Конспект урока по литературе 11 а класс. Учитель Кокарчева Г. И. Тема урока Господин из СанФранциско Откровение И. А. Бунина Цели Образовательные
Скачать 49 Kb.
|
Конспект урока по литературе 11 а класс. Учитель:Кокарчева Г.И. Тема урока: «Господин из Сан-Франциско» - Откровение И.А.Бунина Цели: Образовательные: Раскрыть смысл символических образов рассказа. Проследить историю создания произведения. Развивающие: Развивать умения выделять основные средства создания художественного образа; выделять основные средства создания образа. Развивать умения определять функцию художественных образов в тексте. Воспитательные: - Учить видеть истинные ценности жизни. Теория литературы: реминисценция, новелла (все определения написаны на доске). Оборудование и наглядность: Портрет Бунина 1915 года, портрет Томаса Манна, портрет Л.Н.Толстого, фрагмент фильма Ф.Феллини «И корабль плывет», репродукции картин И.Айвазовского «Буря», К.Брюллова «Последний день Помпеи». Предварительное задание: прочитать рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско», Откровение Иоанна Богослова. Литература: . Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. М., 1989. Бабореко А.К. И.А.Бунин. Материалы для биографии, М., 1983. Программа по литературе 5-11 классы под ред. В.Я.Коровиной, М., 2006. Эпиграф: И увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего Откровение Иоанна Богослова (21:2) План урока: Оргмомент (1 мин.). Психологическая подготовка (повторение изученного на прошлом уроке; 2 мин.). Разговор о рассказе (38 мин.). Итог урока (2 мин.). Домашнее задание (2 мин.). Ход урока: I Оргмомент. II Психологическая подготовка: Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с жизнью и творческой судьбой И.А.Бунина. Сегодня мы остановимся на одном из самых знаковых произведений автора – рассказе 1915 года «Господин из Сан-Франциско». Я надеюсь, вы прочитали рассказ и будете активны на сегодняшнем уроке. Но прежде чем мы начнем разговор, мне бы хотелось, чтобы вы вспомнили год рождения Бунина. (ученики отвечают 1870). III Разговор о рассказе: Рассказ «Господин из Сан-Франциско» - это рассказ 45- летнего писателя (учитель делает жест в сторону портрета). Это очень, потому что именно в данный период Бунин переходит на новый этап творчества, который характеризуется глубокими философскими размышлениями, глобальными идейными обобщениями, религиозным самоанализом. Творческий процесс писателя становится размеренным, все чаще Бунин вступает в художественный диалог с современниками и представителями мировой культуры прошлого. Так одним из поводов к написанию рассказа послужило прочтение Буниным новеллы «Смерть в Венеции» немецкого писателя (тоже нобелевского лауреата) Томаса Манна (учитель указывает на портрет). Несмотря на отдаленную схожесть сюжета, рассказ Бунина не является реминисценцией, потому что в нем отразился совершенно самостоятельный взгляд Бунина на проблему жизни и смерти, вечного и тленного. Мы привыкли называть небольшие прозаические произведения Бунина рассказами, но в данном случае для него очень важна была «новеллистичность» произведения Т.Манна, так как Бунин на фоне вполне заурядных событий изображает трагедию. Такой неожиданный поворот и отличает новеллу как жанр. Бунину это было необходимо для изображения внезапности прихода смерти. Важен в данном случае и другой диалог Бунина – с Л.Н.Толстым (указывает на портрет) и его повестью «Смерть Ивана Ильича». Мы уже говорили с вами о колоссальном влиянии творчества Толстого на прозу Бунина. Но если Толстой в своей повести старался в точности следовать реальным событиям, положенным в ее основу, то Бунин в процессе работы над рассказом все больше отходил от прямых аналогий с действительностью. Так название корабля «Атлантида» заменило первоначальное название «Принцесса Елеонора» - название реального корабля, ходившего в начале XX века из Италии в Америку. В окончательную редакцию рассказа Бунин внес существенные коррективы: изменил название. Как первоначально назывался рассказ? («Смерть на Капри»). Отказался Бунин и от эпиграфа, который до сих пор печатается во многих изданиях рассказа. Горе тебе, Вавилон, город крепкий - слова из Откровения Иоанна Богослова, или второе название – Апокалипсис. Вы, читая дома Откровение, наверное, поняли, что в нем противопоставляются два Библейских города: Вавилон и Иерусалим. Когда вы слышите «Вавилон», что, прежде всего, приходит вам на ум? (Вавилонская башня). Но апокалипсический Вавилон никак не связан с Вавилоном Ветхого Завета и смешением языков, о котором говорится в Книге Бытия. О философской разности Ветхого и Нового Завета мы уже говорили с вами в связи с Достоевским и на занятиях МХК. Вавилон Нового Завета – это символ города греха, города, который в Откровении именуется блудницей: «стоя издали от страха мучений ее и говоря: горе, горе тебе, великий город, Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой. И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает, товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга, и виссона и порфиры, и шелка и багряницы, и всякого благовонного дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора, корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих» (Откровение: 18:10-13). Вавилону в Откровении противопоставлен Иерусалим – град небесный, христианский символ возрождения и рая. Для Бунина эта антитеза очень важна. Давайте сравним описание Неаполя и Капри. (ученики зачитывают отрывки из рассказа). Параллели с библейским текстом вполне очевидны. Но в рассказе Бунина есть еще целый ряд противопоставлений. Давайте зачитаем фрагменты, где дан портрет капитана корабля и описывается встреча с жителями Капри. (ученики зачитывают). Мы видим, какими скупыми красками изображает Бунин идолопоклонство высшего света капитану и как ярко и светло выписано паломничество жителей Капри к Деве Марии. Еще одна явная антитеза - это устройство корабля как символ социальной иерархии, где те, кто наверху живут в свое удовольствие, а низы обеспечивают ход корабля, постоянно находясь в раскаленном трюме, как в Аду. (Фрагмент фильма Феллини). Обращение Бунина к Апокалипсису открывает еще один идейный план: идея конца света, конца человеческого существования, которая присутствует в целом ряде символических образов рассказа. (Ученикам предлагается самим назвать какие-либо образы). Безусловно, это прежде всего образ корабля с его магическим названием - «Атлантиды». О чем вам говорит это название? (Ученики, возможно, отвечают, что это материк, описанный античными мыслителями, который по легенде затонул). Океан, в пучине которого движется корабль, символизирует водную стихию, неподвластную человеку вне зависимости от его богатства. (Учитель указывает на картину Айвазовского и зачитывает из рассказа описание океана). Образ, который очень редко обращают внимание, это действующий по сей день вулкан Везувий, несколько раз эпизодично упоминаемый в рассказе. А между тем это прямое указание на гибель античной Помпеи, где люди пытаясь унести с собой как можно больше богатства, гибли под раскаленными потоками лавы. (Указание на картину Брюллова). В рассказе упоминается император Тиберий. Это историческое лицо, правитель, при котором был распят Иисус Христос, после чего император укрылся в горах в пещере. Бренность властного земного существования была свойственна и Господину их Сан-Франциско, что говорит о том, что история ничему людей не учит. Неслучайно эпиграфом к нашему уроку стали слова из Апокалипсиса о городе, сходящем с небес от Бога. Именно о таком Божьем граде как истинный христианин мечтал Бунин. В заглавии нашего урока рассказ «Господин из Сан-Франциско» назван Откровением. Иоанн Богослов, создавая Апокалипсис, стремился, прежде всего, предупредить человечество о грядущей катастрофе. Примерно тоже самое через две тысячи лет уже на своем языке пытался сделать Бунин, написав гениальный рассказ «Господин из Сан-Франциско». IV Итог урока: Проводится фронтальный опрос класса: С какими произведениями перекликается рассказ Бунина? Какие образы-символы конца света вы можете назвать в рассказе? V Домашнее задание: Перечитать рассказ. Ответить на следующие вопросы: Почему Бунин изменил название рассказа? Почему герой рассказа не имеет имени? Какова роль пейзажа в рассказе? Как взаимосвязаны состояние природы и настроение Господина из Сан-Франциско? Какова роль цвета и запаха в рассказе? Какие художественные детали явно показывают мертвенность мира Господина из Сан-Франциско? Несколько экземпляров вопрос в печатном виде раздается классу. Индивидуальные задания (для сильных учеников): Прочитайте новеллу Томаса Манна «Смерть в Венеции», сопоставьте с рассказом Бунина. Прочитайте повесть Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича», проведите сравнительный анализ повести Толстого и рассказа Бунина. Подберите музыкальные фрагменты, которые могли бы стать фоном для отдельных эпизодов «Господина из Сан-Франциско». |