Главная страница
Навигация по странице:

  • 28. Генезис политических партий в России.

  • В ЭТОМ ВОПРОСЕ 30 Неонароднические ПАРТИИ РОССИИ

  • 29.СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ партии в России

  • ):социалисты

  • РСДРП

  • Эсеры (Чернов)

  • Ленин

  • 30.Буржуазные партии РОссии

  • Ответы по истории отечества. 1. Сущность и формы исторического знания


    Скачать 0.65 Mb.
    Название1. Сущность и формы исторического знания
    АнкорОтветы по истории отечества.doc
    Дата13.12.2017
    Размер0.65 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОтветы по истории отечества.doc
    ТипДокументы
    #11185
    КатегорияИстория
    страница6 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Чичериным были подготовлены фундаментальное пятитомное исследование "История политических учений" (1869—1902 гг.), сочинения "Собственность и государство" в двух томах (1881—1883 гг.), "Курс государственной науки" в трех частях (1894—1898 гг.), "Философия права" (1900 г.). Большое место в трудах Чичерина уделялось свободе личности. В понятии свободы Чичерин различал две стороны — отрицательную (независимость от чужой воли) и положительную (возможность действий по своему побуждению, а не по внешнему велению). Право, по Чичерину, составляет неотъемлемую принадлежность всех обществ. По существу, право есть взаимное ограничение свободы под общим законом, утверждал Чичерин. Субъективное право — это законная свобода человека что-либо делать или требовать; объективное право — закон (совокупность норм), определяющий свободу и устанавливающий права и обязанности участников правоотношений. Оба эти значения неразрывно связаны, поскольку свобода выражена в форме закона, закон же имеет целью признание и определение свободы — "источник права не в законе, а в свободе". Необходимым проявлением свободы Чичерин признавал собственность. В ряде трудов, особенно в сочинении "Собственность и государство", он оспаривал теорию социалистов о передаче всего производства и распределения в руки государства, "самого плохого хозяина, какого только можно придумать". Право собственности, по Чичерину, есть коренное юридическое начало, вытекающее из свободы человека и устанавливающее полновластие лица над вещью. Вторжение государства в область собственности и стеснение права хозяина распоряжаться своим имуществом, утверждал Чичерин, всегда является злом. .Ученый выступал против уравнения имущественного положения граждан. Если формальное равенство (равенство перед законом) составляет требование свободы, то материальное равенство (равенство состояний) свободе противоречит. Свобода, утверждал Чичерин, необходимо ведет к неравенству состояний. Задача права, по учению Чичерина, — не уничтожить разнообразие, но сдерживать его в должных пределах. Таким образом, в центре концепции Чичерина — личность со своими правами и свободами.

    Высшей стадией развития идеи государства он считал конституционную монархию, в которой, как он утверждал, различные начала общежития приводятся к идеальному единству. Теория конституционализма Чичерина расходилась с порядками самодержавной России, о которых он не раз отзывался критически.

    Чичерин различал три вида либерализма: уличный, оппозиционный, охранительный. "Уличный либерал, — писал он, — не хочет знать ничего, кроме собственного своеволия... Он жадно сторожит каждое буйство, он хлопает всякому беззаконию, ибо само слово закон ему ненавистно... ...Отличительная черта уличного либерала та, что он всех своих противников считает подлецами. ...Тут стараются не доказать, а отделать, уязвить или оплевать".Второй вид либерализма, по Чичерину, — оппозиционный, в котором нет требования позитивных действий, а присутствует только "наслаждение самим блеском оппозиционного положения". "Оппозиционный либерализм понимает свободу с чисто отрицательной стороны. Отменить, разрушить, уничтожить — вот вся его система", — писал Чичерин. Верх благополучия оппозиционного либерализма, по его мнению, — "освобождение от всяких законов, от всяких стеснений". С помощью нескольких категорий-ярлыков этот вид либерализма, замечал Чичерин, судит обо всех явлениях общественной жизни. " Кроме того, "постоянная оппозиция неизбежно делает человека узким и ограниченным”.

    Позитивный смысл свободе может придать, по убеждению Чичерина, только либерализм охранительный. Необходимо действовать, понимая условия власти, не становясь к ней в систематически враждебное отношение, не предъявляя безрассудных требований, не сохраняя беспристрастную независимость. Власть и свобода нераздельны так же, как нераздельны свобода и нравственный закон. Сущность охранительного либерализма состоит, согласно концепции Чичерина, в примирении начала свободы с началом власти и закона.

    В своих работах по вопросам государства и права Чичерин настоятельно доказывал необходимость реформ политической жизни в России. В 1882—1883 гг. он исполнял обязанности Московского городского головы, участвовал в подготовке реформ, однако его гласный призыв к ним на официальном собрании 16 мая 1883 г. был истолкован как требование конституции, вызвал недовольство Александра III, царскую опалу и отстранение Чичерина от государственной деятельности.

    Представители левого крыла выступали за отмену со­словных привилегий и созыв Земского собора, за расшире­ние прав органов местного самоуправления и установление в России буржуазных свобод — свободы слова, печати, со­вести и т. д.В 90-е годы XIX века размежевание внутри либераль­ного движения стало более заметным. Левые либералы ра­дикального толка из числа земских деятелей во главе с Петрункевичем И. И. стали уже исповедовать идеи конституционализма и стремились объединить вокруг себя сторонни­ков этой идеи.


    28. Генезис политических партий в России. Социал-демократия воспроизвела народническую и революционную методологию в превращённой форме, а эсеровские организации были прямыми наследниками классического народничества. Народничество возникло в 60-е годы позапрош­лого века и достигло кульминации в 70-е годы. Строгая дисциплина, искусная конспирация были свойственны народниче­ским организациям «Земля и воля»(1876г.), «Народная воля», «Чёрный передел»(1878г.). Оценка столь грандиозного явле­ния, каким было народничество, не может быть однозначным. Следующим прогрессивным моментом в деятельности на­родничества было стремление сделать народ субъектом преобразовательного творчества. Известные успехи были достиг­нуты Я.В.Стефановичем и Л.Г.Дейчем в 1877г., В.Н.Фигнер и Е.Н.Фигнер, А.И.Иванчиным-Писаревым в 1878г.

    Различными тактическими средствами, пропагандой (П.Лавров), немедленным бунтом (М.Бакунин) народники пытались решить главную задачу – вовлечь в активную деятельность саму «почву», пробудить её. Классическое народничество обес­смертило себя плеядой ярких человеческих фигур, ставших нашим национальным достоянием. Вместе с тем классическое народничество несёт значительную долю исторической ответственности за столь отчётливо проявившиеся в ХIХ в., а ещё более в ХХ в. «родимые пятна» преобразовательского процесса в России – элементы утопизма, волюнтаризма, терроризма.Утопизм народнической доктрины заключался в абсолютизации архаичных форм экономической и духовной жизни на­рода. Однако абсолютизация, т.е. преувеличение роли старых форм, превращало здравые народнические идеи в неосуще­ствимые утопии.Волюнтаризм заключался в допущении навязывания воли мизерного большинства нации, её основной массе, хотя бы и во имя самой благородной цели. Непросто характеризовать и народнический терроризм. Террор действительно занимал значительное место в деятельности народников на всех этапах движения. Кульминацией стала деятельность «Народной воли», а успешное цареубийство 1 марта 1881г. стало рубежом в российской истории. «Деспотизм личности и деспотизм партии одинаково предосудительны и насилие имеет оправдание только тогда, когда оно направляется против насилия». Эта фраза объясняет отношение народников к террору.Цареубийство стало кульминацией деятельности народников и началом его политической смерти. В 90-е годы народниче­ские организации принимают названия социалистов-революционеров. Крупнейшими из них в конце ХIХ в. были «Союз социалистов-революционеров», «Партия социалистов-революционеров» и «Рабочая партия политического освобождения России» ( РППОР). «Союз социалистов-революционеров» (1896г.) во главе с А.А.Аргуновым возник в Саратове. «Союз» зая­вил о родстве с «Народной волей» и был сторонником индивидуального террора и начал издавать газету «Революционная Россия», которая стала главным печатным органом эсеров.

    Зародыш партии социалистов-революционеров, или «Южной партии» возник в 1894г. в Киеве (И.А.Дьяконов, Н.Н.Соколов, И.П.Дидровский). Достаточно многочисленная для своего времени «Рабочая партия политического освобож­дения России» образовалась в Минске, ставила в качестве первоочередной задачи борьбу за политическую свободу посред­ством террора. Именно здесь стал известен Григорий Гершуни, «завербованный» «бабушкой» русской революции Екате­риной Брешко-Брешковской. Эсеровские организации возникли в эмиграции: «Союз русских социалистов-революционе­ров» (в 1894г. в Берне), и «Аграрно-социалистическая лига» (в 1900г.) ( В.М.Чернов и М.Р.Гоц).Бесспорно, ярчайшей звездой на эсеровском небосклоне был лидер и теоретик партии Виктор Михайлович Чернов (1873-1952гг.)

    В ЭТОМ ВОПРОСЕ 30 Неонароднические ПАРТИИ РОССИИ.В.М.Чернов принадлежал к той генерации, которая почти поголовно прошла через марксизм. Он испытал влияние марксизма, но никогда не считал себя его сторонником и не был им. Чернов активно участвовал в создании крестьянских организаций, первых в России. Именно он написал устав «Братства для защиты народных прав», в котором говорилось о необходимости наделения крестьян землёй за счёт помещика. Мысль Чернова пыталась схватить сложнейшую российскую действительность во всех её ипостасях. Теоретически противоречия Чернова – это отражения реальной и глубокой проти­воречивости самого развития России. Две группы противоречий доминируют в его теоретических и политических доку­ментах. Между ярко выраженной гуманистической направленностью и апологетикой террора, во-первых, между доста­точно глубоким пониманием специфики экономического и общественного развития России – и весьма уязвимой програм­мой социализации земли, во-вторых. Гуманизм Чернова мы видим в ярко выраженной ориентации на интересы личности. «Ценою принижения личности мы придём, в конце концов, к вырождению, а не к расцвету личности»; «Общество и лич­ность могут и должны так размежеваться, чтобы выиграли оба»; «Творческая мощь социального целого окажется не об­ратна, а прямо пропорциональна развитию творческих потенций всех отдельных личностей». Чернов с первых шагов своей деятельности подчёркивал, что крестьянство не уступает рабочим в организованности, интеллекте и является «не менее социалистическим», чем пролетариат. Ведущим политическим термином эсеров был термин «трудовой класс», в который они включали рабочих, крестьян и демократическую интеллигенцию. Позднее Чернов писал о необходимости единства серпа, молота и книги. Парадокс заключался в том, что, никогда не участвуя в боевой деятельности эсеров, лидер партии обосновал необходимость и целесообразность политического террора. «Вопрос в средствах борьбы… есть неприн­ципиальный вопрос, а вопрос удобства, вопрос обстоятельств целесообразности». «Кровь есть ужас, ведь революция – кровь. Если террор роковым образом неизбежен, значит, он целесообразен». «Террор в революции соответствует артилле­рийской подготовке в бою. Террор является также средством самообороны». Одна из сторон второго противоречия состав­ляет «изюминку» неонародничества и может быть поставлена в заслугу Чернову. Он отмежевался от классического народ­ничества в отношении к российскому капитализму и общине, признавал факт капитализма в России и разложение об­щины. «Мы не сомневались, что капитализм в России развивается, мы искали только типические национальные особенно­сти в характере этого развития». «Быть или не быть капитализму, а как его встретить» - вот как ставился вопрос.

    Чернов одним из первых в России поставил вопрос о типе капитализма в России и более широко о типе капитализма в преимущественно аграрных странах. Важнейшую особенность он видел в преобладаниях негативных последствий (анар­хия производства, кризисы, обнищание трудящихся). «Мы сказали себе, что основная особенность русского капитализма – переразвитие, гипертрофия его «шуйцы» над его «десницею», его отрицательных, разрушительных, дезорганизующих сторон над сторонами положительными, созидательными, организующими». Таким образом, признавая капитализм в Рос­сии, Чернов не абсолютизировал его, видя в экономическом и общественном укладе страны смесь капиталистических и некапиталистических элементов.

    В этом суть теоретической парадигмы неонародничества и его сильнейшая сторона. Чернов признавал победу капита­лизма в промышленности и в городе. Он отстаивал способность крестьянского хозяйства успешно сопротивляться капита­лизму, некапиталистической эволюции. Центральная программа эсеровского народничества – социализация земли. Её суть заключается в переходе земли не в частную собственность, а в собственность всего общества и в пользование трудящихся. Мелкое крестьянское трудовое хозяйство способно победить крупное, потому что оно идёт к развитию коллективизма че­рез общину и кооперацию.

    Аграрный проект составлял сердцевину всей программы партии эсеров, хотя официально она была принята на первом съезде, состоявшемся в конце 1905 – начале 1906гг. Её основные положения были тщательно обсуждены на страницах «Ре­волюционной России», начиная с 1902г. Конечную цель эсеры видели в организации социалистических обществ. В области политических требований программа-минимум заключалась в «полной демократизации всего государственного и юриди­ческого строя на начало свободы и равноправия, что означало реализацию основных прав человека: свободы слова, совести, печати, собраний и союзов, свободы передвижений, выбора занятий, свободы стачек, неприкосновенности личности и жилища, всеобщее равное избирательное право. На смену самодержавию должна была прийти демократическая респуб­лика с развитым местным самоуправлением. Эсеры были весьма прогрессивны для своего времени в решении националь­ного вопроса, они предлагали федеративное устройство государства и безусловное право национальности на самоопреде­ление. Таким образом, возрождение неонародничества в иной форме на рубеже ХIХ – ХХвв. было выражением стремления русского народа идейно самоопределиться.

    29.СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ партии в России

    националисты (черносотенцы): русское собрание 1900, комитет русских студентов1904, русская монархическая партия

    Эсеры (нелегальная партия):социалисты революционеры. Существовали 1901-1902. Возникли в результате объединения народовольчеких групп. Левое крыло буржуазной демократии. Программа: демократическая республика, политические свободы, рабочее законодательство, социализация земли. Главное политическое средство - индивидуальный террор. Лидеры: чернов, Гоц, Гершуни. 1908 дело Азефа . течения: народные социалисты и максималисты

    РСДРП: российская социал-демократическая партия. 1 съезд (1898 минск), 2 съезд (1903 Брюссель, Лондон; принята программа партии. Программа максимум - программа социалистической революции: замена частной собственности общественной, планомерная организация общественного производства, уничтожение деления общества на классы и ликвидация эксплуатации, установление диктатуры пролетариата. Программа-минимум: свержение самодержавия, установление демократической республики, 8-ми часовой рабочий день, полное равноправие наций с правом на самоопределение, уничтожение остатков крепостничества в деревне. Большевики - фракция РСДРП, понятие возникло на 2 съезде партии в связи с выбором руководящих органов партии (победили сторонники Ленина - большевики). Лидеры партии в целом: Ленин, Плеханов, Мартов, Аксельрод, Дан. Лидеры большевиков: Ленин, Красин, Кржижановский, Богданов, Луначарский.

    Эсеры (Чернов)Громкой известностью были окружены эсеровские “экспроприации” (похищение казенных денег на нужды партии) и террор, жертвой которой стало не мало чиновников и полицейских. В аграрном вопросе эсеры выдвигали идею социализации земли (передачу земли в пользование крестьянских общин с запретом ее купли-продажи).Установление широкой демократии: республиканского строя со всеобщими выборами, с широкой автономией народов, областей и общин. 8-ми часовой день. Введение родного языка во всех местных общественных и государственных учреждениях, бесплатное образование, отделение церкви от государства и свобода вероисповедания, свобода слова, печати, собраний, стачек, неприкосновенность личности жилища, уничтожение постоянной армии и замена ее “народной милиции”, отмена всех налогов, “падающих на труд”, но установление прогрессивного налога на доходы предпринимателей. Тактика борьбы: пропаганда и агитация, организация стачек, восстаний. Террор – “крайнее” средств

    Радикалы Образована в 1903 году на съезде. Тут же произошло разделение на большевиков и меньшевиков. Программа-минимум декларировала задачи буржуазно-демократической революции, которая признавалась необходимой ступенью на пути к социализму (введение республики, всеобщие выборы, право наций на самоопределение, 8-ми часовой рабочий день, возвращение крестьянам земель, отрезанных у них в 1861 году, отмена выкупных платежей за землю).Программа-максимум предполагала установление социалистического строя и диктатуры пролетариата. Меньшевики ориентировались на союз с либералами (Мартов, Плеханов – меньшевики – на выборах получили меньшинство). Они считали, что после демократической революции в России наступит длительный этап буржуазного развития, в процессе которого осталась Россия преобразуется в капиталистическую страну. За это время должна созреть материальная база социализма. Ленин и его сторонники, большевики, на первый план выдвигали конечную цель – социалистический переворот, стремились максимально приблизить его. Пролетариат должен блокироваться с беднейшим крестьянством. Т.е. главный союзник пролетариата – крестьянство. Большевики выступали за национализацию земли (передачу ее в общенародную собственность). После свержения старого строя должен утвердиться “революционно-демократическая диктатура” рабочего класса и крестьянства. Меньшевики – власть после революции перейдет к буржуазному правительству, которое будет находиться “под давлением” социальных партий. Они за муниципализацию земли (передача земли органам местного самоуправления для сдачи ее в аренду крестьянам).

    30.Буржуазные партии РОссии

    октябристы: партия помещиков и торгово-промышленной буржуазии (лидеры Гучков, Родзянко). Представители: союз 17 октября, торгово-промышленная партия
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта