Главная страница

Камкина Рекомендации к аннотации волковская. Рекомендации к составлению аннотации хорового произведения


Скачать 308.5 Kb.
НазваниеРекомендации к составлению аннотации хорового произведения
АнкорКамкина Рекомендации к аннотации волковская.doc
Дата15.07.2018
Размер308.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКамкина Рекомендации к аннотации волковская.doc
ТипДокументы
#21534
страница1 из 4
  1   2   3   4

Областное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Иркутский педагогический колледж № 3»



РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ АННОТАЦИИ ХОРОВОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Иркутск

2009


Рекомендации к составлению аннотации анализа хорового произведения / сост. Г.А. Камкина – Иркутск: ОГОУ СПО ИПК № 3, 2009.

Данные рекомендации ставят своей целью оказать учебно-методическую помощь студентам ИПК №3, обучающимся по дисциплине хоровое дирижирование при анализе и составлении аннотации хорового произведения.

Составитель: Камкина Г.А., преподаватель дирижерско-хоровых дисциплин ОГОУ СПО ИПК №3
Рецензент: Маркидонов С.А., доцент кафедры пения ИГПУ, Заслуженный работник культуры РФ
© Камкина Г.А.

© ИПК №3

Содержание

  1. Требования к оформлению аннотации хорового произведения ………….4

  2. Образец титульного листа …………………………………………………...5

  3. План аннотации хорового произведения …………………………………..6

I. Вступление

    • Историко-стилистический анализ произведения ………………...7

    • Литературный текст ………………………………………………..7

II. Основная часть

  • Музыкально-теоретический анализ ………………………………8

  • Вокально-хоровой анализ …………………………………...........10

  • Элементы хоровой звучности; вокально-хоровые трудности и способы по их преодолению ……………………………………..10

  • Исполнительский анализ …………………………………………14

III. Заключение

  • Значение произведения с точки зрения современного хорового искусства……………………………………………………...........15

Приложение ………………………………………………………………… 16

  1. Словарь эстетических эмоций на основе модальностей В.Г.Ражникова……………………………………………………………….17

  2. Ритмическая организация речевого акцентного стиха ……………...........19

  3. Звуковедение – одно из основных художественно-выразительных средств хорового звучания …………………………………………………21

  4. Общепринятые темповые разновидности …………………………………23

  5. Хоровые жанры русской духовной музыки ……………………………….27

  6. Хоровые жанры (духовные и светские) западноевропейской музыки………………………………………………………………………..28

  7. Периодизация хоровых жанров по эпохам ………………………………..30

  8. Литература, которую можно использовать при анализе и написании

аннотации хорового произведения ……………………………...................33


Аннотация в курсе учебной дисциплины «Хоровое дирижирование» - это письменное изложение анализа хорового произведения. Обучение написанию анализа хорового произведения осуществляется поступенно, параллельно с изучением дисциплин специального и профессионального циклов, таких как «Теория музыки», «Сольфеджио», «Гармония», «Анализ музыкальных форм», «Музыкальная литература», «Хороведение» и других.

В настоящей работе дается перечень разделов, подразделов аннотации; рекомендации по их содержанию и наполнению; раскрываются основные понятия дирижерско-хороведческой терминологии и др.

Как показывает практика, студенты при анализе хорового произведения чрезмерно большое место отводят описанию жизненного пути авторов. Еще в большей степени ситуация усугубилась развитием и доступностью Интернет-ресурсов. Несмотря на колоссальную пользу Интернета, во всемирной сети появляется огромное количество информации, зачастую недостоверной, которая позволяет делать неверные выводы и мешает пониманию произведения. Студенты должны научиться использовать только проверенные источники, обращаясь в первую очередь к словарям и энциклопедиям, уметь отбирать и структурировать найденный материал, основное внимание уделив анализу самой партитуры.

1. Требования к оформлению аннотации хорового произведения


  • Объем анализа хорового произведения должен соответствовать 15-30 стр. печатного текста.

  • Печатный текст ограничивается полями: справа – 2 см, слева – 3 см; сверху, снизу - 2,5 см.

  • Электронный вариант представляется в редакторе Microsoft Word

Windows 3.1, 3.11 или 95, 97 через интервал 1 или 1,5 размером 14nm.

  • Нумерация страниц производится в правом верхнем углу.

  • Титульный лист оформляется согласно прилагаемому образцу.

  • В анализе должна быть представлена партитура (если произведение с сопровождением, партитура должна быть выписана с сопровождением; в партитуре должна быть проставлена гармония).

  • Анализу предшествует план с указанием страниц.

  • Объем и глубина раскрытия каждого раздела должны соответствовать уровню подготовленности студента.

  • Каждый раздел аннотации начинается с нового листа.



(образец)

Областное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Иркутский педагогический колледж №3»

Аннотация хорового произведения
Колумбийская народная песня

«Prende la vela»









К зачету допускаю

«__20__» __________ 2014 г.


Выполнила студентка курса М-509

Волковская Галина

Преподаватель: Брыкава Ольга Александровна



План

аннотации хорового произведения

I. Вступление

1. Историко-стилистический анализ произведения…………………с.

Сведения об авторах произведения………………………………..с.

2. Литературный текст…………………………………………………с.

II. Основная часть

1. Музыкально-теоретический анализ………………………………..с.

2. Вокально-хоровой анализ…………………………………………..с.

3. Элементы хоровой звучности; вокально-хоровые трудности и

способы их преодоления……………………………………………с.

4. Исполнительский анализ………………………………………........с.

III. Заключение

Значение произведения с точки зрения современного хорового искусства.………………………………………………………………..с

Литература

Приложение

I. Вступление

1. Историко-стилистический анализ произведения.

Общие сведения о хоровом произведении: Prende la vela.

Хоровой жанр: Колумбийская народная песня.

Вид хорового исполнительства: хор a'cappella.

Сведения об особенностях колумбийской культуры

Кумбия - одна из наиболее показательных колумбийских мелодий, в которой сочетаются музыкальные традиции 3 культур - негритянской, индейской и европейской. Негры привнесли в кумбию свой ритм барабанов, индейцы - флейты и свирели (из стебля проса), которые ведут мелодию, влияние европейцев (колонизаторов) ограничилось только несколькими вариациями в музыкальном исполнении, хореографии и одежде танцоров.

Традиционные инструменты при для исполнения кумбии делятся на 2 группы - ударную и духовую.

Ударные инструменты включают в себя барабаны: двухсекционный барабан, который ведёт басовую партию, "весёлый" (средний) барабан, который задаёт ритм, "глашатай" (маленький барабан), который отбивает контрритм, маракасы (тыквы, наполненные семенами) и гуаче (металлический цилиндр, наполненный семенами или речной галькой).

Среди духовых инструментов, которые используются для традиционного исполнения кумбии, главное место занимают свирели: "женская" свирель (длинная вертикальная свирель с навершием, сделанным из смеси пчелиного воска, древесного угля и украшенным обрезанным пером индюка). Такая свирель имеет 5 отверстий и ведёт основную мелодию. Свирель "мужская" (внешне напоминает предыдущий тип, но имеет, в отличие от него, только одно отверстие и отличается низкой тональностью). Следует также упомянуть флейту из стебля проса - маленькую, также изготавливаемую из стебля проса или сорго, которая имеет 6 отверстий с язычком, и, в отличие от вышеуказанных духовых инструментов, являющаяся поперечной.

Первоначально кумбия была только инструментальной, голоса и слова появились позже. В течение долгого времени она была самым популярным мотивом на атлантическом побережье, хотя там уже в то время существовали такие традиционные для Колумбии музыкальные темы, как бульеренге, мапале и порро. Кумбия - это минорная тема, которую первоначально исполняли только негры, в позже - уже и метисы.
2. Литературный текст
PRENDE LA VELA

(Свет свечи)
(испанский)
Negrito ven prende la vela

Negrito ven prende la vela

Que la cumbiamba pide candela

Que va a empezar la cumbia

Prende la vela mi negra
Negrito ven prende la vela

Negrito ven prende la vela

Que va a empezar la cumbia en marbella
Cerca del mary de las estrellas

Prende la vela

Que la cumbiamba pide candela
(русский)

Ритуальная колумбийская народная песня о освобождении души и переходе её в светлый мир.

II. Основная часть

1. Музыкально-теоретический анализ

Жанр - ритуальная песня.

Ритуальная песня - это песни, исполняемые на определенных праздниках, соответствующее каноном той или иной культуры.


Музыкальная форма произведения - одночастная - период, двухчастная, трехчастная (простая или сложная), куплетная (количество куплетов), куплетно-вариационная, строфическая, и т.д.

Устанавливаются цезуры между частями, периодами, музыкальными предложениями, фразами, мотивами. Цезура – грань между частями музыкального произведения. Исполняется в виде короткой, еле заметной паузы, часто сопровождаемой сменой дыхания. Подобно знакам препинания в словесной речи, цезура способствует расчлененности, осмысленности и выразительности музыкального изложения.

Схема разбора музыкальной формы
.

Характеристика мелодики: лирическая, драматическая, мужественная, ликующая, торжественная, оптимистично, восторженно, церемориально, открыто.

Мелодия как важнейшее средство выразительности содержания имеет два признака:

Внешние признаки: волнообразная, скачкообразно.

Внутренние признаки: подробно разобрать какие встечаюся интервалы и скачки.

Проанализировать принципы музыкального развития: повторяемость такты и зачем,ритм похож а мелодия варьируется, монотематизм, контрастное сопоставление музыкального материала где указать такты

Проанализировать распределение основного музыкального материала между партиями. Основная нагрузка ложиться на партию баса, потому что он дает основу гармонии. Очень важна партия тенора соло, потому что…..

Виды голосоведения между солирующей партией и остальными (прямое – движение в одном направлении, параллельное такты – движение на одинаковый интервал (терциями, секстами и др.), косвенное один звук на месте а другие двигаются противоположное – когда голоса расходятся или сходятся в противоположные стороны).

Размер - (метр) и ритм. Переменный: Простой 2/4 и сложный 4/4,.

Вид ритма – типы ритмического движения (какими длительностями представлен, особенности ритмического рисунка), неравномерный, пунктирный, синкопированный ритм, триольный.

Подтвердить примерами (проставить такты).

Ладотональные особенности - определить основную тональность произведения, подробно разобрать тональный план при наличии отклонений и модуляций, определить последовательность тональностей, ладовые особенности (мажор, минор, народные лады), альтерацию ступеней и т.д. Выписать схему ладотонального плана. Изложить тональный план в партитуре. Подтвердить примерами (проставить такты).

Гармония - подробный анализ с обозначением функций и названием каждого аккорда. Характеристика гармонического языка, его сложность. Выписать наиболее употребляемые гармонические обороты. Изложить гармонический план в партитуре.

Фактура (склад письма)

1. Мелодическая фактура - (все голоса воспроизводят мелодию в унисон).

2. Аккордовая – (многоголосная):

- гармоническая (аккордовая);

- мелодико-гармоническая (мелодия и сопровождающие голоса имеют одинаковый ритмический рисунок);где реприза

- гомофонно-гармоническая (мелодия ритмически обособлена, остальные голоса создают гармонический фон).началотакты

3. Полифоническая (или элементы полифонии):

- контрастная

- подголосочная

- имитационная (канон, фуга, фугетто и т.д.)

4. Комбинированная (когда в одном произведении использовано несколько складов хорового письма).

Подтвердить примерами (проставить такты).
На протяжении всего музыкально-теоретического анализа необходимо проследить связь всех элементов музыкально-выразительных средств с эмоционально-смысловым содержанием произведения, подтверждая музыкальными примерами.


2. Вокально-хоровой анализ

Тип хоpa: смешанный (полный с тенором солистом).

Вид хора: четырех голосный (сопрано,тенор,альт ,бас) . divisi в хоровых партиях сопрано и бас . Divisi (дивизи) – временное (эпизодическое) разделение хоровой партии на 2 голоса.

Диапазон всего хора от ми бемоль большой октавы до ре второй октавы

Сопрано

Альт

Тенор

Бас

Солист тенор

Тесситура не удобная у баса, выходит за пределы рабочего диапазона.

вокальную загруженность каждой партии и хора в целом. Значение каждой партии в произведении (исполняет основной тематический материал, либо подголоски, либо аккомпанемент).

Хоровые приемы. Как использованы специфические тембровые качества хора и его партий хоровое tutti, хоровая педаль, сопоставление хоровых групп по очереди чтобы показать тембровые краски, divisi, колористические приемы portamento, этнические барабаны, элементы национальных движений .

количественный состав хора: средний состав (32-40 чел.)

Квалификация хора, учитывая сложность произведения может быть - учебный, профессиональный, опытный самодеятельный.

Элементы хоровой звучности;

вокально-хоровые трудности и способы их преодоления.

Элементы хоровой звучности – строй, ансамбль, нюансы (оттенки), дикция.

Хоровой строй (горизонтальный, вертикальный) - чистота интонирования. Особое значение проблемы строя приобретают в хоровой музыке a cappella.

Мелодический (горизонтальный) строй - чистота интонирования внутри хоровой партии. Отметить особенности работы над мелодическим строем в данном произведении с конкретными музыкальными примерами и с описанием методов преодоления трудностей.

Интонационные трудности - интонирование мелодии в высоком регистре и подвижном темпе, поступенный ряд больших секунд, полутоновые интонации, хроматические последовательности, увеличенные и уменьшенные интервалы, исполнение органного пункта, смена тональностей, исполнение энгармонизмов, октавных унисонов, модулирующих аккордов и пр. Обратить внима­ние на ладовую определенность мелодии, гармоническое окру­жение звуков мелодии, чистоту аккордовых созвучий, точность интонирования мелодии и др.

Не все тональности считаются удобными для интонирования (в мажоре петь легче, чем в миноре). Знать правила интонирования ступеней в ладу, интонирования устойчивых и неустойчивых ступеней, интонирование ступеней, связанных с отклонениями, модуляциями, сопоставлением тональностей, интонирование интервалов (тонов, ½ тонов, скачков). Обратить внимание на отдельные вступления, интонирование в высоком регистре, подвижном темпе.

Гармонический (вертикальный) строй - строй хора в целом, умение певцов выстраивать интервалы, аккорды в одновременном звучании. Обратить внимание, каких созвучий больше: консонирующих или диссонирующих, в тесном или широком расположении. Зная стиль композитора, ответить на вопрос, что важнее - звучание самих аккордов или движение аккордов.

Обратить внимание на унисоны, октавные унисоны, чередование унисона с двух - трехголосием.

Необходимо помнить, что на чистоту интонирования влияют:

  • вялое, ленивое, неэмоциональное пение;

  • низкая позиция;

  • недостаточное дыхание или его перегрузка;

  • безопорное пение и форсирование звука;

  • слабый голосовой аппарат;

  • слишком быстрый или медленный темп;

  • незнание текста;

  • неверное произношение гласных;

  • погоня за эффектом.

Ансамбль хора(фр. - вместе) в технологическом значении есть синтез следующих элементов:

  • Интонация – горизонталь;

  • Строй – вертикаль;

  • Тембр – характер звука;

  • Динамика – сила звука;

  • Ритм – соотношение в длительности звуков;

  • Агогика – единство движения;

  • Дикиия – орфоэпия - единство произношения.

Ансамбль хораявляется совокупностью таких частных ансамблей, как:

  • ансамбль интонационный;

  • ансамбль строя;

  • ансамбль темповый и агогический;

  • ансамбль тембровый;

  • ансамбль динамический (естественный, искусственный, дифференцированный);

  • ансамбль метроритмический;

  • ансамбль дикционно-орфоэпический;

  • ансамбль тесситурный;

  • ансамбль фактур изложения.

Если произведение написано с сопровождением, либо в нем присутствует партия солиста, то необходимо рассмотреть следующие виды ансамбля:

  • ансамбль хора и солиста;

  • ансамбль хора и сопровождения.
  1   2   3   4


написать администратору сайта