Главная страница
Навигация по странице:

  • 4. Иллюстративный материал

  • 6. Список использованной литературы

  • 9 лекция. 1. Тема 9 Формирование казахской культуры. Цель


    Скачать 240.39 Kb.
    Название1. Тема 9 Формирование казахской культуры. Цель
    Дата26.12.2021
    Размер240.39 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла9 лекция.pdf
    ТипЛекции
    #319169

    1. Тема № 9 Формирование казахской культуры.
    2. Цель: Древняя культура казахского народа тесно связана с культурой прошлого, его передовыми традициями.
    3. План:
    1. Литературное наследие Золотой Орды.
    2. Становление Казахского ханства в X-XVIII вв. - основа формирования национальной культуры.
    3. XVIII-XIX вв. Казахская культура, то есть произведения поэтов, танцоров и ораторов.
    Текст лекции: X-XVIII вв. предоставление информации в контексте духовной культуры казахского народа.
    1. Название Золотой Орды происходит от русского слова "Золотая Орда", что на монгольском языке означает "Золотая Орда", что означает "Золотая Орда", или царский дворец, происходящий от названия Золотой Орды, которую хан Батый построил для строительства своей будущей столицы на берегу Волги. Правящая монгольская династия также называла себя «Золотой династией», и название «Золотая Орда», возможно, произошло от этого. Первые документы, которые до нас дошли, чтобы назвать эту страну
    Золотой Ордой, относятся к XVII веку (много времени спустя после распада Золотой
    Орды). Ранее в документах назывался государственный улус Джучи.
    Культура золотоордынского периода в целом была творческой и положительно повлияла на культурное развитие многих народов и стран, в том числе России.
    За время существования Золотой Орды Волга и устье Дона, Днепр и Днестр, Каспийское и
    Черное моря, берега Азовского моря и предгорья Казылыка (Кавказ) претерпели большие изменения. В обширном регионе, где развеваются крылья птиц, есть города, похожие на жемчуг, впитывающие облик Запада и Востока. По имеющимся данным, наибольшее количество реконструированных или вновь построенных городов и селений за период
    Золотой Орды достигнет 150. За короткий период времени династия Джучи станет гармоничным государством с сильными централизованными кочевыми и оседлыми культурами. Свою роль сыграла и несколько миролюбивая внешняя политика ханов. За исключением бесплодных войн, которые вели потомки Падения, Золотая Орда в течение многих лет проводила спокойную политику, основанную на торговле и налогообложении.
    Восстановление разрушенных, старых городов Орды началось в 1840-х годах, а строительство новых поселений началось во время правления Саин-хан-Батыя. После затопления Берке-хан, взявший бразды правления в Орду, также уделил особое внимание строительству города и построил множество городов. Однако настоящий расцвет культуры города восходит к 20-60-м годам 14 века, когда правили ханы Узбек и Аз-
    Жанибек. В то время Дворец Золотой Орды, Сарай аль-Джадид, Гулстан, Болгар, Билер,
    Азак (Азаулы), Крым, Кафа, Хаджи-Тархан, Орда-Базар, Бек-Базар, Укек, Сарайшык,
    Тюмень, Аккермен, Шахар аль-Джадид , Мадьяр, Мамай-Сарай, Бел-Жамен, Копа, Хорезм и др. Слава о таких городах распространилась по всему миру и превратилась в крупные административные и культурные центры. Из документов, имеющихся сегодня, мы видим, что культура градостроительства в Золотой Орде была на высшем для своего времени уровне. Из городов Золотой Орды остались следы и достижения культуры многих народов и народов, населявших Азию и Европу. При строительстве этих поселков были использованы лучшие традиции восточной архитектуры, проверенные временем строительные материалы, технологии их создания, новаторские направления в градостроительстве. Известные российские историки и археологи Г. Федоров-Давыдов, В.
    Егоров всесторонне доказывают место городов Золотой Орды в мировой культуре.
    Средневековые архитекторы Плано Карпини, Аль-Омари, Ибн-Батута, Ибн-Арабшах оставили много сведений об архитектуре и великолепии деревень Улуг-Улыс. «Чтобы добраться от одного конца дворца до другого верхом на лошади, требуется день», - писал он. Тюркская литература во времена Золотой Орды развивалась в процессе средневековой восточной литературы. Самыми известными литературными памятниками этого периода
    являются «Шайбанинама» Аль-Биная, «Любовное письмо» М. Хорезми, «Кисса-су-л
    Анбия» Бурханетдина Рабгузи, «Исторический Абулхаир-Хатни» Усмана Кухастани,
    «Хус» Кутб. К сожалению, остатки древней кипчак-жырауской традиции не сохранились.
    Мы слышали только их имена Кетбуга и Сыпира Жырау. Только произведения Асана
    Кайгы, вождя казахской литературы, великого Жырау, гения Золотой Орды, занимают священное место в истории казахской литературы.
    Литературное наследие золотоордынской эпохи XIII века 2-я половина - XV век. прожил до конца. Золотая Орда была сильным государством в XIII-XIV веках. В то же время рос его престиж, укреплялись отношения с соседними странами, процветала экономика и культура. В то же время ремесла, наука, литература и искусство процветали на территориях, подпадающих под Золотую Орду, особенно в селах Западного дворца, дворца Берке, Керчи, Ургенча, Хорезма, Сыганака. С одной стороны, в его основе лежит культура тюркских племен и народов: использование и дальнейшее развитие наследия таких ученых и поэтов, как аль-Фараби, Абу Али ибн Сина, аль-Бируни, аль-Сиганаки, би
    Исхак, Фирдауси, Низами, Ахмед Яссави, Сулейман Бакиргани. с другой стороны, росла и процветала за счет изучения культур соседних стран. Большинство населения Золотой
    Орды составляли тюркские племена, народы, в том числе кипчаки и огузы. Поэтому литература золотоордынской эпохи одинаково понятна всем тюркским племенам и народам, литературным языком которых является чагатайский, особенно на его кипчак- огузском или северном диалекте. Многие поэты, писатели, рукописи и литературные произведения золотоордынской эпохи были забыты.
    Рабгузи (13-14 вв.) - псевдоним поэта и писателя Насреддиновича Бурханеддина. Это сокращенно от слова Огуз Рабата. В истории его часто называют этим прозвищем.
    Литературное наследие Рабгузи - «Киссасу-ль-Анбия» (большой сборник. Он содержит 79 рассказов, сказок, легенд, рассказов, стихов, рассказов, родословных, статей. Они содержат информацию о земле, небе, человечестве, животных, человечестве. , святые, пророки, сподвижники. Доброта, нравственность, жестокость, милосердие, любовь, предательство, вражда, дружба и т. д.
    Али (13-14 вв.) - поэт из Хорезма. «Сюжет об Иосифе, в котором рассказывается история
    Иосифа и Зилихи в исполнении Фирдоуси. Информации о нем и его произведениях почти нет.
    Саиф Сарайи (13-14 вв.) Прославился своим произведением «Гулстан». Он писал по произведению ширазского поэта Сахдида «Бустан». Он сократил некоторые части, удлинил некоторые части и пел по-своему. Хорезми (14 век) - великий поэт. Написал стихотворение «Любовное письмо». В стихотворении он говорит: «Я сделал это на берегу
    Сырдарьи. Я был первым, кто сказал там слово любовь». Судя по всему, он проживал в городе Жезды на Сырдарье, его настоящее имя и другие произведения не сохранились.
    «Любовное письмо» написано в виде посвящения возлюбленной парня, не сумевшего достичь своей цели. Он состоит из десяти разделов или десяти больших и малых стихотворений. Стихи часто состоят из одиннадцати слогов и сочетаются в форме маснави, касиды и газели. Сюжет логичный, интересный, язык художественный.
    «Любовное письмо» - самый выдающийся вариант литературы Золотой Орды. Хусам
    Катиб (14 век) - автор поэмы «Пятница». Это стихотворение написано в подражание стихам Низами. Кутб (14 век) написал былины «Хисрау Шырын», «Фархад-Шырын».
    Автор исполняет их на тему, рассказанную его предшественниками. Эти два эпоса можно рассматривать как турецкие версии одноименного произведения Низами. Саидахмед (14-
    15 вв.) - поэт, написавший былины «Тахшукнама», «Саонама». Дурбек (XIV-XV вв.)
    Передал на тюркском языке легенду «Жусуп-Зылика», которую воспевали древние поэты мусульманских стран. «Расскажем эту чудесную легенду на нашем родном языке. Я люблю писать », - сказал поэт. Он окончил школу в 1409 году. Сакаки (15 век) происходили из племен, живших между Сырдарьей и Амударьей. Один из великих поэтов
    Золотой Орды. Большинство стихов лирически посвящены миру.

    Таким образом, во времена Золотой Орды существовал ряд поэтов и писателей, больших и малых, исконной литературы племен и народов под его властью. Значительное место в нем занимают произведения Атсдарма.
    2. Становление Казахского ханства в X-XVIII вв. - основа формирования национальной культуры.
    Казахское ханство является правопреемником существующих государственных структур на территории Казахстана, результатом изменений в общественных отношениях и экономического развития, связанных с этническими процессами. Осенью 1457 года, после поражения Абулхаир-хана у подножия Сыганака от калмыков, султаны Керей и Жанибек со своими племенами поселились в районе Шу и основали Казахское ханство. В книге
    Мохаммада Хайдара Дулати «Тарихи Рашиди» говорится, что Казахское ханство было основано в Шу и Козыбасы. Весной 1458 года Керей был избран ханом по белому войлоку. Недовольные Абулхаир ханом, султаны, амиры, главы племен присоединились к
    Керею и Жанибеку. В ближайшее время население превысит 200 тысяч человек. Создание
    Казахского ханства
    - естественное следствие социально-экономических и этнополитических процессов, происходивших по всему Казахстану.
    XV век В 60-е годы казахские ханы, давя на своих противников, ступили на Западное
    Семиречье. В XVI-XVII веках Казахское ханство укрепило и расширило свои границы, охватив основную часть этнической территории. Были тесные связи с ханствами Средней
    Азии, Астрахани, Казани, Сибири, России. Имена Касым-хана, Хакназар-хана, Тауекеля,
    Тауке-хана сопровождаются названием казахской государственности. Потому что их усилия по укреплению казахской земли, по установлению верховенства казахов были огромны.
    Высшая власть в ханстве была сосредоточена в руках хана. По преданию, старший сын племени имел право сесть на престол. Хан служил главнокомандующим армией и верховным судом и имел исключительное право вести переговоры с иностранными державами, объявлять войну и заключать мир, издавать законы и управлять всей территорией ханства.
    XV-XVII вв. В эпоху Казахского ханства сформировались основные черты материальной и духовной культуры казахского этноса. При Казахском ханстве со столицей в Туркестане
    Центральный Казахстан был одним из наиболее стратегически важных регионов государства. Среди караванных маршрутов особое место занимают два старинных маршрута. Маршрут Сарысу проходил через запад региона. На юге, начиная с главного перекрестка Шелкового пути, он разветвлялся через Туркестан на Улытау, а затем на Урал и Волгу. Знаменитый Тамгалытас находится в Сарысу, где казахи регулярно проводят важные собрания, и здесь выгравированы тамги многих племен. Каркаралинская дорога тянется на восток. Этот путь, спускавшийся на юг через Хантау и Шу, вёл в обратном направлении по Иртышу, населенному кимаками, и далее в Западную Сибирь.
    Каркаралинскую дорогу еще называют Ханской дорогой.
    Среди множества архитектурных памятников периода Казахского ханства - Дворец
    Кызылкениш (Кыз Аулие Сарай), построенный в XVII веке князьями Ойратского улуса, имевшими дружеские отношения с казахами, как святыня религии лам. Дворец
    Кызылкениш расположен в 260 км к юго-востоку от Караганды в Кентских горах в
    Каркаралинском районе Карагандинской области. Дворец расположен на правом берегу реки Кызылкениш. Исследователи назвали его «Дворец Кызылкент», «Дворец
    Кызылкениш». Дворец Кызылкениш больше по архитектурному стилю (2 этажа, балконы, колонны), а также в более поздний период, чем во время археологических раскопок.
    Это не похоже на казахскую постройку. Трехлетние исследования дворца показали, что памятник является парадным сооружением. По его словам, он восходит к 17 веку. вероятно, ламаистский храм, или монастырь (храм). Дворец был исследован экспедицией
    Академии наук Казахстана в 50-х годах прошлого века при составлении Республиканской археологической карты. Археологические раскопки во дворце Кызылкениш в 1985 году.
    началось. Его провела археологическая группа института «Казпроектреставрация»
    Министерства культуры Казахстана. Дальнейшее изучение памятника проводилось в
    1986-1987 гг.
    Продолжилась археологическая экспедиция
    Карагандинского государственного университета (студенческий отряд «Эврика», созданный по инициативе профессора А.К. Абилова). В ходе исследования был полностью раскопан главный дворец с 3 отдельными постройками, а на кладбище возле памятника было раскопано 10 захоронений. До раскопок руины дворца имели форму скалистого холма диаметром 25 м и высотой 2,7 м. При обследовании вокруг него были обнаружены руины трех частных построек и могильник, заросший густой травой и плодами шиповника. С юго-восточной стороны дворца, то есть у входа, есть две овальные ямы глубиной 2 м. После раскопок остается тамбур. Главный дворец, состоящий из 4 комнат, по проекту оказался крестообразным. Стены дворца выполнены из необработанного камня. Толщина досок
    0,10 - 0,20 м. При строительстве использовались большие плиты длиной 0,6-0,7 м и шириной 0,4-0,5 м по углам.
    В XVI веке Центральный Казахстан стал частью экономически единого, этнически однородного Казахского ханства. XVII век Период героизма казахского народа против джунгарского нашествия, казахстанско-джунгарская война длилась сто лет (Аныракайская битва, битва при Булантах), несмотря на то, что казахская армия одержала две крупные победы в Центральном Казахстане. Взаимная вражда между калмыками и казахами началась с объединения калмыков в один союз (1400 г.) и продолжалась до их полного уничтожения китайцами (1757 г.).
    В период правления Абылая важную роль в Сарыаркинской степи играли Казыбек би
    (1667-1763) и Бухар Жырау (1668-1781). Казыбек би, Тауке, Самеке, Абилмамбет, Абылай ханы принимали активное участие в управлении государством. Казыбек би Абылай хан, сыгравший большую роль в освобождении Абылая из джунгарского плена, с момента прихода к власти принимал активное участие в делах государства. Он был главным советником хана и авторитетным танцором. Имя Бухара Жырау известно будущим поколениям как мудрый поэт. В своих произведениях Бухар Жырау мечтал о едином и сильном трехсотлетнем государстве. Одним из наиболее точных письменных источников о Казахском ханстве является труд Мухаммада Хейдара Дулати «Тарих-и-Рашиди». В целом это произведение посвящено истории Могольского ханства. Однако в связи с политической ситуацией того времени о Казахском ханстве говорят очень много.
    Абулгазы, Кадыргали Жалайири в своих произведениях оставили сведения о Казахском ханстве и его правителях. Кроме того, важны восточные данные, относящиеся к периоду
    Казахского ханства.
    3. XV-XVIII вв. Казахская культура, то есть произведения поэтов, танцоров и ораторов.
    Очевидно, что одной из важнейших ветвей духовной культуры казахского народа на протяжении веков является казахская генеалогия. Согласно древней казахской традиции, каждый казахстанец должен знать своих семерых дедушек. Обучение этому своих детей было основой семейного воспитания каждого родителя. Без такого воспитания остаются только дети-сироты. Поэтому казахская община называет это «последствиями сироты, не знавшей своих семи дедов». Людей, которые могли рассказать генеалогию кланов, племен и жузов, народ почитал как «генеалогистов». В древние времена генеалогии передавались устно из поколения в поколение, а в восемнадцатом и девятнадцатом веках был снят ряд генеалогических коллекций. Это: «Хроника уличного караула» (XVIII век), «Летопись
    Жангир-хана» (1835 г.), «Летопись Великого жуза» Ш. Валиханова и др. XVIII век еще называют «веком поэзии». Ценнейшее наследие казахской культуры и литературы -
    Стихи поэтов и певцов отражали быт, настроение, обычаи, производство и быт людей, меру поведения, дух той эпохи. Они разделили горе людей и радость людей. Когда страна была в беде, захватчики храбро сражались с врагом и пели песни о людях, защищавших их страну. Жыраусы, такие как Актамберды, Таттикара, Умбетей, Бухара, Шал, Котеш, прославившиеся в XVIII веке, за свою жизнь написали множество песен. Есть несколько
    произведений известного поэта XVIII века Бухара Калкамановича (1668-1781), занимающего видное место в истории казахской литературы. Он написал выдающиеся дидактические стихи, выражающие идею сохранения и укрепления независимости.
    Казахский хан поддерживал Абылая и разрешал различные споры и разногласия. Жырау мечтал объединить все три лица казахов и стать сильным централизованным государством. В памяти народа сохранились песни таких жыраусов, как Таттикара,
    Умбетей, Шал, Котеш. Известно, что Умбетей оплакивал смерть Богенбая батыра. В трауре Умбетей Богенбай - идеальный образ защитника народа. Поэт Таттикара, как рядовой солдат, участвовал во многих сражениях и в своих походах призывал солдат не сдаваться в борьбе за свободу. Бухарский жырау В XIX веке казахская литература характеризовалась большим количеством талантливых национальных деятелей, а также многогранностью уникальных произведений. В этот период развивалось искусство айтыса, добавлялись имена таких известных поэтов, как Жанак, Шуже, Орынбай, Тубек,
    Суюнбай, Шернияз, Биржан, Бактыбай, Жамбыл, Сара, Ырысжан, Улбике, Тарби, Акбала и других. Айтысы бывают разные по типу и содержанию. В то время как основное содержание некоторых из них касается жизни населения, его экономических проблем, особенностей племенной общности, Биржан и Сара айтыс поднимают вопрос о личной свободе казахских женщин. Помимо таких айтысов существует множество видов айтысов, в основе которых лежат анекдоты, знакомства, поздравления и занимательные анекдоты.
    В музыкальной культуре этого периода Махамбет Утемисов (1804-1846) проявил себя со своей индивидуальностью. Он был не только активным участником крестьянского восстания 1836-1838 годов под предводительством Исатая Таймановича, но и «душой» и
    «летописцем» восстания. Его произведения, такие как «Восстание Исатая», «Смертельные слова Исатая», подробно описывают восстание. Шернияз Жарылгапулы (1817–1881) был также поэтом и знаменосцем национально-освободительной борьбы казахов Малого жуза против колониализма. Он призывал народ драться зажигательными песнями. Особое место в казахской литературе занимают современные поэты, произведения которых полны противоречий и сложностей. Выдающиеся представители современных поэтов - Дулат
    Бабатаевич (1802-1874), Шортанбай Канаевич (1818-1881), Мурат Монкеевич (1843-1909).
    Это были поэты, воспевавшие правду о жизни казахского народа. Как выразился Ахмет
    Байтурсынов, «Поэзия - это не только способность заботиться о себе, но и признание и забота о других». Эти поэты были не поэтами, которые скорбели, а голосами людей.
    Период современных поэтов - это эпоха колониальной политики царя, когда казахская земля была разграблена. Например, Мурат Монкёлы смело обличал колонизаторов казахской земли и выступал против тиранической политики через эпосы «Три кияна»,
    «Сарыарка», «К сожалению, сильная мировая луна». , Изображает нелегкую жизнь казахов через стихи Сарыарка.
    Композиторы и музыканты, такие как Курмангазы Сагырбаевич, Даулеткерей Шыгаевич,
    Таттимбет Казангапулы, Ыкылас Дукенович, внесли большой вклад в развитие музыки в
    Казахстане во второй половине XIX века. Он исполнял различные былины, исторические эпосы, легенды и песни на музыкальных инструментах, таких как домбра, кобыз и свист.
    Если мировоззрение этих композиторов исторически ограничено и социальные противоречия в их произведениях. Благодаря творческому и исполнительскому мастерству таких поэтов, певцов и композиторов, как Биржан
    Кожакович, Мухит Мералиев, Акансери Корамсаулы, Жаяу Муса Байжанович, Култума
    Сармуратович и многих других, классические образцы казахской песенной культуры получили развитие и поднялись на более высокий уровень.
    4. Иллюстративный материал: интерактивная доска, чертежи проектов - таблицы, видео, плакаты.
    5. Методика и принципы преподавания лекций: повествование, вопрос-ответ, объяснение, вводная лекция.
    6. Список использованной литературы:

    1.Лотман Ю.М. Семиосфера. - Алматы. : Общественный фонд «Национальное бюро переводов», 2019 640б.
    2. Джонстон А. Краткая история философии. Алматы. ОФ «Национальное бюро переводов», 2019 г. 640б.
    3. Габитов Т.Х., Кульсариева А., Муталипов Ж. Культурология. Алматы. 2004 4. Кульсариева А. Гарифолла Есим, Габитов Т.Х. Культурология. Алматы. 2006 5. Токенов Г. С. Жанакулов А. Основы культурологии. Алматы.1999 г.


    написать администратору сайта