Главная страница

Камкина Рекомендации к аннотации волковская. Рекомендации к составлению аннотации хорового произведения


Скачать 308.5 Kb.
НазваниеРекомендации к составлению аннотации хорового произведения
АнкорКамкина Рекомендации к аннотации волковская.doc
Дата15.07.2018
Размер308.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКамкина Рекомендации к аннотации волковская.doc
ТипДокументы
#21534
страница2 из 4
1   2   3   4

Рассматривая виды ансамбля, определить трудности в работе над каждым видом ансамбля в данном произведении.

Ритмический ансамбль.

Проблемы, которые могут возникнуть, связаны с исполнением пунктирного ритма, синкопированного, полиритмии (ритмической самостоятельностью хоровых партий); всвязи со сложным размером, переменным размером (где нет равномерного чередования слабых и сильных долей); исполнение триолей, затактовых вступлений. Наметить пути преодоления ритмических трудностей (методы и приёмы работы над ритмом).

Темповый ансамбль.

Трудности представляет очень быстрый темп, очень медленный темп, смена темпа, возвращение к Tempo I, редкое произведение обходится без ritenuto. accelerando.

Динамический ансамбль.

Динамическое равновесие в хоре устанавливается, прежде всего, в неподвижных нюансах. Более сложные формы динамического ансамбля - подвижные нюансы, контрастная динамика, длительное crescendo и diminuendo, крайние динамические градации рр и ff.

Цель работы над динамическим ансамблем - научить одинаковым приёмам регулирования громкости звука (посредством певческого дыхания и использования резонаторов).

Если фактура произведения - гармоническая, то необходимо работать над динамическим равновесием голосов. Если гомофонно-гармоническая фактура, динамически ярче должен звучать голос, который ведет мелодию. В полифонических произведениях надо работать над выделением голосов, ведущих тему.

Надо помнить, что крайние голоса в силу своего положения прослушиваются лучше, чем средние.

Дикционно-орфоэпический ансамбль.

Дикция - навык правильного (грамотного и отчетливого) произнесения литературного текста в пении. Дикция связана с особенностями текста, а также с характером произведения. Для гомофонно-гармонического изложения типично одновременное произнесение текста, для полифонического - разновременное. Определить особенности пения без текста - вокализ, «закрытым ртом» и др. Выписать литературный текст произведения с вокальным переносом слогов в соответствии с орфоэпическими, дикционными и артикуляционными нормами.

Выявить дикционные трудности произведения и показать методы, приемы и упражнения для их преодоления. Определить степень влияния на произведение динамики и тесситуры.

Выписать литературный текст произведения, проставить верные ударения в словах, выделить главные по смыслу слова логическими ударениями, расставить логические паузы (цезуры).

Тембровый ансамбль.

Тембр рассматривается не как свойство голоса, а как певческая манера. Композитор предписывает каждому произведению определенный тембр. Классические произведения требуют округлого, прикрытого звучания, народные песни допускают открытость.

Кроме того, на ансамбль влияют тесситурные условия. Для низкой тесситуры характерна тихая звучность, для средней - умеренная, для высокой - громкая. Если композитор учитывает эти качества - ансамбль естественный, если другие тесситурно-динамические соотношения, ансамбль искусственный.

Определить трудности в работе над ансамблем хора и солиста, хора и аккомпанемента.

Темп - анализ темпового плана, перевод всех итальянских обозначений, соответствие содержанию, ферматы, агогические изменения. Агогика - небольшое отклонение от темпа (ускорение, замедление) внутри фразы при условии его сохранения в целом.

Динамика (динамические оттенки или нюансы) – подвижные (крещендо, диминуэндо) и неподвижные (устойчивые, неизменяемые). Нюансировка служит важным средством выразительности, она связана с музыкальной формой, фразировкой, стилем произведения. Наиболее трудный нюанс в хоре – ff, т.к. всегда есть опасность форсирования; в этом нюансе труднее установить ансамбль и строй, а pp должно быть слышимом, звучным («не проваливаться»).

Нюансом называется также обозначение характера звучания (например, маэстозо – торжественно, дольче – нежно и т.д.)

Дикция - правильное формирование (произношение) - гласных и согласных в соответствии с правилами певческой орфоэпии. (Орфоэпия - соблюдение правил произношения, принятых в данном литературном языке). Описать редукцию гласных в данном тексте, редукцию согласных, т.к. в пении отдельные безударные гласные редуцируются (ослабляются в силе – заглушается их фонетическая ясность, укорачиваются). Например, «О» приближается к «А» (Москва), «Я» к «Е» (обняла) и т.д.

Отметить особенности произношения иностранных текстов. Интонирование звонкой соглас­ной на высоте следующей за ней гласной; одновременное и чет­кое произношение согласных в конце слова, большое количество шипящих и свистящих звуков; многобуквенные слоги; несовпадение метроритмического акцента музыки и логического ударе­ния слова, хоровые скороговорки и др.

Дыхание - исходя из особенностей хоровой фактуры: общехоровое, по партиям; в медленном темпе - глубокое, крепкое; короткое - быстрых темпах и коротких фразах; цепное дыхание. С точки зрения формы: по фразам, цепное, В связи с характером произведения; характер вдоха.

Характеристика приемов звуковедения: legato, поп legato, marcato, staccato и т.д.

Атака звука: твердая, мягкая, придыхательная.
Вышеупомянутые трудности - лишь небольшая часть тех, которые могут встретиться в работе над хоровым произведе­нием.

Главное - выявить их при анализе и найти пути их преодо­ления

Все разделы репетиционного плана должны основываться на конкретных примерах данного произведения, связываться с текстом, предлагать эффективные и оптимальные методы работы.
4. Исполнительский анализ

Необходимо определить специфические стилевые исполнительские трудности произведения с учетом особенностей жанра и формы (хоровая миниатюра, крупная вокально-инструментальная форма; куплетность, репризность и т.д.). Осознание творческого стиля композитора, эпохи, в которой формировался стиль этого композитора.

Определить характерный для данного произведения основной исполнительский принцип: цельность, непрерывность развития, или эпизодичность, детализация, периодичность и др.

Представить подробный исполнительский план произведения с указанием совокупности выразительных средств: агогики, артикуляции, динамики, тембральных красок, качества звука (светлый, матовый, легкий), характера звуковедения (legato, поп legato, marcato, staccato), темповых соотношений, вопроса исполнения кульминаций, выра­зительной фразировки в соответствии с характером произведения, образом; рас­становка дыхания, ритмические особенности и т. д.

  • Темп. В соответствии с характером произведения и его частей устанавливается темповый план, отмечаются метрономические указания. Анализ использования темповых колебаний: основной темп, кратковременные отклонения в сторону замедления или ускорения, агогические нюансы, ферматы. Проставить в партитуре исполнительские темповые и агогические обозначения (желательно вписать их контрастным цветом).

  • Динамика. Динамические, эмоциональные нюансы, подвижные нюансы, связь динамики с дыханием, звукообразованием, тембром. Проставить в партитуре исполнительскую динамику (желательно выделить ее контрастным цветом).

  • Тембр. В пределах основной тембровой зоны определить тембровые изменения, степень округленности звука. Классические произведения требуют более округлого, прикрытого звучания, в народных песнях допускается некоторая открытость. Также открытым, ярким звуком выражается большая радость, гордость, ярость. Приглушенные звуки служат для выражения сдержанности чувств, затаенности, таинственности, робости. Обязательно проанализировать связь тембра с дикцией и мимикой поющих.

  • Певческое дыхание. Перечислить виды певческого дыхания, которые будут применяться хором. Описать каким по длительности, глубине и характеру будет то или иное дыхание. Проставить в партитуру дыхание, обозначив его «галочкой».

  • Кульминация (наиболее напряженный момент в развитии музыкальной формы) и средства их достижения (динамика, агогика, тесситура, ферматы, ритм, гармония и т.д.).Определить главную (мелодическую) и частные динамические кульминации.

  • Фразировка – важное средство выразительности (отчетливое художественно-смысловое выделение музыкальных фраз и других построений при исполнении произведения). Фразировка использует разграничение при помощи цезур, объединение при помощи лиг, артикуляцию, нюансировку. Выписать фразировку (выделение интонационных «вершин» фраз, предложений, периодов). Кульминация может быть «тихой» или отсутствовать.

Анализ дирижерских исполнительских средств и приемов. Составной частью исполнительского анализа являются: оп­ределение этапов работы над произведением с исполнительским коллективом; определение необходимых приемов дирижерской техники. Показ вступлений, снятий, цезур, наличие фермат, дробленых долей и др. Обосновать выбор схемы, звуковедения, xapaктepa жеста, форму кисти, степень участия той или иной части руки в дирижерском движении (кисть, предплечье, плечо), подбор рабочих жестов, формирование эмоционально-выразительных задач.

Определить средства дирижерской выразительности: темп и жест, динамика и жест, тембр и жест, фактура и жест, артикуляция (legato, поп legato, staccato) и жест, фразировка и жест.
III. Заключение

Значение произведения с точки зрения современного хорового искусства

В заключении нужно отметить воспитательную и образова­тельную роль хорового произведения: развитие музыкального кругозора исполнителей и слушателей; преодоление различных вокально-хоровых и исполнительских трудностей в процессе работы над произведением; повышение профессионального мас­терства участников хора и студента-хормейстера; приобретение умений и навыков, необходимых для дальнейшего совершенство­вания певческого мастерства будущего учителя музыки. Собственное отношение к исполняемому произведению, сравнение различных интерпретаций.
Литература. Данный раздел оформляется в соответствии с регламентированными общепринятыми правилами: в алфавитном порядке с указанием авторов, издательств, года издания.

Приложение. В этот раздел студенты должны включить материалы, которые могут помочь более полному раскрытию содержания аннотации. Ссылки на приложение (например: см. приложение 2) должны быть в тексте аннотации, иначе «Приложение» теряет весь смысл.

Обязательным является включение в «Приложение» нот произведения, на которое пишется аннотация. Такты необходимо пронумеровать. В партитуру можно вносить пометки, необходимые для раскрытия того или иного раздела (например, анализ гармонии и т.д.). При написании дипломной аннотации (V курс) возможно включение двух вариантов одной партитуры. В первом будут находиться обозначения, относящиеся к разделу «Музыкально-теоретический анализ», во втором – к разделу «Исполнительский анализ» (контрастным цветом).
Примерный перечень материалов, которые могут составить «Приложение»:

  • партитура(ры) анализируемого произведения;

  • портреты авторов произведения;

  • репродукции картин, отражающих содержание произведения (указать название картины и фамилию автора);

  • полный список хоровых произведений композитора;

  • примеры поэтического творчества автора литературного текста, созвучные по тематике и образному содержанию анализируемого произведения;

  • диск с записью данного произведения в исполнении разными коллективами, либо хоровой музыкой композитора (перечень записанных произведения и их исполнителей указать обязательно) и т.д.


4. Словарь эстетических эмоций

на основе модальностей В.Г.Ражникова

Для удобства пользования признаки характеров звучания музыки объединены в модальности. Каждую модальность представляют признаки,

которые отражают одно и то же настроение, различаясь нюансами в зоне этого настроения и степенью выраженности основного свойства этой модальности. Главное свойство признаков, объединенных в модальность, -

способность в большей или меньшей степени замещать друг друга в реакции человека на музыкальный образ.


Радостно

весело

празднично

приподнято

звонко

звучно

блестяще

искрясь

бодро

игриво

бойко

легко

проворно

живо

полетно

задорно

ослепительно

ловко

юрко

ярко

лучисто

лучезарно

лучезарно феерично

невесомо
Грозно

драматично

трагично

зловеще

траурно

Спокойно

мирно

безмятежно

добродушно

просто

безыскусно

наивно

непринужденно

светло

неприхотливо

простодушно

покорно

прозрачно

раскрепощено

раскованно

созерцательно

беззаботно

доброжелательно

невозмутимо

осветленно
Элегично

задумчиво

меланхолично

пессимистически

понуро

уныло

грустно

печально

жалобно

жалостливо

тоскливо

горестно

скорбно

тягостно

страдальчески

сокрушенно

безутешно

безысходно
Раздраженно

резко

грубо

сердито

безудержно

Энергично

мужественно

решительно

смело

сильно

крепко

твердо

упруго

гордо

уверенно

с достоинством

неотступно

настойчиво

неодолимо

неукротимо

неумолимо

отважно

маршеобразно

напористо

независимо

необратимо

непокорно

самозабвенно

молодцевато
Дерзко

вызывающе

бесцеремонно

назойливо

навязчиво

неотвязно

надоедливо

вероломно

Нежно

ласково

любовно

деликатно

мягко

благородно

трогательно

приветливо

любезно

почтительно

приятно

чисто

доверчиво

мило

безропотно

Страстно

порывисто

горячо

пылко

запальчиво

бурно

кипуче

пламенно

успокоенно

ревностно

стремительно

нетерпеливо

азартно

буйно

жгуче

с жаром

патетично

самозабвенно

мятежно

накаленно
Изнеженно

томно

сентиментально

чувственно

чувствительно

с желанием

мелодраматически

Торжественно

величественно

триумфально

победно

призывно

величаво

ликующе

восторженно

пышно

помпезно

шумно

бравурно

грациозно

значительно

роскошно

эффектно

открыто

церемонно

жизнеутверждающе

озарено

оптимистично
Масштабно

широко

размашисто

наполненно

ёмко

веско

огромно

бесконечно

беспредельно

набатно

космично

Робко

застенчиво

смущенно

стыдливо

кротко

осторожно

стеснительно

боязливо

пугливо

растерянно

болезненно

инфантильно

по-детски

Беспечно

безразлично

бесстрастно

отстраненно

отвлеченно

равнодушно

опустошенно

окаменело

отрешенно

отчужденно

рассеянно
Таинственно

вкрадчиво

странно

причудливо

загадочно

отстраненно

интригующе

призрачно

скрыто

экзотично

замысловато

затаенно

колдовски

обворожено

неявно

мистически

иллюзорно

иррационально

Сосредоточенно

сдержанно

степенно

размеренно

солидно

серьезно

строго

чинно
Сумрачно

завуалировано

пасмурно

хмуро

угрюмо

мрачно

скрыто

глухо

тоскливо

приглушенно

блекло

расплывчато

насуплено

непроницаемо
Взволнованно

обеспокоенно

смятенно

тревожно

щемящее

трепеща

с отчаянием

мятуще

надломлено

Шутливо

затейливо

ребячась

насмешливо

скерцозно

пикантно

иронически

шутовски

пародируя

надменно

язвительно

забавно

издевательски

паясничая

егозливо

едко

ехидно

колко

шаловливо

взбалмошно

легкомысленно

лукаво
Элегантно

тонко

изящно

галантно

утонченно

манерно

грациозно

жеманно

деликатно

изысканно

капризно

прихотливо

обворожительно

филигранно

хрупко

вычурно

изнеженно

изломанно
1   2   3   4


написать администратору сайта