Как Замысел задуманный план действий или деятельности. Он понял ее замыслы Замысел идея, основная мысль художественного произведения.
Скачать 58.51 Kb.
|
принципы: подчинение одной идее иллюстрация контраст Какой материал лучше взять для инсценирования? • Рассказ должен быть небольшим. • В рассказе должно быть 2-3 персонажа. • Хорошо, если в рассказе будет только одна сюжетная линия. • Ищи рассказ, где действующие лица будут твоими ровесниками. Подумай, кого ты собираешься занять в отрывке. Понятно, что «Гамлета» без Гамлета не играют. • Хорошо, если в рассказе есть единство места и времени. Еще лучше, когда события происходят в таком месте, которое удобно обозначить несколькими деталями: в комнате, кабине космического корабля, каюте. • Рассказ должен быть сценичным. То есть там должно что-то происходить. Должен быть какой-то конфликт, когда отношения между людьми меняются и меняют самих людей. Это должно быть понятно, интересно, актуально для тебя и для всех зрителей. Билет № 8. Замысел театрализованного концерта. Театрализованный концерт - концерт который имеет единый художественный сценический образ, для создания которого используются выразительные средства, присущие театру, театральному действу. А именно: - Сюжетный ход - даюший возможность не только объединить сквозным действием отдельные номера концерта в единое представление, но, и это главное, - раскрыть его через сценическое действие - основное выразительное средство театра. Например, вводя актерские задачи и мизансценирование даже в те номера, которые в силу жанра и традиций их не предполагают. Скажем, в выступление академического хорового коллектива. - Ролевую персонификацию ведущих, иначе говоря, выступление ведущих от лица персонажей, от лица сценических образов. - Сценографию. - Специально созданное оформление, определяющее и выражающее образ всего концерта и отдельных его эпизодов; использование игрового света, фоновой музыки, шумов и других элементов, создающих нужную в данном эпизоде и во всем концерте определенную и точную сценическую атмосферу. Замысел начинается с процесса познания, изучения, анализа всех предлагаемых обстоятельств будущего концерта: - темы (сбора и изучения документов, фактов, литературы, иконографии и других материалов, связанных с событием, во имя которого ставится концерт), т.е. с изучения предлагаемых обстоятельств внутреннего порядка, - и изучения условий и возможностей практического осуществления концерта (наличия творческих сил, особенностей сценической площадки, технических, финансовых возможностей и т.п.) - обстоятельств внешнего порядка. (пути реализации) Поскольку Театрализованный концерт – это особый жанр современного массового искусства, приобретающий в наше время всё большую и большую популярность, то момент зарождения замысла концерта имеет свои особенности. Во-первых, в связи с тем, что каждый из театрализованных концертов имеет свою тему, свою смысловую и эмоциональную драматургию, то первым и основным моментом, влияющим на процесс рождения замысла, будет ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА, т.е. то, ЧТО режиссёр будет демонстрировать, чём будет говорить языком театрализации на сцене, и, главное, для чего. Во-вторых, немалое значение имеют те, для кого предназначен концерт, т.е. ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ. Ведь именно зрительский контингент влияет и на подбор номеров и на их порядок. Согласитесь, концерт для ветеранов будет резко отличаться от концерта для молодёжной публики. И, наконец, в-третьих, это МЕСТО ДЕЙСТВИЯ, то есть то пространство, где будет проходить сам театрализованный концерт. Только разобравшись с этими тремя ключевыми позициями, и ответив для себя на вопросы: • Что я ставлю и что хочу этим сказать? • Для кого я ставлю? • Где я ставлю? режиссёр театрализованного концерта создаёт себе благодатную почву для взращивания зерна будущего сценического действа. Основополагающие моменты, влияющие на зарождение замысла Понятие режиссерского замысла – очень важно в процессе работы над созданием театрализованного концерта, поскольку именно он (замысел) определяет: • СОДЕРЖАНИЕ концерта (его тему и идею) • ФОРМУ концерта (способ «раскрытия» темы и донесения идеи) • КОМПОЗИЦИЮ концерта (порядок номеров) • СЮЖЕТНЫЙ ХОД (логика перехода от одногономера к другому) • ТЕМПО-РИТМ концерта • СЦЕНИЧЕСКУЮ АТМОСФЕРУ • ОФОРМЛЕНИЕ пространства и т.д. Режиссёрский замысел определяет не только ЧТО вы будете ставить, но и КАК вы это будете делать. Без конкретного знания номеров замысел так и останется лишь эмоциональным ощущением будущего концерта и его содержания, видением, лишенным действенности, конкретности и точности. Окончательно замысел возникает в процессе просмотра и отбора номеров. Сам процесс отбора - это не только оценка художественных достоинств того или другого номера, но и мысленная прикидка: какие из просматриваемых номеров соответствуют замыслу концерта. По существу, в это время у постановщика идет процесс уточнения замысла в деталях. Билет № 9. Номер – основа концерта. Номер – это завершенное отдельное произведение, построенное по законам драматургии, включает в себя выступления одного или нескольких исполнителей. драматургия номера. номера могут быть сюжетные и бессюжетные. Сюжетные номера: У них есть свое начало, свое развитие, кульминация и развязка». обязательно присутствует фабула, или событийный ряд. Другими словами - всегда можно пересказать некую историю, которая происходит в подобном номере Для создания сюжетного номера в любом жанре режиссер должен уметь создать его сюжет и выделить из него фабулу. Написание сюжета стоит начать с создания скетча, зарисовки. В этом коротком скетче нужно совместить психологическую достоверность, проработку внутренней жизни персонажа с очень условной и лаконичной формой ее выражения. Для этого режиссеру необходимо умение спрессовать содержание почти до формулы, достигнуть обобщенияв характеристике персонажа, ситуации, афористичности и многого другого. Содержание номера, выраженное в сценарии, вся жизнь персонажей в номере не есть прямое отражение явлений, происходящих как в жизни, а особая, вымышленная «эстрадная» жизнь в жанре выступления определенного артиста В развитии этого навыка поможет выделение из сюжета фабулы. Фабула это описание действий, которыми режиссер по сути будет пользоваться при постановке. Это и есть информационно спрессованный сюжет Очень часто придумывая что-то, неопытный режиссер-сценарист может уйти в подробные эмоциональные описания ,что станет проблемой при непосредственной постановке, ведь то что происходит на сцене – это действия. Действия – это инструмент и язык режиссера-постановщика. Режиссер создает действие – зритель наблюдает, воспринимает действия и по ним «читает» историю заложенную режиссером. Таким образом выделив из сюжета фабулу, вы увидите насколько действенным является ваш номер, и сможете понять что из сюжета будет понятно зрителю через действия, а что является фантазией в голове и литературно-красноречивое отступление которые зритель не увидит и не воспримет. Вот еще несколько подсказок-составляющих грамотно написанного сюжета - актуальность темы; - возможности для проявления в игре актера острой формы, эксцентрики, создания острохарактерного образа, маски; - предлагаемые обстоятельства задаются сразу, отсутствует длинная экспозиция; - быстрый ход действия, лаконичность, специальное сужение темы; -концентрация единства времени, места и действия; - сюжет предполагает яркий, но не обширный событийный ряд; - возможность сыграть предлагаемый автором сюжет в несколько минут, в ограниченных временных рамках номера; - неожиданная «ударная» развязка, чаще всего несущая смеховой эффект; -насыщенность словесного действия репризами. - линия развития сюжета и линия проявления технического мастерства исполнения должны развиваться параллельно. И там и там должны быть экспозиционная, кульминационная и финальная части. И обе эти линии должны развиваться в одинаковой динамике, вместе вырастать, вместе спадать, вместе выявлять главное событие Бессюжетные номера : Режиссура в таких номерах состоит в выстраивании специфической логики чередования трюковых и технологических элементов исполнения что обеспечивает актеру наилучшие возможности демонстрации своего мастерства. В этом случае ищется логика внутренних связей трюков, сопоставления их сложности, темпоритмическое развитие, подготовка зрителя к восприятию главного составного элемента или центрального трюка . В особенности это относится к оригинальным, эстрадно-цирковым и танцевальным эстрадным жанрам,в основе которых стоит сам трюк. Билет № 10. Сценарно-режиссерский ход. Поиск сюжетного драматургического хода - дело не такое легкое, как может показаться на первый взгляд. Приходится мысленно перебирать десятки подсказываемых фантазией ходов, каждый из них соотносить с замыслом, пока не найдется тот единственный, который позволит образно выявить идею, тему, сверхзадачу и содержание концерта, а также в определенной логике выстроить его сквозное действие. Сценарно-режиссерский ход — это прием, с помощью которого осуществляется связь эпизодов и построение целостной композиции представления (зрелища). Сценарно-режиссерский ход формирует образный строй зрелища. См. Н. Андрейчук Билет № 10. Композиция сценария театрализованного концерта. Понятие «композиция» в концерте, помимо сказанного, подразумевает не только простое установление порядка номеров (эпизодов), а еще такое их чередование, которое наиболее полно и образно выразит главную мысль концерта и в то же время обеспечит нарастание его темпоритма и эмоционального воздействия на зрителя. Поиск и нахождение композиции концерта - один из важнейших этапов в процессе создания театрализованного тематического концерта, в конкретизации его замысла, его решения. А коль скоро сюжетный драматургический ход, как мы только что говорили, образно выражает логику развития действия, то для того чтобы выстроить композицию концерта, режиссер должен придумать такой сюжетный ход, который, точно и ярко выражая тему и идею концерт, позволит как бы нанизать все номера (эпизоды) на один стержень. Композиционные правила: - порядок расположение номеров влияет на его драматургическое решение - правило построения концерта состоит в том, что он должен идти «по нарастающей» -Должны возрастать темпоритм концерта, качество номеров, их зрелищность, и, как следствие, интерес зрителей. - Каждый следующий номер должен пользоваться большим успехом, чем предыдущий. - Не следует выпускать одних женщин, а потом одних мужчин Не желательно, чтобы подряд выступали три вокалиста, а потом 4 жонглера. Что будет исполнять конферансье, пока за его спиной будут двигать рояль. В часовой концерте конферанс не должен занимать более 10-15 мин. (1 стр. текста – 28-30 строк при 60 знаках в сроке – звучит 2 мин.) - Продолжительность вступления к концерту не должна превышать 3-4 мин. (1,5-2 стр.) Билет № 11. Сущность и функции массового праздника. Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей страны, с её вековыми традициями, обрядами, обычаями позволяют человеку осознать своё единство со всем народом. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек ощущал себя личностью членом коллектива. Проявление всех форм и видов культуры любого коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных обрядов идёт через праздник. Распространение и возрастающая популярность массового праздника связаны с его своеобразием, которое в первую очередь состоит в том, что он в любом практическом проявлении всегда имеет глубокие социально-психологические корни, полностью исключает элементы случайности при постановке. Массовый праздник не может быть намечен и проведен тогда, когда этого хочет тот или иной организатор, то или иное учреждение. Он проводится лишь тогда, когда в широкой массе людей существует потребность именно в этом, а не в другом праздничном действе, когда налицо стремление и готовность к нему, то есть назрела определённая праздничная ситуация. Массовый праздник предполагает одновременное возникновение многочисленных очагов действия, причем участники сами выбирают интересный для них в данную минуту объект, а массовое зрелище сосредотачивает внимание на одном определенном объекте, имеющем в данный момент решающее значение. Праздник – это особое, многостороннее общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом. Билет № 12. Типы массового праздника. Виды праздников: Инициации – посвятительные обряды и таинства в родовом обществе, связанные с переводом детей в разряд взрослых. Современными обрядами инициации можно считать крестины, свадьбу, погребение. Сейчас их называют семейными обрядами. Календарные обряды – связанные со сменой времен года, памятными датами и общегосударственными праздниками. Так появились Русская Масленица, Новый год и Рождество, Пасха, день Ивана Купалы и другие традиционные русские праздники. Государственные праздники – это праздничные и выходные дни, приуроченные к каким-либо событиям и отмечаемые населением всей страны. К таким праздникам относятся День образования ПМР, Международный женский день, День солидарности трудящихся, День Мира и Согласия. К государственным праздникам в какой-то мере можно отнести и учрежденные праздники местного масштаба – Дни города и района. Профессиональные праздники обязаны своим рождением социалистическому строю и служат для сплочения коллектива, награждения активных и добросовестных работников. К таким праздникам относятся как дни различных профессий (строителя, железнодорожника, медика, учителя и т. д.). Формы проведения праздника весьма разнообразны – от детского утренника до массового шествия. Масштаб праздника прежде всего определяется его назначением и выбором аудитории – один класс или население всего города. Школьные праздники: День знаний. Последний звонок, Выпускной бал. Школьный фестиваль искусств, школьные юбилеи, предметные, тематические вечера (поэтические, музыкальные, литературные). Праздник букваря. Праздник книги. Дни встречи с выпускниками. Праздники Природы и Времен года: Новый год, Рождество, Святки, Встреча весны, Масленица, День птиц, Троица, Осенний бал. Воинские: День Победы, День защитников Отечества. Семейно-бытовые: День рождения, День именинников, День пожилого человека и другие. Типы массовых праздников: Из всех принципов классификации массовых праздников на виды самым логичным является тип ситуации. Характер ситуации дает возможность наиболее целостно охарактеризовать тот или иной праздник и при этом учесть сразу несколько его характеристик. Основными характеристиками массового праздника являются общественная значимость и масштаб проведения. Если брать в основу классификации масштабность, то тут можно выделить как минимум три группы праздников. Первая группа – это общие праздники, которые являются значимыми событиями в жизни государства и каждого человека. К общим праздникам относятся даты, которые имеют весомое историческое основание. Это эпохальные события и переломные моменты в истории государства и вообще в природе человека. Общие праздники отмечаются не только какой-то определенной страной - они безграничны, их празднует все человечество. В проведении такого вида праздника задействованы различные социальные группы: рабочие, интеллигенция, молодежь. Кроме того, в нем принимают участие этнографические и территориальные группы людей, рабочие коллективы и т. д. Все, что объединяет этих людей – единая цель и порыв. Вторая группа праздников по принципу масштабности – локальные. Они отличаются от общих тем, что в их основе положено событие, которое значимо для определенной группы людей. Не смотря на то, что эти праздники охватывают не все человечество одновременно, они представляют самый многообразный срез. Так, к локальным праздникам относятся профессиональные (День милиции, День радио), праздники по принципу возрастных групп (День детей, День людей пожилого возраста), праздничные даты определенных городов, учебных учреждений и т. д. Масштаб такого праздника определяется, прежде всего, количеством людей, относящихся к нему. Третья группа - это личностные праздники. Они характеризуются тем, что относятся к конкретному человеку или кругу людей. Это может быть семья, трудовой коллектив, учащиеся одной группы университета и т. д. Личностный праздник персонифицирован, что отличает его от всех остальных видов. Отметим, что порой очень сложно причислить праздник к той или иной группе, так как не существует четко очерченных границ. Билет № 13. Композиционное построение массового праздника. Составляющие праздника: Сценарий массового праздника состоит из нескольких частей и включает в себя описание: театрализованного шествия (карнавала); театрализованного представления, которое является кульминационным выразителем темы и идеи праздника; народного гуляния. Причем, нельзя забывать о том, что все части праздника связаны единым сценарно-режиссерским ходом и соответствуют одной теме и идее. В крупных зрелищных формах эпизоды формируются в отдельные блоки (игровые программы, спортивные состязания и др.), каждый блок несет свою тему, которая работает на общую тему представления. Сценарий массового праздника не может не иметь сюжета, но, избрав сюжет, нужно организовать художественный материал так, чтобы он отвечал идее и теме, именно это позволяет создать соответствующие теме инсценировки. Сюжет должен быть воплощён от события к событию. Сюжетное действие только тогда называется действием, когда оно встречает противодействие и развивается я в виде драматического конфликта. Экспозиция, конфликт, кульминация приобретают в драматургии массового зрелища, действа специфические черты, обусловленные монтажной структурой, где конфликтность существует не в результате возникающего контрдействия и противоборствующих сил, а в монтажном соединении , " сбор-кеб" разнородных эпизодов, номеров и "аттракционов". Конфликт в массовом действе часто строится на театрализованной схватке персонифицированных групп, может быть менее персонифицирован и выражает в общем виде борьбу идей – к такому конфликту более тяготеет массовый уличный праздник. |