Главная страница
Навигация по странице:

  • Замысел сценария

  • Почему

  • Место

  • Как Замысел задуманный план действий или деятельности. Он понял ее замыслы Замысел идея, основная мысль художественного произведения.


    Скачать 58.51 Kb.
    НазваниеКак Замысел задуманный план действий или деятельности. Он понял ее замыслы Замысел идея, основная мысль художественного произведения.
    Дата16.10.2021
    Размер58.51 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаekzamen_po_stsenarnomu.docx
    ТипДокументы
    #248922
    страница1 из 3
      1   2   3

    Билет № 1.

    1. Основные компоненты сценарного замысла.

    Как?

    Замысел – задуманный план действий или деятельности. «Он понял ее замыслы»

    Замысел – идея, основная мысль художественного произведения. Творческий процесс работы над каким-то произведением.

    Замысел – задуманное автором построение программы, включающий в себя разработку основной мысли (темы. Идеи) и элементы творческого процесса ее воплощения.

    Замысел сценария – это внутреннее представление о будущей драматургической разработке праздничного действия.

    План.

    - обоснование выбора темы

    - лаконичное формулирование темы и идеи сценария в целом

    - образное название сценария и планируемых эпизодов

    - краткое формулирование темы и основной мысли каждого эпизода

    - перечень документального и художественного материала, положенных в основу каждого эпизода

    - определение сценарно-режиссерского хода и образного решения.
    Основные моменты:

    1. Почему я решил написать сценарий? (праздничная ситуация или социальный заказ)

    2. Для кого? (аудитория: количество, возраст, профессиональные признаки, национальные, религиозные, место жительства)

    3. Место? (площадка, ее характеристика)

    4. Когда?


    О чем? – тема. Предмет для разговора.

    Для чего? – идея. Во имя чего разговариваем. Чем меньше «разговоров» - тем лучше.

    Тема – (греч.) сценарист определяет круг жизненных явлений, отобранный и освященный в сценарии с определенных мировоззренческих позиций.

    День Победы – направление к ее поиску.

    «Не говорите – дайте мне тему! Говорите – дайте мне глаза!» Р. Гамзатов.

    Повторять уже сказанное, если старыми словами говорит «новое сердце».

    Идея – (понятие, представление) мысль, в которой сценарист отражает свое отношение к жизни. Это призыв. Сила, направленная на то или иное изменение общественной жизни, настроя, настроения.

    Если, прочитав, формулировку темы и идеи, вы не поняли сути сценария, его своеобразия, значит, этот сценарий не имеет авторской концепции, не имеет каркаса.

    Ошибки: расплывчатость в определении темы. Чем точнее будет определена тема, тем меньше вероятности излишнего многословия, которые мешают форме и достижению идеи. Формулировки идеи и темы должны быть лаконичнее, четкими и определенными.
    Первоначально автор пытается конкретизировать тему, найти основной прием для организации материала, определить количество эпизодов и главные выразительные средства. Он перебирает в уме художественные коллективы .и конкретные сценические номера, которые могли бы войти в драматургическую ткань сценария, вспоминает имена интересных людей, выступления которых могут создать эмоциональный фон будущего праздника, перечитывает литературные произведения, на которые его вывели первые ассоциации.

    Одни его детали видятся достаточно отчетливо, другие – смутно и расплывчато. Но самое главное на этом этапе придумывается нечто такое, что очень нравится самому сценаристу. Эта придумка может касаться как основных элементов замысла (тема, идея, жанр, конфликт, сценарный ход), так и второстепенных (название сценария, имена персонажей, художественные номера).

    Под жанром подразумевается конкретная разновидность того или иного вида искусства. Жанр есть выражение взгляда сценариста на разбираемые им жизненное явление, угол зрения на изображаемую ситуацию, и этот угол зрения всегда является исторически обусловлен. Одно и тоже жизненное явление может быть смешным и ужасным.

    Жанр - это род произведений в области какого-либо искусства, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.
    Жанр в литературе - это определенный вид литературных произведений, принадлежащих одному и тому же роду. Различают три рода художественной литературы - эпос, лирику и драму.
    Драматургический конфликт – столкновение действующих лиц при осуществлении ими жизненных задач.

    Сценарный ход – это прием, который на основе какого-либо конструктивного принципа организует материал и придает ему смысловую и художественную целостность.

    Сценарныйход – основной стержень, на который нанизывается весь материал.
    Билет № 2.

    1. Композиционное построение сценария. Характеристика этапов.

    Композиция – способ группировки материала, составляющего ткань произведения, организация действия и соответствующее расположение литературного материала.

    Конфликт – столкновение жизненных противоречий. Средство организации развертывание основного конфликта через сюжет.

    Сюжет – последовательность событий, раскрывающих характеры действующих лиц.

    1. Экспозиция – ввод в действие, своеобразный короткий рассказ о событиях, предшествующих конфликту. Экспозиция играет огромную роль в создании сценической атмосферы.

    Экспозиция тематического вечера – определенное оформление и действие в фойе перед началом сценической части, что готовит зрителей к дальнейшему восприятию темы вечера, несет психологическую нагрузку, вводит в атмосферу.

    2. Завязка - событие, с которого начинается конфликт. Благодаря ей получают развитие все дальнейшие события. Происходит выход в тему. Пролог. «В семье правит любовь». Чем может начаться. Жених – Невеста в луче света. Венчание. Затемнение. Пластический этюд «Танец любви». С противоположных концов появляются Он –Она, читают строки о любви.

    3. Кульминация – высшая точка развивающегося действия, которая является основным этапом построения драмы. Действие развивается по восходящей, напряжение по мере развития – усиливается. В развитии действия есть рубеж, знаменующий собой решительный поворот, после которого изменяется характер борьбы и надвигается развязка. Это и есть кульминация.

    В обряде кульминация является ритуальная часть, ради которой и вершится сам обряд (объявление мужа и жены). В тематическом вечере кульминацией является эпизод с реальным героем, в празднике – театрализованное зрелище, которое раскроет его сущность.

    4. Развязка - способ разрешения конфликта. Это событие, подводящее к пониманию тех или иных противоречий
    - Экспозиция(пролог)

    - 1-й эпизод - завязка

    - 2-й эпизод (центральный) – кульминация (ближе к финалу)

    - 3-й эпизод – развязка

    - финал.
    Эпизодов в основной части может быть от 2-х до 5-и (более не будет восприниматься)

    В крупных зрелищных формах эпизоды формируются в блоки. Каждый блок несет свою тему, которая работает на общую тему представления.
    Каждый эпизод должен быть связан смысловыми мостиками с предыдущим и последующим. Но при этом должна быть законченность каждого отдельного эпизода.
    Билет № 3.

    1. Основа сюжета – конфликт.


    Действие - существо драматургии, единственная форма развертывания темы, утверждения идеи самым наглядным, естественным образом, а не декларативными схемами. Даже описания в драме, а тем более в сценарии, должны двигать действие, иначе они не нужны. Действие - главное средство развития темы в идею.
    Конфликт - Основная движущая сила произведения. В конфликте раскрывается характер, сущность персонажей. Это сложный драматургический организм, в основе которого всегда лежит борьба, столкновение интересов (“я хочу” персонажей). Основное отличие драматургического конфликта от конфликта в реальности состоит в том, что противоречия всегда обострены до крайности. Конфликт может быть глобальным (исторический, общественный, государственный и т.п.), социальным (между социальными, общественными, производственными группами) или частным (персонами, семьями и т.п.). Драматургический конфликт возникает, развивается и разрешается только в столкновении отдельных характеров. Конфликт - это всегда процесс.
    Ощущение достоверности достигается точной мотивацией действий персонажей.
    Составляющими конфликта являются:

    Конфликтная ситуация – наметилась основная расстановка сил, основное противоречие.

    Коллизия – это не получившее достаточно полного разрешения противоречие, которое явилось следствием конкретной ситуации

    Препятствия – неожиданный перелом в ходе событий

    Контраст – составление противоположных явлений

    Интрига – сложное противоречиво-развивающееся сочетание событий.
    Драматургические конфликты — это все роды конфликтов. Без драматургического конфликта драматургия не может состояться: сюжет просто остановится — он не будет развиваться.

     Но существуют драматические конфликты и недраматические конфликты.

     В драматическом конфликте различия между людьми, их отношениями, чувствами подняты до вершины острого противоречия.

     В недраматическом же конфликте разнообразие представлений не выводится на вершину противоречия, не доводится до борьбы, до драматизма.

    . Драматический конфликт — это такой конфликт, который ведет к прямой борьбе противонаправленных сторон, заканчивающейся поражением (или победой) одной из них — поражением физическим или духовным.

     Теперь о недраматическом роде конфликта. Назовем его повествовательным конфликтом.

    Повествовательный конфликт — это такой конфликт, который не ведет к борьбе, он построен на разном отношении персонажей к одному и тому же предмету или явлению.

    недраматический, повествовательный конфликт может перерасти в драматический.

    Существуют две видовые группы драматургических конфликтов:

    I группа: конфликты внешние и

    конфликты внутренние.

    Конфликт внешний — это такой конфликт, стороны которого персонифицированы: конфликт между «кем» и «кем» из персонажей?

    Конфликт внутренний — столкновение двух начал в душе персонажа. Чтобы верно его сформулировать, необходимо поставить вопрос: конфликт между «чем» и «чем» в душе героя?

    II видовая группа конфликтов: конфликты открытые и

    конфликты скрытые.

    Конфликты открытые ясны для зрителя с самого начала их зарождения. К ним принадлежат все упомянутые выше примеры внешних и внутренних конфликтов.

    Конфликты скрытые — зрители до поры до времени, подчас достаточно долго, не знают о существовании конфликта, а затем он открывается и чаще всего — внезапно.
    Билет № 4.

    1. Законы композиции.

    * Целостность;
    * Взаимосвязь и соподчиненность;
    * Соразмерность;
    * Контрастность;
    * Единство содержания и формы;
    * Типизация и обобщение;
    • Закон целостности, взаимосвязи и соподчиненности частей целому. Выражается в поэпизодном построении сценария. Композиционная целостность достигается за счет необходимого количества эпизодов, наиболее полно раскрывающих авторский замысел. Взаимосвязь складывается из взаимодействия документального и художественного материала, оправданности и согласованности внутренних средств выражения содержания, приемов и способов его сценической реализации
    • Закон контрастности. Стремление показать факты, явления, процессы окружающей действительности в противоречии, конфликтном отношении друг к другу.
    • Закон подчиненности всех выразительных средств идейному замыслу культурно-досуговой программы. Значит так отобрать сценарный материал и так его композиционно выстроить, чтобы все средства выразительности раскрыли идею, авторскую позицию. Отбирая для сценария те или иные художественные фрагменты, важно определить их идейно-тематическую соотнесенность с общим сценарно-режиссерским замыслом. Наиболее высоким творческим успехом считается умение соединить идейно-эмоциональные средства, которые взаимодействуя между собой, дают возможность добиться воплощения идеи художественного замысла. В этом суть новизны и оригинальности сценария той или иной культурно-досуговой программы. Такая творческая задача требует от сценариста интеллектуальных и эмоциональных затрат, развитого художественного вкуса, тонкого чувства современности, глубокого знания произведений литературы и искусства.
    • Закон соразмерности базируется на неограниченных возможностях при поиске материала. Первым ориентиром в отборе сценария служит событие, которому посвящается мероприятие. Рамки отбора. Материал тот, который в большей степени отвечает его творческому замыслу. Объем и характер. Важны чувства меры и творческая интуиция. Четкое пропорциональное соотношение структурных элементов композиции.

    • Закон типизации и обобщения. Создание образа на основе изучения, наблюдения общих черт явления, действия, предмета, человека и обобщения их в едином. Найти некий образ – это необходимое условие для создания любого художественного произведения.


    Билет № 5.

    1. Художественно-выразительные средства.


    - слово. Оно всегда остается главным средством воспитательной работы. Именно слово создает атмосферу общения между сценой и залом. Кроме того, режиссура театрализованного тематического вечера документальна, слово выступающего несет конкретный материал. Устное выступление агитатора, пропагандиста может охватить большой отрезок времени, ввести зрителей в атмосферу событий, передать то, что не удается выразить иными средствами искусства. Однако на вечере существует опасность злоупотребления словом. В этом случае выступление уже не помогает действию, а замедляет его или даже разрушает театрализацию. В использовании устных выступлений нужны строгие пропорции. В массовых мероприятиях любое такое выступление участника должно естественно включаться в ход действия, искусно вплетаться в ткань сюжета.
    Очень важно также, чтобы слушатели были эмоционально подготовлены к восприятию выступления, необходима своеобразная экспозиция к речи выступающего.
    Важное методическое требование к устному выступлению на массовом мероприятии - его конкретность и яркость. Большой интерес возникает, если выступающий говорит не о событиях вообще, а о лично пережитом, преломленном через свое личное восприятие. Только в таком случае можно добиваться того, чтобы устное выступление развивало сюжет массового действа. Кроме устного выступления участника событий, агитатора, используется слово ведущего, которое несет основную мысль тематического вечера, соединяет при необходимости эпизоды, излагает то, что не поддается показу, инсценированию. Часто используется поэтическое слово, сильно воздействующее на зрителей, особенно если оно. точно подобрано и обращено в зал от первого лица.
    - литература и искусство, используемые в виде инсценировки, фрагмента из спектакля и кинофильма, музыки. Они воздействуют силой художественных образов, позволяют воспроизвести события в их развитии, передать историко-бытовую обстановку, накал классовых битв. Кинофрагмент, сцену из спектакля, песню можно использовать также как продолжение мысли или действия, как второй план к устному выступлению.
    В качестве движущей силы сюжета массового действа материалы литературы и искусства символизируют действие. Так, например, в тематическом вечере, посвященном проводам в армию, все действие идет в сопровождении песни, стихов или отрывков из пьесы, фрагментов кинохроники. 
    - метод не иллюстрации, а ассоциации, когда с помощью образов уже существующих, знакомых усиливается звучание тех или иных компонентов сюжета, делается ярче, глубже, понятней реальный образ современника. 
    - музыка. Чаще всего музыкальная драматургия строится на готовых мелодиях, принадлежащих разным композиторам. Казалось бы, не так уж трудно подобрать музыку, отвечающую идее вечера и становящуюся неразрывной составной частью действия. Но на деле это задача сложная, она требует от режиссера определенной музыкальной эрудиции. Иногда очень хорошая сама по себе, но неудачно подобранная музыка может затянуть темпо- ритм вечера, не придать действию той эмоциональной окраски, того темперамента, которые так необходимы.
    Большое место занимает музыка в прологе и в финале массового праздника. Она помогает режиссеру и сценаристу точно задать тему и ритм действия, что важно для экспозиции, а также сплотить зрителей в финале праздника в большой сводный хор.
    - оформление сцены, особенно отдельных деталей, выступающих в качестве определенных символов. Ярким средством наглядности на тематическом вечере выступают карта, схема, диаграмма, плакат, особенно если это подвижные, быстро сменяющиеся детали оформления. Видом наглядности в тематическом вечере могут быть различного рода листовки, обращения, копии исторических документов, которые раздаются участникам.

     взаимоотношения исполнителей театрализованного представления и зрительного зала, которые организуются по принципу эстрадности (прямое взаимодействие со зрителем и вовлечение его в действие). Исполнитель в театрализованном представлении должен посвящать зрителю свои мысли, заражать его своей энергией, взбадривать, встряхивать, держать его в постоянной зрительской активности. 
    Темп - степень скорости исполняемого действия. 
    Ритм - интенсивность действия, пульс переживаний в котором осуществляется сценическое действие. В целом, темп и ритм - интенсивность и размеренность совершаемого на сцене действия.
    - метафоры (различных видов), их использование отражает стремление режиссера воплотить сценический образ театрализованного представления наиболее ярко, насыщенно и пластично. «Пространственная метафора» театрализованного тематического вечера, к примеру, развивается именно во времени и пространстве и только во времени и пространстве может быть воспринята зрителем. Её особенность в том, что благодаря ей, создаются такие сценические условия, при которых каждая вещь, любая деталь оформления перемещается по сценической площадке и органично действует в предлагаемых обстоятельствах. 
    - атмосфера, созданная представлением (способствует погружению зрителей в нужное режиссёру настроение) и мизансцена - расположение актёров на сцене в тот или иной момент спектакля. Одно из важнейших средств образного выявления внутреннего содержания пьесы - мизансцена - представляет собой существенный компонент режиссёрского замысла спектакля. 

    - свет, цвет, танец, пластика, работа с пространством, массовка, пиротехника – всё это и многое другое – выразительные средства в руках режиссёра.
    Билет № 6.

    1. Виды монтажа.

    Связать материал в сценарии помогает монтаж (сборка, соединение).

    Монтаж (от фр. – сборка, соединение) соединение различных элементов выразительных средств, в такой последовательности, которая: а) усиливает; б) передает новое умозаключение или эмоцию.

    Виды:

    Последовательный

    Параллельный

    Контрастный

    Смежный

    С перебивкой

    Коллаж

    Ассоциативный
    См. Н. Адрейчук.
    Билет № 7.

    1. Основные принципы инсценировки


    “Инсценирование – это, во первых, переработка литературной первоосновы (эпической или документальной прозы и др.) на уровне текста, превращение в литературный сценарий для театра; во вторых, воплощение этого сценария средствами театра, то есть формирование сценической драматургии”, иными словами, процесс воплощения на сцене недраматического текста.

    Инсценировка это не перенос материала, а его «перевод» из одной системы художественного выражения в другую.

    Сценаристу предстоит проделать достаточно большую творческую работу по инсценированию избранного литературного материала. Он в этом случае объединяет в себе две ипостаси: одновременно является приемником, который воспринимает эстетическую и смысловую информацию, заключенную в литературном материале, и ее ретранслятором на будущую аудиторию.
    Для преобразования литературного материала в драматургическую форму необходимо прежде всего провести его углубленный анализ. Во-первых, определить и сформулировать тему произведения, отвечающую на вопрос "о чем рассказывает или говорит автор в данном литературном произведении?" Формулируя тему, сценарист тем самым формулирует проблему, стоящую перед автором произведения. Во-вторых, определив и сформулировав тему, сценарист приступает к определению и формулированию идеи произведения, отвечающей на вопрос "что хотел сказать автор, поднимая и воплощая в художественный образ ту или иную проблему?" Задача сценариста - проникнуться теми чувствами и мыслями, которые владели автором при создании литературного произведения, и обозначить их для себя конкретно и полно.

    Сформулировав авторскую идею, сценарист определяет жанр произведения, который соответствует определенной тональности и настроению произведения в целом.
    Литературный материал должен быть драматургичен, т.е. в нем должны наличествовать, по крайней мере, две составляющие - ситуация и конфликт, при этом событие подразумевается и может быть домыслено. Определив драматургичность произведения, сценарист приступает к непосредственной его драматургизации.
    В процессе драматургизации (инсценирования) используется сюжет произведения как структурная основа и последовательность событий, реализуемых в порядок следования эпизодов, драматургических модулей и определяющих архитектонику сценария. Фабула как развитие и раскрытие событий сюжета находит свое выражение в композиции сценария, обусловливающей развитие конфликта до его разрешения, т.е. события. При этом вся описательно-повествовательная сторона произведения опускается либо дается в ремарках. Сохраняется лишь прямая речь в диалогах и монологах действующих лиц в необходимых сценаристу пределах.
    Следует различать инсценировку того или иного литературного произведения и сценарий, созданный по мотивам литературного произведения.
    работу над инсценировкой можно разделить на три этапа:



    • «Перевод» событий из литературы в драму;

    • «Перевод» драматургического материала в сценический;

    • Создание композиции (этот пункт не является обязательным)

    Исходя из этих положений, мы можем разработать метод работы над инсценировкой. Он заключается в следующем:

    1. Выбор материала. 
    Он зависит от личной темы. На этом этапе необходимо остановиться на вопросе что хочется сделать, пусть не останавливает как, это потом решается.
    2. Разбор материала подлежащего инсценированию:
    - выделение событийного ряда
    - фабулы
    - сюжета
    3. Создание каркаса инсценировки - (движение от идейно-тематического замысла к фабуле).
    4. Написание сюжета (сценария):
    - разработка едва намеченных тем
    - усиление частных деталей
    - дописывание текста к существующим сценам
    - сокращение текста
    5. «Перевод» литературных событий в драматические (действие):
    - введение повествования (наррация, нарративные инстанции)
    - перевод описания в действие
    - перевод внутреннего монолога во внешний текст
    - применение симультанности действия
    6. Перевод драматургического материала в сценический:
    - использование возможностей сцены (разноплановость, места - действия)
    - применение театральных средств выражения (сценография, мизансцена, свет, музыка и т.д.)
    - использование различных жанровых решений (пантомима, вокал, балет, хореография, теневой и кукольный театр и т.д.)
    7. Композиция:
    - на основе одного произведения
    - по мотивам произведения
    - по произведениям автора
    - коллаж (использование произведений различных авторов)
      1   2   3


    написать администратору сайта