билеты 2. 1. Теория государства и права как наука предмет, методы, функции
Скачать 0.52 Mb.
|
Кроме рассмотренных выше теорий существует ряд менее распространенных. Среди них:а) Психо-аналитическая теория. Автором является З.Фрейд, который утверждал, что необходимость создания государства исходит из психики человека. Из существовавшей первоначально патриархальной орды появляется государство для подавления (задерживания) в дальнейшем агрессивных комплексов человека. б) Расовая теория. Авторы Жозеф Артур де Гобино считали, что существуют высшие и низшие расы, высшие призваны управлять низшими, так возникает государство. в) Патримониальная теория. Галлер считал, что государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется на проживающих на ней людей. Так складывается феодальный сюзеренитет. г) Ирригационная теория. Возникновение государства обусловлено необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой орудийной развитостью. Государство выступает как организатор масштабных работ. д) Юридическая теория. Авторы Н. Коркунов, Н.Трубецкой рассматривали происхождение государства исключительно с правовой точки зрения, как юридический олицетворение нации. Признаки государства, отличающие его от догосударственных форм социальной организации. Отличие государственной власти от общественной власти родового строя. Государственная власть как особая разновидность социальной власти. 4.Теоретические основы и значение типологии государства. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства. Типология государств – это методологический познавательный прием, связанный с мысленным расчленением идеального целого (понятия государства) на части (типы). В данном случае типология рассматривается как процесс познания государств. Считается, что классификация оперирует реальными объектами, а типология оперирует абстрактными объектами. Значение типологии состоит в глубоком познании сущностно-содержательных признаков и закономерностей развития государств. Использование типологии позволяет все существовавшие и существующие государства дифференцировать на определенные группы (типы) и на основе этого познать сущность, социальную направленность, степень прогрессивности конкретных государств, определить стоящие у власти социальные группы, элиты, круг социальных интересов, защищаемых властью, установить тип социальной организации общества, уровень духовно-культурного развития и т.д. Тип государства – это совокупность общих, наиболее существенных черт и признаков государств данной группы. Она характеризует обобщенные черты этой группы, т.е. типологические признаки. Типологические признаки – это черты и свойства сущностно-содержательного характера, на основе которых происходит деление государств на типы. Наиболее широко известны типологии государств на основе формационного и цивилизационного подходов. Известны также десятки иных подходов, которые позволяют конкретизировать знания о государствах. Так, М.Н. Марченко указывает на личностный подход, базирующийся на степени экономической, социальной, политической и духовной свободы человека. Различают типологии синхронические и диахронические. Первые изучают государства в условно неподвижном, фиксированном виде, вне фактора времени, на некоторый данный момент и позволяют установить структуру, строение, элементы, связи между элементами. Диахронические типологии позволяют исследовать государство в развитии, сопоставить его высшие и низшие ступени развития, они связаны с фактором времени и поэтому их можно назвать периодизациям. Основные исторические типы государства Одной из первых синхронических типологий является типология государств Аристотеля, который разделил все государства на основе признаков: 1) по количеству властвующих – правление одного, немногих и большинства; 2) по осуществляемым государственным целям – преследующие общее благо – правильные государства, остальные – неправильные. Правильные: монархия, аристократия и полития; неправильные: тирания, олигархия, демократия. Продолжить ряд синхронических типологий можно, взяв за типологический признак отношение государства к религии. По этому признаку все государства делятся на атеистические, светские, клерикальные и теократические. В атеистических государствах религиозные организации запрещены и преследуются государством при его тотальном контроле и репрессиях в этой сфере жизни общества (социалистическая Албания, СССР) Светские государства не вправе контролировать сферу религиозной жизни граждан, религия отделена от государства и образование от церкви, государство не вмешивается в дела церкви, но и церковь не выполняет никаких функций государства, кроме удовлетворения религиозных потребностей населения (Германия, Франция, Россия). В клерикальных государствах какая-либо религия имеет статус государственной, сотрудничество государства и церкви выражается в передаче церкви некоторых функций государства – регистрация рождений, браков, смерти; представительство в государственных органах, контроль сферы образования, воспитания, религиозная цензура средств массовой информации; церковь получает налоговые льготы, субсидии от государства, а священники получают заработную плату (Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания и другие). Теократические государства: государственная власть принадлежит церкви, которая определяет статус государственной религии, глава государства и церкви представлены в одном лице, религиозные нормы являются основным источником права (Иран, Ирак, Пакистан, Саудовская Аравия, Марокко и другие). По уровню развития права в обществе С.С. Алексеев разделяет все государства на развитые и неразвитые. В неразвитых государствах право остается придатком государственной власти, целиком зависит от его усмотрения. К таким государствам относятся рабовладельческие, феодальные, буржуазные. В развитых государствах право выступает в качестве самостоятельного феномена, способного противостоять произволу государственной власти. К таким относятся государства демократические, правовые, социальные. К генетическим можно отнести типологию американского ученого Белла, который положил в основу деления производство и виды используемых знаний: прединдустриальные общество, индустриальное, где у власти стоят предприниматели, бизнесмены и менеджеры, постиндустриальное, где у власти стоят экономисты, социологи, математики, информатики. К генетическим типологиям относится формационный подход к типологии государств. Данный подход рассматривает историю развития общества как линейный, непрерывный, однонаправленный процесс последовательной смены общественно-экономических формаций от менее прогрессивной к более прогрессивной. Общественно-экономическая формация (ОЭФ) – это исторический тип общества, базирующийся на определенном способе производства материальных благ. Общественно экономических формаций пять: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (первая фаза коммунистической формации – социализм). Пяти известным ОЭФ соответствуют четыре исторических типа государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое государство и право. Они выражают классовую сущность и социальную направленность государственной власти, показывают, какой класс является экономически и политически господствующим, в чьих интересах осуществляется государственная власть. С точки зрения цивилизационного подхода история развития общества выглядит, в противовес формационному подходу, как прерывистый, дискретный процесс развития не связанных друг с другом цивилизаций. Цивилизация согласно А. Тойнби – есть замкнутое и локальное состояние общества, характеризующееся общностью духовных, религиозных, культурных, исторических, языковых, хозяйственно-экономических и иных признаков. Цивилизации делятся на первичные и вторичные. Первичные государства к таким государствам относят древние Египет, Персия, Шумеры, Китай, Индию, а также эллинские Спарту, Афины, Древний Рим. Вторичные государства возникают на основе и по примеру первичных. Они не столь могущественны, долго сохраняют архаичные черты, например, родоплеменную структуру общества. Сочетание царской власти с родоплеменными структурами характеризует варварские государства Западной и Восточной Европы, кочевые империи, домонгольскую Русь. Государства Нового и Новейшего времени Западной, Восточной Европы, Северной и Южной Америки и другие современные государства относятся к этому же типу. Подходы к типологии государств: 1) формационный подход. Данный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно ему под типом государства понимается система основных признаков, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, которая проявляется в общности их экономической базы, классовой структуры и социального назначения; 2) цивилизационный подход. Для определения типа государства при формационном подходе учитывают: 1) соответствие уровня государства определенной общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства; 2) класс, инструментом власти которого становится государство; 3) социальное назначение государства. Формационный подход выделяет следующие типы государств: 1) рабовладельческий; 2) феодальный; 3) буржуазный; 4) социалистический. По формационному подходу после смены экономической формации происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более новому. Формационный подход имеет следующие достоинства: 1) продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов; 2) возможность объяснения поэтапного развития, естественно-исторического характера формирования государства. Недостатки:1) односторонность; 2) не учитываются духовные факторы. В настоящее время распространено несколько трактовок понятия «цивилизация», а также несколько видов типологии цивилизационного подхода. Например, довольно часто под «цивилизацией» понимают культуру, развитие общества в целом. «Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков» (А. Тойнби). В этом случае в зависимости от признаков выделяют египетскую, западную, православную, арабскую и другие цивилизации. Тем самым можно говорить о цивилизациях: 1) современных и древних; 2) западных, восточных, православных и др. В цивилизационном подходе различают следующие признаки: хронологические, производственные, генетические, пространственные, религиозные и др. С цивилизационным подходом связывают теорию «стадий экономического роста» (У. Ростоу), теорию «единого индустриального общества», теорию «менеджеризма», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» и др. Положительные черты цивилизационного подхода: 1) выделение духовных, культурных факторов; 2) более четкая типология государств. Недостатки: 1) низкая оценка социально-экономического фактора; 2) преобладание типологии общества над типологией государства. 5.Социальное регулирование и его виды. Нормативное и индивидуальное регулирование. Социальное регулирование – особая разновидность деятельности людей, направленная на то, чтобы добиться упорядоченности действий индивидов и социальных групп по отношению друг к другу и другим субъектами (обществу, государству, корпорациям) ради достижения общественного порядка. Социальное регулирование - регулирование, существующее в обществе и связанное с упорядочением общественных отношений (распределением ресурсов в социальной сфере), осуществляемое агентами разного типа: государством, неправительственными неприбыльными организациями, частнохозяйственными субъектами. Виды социального регулирования: · индивидуальное (казуальное) регулирование · нормативное регулирование. Индивидуальные (ненормативные) регуляторы: индивидуальные предписания, решения, индивидуальные акты, договоры, стереотипы поведения, ценностные предпочтения и т.д. Видное место в системе социального регулирования занимает система социального партнерства, позволяющая согласовывать интересы основных социальных партнеров. Главная роль в системе социального регулирования принадлежит государству. Оно разрабатывает стратегию, направленную на решение многих насущных социальных проблем, и реализует эту стратегию путем проведения активной социальной политики. Нормативное регулирование – особая форма деятельности людей в обществе, направленная на создание, реализацию и обеспечение различного рода общих правил - социальных норм поведения людей с целью упорядочения их действий и достижения стабильности в масштабах всего общества. Признаки нормативного регулирования: общий характер (нормативность); системность; объективность; конкретно-исторический характер; целевой характер; социальный характер; обеспеченность мерами социального принуждения. Элементы механизма нормативного регулирования: социальные потребности, социальные нормы, реализация социальных норм, общественные отношения, общественный порядок, меры социального принуждения. Стадии механизма нормативного регулирования: формирование социальных норм на основе общественных потребностей; реализация социальных норм; формирование новых общественных отношений; включение новых общественных отношений в общественный порядок; применение мер социального принуждения. Типы нормативного регулирования: обычное (традиционное); религиозное регулирование; регулирование с помощью норм общественного мнения (морали, нравственности, моды); корпоративное регулирование, правовое регулирование. Юридическая наука не вдается в столь подробную и исчерпывающую классификацию, а подразделяет указанные нормы в основном из таких критериев, как способы формирования, среда действия, социальная направленность. С этой точки зрения выделяют: правовые нормы, моральные, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, нормы обычаев, нормы культуры, экономические, общечеловеческие нормы. Это - общепринятая и наиболее распространенная классификация. Индивидуальное правовое регулирование осуществляется третьими субъектами, не являющимися участниками регулируемых отношений, или самими субъектами—участниками отношений (саморегулирование). В первом случае субъектом индивидуального регулирования выступают государственные органы — суды, органы администрации, внутренних дел и т. д. Они осуществляют разрешение имущественного спора (суд), разрешение ношения и хранения огнестрельного оружия, вынесение постановления о наложении административного взыскания за нарушение правил дорожного движения (органы внутренних дел) и т. д. Или же стороны заключают соглашения о третейском суде, которому и поручают разрешение спора, обязуясь подчиниться его решению. Это имеет место чаще всего между предпринимательскими, коммерческими структурами (промышленными, "торговыми, транспортными и др.), однако со гласно закону это может быть и между гражданами и организациями. Вторым видом индивидуального регулирования являются договоры (соглашения, контракты). Это наиболее распространенная форма саморегулирования, позволяющая учесть особенности конкретных отношений, интересы участников отношений на основе их свободного волеизъявления, взаимного согласия. В сфере права это самые разнообразные договоры (аренды, купли-продажи, найма, перевозки, оказания услуг, трудовые, кредитные договоры и т. д.). Среди договоров необходимо выделить нормативные договоры и соглашения: коллективные договоры, заключаемые между работодателем в лице администрации предприятия, учреждения и профсоюзами или иными представителями трудящихся; отраслевые тарифные соглашения между работниками соответствующей отрасли и работодателями; генеральные соглашения между Правительством РФ, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей и др. Правовые договоры в своей основе имеют нормы права, должны учитывать их требования. Формой саморегулирования являются не только договоры, но и другие акты. Среди них можно назвать различного рода уставы, принимаемые общественными объединениями, профсоюзами, кооперативами, акционерными обществами и т. д. Уставы общественных объединений (кроме профсоюзов), кооперативов, акционерных обществ и многих других организаций подлежат обязательной государственной регистрации. Фактом регистрации государство подтверждает правовой статус соответствующей организации. 6.Правовое регулирование и правовое воздействие. Правовое регулирование – воздействие права на общественные отношения через систему юридических средств Правовое воздействие – взятый в единстве и многообразии процесс влияния права на общественную жизнь, сознание, поведение людей (Марченко) Классификация правового регулирования по предмету регулирования (общественным отношениям, подвергающимся воздействию со стороны права). Среда правового регулирования включает и регулируемые правом волевые общественные отношения, и иные общественные связи, входящие в его сферу, сопровождающие и "окутывающие" его, и само правовое регулирование. Под качеством "энергетического поля" регулирования понимают общее состояние социальной среды, которое может быть охарактеризовано либо как "поле активности", либо как "поле сдерживания", либо как сочетание того и другого. Правовые средства- это все те юридические инструменты, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение поставленных правовых целей. Цели эти могут быть различными, но в конечном счете они сводятся к справедливой упорядоченности общественных отношений. Признаки: 1) они выражают собой юридические способы достижения целей права – справедливого обеспечения интересов субъектов; 2) сочетаясь определенным образом, они выступают основными "работающими частями" действия права, правового регулирования, правовых режимов; 3) имеют юридическую силу и поддерживаются государством. Виды: нормы и принципы права, правоотношения, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права и юридические обязанности, запреты, льготы, меры поощрения и наказания и др. Правовое регулирование рассматривают как одну из форм (каналов) правового воздействия. B.Н. Кудрявцев, исследуя проблему правового воздействия, из начально выделил три его канала: информационное, ценностное и принудительное. Затем четвертую форму правового воздействия автор определил какстимулирование. С.С. Алексеев, который придерживается примерно такой же позиции, между тем отмечает, что стимулирование и принуждение характеризуют в целом правовое регулирование как форму правового воздействия. Естественно, невозможно отрицать такие формы, направления, каналы правового воздействия на общественные отношения (в том числе и экономику) - как информационный и ценностный. Механизм правового регулирования- система правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения. Правовое воздействие- это процесс, включающий в себя все имеющие отношение к праву функциональные системные образования. К этим системам относятся все правовые явления в целом (юридические нормы, правосознание, правореализующая практика, правотворчество, правопорядок, законность, правовая культура и др.). Правовое воздействие шире правового регулирования. В него можно включать (а не только выделять как формы) информационное воздействие права, ценностно-ориентационное влияние, правовое регулирование как таковое и правореализацию (в части, не охватываемой понятием "правовое регулирование"). Правореализация как важнейший элемент непосредственных общественных отношений определяет в целом эффективность права и правового воздействия. Правовое воздействие- это процесс влияния права посредством действия его инструментов на ту или иную сферу общественных отношений, вызывающий в ней любые определенные изменения. Правовое регулирование является лишь разновидностью правового воздействия. В результате воздействия не обязательно возникает упорядоченность, происходят лишь изменения, которые могут привести и к разрушению объекта. Регулирование же должно быть направлено на достижение поставленных целей, определенного, заранее осмысленного результата, существующего в виде абстрактной модели. Отличие правового регулирования от правового воздействия а в сознательности, рациональности волевого фактора, в логичности и целесообразной направленности его действия, в его полезности для экономических агентов, государства, экономической системы |