1. Территориальная идентичность
Скачать 22.38 Kb.
|
1.Территориальная идентичность. Территориальная идентичность – это общность, обусловленная своими территориальными границами, в которых сформированы единые интересы, традиции, нормы и устои, в рамках которых формируется социальная идентичность индивида. Отечественные исследователи обозначили термин «территориальная идентичность» как идентичность, связанную с субъективно-личностным освоением пространства, иными словами, формирование идентичности осуществляется путем «переживания» индивидом символов территориальной общности. Формируется образ «Я — член территориальной общности», который имеет не пространственную, а социальную направленность. Территориальная идентичность, формируется благодаря трем составляющим. Во-первых, житель должен иметь знания о своем регионе — когнитивный аспект, во-вторых, дать оценку пространству (региону, городу) — оценочный аспект, в-третьих, определить свое отношение к пространству (региону, городу) — эмоциональный аспект. Горожанин, сравнивая свой регион с другим, выделяет для себя пространство, лучшее для жизни, посредством данного сравнения формируется либо позитивная, либо негативная идентичности. Данные векторы влияют на отношение горожанина к региону, на деятельность горожанина во благо города, а также в целом на имидж регион. Изучение территориальной идентичности невозможно без оценки и анализа близости населения с другими жителями, институтами и сообществами, поскольку без данного анализа невозможно понять перспективы формирования групповых интересов, а также в целом перспективны развития региона (города, территории). Необходимо изучить близость или отдаленность («свое — чужое»), а также измерить степень интенсивности близости с помощью коэффициента интенсивности слоевой близости. 2.Социальная и культурная дистанция. Понятие социальной дистанции было введено в научный лексикон Т. Парком и П. Сорокиным и может выступать в двух формах. Во-первых, это дистанция между статусными позициями в одномерной плоскости социального пространства (например, политического, административного, экономического, символического и т.д.). Здесь измерение дистанции возможно лишь с помощью категории власти (в каждой плоскости – своего вида: административной, политической, экономической и т.д.), исходя из оценки того, кто стоит выше, кто над кем имеет власть, т.е. в состоянии навязать свою волю. Для занятия места в этой иерархии не важно, насколько счастлив человек и как много он потребляет (имущество, деньги превращаются в фактор социальных отношений и регулирования социальной дистанции, когда они становятся капиталом, т.е. общественным отношением). Объективная социальная дистанция поддерживается с помощью инструментов власти. Социальные институты формируют социальные общности, но в, то, же время и сами формируются ими. Так, государство не может не отражать баланс интересов социальных общностей, находящихся на контролируемой им территории. Поэтому оно выступает как машина, обеспечивающая поддержание социальной иерархии в соответствии с имеющимся балансом сил. Господствующая группа подчиняет государство себе и использует его для конструирования социальной иерархии в конфигурации, наиболее благоприятной для реализации ее интересов. Во-вторых, социальная дистанция характеризует личностные отношения. С помощью измерения социальной дистанции определяются статус, потенциал социальных групп, а в этнически дифференцированном обществе – и социальные позиции этнических групп. Жесткость и размерность социальной дистанции, взаимопроникновение характеристик групп служат показателями состояния общества, степени равенства групп, качественными индикаторами социальной справедливости, социальной и этнической толерантности. Что касаемо культурной дистанции, то феномен был описан А. Фэрнхемом и С. Бочнером и в дальнейшем преимущественно изучался различными исследователями в рамках парадигмы «культурного шока». Понятие «культурной дистанции» использовалось для рассмотрения дистрессов, переживаемых студентами, обучающимися в чужой культуре и в дальнейшем для определения, насколько трудно будет происходить контакт одной культуры с другой. Представителям близких культур, культурная дистанция между которыми меньше, легче адаптироваться к новой культуре. Понятие «культурная дистанция» фиксирует различия между одними и теми же элементами в разных культурах: климат, одежда, пища, язык, религия, уровень образования, материальный комфорт, структура семьи, обычаи ухаживания и т.д. Например, евреи — выходцы из бывшего СССР чувствуют себя комфортнее в Германии, чем в Израиле, в том числе и потому, что в Германии есть больше климатических и природных соответствий привычным условиям. 3.Система средств массовой информации. В соответствии с законом РФ «О средствах массовой информации» под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Можно условно разделить СМИ на несколько видов: - рекламные издания (печатная продукция сборника объявлений); - электронные СМИ (как правило, это электронная версия существующего печатного или телевизионного источника массовой информации - газеты, журнала или программы, это также может быть новостной блок, законодательный и т.п.); - газеты; - журналы (современные журналы носят очень разнообразный характер - от научно-познавательных до информационно-развлекательных, спектр очень большой, есть также специализированные журналы, которые освещают информацию по какой-нибудь узкой области, интересную для определенной категории читателей - например, компьютерный журнал, журнал о растениях, животных и прочее); - справочники (справочники как правило содержат в себе информацию справочного характера, являются своего рода каталогом, устроенным тем или иным образом); - радио (в радиоэфире можно сегодня услышать в основном музыкальные произведения, новости, дискуссии. Хотя, следует отметить, что в последнее время очень распространены аудиокниги, которые ставят в прямом эфире на радиостанциях, что служит образовательной цели, особенно для подрастающего поколения); - телевидение. СМИ фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют, таким образом, все поле культуры. СМИ выполняют многообразные функции: информируют, просвещают, рекламируют, развлекают. Несомненно, играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом. Более того, восприятие важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире в целом, осуществляются через и с помощью СМИ. 4.Социальное неравенство. Социальное неравенство — это дифференциация людей на основе их положения в обществе, ведущая к появлению различных возможностей использования материальных благ. Представляя данный процесс в виде пирамиды, его основание формируют беднейшие слои населения, в то время как верхний уровень составлен ограниченным числом богатейших лиц, выступающих угнетателями по отношению к расположенным под ними слоям общества. Существует ряд социальных характеристик, которые определяют социальный статус человека, а значит, равенство или неравенство. Например: Гендерное неравенство. Представляет собой предвзятое отношение к человеку из-за его половой или гендерной принадлежности. Дискриминация по возрасту; Расовое неравенство. Пример – сегрегация. К примеру, людям с черной кожей запрещалось посещать общественные места вместе с “белыми”, есть за одним столом и т. д. В настоящее время сегрегация запрещена международным правом. Экономическое. Исследования установили, что 3 % богатых людей во всем мире управляют 97 % остальных людей. Дискриминация по признаку сексуальной ориентации При рассмотрении причин социального неравенства теоретики исходят из существования трех основных причин: функционал, статус и экономические причины. Функционализм кроется в различных функциях, возлагаемых в обществе на те или иные социальные группы. Общество способно развиваться только в условиях разделения труда, когда определенная группа отвечает за решение конкретных задач, играющих важную роль для всего социума в целом. Например, одни формируют материальные блага, другие духовные ценности. Третьи принимают на себя управленческие и контрольные функции. Статусные причины неравенства кроются в поведении отдельных субъектов общества. Занимая определенное положение, индивид обретает и соответствующий статус, что позволяет социальное неравенство называть неравенством статусов. Экономические причины неравенства кроются в неравномерности распределения между населением материальных благ и различный уровень отношения индивидов к собственности. В результате формирующиеся классы с различным материальным достатком испытывают выраженный антагонизм к другим классам. 5. Этнокультурные процессы Этнокультурные процессы - это разнообразные стороны жизни этносов. Включает в себя внутри этническое развитие и межэтничексое взаимодействие. Субъектом являются люди. К этническим процессам относятся: Ассимиляция- этническое растворение. Консолидация-слияние. Этническая инкорпорация – превращение ранее самостоятельного этноса в субэтнос в составе крупного соседнего этноса. Этническое расщепление или дивергенция - разделение ранее единого этноса на несколько новых самостоятельных этнических общностей. Миграционные процессы. Межэтническая интеграция- расширение и углубление сотрудничества народов. |