Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Какие названия были предложены для такой научной дисциплины 3. Каковы критерии самостоятельного научного знания

  • 5. Что явилось причиной оформления культурологии как учебной дисциплины в системе современного российского образования

  • тема. ТЕМА 1, Культурология. 1. Становление и зарождение культурологии как самостоятельной научной дисциплины. Культурология икультурологическое знание


    Скачать 18.7 Kb.
    Название1. Становление и зарождение культурологии как самостоятельной научной дисциплины. Культурология икультурологическое знание
    Анкортема
    Дата16.02.2021
    Размер18.7 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТЕМА 1, Культурология.docx
    ТипУчебное пособие
    #176823

    ТЕМА 1. Становление и зарождение культурологии как самостоятельной научной дисциплины. «Культурология» и «культурологическое знание»

    Вопросы для контроля:


    1. Кем и когда была инициирована идея создания особой самостоятельной науки, изучающей культуру?

    ВВЕДЕНИЕ

    В учебных заведениях России ведется преподавание сравнительно новой научной дисциплины – культурологии. Преподавание и освоение этой научной дисциплины вносит свой вклад в овладение достижениями мировой и отечественной культуры, способствует свободному самоопределению молодежи в мировоззренческих позициях, формированию духовной личности.

    Учебное пособие включает в себя краткое изложение содержания каждой темы с выделением наиболее важных проблем. В конце каждой темы даны вопросы, а также контрольные тесты, которые способствуют закреплению знаний студентов, заставляют их обращаться к дополнительной литературе, вырабатывают элементы творческого самостоятельного мышления, расширяют кругозор, учат связывать теорию с практикой.

    Пособие включает в себя терминологический словарь-минимум, содержащий основные категории культурологии, методические рекомендации для выполнения научно-исследовательских работ, их примерную тематику.

    КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

    Становление науки о культуре

    В настоящее время, в резко меняющихся социальных условиях, небывало возрастают требования к личности специалиста любого профиля, не только к его профессиональной, но и в целом интеллектуальной, общекультурной, гуманитарной подготовке. Работодатели отдают предпочтение коммуникабельным, гармонично развитым специалистам. При этом принципиальное значение имеет решение законодательных и правительственных органов Российской Федерации по развитию гуманитарного образования в высших учебных заведениях. Эти решения дают право гражданства новой гуманитарной дисциплине – культурологии.

    Поможем написать работу на аналогичную тему

    Реферат

    Становление науки о культуре

    От 250 руб

    Контрольная работа

    Становление науки о культуре

    От 250 руб

    Курсовая

    Становление науки о культуре

    От 700 руб

    Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

    Узнать стоимость

    Культурология – относительно новая научная дисциплина социально-гуманитарного характера, которая описывает, классифицирует и объясняет явления культуры. Культурология изучает сущность, структуру, закономерности функционирования культуры, ее развития от возникновения до современности в ходе взаимодействия различных культур, имеющих определенные исторические, типологические и этнические черты.

    Культура в той или иной форме становилась объектом размышлений с момента возникновения философии, то есть с самых ранних этапов развития европейской цивилизации. И это не случайно, поскольку существование культуры (обычаев, традиций, норм и т.д.) было осознано практически одновременно с возникновением науки. Однако как особая сфера исследование культуры оформилось только в XVII – XVIII веках, когда свои концепции создали Дж.Вико, И.Г.Гердер, Г. Гегель.

    Культурология как особая научная дисциплина начала формироваться лишь в XX веке, хотя еще в XIX веке Э.Тайлор выдвинул идею создания особой науки о культуре. Данный термин стал широко использоваться благодаря Л.Уайту.

    Предмет культурологии:

    -объективные закономерности мирового и национального культурного процесса;

    - происхождение, функционирование и развитие культуры как специфического человеческого образа жизни.

    Объект культурологии:

    - культурные аспекты различных областей общественной жизни;

    - особенности и достижения основных культурно-исторических типов;

    - тенденции и процессы в современной социально-культурной среде.


    2. Какие названия были предложены для такой научной дисциплины?


    3. Каковы критерии самостоятельного научного знания?


    4. Что означает слово «культурантропология»?

    Культурантропология — одно из направлений в западной этнографии («этнос» — народ, племя и «графо» — писать, «этнография» — наука об описании народов), где наиболее употребляемым для обозначения этой науки является другой тер­мин — «антропология» — наука о человеке(«антропос» — человек, «логос» — учение, наука). Под антропологией понимается вся совокупность зна­ний о человеке, включая физическую антрополо­гию, палеоантропологию, этническую и индивиду­альную психологию и «этнологию» в собственном смысле. Появление термина «этнология» (наука об этносах, народах) показывает попытки заявить о самостоятельном статусе науки, занимавшейся первоначально описанием жизни «диких народов». Впрочем, были и обратные попытки — самостоя­тельного рассмотрения этнологических теорий, ос­тавлявшие в стороне физическую антропологию, археологию и т.д.


    5. Что явилось причиной оформления культурологии как учебной дисциплины в системе современного российского образования?

    1. Культурология в системе гуманитарных наук и ее значение в процессе гуманитаризации высшей школы. Предмет культурологии

    Повсеместный интерес к культурологической проблематике с одной стороны, интенсифицирует научный поиск в этой области; с другой, делает неясными, расплывчатые очертания, самого предмета исследования.

    Как правило, культурологию определяют как "науку о человеческой культуре во всех ее проявлениях". Столь широкое и общее определение связано в первую очередь с теми ожиданиями, которые и "породили" новую науку. В структуре современного гуманитарного знания культурология призвана выполнять обобщающую, синтезирующую функцию. Как некогда механика, математика, логика и семиотика, культурология в современном мире должна стать и, отчасти, уже становится метаметодологией, основанием для научных дисциплин "антропологического" цикла.

    Однако выполнение культурологией этой функции наталкивается на серьезное препятствие. Дело в том, что основанием для синтеза может стать лишь целостное явление (отрасль знания). Современное же членение гуманитарных наук, жесткие междисциплинарные рамки, унаследованные от предшествующей эпохи Нового Времени, просто не оставляют для нее места в звеньевом пространстве. На практике это приводит к "растаскиванию" культурологии по различным "ведомствам". Формируются направления, растворяющие собственно культурологическую проблематику в проблематике сходных, но не идентичных дисциплин - "философия культуры", "История культуры", "Мировая художественная культура", "Социология культуры" и т.д. По сути, культурология все еще воспринимается как "ничья территория", которую необходимо освоить традиционной методологией настоящей науки.

    Культурология изучает не факт (явление) само по себе, не объективную реальность или картину мира, а те механизмы, которые порождают именно эту реальность и картину мира, которые заставляют именно так видеть и воспринимать явления, именно так и мотивировать свою деятельность.

    В отличие от наиболее близких к ней дисциплин - социологии и философии - культурология стремится не только "описать и объяснить" социокультурный мир, но и предсказать его будущее состояние.

    Культурология еще находится в стадии становления, уточнения своего предмета и методов; ее облик как научной дисциплины еще не обрел теоретической зрелости. Но этот поиск свидетельствует о том, что культурология уже представляет собой вид знания, переросшего "родительскую" опеку философии, все же взаимосвязанного с ней.

    Трудности становления культурологии прежде всего вызваны сложностью, многоплановостью, "газообразностью" понятия культуры как "онтологического" феномена. В настоящее время существует множество представлений о культурологии. Однако среди этого многообразия можно выделить три основных подхода.

    Первый - рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Образующим моментом здесь является цель изучения культуры в ее историческом развитии и социальном функционировании, а результатом - система знаний о культуре.

    Второй - представляет культурологию как раздел дисциплин, изучающих культуру. Например, культурология как философия культуры претендует на ее понимание в целом, в общем. Существует и обратная позиция, согласно которой она есть раздел философии культуры, изучающий проблему многообразия культур (типологизация, систематизация знания о культуре без учета фактора культурного самосознания). В данном случае возможно отождествление с культурологией культурантропологии, социологии культуры, а также выделение философской культурологии как науки о смыслах, значениях, взятых в их целостности по отношению к определенному региону или периоду времени.

    Третий подход обнаруживает стремление рассматривать культурологию как самостоятельную научную дисциплину. Это предполагает определение предмета и метода исследования, места культурологии в системе социально-гуманитарного знания.

    В свою очередь, существуют различные методологические подходы к пониманию предмета культурологии: энте-лехийный, аксиологический, праксеологический, регулятивный, семиотический.

    Предметом культурологии выступает генезис, функционирование и развитие культуры как специфически - человеческого способа жизни, который раскрывает себя исторически, как процесс культурного наследования, внешне сходного, но все же отличного от существующего в мире живой природы. Задача культурологии - построить "генетику" культуры, которая бы не только объясняла историко-культурный процесс (в мировом и национальном масштабах), но могла бы прогнозировать его и, в перспективе, управлять им.

    Поставленная задача предполагает решение следующих фундаментальных проблем:

    - Выявление "гена" и "генетического кода" культурных феноменов, т.е. базисных структур, которые ответственны за сохранение, передачу социального опыта человеческой деятельности;

    - Изучение факторов, оказывающих расшатывающее, мутационное воздействие на "гены" культурно-исторических образований, перестраивающих их "код" в процессе творчества;

    - Изучение суммарных последствий такого развития как реальной истории "очеловечивания" мира.

    Представленная системность культурологического знания находит свое выражение и в теоретическом рассмотрении культурологии как учебной дисциплины.

    Исходя из государственных стандартов культурологической подготовки студентов и конкретизирующих их квалификационных характеристик и профессиограмм, обучение необходимо нацеливать на изучение основных понятий теории культуры, ознакомление с основными направлениями, школами и теориями в мировой и отечественной культурологии, знание основных этапов и закономерностей развития мировой и отечественной цивилизации и культуры, включая современные проблемы сохранения и наиболее эффективного использования культурного наследия

    Специалисту естественнонаучного и инженерно-технического профиля в соответствии с этими стандартами следует знать исходные понятия и термины культурологии, важнейшие школы и концепции мировой и отечественной культурологии, характеристики основных этапов развития культуры в истории общества. Он также должен уметь ориентироваться в культурологической, художественно-эстетической и нравственной проблематике и вести себя в жизни в соответствии с требованиями, предъявляемыми к культурной, интеллигентной и профессионально грамотной личности.

    Специалисту социально-гуманитарного профиля в дополнение к изложенным требованиям необходимо не только иметь сведения по указанным направлениям, но и понимать логику основных концепций культуры, характеристики и противоречия в развитии цивилизации и культуры XX века, знать основные закономерности становления и развития европейской цивилизации и ее выдающейся роли в мировом процессе, владеть навыками эстетического и этического анализа художественных произведений и жизненных ситуаций, основами профессиональной этики,

    Принципы культурологической подготовки должны иметь адекватный механизм своей реализации, который формируется на основе анализа практики преподавания культурологических дисциплин в вузах России, а также требований государственного образовательного стандарта по культурологии. Обобщение этих материалов делает целесообразным выделение следующих блоков культурологии как учебной дисциплины:

    1. Теоретический. В ходе его освоения студенты должны получить представления об основах теории культуры (предмет, основные понятия, структура и функции культурологии), а также главных школах, направлениях, концепциях в культурологии. К ним следует отнести культурантропологию, философию культуры, символическую, игровую, психологические концепции культуры, теорию архетипов культуры, структурализм, концепцию "локальньк цивилизаций", социологию культуры, постмодернизм.

    2. Исторический: генезис и исторические этапы развития культуры. Он включает два раздела - историю мировой культуры, и культуры России.


    написать администратору сайта