Самостоятельная по литературе. 1. Время и место действия. Действие происходит в Петербурге. По первоначальной версии автора события повести Нос происходили в 1832 году, но в окончательной редакции эта подробность была опущена
Скачать 10.27 Kb.
|
1.Время и место действия. Действие происходит в Петербурге. По первоначальной версии автора события повести «Нос» происходили в 1832 году, но в окончательной редакции эта подробность была опущена. В повести остались две даты: 25 марта – это день, когда цирюльник обнаружил нос в хлебе, а 7 апреля нос, наконец-таки, вернулся на свое место. Главные герои повести «Нос»: Иван Яковлевич – цирюльник, который бреет Ковалева каждую среду и воскресенье. Циник, пьяница и грязнуля. Ходит в неопрятном виде, небритый. Платон Кузьмич Ковалев – майор, коллежский асессор. Служил на Кавказе, а в Санкт-Петербург переехал для заключения выгодного брака и получения высокого чина. Самолюбив, горделив и глуп. Отращивает бакенбарды. 2. Потеря носа для Ковалева большая трагедия потому, что он собирается жениться, “но только в таком случае, когда за невестой случится двести тысяч капиталу”. Отсутствие носа грозит ему служебными неприятностями, убытками, срывает его планы стать вице-губернатором или экзекутором. Майор Ковалев по повести в прямом смысле потерял нос. Для него это могло означать позор перед его окружением, и поэтому он не появлялся на разных мероприятиях где было много людей. С исчезновением носа майора Ковалева связаны такие перемены в жизни, как: карьера, перемены в личной жизни и в обществе в целом. Коллежский асессор называл себя майором для большей напыщенности, чтобы произвести на себя впечатление. Вообще, Ковалев был человеком тщеславным и заботился только о своем имидже, о том, как он выглядит и как появится в обществе. С потерей носа он потерял важный свой атрибут, поскольку без него он не мог появиться нигде, а выходя на улицу без носа заматывал лицо. 3. Ковалёв отправляется в газету, чтобы дать объявление о пропаже носа, но там ему отказывают, опасаясь, что такое скандальное объявление нанесёт ущерб репутации издания. Ковалёв бросается к частному приставу, но тот, будучи не в духе лишь заявляет, что приличному человеку носа не оторвут, если он не таскается чёрт знает где. Ковалев решает, что в случившемся виновата штаб-офицерша Подточина, которая хотела женить героя на своей дочери. По мнению асессора, она "наняла для этого каких-нибудь колдовок-баб". Ковалев пишет Подточиной письмо с угрозой, но, получив ответ, понимает, что она не имеет никакого отношения к пропаже носа. Все мечты майора рассыпаются в прах после исчезновения носа, ведь вместе с ним потеряны лицо и репутация. 4. Нос в изображении писателя является фантастическим образом некоего неодушевленного предмета, считающего себя более знатной особой с дорогим мундиром и значительным рангом, нежели его хозяин. Повествуя о событиях, произошедших с его героем, писатель рассматривает бегство носа в виде некоего наказания для Ковалева за его греховные поступки, выражающиеся в духовном кризисе личности майора, одержимого тщеславием, развлечениями, увлечением женщинами. Нос – это как бы Альтер-эго Ковалева, в котором недостатки его хозяина выступают в гипертрофированном виде. Он имел привычку покидать своего владельца и самостоятельно разгуливать по городу. 5. Все мечты майора рассыпаются в прах после исчезновения носа, ведь вместе с ним потеряны лицо и репутация. В это время нос поднимается по карьерной лестнице выше хозяина, за что угодливо принят в обществе. Лишь спустя много дней нос с утра снова оказывается на лице своего владельца, так же необъяснимо, как исчез. И жизнь Ковалёва возвращается в своё нормальное русло. 6. Остаться с носом значит потерпеть неудачу или позволить одурачить себя. 7. Описывая существующее общество, автор соединяет реальное с нелепым, а смешное со страшным. Гротеск – это и есть небывалый мир, противопоставленный повседневному быту и реальной действительности. По этой причине, повесть «Нос» называют гротескно-сатирической. Элементы гротеска проявляются не только в загадочном исчезновении и появлении носа майора Ковалёва, но и в целой череде событий, сопутствующих погоне за собственным носом. Мало того, что нос носил мундир, шитый золотом, и шляпу с плюмажем, так он ещё и спокойно передвигался по городу из одного заведения в другое. Автор, создавая образ Носа, использовал художественный приём - гротеск. В первоначальном варианте всё происходит во сне, но потом писатель меняет сон на явь. Таким образом складывается гротесковая ситуация. Потеряв нос, чиновник Ковалёв перестаёт быть просто чиновником, в нём проявляется растерянность, недоумение. С возвращением чина эти чувства пропадают, и перед читателем опять бездушный бюрократ. Сущность гротеска в том, что нос - часть лица, не обладающая ни умом, ни душой. В этой повести нос является статским советником. Это не самый последний чин в иерархии «Табели о рангах». Значит, для российского общества важно только положение, а не человеческие качества. С первой же строчки произведения есть четкое обозначение даты: "Марта 25 числа" – это сразу не предполагает никакой фантастики. И тут же – пропавший нос. Произошла какая-то резкая деформация обыденности. Это ещё один пример гротеска, основанный, как и гипербола, на преувеличении, заострении качеств и свойств людей, предметов, явлений природы и фактов общественной жизни. Контрольные вопросы 1.Повесть «Нос» Гоголя относится к сатирическому жанру. Сатира в ней направлена на высмеивание нравов, сложившихся в российском обществе в первой половине XIX века. Характеры героев и окружающая их атмосфера выписаны во вполне реалистичной манере. Сюда не относится лишь один из героев – нос. Это одно из самых веселых, оригинальных, фантастических и неожиданных произведений Николая Гоголя. Автор долго не соглашался на публикацию этой шутки, однако друзья уговорили его. Повесть была впервые напечатана в журнале "Современник", в 1836 году, с примечанием А.С. Пушкина. С тех пор вокруг этого произведения не утихают горячие споры. Реальное и фантастическое в повести Гоголя "Нос" сочетается в самых причудливых и необыкновенных формах. Здесь автор достиг вершины своего сатирического мастерства и нарисовал подлинную картину нравов своего времени. 2. Автор повести «Нос» осуждает грубость, пошлость, коррупцию, равнодушие и мелочность, скрывающиеся под маской человека, и заставляет задуматься о том, как мы слепы в погоне за материальными ценностями и выгодными знакомствами. Даёт нам яркий пример нездорового общества и того, как жить не надо. Не всегда внутреннее содержание соответствует поступкам челнока. Повесть «Нос» имеет ярко выраженную мораль — учит нас мыслить шире, смотреть на мир своими глазами, а не слепо подчинятся чьим-то предписаниям. |