Замедление, ускорение:
Accelerando (аччелерандо) – ускоряя
Allargando (алларгандо) – расширяя
A tempo (а темпо) – в прежнем темпе
Meno mosso (мэно моссо) – менее подвижно
Piu mosso (пиу моссо) – более подвижно
Poco a poco (поко а поко) – постепенно
Rallentando (раллентандо) – постепенно замедляя
Ritardando (ритардандо) – расширяя
Ritenuto (ритэнуто) – замедляя Прочие оттенки:
Da capo al fino (да капо аль фино) – с начала до слова «конец»
Meno (мэно) – менее
Molto (мольто) – много, очень много
Piu (пиу) – больше
Rubato (рубато) – свободно по темпу
Non troppo (нон троппо) – не слишком
Sempre (сэмпрэ) – постоянно, всегда
Simile (симиле) – аналогично, в том же роде
Sforzando (сфорцандо) – внезапный акцент на звуке или аккорде
Subito (субито) – внезапно, резко Эмоциональные оттенки:
Agitato (аджитато) – возбужденно
Animato (анимато) – одушевленно
Apassionato (апассионато) – страстно
Cantabile (кантабиле) – певуче
Con anima (кон анима) – с душой
Con brio (кон брио) – живо
Con moto (кон мото) – с движением
Con fuoco (кон фуоко) – с огнем
Dolce (дольче) – нежно, ласково
Espressivo (эспрессиво) – выразительно
Leggiero (леджиеро) – легко, грациозно
Maestoso (маэстозо) – величественно, торжественно
Marcato (маркато) – четко, подчеркивая
Morendo (мoрэндо) – замирая
Risoluto (ризолюто) – решительно
Scherzando (скэрцандо) – шутливо, игриво, с юмором
Semplice (сэмпличе) – просто
Smorzando (сморцандо) – замирая
Sotto voce (сотто воче) – с душой
Spirituoso (спиритуозо) – с увлечением
Tenuto (тэнуто) – выдержанно
Громкость (динамика):
Forte (фортэ) – сильно, громко
Mezzo forte (меццо фортэ) – не очень громко
Fortissimo (фортиссимо) – очень громко
Piano (пиано) – тихо
Mezzo piano (мэццо пиано) – не очень тихо
Pianissimo (пианиссимо) – очень тихо Crescendo (крещендо) – постепенно усиливая
Diminuendo (диминуэндо) – постепенно затихая
8.Хоровые жанры (духовные и светские) русской музыки
Знаменный распев - основа древнерусской музыки. Знаменный распев относится к монодичеекой музыке. Отличается плавностью, волнообразным движением, внутрислоговыми распевами.
Партесное пение - (от латинского «panes» голоса). Стиль русской и украинской многоголосной музыки (от 3-х до 12-ти и более).
Два вида многоголосия:
1. постоянное многоголосие (обычно это 4-хголосная обработка знаменного распева)
2. переменный склад многоголосия (сопоставление tutli и групп голосов). Псальма — род бытовой многоголосной песни духовною содержания. В отличие от церковных псалмов псальма предназначена для домашнего пения.
Псальмы - бытовые песни религиозного содержания, а позднее и светского. Переходная форма от церковной музыки к светской, в частности, к жанру лирического канта. Кант - род бытовой многоголосной песни светского содержания. Канту свойственно 3-х голосное изложение с параллельным движением двух верхних голосов и басом, создающим гармоническую опору, подчиненная квадратности музыкальная строфа. Гимн название различных по содержанию торжественных песен. Гимном является протестантский хорал, гуситские песни, польские псалмы. В 17-19 в.в. гимны как части входили воратории, оперы, кантаты, концерты.
В настоящее время гимн - звучащий символ государства
| «Знамена» знаки древнерусской безлинейной нотации
«простоественное»
тональности Cd, Fd, их параллели
«борительное» или
«концертовое»
От греч. «псалом»
От лат. «cantus» пение, песня. Канты - приветственные, патриотические, бытовые. любовно-лирические, канты-виваты
Н.А.Римский- Корсаков – опера «Снегурочка»
Хор «Свет и сила, бог Ярило»
| 11-17в.в. после принятия христианства знаменским распевом распеты песнопения всего годичного круга богослужения. Позднее (16-17в.) демественный распев, путевой, болгарский, греческий, киевский распев. С середины 17 века распространилось из Украины в Россию (до последней четверти 18 века).
Конец 17 в.- начало 18 в.
Россия, Украина, Белоруссия
Начало 18-середина 19 в. Поэзия М. Ломоносова,
А.Сумарокова, «Силлабическая поэзия»
|
9.Хоровые жанры (духовные и светские) западноевропейской музыки
Mecca - воскресная католическая служба (на латинском языке) состоит из 5 разделов. Названия соответствуют первым словам молитв:
1. Куriе eleison - Господи помилуй
2. Gloria-Слава
3. Credo- Верую
4. Sanctus Benedictus - Свет Благословен
5. Agnus Dei - Агнец Божий Реквием - разновидность мессы (заупокойная служба), эволюция мессы в сторону концертности, сближение с оперой, чередование сольных и хоровых номеров, оркестровой партии. Романтизация мессы Магнификат - празднично-величавые песнопения, связанные с легендой о благовещении (дева Мария, получив благую весть о предстоящем материнстве, величает бога) Мотет-жанр многоголосной вокальной музыки, где восновном звучании соединяются несколько самостоятельных мелодий с различными текстами. Католическая церковь боролась против таких мотетов, противопоставив с 15 в. многоголосные песнопения на единый латинский текст.
Мотеты писались для хора а cappella (с 16 в. - с сопровождением), состояли из нескольких (2,3 и более) разделов в полифоническом и аккордовом складе. Мотет постепенно перерастает всольную и хоровую кантату, сближается с ней (мотет-ария, мотет-сцена, мотет-диалог и др.)
|
«Высокая месса» h-moll Баха; «Торжественная месса» Бетховена Симфонизация мессы Романтизм От лат. «magnificat» - величание
От фр. «мот» - слово. Особый музыкальный род, стоящий между мессой и песней
|
Эпоха Возрождения -
Жоскен Депре, Дж.Палестрина
Барокко 1-я половина 18 в. Д.Скарлатти, И.Бах
2-я половина 18-го -19 век. И.Гайдн, В.Моцарт, Л.Бетховен
19 в.- К.Вебер, Ф.Лист, Ф.Шуберт
Дж.Палестрина, О.Лассо. К.Монтеверди, И.Бах
Конец 12 -14 в. - 16 в. Дж.Палестрина, О.Лассо.
17 в.- Рамо, Пёрселл, Гендель, Бах
18 в. – И.Гайдн, В.Моцарт;
19 в. – Р.Шуман, И.Брамс, Ш.Гуно, К.Сен-Санс;
20 в. –А.Веберн,И. Стравинский
|
Мадригал - песня (лирическая) на родном языке, в отличие от песнопений на латинском языке, одноголосная. Светский музыкальный жанр эпохи Возрождения. Истоки мадригала - в итальянском народном творчестве. Мадригал в 16 в. это 4-5-ти голосное вокальное сочинение «строгого стиля» (полифоническое). Кантата - возникла в Италии как вид сольной вокальной музыки в 17 в. Затем, наряду с сольной, возникла хоровая кантата. наряду со светской - духовная кантата.
Кантата - многочастное произведение для солистов, хора и оркестра. (Бах называл свои кантаты «концертами», «мотетами», диалогами»). Оратория появилась одновременно с кантатой. Название произошло от особого церковного помещения, где верующие читали Библию, Евангелие. Крупное музыкальное сочинение для певцов-солистов, хора и оркестра, имеющее драматический сюжет и предназначенный для концертного исполнения. Основной источник сюжетов - Библия. Хоровая сюита - это циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких самостоятельных частей, располагающихся по принципу контраста, объединенных единым замыслом, содержанием, названием
|
От итал. «cantare» - петь, (соната - инструментальная музыка, кантата - вокальная музыка)
От лат. «oratorium» молельня.
Сходство с оперой: сюжетность, крупные размеры.
Вокальные формы - арии, речитативы, ансамбли,хоры.
Отличие: оратория - эпический повествовательный жанр, исполняется концертно, без костюмов и декораций.
От франц. «suite» - ряд, последовательность
|
16 в. — Аркадельт, Палестрина, Маренцио,Монтеверди, Лассо
17 в. – И.Бах - около 300 кантат;
20 в. – светские кантаты: С.Прокофьев - «Александр Невский»; Д.Кабалевский «Песня утра, весны и мира»; Ю.Чичков - «Дети рядом с отцами»; «Пионеры- герои»; А.Пахмутова - «Красные следопыты»
18 в. Ф.Гендель-создатель классического образца этого жанра. И.Гайдн, Л.Бетховен. В.Моцарт.
20 в. С.Прокофьев, Д.Щостакович, Г.Свиридов, А.Шнитке.
И.Макаров «Река-богатырь
|
Хоровая миниатюра или хоровое произведение малых форм. Небольшое хоровое произведение - обычно отточенное по форме, афористичное, преимущественно лирического, любовного содержания, пейзажное, часто на народной жанровой основе. Отсутствие многоплановости, как правило, разрабатывается один образ. Музыка лишена внешних эффектов, прежде всего, обращена в сферу внутреннего мира человека, его чувств и переживаний.
Танцевальность.
Формы: одночастная (период), 2-х частная, куплетная форма.
|
Миниатюризм как художественный принцип характерен для французской хоровой музыки. Расцвет
миниатюры - 19 в. - эпоха романтизма
|
Ф.Рамо, Ф.Куперен, В.Моцарт, Л.Бетховен, Ф.Шуберт, Р.Шуман, К.Вебер, Мендельсон, Э.Григ.
Россия: М.Глинка, А.Даргомыжский и др.
| 10.Периодизация хоровых жанров по эпохам: Возрождение - Франция, Италия, Нидерланды (2-я половина 14 века –
середина 16 века)
Барокко - Италия, Германия, Австрия (конец 16 века – 1-я половина
18 века)
Рококо - Франция, Австрия (1-я половина 18 века) Классицизм - Германия, Австрия (конец 17 века – начало 19 века) Романтизм - Австрия, Германия, вся Западная Европа, Россия (19 век)
ВОЗРОЖДЕНИЕ (или Ренессанс) 14-16 в. Название произошло в связи с возрождением интереса к античному искусству. Родилось новое мировоззрение - гуманизм (обращение к человеку от лат. «гуманос» - человеческий). Изобретение книго- и нотопечатания. Изменяется фактура изложения (увеличивается число голосов до 4-6-ти и т.д.), в гармонии - консонансы. Складываются мажорный и минорный лады, тактовая система, ритмика, теснее связь музыки и текста. БАРОККО (конец 16 в. -1-я половина 18 в.) От итал. «странный», «причудливый»,
«вычурный». В основном термин «барокко» применяют к пластическим искусствам (архитектура) - синоним величия, пышности, декоративности. Барокко отразило глубочайшее внутреннее противоречие эпохи, необычный взлет души. Свойственны: напряженность, динамизм, контрастность. РОКОКО (1-я пол. 18 века) - стиль, распространенный, прежде всего, во Франции (изобразительное искусство, декоративное оформление дворцовых интерьеров). Вычурность, изощренность, обилие орнаментов, рисунков в настенных росписях.
|
Духовная музыка: месса,
магнификат, псалм.
Светская музыка: мотет, мадригал, песня, фроттола, виланелла, шансон
Полифония достигла вершины. Развитие гомофонии (на первый план выдвигается мелодия – Дж.Каччини «Ave Maria». Старинные лады сменяет гармоническая система мажора-минора. Формируются жанры: опера, оратория, кантата, сюита, псалмона.
От фр. «орнаментальный»
Пасторали, мотеты, камерные кантаты.
От лат. «образцовый»
|
Жоскен Депре (1440-1524)
Нидерландская школа - полифонист Палестрина(1529-1594);
Римская школа - органист, хормейстер Орландо.Лассо (1532-1594) - полифонист строгого стиля, один из основателей гомофонно-гармонического склада в хоровой музыке.
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) -3 оратории, 300 кантат (22 светских).
Творчество на грани барокко и классицизма: Георг Фридрих Гендель (1685-1759) создал классические оратории в истории мировой музыки (32).
Французские клавесинисты (камерность, миниатюризм, грациозность, кокетивость образов, изысканность мелизматики).
Луи Клод Дакен (1694-1772) кантаты, мессы, песни;
Куперен Франсуа (1668-1733) органист, клавесинист, учитель музыки. Основа творчества - инструментальная музыка, но писал и мессы.
Жан Филипп Рамо (1683-1764) органист, теоретик, педагог, заложил основы современной гармонии, обосновал терцовое строение, ввел понятие гармонического центра D, S -функций. В трактате о гармонии -утверждал первенство гармонии над мелодией.
Кристоф Виллибальд Глюк (1714-1787) реформатор оперы. В оперных хорах - величавость, лирико-драматическое начало.
|
КЛАССИЦИЗМ
(17 в. – начало 19 в.). В основе – принципы лирического обоснования внутренней гармонии, строгой регламентации жанров, типизации и обобщенности выразительных средств.
С 18 века классицизм развивается во взаимодействии с другими стилями и художественными течениями – барокко, рококо, позднее – романтизмом.
Вершина – искусство Венской классической школы
|
|
Йозеф Гайдн (1732-1809) мессы, мотеты, песни, кантаты, оратории «Сотворение мира» и «Времена года». Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) кроме опер - оратории, мотеты, мессы. каноны, гимны, «Реквием», песни, хоровые миниатюры.
Людвиг ван Бетховен (1770-1827) - оратории, мессы, кантаты, хоровой финал симфонии № 9, хоры с сопровождением (оркестр), хор в опере «Фиделио», песни,
хоровые миниатюры.
Россия:
М.С.Березовский (1745-1777) - 9 хоровых концертов, хоры и др., мастер хорового письма а cарpellа.
Д.С.Бортнянский (1751-1825) -оперы, более 100 хоровых
произведений, 35 хоровых концертов, 10 концертов для двойного хора и др. Заложил основы русской хоровой культуры.
|
11. Литература,
которую можно использовать при
анализе и написании аннотации хорового произведения
Безбородова Л.А. Дирижирование / уч. пособие / - М., 1990.
Вокальный словарь /под ред. И.Кочневой, А.Яковлева/ - Лен., 1986.
Живов В.Л. Исполнительский анализ хорового произведения - М., 1987.
Живов В.Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика. / уч. пособие / - М., 2003.
Композиторы Российской Федерации. - Вып. 1-7. - М., 1981 - 2000.
Копытман М.Р. Хоровое письмо / уч. пособие / - М., 1971.
Краснощеков В. Вопросы хороведения - М., Музыка 1969.
Левандо П.П. Хоровая фактура /монография/ - Лен., 1984.
Осеннева М.С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом - М., 1999.
Осеннева М.С, Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором: /учебное пособие/ - М.: Издательский центр Академия, 2003.
Романовский Н. Хоровой словарь - М., Музыка 2005.
Ручьевская Е.А. Анализ вокальных произведений / уч. пособие / – М., 1988.
Самарин В.А. Хороведение / уч. пособие / - М., 2000.
Соколов В.Г. Работа с хором / уч. пособие / - М., 1983.
Способин И.В. Музыкальная форма - М., Музыка 1980.
Уколова Л.В. Дирижирование - М., Владос, 2003.
Усова И.А. Хоровая литература - М, Музыка 1976.
Шамина Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом – М., Музыка 1988.
|