом и замыслом произведения, начиная с заглавия, а потом путем предоставления большой роли мистике, фантастике и всем известному абсурду. Чем ярче и необычнее описаны события, тем сильнее виден смысл и тем сильнее он отпечатается в памяти читателя. Такой ход очень важен для самого писателя, ведь его главной целью является донести до людей свои мысли как можно четче и понятнее. В данном случае, Гоголь хотел продемонстрировать две основные идеи, плавно переплетающиеся друг с другом. Первой реакцией главного героя (асессора Ковалёва) после обнаружения необычной пропажи был страх показаться на публике в таком виде. Стать выше чином, построить успешную карьеру любым путем - именно это являлось главным желанием бедного асессора. Но без носа его планы терпят крушение, ведь Ковалев не может предстать перед уважаемыми вышестоящими гражданами в таком виде. История создания повести. Познакомившись с историей создания повести, я выделила самые важные и интересные факты. Николай Васильевич в 1835 году отправил свою новую повесть в журнал «Московский наблюдатель», но её не опубликовали, посчитав плохой и пошлой. Совсем другого мнения о произведении Гоголя был Александр Пушкин, посчитавший это произведение весёлым и фантастическим. Знаменитый поэт уговорил мистического писателя опубликовать своё небольшое произведение в журнале «Современник». Несмотря на то, что было много редактирования и цензурных правок, повесть вышла в свет в 1836 году. «Нос» стал той повестью, которая имела фантастический сюжет и вызывала разные оценки читателей и критиков. Сюжет произведения не выдуман писателем, в его основу лег бытовавший в то время переведенный с французского языка анекдот о пропавшем носе. Смешные истории подобного рода были очень популярны и зачастую имели разные вариации концовки. Произведение постоянно видоизменялось. И это не случайно: Гоголь переписывал текст, исправляя замечания цензуры. Но не только это было причиной: Николай Васильевич придирчиво относился к своему творчеству и старался воплотить идею наилучшим образом. Так, например, доподлинно известно, что изменился финал повести: в первых сочинениях все произошедшие с героем события объяснялись просто и буднично: Ковалеву все это приснилось. На тот момент, когда произведение увидело свет, Гоголь был уже знаком читателям. Даже можно сказать больше: писатель полюбился своими «Вечерами на хуторе близ Диканьки». Повесть в цикле. Петербургские повести - общее название ряда повестей, написанных Николаем Васильевичем Гоголем, и название сборника, из них составленного. Объединены общим местом действия - Санкт-Петербургом 1830 - 1840-х годов. Во всех повестях рассматривается проблема «маленького человека». Петербургские повести не являются отдельным циклом. Повести "Невский проспект", "Портрет", "Записки сумасшедшего" первоначально были включены в сборник "Арабески", выпущенный в 1835 году. Позже, в 1836 году, Гоголь создает повесть "Нос", а в 1842 году - "Шинель". Эти произведения связывают два периода творческого развития писателя. Петербургские повести составляют особый этап в творчестве Гоголя, и историки литературы в связи с этими произведениями говорят о втором, «петербургском», периоде в его литературной деятельности. В «Носе» Гоголь стремится показать образ пустого и напыщенного человека, любящие внешнюю эффектность, гоняющиеся за высоким статусом и милостью вышестоящих чинов. Он высмеивает общество, в котором высокое положение и чин ценятся гораздо больше самой личности, ими обладающей. 2. История изучения повести: а) споры о жанре: шутка – сатира – анекдот – социальный гротеск – новелла Произведение Н.В. Гоголя «Нос» из всего творчества гениального писателя по праву заслуживает названия самого загадочного и спорного. Очень много мистических и непонятных по смысловому содержанию событий делают его еще более странным, но не менее увлекательным и интересным. Нос непонятным образом сначала исчезает, и таким же странным способом вдруг восстанавливается. Эти и другие второстепенные детали привлекают внимание критиков, пытающихся разгадать главную загадку Гоголевского «Носа», а именно – определение жанра. Большинство литераторов относят это произведение к жанру сатиры на общество, в котором человек оценивается по чину. Это очень красочно обыгрывается в ситуации, где главный герой со страхом и подобострастием робко заговаривает со своим носом, одетым в чиновничий мундир. Фантастические сюжеты повести усилены гротеском, аллегорией и пародией, а ирония переходит местами в сарказм. Оригинальные образы нетипичных героев используются писателем в фантастическом сюжете, чтобы в ироничной форме обратить внимание читателя на жизнь чиновников и их заботы. Это скрытая насмешка над большой проблемой современного Гоголю общества. Итак, «Нос» является пародией на фантастический романтический жанр. Являясь пародией, оно сильно напоминает этот жанр, но само к нему не принадлежит. Многие утверждают, что «Нос» относится, скорее, к жанру реалистической сатиры, т.е. к прямо противоположно по своему направлению. В этом сочетании несочетаемых жанров состоит художественное своеобразие данного произведения. В. В. Виноградов показал эстетический контекст, в котором был написан рассказ «Нос», который представлен низкими жанрами, каламбурами, анекдотами, слуxами о магнетизме и разныx событияx, которые, «вероятно», случились в Петербурге. И на фоне этого контекста выступает лицо повествователя «Нос», который с серьезным видом утверждает исчезновение и потом опять обнаружение носа майора Ковалева. Мотивировка и объяснение всей истории посредством сна, который был составной частью первой редакции, были обоснованно отвергнуты В. В. Виноградовым. Но слиток отрывочныx образов мотивированных сном остался. Остался также рассказчик, лицо, мимику которого и угол зрения, с которого он смотрит, следует определить. Если рассказчик наблюдает историю с носом не прямо, а опосредованно, то надо показать суть фильтра, через который история пропускается и доxодит до рассказчика. Если объяснить отрывочную склейку бессмыслицы не сном, а пересказом от кого-то услышанного слуxа, то можно совершенно просто объяснить мотивировку всеx необъяснимыx и непонятныx моментов повести «Нос». Некоторые части сюжета не объяснены, не досказаны, как это и бывает при слуxаx. Именно жанр устныx пересказов в дуxе фольклорныx сказителей, которые «достоверно» воссоздают истории с чертями и ведьмами, Гоголю очень близок. Но в новелле «Нос» выступают не черти или ведьмы, а реально выглядевший образ Петербурга. Ю. Манн говорит, что в новелле «Нос» у Гоголя снят объект фантастичности. Относительно он прав. Относительно потому, что здесь выступают не ведьмы и черти, а только какие-то меняющиеся персонификации отрезанного и опять найденного носа. Но неизвестной остается та сила, которая дала первоначальный толчок всему тому, что показывается, и это тем же самим образом неизвестно и в фольклорныx образаx и в серьезно выглядевшей истории о потерянном носе. Туманные места возникают в согласии с жанром устного пересказа, в котором что-то потеряно шумом и устным переносом. Таким образом, рассказчик в дуxе устныx жанров пользуется не своим возможным всемогущим всезнанием, а только знанием, которoе к нему моглo дойти посредством услышанного, и он эту услышанную версию соблюдает и пересказ ведет/составляет именно в духе «услышанного» и «пересказанного». Таким образом, повествователь придерживается логики пересказа анекдота или услышанного слуха – невероятного события, в котором достоверно известны детали, но важные факты и возможные «логические» объяснения теряются в духе жанра устного пересказа, через который просвечивает сон, жанры низкой литературы, каламбуры, газетные заметки. В современном мире жанр данного произведения определяют как: «сатирическая абсурдистская повесть». Мне хотелось бы отметить, что несмотря на споры, интеллигенция того времени очень живо отреагировала на творение Гоголя. Повесть не прошла мимо Виссариона Белинского, который увидел в ней крайне актуальный социальный комментарий, осуждающий косность и бюрократизм русского общества. Его поддержал и С.Г. Бочаров, который утверждал, что автор заставил людей взглянуть правде в глаза. В.В. Набоков считал «Нос» одним из самых удачных творений Гоголя. Однако не все разделили этот энтузиазм. Например, Н.Г. Чернышевский называл повесть старым «анекдотом», и считал, что Гоголь ничего нового не придумал, а просто пересказал старое. б) генезис повести: фольклорно-мифологическая традиция, романтическая фантастика и т.д. В повести «Нос» содержаться элементы фольклорно-мифологической традиции. Н.В. Гоголь в одном письме шутил насчет человеческого носа, «что он нюхает все без разбору, и зачем он выбежал на середину лица». Необычному носу в старину придавалось большое значение, считалось, что он характеризует человека. Нос картошкой якобы говорил о грубости нрава. Длинный нос – о любопытстве. Острый нос – о хитрости и коварстве. Красный или сизый нос – о пьянстве. Особенно доставалось большим носам. Их владельцам приписывали и лживость, и пьянство, и вообще комичность, над ними потешались. В повести «Нос» Н.В. Гоголь пользуется известными поговорками и вводит их в контекст. Каждый герой повести, так или иначе касается народных поговорок. «Майор Ковалев приехал в Петербург по надобности, а именно искать приличного своему званию места». Иносказательно выражена поговорка: «совать свой нос» (попасть куда-нибудь). Встретив «собственный нос» да еще и в мундире, «бедный Ковалев чуть не сошел с ума». Здесь «нос в мундире» иносказательно выражает поговорку «задирать нос». А фразеологизм «сойти с ума» имеет как прямое значение – терять рассудок, так и переносное - выражение удивления и оценки. Далее в эпизоде, где действие разворачивается в газетной экспедиции, смешными становятся действия чиновника. Видя перед собой человека без носа, чиновник нюхает табак, утирает нос, - ремарки автора. «Желая сколько-нибудь облегчить его (Ковалева) горесть, он почел приличным выразить участие свое в нескольких словах: - Мне, право, очень прискорбно, что с вами случился такой анекдот. Не угодно ли вам понюхать табачку? <...> Говоря это, чиновник поднес Ковалеву табакерку, довольно ловко подвернув под нее крышку с портретом какой-то дамы в шляпке». Выражение «понюхать табачку» стало афоризмом. Под «афоризмом» мы понимаем краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее заключение. То есть, «понюхать табачку» - испытать чего-нибудь (получить неодобрительную оценку). В сцене с доктором появляется еще одна поговорка. «Доктор явился в ту же минуту. Спросивши, как давно случилось несчастье, он поднял майора Ковалева за подбородок и дал ему большим пальцем щелчка в то самое место, где прежде был нос, так что майор должен был откинуть свою голову назад с такою силою, что ударился затылком в стену». Причем это доктор повторяет дважды. Значение данного действия можно расценить как то же, что «оставить с носом», т.е. обмануть в надежде. Обманул дважды. Доктор предлагает Ковалеву: «Вы уж лучше так оставайтесь… Предоставьте лучше действию самой натуры. Мойте чаще холодною водою, и я вас уверяю, что вы, не имея носа, будете так же здоровы, как если бы имели его. А нос я вам советую положить в банку со спиртом или, еще лучше, влить туда две столовые ложки острой водки и подогретого уксуса, - и тогда вы можете взять за него порядочные деньги. Я даже сам возьму его, если только не подорожитесь». По сему мы делаем вывод, что доктор плут. В письме, полученном от штаб-офицерши Подточиной, мы находим следующую поговорку: «… Если вы разумеете под сим, что будто бы я хотела оставить вас с носом, то есть дать вам формальный отказ, то меня удивляет, что вы сами об этом говорите, тогда как я, сколько вам известно, была совершенно противного мнения, и если вы теперь же посватаетесь на моей дочери законным образом, я готова сей же час удовлетворить вас, ибо это составляло всегда предмет моего живейшего желания, в надежде чего остаюсь всегда готовою к услугам вашим». Выражение «оставить с носом» (одурачить) Подточина преподносит как «дать формальный отказ», она старается вести разговор дипломатично, ведь перед ней возможный жених её дочери. Таким образом, мы можем отметить, Н.В. Гоголь как бы играет словом (его прямым и переносным значением), а также строит сюжет повести, опираясь на поговорки – фольклорные элементы. Сказанная поговорка позволяет либо охарактеризовать персонаж (Подточина - дипломатична, доктор - плут), либо передать эмоциональное содержание сцены (сцена в газетной экспедиции или встреча с собственным носом). В.Ш. Кривонос в своей работе «Фольклорно – мифологические мотивы в «Петербургских повестях» Гоголя тоже рассматривает данный аспект. Познакомившись с данной статьёй, я выделила несколько интересных моментов, чтобы не «перегружать» свою работу. Нос обнаруживается в хлебе, вынутом из печи супругой цирюльника Ивана Яковлевича (увидев в разрезанном хлебе «что-то белевшееся», он «засунул пальцы и вытащил - нос! ...»), который, узнав в неожиданной находке нос коллежского асессора Ковалева, оказался ни жив, ни мертв», т. е. как бы между «этим» и «тем» светом, существом с неопределенным статусом. Нос появляется у бездетных супругов в виде мертвой плоти (ср. проведенную параллель между носом и Мальчиком с пальчиком, рожденным из нечаянно отрубленного старухой пальца героем русской сказки. Он рождается из печи, означающей в архаических представлениях могилу; следовательно, речь может идти о возвращении умершего, что подчеркивает связь носа с потусторонним миром и предуказывает семантику его последующих метаморфоз. Существенно в этом плане, что гоголевский цирюльник, «как всякий порядочный русский мастеровой, был пьяница страшный». Пьяный, согласно народным представлениям, является слугой черта. Поэтому ссылка Ивана Яковлевича на «чёрта» («Чёрт его знает, как это сделалось», и сказал он наконец, почесав рукой за ухом.- «Пьян ли я вчера возвратился, или нет, уж неверное сказать не могу» выглядит глубоко знаменательной. Упоминание «чёрта» характеризует место действия как «нечистое», что также важно для обстоятельств появления носа, в которых есть что-то «нечистое». Значимые ассоциации с фольклорно-мифологическими представлениями о чудесном рождении вызывает и замечание супруги Ивана Яковлевича: «Ах ты пачкун, бревно глупое!». Возникают аналогии носа со сделанным человеком или с рожденным из чурбана (ср. также характеристику носа, который Ковалев после поимки того полицейским безуспешно пытается приставить к лицу: «Но нос был как деревянный..». Между тем появление носа именно в хлебе, траверсирующее литургическую топику и вообще евангельский сюжет о Воплощении, не просто обнажает кощунственные аспекты необыкновенно-странного происшествия, но свидетельствует о рождении мнимого спасителя, самозванца, отнюдь не случайно возникшего 25 марта, т. е. на Благовещение в день, «когда возвещается о скором при действии Спасителя». Рождение носа в день важнейшего христианского праздника выражает в предельной форме идею «победного наступления дьявола». 3. Персонажи в сюжете: а) имя персонажей: майор Ковалев (Платон) и цирюльник Иван Яковлевич (расшифровать имена, показать, как имя «работает» в сюжете; авторские наименования, их динамика и смысл - майор, коллежский асессор?). б) портреты в аспекте телесности (семиотика лица и тела - нос; бакенбарды и т.д.), в) костюм и его детали (костюм как двойник персонажа, расшифруйте смысл такой детали, как пуговицы и т.д.). Имя Майора Ковалёва заключает в себе двойную семантику образа: с одной стороны, шаблонную и общераспространенную фамилию (укр. коваль – кузнец), с другой - имя и отчество (Платон Кузьмич), содержащее одновременно иронический намек на греческого философа Платона и пародийно диссонирующее отчество простоватого Кузьмы, что в тона Ковалёва не помышляет ни об идеализме, ни о платонической любви. Его философия, как у Хлестакова (и Пирогова), «срывать цветы удовольствия». Платон - «кавказский» коллежский асессор (чин 8-го класса соответствовал майору в военной табели о рангах). На Кавказе этот чин получить было проще, туда, съезжались за чином молодые титулярные советники (об этом сказано в самом тексте произведения). Стоит отметить, что Ковалёв именует себя майором необоснованно, ибо по указу Екатерины II от 15 -ноября 1793 г. статские не имеют права именовать себя воинскими чинами. Следовательно, сущность образа - амбиция, самолюбие, сознание иерархического ранга в качестве незыблемого жизненного закона: «Он мог простить все, что ни говорилось о нем самом, но никак не извинял, если это относилось к чину или званию». Образ распадается надвое: он сам и его Нос. Двойник ( т.е Нос) метонимически отделяется от своего носителя. Гротескные приключения Носа, как телесного показателя амбиции Ковалёва, иронически обыгрываются Гоголем в духе назидательного рассказа о справедливо наказанном тщеславии. Притом его Нос на три чина выше и служит по другому ведомству, что разрушает стройный мир иерархического порядка в сознании майора Ковалёва. Он попадает в центр так называемой «миражной интриги», «вступает в конфликт с собственным носом». От исхода этой борьбы зависят все блага жизни для майора Ковалёва. Стоит отметить, что Майор ведет себя грубо и неуважительно с теми, кто стоит ниже по карьерной лестнице, а вот с высокими чиновниками этот герой заискивает, пытаясь добиться расположения. Ковалев не пропускает званых вечеров, ведь там можно не только волочиться за женщинами, но и заиметь полезное знакомство. Все сказанное выше совсем не соотносится с обычной фамилией Ковалев. Огромные амбиции героя снижены его совершенно не говорящей фамилией. Герой настолько подавлен потерей носа, ведь это может помешать ему добиться тех высот, к которым стремится коллежский асессор. Портрет Ковалёва - «фигура фикции» (А.Белый), так как он строится на отсутствии носа: «У него вместо носа совершенно гладкое место!» Пародийно уравновешивают отсутствие носа только бакенбарды: «эти бакенбарды идут по самой средине щеки и прямехонько доходят до носа». Еще о внешности Ковалева известно, что он чисто одевается, у него имеется множество печаток (печатки для запечатывания писем носили как брелок на цепочках), у него довольно красивый небольшой нос. Создавая портрет этого персонажа, автор подчеркнул его наглое самодовольство и тщеславие. Внешне он всегда старается выглядеть идеально, носит накрахмаленные и безупречно чистые воротнички, регулярно посещает цирюльника. Костюм – в какой-то мере действительно является двойником персонажа, так как даже пуговицы говорили о занимаемой должности: А ухоженность в одежде, как говорилось ранее, подчеркивает его характер, качества. Иван Яковлевич - неряшливый цирюльник. Это обычный русский мастеровой, который был страшным пьяницей и неряхой. Хоть и брил он ежедневно чужие подбородки, свой всегда оставлял небритым. Сюртук, как полагается, не носил, а имел пегий фрак с лоснящимся воротником, пуговицы у которого еле висели на ниточках. Эти детали опять-таки показывают нам на его неряшливость, не ухоженность и отношение к себе. По натуре Иван Яковлевич был циником. Когда к нему приходил бриться коллежский асессор Ковалев и делал замечание по поводу неопрятных рук цирюльника, тот от души понюхавши табаку, мылил клиента, где ему заблагорассудится: за ушами, под носом, на щеках и т.д. Иван Яковлевич женат. Его жену зовут Прасковьей Осиповной. Она не уважает мужа и ведет себя с ним очень грубо. Обзывает его самыми разными словами. По словам местного полицейского, Иван Яковлевич является не только пьяницей, но и воришкой. За несколько дней до случая с носом Иван Яковлевич якобы украл в одном магазине набор пуговиц (бортище пуговиц). Автор утверждает, Иван Яковлевич является почтенным человеком во многих отношениях. Вероятно, автор говорит это с иронией, так как в данном герое мало чего-то почтенного: «Но я несколько виноват, что до сих пор не сказал ничего об Иване Яковлевиче, человеке почтенном во многих отношениях». «Этот почтенный гражданин находился уже на Исакиевском мосту». Информацию по поводу внешности данного персонажа я не нашла в тексте произведения. 4. Организация нарратива: а) сюжет о метаморфозах Носа, Нос как двойник Ковалева, сюжетные смыслы Образ Ковалёва распадается надвое: он сам и его Нос. Двойник (Нос) метонимически отделяется от своего носителя. Гротескные приключения Носа, как телесного показателя амбиции майора Ковалёва, иронически обыгрываются Гоголем в духе назидательного рассказа о справедливо наказанном тщеславии. Притом Но. на три чина выше Ковалёва и служит по другому ведомству, что разрушает стройный мир иерархического порядка в сознании Ковалёва. Он бежит искать свой нос, видит его разъезжающим в карете: «Он был в мундире, шитом золотом, с большим стоячим воротничком; на нем были замшевые панталоны; при боку шпага. По шляпе с плюмажем можно было заключить, что он считался в ранге статского советника». Нос молится в Казанском соборе, не желает разговаривать с Ковалёвым, униженно просящим, чтобы Нос вернулся на законное место. Я считаю, что нос - это совершенно особое тело, т.к. оно является чистой фикцией, отраженным порождением тайных мечтаний самого Ковалева о чине и его страстном желании обладания этим чином. Мечты Ковалева материализуются в искаженной, пугающей его иллюзии. Явление двойника всегда шок. Но еще больший шок испытывает Ковалев, когда осознает, что «господин в мундире» и есть его собственный нос, который «вчера не мог ездить и ходить», а сегодня явился перед ним как самостоятельное тело и «был в мундире...и ранге статского советника». Чужим Нос делает надетый на него мундир - внешняя форма, маска, скрывающая внутреннюю сущность. Мундир - это видимость, пелена, застилающая взгляд, лишающая Ковалева способности видеть истинное положение дел. Именно из-за мундира Ковалев воспринимает Нос как чужого. Мундир, о котором так мечтал Ковалев, похитил у него его собственный нос, завладел тем, без чего майор не может существовать, т.е. его личность, лик. Исчезновение носа для майора оборачивается потерей самости. Нос оказался средоточием самой сути Ковалева, в нем заключается возможность его бытия, занятия места в пространстве. Без носа бытие не возможно, место Ковалева в пространстве занимает ни какой-то другой человек, а вещь, мундир, чин, завладевший его носом. Это указывает на еще один важный аспект - в персонаже Носа заложен мотив двойственности, перевертыша, он одновременно и нос, как часть тела, и Нос как личность, чин. У Гоголя нос - это своеобразная мимирующая маска, т.к. он, так же не имеет своей телесной полноты. Нос - это одновременное присутствие и отсутствие, это внешнее зрение, пластический след внутренней метаморфозы Ковалева. Образ носа реализует эту метаморфозу в гротесковой искаженной форме. По сути, Нос не есть копия, точный двойник Ковалева, рожденный «вздыбленной», «взбунтовавшейся» отражающейся поверхностью. Это некое деформировано-гротесковое порождение, причудливым образом материализованная аллюзия. б) принцип парности персонажей и параллелизм сюжетов – Ковалева и Ивана Яковлевича, их схождение и расхождение Повествование начинается с истории цирюльника, так как его поведение ярко показывает нравы того общества и дают толчок к развитию дальнейших событий: цирюльника не удивляет что он находит отрезанный нос, его беспокоит то, как избавится от «улики». На самом деле цирюльник - вор и мошенник. Общее у цирюльника и Ковалёва то, что оба живут под маской приличий и выдают себя не за тех, кем являются на самом деле (Ковалёв - не настоящий майор). Фразеологизм «остаться с носом» означает «остаться ни с чем», но у Гоголя он приобретает прямо противоположный смысл. Из отличий данных персонажей хочу сказать об их положении в обществе. Несмотря на вышеупомянутые факторы, это имеет место быть в реальности того времени. Цирюльник Иван Яковлевич, живущий на Вознесенском проспекте (фамилия его утрачена, и даже на вывеске его - где изображен господин с намыленною щекою и надписью: «и кровь отворяют» - не выставлено ничего более). Чин, должность, статус ценится выше, чем человек, чем личность. Приклеить к фамилии чин - значит вписать человека в систему, отнять ранг у фамилии означает выкинуть человека из системы. в) Автор-рассказчик и его маски Я затрагивала данный аспект при ответе на предыдущий вопрос. Создавая гротескную ситуацию, Н.В. Гоголь показывает обычное в необычном свете, то, к чему все привыкли и не замечают, - срывает маску с уродливых явлений действительности. Призывает читателя заглянуть себе в душу и ответить, прежде всего, самому себе, соответствует ли его поведение, его душевный склад общепринятым нормам морали и нравственности. Ковалев – не тот, за кого себя выдает: не настоящий майор, не соответствует вице-губернаторскому месту, неискренен со своими знакомыми. Он становится честным, активным, готовым заплакать только тогда, когда с ним случается беда, когда он теряет нос. А когда нос вернулся, то вернулась его прежняя маска: прежние привычки, прежние знакомства. Понадобилось вмешательство нечистой силы, чтобы сорвать с него маску, открыть его истинное лицо. Маска у всех героев: у брадобрея, у частного пристава, у доктора, у квартального полицмейстера - у всей России… Под внешним приличием кроется равнодушие, лживость, грубость, взяточничество, чинопоклонство, тщеславие, лесть, зависть. Сорвать маску с пороков общества - вот задача Н.В. Гоголя. В самом конце повести автор делает вид, что упрекает сам себя, взявшего столь необычный сюжет: «Но что страннее, что непонятнее всего, - это то, как авторы могут брать подобные сюжеты». Что делает автор, чтобы разрушить эту условность, сорвать маску «приличия» с общества? Он тоже надевает на себя Маску. Маску наивного и простодушного повествователя, удивляясь происшедшему, даже в финале повести укоряя себя за то, что такая нелепица стала предметом его повествования. И этот приём позволяет Н.В. Гоголю сатирически обрисовать пороки современной ему России. г) специфика повествования: игра оптическими планами (ближний/дальний, укрупнение/уменьшение и т.д.), перебои сюжета, пародирование романтической повествовательной техники и т.д. Гоголь очеловечивает нос, но приём олицетворения использован в укрупненном масштабе. Нос становится независимым от хозяина практически полноправным членом общества, он даже собирался бежать за границу. На синтаксическом уровне Гоголь обращается к зевгме: «Доктор <…> имел прекрасные смолистые бакенбарды, свежую, здоровую докторшу». Эти особенности помогают писателю изображать юмор и иронию в произведении. Автор умело играет оптическими планами. Нос находится то близко, то далеко от Ковалёва. д) мотивика. Автор повести «Нос» осуждает грубость, пошлость, коррупцию, равнодушие и мелочность и заставляет задуматься о том, как мы слепы в погоне за материальными ценностями и выгодными знакомствами. Даёт нам яркий пример нездорового общества и того, как жить не надо. Повесть «Нос» имеет ярко выраженную мораль - учит нас мыслить шире, смотреть на мир своими глазами, а не слепо подчинятся чьим-то предписаниям. Вывод из книги можно сделать такой: нужно жить не только телом, но и душой. В повести «Нос» использован весьма богатый писательский инструментарий. Наиболее широко Гоголь применяет такое средство выразительности как гротеск. Во-первых, это автономность Носа, превосходящего по положению своего хозяина. Во-вторых, комическое преувеличение характерно для изображения взаимоотношений людей разного социально уровня. Ковалёв боится подойти к Носу, а Иван Яковлевич с неимоверным трепетом и волнением начинает относиться к своему клиенту после приключившегося. |