Главная страница

Исполнительское мастерство 17.02.22. Образное воплощение в исполнении фольклорных песен


Скачать 18.68 Kb.
НазваниеОбразное воплощение в исполнении фольклорных песен
Дата06.03.2022
Размер18.68 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИсполнительское мастерство 17.02.22.docx
ТипДокументы
#384482

Образное воплощение в исполнении фольклорных песен

Русский хоровой фольклорный коллектив как жанр исполнительства опирается на народное музыкальное творчество, которое представляет собой явление синкретическое. Средствами народного исполнительства являются песня, пляска, пантомима, декламация, инструментальная музыка. Объединить их, чтобы раскрыть художественный замысел одной песни или сцены – дело не простое, а обучить искусству владения ими, особенно в самодеятельной среде – огромный и ответственный труд. Поэтому творческая деятельность руководителя певческого коллектива включают в себя сложную систему знаний музыки, литературы, хореографии, живописи, театра. Весь этот сплав должен быть направлен им в единое русло: на создание целостного произведения, представления, композиции. Руководители, имеющие только квалификацию музыканта и не обладающие специальными знаниями и навыками в других видах искусства, и, прежде всего, в драматическом, обычно ограничиваются музыкальном исполнении песни.

« Выведение фольклора на сцену требует понимания законов сцены, специфики сценического искусства. И здесь необходимо обратиться к опыту других видов зрелищного искусства – театру, массовым действиям, которым свойственно игровое, действенное начало, истоки которого лежат в народных праздниках, фольклорных обрядах, старинных игрищах, во всем том, с чего начиналось собственно драматическое искусство.

Руководитель коллектива может считать себя готовым к работе над произведением только тогда, когда у него созревает замысел будущей постановки, предполагающей:

- анализ поэтического текста(подтекст, логический и композиционный анализ)

- идейное истолкование песни

- анализ жанровых особенностей песен

- выбор «предполагаемых обстоятельств»

- определение «темпо-ритма» сценического действия и поведения персонажей

- сценическое решение в пространстве (мизансценирование, планировка, хореография)

- художественное оформление (одежда, бутафория, дикорации, световое и шумовое оформление)

      Таким образом, в процессе творческого вхождения в материал, его анализа постепенно складывается замысел произведения.

               Выбор исполнительских средств при сценическом воплощении фольклора зависит, прежде всего, от жанра песни и традиции её бытования в народной среде.Руководитель детского фольклорного коллектива особенно тщательно должен продумывать сценический вариант песни, так как главная задача руководителя заключается в том, чтобы не только продемонстрировать зрелищный момент в показе песни, но и сразу же разбудить интерес к истокам танцевальных движений, жестов, диалекта, манеры пения, игры, костюма в целом или его элементов. Так, например, если песня обрядовая, руководитель должен подробно, ярко и образно об обряде, его особенностях и подчеркнуть на данном примере какие – то детали, специфику ритмики, манеры исполнения мелодии и т.д., вызвать у исполнителей не только эмоциональное восприятие, но и осмысленное, продуманное подкреплённое знаниями. Руководитель народного хора должен всесторонне знать фольклор своей области, так как материал детского фольклорного ансамбля должен базироваться на местных фольклорных традициях: музыкальных, песенных, хореографических.

        В исполнительской практике народных хоров немалое место занимают народная хореография и пантомима, в детском же фольклорном ансамбле удобны для исполнения игровые песни, театрализованные действия. Этой стороной народного творчества нужно заниматься с детьми не меньше, чем пением, а в младших группах фольклорного ансамбля с игровых моментов начинается и заканчивается каждая репетиция: дети через игру быстрее воспринимают произведение, живее и эмоциональнее реагируют, импровизируют, запоминают.

       Для каждого хорового коллектива существует целый арсенал хореографических движений, коленец, поворотов, дробушек, проходок и т.д. Петь и танцевать одновременно, как это делалось в старину. Хормейстер должен научить детей определённому набору танцевальных движений, характерных для данной области. Так, например, на юге России пели с высоко поднятыми руками, с очень разнообразными движениями кистей рук, в западных областях более низкие руки в танце. Достаточно разнообразны и движения ног (проходки, дробушки и т.д.) в зависимости от региона. Хормейстер должен чувствовать специфику сочетания песни и танца. Главную роль в хоровом произведении с танцевальными движениями должна играть песня. А танец – это средство более полного раскрытия её содержания.

      Хороводы и хороводные песни можно разделить по их содержанию на игровые и плясовые. В первых развивалось и приобретало более острую сюжетную направленность драматическое искусство (в частности, пантомима), во вторых -  получила право на самостоятельное существование и развитие народная хореография.

   От песен и хороводов второй группы отделились в самостоятельный жанр пляски и сопровождающие их песни. Инструментальное сопровождение вылилось в третью группу, существовавшую и как самостоятельный жанр, и как сопровождающая песни и танцы музыка.

     Хороводы – игры представляют собой небольшие законченные музыкально-драматические сценки, разыгрываемые участниками хороводов. Действие обычно разыгрывалось внутри круга, либо между двумя шеренгами поющих. Главное для этих хороводов – содержание песни, ибо всё, о чём поётся в песне, должно изображаться действующими лицами в виде маленькой драматической сцены. Ведущую роль исполняла запевала, начинающая каждую строфу песни, а хор её продолжал. Содержание игровых песен весьма разнообразно, но это всегда какая-нибудь жанровая сценка из народного быта.

     Хороводы – пляски представляли собой большие группы танцующих людей. Их отличие состоит в том, что все пляшущие поют песню и стремятся  в такт пению соблюдать четкость хореографических построении («змейка», «воротики», «ручеёк») и отчетливо разбивать ногами ритм установленного движения. Содержание таких плясок-хороводов бывает обычно шуточного или лирического характера. Поют песни все участники хоровода, запевала только запевает песню, задавая тон и устанавливая темп. Хор подхватывает песню и продолжает петь её до конца, не останавливаясь. В хороводах-играх с окончанием песни заканчивается и хоровод. А в хороводах-плясках одна песня сменяет другую, но песня не останавливается. Часто на один напев поётся три-четыре песни, разные по содержанию.

Пляски отличаются от хороводов-плясок степенью исполнительского мастерства, виртуозными приёмами. Главное здесь – общение с партнёром и независимость отдельных участников пляски. Поют здесь зрители, вокруг пляшущих. Темп таких песен значительно быстрее, чем в хороводных-плясовых.

Современные фольклорные ансамбли должны не только петь, но и хорошо двигаться, играть на народных музыкальных (шумовых, ударных) инструментах.

Работая над песнями с движениями, руководитель должен помнить, что разводка песни осуществляется им не для того чтобы отвлечь внимание слушателей от музыкальной ткани, а для того чтобы этим мощным средством выразительности помочь глубже раскрыть содержание песни, внести слушателя в ту атмосферу обряда или праздника, в которой естественно обитала звучащая песня с момента своего рождения.

Такие песенные жанры как календарные, игровые, хороводные дают возможность открыть примарные звуки голоса, найти естественный грудной звук, свойственный народной певческой манере.

Плясовые, скорые песни способствуют активной работе артикуляционного аппарата, помогают устранить различные дефекты речи( например вялый язык, губы и т.д.), развивают произношение согласных и гласных звуков. При использовании скорых песен раскрываются актёрские способности хористов, эмоциональность, а в сочетании пения с движением – пластичность, подвижность, лёгкость и т.д.

Шуточные песни обычно не выделяются в особый жанр, так как шуточная тематика характерна для песен самых разных жанров: детских считалок, дразнилок, плясовых, свадебных песен и т.д. Зачастую эти песни сопровождаются действием, игрой, и дети с удовольствием разыгрывают роли, пританцовывая, подыгрывая на разных инструментах.

Лирические протяжные песни наиболее сложны для исполнения. Обилие распевов, разрывов слов, вставные слова, развёрнутая музыкальная строфа, состоящая из нескольких фраз, богатая мелодическая орнаментика, неторопливый темп лирической песни требует в пении умения экономно расходовать дыхание, использование всех резонаторных возможностей с учетом высокой певческой позиции, техники звуковедения и т.д.

Народная песня содержит яркие, доступные детскому мышлению образы, часто предполагает какое-то сюжетное развитие, даёт возможность с помощью мимики., жеста и других выразительных средств, глубже раскрыть содержание песни.

Хорошо иметь в репертуаре песни с движением, хороводные песни, различающиеся по характеру и темпу исполнения. Рисунков движения хороводов достаточно много: «стенка на стенку», «змейка», « подковка», «улитка», «воротики», разнообразные круги.

Интересный материал для детского хора – календарные песни. Календарные песни связаны со старинными обрядами и обычаями. Можно рассказать детям, как встречали раньше весну деревенские мальчики и девочки: они собирались гурьбой, залезали на заборы, на крыши домов и сараев, подбрасывали выпеченные из теста «куликов-жаворонков», при этом исполняли песни-заклички, веснянки. Это был большой праздник – 1 день прилёта первых птиц.

А под Новый год дети и взрослые ходили от дома к дому и пели под окнами поздравительные песни-колядки с пожеланиями здоровья хозяевам и благополучия дому. За это хозяева одаривали колядовщиков деньгами, пирогами, салом с луком, хлебом. Детям дарили конфеты и пряники.   


написать администратору сайта