Ответы по методите музыки. Типы и виды хора
Скачать 0.54 Mb.
|
Типы и виды хора. Хор - собрание поющих в звучности которого есть строго уравновешанный ансамбль, точно выверенный строй и художественные отчетливо выработанные нюансы. Певческие голоса делятся на три группы: женские, детские, мужские. Хор объединяющий голоса одной группы называются однородным. Хор объединяющий разные группы голосов называет смешанный. В хоровой практике утвердилась классификация деления на типы: * мужские * женские * детские * смешанный Анатомия голосового аппарата. Голосовой аппарат — совокупность органов, участвующих в голосообразовании. Состоит из трёх основных частей: легких с системой вдыхательных и выдыхательных мышц, гортани с голосовыми складками и системы воздушных полостей, играющих роль резонаторов и излучателей звука. Гигиена певческого голоса. Гигиена голоса - группа мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний голосового аппарата. 1.Правильное выстраивание занятия по вокалу, чередование периодов нагрузки и отдыха. 2. Избегание форсированного звука, твердой атаки звука, резкого крика. 3. Точное определение типа голоса, пение произведений характерных для данного типа. 4. Запрещение выступлений вокалистов на открытом воздухе при температуре ниже + 15 град. С. 5. Избегать резких температурных перепадов, употребления холодных напитков при перегревании. 6. Общеукрепляющие, закаливающие процедуры. 7. Своевременное лечение у врача – ЛОР. Общая характеристика вокально-хоровых навыков. К основным вокальным навыкам относятся: - звукообразование; - певческое дыхание; - артикуляция; - слуховые навыки; - дикция; - эмоциональная выразительность исполнения. Звукообразование - это момент его возникновения и последующее за ним звучание. Характеристика певческой установки. Одним из важных условий воспитания у учащихся певческого дыхания является правильная естественная певческая установка: прямое без напряжения положение корпуса и головы, расправленные плечи, бодрая осанка, свободно опущенные (при положении стоя) или свободно лежащие на коленях (при положении сидя) руки. Голову нужно держать прямо, без напряжений шейных мышц; не следует опускать или запрокидывать ее назад. Необходимо сохранять ощущение внутренней и внешней подтянутости. Руководитель хора или учитель должен постоянно наблюдать за выполнением учащимися правил певческой установки. Понятие о звукообразовании. Звукообразование — извлечение певческого и речевого звука, результат действия голосового аппарата. Певческий звук, возникая в результате колебаний голосовых связок, усиливается и темброво обогащается благодаря резонаторам. Понятие о певческом дыхании. Характеристика его типов. ДЫХАНИЕ (певческое) — важнейший элемент певческого процесса; до некотор. степени подчинено воле поющего (выбор типа Дыхания, задержка Дыхания перед атакой звука, дозировка вдоха и выдоха). Дыхание, когда при глубоком вдохе раздвигаются нижние ребра, опускается диафрагма (вследствие чего выпячивается стенка живота); плечи и верхняя часть груди неподвижны. При выдохе происходит активное торможение диафрагмы, ребра и стенка живота постепенно возвращаются в исходное положение ("пение на опоре"). При неправильном, ключичном Дыхании поднимаются грудь и плечи; из-за переполнения легких воздухом и излишнего его давления на голосовые связки возникают форсирование, качание звука, нечистая интонация. Поскольку типы Дыхания способны несколько варьироваться и связаны с остальными компонентами звукообразования, основным показателем правильности Дыхания должно служить качество певческого звука. Вдох при пении производится быстро, бесшумно, через нос или через рот одновременно. Объем и характер вдоха зависят от длины, динамики, характера музыкальной фразы, темпа. Выдох от вдоха отделяется большей или меньшей паузой — задержкой Дыхания, назначение которой — активизация и организация голосового аппарата. Выдох должен быть экономичным, без "утечки" Дыхания (вызывающей шумовой призвук); взятый воздух расходуется только на воспроизведение опертого звука. В хоре применяется одновременное и так называемое цепное Дыхание. Обучение поющих правильному певческому Дыханию — важная часть вокальной работы в хоре. Жест дирижера оказывает непосредственное воздействие на Дыхание певцов. ЦЕПНОЕ ДЫХАНИЕ и 7. ЦЕПНОЕ ДЫХАНИЕ — вид хорового дыхания, при котором певцы сменяют дыхание не одновременно, а «по цепочке», поддерживая непрерывность звучания. Сущность цепного дыхания заключается в том, что в процессе пения смена дыхания певцами партии производится не одновременно. При цепном дыхании два соседних певца делают вдох в разное время. При этом каждый из исполнителей стремится не делать смены дыхания на границах музыкальных фраз, построений, а после вдоха незаметно “подключает” свой голос к звучащей партии. Обобщая этот прием, следует рекомендовать в хоровой практике следующее непременное условие – не брать дыхание одновременно с соседом. Такой прием обеспечивает непрерывное звучание хора (без пауз, без цезур) в течение продолжительного времени. Цепное дыхание особенно важно при исполнении протяжных произведений. Упражнения для развития певческого дыхания Для начала выполнять некоторые упражнения лучше около большого зеркала, т.к. нужен постоянный самоконтроль: следите, чтобы корпус был свободен, плечи развернуты дышать легко и свободно, не перебирая воздуха следить, чтобы плечи и грудь при вдохе не поднимались вдох маленький, бесшумный выдох долгий, эластичный в процессе выдоха следует удерживать вдыхательную позицию Упражнение 1 Наиболее эффективное для развития "полного дыхания". Лежа на спине, положите ладонь одной руки на грудь, а ладонь другой - на нижнюю часть живота. Затем сделайте глубокий вдох таким образом, чтобы боковые и передние стенки живота выпятились вперед и в стороны, поднимая вашу ладонь. Но грудная клетка, которая контролируется другой вашей рукой, должна оставаться в покое. Освоив это упражнение, в положении лежа, можно перейти к выполнению его стоя. Теперь в положении стоя положите руку на живот для контроля дыхания и сделайте медленный вдох, считая про себя до четырех (лучше использовать простой метроном). Не задерживая дыхания, медленно выдыхайте, снова считая до четырех. Почувствуйте, как живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Если Вы плохо ощущаете движение живота, попробуйте выполнить это упражнение, в положении сидя, наклонив корпус максимально вперед, голову приблизить к коленям, а руками обнять себя под коленями (в замок). Получается «поплавок». На медленном вдохе должно появиться ощущение расширения области живота и спины. Непременно будет казаться, что некуда дышать - это правильное ощущение. Упражнение 2 Способствует повышению силы и эластичности межреберных мышц. Исходное положение - стоя. Корпус прямой, плечи развернуты, руки расслаблены. Сложив губы, как для утрированного произношения звука "У", нужно взять полное дыхание. Затем, во время пения, стараться удерживать грудь во вдыхательном положении. После каждого слога необходимо делать небольшую паузу, при этом нужно стараться удерживать грудную клетку во вдыхательном положении. Это упражнение следует повторить без перерыва 5 - 8 раз. Упражнение 5 Вариант упражнения на полное дыхание. Это упражнение выполняется в положении стоя. При произведении полного вдоха расширяются нижние ребра, а мышцы нижней части брюшного пресса напрягаются. Выдыхать следует ровной концентрированной струей через узкую щель губ. Представьте, как Вы дуете на горящую свечу, стараясь погасить огонь. Работу межреберных мышц полезно контролировать ладонями рук. Упражнение 7 Для развития равномерного выдоха. Одним из главных недостатков дыхания является неравномерность выдоха. Тренируя ровный выдох, Вы закладываете основы ровного и красивого звучания голоса. Предварительно выдохнув, сделайте резкий вдох носом, послав воздух в область живота. Со звуком «ТС-С-С...» медленно выдыхайте воздух сквозь сомкнутые зубы, чтобы воздушный столб был равномерным и не качался. Старайтесь поддерживать воздушное давление, пока выйдет весь воздух. Постепенно необходимо продлевать выполнение этого упражнения от 20-30 секунд до одной минуты. Понятие о певческом диапазоне. ДИАПАЗОН (греч. — через все струны) — звуковой объем голоса (инструмента) от самого нижнего до самого верхнего звука. Диапазон голоса певца-солиста (профессионала) должен быть не менее 2-х октав, что позволяет исполнять ведущие оперные партии, камерный репертуар. Требования к Диапазону певца профессионального хора — те же, значительно меньшие — к участнику любительск. хора, где недостаток хороших высоких или низких звуков у одного певца компенсируется за счет другого. Диапазон певцов самодеятельных хоров редко превышают объем так называемого рабочего (наиболее употребительного) Диапазона — полторы октавы. При обучении пению Диапахон, как правило, расширяется (в ту и другую сторону), однако необходимо следить, чтобы певец при этом не потерял хороший природный тембр. Приемы звуковедения. В хоровом исполнении существует много приемов звуковедения, но все эти приемы сводятся к основным формам звуковедения: легато, нон легато и стаккато. Легато (legato, uтал. – связанно) – непрерывное, связанное, плавное пение без толчков, без прерывания дыхания на гласных, с перенесением согласных, заканчивающих слог, к следующему слогу. При легато все согласные должны быть плотно “сцеплены” между собой. Произношение согласных производится быстро, без нарушения единого потока звука. Легато – основная форма звуковедения церковного пения. Прием звуковедения легато является одним из важнейших средств выразительного исполнения мелодии, так как он отражает главное в процессе пения: плавность, напевность. Нон легато (non legato) – прием звуковедения, предусматривающий разделение звуков, которые не связываются между собой, и некоторое подчеркивание каждого звука мелодии, но с сохранением ее непрерывности. Разделение звуков производится кратковременной задержкой (без возобновления) дыхания перед новым звуком. Подчеркивание звуков не должно переходить в нарочитые акценты и тем более – в цезуры или паузы. В то же время преуменьшение подчеркивания не должно привести к стиранию отчетливых граней каждого возникающего звука или аккорда и тем самым свести мелодию к невыразительному приему, среднему между легато и нон легато. Стаккато (staccato, итал. – оторванный, отделенный) – прием звуковедения, указывающий исполнять звуки отрывисто, короткими длительностями, легкими толчками, отделяя один звук от другого. Упражнения на развитие певческого диапазона. Понятие о певческой дикции и артикуляции. Упраж для дикции. ДИКЦИЯ (лат. dictio — произнесение речи) — ясность, разборчивость произнесения текста. Хорошая Дикция — непременное условие вокального, в том числе хорового исполнения; в хоре зависит от качества произношения у каждого поющего и от однородности и одновременности произнесения всей хоровой партией. Особенно важно четкое произношение согласных. Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав - артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией. К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо), глотка, гортань. Строение артикуляционного аппарата. К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо), глотка, гортань. Надо помнить, что ротовая полость - от "архитектуры" ротовой полости зависит качество звука. Понятие о певческой орфоэпии. Орфоэпия - это единообразное, присущее литературному языку произношение, правильная речь. Орфоэпия певческая отличается от речевой тем, что в вокальной дикции слова ритмически и звуковысотно организованны. Понятие об ансамбле. АНСАМБЛЬ (франц. ensemble — вместе) – (приведено только хоровое значение) - Единство, техническое и творческое, при совместном пении, игре на музыкальных инструментах, один из элементов хоровой звучности. Различают Ансамбль частный — отдельной хоровой партии (см. Унисон) и общий — согласованность всех партий; тот и другой — совокупность отдельных ансамблей: интонационного, ритмического, динамического, тембрового, дикционного, орфоэпического. Роль хоровой партий в общем Ансамбле зависит от фактуры произведения (тематический материал, контрапункт, сопровождающие голоса, фон). При гомофонии несколько преобладает мелодия, при полифонии — ведущие голоса. Разнообразным может быть соотношение хора и инструментального сопровождения. Во всех случаях установление Ансамбля - обязанность дирижера. Для достижения Ансамбля необходимо активное участие самих певцов, их стремление к слитности, слушание общего звучания, чуткость к жестам дирижера. Понятие о дирижерском жесте (внимание, дыхание, начало, окончание пения).(?) Дирижерский жест - движения рук, корпуса или головы дирижера, а также его мимика, передающее исполнителям конкретный музыкальный образ. Тактирование. (2,3) Понятие о музыкальном образе. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении. Другими словами музыкальный образ – это воплощенный в музыке образ (чувства, переживания, мысли, размышления, действие одного или нескольких людей; какое – либо проявление природы, событие из жизни человека, народа, человечества... и т. д.). Понятие о музыкальном жанре. Музыка́льный жанр — род музыки, музыкальных произведений, отличающийся особыми, только ему свойственными стилистическими признаками. Понятие жанра в музыке стоит на границе категорий содержания и формы и позволяет судить об объективном содержании произведения, исходя из комплекса использованных выразительных средств. Характеризует, как правило, исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведений. Особенности композиционного построения детского танца. Особенности подбора музыкального материала для детей разных возрастных групп. Постановка корпуса. Позиции рук. Правильно поставленный корпус — залог устойчивости. Правильная постановка корпуса обеспечивает не только устойчивость, она облегчает развитие выворотности ног, гибкости и выразительности корпуса, необходимых в классическом танце. Позиции рук. В постановке рук большое значение имеет правильная постановка отдельных частей: кисти, пальцев, локтя, плеча. Существует три основных позиции рук, подготовительное положение и исходное положение. Позиции рук исходят из четырёх направлений: подготовительное положение – руки опущены вниз; 1-я позиция – руки направлены вперёд; 2-я позиция – руки направлены в стороны; 3-я позиция – руки направлены вверх. Однако нужно выделить ещё исходное положение рук, когда они опущены вниз по линии бёдер и находятся на небольшом расстоянии от корпуса (не прижаты к корпусу). Позиция ног. В классическом танце пять позиций ног. Позиции ног изучаются в следующем порядке: первая, вторая, третья, пятая и четвёртая. Первая позиция. Ступни ног, соприкасаясь пятками, развёрнуты носками наружу, образуя прямую линию на полу. Вторая позиция. Сохраняется прямая линия первой позиции, но пятки выворотных ног отстоят одна от другой примерно на одну длину стопы. Третья позиция. В том же выворотном положении ног ступни, плотно прилегая, закрывают друг друга наполовину. Пятая позиция. Ступни закрывают друг друга: пятка одной ноги соприкасается с носком другой ноги. Четвёртая позиция. Стопы параллельны друг другу на растоянии стопы. Основные хоровые шаги. Хороводный шаг – этот вид шага используется в хороводах. Отличается от простого шага большой плавностью и устремленностью. Устремленный характер придают движению хорошая осанка, приподнятая голова. Движение связано с музыкой неторопливого, спокойного содержания. Приставной хороводный шаг (без смены опорной ноги) – на «раз» - небольшой шаг с носка правой (левой) ноги, на «два» - носок другой ноги приставляется к пятке опорной и т.д. Приставной хороводный шаг (с поочередной сменой опорной ноги) – ритмический рисунок шага: 2 восьмые, четверть. На «раз» - длинный шаг с носка правой (левой) ноги, и на «и» - приставление левого (правого) носка к пятке опорной ноги. На «два» - шаг на месте с правой (левой) ноги. На следующий такт движение с другой ноги. Виды притопов. Подскоки. Притоп. Не должен быть просто сильным ударом об пол. Нога при энергичных притопах поднимаются быстро, резко. А опускается на пол мягко. Опорная нога не втянута, она пружинит. Виды притопов: Одной ногой – младшая группа Попеременный притоп перед собой Три притопа – «перетоп»( средняя группа) Исполняется на месте и на продвижении. Это подготовительное упражнение к шагу польки и к переменному шагу. Скользящий притоп. Подскок. Музыкальный размер 3/4, полька. Занимает половину такта. Исходное положение: ноги в I естественной позиции, руки в учебном положении. «Раз» — сделать шаг вперед правой ногой, левую ногу, согнутую в колене (почти под прямым углом), поднять перед собой с оттянутым вниз носком (подъемом); «и» —приподняв пятку правой ноги (опорной), невысоко подпрыгнуть и скользнуть на ней по полу вперед; «два — и» — повторить движение на «раз — и» с левой ноги. Таким образом, движение исполняется последовательно с одной и другой ноги. Подскоки могут исполняться на месте, особенно в начале освоения движения, и в любом направлении. Галоп, прыжки, бег. Галоп (бальный танец) Галоп (франц. galop), бальный танец 19 в., исполнявшийся в стремительном, скачкообразном движении. Музыкальный размер 2/4. Г. возник, по-видимому, в Германии. В начале 19 в. распространился по всей Европе. Применялся в опере, оперетте, балете. Известностнык галопы Ф. Шуберт, Ф. Лист, М. И. Глинка, П. И. Чайковский. Боковой ход с подбивкой (галоп) Исполнитель делает боковой шаг одной ногой, другая нога сбоку подбивает опорную ногу и становится на ее место. Ход выполняется на низких полупальцах и присогнутых коленях, которые направлены вперед и приближены одно к. другому. Удар выполняется каблуком одной ноги о каблук другой. Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4. Основные положения рук в белорусском танце. Польки. Виды полек в белорусском танце. (?) По́лька — быстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Музыкальный размер польки — 2/4. Полька появилась в середине XIX века в Чехии, и с тех пор стала известным народным танцем. Полька с вращением в белорусском танце. Полька существует в нескольких видах. 1-й вид. Полька выполняется с продвижением в сторону и полным поворотом за два такта. На счет «два-и» работающая нога поднимается от колена назад и чуть в сторону. Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4. Движение занимает два такта затакт и Исполнитель делает легкий подскок на полупальцах левой ноги, поднимая правую ногу, согнутую в колене назад и чуть вправо, подъем свободен. 2-й вид Полька выполняется на месте с полным поворотом за один такт. Корпус прямой. Для рук характерны положения № 1 и № 4. Основные элементы белорусского танца «Лявониха». «Козочка» На листике! «Бульба» На листике! Основные положения рук в русском танце. Исходная позиция. Обе руки свободно по бокам опущены вниз, кисти направлены ладонями или к корпусу, или вперед. 1-я позиция. Обе руки подняты вперед, локти свободны, кисти направлены ладонями вверх. 2-я позиция. Обе руки широко раскрыты в стороны, локти не напряжены, кисти направлены ладонями вверх и слегка вперед. 3-я позиция. В чистом виде 3-я позиция не характерна для русских танцев. В женском танце обе руки исполнительницы иногда поднимаются в 3-ю позицию, когда девушка обыгрывает платок, держа его двумя руками за концы. В сценическом русском танце руки девушки иногда проводятся через 3-ю позицию, раскрываясь в стороны. Значительно чаще поднимается в 3-ю позицию одна рука, тогда как другая находится в ином положении. ПОЛОЖЕНИЯ РУК В РУССКОМ ТАНЦЕ 1-е положение. Обе руки, согнутые в локтях, лежат сбоку на талии, у девушек — кулачками, иногда ладонями; у юношей — чаще ладонями, иногда кулачками. Локти направлены в стороны. Это положение можно назвать «подбоченившись». 2-е положеие. Руки скрещены на груди. У девушек руки или приближены к корпусу, или чуть отведены, правая рука находится под левой рукой, кисти зажаты в кулачок и спрятаны под локти противоположных рук. У юношей руки от корпуса отведены, локти направлены вперед, правая рука находится над левой рукой, кисти лежат ладонями на противоположных руках, выше локтя. Основные элементы русского танца: моталочка, ковырялочка, припадание. «Ковырялочка» Движение занимает один такт. И.П.- I свободная. Бывает двух видов: без подскоков и с подскоками. «И» - одновременно с поворотом корпуса влево на левой ноге правая, сгибаясь в колене, делает сильный взмах от колена назад - вправо. «1» - правая нога, полусогнутая в колене опускается носком в пол; пятка направлена вправо. «И» - одновременно со скользящим движением левой ноги, корпус и голова поворачиваются к правой ноге. Одновременно правая нога, вытягиваясь в колене, поднимается вперед на 45 о . «2» - правая нога опускается на пол на ребро каблука в ту точку, где был носок; подъем сокращен. «Ковырялочка» очень хорошо комбинируется с «гармошкой», припаданием, дробями и другими основными элементами русского танца. «Моталочка» И.П. - I прямое. Движение занимает один такт. «1» - левая нога присогнутая в колене делает небольшой подскок и опускается на всю стопу. Правая, сгибаясь в колене поднимается назад. «И» - правая нога, опускаясь, делает мазок ребром каблука или всей стопой по полу и поднимается вперед на 45 о. «2» - небольшой подскок на всей стопе левой ноги положение правой ноги меняется. Движение повторяется с другой ноги. «Барыня» Барыня — русский народный танец, а также музыка. Общий настрой танца задорно-иронический (шутливый). При парном исполнении танцор и танцовщица танцуют попеременно (перепляс), как бы соревнуясь между собой. В основе танца лежал конфликт между "барыней" (помещицей) и "мужиком" (крестьянином). Танцовщица выражала величавость, а танцор — ловкость и удаль. Основными элементами танца являются шажки, присядка (мужской элемент), подскоки, притоптывания, вращения с элементами чечётки. Во время танца руки либо на поясе, либо разведены в стороны. Во время пляски танцовщица может держать в руках платок. Танец барыня может исполняться в одиночку, так и коллективно. В качестве музыкального сопровождения используется гармонь, а также балалайка. «Кадриль». Кадриль — наиболее молодой вид русского танца. Существует ряд отличительных черт русской кадрили которые позволяют отделить её от первоисточника — французской кадрили: рисунок русской кадрили более богатый («корзиночка», «воротца», «звёздочка», «гребёнка», «круг»); в русской кадрили от 3 до 14 фигур (тогда как во французской кадрили 5—6 фигур); в русской кадрили названия фигур чётко соответствуют содержанию («знакомство», «девки нарасхват», «петухи»); русская кадриль впитала в себя элементы пляски и перепляса, в ней появились фигуры «перепляс», «барыня», «камаринская», «топотуха с переплясом»; каждая фигура отделяется от последующей (паузой объявлением названия следующей фигуры, притопом, хлопком или поклоном всех исполнителей); в русской кадрили появились новые фигуры «вальс», «полька», большинство фигур заканчивается кружением в парах; названия фигур происходят от названия места бытования кадрили («клинская», «шуйская», «похвистневская»). По композиционному построению можно выделить квадратную, линейную, круговую кадрили. Полька-бабочка. «Падеграс» «Шагай-шагай» Присядки, хлопушки. 52. Новогодние песни: (?) "Елочка, елка - лесной аромат" (Песня из м/ф "Новогодняя сказка") Белые снежинки Маленькой елочке Песня «Зима пришла» 8 марта «Мамины глаза» «Мамина улыбка» «Мамин праздник» |