Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Европейская культура Х!Х века.

  • Культурология. ответы на вопросы. 1. Структура и формы культуры


    Скачать 33.3 Kb.
    Название1. Структура и формы культуры
    АнкорКультурология
    Дата04.12.2020
    Размер33.3 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаответы на вопросы.docx
    ТипДокументы
    #157039

    1. Структура и формы культуры.

    План

    1. Общие понятия

    2. Материальная и духовная культура

    3. Форма и разновидности культуры

    Общие понятия

    Структура культуры - термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты. Структура включает в себя

    - систему образования, - науку, - искусство, - литературу, - мифологию, нравственность, - политику, - право, - религию,

    сосуществующих между собой и составляющих единое целое. Кроме того сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как

    - мировая и национальная культура,

    - классовая,

    - городская и сельская,

    - профессиональная и др,

    - духовная и материальная.

    В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные.

    Материальная культура и духовная

    Материальная культура - совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая:

    - физические объекты, созданные человеком; и

    - природные объекты, используемые человеком.

    Духовная культура - наука, мораль, нравственность, право, религия, искусство, образование; материальная - орудия и средства труда, технику и сооружения, производство (сельскохозяйственное и промышленное), пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта.

    Формы и разновидности культуры

    В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень в обществе, в социологии принято различать три формы культуры: элитарную, народную, массовую.

    Элитарная (высокая) культура создается привилегированной часть общества или по ее заказу профессионалами. К высокой относятся специфические формы культуры, создаваемые в расчете на то, что они будут понятны лишь только небольшой группе людей, обладающих особой художественной восприимчивостью, и в силу этого называемые элитой общества. Ее культура трудна для понимания неподготовленного человека. Потребителями элитарной культуры являются высокообразованные члены общества. Однако нередко высокое искусство оказывается временной и преходящей формой эстетического соутверждения разных общественных групп, которые выделяются по социальному или возрастному признаку. Ярчайшими примерами элитарного искусства могут служить опера и балет.

    Массовая (общедоступная) культура появилась относительно недавно, в середине XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Понятие массовой культуры отражает такие существенные сдвиги в механизме современной культуры, как:

    1) развитие средств массовой коммуникации;

    2) становление индустриально-коммерческого типа производства;

    3) распространение стандартизированных духовных благ.

    Люди обладают сознанием природы. Они не только способны создавать культурные формы и в свою очередь поддерживаться этими формами, но также теоретизировать о культуре как таковой. Во многих социологических подходах скрыто присутствовали идеи об относительных достоинствах некоторых жизненных путей и культурных форм. Например, теоретики культуры и в рамках своей дисциплины, и вне ее провели различия между «высшими» и «низшими» культурами, популярной культурой, народной и массовой культурой. Последнее понятие использовалось и радикальными, и консервативными критиками для выражения неудовлетворенности современным состоянием искусства, литературы, языка и культуры в целом. Принадлежа к весьма различным политическим идеологиям, обе группы утверждают, что культура XX столетия обеднела и ослабела.
    2.Особенности древневосточных цивилизаций.
    План

    1.Общая информация о древневосточных цивилизациях

    2.Особенности данного типа цивилизаций

    3.Ключевые характеристики
    Общая информация о древневосточных цивилизациях

    История древневосточных народов продолжается со второй половины IV тысячелетия до н.э. и заканчивается для Ближнего Востока 30— 20-ми годами IV в. до н. э. (после похода Александра Македонского на этой территории возникли так называемые эллинистические государства, которые изучаются в курсе «История Древней Греции»), а для стран Средней Азии, Индии и Дальнего Востока до III—V вв. н.э. (когда на смену рабовладельческому обществу здесь пришло феодальное).

    Большая географическая зона, условно называемая Древним Востоком, простирается с запада на восток от современного Туниса, где располагался Карфаген, до современных Китая, Японии и Индонезии, а с юга на север — от современной Эфиопии до Кавказских гор и южных берегов Аральского моря.

    Особенности данного типа цивилизаций

    Древневосточные цивилизации формировались на основе производящего хозяйства (земледелия и оседлого скотоводства). Оно развивалось здесь в благоприятных условиях в основном субтропического климата с очень жарким сухим летом и мягкой зимой. Земледелие было особенно продуктивным в долинах великих рек: Нил (длина ок. 6700км), Евфрат (ок. 2700км) и Тигр (ок. 1900км), Инд (ок. 3180км), Ганг (ок. 2700км), Хуанхэ (ок. 4850км). Эти реки, относящиеся к числу самых крупных на земном шаре, образуют обширные бассейны с плодородной, хорошо орошаемой почвой. Успешность хозяйственной деятельности основана на постоянном регулировании режимов рек: удержания воды в водохранилищах с последующим орошением земель через систему ирригационных каналов, (как в долинах Нила, Евфрата), или отвода лишней влаги и борьбы с наводнениями (как в долинах Ганга, Хуанхэ, Меконга - укрепление берегов с помощью дамб, плотин и других сооружений).

    Каждое древневосточное государство, за исключением немногих городов, состояло из множества сельских общин со своей внутренней организацией и дифференциацией – имущественной, иерархической. Древневосточные общины по происхождению восходят к родовым общинам, однако по своему содержанию, характеру и внутренней структуре они уже были новым явлением. Община утратила родовой характер и стала организацией соседей, живущих на определенной территории и связанных правами и обязанностями по отношению друг к другу, другим общинам и государству.

    Ключевые характеристики

    1) патриархальность. Ее сохранению способствовало господство натурального хозяйства, устойчивость государственных форм собственности на землю, крайне медленное развитие индивидуальной частной собственности;

    2) коллективизм. Древневосточные цивилизации можно отнести к цивилизациям земледельческого типа. Хозяйственная деятельность в этих регионах была возможна только при наличии сложных ирригационных систем, регулирующих режим стока великих рек. Для их создания и использования необходимы были большие коллективные усилия людей. Нельзя сбрасывать со счетов особую роль коллективной взаимопомощи, поддержки и в повседневной жизни;

    3) общинность. Своеобразие общественного строя древневосточных государств создавалось прежде всего его социальной базой — общиной. Своим консерватизмом, своей отчужденностью от внешнего мира и нежеланием вмешиваться в политику община способствовала превращению центральной власти в деспотию. Подавление человека, его личности, воли начиналось уже в пределах общины, к которой он принадлежал. В то же самое время общины не могли обходиться без организующей роли центральной власти;

    4) традиционность. Это подтверждает то обстоятельство, что основы социальной структуры, государственности и права древневосточных обществ пережили века;

    5) религиозность. Религия определяла образ жизни человека. Человек был ориентирован на духовное самосовершенствование;

    6) пестрый социальный состав. Его можно дифференцировать в границах трех групп:

    – господствующий слой (чиновничество, придворная и служилая аристократия, военачальники, жрецы и др.);

    – свободные мелкие производители (крестьяне, ремесленники);

    – различные категории лиц, лишенных средств производства (подневольные работники, в том числе рабы).

    Рабовладельческий уклад при всей его значимости не стал структурообразующим фактором. Он не был всеобъемлющим социальным институтом. Рабский труд почти не применялся в сельском хозяйстве и ремесле, а использовался в основном на государственных работах при строительстве каналов, дорог, крепостей.

    Общие закономерности эволюции древневосточных многоукладных обществ не могут перечеркнуть конкретных особенностей развития каждого из них, связанных со временем их существования, с доминирующим положением того или иного уклада и различными формами их взаимодействия, с особенностями социальных и политических институтов.

    До начала I тыс. до н.э. в Древнем Востоке преобладали города-государства (например, в Шумере) или «номовые» государства, крупные царства (Египет). Впоследствии одной из форм государственного устройства становится империя.

    Государство осуществляет многочисленные и разнообразные функции. Власть призвана была регулировать разрозненное общинное производство и организовывать общественные работы (строительство ирригационной системы, дворцово-храмовых комплексов и военных укреплений). Координация такой работы в рамках всей страны предопределяла огромную концентрацию власти, способствуя превращению верховного правителя в неограниченного деспота.

    Когда говорят о «восточной деспотии»,имеют в виду обыкновенно такую форму политического режима, при которой:

    полномочия правителя не ограничены, он считался не только собственником всей земли в государстве, но и имел право распоряжаться жизнью или смертью каждого из своих подданных;

    – светская власть и церковная объединялись в одном лице, личность главы государства в большинстве стран Древнего Востока обожествлялась;

    – власть осуществлялась многочисленным бюрократическим аппаратом;

    – человек был рабом «порядка», веры, традиции.

    3. Европейская культура Х!Х века.

    План

    1.Общая характеристика

    2.Архитектура

    3.Живопись и литература
    Общая характеристика культуры XIX века

    Культура XIX в. в эпохе Нового времени играет особую роль. Это период кульминации развития буржуазного общества с соответствующими изменениями в духовной жизни и художественной культуре.

    В основе культуры XIX в. те же ценности культуры Нового времени -рационализм, антропоцентризм, сциентизм, европоцентризм и др. Но к XIX столетию мир стал качественно иным и культура избирает путь «переоценки ценностей». Дух прагматичного и делового XIX в. как нельзя лучше передает базаровская формула: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

    XIX в. можно охарактеризовать следующим образом:

    - «машинный век», поскольку именно тогда началось производство машин с помощью самих машин. От механической прялки «Дженни» человечество шагнуло к первому современному станку из металла, а от него – к автоматическому ткацкому станку Жаккара;

    - «эпоха стали», поскольку именно тогда уровень производства стали становится показателем экономической мощи страны. Железо и сталь вытесняют дерево. Если XVII-XVIH вв. были эпохой ветряных мельниц, то с конца XVIII в. начинается эпоха пара. В 1784 г. Дж. Уатт изобрел паровой двигатель. А уже в 1803 г. появляется первый автомобиль с паровым двигателем;

    - «век железных дорог»: от 50 км железнодорожного пути, проложенного между Манчестером и Ливерпулем в 1829 г., стальные рельсы в 1912 г. протянулись на 1 080 000 км;

    - «век электричества»: началом послужило открытие В. В. Петровым явления электрической дуги; С. Морзе изобрел электрический телеграф, а А. Бэлл – телефон; появляются радиоприемники А. С. Попова и Г. Маркони; кинематограф братьев Люмьер. Важным новшеством стало электрическое освещение городов, конка уступала место трамваю. В 1863 г. появилась первая подземная железная дорога «Метрополитен», а к концу века метро функционировало уже в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Будапеште и других городах. Жизнь человека радикально изменилась. Вступление Европы в это столетие ознаменовано величайшим культурным поворотом, сопоставимым по значимости с переходом человечества от древности – к Средневековью и от Средневековья – к Новому времени.

    К этим вопросам надо составить план не более 3 пунктов и по ним их раскрывать по типу развёрнутого конспекта.

    Архитектура

    Становление неороманского стиля, неоготики, неоренессанса и необарокко происходило в виде возрождения классических стилей. Появились региональные стили, такие как тюдорское возрождение в Англии. Развивались стили, базирующиеся на неевропейском искусстве, такие как шинуазри, использовавший мотивы и стилистические приёмы средневекового китайского искусства и египтизирующий стиль, использующий темы, сюжеты, образы и формы искусства Древнего Египта. Эти новые стили архитектуры часто использовали элементы оригинального стиля более свободно, иногда заимствовали элементы одновременно из нескольких стилей. Например, в замке Алник к экстерьеру оригинального средневекового замка были добавлены элементы неоготики, а интерьеры выполнены в стиле ренессанс.

    Архитектура модерна (ар-нуво) стала реакцией против эклектических стилей, которые доминировали в европейской архитектуре во второй половине XIX века. Модерн выражался с помощью декоративных украшений. Здания покрывались природными орнаментами, стилизованными цветами, растениями или животными: бабочками, павлинами, лебедями, ирисами, цикламенами, орхидеями и водяными лилиями. Фасады были асимметричными и часто украшались полихромной керамической плиткой. Художественное оформление обычно выражало движение; не было различий между функциональными структурами и украшениями.

    Живопись и литература

    удожественная литература описывала не только судьбы современников, но и события прошлого; развивался жанр исторического романа. Наиболее известным его представителем стал шотландский писатель В. Скотт (1771–1832), в произведениях которого живут как вымышленные, так и реально существовавшие персонажи.

    В начале XIX в. поздний классицизм – ампир (от фр. – империя) стал ведущим направлением в искусстве наполеоновской Франции и других стран. Этот жёсткий и холодный стиль ориентировался на наследие императорского Рима, подражая ему в воплощении величественной мощи и воинской силы. В этом стиле возведены Триумфальная арка в Париже и Капитолий (Конгресс США) в Вашингтоне, здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.

    К середине XIX в. классицизм превратился в так называемый академизм, господствовавший в академиях художеств европейских стран. Для него характерны обращение к античным или героическим сюжетам, условные идеализированные образы, отвлечённые нормы красоты, оторванность от реальных жизненных проблем.

    Вызовом застывшим канонам академизма стал романтизм, зародившийся во Франции и с наибольшей яркостью проявившийся в первой половине XIX в. В основе романтического восприятия жизни лежит конфликт между идеалом и действительностью, возвышенными чувствами и повседневностью. Романтический герой – прежде всего духовно независимая личность, стремящаяся к совершенству и свободе, обуреваемая сильными страстями и отстаивающая своё «я». Основной принцип романтического искусства – «необычные герои в необычных обстоятельствах». Основоположниками этого стиля в живописи считают французов Т. Жерико (1791–1824) и Э. Делакруа (1798–1863), на картинах которых мы видим буйство чувств и эмоций людей, оказавшихся в критической ситуации («Плот „Медузы“ Жерико), героические моменты истории („Свобода, ведущая народ“ Делакруа).

    К романтикам примыкал великий испанский художник Ф. Гойя (1746–1828). Созданные им картины, фрески, гравюры и рисунки поражают то своей реалистичностью, то сатирической гротескностью, то безудержной фантазией. В Англии романтизм представлен творчеством Дж. Тернера (1775–1851), пейзажи которого – «воздушные видения» – часто сочетались с историческими или литературными сюжетами.

    Основным направлением в художественной литературе и изобразительном искусстве XIX в. стал реализм. Художники-реалисты не приукрашивали мир и людей в соответствии с заданными критериями истины и красоты, что было присуще классицизму, и не стремились идеализировать своих героев, как это делали романтики. Их подход к творчеству заключался в анализе и обобщении наблюдений за жизнью и в «перенесении» этой жизни в ткань литературного произведения или на живописное полотно. Наиболее яркими представителями реализма в изобразительном искусстве были французы К. Коро (1796–1875), Г. Курбе (1819–1877), О. Домье (1808–1879), англичанин Дж. Констебл (1776–1837). Для этих мастеров характерно глубокое проникновение в природу, в интимный мир людей и в то же время видение человека в конкретных социально-исторических обстоятельствах. Французские художники первыми ввели в практику написание картин на открытом воздухе (пленэре), воспроизводя игру света в воздушной среде.

    Значительную роль в культурной жизни европейских стран играл театр. На сцене ставились пьесы классиков драматургии – У. Шекспира, П. Корнеля (1606–1684), Ж. Расина (1639–1699), Ж. Б. Мольера (1622–1673), П. О. Бомарше (1732–1799), И. Ф. Шиллера. Наряду с ними театральный репертуар всё время пополнялся произведениями, написанными в XIX в. в основном в романтическом стиле. К числу известных драматургов первой половины столетия принадлежали В. Гюго (1802–1885) и А. Дюма-отец (1802–1870).

    Самым прославленным театром Франции стал «Комеди Франсез» в Париже, основанный в XVII в. На его сцене выступали актёры с мировым именем. Один из них, Ф. Ж. Тальма (1763–1826), начинал свою деятельность ещё во времена Великой французской революции и прославился как величайший актёр революционного классицизма с гражданским и патриотическим пафосом. Величайшим английским актёром романтического направления был Э. Кин (1787–1833). Вживаясь в роль, он отходил от всех актёрских шаблонов и наэлектризовывал публику страстной игрой. Один из поэтов сказал о нём: «Видеть игру Кина – это как бы читать Шекспира при вспышках молнии».

    Центрами музыкальной жизни Западной Европы являлись три города со знаменитыми оперными театрами – Вена (Венская опера), Париж («Гранд-опера»), Милан («Ла Скала»). С конца XVIII в. в Вене жил и творил величайший композитор Л. ван Бетховен (1770–1827), продолживший традиции венской классической музыкальной школы, Ф. Й. Гайдна (1732–1809) и В. А. Моцарта (1756–1791) в развитии жанров симфонии (3, 5, 9-я), сонаты («Аппассионата», 9-я «Крейцерова»), концерта. Романтизм в австрийском музыкальном искусстве присущ симфонической и концертной музыке И. Брамса (1833–1897) и творчеству автора многочисленных лирических песен Р. Шуберта (1797–1828). Знаменитые венские вальсы, обошедшие весь мир, создавали отец (1804–1849) и сын (1825–1899) Штраусы. Последнему принадлежат также известные оперетты «Летучая мышь» и «Цыганский барон». Замечательные произведения для фортепьяно и танцевальная музыка (мазурки, полонезы, вальсы) писал польский композитор и пианист Ф. Шопен (1810–1849). Выдающимися композиторами-симфонистами были: во Франции – Г. Берлиоз (1803–1869), в Венгрии – Ф. Лист (1811–1886), в Норвегии – Э. Григ (1843–1907), в Финляндии – Я. Сибелиус (1865–1957).

    Интерьер оперного театра «Ла Скала». Фотография XX в. Милан, Италия

    XIX век – период создания большинства классических опер. Произведение итальянца Дж. Россини (1792–1868) «Вильгельм Телль» написано в жанре так называемой большой оперы, для которого характерны историко-героические сюжеты, пышные декорации и эффектная музыка. Но наибольшую популярность приобрёл «Севильский цирюльник», созданный в жанре оперы-буфф – комической оперы с юмористическими и сатирическими речитативами и сценами.

    Начало французской лирической опере положил Ш. Гуно (1818–1893), прославившийся созданием «Фауста». В итальянской оперной школе наиболее известным композитором был Дж. Верди (1813–1901), произведения которого «Аида», «Отелло», «Риголетто», «Травиата» с их драматургическим накалом в единстве музыки и действия до сих пор не сходят со сцен музыкальных театров всего мира.

    Жанр музыкальной драмы оформился в творчестве немецкого композитора-реформатора Р. Вагнера (1813–1883). В созданной по мотивам германского эпоса оперной тетралогии «Кольцо Нибелунгов» («Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов») он подчинил музыкальную композицию действию, отказался от традиционных арий, широко применял оркестровые партии и симфонические эпизоды. Творчество Вагнера оказало большое влияние на дальнейшее развитие музыкального искусства.

    Социальные традиции европейской литературы первой половины XIX в. продолжил Э. Золя (1840–1902). В его двадцатитомной эпопее «Ругон-Маккары» натуралистически изображена история одной семьи времён Второй империи, судьба которой переплетается с жизнью самых различных слоев французского общества – от аристократического и крупнобуржуазного до рабочего и люмпенского.

    Пытались писатели заглянуть и в будущее. Одним из основателей жанра научно-фантастической литературы стал Ж. Верн (1828–1905). Вдохновлённый научно-техническим прогрессом, французский писатель, используя приключенческие сюжеты, создавал образы героев-первопроходцев, осваивавших морские глубины, воздушный океан и даже космос.

    Родился новый литературный жанр – детектив (от лат. – раскрытие), который приобрёл колоссальную популярность у читателей. Его основоположником считается американский писатель Э. А. По (1809–1849), написавший книгу «Убийство на улице Морг». Виртуозом детектива, получившим мировую известность, стал английский писатель А. Конан Дойл (1859–1930), автор знаменитой серии романов о Шерлоке Холмсе.
    Список литературы:

    1.Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. 255с.

    2.Гуревич П.С. культурология: элементарный курс : Учебное пособие. 344 стр.

    3.Никитич Л.А. Культурология. Теория, философия, история культуры: Учебник для вузов. 559 стр.


    написать администратору сайта