Главная страница
Навигация по странице:

  • Кюи Цезарь Антонович (1835-1918)

  • Белоусов Иван Алексеевич (1865-1930)

  • 2. Анализ литературного текста Хор a capella

  • 3. Музыкально-стилистический анализ Данная хоровая миниатюра написана в простой двухчастной форме, для 4-х голосного женского хора (S 1, S 2, A 1

  • 4. Размер и ритм Вначале произведения композитор использует размер 4\4

  • 6.Гармония Основная тональность произведения Es-dur

  • » малой октавы до « d » 2 октавы 78. Вокально-хоровой анализ

  • Аннотация гроза Даниил. 1. Сведения о композиторе и авторе слов Кюи Цезарь Антонович (18351918) Русский композитор и музыкальный критик, член творческого содружества российских композиторов Могучая кучка


    Скачать 28.22 Kb.
    Название1. Сведения о композиторе и авторе слов Кюи Цезарь Антонович (18351918) Русский композитор и музыкальный критик, член творческого содружества российских композиторов Могучая кучка
    Дата07.05.2023
    Размер28.22 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАннотация гроза Даниил.docx
    ТипДокументы
    #1113059

    ГБПОУ РБ «УУИ (К)»

    Аннотация

    Хоровое произведение «Гроза»

    Музыка: Ц.Кюи

    Слова: П.Белоусова

    Выполнил:

    студент 1-го курса колледжа

    Отделения «Хоровое дирижирование»

    Шабанов Д.В.

    Преподаватель:

    Сморякова А.Е.

    Уфа, 2023

    1. Сведения о композиторе и авторе слов

    Кюи Цезарь Антонович (1835-1918)

    Русский композитор и музыкальный критик, член творческого содружества российских композиторов «Могучая кучка» и Беляевского музыкального кружка, профессор фортификации, инженер-генерал (1906).

    Родился 6 января 1835 года в городе Вильнo (современный Вильнюс). В возрасте 5 лет Кюи уже воспроизводил на фортепиано мелодию слышанного им военного марша. В 10 лет сестра начала его учить фортепианной игре. Любимым композитором Цезаря Кюи был Шопен.

    В 1851 году Кюи поступил в Главное инженерное училище и через четыре года был произведён в офицеры, с чином прапорщика. В 1857 году окончил Николаевскую инженерную академию с производством в поручики. Был оставлен при академии репетитором топографии, а потом преподавателем фортификации; в 1875 году получил чин полковника. В связи с началом Русско-турецкой войны Кюи, по просьбе его бывшего ученика Скобелева, в 1877 году был командирован на театр военных действий. Производил обзор фортификационных работ, участвовал в укреплении русских позиций под Константинополем. В 1878 году, по результатам блестяще написанной работы о русских и турецких укреплениях, был назначен адъюнкт-профессором, занимая кафедру по своей специальности одновременно в трёх военных академиях: Генерального штаба, Николаевской инженерной и Михайловской артиллерийской. В 1880 году стал профессором, а в 1891 году — заслуженным профессором фортификации Николаевской инженерной академии, был произведён в генерал-майоры.

    Самые ранние романсы Кюи написаны около 1850 года («6 Польских песен», изданы в Москве, в 1901 г.), но серьёзно развиваться композиторская его деятельность начала лишь после окончания им академи.

    На тексты Крылова написаны романсы: «Тайна» и «Спи, мой друг», на слова Кольцова — дуэт «Так и рвется душа». Громадное значение в развитии таланта Кюи имела дружба с Балакиревым (1857), являвшимся в первом периоде творчества Кюи его советником, критиком, учителем и отчасти сотрудником (главным образом, по части оркестровки, оставшейся навсегда наиболее уязвимой стороной фактуры Кюи), и близкое знакомство с его кружком: Мусоргским (1857), Римским-Корсаковым (1861) и Бородиным (1864), а также с Даргомыжским (1857), оказавшим большое влияние на выработку вокального стиля Кюи

    1

    Творческое наследие композитора довольно обширно: 14 опер, в том числе «Сын мандарина» (1859), «Вильям Ратклифф» (по Генриху Гейне, 1869), «Анджело» (на сюжет драмы Виктора Гюго, 1875), «Сарацин» (по сюжету Александра Дюма-отца, 1898), «Капитанская дочка» (по А. С. Пушкину, 1909), 4 детские оперы; произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей, фортепиано, скрипки, виолончели; хоры, вокальные ансамбли, романсы (более 250), отличающиеся лирической выразительностью, изяществом, тонкостью вокальной декламации. Среди них популярны «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» (слова А. С. Пушкина), «Эоловы арфы» (слова А. Н. Майкова) и другие.

    Хоровое творчество Кюи объединяет множество жанров: хоры a cappella смешанные, мужские, женские, детские, 7 смешанных квартетов; духовные хоры; мужские квартеты; различные хоры с сопровождением фортепиано; женский хор с оркестром – всего более 70 названий; также хоры из опер.

    Большинство хоров Кюи – лирические миниатюры, в жанре романса или песни («Засветилась вдали», Ноктюрн, «Небо и звезды», «Васильки на полях» и другие); имеются хоры философского содержания, иногда с элементами трагизма («Неразгаданный сон», «Две розы», «Чайльд-Гарольд» и другие). Есть жанровые пьесы («Баркарола», «Колыбельная»), восточные хоры («Дарует небо человеку», «Молитва бедуина»)»; есть попытки воплощения общественной, гражданкой темы («Голод», «На родине», «Идут»). Имеется также несколько больших, развернутых хоров.

    Хорам Кюи свойственны мелодичность, законченность формы, изящество, умелое использование голосов и хоровых красок, выразительное прочтение текста. Простые формы Кюи мастерски обогащает, подчиняя их содержанию текста. Реприза, как правило, является общей кульминацией произведения.

    Хоры Кюи распространены в педагогической практике, исполняются профессиональными и любительскими коллективами.

    2

    Белоусов Иван Алексеевич (1865-1930)

    Русский поэт-самоучка, писатель для детей, переводчик украинского и белорусского языков. Один из руководителей «Суриковского литературного кружка».

    Родился в Москве в семье ремесленника из крестьян. Печататься стал с 1882 года. Его произведения появлялись в журналах «Вестник Европы», «Русское Богатство», «Русская мысль» и другие. Белоусову принадлежит полный перевод «Кобзаря» Тараса Шевченко (во второе издание, вышедшее в 1919, были включены и запрещённые ранее стихотворения). Писал историко-литературные статьи и рассказы для детей. В последние годы выпустил две книги воспоминаний — «Литературная Москва» и «Ушедшая Москва», где, в частности, вспоминал об Антоне Чехове, с которым был лично знаком.

    Библиография: «Каждый для себя и немногих» (Самара, 1885; в этой книге были опубликованы стихи и других поэтов из народа); «Из «Кобзаря» Т. Г. Шевченко и украинские мотивы» (Киев, 1887); «Божья воля», рассказ (М., 1891); «Народные мотивы» (Киев, 1892); «Малыши. Рассказы и стихи для детей» (СПб., 1893; М., 1896); «Из песен о труде. Стихотворения» (М., 1897); «Моим деткам. Рассказы и стихи» (2 издания в М., 1898); «Маленький кобзарь Т. Шевченко. Переводы». (Киев, 1899); «Ласточка», стихотворения (М., 1907); «Стихотворения 1882—1909» (М., 1909); «Атава», стихотворения (в 2-х тт, М., 1915); «Песни о Стеньке Разине» (М., 1923); «В жуткие дни» (М., 1927). Книги мемуаров «Литературная Москва» (1926), «Ушедшая Москва» (1928), «Писательские гнёзда» (1930). Также под редакцией Белоусова изданы «Родные звуки» — сборник стихотворений поэтов-самоучек (Москва, 1887).

    3

    2. Анализ литературного текста

    Хор a capella «Гроза»- написан на слова И.Белоусова. В данном стихотворении пять строф, однако в своем произведении Ц.Кюи использовал только четыре, отказавшись от четвертой строфы, т.к. данные четыре строфы достаточно полно и ярко раскрывают образ произведения.

    Стихотворение раскрывает тему природы. По образному содержанию его можно разделить на две части: 1-я и 2-я строфы изображают состояние приближающейся грозы:

    Из-за гор и леса

    Туча грозовая

    Приползла неслышно,

    Солнце заслоняя.

    В следующих двух строфах раскрывается состояние природы после грозы:

    Пронеслася туча,

    Небеса синеют,

    И луга цветами

    Яркими пестреют.

    Таким образом, и музыкальный материал делится на две контрастные части. Также, при написании произведения Ц. Кюи немного изменил последнюю строчку стихотворения – два раза повторил слово «спокойно». Это было использовано для усиления эффекта «спокойствия природы».

    4

    3. Музыкально-стилистический анализ

    Данная хоровая миниатюра написана в простой двухчастной форме, для 4-х голосного женского хора (S1, S2, A1, A2).

    Жанр произведения – хоровая миниатюра a capella( хоровая песня). Мелодия – ведущее средство музыкальной выразительности. Мелодическая линия проводится в партии сопрано на протяжении всего произведения. Для мелодической линии первой части характерно секвенционное развитие. Композитор рисует картину надвигающейся бури. Первые два предложения носят созерцательный характер. В 1 предложении для мелодии характерно поступенное нисходящее движение с длительным пребыванием на одной высоте в среднем регистре. Во 2 предложении развитие мелодии происходит по такому же принципу, но на терцию выше. А третье предложение исполняется более эмоционально, насыщенно, тем самым подготавливая к исполнению второй части.

    Характер мелодии во 2 части контрастен первой. Мелодическая линия становится очень выразительной, гибкой, извилистой. Для второй части характерно волнообразное движение с небольшими остановками на смысловых словах в среднем регистре.

    В конце произведения завершённость звучанию придаёт переход мелодии в более низкий регистр, повторение слов, прерывающихся паузами, устойчивость звучания.

    Можно выявить опору на речитативность в первой части и на стилистические признаки вальса во второй части. Речитативность в сочетании с другими музыкально-выразительными средствами (с нарастающей динамикой и постепенно «разрастающейся» фактурой хорового изложения, а также интересным тонально-гармоническим планом) помогают живописно раскрыть образ нарастающей тучи, а «танцевальность» - передать восторг и радость от появления в небе солнца и раскрыть образ сияющих небес и лугов.

    Тесситура в произведении удобная. В первой части ровное движение восьмыми создаёт напряжение. Это является одной из особенностей произведения «Гроза». Так же можно выделить четверть с точкой, которая является внутренней кульминацией предложения и подчеркивает главные слова. Интонационные трудности встречаются на протяжении всего произведения.

    5

    4. Размер и ритм

    Вначале произведения композитор использует размер 4\4, во второй части размер меняется на 3\4.

    Мелодия ритмически оформлена ровными восьмыми длительностями, встречаются выдержанные звуки (5,10, 12,14,16 такты). В мелодии прослеживаются призывные интонации. Звучание мелодии в мажорном ладу создаёт в первой части настораживающие, испуганное настроение, а вот второй части лирическое, успокаивающее.

    5. Фактура

    Хор начинает в унисон, с каждым тактом голоса разделяются, увеличивается динамика и напряжение. Гомофонно-гармоническое изложение и устойчивая мелодическая линия помогают раскрытию образа произведения.

    6.Гармония

    Основная тональность произведения Es-dur, однако, начинается произведение в минорной тональности es-moll. Во втором предложении происходит отклонение в g-moll (c 6-10 такты). Благодаря этому отклонению второе предложение звучит более напряженно. Вторая часть произведения написана в мажорной тональности Es-dur, но есть небольшое отклонение в as-moll (16 такт).

    6

    7. Темп, динамика, диапазон

    Первая часть написана в форме периода, темп Moderato. Композитор использует умеренный темп, чтобы показать постепенное приближение надвигающейся грозы. Вторая часть написана в темпе Piu mosso (более оживленно). В конце второй части идет замедление и звук угасает.

    Динамика в произведении очень разнообразная. Первая часть начинается с pp, затем идет развитие динамики до f. Динамика во втором предложении первой части полностью повторяется. Этим композитор хотел показать, как небольшая туча, которая «приползла неслышно» превращается в такую страшную стихию, как гроза. Вторая часть произведения начинается с mf. Таким образом композитор показывает нам, как оживает природа после грозы (пронеслася туча, небеса синеют, и луга цветами яркими пестреют). В конце произведения природа успокаивается, композитор ставит ppp. Так же в конце части используется ritenuto.

    Диапазон хора:

    Сопрано 1: от «es» 1 октавы до «g» 2 октавы

    Сопрано 2: от «d» 1 октавы до «d» 2 октавы

    Альт 1: от «b» малой октавы до «d» 2 октавы

    Альт 2: от «a» малой октавы до «d» 2 октавы

    7

    8. Вокально-хоровой анализ

    В первой части легато очень плотное и насыщенное, во второй оно более легкое и светлое. 

    Мелодия вначале звучит в партии альтов. Она поступенная и нисходящая.

    С 1-5 такты встречаются трудности. Идет хроматизм по б2 и м2.

    Нисходящее движение по тонам и полутонам у первых альтов, в партии вторых сопрано есть секундовые интонации.

    В 10-11 тактах у вторых сопрано трудный переход из тональности g-moll в тональность Es-dur, а также есть скачок на ч.4 вверх.

    Во второй части фразировка по 2 такта. Ритм такой, что в каждом втором такте происходит движение к половинной ноте. Сильная доля облегчена восьмыми.

    В словосочетании «пронеслася туча» в слове пронеслася «Я» на конце произносится как «А». Все сонорные звуки (м, н, л, р) произносятся чётко. В слове солнце согласный «Л» не произносится. В глаголах синеют и пестреют согласный «Т» на конце произносится коротко и чётко.

    8


    написать администратору сайта