1. Сущность мировоззрения и его исторические типы миф, религия, философия
Скачать 107.85 Kb.
|
24. Научное познание и его признаки. Эмпирические и теоретические уровни научного познания. Методы и формы. Научное познание, как все формы духовного производства, необходимы для того, чтобы регулировать человеческую деятельность. Различные виды познания по разному выполняют эту роль, и анализ этого различия явл 1-ым и необх. усл-ем для выявл-я особенностей научного познания. Деятельность может быть рассмотрена как сложно организованная сеть различных актов преобразования объектов, когда продукты одной деятельности переходят в другую и становятся ее компонентами. Предметная структура деятельности – взаимодействие средств с предметом деятельности и превращение его в продукт благодаря осуществлению определенных операций. Субъектная структура включает субъект деятельности, осуществляющего целенаправленные действия и использующего для этих целей определенные средства деятельности. С одной стороны средства могут быть представленны в качестве скуственных органов чеовеческой деятельности, с другой, они могут расматриваться в качестве естественных объектов, которые взаимодействуют с другими объектами. Деятельность всегда регулируется определенными ценностями и целями. Ценность отвечает на вопрос «Для чего нужна та или иная деятельность». Цель на вопрос «что должно быть получено в деятельности?» Мы имеем дело с предметной стороной изменения человеком природы , когда в функции предметной деятельности выступают фрагменты природы, а если в функции ее предметов выступают люди и свойства то мы имеем дело с предметной стороной практики , направленной на изменение социальных объектов.. Человек сэтой точки зрения может выступать и как субъект и как объект практического действия. Для науч. познания хар-но наличие 2 уровней: эмпирич. и теоретич. Для эмпирич. познания хар-на фактофиксирующая деятельность. Теор. познание – это сущностное знание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. На эмпир. уровне выдел. 2 подуровня: наблюдений и эмпирич. знаний. Теория – это обобщение практики, опыта или наблюдений. . Теор. уровень имеет 2 подуровня: 1) частн. теор. модели и законы; 2) развитая теория. 25. Понятие общества. Проблема построения теоретической модели развития общества. Натуралистическая, идеалистическая и материалистическая модели общества. Многофакторная модель общественного развития. Общественный организм по степени сложности не уступает природным явлениям, а в известной мере и превосходит их. Потребовался длительный исторический период для того, чтобы приблизиться с помощью разнообразных научных средств к осознанию сущности социума как организованной формы совместной деятельности людей. Значительный шаг вперёд в понимании общества был сделан Марксом. С его точки зрения, общественный организм имеет единую материальную основу и представляет собой совокупность общественных отношений, в которые люди вступают в процессе своей жизнедеятельности. Маркс разработал учение об общественно-экономической формации, под которой он понимал единство материальной и духовной сторон жизни общества. Согласно этому учению, в истории общества были возможны антагонистические (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая) и неантагонистические (первобытные и коммунистические) формации. Смена одной из этих формаций другой составляет содержание процесса общественного развития. Три подхода к понятию общества: 1. Деятельностный - исходным пунктом является то, что общество не есть конгломерат отдельных индивидов, а исторически сложившиеся формы взаимодействия людей, объединенных в различные социальные группы, государства. 2. Отношенческий - рассматривает общество как целостность социальных отношений, в основе которых лежат экономические отношения. 3. Институциональный - предполагает рассмотрение общества как совокупность организаций и учреждений, призванных обеспечить его стабильное развитие. В настоящее время существует множество различных теоретических моделей, в которых обнаруживается стремление выявить детерминанты общественного развития, к которым относят Натуралистическую(Монтескье, Мальтус, Л.Гумилев), Материалистическую (Маркс, Ростоу, Тоффлер), Идеалистическую модели(Сорокин, Мертон, Фромм). 26. Специфика соц-ного детерминизма. Соц-ная закономерность и сознательная деят-ть людей. Фатализм и волюнтаризм. Субъекты и движущие силы общ-ного развития. Соц-ный детерминизм – жесткая предопределенность соц-ных явлений объективными, вне чел-ка положенными факторами и причинами. Фатализм - учение о том, что всякая деят-ть, всякий факт жизни чел-ка и общ-ва в целом неизбежны, неотвратимы по воле некоего изначального принципа (судьба, рок), неведомой иррациональной причине (оккультные учения, астрология).Волюнтаризм - учение о том, что основополагающим принципом жизнедеят-ти явл. воля. Субъекты как участники истор-кого процесса, движущие силы - те участники истории, кот. в конкретный период занимают ведущее, значительное место в общ-ве, именно от их деят-ти зависит направленность общ-ного развития. Субъекты и движущие силы истории - народные массы, классы, личности. Специфика действия социальных законов обусловлена и осуществляется под воздействием активной, целенаправленной, сознательной деят-ти людей. Соц-ные действия, протекающие под влиянием соц-ных законов, наз. соц-ной деят-тью. Соц-ная деят-ть непосредственно организуется и осуществляется как сознательная деят-ть людей, поэтому их субъективные интересы и потребности накладываются на объективные соц-ные процессы. Естественным в общ-ве считается, что эти объективные законы могут замедляться, искривляться, задерживаться в связи с чел-скими усилиями и устремлениями. 27. Проблема направленности, единства и многообразия мировой истории. Теории исторического круговорота и множественности цивилизаций и культур (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби). Шпенглер. Каждая социальная целостность, "культура" в его терминологии, является уникальным организмом, который расцветает, подобно полевому цветку, на строго ограниченной местности, к которой он остаётся привязанным навеки. Каждая культура имеет свою душу - некое первоначало, из которого развёртывается всё богатство конкретных социальных явлений. Душа уникальна, следовательно, линейная схеме истории, считал Шпенглер, должна быть заменена на другую историческую реальность, где разнообразие превалирует над единством. Душу культуры, своеобразную программу развития социального организма, нельзя описать прямо, о ней можно судить о её проявлениям. Ритм, такт, повадка - вот проявления культуры. Например, для античной культуры характерным является "евклидовое переживание телесности", отсюда - преобладание пластики в искусстве и геометрии., отсюда - "скульптурные" идеи Платона и обозримые формы города-государства. Европейская культура вырастает из третьего измерения, из времени. Отсюда - доминирование музыки в искусстве, одиночество в этике, учение о бесконечности в физике и политический динамизм. Взаимодействие между культурами отсутствует, культуры непроницаемы. Шпенглер выделил восемь культур: египетскую культуру, культуру майя, Греко-римскую, византийскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, западноевропейскую. Культура проходит примерно тысячелетний цикл развития. В процессе развития каждая культура проходит три стадии: юность, расцвет, упадок. Умирая, культура перерождается в цивилизацию; это переход от творчества к бесплодию, от становления к механической работе. Культура уникальна, цивилизация же - утрата индивидуальности. Английский историк и социолог Тойнби рассматривает человечество как совокупность отдельных цивилизаций. Определяющим для каждой цивилизации, по его мнению, является устойчивые типы мышления и чувствования, выраженные прежде всего в религии. Нетрудно заметить, что, в отличие от Шпенглера, для Тойнби культура -не этап в развитии общества, а постоянное ядро цивилизации, всегда присутствующее в ней. Тойнби, оставаясь сторонником замкнутых, локальных цивилизаций, считает возможным их слияние в будущем. 28.Понятие общественного прогресса и его критерии. Понимание прогресса связано с более общими категориями, такими, как изменение, движение, развитие Анализ истории человечества показывает, что в общественном развитии имеют место восхождение, или прогресс, цикличность, или повторение, деструктивные процессы, или регресс. Абсолютизация какого-либо одного из направлений в социальной жизни приводит к одностороннему восприятию человеческой истории. В действительности же общественное развитие многопланово, хотя, как показывает всемирно-исторический опыт развития человечества, прогрессивная тенденция является преобладающей, но на практике в чистом виде она никогда не существовала Христианство выдвинуло концепцию движения человечества к более совершенному миру, реализации божественно установленной цели. С эпохи Возрождения утверждается прогрессивное понимание истории. При этом прогресс мыслится тоже как реализация цели, только не божественной, а природной, как естественная необходимость становления общества Разума. Поэтому мировоззрение человека Нового времени уже преимущественно рационалистично, а значит,и антропоцентрично, ибо в качестве субстанции общества рассматривается самодовлеющая монада — индивид, замкнутый на своих устремлениях и интересах Выявление прогрессивной линии общественного развития затруднено из-за нечеткой постановки вопроса о сущности самого прогресса и его критериях Поэтому характеризовать прогресс только как поступательное развитие недостаточно, поскольку его восходящая и нисходящая линии имеют место так- в неживой природе, и в единстве они образуют космический круговорот. Поэтому анализ сущности прогресса необходимо осуществлять через цель деятельности. Именно сопоставление результата с целью (идеалом) может служить критерием самосовершенствования общества или, наоборот, его деградации Возрастает роль разработки системы критериев общественного развития, прогресса с учетом его многонаправленности, многогранности и своевременности смены ведущих критериев в оценке уровня прогресса и возможностей двигаться дальше в избранном направлении. И так как всех критериев оптимальности и факторов прогресса системы, особенно такой, как человеческое общество, может быть бесконечное множество, то, исчерпав запасы совершенствования по очередному критерию или же их группе, система меняет их или приходит к применению других. Возникают все новые и новые «ветви» прогресса, который становится бесконечным Не может быть справедливого обшества, не соединенного с гуманизмом, который требует оценивать общественный прогресс мерой индивидуального развития человека. При всем значении и гуманистической направленности мысли о самоценности развития человека нельзя игнорировать экологический критерий прогресса. Эта проблема остро поставлена в работах многих авторов. Человек должен вести диалог с природой, а не бороться с ней. И не исключено, что экологический императив станет со временем решающим критерием общественного прогресса. Сегодня же человечество живет за счет природы, биосферы, те. за счет уничтожения растений и животных Но возможности такого развития исчерпаемы, хотя природа и поныне «любит» нас больше, чем мы ее. По оценкам отечественных и зарубежных футурологов, при экстраполяции нынешних тенденций в развитии земной технологии, ориентированной на потребительское отношение к природе, человечество может погибнуть уже в следующем столетии. Чтобы этого не случилось, техносфера должна тесно взаимодействовать с ноосферой, а человечество вынуждено будет овладеть автотрофными механизмами, что избавит его от необходимости вытеснять и убивать все живое. 29.Понятие общественно- экономическая формация. Теория формаций и реальный социальный процесс. Современные дискуссии по проблеме формационного и цивилизационного подхода к всемирной истории. Общество - система, саморазвивающаяся, она находится в изменении и развитии. Общественно-экономическая формация(ОЭФ) — исторически определившийся тип общества, представляющий собой особую степень в его развитии ОЭФ - социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. Маркс провел научное членение исторического процесса и обосновал исторически переходящий характер каждой из ОЭФ. В результате вся история человечества предстала как закономерный процесс развития и смены ОЭФ, ступеней этой истории. ОЭФ — это конкретно-исторический тип общества, взятого в его целостности, функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему объективными законами. Каждая формация- целостная система. В формацию входят производительные силы и производственные отношения. которые и составляют се материальную основу; определённые социальные субъекты, представленные различными историческими формами общности людей: родами и племенами, сословиями и классами. народностями и нациями, политическими партиями и общественными организациями. Маркс писал о единстве миров истории, она едина, однолинейна, тс вес общества стремятся к единой цели-коммунизму. Критика теории формаций: 1)Маркс разработал эту теорию на материале развития Зап. Европы и решил, что его законы универсальны для всех обществ.2) рассматривает соц.-экономич. фактор как основной, но показать развитие обш-ва сегодня только экономикой невозможно.3) общество базируется на одном основании, но любое сведение к одному является несостоятельным. 4) предписывание истории однолинейный тилологич. характер- историч. процесс идет по одной линии и стремится к 1 цели- коммунизм: Цивилизация(Ц)- большие самодостаточные сообщества стран и народов, выделенные по социокультурному основанию и сохраняющие свое своеобразие и уникальность на длительных отрезках исторического времени, несмотря на все изменения и влияния, которым они подвергаются. Ее можно уничтожить, но изменить нельзя. Существуют отдельные теории: О. Шпенглер- культурологическая теория. История-случайн зарождение и умерщвление культуры. Когда культура исчерпывает себя, она превращается в цивилизацию. Признаки: появление мегаполисов, научный атеизм демографический спад, культура замкнута внутри себя. Понять се может только тот кто в ней родился А.Тоинби - мировая истор-совокупность локальных цивилизации Эволюция цивилизации: возникновение, рост, надлом, распад- не обязательны. Каждая цивилизация в тот или иной момент сталкивается с вызовом, Она должна дать ответ, который заключается в духе. Критерии выделения цивилиз: религия, история, язык, обычая. Общ черты теорий: Ц- общность, целостность, отличная от ее частей .для Ц характерно самоопределение-своей судьбы, она развив. только исходя из себя самой. Ц не коммуникабельна. Цивилизацией подход: 1 Ц творится людьми 2.Исследование влияния форм культуры. 3. Анализ по горизонтали(Ц который существует сегодня) 4 Культурологич. анализ (некие формы дух жизни).5.Истор развития общ-ва-вне его.6.То. что людей объединяет Формацион подход: 1История-закономерный процссс.2.Это бытийственный анализ истории-надо найти первооснову истории.З. Анализ по вертикали – из древности до наших дней .4 .Соц-экономнч анализ общ-ва.5 Внимание акцентрируется на внутренних источниках развития. 6.Больше исследуется то, что разъединяет людей. 30 .Философское понятие культуры. Культура и природа. Социальные функции культуры. Единство, многообразие и взаимодействие культур. Национальное и общечеловеческое в культуре. Термин культура первоначально означал возделывание почвы, изменение в природе объекта под воздействием чела. Очень важн особенностью культ явл-ся заложенное в ней чел-ое начало. Культура - всё созданное человеком. Культура предстает как сотворенная чел-ом 2-ая природа, надстроенная над природой естественной. Там, где есть чел, его деятельность, отношения м/у людьми, там есть и культура. Нужно различать материалистич и духовн культуру, не противопоставл их друг другу. В материя культуре заключено её духовн начало - в ней всегда есть воплощение идей, знаний, целей чела, что только и делает ее культурой, продукты духовн культуры всегда обличены в материальн форму. Культура — совокупность созданных челом ценностей. Мир культуры - мир материальн и идеальн духовн ценностей, т.е. мир объектов материальн и идеальн, взятых в его отношен к челу, мир, наполнений чел-имн смыслами. Социальные ф-ции культуры выражают субъективно-личност сторону деятельности обществен чела, способы и нормы социальн организац и регулиров процессов жизнедеятельности, изобретения, открытия созидание нового уникальн, дают результаты, кот включаются в исторический процесс. Имеются ввиду и новые идеи, лишь ожидающие своего воплощения в социальную действительность, и материализован результаты чел-ой деятельности, и сама деятельность как посредствующее звено м/у ними. В процессе развития общества усиливалось взаимодействие культур. По мере того, как история становилась всемирной, возможность взаимовлияния культур неизмеримо возрастала Но имеют глубокие корни и различия культур. Культурные различия - один из источников многообразия исторического процесса. Каждая культура неповторима. И это означает, что в определённом отношении разные культуры равны между собой Многообразие культур - объективная реальность, и к ней можно подходить двояко: руководствоваться либо идеей единства мировой культуры, либо утверждением несовместимости культур, считая, что каждая из них стимулируется своими принципами и не способна вступать во взаимодействие с другими культурами. Согласно марксистского подхода любые локальные и национальные культуры в своей особенной форме выражают всеобщее, общечеловеческое содержание. Научно-технический прогресс оказывает воздействие на культуру и общ. жизнь. Последнее ведет к усилению углублению взаимодействия и проникновения культур, но и порождает разнообразные противоречия. 3 ур-я взаимодсйствия( диалог) культур 1) этнический: отношения м/у локальными этносами 2)межнациональный: диалог различ гос-полит структур, полит элит.З)цивилизацион: основан на встрече различ типов социальности, систем ценностей и форм культуротворчества); Диалог культур возможен и в виде взаимодействия актуальн типа культуры с историч сложившейся культури традицией, Важн значен имеет структура диалога культур- направление и конкрет формы взаимного обмена культура инфо. Широко распростр обмен хоз навыками и производствен технологиями. Следует учитыв и конкрет ур-нь взаимодейств культур(осуществл ли связи на ур-нь гос политики, воен оккупации.обыденно- бытовых контактов). Различ формы и принципы взаимодейств культур (мирные, добровольн, партнерское, взаимовыгодн сотрудничество). В кажд случае взаимодейств культур можно выделить нескольк этапов 1)Кудьтурн шок-первонач реакция сознания на встречу с иной культ реальностью 2)Культурн конфликт- противостоян не жизнен важных аспектов чел существования, а спор субъективн убеждений. |