Главная страница
Навигация по странице:

  • 23. Альтернативы общественного развития России в 19 веке: революционно-радикальная альтернатива (декабристы), утопический социализм, марксизм, народничество.Декабри́сты

  • Утопический социализм

  • Маркси́зм

  • НАРОДНИЧЕСТВО

  • 24. Россия в 20в. : реформы Витте и Столыпина

  • История. Билеты. 1. Теория и методология исторической науки. Функции исторической науки


    Скачать 1.34 Mb.
    Название1. Теория и методология исторической науки. Функции исторической науки
    АнкорИстория. Билеты.doc
    Дата03.03.2017
    Размер1.34 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИстория. Билеты.doc
    ТипДокументы
    #3335
    страница6 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    22. Альтернативы общественного развития в XIX веке. Генезис и эволюция либеральных идей в России.
    Либерализм был изначально продуктом западной цивилизации, построенной на индивидуализме и рациональном познании мира. Истоки западного либерализма следует искать в античном наследии правовой культуры, в протестантизме с его идеей прогресса и трудовой этикой, в наличии «очагов» рыночной экономики и влиятельного среднего класса, в идеях эпохи Просвещения. Окончательно он сформировался в ходе Великой французской революции и стал отражением политических и ментальных интересов буржуазии.
    Зарождение либерализма в России было следствием влияния западных идей на русскую культуру.
    Основные идеи либерализма - защита естественных прав человека и свободы личности; создание правового государства с мощным законодательным корпусом и разделением властей на законодательную, судебную и исполнительную; политический идеал – республика или конституционная монархия с функционированием представительного органа – парламента; всеобщее или частично ограниченное избирательное право, демократические свободы – свобода слова, совести, печати. Идеалом западноевропейского либерализма являются рыночная экономика, свободное предпринимательство, неприкосновенность частной собственности.
    Зарождение либерализма как политической программы связано с именем Александра I и его окружением 1810-х гг.
    Только дворянство в России могло стать проводником либеральной идеологии.
    Из общественных течений, относящихся к либеральной альтернативе, следует указать на западников и славянофилов (1830-40-е гг.), а также русский либерализм пореформенного периода (1860-70-е гг.). Неоднозначным является вопрос относительно характера декабристского движения.
    Ярчайшим течением русской общественной мысли 30-40-х годов XIX века был два течения – западничество и славянофильство. Западники настаивали на единстве мировой цивилизации и считали, что Россия развивается так же, как и Запад. Задача отсталой России – как можно скорее пережить свою косность и азиатчину и, примкнув к европейскому Западу, слиться с ним в единую общечеловеческую культурную семью. Западники в отличие от славянофилов, которые идеализировали русского мужика и русскую крестьянскую общину, считали, что темный и невежественный русский народ неспособен к прогрессу, поэтому борьбу за реформы должна возглавить интеллигенция. Западничество поставило на первое место приоритет личности, необходимость законодательства, которое бы четко определило и закрепило права и свободы гражданина.
    Все представители этого направления выступали за реформирование страны – отмену крепостного права, введение демократических свобод, реформирование судебной системы, но в вопросах политического будущего их позиции расходились.В западничестве оформилось два крыла – революционно-демократическое и либерально-буржуазное. Первые считали, что необходимо коренное изменение политического устройства России. Вторые выступали за либеральные реформы и введение конституционной монархии.
    Славянофилы отвергали существующий вещей в государстве, а негативная оценка реформирования Петром Великим России делала их серьезнейшими оппонентами существующей власти.
    Русский либерализм эпохи «великих реформ» вобрал в себя идеи французских просветителей и концепцию «западников2 30-40-х гг. Либеральное направление выступало за переход России на западный путь развития, за создание правового государства, рыночной экономики.
    Основные требования либералов 50-60-х гг. – это отмена крепостного права; введение всесословного органа центрального представительства.
    В пореформенный период в русском либерализме обозначились новые тенденции: отказ от главенствующей роли самодержавия и перенесение акцента на земскую самостоятельность, общественную инициативу.
    В 1861 г. наметился разрыв между либералами и более радикальными элементами. Симпатии общества переметнулись к радикалам.
    Либерализм рубежа веков ищет себя, порой смыкаясь с консервативным течением, а порой с революционным.
    В 70-х гг. либералы заметно сдают свои позиции, уступая их радикалам-народникам.

    23. Альтернативы общественного развития России в 19 веке: революционно-радикальная альтернатива (декабристы), утопический социализм, марксизм, народничество.
    Декабри́сты
     — участники российского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х — первой половины 1820-х, организовавшие антиправительственное восстание 14 декабря 1825 и получившие название по месяцу восстания.
    Начиная со второй половины 1810-х часть представителей русской интелигенции, военных и некоторые дворяне считали самодержавие икрепостное право губительными для дальнейшего развития страны. В их среде существовала система взглядов, реализация которых должна была изменить устои российской жизни. Формированию идеологии будущих декабристов способствовало:
    Знакомство многих офицеров участвовавших в Заграничном походе русской армии для разгрома Наполеона с политической и общественной жизнью в государствах западной Европы;
    Влияние работ западных писателей эпохи Просвещения: ВольтераРуссоМонтескьеФ. Р. Вейсса;
    Несогласие с политикой правительства императора Александра I.
    Иделогия декабристов не была единой, но в основном была направлена против самодержавия и крепостного права.
    Утопический социализм — принятое в исторической и философской литературе обозначение предшествовавшего марксизму учения о возможности преобразования общества на социалистических принципах, о его справедливом устройстве. Главную роль в разработке и внедрении в общество идей о строительстве социалистических отношений ненасильственным образом, лишь силой пропаганды и примера, сыграла интеллигенция и близкие к ней слои. 
    Предшественниками идей утопического социализма в России в конце XVIII — начале XIX столетий были А. Н. Радищев и П. И. Пестель. Особенно широкое распространение получили эти идеи в 30−40-е годы. Социалистические взгляды А. И. Герцена и Н. П. Огарёва, возникшие под влиянием трудов Сен-Симона и Фурье, положили начало социалистической традиции в русской общественной мысли. 
    В то же время ранний русский утопический социализм представлял собой разновидность христианского социализма (В. С. Печерин и др.). Такой «религиозный» социализм продолжал существовать и позже- среди некоторых петрашевцев и народников, а также членов Кирилло-Мефодиевского общества. 
    В 1840-х годах среди наиболее ярких представителей русского домарксистского социализма мы видим А. И. Герцена, Н. П. Огарёва, В. Г. Белинского, М. В. Петрашевского, В. А. Милютина. Суть социалистического учения они понимали как антропологическую идею природы, полной реализацией которой только и может быть социализм, и историческая диалектика мирового разума, понятого как дух человека, изначально стремящегося к строю братства и равенства. 
    В 60 — 70-е годы XIX века в России, в результате длительных социально-теоретических исканий, возникает особая разновидность утопического социализма — «русский», или крестьянский социализм, получивший название народничества и в рамках которого в основном и происходило развитие социалистической идеи в России во 2-й половине XIX века. Впрочем, иногда рассматривались и иные возможности строительства социалистического общества — например, через создание крупной промышленности (Д. И. Писарев и др.). 
    Наиболее глубокая концепция русского утопического социализма была разработана Н. Г. Чернышевским, которого В. И. Ленин считал «величайшим представителем утопического социализма в России». В 70 — 80-е годы представители утопического социализма также заимствовали у марксизма его отдельные идеи (П. Л. Лавров и др.). 
    Маркси́зм — философское, экономическое и политическое учение, основанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом[1]. Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике. Политический марксизм является одним из вариантов социализма наряду с левым анархизмом христианским социализмом и не принимающей марксизма частью демократического социализма и социал-демократии.
    Традиционно считается, что большое значение в теории Маркса имеют 3 следующих положения:
    учение о прибавочной стоимости 
    материалистическое понимание истории 
    учение о диктатуре пролетариата 
    В творчестве Маркса выделяют два периода:
    Ранний Маркс — в центре его внимания стоит проблема отчуждения и способы его преодоления в процессе революционной практики. Общество, свободное от отчуждения, Маркс называет коммунизмом.
    Поздний Маркс — в центре внимания его стоит вскрытие экономических механизмов («базиса») всемирной истории, над которыми надстраивается духовная жизнь общества (идеология). Человек воспринимается как продукт производственной деятельности и как совокупность общественных отношений.
    В 40-х годах XIX века классовая борьба между пролетариатом и буржуазией выступила на первый план в наиболее развитых странах Европы (восстания лионских ткачей в 1831 и1834, подъём движения английских чартистов в середине 30-х — начале 50-х годов, восстание ткачей в Силезии в 1844 году).
    В этот период немецкие мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс весной 1847 года примкнули к тайному пропагандистскому обществу «Союз коммунистов», организованному немецкими эмигрантами, с которыми Маркс познакомился в Лондоне. По поручению общества они составили знаменитый «Манифест коммунистической партии», опубликованный 21 февраля1848 года. В нём они провозгласили неотвратимость гибели капитализма от рук пролетариата и привели краткую программу перехода от капиталистической общественной формации коммунистической
    Сама программа содержит 10 пунктов:
    Эти мероприятия будут, конечно, различны в различных странах.
    Однако в наиболее передовых странах могут быть почти повсеместно применены следующие меры:
    1. Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.
    2. Высокий прогрессивный налог.
    3. Отмена права наследования.
    4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.
    5. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.
    6. Централизация всего транспорта в руках государства.
    7. Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.
    8. Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.
    9. Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней.
    10. Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т. д.
    НАРОДНИЧЕСТВО– идеологическая доктрина и общественно-политическое движение части интеллигенции Российской империи второй половины 19 – начала 20 в. Его сторонники ставили целью выработать национальную модель некапиталистической эволюции, постепенно адаптировать большинство населения к условиям модернизации хозяйства. Как система идей была характерна для стран с преимущественно аграрным характером экономики в эпоху их перехода к индустриальной стадии развития (помимо России, это Польша, а также входившие в состав Российской империи Украина, страны Прибалтики и Кавказа). Считается разновидностью утопического социализма, соединенного с конкретными (в ряде аспектов – потенциально реалистичными) проектами реформирования экономической, социальной и политической сфер жизни страны.
    В советской историографии история народничества тесно связывалась с этапами освободительного движения, начатого движением декабристов и завершенного Февральской революцией 1917. Соответственно, народничество соотносилось со вторым, революционно-демократическим его этапом.
    Современная наука полагает, что обращение народников к массам было продиктовано не политической целесообразностью немедленной ликвидации самодержавия (цель тогдашнего революционного движения), а внутренней культурно-исторической потребностью сближения культур – культуры образованного сословия и народной. Объективно движение и доктрина народничества способствовали консолидации нации через снятие сословных различий, формировали предпосылки для создания единого правового пространства для всех слоев общества.
    Герцен и Чернышевский – родоначальники народнической идеологии. Первые признаки протонародничества обнаруживаются уже в творчестве русских писателей 18 в. (А.Н.Радищев) и начала 19 вв. (А.С.Пушкин, А.Я.Чаадаев, Н.В.Гоголь), проявлявших устойчивый интерес к социальной проблематике, «правде жизни». 

    24. Россия в 20в. : реформы Витте и Столыпина
    Витте:Развитие железнодорожного транспорта и российской промышленности, введение винной монополии, приведение в порядок финансов, налогов, внешне торговли, денежного обращения и, наконец, ограничение самодержавия после опубликования Манифеста 17 октября 1905 года - вот основные вехи реформаторской деятельности Сергея Юльевича Витте.В 1894 - 95 гг. Витте добился стабилизации рубля, а в 1897 г. сделал то, что не удавалось его предшественникам - ввел золотое денежное обращение, обеспечив стране твердую валюту вплоть до первой мировой войны и приток иностранных капиталов. При этом резко увеличилось налогообложение, особенно косвенное. Одним из самых эффективных средств выкачивания денег из народного кармана стала введенная Витте государственная монополия на продажу спирта, вина и водочный изделий.На рубеже XX века экономическая платформа Витте приняла вполне определенный и целенаправленный характер: в течение примерно 10 лет догнать в промышленном отношении более развитые страны Европы, занять прочные позиции на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Ускоренное промышленное развитие обеспечивалось путем привлечения иностранных капиталов, накопления внутренних ресурсов с помощью казенной винной монополии и усиления косвенного обложения, таможенной защиты промышленности от западных конкурентов и поощрения вывоза. Иностранным капиталам в ней отводилась особая роль: в конце 90-х годов Витте выступил за неограниченное привлечение их в русскую промышленность и железнодорожное дело, называя эти средства лекарством против бедности и ссылаясь при этом на примеры из истории США и Германии.В условиях подъема 1890-х годов система Витте способствовала развитию промышленности и железнодорожного строительства; к 1900 году Россия вышла на 1 место в мире по добыче нефти. Казавшийся стабильным политический режим и развивавшаяся экономика завораживали мелкого европейского держателя, охотно покупавшего высокопроцентные облигации русских государственных займов и железнодорожных обществ.12 декабря 1904 года был опубликован императорский указ, предусматривавший осуществление целого ряда реформ. Его положения касались: религиозной терпимости; свободы слова и реформы законов о печати; пересмотра трудового законодательства. Витте попытался обернуть его себе на пользу, добившись того, чтобы разработка намеченных в нем мероприятий была поручена комитету министров.
    Столыпин: Экономическая целесообразность этой аграрной реформы, названной столыпинской, хотя ее проект был разработан еще до него, не вызывает сомнений. Реформа довершала то, что нужно было сделать еще в 1861 году. В реформе были заложены идеи Валуева, Барятинского, Бунге и др. (это еще XIX в). В начале XX в Витте считал, что выход из общины может быть только добровольным, поэтому результат еще будет виден очень и очень нескоро. Еще весной 1905 г. А.В. Кривошеин (министр земледелия в правительстве Столыпина) предупреждал, что нужный переход к хуторам и отрубам - «задача нескольких поколений».Экономическая реформа была целесообразна, больше того, просто необходима. В случае удачи она сулила тем, кто к ней приспособился, более интенсивные формы хозяйствования, более высокие урожаи, более высокий уровень жизни. Она сулила прочный внутренний рынок для промышленности, увеличение хлебного экспорта, и за его счет - погашение огромного внешнего долга. Столыпин торопился, подгонял экономические процессы полицейским вмешательством. А вражда и насилие - плохие союзники в делах экономики.В руках Столыпина, а точнее в руках «Совета объединенного дворянства», который поддерживал его, земельная реформа хотя и имела здоровую основу, но, по сути дела, превращалась в орудие дальнейшего классового угнетения.Вместо того чтобы содействовать развитию свободного фермерства, за что ратовал Витте, положить конец принудительному характеру общинной системы и законам, ущемляющим гражданские права крестьян, столыпинский закон насильственно ликвидировал общину в интересах крестьянского «буржуазного» меньшинства.По традиции, восходящей к ленинским работам, демократический путь аграрного развития условно называется американским, консервативный - прусским.Столыпинская аграрная реформа находилась на прусском варианте. Она и была задумана во спасение помещиков.Столыпин сделал разрушение общины первоочередной задачей своей реформы. Предполагалось, что первый этап - чересполосное укрепление наделов отдельными домохозяевами - нарушит единство крестьянского мира. Крестьяне, имевшие земельные излишки против нормы, должны были поспешить с укреплением своих наделов. Столыпин говорил, что таким способом он хочет "вбить клин" в общину. После этого предполагалось приступить ко второму этапу - разбивка деревенского надела на отруба или хутора. Последние считались наиболее удобной формой землевладения, ибо крестьянам, рассредоточенным по хуторам, трудно было бы поднимать мятежи.Получив весь надел в одном отрубе, крестьянин оказывался во власти стихии. Хутора и отруба вообще не обеспечивали подъема агрикультуры, преимущество их перед чересполосной системой хозяйства не доказано. В качестве аргумента в пользу реформы иногда приводится тот факт, что по сравнению с последним пятилетием XIX века в 1909 - 1913 гг. вывоз хлеба количественно увеличился в 1,5. раза, а по стоимости - в 2 раза. В 1913 г. Россия экспортировала 647,6 млн. пудов.На душу населения России в те годы производилось столько же хлеба, как в Швеции, Франции, Германии. Но эти страны ввозили хлеб, а России ежегодно экспортировала около 20% валового сбора зерна. Продолжалась политика «недоедим, но вывезем», начало которой было положено в 1887 - 1892 гг.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта