Лекция 2. Обучение игре на ДМИ (от 06.04.20). Лекция Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах
Скачать 38.08 Kb.
|
Лекция 2. Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах Обучение детей игре на музыкальных инструментах может преследовать различные цели: 1) в реализации учебно-воспитательных задач для демонстрации различных музыкальных понятий (тихо - громко; быстро - медленно и т.д.); 2) для восприятия музыки, художественного исполнения фрагментов музыкальных произведений, для создания нужной эмоциональной атмосферы; 3) для развития чувства ритма и восприятия равномерной пульсации музыки, например, в процессе исполнения детских танцев, выполнения имитирующих движений. В этом случае, как правило, используют ударные музыкальные инструменты или музыкальные инструменты, имеющие звук только одной определенной высоты; 4) в музыкально-дидактических играх для развития тембрового, динамического, звуковысотного слуха в процессе сравнения высоты звучания и окраски звука (упражнения в виде загадок с использованием звучания бубенчиков и бубна, металлофонов и треугольников, струнных и духовых инструментов; игры типа «Эхо»; узнавание мелодий, исполненных на различных музыкальных инструментах, в разных регистрах); 5) для развития коммуникативных качеств и навыков ансамблевого исполнения (при игре в ансамблях и в оркестре); 6) для развития творческих навыков (в процессе инструментальных импровизаций, инструментовки различных музыкальных произведений и т.д.); 7) для развития координации движений (использование музыкальных инструментов в процессе музыкально-ритмических движений; игра на музыкальном инструменте двумя руками одновременно или по очереди и т.д.). Среди основных педагогических целей при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах следует выделить такие, как: 1) формирование у детей потребности в инструментальном музицировании; 2) создание условий для формирования у детей чувства эмоционального удовлетворения от инструментального музицирования; 3) развитие у детей навыков самостоятельного инструментального музицирования; 4) создание условий для раскрытия индивидуальности каждого ребенка в процессе инструментального музицирования; 5) помощь детям в осознании своих усилий в инструментальном музицировании как первом шаге к постижению огромного разнообразия более сложной музыки., Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте в занимательной игровой форме, когда взрослый привлекает внимание ребенка к различному тембру звучания музыкальных инструментов. По мере того как дети начинают чувствовать и воспроизводить в движении ритм музыки, их начинают вовлекать в процесс элементарного инструментального музицирования. Обучение элементарному инструментальному музицированию рекомендуется начинать с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда (погремушки, деревянные ложки, колокольчики, барабан и др.). Основу методики элементарного музицирования с детьми младшего дошкольного возраста составляет формирование метроритмического чувства (чувства темпа, метра, ритма). Основное внимание педагога при этом (особенно на начальном этапе обучения элементарному инструментальному музицированию) должно быть направлено на развитие способности ребенка ощущать равномерную метрическую пульсацию музыки. Работа над темпоритмом в процессе инструментального музицирования осуществляется в определенной последовательности: 1) сначала педагог помогает детям попадать в такт музыке (греметь погремушкой, стучать по бубну, встряхивать колокольчик, отмечая сильную долю такта в соответствии с темпом музыки); 2) следующий этап связан с освоением навыков выделения с помощью ударных инструментов сильных и слабых долей (навыки тактирования); 3) более сложный этап - освоение ритмических рисунков и наложение их на метрическую сетку без счета, на долю такта. В работе над развитием метроритмического чувства можно использовать ритмические прибаутки, пьесы, построенные на одном звуке, различные считалочки и несложные песенки, ритмизацию собственных имен. На какой-то период времени за сильными и слабыми долями такта может закрепляться определенный музыкальный инструмент (сильная доля, например, исполняется на барабане, а слабые - на колокольчиках или погремушках). Полезно приобщать детей к восприятию и выразительному исполнению ритмических речитативных интонаций голоса, к ощущению его интонационных повышений и понижений. Можно упражняться в передаче с помощью музыкальных инструментов метроритмического пульса речи, а затем - звучащей музыки. Ритмизация поэтических текстов облегчает запоминание ритмического рисунка и дальнейшее его воспроизведение с помощью ударных инструментов. Усложнение заданий в процессе работы над освоением ритмического рисунка простейших попевок может осуществляться в следующей последовательности: 1) восприятие детьми попевки в исполнении педагога; 2) выразительное произнесение текста попевки ребенком; 3) ритмизация текста с акцентами на сильные доли; 4) пропевание попевки с одновременным прохлопыванием ее ритма; 5) выбор музыкального инструмента ребенком и воспроизведение попевки на инструменте; 6) ансамблевое музицирование с педагогом (педагог исполняет всю фактуру музыкального произведения, ребенок с помощью ударных инструментов выделяет сильные и слабые доли или весь ритмический рисунок попевки и т.д.). В качестве репертуара для первоначальных упражнений на освоение ритмических рисунков в процессе инструментального музицирования могут использоваться русские народные попевки и песенки, такие как, например, «Солнышко», «Дождик», «Ладушки», «Петушок», «Зайка» и др. Первоначальный этап развития чувства метроритма в игре на музыкальных инструментах основывается на репертуаре с простым ритмическим рисунком, включающим четверти и восьмые. По мере обогащения музыкального опыта ребенка (в среднем и старшем дошкольном возрасте) можно включать в упражнения и более сложные ритмические рисунки (группы шестнадцатых, простейший пунктирный ритм). В данном случае примером репертуара для инструментального музицирования могут быть русские народные песни «Катенька веселая», «Как по лугу», французская народная песня «Хорошее приключение» и др. Следует подбирать произведения с четко выраженными ясными музыкальными фразами. В процессе обучения игре на ударных музыкальных инструментах важно привлекать внимание детей к особенностям тембра каждого инструмента, использовать дидактические игры на различение детьми особенностей звучания ударных музыкальных инструментов (по высоте, длительности и т.д.). В среднем дошкольном возрасте можно начинать обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. С этой целью используется наиболее простой и удобный для освоения исполнительских навыков музыкальный инструмент - металлофон. Обучение детей игре на музыкальных инструментах может осуществляться различными способами. Наиболее распространенные из них - обучение по цветовой и цифровой системам, игра по слуху и игра по нотам. В цветовой системе за каждым звуком и соответствующей ему клавишей (или пластиной металлофона) закрепляется определенное цветовое обозначение. Имея запись мелодии в цветовом обозначении, ребенок нажимает ту клавишу или ударяет молоточком по той пластине, которая соответствует цвету, обозначающему ту или иную ноту. Подобный подход к игре на музыкальных инструментах сохраняется и в цифровой системе, в которой каждый звук и соответствующая ему клавиша (или пластина) музыкального инструмента обозначается цифрами. Например, нота «до» - цифрой 1, нота «ре» - цифрой 2 и т. д. Цифровая система, обоснованная и введенная в практику начального музыкального образования французским педагогом Э. И. Шеве (1804- 1864), широко применялась в дошкольном музыкальном образовании во второй половине XIX -начале XX века и у нас в России (в частности, ее использовали в своей педагогической деятельности В. Ф. Одоевский, С. И. Миропольский, J1. Н. Толстой, Б.Л. Яворский, а позже Н.А. Метлов и др.). Обе системы (и цветовая, и цифровая) удобны в первоначальном музыкальном образовании детей, так как позволяют легко и в короткие сроки получить нужный результат при обучении детей игре на музыкальных инструментах. Недостаток этих систем связан с преобладанием механического воспроизведения мелодий на инструменте без опоры на музыкально-слуховые представления ребенка. Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах по слуху основана на постепенном расширении диапазона и объема исполняемых мелодий. При этом важно акцентировать внимание ребенка на выразительной передаче характера воспроизводимой мелодии. Поэтому, работая с детьми над освоением ритмических и мелодических особенностей мелодии, педагог не должен упускать из виду качество извлекаемого звука, его соответствие эмоционально-образному строю музыки. Важно, чтобы ребенок осознал, что с помощью игры на музыкальных инструментах можно передать определенное настроение или чувство, воплощенное в музыкальном образе. Обучение дошкольников игре по нотам должно опираться на постепенное овладение связями между отдельными звеньями комплекса «вижу - слышу - играю». Причем сначала отрабатывается связь «слышу - вижу», т. е. знакомые на слух мелодии показываются ребенку в нотной записи. Затем - эта же связь осваивается в обратном порядке: «вижу - слышу», т. е. зрительное восприятие нотной записи знакомой мелодии мгновенно переходит в ее слышание. Установление двух первых связей постепенно подготавливает к восприятию и воспроизведению всего необходимого комплекса «вижу - слышу - играю». Для его практической реализации могут быть рекомендованы следующие приемы: • запись нотами (при некоторой помощи педагога) несложной знакомой мелодии. Это могут быть короткие попевки из двух - трех звуков (например, украинская песня «Дударик» и др.). Цель этой работы - наладить связь между слуховым представлением и зрительным восприятием. В процессе записи мелодии педагог приучает ребенка к зрительному представлению высотного движения мелодии («звуки поступенно идут вверх или вниз», «звуки совершают скачок» и т. д.); • одновременно закрепляется навык обратной связи - зрительных представлений со слуховыми, когда ребенок учится узнавать знакомую песню по нотной записи. Ребенок сначала называет ноты, потом исполняет мелодию, узнавая ее постепенно, в процессе игры. Сначала играют по нотам знакомые, а затем, с приобретением музыкального опыта, и незнакомые мелодии. При игре по нотам освоение мелодии ребенком осуществляется в определенной последовательности: сначала ребенок просматривает нотный текст, следит глазами и слухом за направлением движения определенной группы нот; затем называет эти ноты и поет их (хотя бы приблизительно); и только потом - играет их на музыкальном инструменте. В педагогическом процессе обучения детей игре на звуковысотных музыкальных инструментах можно выделить три этапа: - первый этап включает ознакомление с особенностями мелодии и приемами звукоизвлечения на музыкальном инструменте, который будет использоваться для ее воспроизведения; - второй этап - разучивание мелодии (по слуху, по нотам, по цифровой или цветовой системам), отработка исполнительских приемов, работа над выразительностью исполнения; - третий этап - целостное воспроизведение мелодии на инструменте. Цель педагога при обучении ребенка игре на музыкальных инструментах состоит не в том, чтобы ребенок освоил как можно больше музыкального материала, а в том, чтобы с наибольшей интенсивностью заинтересовать ребенка музыкой. Игра на музыкальных инструментах в детском оркестре. Игра в детском оркестре, являясь одним из видов коллективного музицирования, обогащает музыкально-слуховые представления ребенка, развивает его музыкально-эстетический вкус, формирует навыки ансамблевого исполнения. Детский оркестр может быть создан при условии достаточной музыкальной подготовки каждого ребенка - участника оркестра. Для игры в оркестре ребенок должен обладать развитым метроритмическим чувством, владеть навыками игры на различных музыкальных инструментах, знать их названия, узнавать тембр; обладать ансамблевыми навыками (уметь соблюдать общий темп, общую динамику, своевременно вступать в игру и заканчивать ее, знать основные дирижерские жесты и т.д.). Методика обучения игре на детских музыкальных инструментах в первой младшей группе Знакомство с музыкальными инструментами мы начинаем с младшей группы (от 2 до 3 лет). Дети должны научиться различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчиков, металлофона, фортепиано); знать и различать звучание бубна м погремушки. В работе с. малышами используются музыкальные игрушки: дудочки, органчики, которые помогают заинтересовать их, побуждают к активности. Из опыта работы музыкального руководителя с детьми в зале. Ребята пришли с воспитателем, помощником воспитателя, медсестрой. Те, кто постарше, сразу же разошлись по всему залу, стали знакомиться с его оборудованием, двое же малышей расплакались, как только переступили порог зала. Их не могла успокоить даже серенькая кошечка, встречающая детей. Они стояли у двери и продолжали плакать. Кошечке дали в лапки дудочку, она «заиграла» (мелодию исполнял музыкальный руководитель). Воспитатель, пританцовывая, начал вращать кистями рук. Многие малыши принялись повторять движения, прислушиваясь к звучанию. Перестали плакать и те двое; успокоившись, они приблизились к группе ребят. Кошечка погладила малышей, помяукала. При повторном исполнении мелодии на дудочке дети стали более оживленными, активными. Пассивных детей, не принимающих никакого участия, мы не принуждали, давали возможность просто понаблюдать, как занимаются другие. На следующем занятии продолжили знакомство с дудочкой, но в новом игровом варианте: кошечка перед занятием пришла к малышам в группу и пригласила их в зал. Дети рассматривали игрушку, стараясь найти дудочку. Воспитатель объяснил, что кошечка потеряла дудочку и дети все вместе будут ее искать. Ребята с увлечением ходили вместе с воспитателем, заглядывали под стульчики, затем обнаружили игрушку на столе под красивой салфеткой. Некоторые малыши сразу подняли ручки и стали вращать кистями, не дожидаясь игры дудочки; их поддержал воспитатель. На этот раз в пляску включилось большее число ребят. Умолкла музыка, воспитатель опустил руки, говоря детям: «Пусть ручки отдохнут». При новом звучании мелодии игра возобновилась. Знакомство с музыкальными инструментами необходимо проводить постепенно, усложняя задания от занятия к занятию. В музыкально-дидактической игре «На чем играю?» Е. Тиличеевой дети знакомятся с дудочкой, колокольчиком. Через два - три занятия они самостоятельно угадывают эти инструменты на слух. Используя металлофон и фортепиано в игре «Птица и птенчики» Е. Тиличеевой, возможно, учить детей различать высокие и низкие звуки. На каждом занятии необходимо создать у детей радостное настроение oт общения с музыкой. В гости к ребятам может прийти петушок и принести и корзинке погремушки. Малыши рассматривают их, ощупывают, учатся обращаться, извлекают звук. И только после этого петушок проводит с детьми игру «Погремушки» М. Раухвергера. Музыкальный руководитель играет пьесу, дети по показу петушка выполняют движения: под тихую музыку постукивают погремушкой перед собой, под громкую поднимают ее вверх и слегка встряхивают. Эта игра доставляет малышам радость, учит различать громкое и тихое звучание. На занятия часто приходят куклы и включаются в игры с детьми. Так, воспитатель водит куклу (Олю) по залу, а музыкальный руководитель передает ходьбу куклы редкими ударами бубна. Но вот Оля побежала, и дети слышат частое звучание. Кукла приглашает всех походить и побегать с ней, при этом воспитатель обращает внимание ребят на разные удары бубна. Таким образом, дети учатся чувствовать ритм (различать ритм шага и бега), реагировать на смену музыки. Развивая чувство ритма, а также слушая смену двух частей пьесы, необходимо вырабатывать умение выполнять соответствующие движения, характеризующие мелодию, помогает игра «Ходим-бегаем» Е. Тиличеевой и пляска «Бубен» Г. Фрида. В ней дети действуют вначале по показу воспитателя, а затем самостоятельно. Коллективные исполнения сочетается с индивидуальными, побуждая детей выполнять задания небольшой группой или по одному. В пляске «Бубен» малыши ударяют в бубен индивидуально. При этом немаловажную роль играет принцип повторности, что позволяет при каждом новом исполнении пляски детям быть более активными. В музыкально-дидактической игре «Тихо-громко» Е. Тиличеевой дети различают изменение динамики. Они самостоятельно меняют движения, передавая динамические оттенки. Здесь, как и в предыдущей игре, мы уделяем особое место дифференцированному подходу. Сначала просим выполнить упражнение одновременно нескольких детей, затем на исполнение тех же движений приглашаем индивидуально. Если малыш затрудняется, воспитатель помогает ему. Методика обучения игре на детских музыкальных инструментах во второй младшей группе Во второй младшей группе закрепляются знания у детей о музыкальных игрушках и инструментах, о которых они узнали в первой младшей группе, и знакомятся с новыми - барабаном и металлофоном. Детям предлагаются творческие индивидуальные задания с использованием бубна. Например, воспитатель подходит к ребенку, дает ему бубен и просит назвать свое имя. Ребенок ударяет по бубну, передавая ритмический рисунок имени с одновременным его проговариванием (О-ля - два удара, Ма-ри-на - три удара и т. д.). Если кто-то из детей затрудняется выполнить это, воспитатель помогает. Игра доставляет малышам много радости, они с большим желанием выполняют такие несложные задания. Практика показала, что дети этого возраста без особых трудностей различают по звучанию два разных колокольчика (низкое и высокое звучание). Поэтому работу с этим музыкальным инструментом продолжают и во второй младшей группе. Из пяти видов колокольчиков, с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать самые маленькие, с высоким звучанием. Детям этого возраста доставляет удовольствие выполнять различные движения с инструментами: они учатся различать звуки по высоте (до первой октавы – до второй октавы), реагируют на тихое и громкое звучание, самостоятельно выполняют упражнения, связанные с двухчастной формой музыки, различают тембры менее контрастных по звучанию детских музыкальных инструментом (бубен, погремушка). Во второй младшей группе детей знакомят с новым музыкальным инструментом - металлофоном. Знакомство с инструментом должно проходить в атмосфере большой заинтересованности, с использованием разнообразного материала, в игровой форме. Детям показывают красочную иллюстрацию, на которой изображена девочка с зонтиком (идет дождь). Воспитатель рассказывает: «Пошла Оксана погулять, вдруг ей на ладошку капнула капелька дождя (музыкальный руководитель ударяет по пластинке металлофона один раз). Тучка закрыла солнышко, и на девочку опять капнуло несколько капель (музыкальный руководитель ударяет по пластинке металлофона несколько раз). Вначале капельки падали редко (музыкальный руководитель изображает это на металлофоне редкими ударами), потом все чаще и чаще. Дождь усиливается (музыкальный руководитель ударяет часто). Оксана раскрыла зонтик и ждет, когда закончится дождь. Вскоре выглянуло солнышко и дождь прекратился». Затем воспитатель уточняет у детей, какой был дождь. Дети отвечают: «Сильный, большой, слабый, маленький», а музыкальный руководитель обращает внимание на инструмент: «Посмотрите, дети: на каком музыкальном инструменте я передавала капли дождя? Этот музыкальный инструмент называется металлофон». Таким образом, закрепляется название инструмента, предлагается детям рассмотреть его и прослушать звучание еще раз. На следующих занятиях предлагаются детям музыкальные загадки. Музыкальный руководитель ударяет молоточком по пластинке металлофона, изображая разный ритмический рисунок, а малыши определяют, какой идет дождь - сильный или слабый. После каждой игры еще раз закрепляется название инструмента. Позднее с металлофоном можно проводить музыкально-дидактические игры. Для знакомства малышей с барабаном прячем игрушку (зайчика, кошку, белочку) и маленький барабан в «чудесный мешочек». На музыкальном занятии воспитатель сообщает детям, что в мешочке кто-то прячется. Открывает его, достает зайчика и спрашивает: «Ты кто?» «Зайчик-попрыгайчик. Дайте мне мой барабанчик»,- отвечает он. Воспитатель достает из «чудесного мешочка» маленький барабан и отдает зайчику, придерживая его левой рукой так, чтобы он был виден детям. Правой рукой водит зайку, который как бы играет палочками под музыку «Барабан» Е. Тиличеевой. Затем воспитатель берет в руки большой барабан и ударяет сначала одновременно двумя палочками, затем поочередно каждой. Просит зайчика потанцевать. Уточняет с детьми название инструмента. По желанию дети могут поиграть на барабане (вначале одной палочкой, затем одновременно двумя). Развивая музыкальный слух ребенка, во второй младшей группе приводим музыкально-дидактические игры с определенным содержанием и правилами. Музыкально-дидактические игры, хорошо знакомые по первой младшей группе, мы вспоминаем и обыгрываем их несколько занятий. Затем постепенно усложняем их, и они приобретают новую форму, становятся подвижными играми. Например, в игре «Птица и птенчики» Е. Тиличеевой дети вначале различают звуки разные по высоте (до1 —до2). После того как дети смогут угадывать звучание большой и маленькой птицы, переходят к знакомству с подвижной музыкально-дидактической игрой, где они двигаются соответственно контрасту звучания (летают птицы или птенчики). В музыкально-дидактической игре «Чей колокольчик?» М. Раухвергера и Г. Левкодимова дети знакомятся с большим и маленьким колокольчиками (низкое и высокое звучание). Во второй младшей группе музыкально-дидактические игры несколько усложняются. Ставится новая задача не только различать, звуки по высоте, но и их воспроизводить.. Так, в игре «Чей домик?» Е. Тиличеевой детям предлагается изобразить, как мяукает кошка (низкий звук) или котенок (высокий звук). Различать звуки разной высоты помогает музыкально-дидактическая игра «Два петушка». В этой игре используем металлофон. При обучении игре на детских музыкальных инструментах большое значение имеет развитие чувства ритма, умение передавать детьми несложный ритмический рисунок, используя при этом различные ударные инструменты. Например, исполняя попевку «Петушок», предлагается сыграть мелодию с помощью музыкального молоточка. После того как дети хорошо усвоят ритм, им можно дать несколько бубнов, погремушек, деревянных ложек и предложить имеете с воспитателем сыграть оркестром. Для развития чувства ритма у детей можно использовать упражнения с кубиками. Всем раздаются по два кубика и приглашают занять места па стульчиках-вагончиках. Поезд набирает ход - дети медленно ударяют кубиками. Музыкальный руководитель убыстряет темп, дети стараются передавать несложный ритмический рисунок быстрее. Поезд останавливается, вместе с мелодией замолкают и кубики. Таким образом, у детей постепенно обогащается опыт восприятия музыки, воспитывается эмоциональная отзывчивость на знакомые детские музыкальные инструменты, появляется желание самостоятельно действовать с ними. |