Ответы на ТГП. Теория государства и права. 1. Теория государства и права в системе общественных наук. Её соотношение с другими науками, изучающими право и государство
Скачать 114.42 Kb.
|
22. Теория насилия.Теория насилия в наиболее логически завершенном виде возникла в XIX вв. трудах Дюринга, Гумпловича, Каутского и др. Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении или общественном договоре, а в военно-политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство. По мнению представителей данной доктрины, государство — «естественно» (т.е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных являются основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно, государство — не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила. С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности отвергать полностью нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия были присущи процессу возникновения многих государств (например, древнегерманского). С другой стороны, важно помнить, что степень использования насилия в этом процессе была разной. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве лишь одной из причин возникновения государства. К тому же военно-политические факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли, уступая первенство социально-экономическим. 23. Теологическая теория происхождения государства и права.Теологическая теория происхождения государства получила распространение в средневековье в трудах Фомы Аквинского; в современных условиях ее развили идеологи исламской религии, католической церкви (Маритен, Мерсье и др.). Суть ее в том, что государство как упорядоченная социальная структура ниспослана человечеству с выше. Еще в древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения государства и права. «Закон дал нам Моисей, наследие обществу Иакова», - читаем мы в Библии. Но особенно широкое распространение данные идеи получили в XII-XIII вв. в Западной Европе. Согласно теории «двух мечей» церкви имели два меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе, ибо не пристало церкви самой использовать меч, а второй они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Согласно учению итальянского философа и богослова Фомы Аквинского процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира. 24. Патриархальная теория происхождения государства.Основоположником этой тории считают Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э ). Во времена древней Греции и рабовладельческого Рима общественное устройство основывалось на семейном укладе с сильной отцовской властью и безусловным подчинением младших членов семьи воле отца семейства. Согласно этой теории, неорганизованное общество преобразуется в государство вследствие разрастающейся из поколения в поколение семьи, глава которой – отец – становится главой государства. Монарх является отцом всего народа; его власть неограничена и незыблема. 25. Теория естественного права: происхождение и содержаниеТеория естественного права получила распространение в XVII — XVIII вв. Ее главными авторами были Г. Гроций, Т, Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж, Руссо, А. Н. Радищев. Суть теории естественного (договорного) права в том, что: - право и закон - не одно и то же; - законы (писаное, "позитивное" право) созданы законодателями (людьми) и приняты государственными органами; - право существует само по себе, имеет естественный (производный от природы) характер; - право - совокупность высших нравственных ценностей (свобода, равенство, справедливость); - фактически право и мораль едины; - не всегда законы соответствуют естественному праву; - права человека имеют естественный характер, принадлежат человеку от рождения и не зависят от воли законодателя. Достоинствами теории являются: -прогрессивность; - признание за человеком его неотъемлемых прав и свобод; допущение, что официальные законы не всегда соответствуют естественному праву (то есть нормам справедливости). К основным недостаткам теории естественного права относятся: - прямое отождествление права и морали; противопоставление писаного (позитивного) и неписаного (естественного) права, то есть конкретных формально-определенных юридических норм и абстрактных идей; - преувеличение роли неписаного права; - различное понимание людьми идей справедливости. |