Главная страница

261_7_Proiskhozhdenie_prava_i_gosudarstva[1] (Автосохраненный). 1. Теологическая теория происхождения государства 5 Патриархальная теория происхождения государства 7


Скачать 107 Kb.
Название1. Теологическая теория происхождения государства 5 Патриархальная теория происхождения государства 7
Дата15.09.2018
Размер107 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла261_7_Proiskhozhdenie_prava_i_gosudarstva[1] (Автосохраненный).doc
ТипРеферат
#50688


Содержание


Введение 3

1. Теологическая теория происхождения государства 5

2. Патриархальная теория происхождения государства 7

3. Договорная теория происхождения государства 9

4. Теория насилия как объяснение причин происхождения государства 11

5. Органическая теория происхождения государства 13

6. Материалистическая теория происхождения государства 15

7. Психологическая теория происхождения государства 17

8. Патримониальная теория происхождения государства 19

9. Ирригационная (гидравлическая) теория происхождения государства 21

10. Основные черты естественной теории права 23

Заключение 25

Список использованной литературы 29

Введение



Актуальность темы курсовой работы. К основным теориям происхождения государства относят следующие: теологическая, патриархальная, договорная, насилия, органическая, материалистическая, психологическая, патримониальная и ирригационная. Данные теории рассматривает какой-то один конкретный доминирующий способ возникновения государственности.

Объект исследования - государство и право.

Предмет исследования - происхождение государства.

Цель исследования - анализ происхождения государства и права.

Задачами исследования являются:

- рассмотреть теологическую теорию происхождения государства;

- изучить патриархальную теорию происхождения государства;

- проанализировать договорную теорию происхождения государства;

- рассмотреть теорию насилия как объяснение причин происхождения государства;

- охарактеризовать органическую теорию происхождения государства;

- изучить материалистическую теорию происхождения государства;

- рассмотреть психологическую теорию происхождения государства;

- проанализировать патримониальную теорию происхождения государства;

- изучить ирригационную (гидравлическую) теорию происхождения государства;

- охарактеризовать основные черты естественной теории права.

Методы исследования: специальный (исторический) метод, системный метод, метод сравнительно-правового анализа, метод прогнозирования.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том что анализ происхождения государства и права являются одной из актуальных теоретических и практических проблем, исследуемых юридической наукой.

Структура исследования. Работа состоит из введения, десяти параграфов, заключения и списка используемой литературы.
12

1. Теологическая теория происхождения государства



Рассмотрим основные положения теологической теории происхождения государства, а также определим её представителей и направления развития.

Теологическая теория происхождения государства получила широкое распространение во времена средневековья. Основателем теологической теории происхождения государства является Фома Аквинский (1225-1274), работы которого стали своеобразной энциклопедией церковной идеологии средневековья. В 1879 году энцикликой папы Льва XIII учение Фомы Аквинского (томизм) было объявлено как наиболее точно отражающее дух и задачи католицизма. Энциклика– это послание Папы Римского, которое обращено ко всем католикам и католическому духовенству.

В дальнейшем теологическую теорию происхождения государства развили представители исламской религии, католической церкви (Маритен) и неотомизма (Дабен, Месснер и др.).

По мнению сторонников теологической теории, государство – это продукт божественной воли. Следовательно, государственная власть является незыблемой и зависит преимущественно от религиозных институтов и деятелей. По этой причине каждый человек обязан подчиняться государю во всем. Сложившееся социально-экономическое и правовое неравенство людей также предопределено божественной волей. С этим рекомендуется смириться и не препятствовать продолжателю на земле божественной власти, поскольку непослушание государственной власти может быть расценено как непослушание Богу.

Придавая государству и государям, представителям и выразителям божественных велений ореол святости, сторонники теологической теории поднимали их статус, способствовали становлению в обществе порядка, согласия и духовности. В теологической теории происхождения государства важная роль отводится церкви и религиозным организациям как посредникам между Богом и государством.

Теологическая теория происхождения государства недооценивает влияние социально-экономических и духовных отношений на государство, что не позволяет понять, как совершенствовать форму государства и совершенствовать государственное устройство. Теологическая теория основывается в большинстве своем на вере.


2. Патриархальная теория происхождения государства



Выявим содержание патриархальной теории происхождения государства.

Наиболее известными представителями патриархальной теории происхождения государства являются философ Аристотель, английский мыслитель Фильмер, русский социолог Михайловский и др.

Сторонники патриархальной теории происхождения государства обосновывают тот факт, что люди – это существа коллективные, которые стремятся к общению, что приводит к появлению семьи.

В дальнейшем её развитие и увеличение в результате объединения людей и роста количества семей приводит в итоге к возникновению государства. Таким образом, согласно патриархальной теории, государство – это результат разрастания семьи.

Следовательно, власть государя есть как бы продолжение власти отца (патриарха), которая является неограниченной. Так как власть патриарха изначально признается как божественное явления, то подданным следует беспрекословно подчиняться государю. При этом сопротивление подобной власти считается недопустимым.

Согласно положениям патриархальной теории происхождения государства только отеческая забота монарха может создать необходимые для человека условия и обстоятельства жизни. Как отец в семье, так и руководитель в государстве не выбирается и не смещается подданными, поскольку они являются его детьми

Следует отметить, что аналогия государства с семьей допустима, так как структура современной государства появилась не сразу, а эволюционировала от простейших форм. Они действительно могли быть сопоставимы с первобытной семьей. Помимо этого, патриархальная теория происхождения государства формирует ореол святости, уважения государственности и власти, родства всех в своей стране.

Однако представители теории патриархального происхождения государства заметно упрощают процесс возникновения государственности. Они фактически экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а категории «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются с категориями «государь», «подданные».

К тому же, согласно исследованиям историков, семья как социальный институт появилась практически параллельно с возникновением государства в рамках процесса разложения первобытнообщинного строя.

3. Договорная теория происхождения государства



Определим основные черты договорной теории происхождения государства.

Договорная теория происхождения государства получила широкое распространение в XVII – XVIII веках в произведениях таких мыслителей, как Гроций, Руссо, Радищев и др. По мнению представителей договорной теории происхождения государства, оно появляется как продукт сознательного творчества и результат договора между людьми, которые находились до этого в «естественном», то есть первобытном состоянии.

По мнению сторонников договорной теории, государство – это рациональное сообщество людей, возникшее на основе достижения соглашения между ними. По этому соглашению (договору) они передают часть своей свободы и власти в пользу государства. Подобным образом изолированные до возникновения государства индивиды превращаются в единый народ.

В результате у государей и общества формируется система взаимных прав и обязанностей и соответственно – ответственность, которая наступает в случае их невыполнения.

В рамках данной системы прав и обязанностей государство может принимать законы, собирать налоги, задерживать и наказывать преступников и т.п., но в то же время оно обязано защищать свою территорию, права и собственность граждан и т.д.

Граждане обязаны соблюдать законы, уплачивать налоги, но они имеют право на защиту своих прав, свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью – разорвать договор с ними даже путем их свержения.

С одной стороны, договорная теория стала важным шагом в познании государства, так как преодолевала религиозные представления о происхождении государственности и политической власти. Договорная теория происхождения государства имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на смену власти плохого правителя вплоть до восстания.

С другой стороны, недостатком договорной теории происхождения государства является идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего существования понимает необходимость выработки соглашения между народом и правителями.

Договорная теория происхождения государства недооценивает объективные(прежде всего, социально-экономических, военно-политических и т.д.) факторы в процессе происхождения государства и преувеличивает значение субъективных обстоятельств.

4. Теория насилия как объяснение причин происхождения государства



Рассмотрим теорию насилия как объяснение причин происхождения государства.

Наиболее яркими представителями теории насилия, которая была сформулирована в XIX веке, являются Дюринг, Гумплович, Каутский.

Согласно данной теории, причинами возникновения государства являются не экономические отношения, божественная воля и общественный договор, а военно-политические факторы – насилие, порабощение одних племен другими.

Для управления завоеванными народами и территориями победившей стороне был необходим аппарат принуждения и подчинения, которым и стало государство.

Государство – это естественным образом (т.е. путем насилия) возникшая система организации власти одного племени над другим.

По мнению сторонников данной теории, насилие и подчинение властвующим подвластных является фундаментом для возникновения экономического господства.

В результате войн племена трансформировались в сословия и классы. Завоеватели превращали покоренные племена в своих рабов. Таким образом, согласно теории насилия, государство – это не результат внутреннего развития общества, а внешне навязанная ему сила.

С одной стороны, военные и политические факторы в формировании государственности не следует полностью отвергать.

Исторический опыт показывает, что элементы насилия сопровождали процесс появления ряда государств (например, древнегерманского, древневенгерского).

С другой стороны, следует отметить, что уровень использования насилия в данном процессе был разным. По этой причине насилие необходимо рассматривать лишь как одну из причин происхождения государств.

К тому же военно-политические факторы во многих случаях имели второстепенное значение, а основное влияние оказывали социально-экономические обстоятельства.

5. Органическая теория происхождения государства



Рассмотрим основные положения органической теории происхождения государства.

Органическая теория происхождения государства получила большое распространение во второй половине XIX века в произведениях Спенсера, Вормса, Прейса.

В эти времена наука восприняла на себе огромное воздействие теории естественного отбора, которая была сформулирована Дарвином.

Согласно взглядам представителей органической теории, государство – это своеобразный организм, между частями которого складываются отношения, аналогичные отношениям между частями живого организма.

Государство – это продукт социальной эволюции, которая представляет собой разновидность биологической эволюции.

В соответствии с органической теории, являясь видовым представителем биологического организма, государство обладает мозгом (т.е. правителями) и средствами выполнения его решений (т.е. подданными).

Аналогично тому, как среди биологических организмов в естественном отборе выживают наиболее приспособленные единицы, так и в социальных организмах в процессе борьбы (естественного отбора) образуются государства, формируются правительства.

Таким образом, по мнению сторонников органической теории, государство фактически идентично биологическому организму.

Полностью отвергать влияние биологических факторов на процесс формирования государственности неправильно, так как люди являются не только социальными, но и биологическими единицами.

Однако ошибочно механически переносить закономерности, которые характерны биологической эволюции, на социальные организмы.

Хотя это и взаимосвязанные между собой, но абсолютно различные уровни жизни. Они подчиняются разным закономерностям и имеют в своем базисе различные причины возникновения.

Вышеуказанные положения раскрывают содержание органической теории происхождения государства.

6. Материалистическая теория происхождения государства



Выявим содержание материалистической теории происхождения государства.

Основными представителями материалистической теории происхождения государства являются Маркс, Энгельс, Ленин. Указанные деятели объясняют происхождение государства, прежде всего, социально-экономическими факторами.

Согласно материалистической теории, важнейшее значение для экономического развития, а, следовательно, и для возникновения государств имели три крупных этапа разделения труда: разделение земледелия и скотоводства, выделение ремесла, выделение сферы торговли (купечества). Разделение труда и совершенствование средств труда обеспечили формирование благоприятных условий для роста его производительности.

В результате образовался избыточный продукт, который и способствовал возникновению частной собственности. По этой причине общество разделилось на имущий и неимущий классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

По мнению сторонников материалистической теории, важным следствием появления частной собственности является формирование публичной власти, которая отныне не совпадала с обществом и не выражала интересы всех его членов. Властные функции переходят к наиболее обеспеченным группам и к специальной категории управляющих. Для обеспечения своих экономических интересов они выстраивают новую политическую структуру – государство, которое становится инструментом реализации воли богатых.

Таким образом, происхождение государства объясняется необходимостью сохранения господства одного класса (богатых) над другим (бедными), а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как единого и целостного организма.

Однако в материалистической теории происхождения государства преобладает увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами. При этом существует одновременная недооценка религиозных, психологических, военно-политических и иных факторов, которые оказывают влияние на процесс происхождения государства.

7. Психологическая теория происхождения государства



Рассмотрим основные положения психологической теории происхождения государства.

К ярким представителям психологической теории происхождения государства следует отнести Петражицкого, Тарда, Фрейда. Сторонники психологической теории происхождения государства связывают его возникновение с особыми чертами психики человека: потребностью людей во власти над другими людьми, желанием подчиняться и подражать.

Причины происхождения государства отражаются в определенных способностях, которые человек первобытного строя давал племенным вождям, жрецам, колдунами др.

Согласно психологической теории магическая сила и психическая энергия этих людей (они делали день удачным, предугадывали развитие событий и т.п.) создавали условия и обстоятельства для зависимости сознания первобытных людей от вышеназванной элитарной прослойки. Власти данной элиты и обеспечивает возникновение власти государственной.

Однако всегда существуют люди, которые не согласны принимать власть, у которых формируются и впоследствии проявляются агрессивные устремления и инстинкты. Для удержания людей с подобными психическими качествами под разумным контролем и появляется государство.

Таким образом, согласно положениям психологической теории, государство нужно как для удовлетворения потребностей большинства людей в подчинении и послушании определенным лицам в обществе, так и для обуздания агрессивных устремлений отдельных индивидов. Следовательно, природа государства имеет психологический фундамент и коренится в закономерностях и принципах человеческого сознания.

По мнению представителей психологической теории, государство – это продукт разрешения психологических проблем между инициативными (активными) индивидами, которые способны и готовы к принятию ответственных решений, и пассивными людьми, которые способны лишь к исполнению принятых решений и послушанию.

Психологические закономерности и принципы, при помощи которых происходит человеческая деятельность, представляют собой важный фактор влияния на все социальные институты. Данный фактор не следует игнорировать. В качестве примера, можно рассмотреть проблему харизмы, для того чтобы убедиться в этом (в переводе с греческого языка, харизма – это божественный дар и милость).

По мнению сторонников психологической теории происхождения государства, харизму имеет индивид, наделенный сверхъестественными или особо исключительными способностями и качествами (герои, пророки, руководители и т.п.). Наличие данных качеств и формирует харизматическую личность.

Однако не стоит преувеличивать значение психологических свойств личности (иррациональных начал) в процессе происхождения государства.

Психологические факторы не являются решающими причинами. Их следует признать именно лишь как моменты государство строительства, так как психика людей формируется под воздействием совокупности социальных, экономических, военных, политических и других условий.

8. Патримониальная теория происхождения государства



Определим основные черты патримониальной теории происхождения государства.

Наиболее известным представителем патримониальной теории происхождения государства является Галлер. По его мнению, государство (как и земля) является частной собственностью правителя.

Патримониальная теория связывает происхождение государства с земельной собственностью. Правители властвуют над территорией по причине своего «исконного» права на собственность. В подобных обстоятельствах народ является своеобразным арендатором земли собственника, а чиновники – приказчиками правителей.

В соотношении власти и собственности представители патримониальной теории происхождения государства отдают приоритет праву собственности. Владение ею потом распространяется и на владение территорией, что и является предпосылкой для возникновения государства.

Согласно патримониальной теории, государство можно воспринимать как своеобразную собственность отдельного правителя, так как он в определенной мере владеет, пользуется и распоряжается фактически всем, что располагается на территории данной страны. Это относится и к государственному аппарату, который обладает силовыми структурами.

К тому же в процессе формирования определенного государства его территория в значительной степени определялась пространством, в котором властвовал вождь, военачальник или другой руководитель племени.

Согласно представлениям сторонников патримониальной теории государственное хозяйство, финансы, армия и иные элементы государственности постепенно формируются из частного хозяйства правителя.

Однако в период своего становления государственные институты не всегда фактически имеются в полном распоряжении государя. Следует также отметить, что в эти времена имело место не столько право частной собственности, сколько насильственное обладание землей.

Недостатком патримониальной теории происхождения государства является то, что в понимании процесса возникновения государственности преувеличено значение частной собственности на землю. При этом существует недооценка воздействия на него военно-политических, религиозных и иных факторов.

9. Ирригационная (гидравлическая) теория происхождения государства



Выявим содержание ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства.

Основным представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является немецкий ученый Виттфогель.

Согласно положениям ирригационной теории процесс возникновения государства связан с необходимостью строительства крупных ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Это сопровождается увеличением количества чиновников и государевых деятелей, которые отвечают за эффективное использование этих сооружений и использующих труд работников.

В этих условиях государство вынуждено разрабатывать и реализовывать жесткую централизованную политику. В результате оно выступает в качестве единственного собственника всех экономических ресурсов и одновременно эксплуататора (работодателя). Государство планирует, управляет, распределяет, учитывает, анализирует и т.д.

По мнению представителей гидравлической теории происхождения государства, ирригационные проблемы непременно заканчиваются формированием «агроменеджерской» цивилизации и появлением менеджерского и бюрократического классов, которые порабощают общество.

Строительство и поддержание процесса функционирования мощных ирригационных систем имели место в регионах появления первичных городов-государств: Египет, Индия, Китай и т.д.

Также понятны и взаимосвязи подобных процессов с образованием многочисленного класса чиновников и служб, которые защищали каналы от заиливания и обеспечивали судоходство по ним.

Сторонники гидравлической теории происхождения государства не ставят под сомнение факт влияния географических и климатических факторов на процесс происхождения государств.

В отдельных наиболее неблагоприятных для организации сельского хозяйства регионах эти факторы ускорили данный процесс, даже способствовали трансформации режимов конкретных государств в крайние деспотические формы.

Недостатком ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является излишне категоричное выделение отдельных элементов процесса становления государства как основных и базовых. При этом ирригационные факторы были свойственны преимущественно лишь отдельным регионам Востока.

Таким образом, представители ирригационной (гидравлической) теории преуменьшают значение социальных, экономических, военно-политических и иных факторов, которые также оказали огромное влияние на процесс происхождения государств.

10. Основные черты естественной теории права



Выявим основные черты естественной теории права, а также определим содержание данной теории.

Естественное право представляет собой набор социально-правовых притязаний общества, которые обращены к государству и основаны на принципе наличия у человека естественных и неотчуждаемых прав. К ним следует отнести: право на жизнь, свободу, равенство, уважение и т.д.

Представления о естественных правах человека эволюционировали наряду с развитием общества, что на определенном этапе привело к созданию соответствующей теории, которая обладает некоторыми чертами.

Сущность идеи естественного права с самого ее появления заключается в том, что естественные свободы человека принимались как своеобразный критерий для анализа и оценки правового содержания закона (писаного права).

Теория естественного права была полноценно оформлена в XVII-XVIII веках. Данная теория стала своеобразным идеологическим оружием буржуазии в их борьбе против феодальных и абсолютистских порядков.

Основателем теории естественного права является Гроций. В последующем теория получила свое развитие в произведениях Руссо, Монтескье, Дидро, Вольтера, Радищев и других исследователей.

Для классического учения XVII-XVIII веков свойственно то, что естественные свободы рассматривались как вечные и неизменные явления.

В XX веке естественные права начали связывать с чертами и природой человека как социального субъекта, они получили дальнейшее выражение в виде социально-экономических и политических свобод.

Немецкий правовед Штаммлер разработал идею «естественного права с меняющимся содержанием». В научной литературе того времени подобный подход называли «возрожденным естественным правом».

Впоследствии развитие теории естественного права происходило по двум основным направлениям:

1) неотомистская теория, согласно которой источником естественного закона является Бог (представители: Маритен, Месснер);

2) «светская» теория, разграничивающая право и закон, указывает на наличие для писаного права некой этической первоосновы (естественного права), которая опирается на принцип справедливости.

Таким образом, к основным чертам, которые отражают содержание и развитие теории естественного права, следует отнести:

– утверждение о существовании естественных, вечных и неотчуждаемых свобод человека, которые предопределены самой его природой;

– установление различий права и закона;

– идею «естественного права с изменяющимся содержанием», которая учитывает реальные процессы развития прав человека и общества;

– наличие различных направлений развития естественно-правовой теории.

Заключение



Теологическая теория происхождения государства широко распространилась в средневековье. Основателем данной считается Фома Аквинский, труды которого стали своего рода энциклопедией церковной идеологии тех времен. В 1879 году энцикликой папы Льва XIII учение Фомы Аквинского (томизм) было названо как наиболее соответствующее духу и целям католицизма.

В соответствии с данной теорией, государство – это продукт божественной воли. Поэтому при характеристике государственной власти, она признается вечной и зависимой в основном от религиозных организаций и деятелей. Соответственно каждый обязан подчиняться государю во всем. Социально-экономическое и правовое неравенство людей определяется божественной волей. С этим следует смириться и не создавать преград продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственным представителям может быть расценено как непослушание Всевышнему.

К представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Аристотеля, Фильмера, Михайловского и др. Они утверждают, что люди – существа коллективные, которые стремятся к взаимному общению, приводящему к появлению семьи. В дальнейшем разрастание семьи в результате объединения людей и роста количества этих семей и приводит в итоге к формированию государства. Таким образом, оно представляет собой продукт разросшейся семьи, который характеризуется как своеобразная большая семья.

Договорная теория происхождения государства получила активное распространение в XVII–XVIII веках в трудах Гроция, Руссо, Радищева и др. По их мнению, оно возникает в результате достижения договора между людьми, находившимися до этого в первобытном состоянии.

Государство – это рациональное объединение людей на основе договора между ними. По нему люди передают часть своей свободы и власти государству. Изолированные же до происхождения государственности индивиды трансформируются в единый народ. В результате государство и общество приобретают комплекс взаимных прав и обязанностей.

Теория насилия была оформлена в XIX веке в трудах Дюринга, Гумпловича, Каутского и др. Причину возникновения государственности они усматривали в военно-политических факторах – насилии и порабощении одних племен другими.

Для управления завоеванными народами и территориями был необходим аппарат принуждения, которым и стало государство. По их мнению, государство – естественным образом путем насилия возникшая организация властвования одной группы людей над другой. Насилие и подчинение являются базой для возникновения экономического господства.

Органическая теория происхождения государства приобрела широкое распространение во второй половине XIX века в трудах Спенсера, Вормса, Прейса и др. В эти времена наука испытала на себе огромное влияние идеи естественного отбора, предложенной Дарвином.

Согласно данной теории, государство – это организм, постоянные отношения между частями которого идентичны постоянным отношениям между частями живого существа.

Государство представляет собой продукт социальной эволюции, которая является разновидностью биологической эволюции. Оно является разновидностью биологического организма, а также имеет свой мозг (правителей) и инструменты реализации его решений (подданных).

Представителями материалистической теории происхождения государстваявляются Маркс, Энгельс, Ленин. Они объясняют возникновение государственности, прежде всего, социально-экономическими характеристиками.

Важнейшее значение для прогрессивного развития экономики и появления государственности имели три крупных разделения труда: выделение земледелия и скотоводства, появления ремесла, выделение купечества.

Разделение труда и совершенствование орудий труда стимулировали рост производительности. Вследствие этого появился избыточный продукт, который способствовал возникновению частной собственности. В результате в обществе возникли имущие и неимущие классы, эксплуататоры и эксплуатируемые.

Важнейшим следствием появления частной собственности становится выделение публичной власти, интересы которого различаются с интересами всего общества. Власть получают богатые люди и специальная категория управляющих. Для обеспечения своих экономических интересов они формируют новую политическую структуру – государство, которое создает право как инструмент управления.

К представителям психологической теории возникновения государства следует отнести Петражицкого, Тарда, Фрейда и др. Они объясняют появление государственности особыми свойствами человеческой психики, а именно потребностью человека во власти над другими людьми, стремлением подчиняться и подражать.

Причины происхождения государства заключаются в способностях, которые первобытный человек придавал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и т.п. Их магическая сила и психическая энергия (они противостояли злым духам, предсказывали будущее и т.п.) формировали условия для зависимости сознания представителей первобытного общества от данной элиты. Именно из власти, которая приписывалась этой элите, и появляется государственная власть.

Главным представителем патримониальной теории происхождения государстваявляется Галлер. Патримониальная теория объясняет возникновение государства земельной собственностью.

По мнению Галлера, государство (как и земля) является частной собственностью правителя. Они властвуют над территорией по причине своего «исконного» права на собственность. В подобных обстоятельствах народ является арендатором земли собственника, а чиновники – приказчиками правителей.

Ярким представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является Виттфогель. Он объясняет возникновение государственности необходимостью строительства крупных ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Это приводит к росту количества чиновников, которые обеспечивают эффективное использование этих сооружений и используют труд остальных граждан. Оно выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, подчиняет, распределяет, учитывает и оценивает. Для этого создается право.

Право предстает перед теорией государства и права как достаточно сложный социальный институт с совокупностью факторов и условий, которые вызывают его появление и развитие. Осмысление происхождения права занимает важную часть всех теоретико-правовых концепций.

Прежде всего, это договорная (естественно-правовая) теория права, о содержании которой говорилось выше при рассмотрении теории происхождения государства.

Теологическая теория права предполагает божественное возникновение права как вечного явления, которое отражает Божью волю и высший разум. Однако данная теория не отрицает присутствия в праве природных и человеческих начал. Религиозные мыслители говорят о том, что право – это Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория связывает право с добром и справедливостью.

Список использованной литературы



1) Нормативно правовой акт

1.1. Конституция Российской Федерации. (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) Собрание федерального законодательства РФ от 04.08.2014 N 31 ст. 4398 Режим доступа: Консультант Плюс

2) Научная литература

2.1. Стешенко, Л.А. История государства и права России: Академический курс. В 2-х т. Т. 2. XX в. / Л.А. Стешенко. - М.: НОРМА, 2011. - 480 c.

2.2. Сэмюэлс, Р. Еврейская история для юных. От Авраама до образования государства / Р. Сэмюэлс; Пер. с англ. А. Гинзая. - М.: Б.С.Г.- ПРЕСС, 2013. - 480 c.

2.3. Тимофеева, А.А. История государства и права России: Практикум / А.А. Тимофеева. - М.: Флинта, МПСУ, 2009. - 152 c.

2.4. Тинт, Ю.С. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие / Ю.С. Тинт. - М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2011. - 112 c.

2.5. Тихонов, А.И. История государства и права: Учебное пособие / А.И. Тихонов. - М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2012. - 121 c.

2.6. Толстая, А.И. История государства и права России: Учебное пособие / А.И. Толстая, Е.С. Щербакова. - М.: РГСУ, Омега-Л, 2013. - 446 c.

2.7. Томсинов, В.А. История государства и права: Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям / В.А. Томсинов. - М.: Зерцало, 2013. - 128 c.

2.8. Федотова, М.А. История государства и права России (XIX–начало XXI в.) / М.А. Федотова, Т.В. Тазихина. - М.: КноРус, 2014. - 376 c.


1


2 Конституция Российской Федерации. (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)



написать администратору сайта