Главная страница

Старообрядцы. старообрядцы. 1 Терминология 4 2 Современное состояние 5


Скачать 33.28 Kb.
Название1 Терминология 4 2 Современное состояние 5
АнкорСтарообрядцы
Дата21.04.2023
Размер33.28 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файластарообрядцы.docx
ТипДокументы
#1078611



Оглавление


Введение 3

1 Терминология 4

2 Современное состояние 5

3 Отношение РПЦ к старообрядчеству в ХХ – начале XXI вв. 6

Заключение 8

Список литературы. 9





Введение


В любом обществе существуют полярные группы, противопоставленные друг другу религией, властью, миропониманием, наличием прав или собственности. Представители структуры управления и этой общественной единицы, в разряд функций которой входит также и забота о внутренней целостности государства, прикладывают массу усилий для того, чтобы объединить враждующие лагеря, подчинить их государственной воле, расстроить планы по дестабилизации атмосферы в государстве, а также - провести в жизнь интересы правящей верхушки. Государственная политика по отношению к вопросам верховной важности и любых других проблем находит свое отражение в официальных памятниках эпохи, в поступках конкретных исторических лиц. Церковный раскол XVII века образовал враждебные группы населения, представители которых находили место среди различных слоев общества. Обратившись к законодательным актам и указам, последовавшим после указанных событий, можно попытаться проследить наиболее важные проблемы, возникавшие в системе отношений 61 старообрядчество-власть, а также политику последних по отношению к этой категории населения

1 Терминология


Разграничение понятий «старообрядчество» и «православная церковь» достаточно условно. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют нововерцами или никонинанами.

В старообрядческой литературе XVII — первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался.

Старообрядцы называли себя по-разному. Староверами, древлеправославными христианами. Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие».

В сочинениях старообрядческих начетчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь».

Широкое распространение термин «старообрядчество» получил только к концу XIX века. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишенные церковно-вероисповедного единства.

Вследствие государственного преследования старообрядцы остались без епископата (единственный открытый противник реформ Никона из архиереев, епископ Павел Коломенский, погиб в ссылке). В таких чрезвычайных условиях (священных лиц имеют право поставлять только епископы, те же клирики дораскольного поставления, которые не приняли реформ, не могли жить вечно) некоторые старообрядцы (которых стали называть беспоповцами) отказались принимать в общение «никонианское» священство как еретическое, оставшись без священства полностью. В дальнейшем безпоповство разделилось на множество согласий и толков, подчас значительно отличающихся друг от друга своим учением.

Другая же часть старообрядцев (поповцы), исходя из канонической практики, существовавшей в Церкви со времени борьбы с арианством, настаивали на возможности и даже необходимости принятия в общение в сущем сане новообрядческих священнослужителей при условии их отречения от реформ Никона. В результате этого среди поповцев уже с конца XVII — начала XVIII века преобладала практика приёма священства от новообрядцев через миропомазание. На протяжении XVIII века старообрядцами было предпринято несколько попыток приёма в общение какого-нибудь архиерея, но все они успехом не увенчались.

C конца XVIII века в Русской православной церкви по почину отдельных архиереев стали появляться приходы, где служили по старым обрядам и книгам, для которых по старым книгам ставили клириков. В 1800 году данное движение было регламентировано, и стало официально называться единоверием. Однако в течение первых десятилетий XIX века в число перешедших в единоверие старообрядцев было невелико.

2 Современное состояние


Высший орган управления — Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви. Собирается ежегодно с широким участием священнослужителей всех уровней, монашествующих и мирян.

Церковное священноначалие состоит из десяти архиереев во главе с митрополитом Московским и всея Руси.

По некоторым оценкам, в настоящее время Русской Православной Старообрядческой Церковью окормляется около миллиона человек, в том числе около 500 тысяч — в России. Традиционно старообрядческими регионами считаются Поволжье, Центральная Россия, Урал, Поморье и Сибирь; в меньшей степени — Дальний ВостокКавказ и Дон. Ещё 300 тысяч человек — в СНГ, 200 тысяч — в Румынии, 15 тысяч — во всём остальном мире. На 2005 год насчитывалось 260 зарегистрированных общин.

По словам митрополита Корнилия (Титова), на 2017 год РПСЦ насчитывала «примерно 200 приходов в России, 50 на Украине, около 30 в Молдавии. Много приходов в дальнем зарубежье».

Русской православной старообрядческой церкви в настоящее время принадлежит женский Николо-Улейминский монастырь близ Углича.

В начале XX века в Москве действовал Старообрядческий богословский институт, возобновленный в 1990-е годы как Духовное училище.

Издаются журнал «Церковь» и приложение к нему «Во время оно…».

3 Отношение РПЦ к старообрядчеству в ХХ – начале XXI вв.


Старообрядчество1 сохраняло свое относительное единство лишь при жизни таких «ревнителей древнего благочестия», как протопоп Аввакум, диакон Феодор и др. После их кончины в круге старообрядчества стали проявляться разнообразные направления. Некоторые староверы решительно не захотела признавать священников от Русской Церкви и, в следствии этого, осталась вовсе без священства. За ними закрепилось название «беспоповцев». Другая же, менее радикальная часть старообрядцев решила не отказываться от «беглого» священства - это так называемые "поповцы". Как "поповцы", так и "беспоповцы" также разделились на различные "толки" и "согласия".

В начале ХХ века отношение РПЦ и государства к старообрядцам постепенно меняется. После издания 17 апреля 1905 года «Манифеста об укреплении начал веротерпимости» религиозные общины стали свободными от государственного давления. Изменения произошли и в миссионерской работе со старообрядцами. Теперь миссионеры уже не могли рассчитывать на помощь государственной власти в борьбе с расколом. На заседаниях Предсоборного Присутствия (1905-1906 годы), которые были посвящены проблемам миссии, была оговорена необходимость «принципиально изменить методы миссионерства среди раскольников». В 1908 году Синод издал "Правила по организации внутренней миссии", в соответствии с которыми государственная власть не могла быть в ней задействована. Однако переустройство миссионерской работы шло очень медленно.

На Поместном Соборе 1917-1918 годов работу Отдела по вопросам единоверия и старообрядчества возглавлял митрополит Антоний (Храповицкий). На пленарное заседание были вынесены два доклада, содержавших прямо противоположные точки зрения: протоиерей Симеон Шлеев предложил проект учреждения единоверческих епископий, подчиненных епархиальным архиереям, а епископ Челябинский Серафим (Александров) опасался, что учреждение единоверческого епископата приведет к отрыву единоверцев от Церкви. После 1905 года изменились отношения и к единоверцам, поэтому по решению Собора было создано 5 единоверческих епископских кафедр. Одну из них - Охтенскую (в Петрограде) занял рукоположенный во епископа Симеон (Шлеев). Получив единоверческих епископов, единоверцы отнюдь не покинули Православную Церковь. Епископ Симеон доказал свою верность Православной Церкви тем, что, не уходя ни в какие расколы, принял мученическую кончину. На Архиерейском Соборе 2000 года он был причислен к лику святых в сонме Новомучеников и исповедников Российских. Во времена гонений на Церковь единоверческие кафедры в России сохранить не удалось.

На Архиерейском Соборе 2004 года было принято решение о создании Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядцами, что открывает новую страницу в отношении к старообрядцам.

Заключение


Специалисты по церковной истории насчитывают десятки отличий староверов от православных в вопросах чтения и толкования Библии, проведении церковной службы, других обрядах, быту и внешнем виде. А также отметим, что староверы неоднородны. Среди них выделяются различные течения, которые еще добавляют отличий, но уже между самими почитателями старой веры. Поморцы, федосеевцы, беглопоповцы, беспоповцы, поповцы, спасовский толк, нетовщина и многие другие.

Люди, не согласные с Никоном, бежали в отдаленные уголки страны: горы, леса, таежную глухомань - лишь бы жить по своим канонам. Часто происходили случаи самосожжения верующих старого обряда. Иногда это случалось с целыми деревнями при попытках официальной и церковной властей претворить в жизнь новые идеи Никона. Картины по записям некоторых летописцев представали страшные: большой амбар, объятый пламенем, из него несутся псалмы, которые поют в огне десятки людей. Такова была сила воли и стойкость духа староверов, которые не хотели перемен, считая их от лукавого. Староверы: отличие от православных - очень серьезная тема, которую исследовали некоторые ученые-историки в СССР.

Список литературы.


1. Вургафт С. Г., Ушаков И. А. Старообрядчество. Опыт энциклопедического словаря. — М., 1996.

2. Кузоро К. А. Исследование старообрядчества в духовных академиях второй половины ХIХ - начала ХХ вв. / Макарьевские чтения: материалы шестой международной конференции (21- 23 ноября 2007 года) / ред. В. Г. Бабин. - Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2007.

3.Крахмальников А. П. Сочинения староверов белокриницкого согласия (1846-62 гг.). М.: «Индрик», 2012.

4. Белокриницкая или австрийская иерархия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

5. Селезнев Ф. А. Д. В. Сироткин и всероссийские съезды старообрядцев в начале XX века // Отечественная история.2005. № 5.

6. Селезнев Ф. А. Судьба законопроекта о старообрядческих общинах (1905-1914) // Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. 2008

1 Вургафт С. Г., Ушаков И. А. Старообрядчество. Опыт энциклопедического словаря. — М., 1996. — С. 18


написать администратору сайта