философия. Штейнке_задание12. 1. Социальное бытие и его специфика. Основные подходы к изучению общества. Общественное бытие понятие, введенное Марксом, подчеркивавшим, что не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание
Скачать 26.33 Kb.
|
1. Социальное бытие и его специфика. Основные подходы к изучению общества. Общественное бытие – понятие, введенное Марксом, подчеркивавшим, что «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Под общественным бытием понимаются материальные отношения людей к природе и друг к другу, возникающие в процессе становления человеческого общества и существующие независимо от общественного сознания. В рамках учения об общественном бытии особое место занимает концепция производственных отношений, то есть отношений, в которые люди вступают в процессе производства. Производственные отношения выступают как базис для многообразных форм общественного сознания. В свою очередь, характер производственных отношений определяется уровнем развития производительных сил общества, неодинаковым для разных обществ и разных стадий общественного развития. Общество – не просто совокупность людей, но еще и реальная, объективно существующая совокупность условий их совместной жизни. Это понимание общества наиболее отчетливо выразил Дюркгейм. Он утверждал, что общественная жизнь представляет собой реальность особого рода – социальную реальность. Она отличается от природной реальности и не сводима к последней. Ибо в ней кроме вещественно-энергетических процессов есть еще один тип процессов, которым нет аналога в природе: это процессы духовной жизни – невидимые процессы, которые протекают в головах индивидов, но при этом координируются и соединяются вместе, образуя общественное сознание. Это «надбиологическая» и «надындивидуальная» реальность, которая первична по отношению к биопсихической реальности, воплощенной в человеческих индивидах. Первична потому, что человек с его биологическими и психическими особенностями может существовать только в условиях социального бытия. Люди в обществе не просто сосуществуют, они взаимодействуют между собой, и вследствие этого взаимодействия общество выступает как сложная система, которая есть единое целое, а не просто некое множество собранных вместе отдельных частей-элементов. Рассматривая общество как систему, целесообразно обратиться к синергетике. С синергетической т. зр. общество как социальный организм представляет собой сверхсложную диссипативную эволюционирующую систему, которая имеет характерные для подобных систем общие свойства: 1. Общество есть открытая динамическая система, взаимодействующая с окружающей средой, и сохраняющая свое существование благодаря постоянному обмену с ней веществом и энергией. Полученные вещества и энергия общество распределяет между клетками социального организма, перерабатывает и использует, выбрасывая их из себя и рассеивая в окружающей среде. Специфической для общества формой взаимодействия со средой является материальное производство. Оно служит основой разнообразных форм хозяйственной деятельности людей, направленной на удовлетворение их материальных потребностей. Производство вместе с распределением и потреблением его продуктов образует экономическую сферу общественной жизни. 2. Самоорганизация, то есть общество, его структура возникает, сохраняется и усложняется в результате происходящих в нем внутренних процессов. Самоорганизация чел. общества исторически происходит в виде развития разнообразных форм управления социальными процессами, прежде всего, власти. 3. Рост объема используемой информации. В открытой неравновесной системе при достаточном притоке энергии извне элементы начинают функционировать когерентно, согласованно. В результате внутри системы возникает информационная среда, в которой циркулирует и накапливается информация. Рост объема этой информации – условие самоорганизации системы. Человеческое общество как сверхсложная система отличается колоссальным количеством сохраняемой в ней информации. Однако его специфика не только в этом. Главная особенность информационных процессов в обществе состоит в том, что у людей, обладающих сознанием и разумом, информация приобретает особое сверхприродное качество – смысл. Возникновение смысла есть шаг, создающий новый тип информационных процессов, какого в природе без человека нет и какой появляется только в обществе. Информация, выраженная в языке и других знаковых системах, становится социальной информацией, носителем которой является общество в целом. Все его члены оказываются погруженными в объединяющую их информационную среду. Информационная среда в человеческом обществе – это культура. Накопленная поколениями информация не исчезает вместе с ними, а сохраняется в культуре. Так возникает механизм социальной памяти. Благодаря этому в обществе, в отличие от животного мира, становится возможным ускоренный рост объема информации, находящейся в распоряжении человечества. Такой рост обеспечивает развитие общества. Существуют различные подходы к исследованию общества, среди основных – идеалистический, материалистический. Спор между ними возникает по вопросу о той роли, какую играют в обществе духовные, материально-производственные и природные факторы. Представители идеалистического подхода общественную жизнь объясняют воздействием духовных по своей природе факторов. Причиной происходящих в обществе событий они считают идеи, рождающиеся в головах людей. И поскольку все люди уникальны, действуют произвольно, постольку нет никаких закономерностей общественной жизни, она представляет собой совокупность случайных и неповторимых событий. Часть философов-идеалистов считает, что в общественной жизни всё-таки есть закономерности, так как люди реализуют план, замысел каких-либо сверхъестественных духовных сил – Бога, Мирового Разума и тому подобное. Представители материалистического подхода считают, что в обществе действуют такие же объективные законы, как и в природе. Эти законы не зависят от воли и желания людей. Развитие общества представляет собой не сверхъестественный, а естественноисторический процесс, который можно так же изучать, как и законы природы. Знание объективных социальных закономерностей даёт возможность реформирования, усовершенствования общества. Философы-материалисты подчёркивают значение материальных факторов общественной жизни. По их мнению, основой общественной жизни является материальное производство, и именно там нужно искать причины происходящих в обществе событий, так как материальные интересы людей решающим образом влияют на их сознание, на те идеи, которых они придерживаются в жизни. Разновидностью материалистического подхода к объяснению общественной жизни является натуралистический подход. Его представители закономерности развития общества объясняют природными факторами. Различные природные факторы существенно влияют на образ жизни, производственную деятельность человека, обусловливают хозяйственную специализацию различных регионов, психический склад наций, их духовную культуру и тем самым предопределяют формы и темпы исторического развития разных обществ. Одним из наиболее существенных факторов является климат. Установлено, что локальные ухудшения климата – похолодания, иссушения – всегда совпадали с возникновением великих империй, взлётами человеческого интеллекта, а в периоды потеплений происходил распад империй, застой духовной жизни. 2. Общество как система, его основные элементы. Виды системных моделей общества. Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Несомненно, общество является социальной системой, которая характеризуется как целостное образование, элементами которого являются люди, их взаимодействие и отношения, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение. Таким образом, в качестве основных элементов общества как социальной системы можно выделить следующие: 1. Люди; 2. Социальные связи и взаимодействия; 3. Социальные институты, социальные страты; 4. Социальные нормы и ценности. Как и для любой системы, для общества характерно тесное взаимодействие его элементов. Учитывая эту особенность, в рамках системного подхода общество – большая упорядоченная совокупность социальных процессов и явлений более или менее связанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое. В современной науке широкое распространение получил системный подход к пониманию различных явлений и процессов. Возник он в естествознании, одним из его основателей был ученый Л. фон Берталанфи. Гораздо позднее, чем в науках о природе, системный подход утвердился в обществознании, согласно которому, общество представляет собой сложную систему. Для того чтобы разобраться в данном определении, нам необходимо прояснить суть понятия «система». 1. Признаки системы: 2. Некая целостность, общность условий существования; 3. Наличие определенной структуры – элементов и подсистем; 4. Наличие коммуникаций – связей и отношений между элементами системы; 5. Взаимодействие данной системы и других систем; 6. Качественная определенность, то есть признак, позволяющий отделять данную систему от иных систем. Социальная система самостоятельна по отношению к составляющим ее элементам и имеет способность саморазвития. На основе системного подхода к анализу общества был разработан функционализм. Функциональный подход был сформулирован Г. Спенсером и развит в работах Р. Мертона и Т. Парсонса. В современной социологии он дополняется детерминизмом и индивидуалистическим подходом (интеракционизмом). 3. Экономическая, социальная, политическая и духовная сферы жизни общества. Сферы жизни общества – это независимые, но в то же время взаимосвязанные области человеческой деятельности. Каждая сфера включает в себя: 1. Определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные); 2. Социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь); 3. Сложившиеся отношения между людьми (то есть связи, возникшие в процессе деятельности людей, например, отношения обмена и распределения в экономической сфере). Выделяют четыре основные подсистемы или сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная и духовная. Важно понять, что люди одновременно находятся в различных отношениях между собой, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении своих жизненных вопросов. Поэтому сферы жизни общества – это не геометрические пространства, где обитают разные люди, но отношения одних и тех же людей в связи с различными сторонами их жизни. Экономическая сфера – это хозяйственная деятельность страны, общества, семьи и так далее. Основные элементы экономической сферы: 1. Производство – создание материальных благ; 2. Распределение – разделение созданных благ между производителями, рынками, потребителями; 3. Обмен – торговля, бартер; 4. Потребление – использование произведенных продуктов. Эта сфера дает возможность получить средства для организации всех остальных сфер общественной жизни, так как производство материальных благ – это один из основных факторов жизнедеятельности человека. Экономическая сфера – область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и так далее – производительные силы. В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления люди вступают в разнообразные отношения друг с другом и с товаром – производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества: 1. Производительные силы – люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда; 2. Производственные отношения – производство, распределение, потребление, обмен. В экономическую сферу жизни общества входят: сельское хозяйство, промышленность, производство, рыночная и банковская системы и тому подобное. Политическая сфера – это сфера деятельности людей, которая связана с проблемами реализации властных полномочий, безопасности общества, государственного устройства, судебной системы. Основные части этой сферы: 1. Государство; 2. Политические партии и организации; 3. Законодательство. Потребности и интересы формируют определенные политические цели социальных групп. На этой целевой основе возникают политические партии, общественные движения, властные государственные институты, осуществляющие конкретную политическую деятельность. Взаимодействие крупных социальных групп друг с другом и институтами власти составляет коммуникативную подсистему политической сферы. Это взаимодействие упорядочивают различные нормы, обычаи и традиции. Отражение и осознание этих отношений формируют культурно-идеологическую подсистему политической сферы. Политическая сфера жизни общества обеспечивает мирную жизнь людей, регулирует их совместную деятельность, определяет направление развития. Социальная сфера – это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа. Понятие «социальная сфера» имеет различные значения, хотя и связанные между собой. В социальной философии и социологии – это сфера жизни общества, включающая в себя различные социальные общности и связи между ними. В экономике и политологии под социальной сферой часто понимают совокупность отраслей, предприятий, организаций, задачей которых является повышение уровня жизни населения; при этом к социальной сфере относят здравоохранение, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание и так далее. Социальная сфера во втором значении – это не самостоятельная сфера жизни общества, а область на стыке экономической и политической сфер, связанная с перераспределением доходов государства в пользу нуждающихся. У социальной сферы есть две формы: 1. Общество в целом, которое включает в себя территорию, национальности, демографические особенности, менталитет. 2. Совокупность организаций и учреждений, которые отвечают за благосостояние населения. Духовная сфера – это сфера, которая отражает духовно-нравственную жизнь общества. Ее элементы: 1. Культура; 2. Наука; 3. Религия; 4. Мораль; 5. Идеология; 6. Искусство. Духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств. Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, а формируются и развиваются в процессе социализации личности. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности – познавательной, ценностной, прогностической и так далее. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. При этом духовная деятельность может быть, как производящей, так и потребляющей. Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные. Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные формы и уровни общественного сознания – нравственное, научное, эстетическое, религиозное, правовое. Источники: Лекции https://www.grandars.ru/college/sociologiya/obshchestvo-kak-socialnaya-sistema.htm https://examer.ru/ege_po_obshestvoznaniu/teoriya/sistemnoe_stroenie https://skysmart.ru/articles/obshestvoznanie/sfery-obshestvennoj-zhizni https://www.grandars.ru/college/sociologiya/sfera-obshchestva.html Философский словарь: Власть – это возможность навязать свою волю другим людям, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность. Глобальные проблемы – это совокупность социально-природных проблем, имеющих планетарный характер, затрагивающих интересы всех народов, от решения которых зависит экономический и социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Государство – политическая форма организации общества на определённой территории, суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны. Закон в юриспруденции – нормативно-правовой акт, который принимается представительным органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Идеология – это система концептуально оформленных представлений и идей, которая выражает интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики и служит формой или санкционирования и закрепления существующего в обществе господства и власти, или радикального их преобразования. Интерес – положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему. История – процесс развития общества, также наука, исследующая прошлое, реальные факты и закономерности смены исторических событий, эволюцию общества и отношений внутри него, обусловленных человеческой деятельностью на протяжении многих поколений. Социальные классы (общественные классы) – относительно большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Культура – понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Наука – область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Эта деятельность осуществляется путём сбора фактов, их регулярного обновления, систематизации и критического анализа. Нация – совокупность граждан определенного государства; исторически устоявшаяся политически самостоятельная общность равноправных и полноправных индивидов, наделённых уникальной национальной идентичностью. Ноосфера – сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. Общественная психология – социально-философская категория, обозначающая один из двух уровней общественного сознания. Общественное сознание – в марксизме: отражение общественного бытия; совокупность коллективных представлений, присущих определённой эпохе. Общественное сознание отражает в сущности и само состояние конкретного общества. Политика – одна из сфер человеческой деятельности, в которой государства в лице органов государственной власти и их должностных лиц, а также общественные институты реализуют свои цели и интересы. Потребность – вид функциональной или психологической нужды, или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Производство – процесс создания какого-либо продукта с использованием первичных и промежуточных факторов производства. Синергетика – междисциплинарное направление науки, объясняющее образование и самоорганизацию моделей и структур в открытых системах, далеких от термодинамического равновесия. Социальная структура – совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества. Социальное бытие – это процесс общественных изменений, он осуществляется как объективно всеобщий, однако включает в себя черты специфически особенного. В этом плане общественное бытие выступает как вид социального творчества и теснейшим образом взаимодействуете общественным сознанием. Социальная общность – реальное объединение людей, объективно заданное способом их устойчивой взаимосвязи, при котором они выступают как коллективный субъект социального действия. Социальный закон – это выражение существенной, необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего связей социальной деятельности людей или их действий. Социология – наука об обществе, составляющих его системах и закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях, общностях и группах. Социум – человеческая общность, специфику которой представляют отношения людей между собой, их формы взаимодействия и объединения. Страта социальная – элемент социальной структуры, объединённый неким общим общественным признаком. Страты конструируются на основании многомерной классификации и часто организуются в иерархический порядок. Субъективный фактор – деятельность субъекта – масс, классов, партий, отдельных людей, включающая различные уровни и формы (идеологическую, политическую, организаторскую) и направленная на изменение, развитие или сохранение объективных общественных условий. Техника – обобщающее наименование сложных устройств, механизмов, систем. Также может употребляться для обозначения методов, процессов и технологий упорядоченной искусной деятельности. Труд – деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ, которые удовлетворяют потребности индивида и общества. Управление – разработка и создание, максимально эффективное использование и контроль социально-экономических систем. Футурология – прогнозирование будущего, в том числе путём экстраполяции существующих технологических, экономических или социальных тенденций, или предсказания будущих тенденций. |