Главная страница
Навигация по странице:

  • Книга под фамилией автора

  • Книга под заглавием

  • Статья из журнала

  • Статья из сборника

  • Статья из продолжающегося издания

  • Статья из энциклопедических изданий

  • Библиографическое описание документа из Интернета

  • Условные обозначения

  • план аннотации. План аннотации (1). Сведения о композиторе и авторе литературного текста занимают не более 25 от обще


    Скачать 22.15 Kb.
    НазваниеСведения о композиторе и авторе литературного текста занимают не более 25 от обще
    Анкорплан аннотации
    Дата16.06.2021
    Размер22.15 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПлан аннотации (1).docx
    ТипСведения
    #217955

    План анализа хорового произведения

    Общие сведения о произведении

    Сведения о композиторе и авторе литературного текста занимают не более 25% от обще­го объёма работы.

    1. Сведения о композиторе.

    а) краткие библиографические данные;

    б) анализ эпохи, в которую жил и творил композитор;

    в) значение творчества композитора в развитии музы­кальной культуры;

    г) обзор хорового творчества с приведением примеров наиболее значительных сочинений в этом жанре;

    д) черты хорового стиля композитора.

    1. Краткие сведения об авторе литературного текста.

    2. Анализ идейно-художественного содержания произведения, связи музыки и текста. Если данное музыкальное сочинение является частью какого-либо крупного произведения (хорового концерта, хорового цикла, хоро­вой сюиты, кантаты, оперы и др.), то необходимо необходимы краткие сведения о сочинении в целом, а именно: жанр, литературный источник, тематика и содержание, композиция. При анализе обработок народных песен необходимо определение их жанра и жанровых особенностей.

    Анализ поэтического текста

    1. Разбор литературного первоисточника и сравнительный анализ его с текстом, использованным в хоровом произведении.

    2. тему и идею.

    3. основные поэтические образы их краткую характеристику.

    4. Стихотворный размер

    5. При анализе стихотворения, следует обратить внимание на то, какие тропы использует в нём поэт.

    Тропы (от греч. tropos — поворот, оборот речи),

    Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, литота, эпитет и др.

    1. Анализируя стихотворение, следует определить, какие приемы усиления фонетической выразительности речи используются в нём («звуковая инструментовка»).

    2. Если произведение написано на иностранном или (что относится к православным песнопениям) старославянском языке - необходимо сделать дословный перевод данного текста и выяснить значение непонятных сакральных [Сакральные (от латинского sacrum - священные) слов.

    Музыкально-теоретический анализ

    1. Музыкальная форма произведения и её структура. Деление произведения на части и определение их функций в музыкальной форме.

    2. Тематизм и принципы тематического развития.

    3. Средства выразительности, характер их взаимодействия.

    4. Определение кульминаций: средства достижения, их место в музыкальной форме.

    5. Метроритм и его особенности.

    6. Тональный план и гармонический анализ данного произведения.

    7. Агогика и её подчинённость целям художественной выразительности. Темповая стратегия (отклонения от темпа, связанные с характером му­зыки, движением во фразе).

    8. Динамический профиль произведения (постоянные и переменные динамические отклонения).

    9. Стиль письма (гомофонно-гармонический, полифонический, смешанный).

    10. Голосоведение.

    Вокально-хоровой анализ

    1. Тип и вид хора (тип: однородный мужской, женский, детский, смешанный; вид: 2-х,3-х,4-х и многоголосного хора).

    2. Общий диапазон хора и диапазоны хоровых партий.

    3. Тесситура хоровых партий (соотношение мелодии и диапазона голосов).

    4. Вокальная нагрузка каждой партии (изложение темы общехоровое; отдельными партиями, группами, дублирование, унисон; определение партии, выполняющей основную мелодическую линию; партий, имеющих второстепенное значение; равнозначность голосов; наложение; окружение основной темы; контрапункт; хоровая педаль и др.).

    5. Особенности звуковедения (legato, non legato, markato, staccato) и харак­тера атаки звука (предыхательная, мягкая, твёрдая).

    6. Хоровой строй и ансамбль как средство выявления творческого замысла композитора (анализ гармонического и мелодического строя; унисонного, ритмического, полифонического, гармонического и динамического ан­самбля; возможность использования искусственного ансамбля и др.).

    7. Дикционные трудности (особенности формирования гласных, правила
      произнесения согласных звуков в пении, следование требованиям орфоэпии, обозначение пауз, цезур как грани между частями музы­кального произведения и т.д.).

    Исполнительский анализ

    1. Определение исполнительских трудностей и особенностей партитуры с учётом специфики хорового исполнительства. Обобщая выводы музыкально-теоретического и вокально-хорового анализа, указать особенности их взаимо­действия и пути преодоления возникающих трудностей.

    2. Выявление путей раскрытия внутреннего содержания произведения и художе­ственных образов, обусловливающих фразировку, кульминации. Первостепен­ное место отдаётся музыкальной фразировке и пониманию логики развёр­тывания музыкальной мысли и её воплощению.

    3. Обозначение технических дирижёрских трудностей возникающих в процессе
      работы над партитурой и способы их преодоления:

    • характеристика жеста в связи с темпом и метроритмом;

    • жест и характер звука;

    • движение жеста в пространстве (амплитуда, уровень, план);

    • жест и нюансировка;

    • дирижёрское решение фразировки, отдельных интонаций, кульминаций;

    • взаимосвязь жеста с музыкальным стилем.

    4. Воплощение творческого замысла композитора и особенности интерпретации
    исполнителя.

    в) Требования к оформлению использованной литературы

    Библиографический список литературы составляется в алфавитном порядке (фамилия автора или название произведения, если фамилии нет). В список должны быть включены все использованные источники, прями или косвенно касающиеся данной темы, независимо от того, насколько полно использовался источник. Все источники имеют общую нумерацию. При оформлении исходных данных источника указывается фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания, общее количество страниц.

    Например:

    Книга под фамилией автора:

    Матвеева К.П. Дирижёрская подготовка к уроку музыки /К П. Матвеева. –Свердловск, 1990. – 65с.

    Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б В Асафьев. – Л: Музыка, 1971. – 376с.

    Книга под заглавием:

    Описание книги даётся на заглавие, если книга написана четырьмя или более авторами

    1. Живов В. Л. Использование проблемного обучения в процессе исполнитель­ского анализа хоровой партитуры / B.JL Живов // Вопросы теории и практики подготовки учителя музыки общеобразовательной школы. – М., 1979. – С. 35-52.

    Статья из журнала:

    1. Коловский О. Анализ хоровой партитуры / О. Коловский // Хоровое искусст­во. – 1967. – Вып.1. – С. 29-42.

    2. Ражников В.Г. Формирование и воспроизведение дирижёрского замысла /В.Г. Ражников // Вопросы психологии. – 1973. №2. – С. 55-66.

    Статья из сборника:

    Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников / Н.А. Менчинская // Избранные психологические, труды / Ред. – сост. И.С. Якиманская. – М.: Педагогика, 1989. – 218с.

    Статья из продолжающегося издания:

    1. Пилипенко В.Н. Роль мышления на разных этапах исполнительского освое­ния музыкального произведения / В.Н. Пилипенко // Теория и практика профес­сиональной подготовки учителя музыки / Воронеж. – 2001, Вып. 10 – С.62-69.

    Статья из энциклопедических изданий:

    1. Педагогическая энциклопедия. Т.4.-М.: Сов. Энциклопедия, 1968. – 991с.

    2. Советский Энциклопедический Словарь / Гл. редактор A.M. Прохоров. – 4-ое изд. – М., Сов. Энциклопедия, 1989. – 1632с.

    Библиографическое описание документа из Интернета:

    Бычкова Л. С. Конструктивизм / Л. С. Бычкова// Культурология XX век – «К». (http//www.philosophy.ru/edu/ref)'enc/k.html).

    Условные обозначения:

    // - сборник или журнал.

    / - при наличии автора или составителя.

    Города Москва и Санкт-Петербург (ранее Ленинград) обозначаются одной бук­вой М., Спб, (Л). Все другие города пишутся полностью.

    Оформление текста работы

    Объем работы составляет примерно 20 страниц, напечатанных на компьютере. Текст печатается на одной стороне стандартного листа бумаги А4 (210х297мм) через 2 междустрочных интервала. Количество строк на каждом листе не должно превышать 30, а в строке полагается до 60 знаков (считая знаки препи­нания и пробелы между словами).

    Требования для печатания на компьютере: шрифт Tunes New Roman Cyr 14. Междустрочный интервал 1,5. Поля стандартные: слева - 3 см, справа - 1 см, сверху и снизу - по 2 см. Абзац - 10мм. При компьютерном наборе следует ис­пользовать опцию расстановки переноса слов.


    написать администратору сайта