реферат. реферат по. 1. Тушение пожаров в больницах. Тушение пожаров в детских учреждениях
Скачать 49.78 Kb.
|
Содержание Введение 1. Тушение пожаров в больницах. 2. Тушение пожаров в детских учреждениях. 3. Тушение пожаров в библиотеках, архиве и книгохранилищах. 4. Тушение пожаров в музеях, выставочных павильонах. 5. Тушение пожаров в вычислительных центрах. 6.Тушение пожаров в культурно-зрелищных учреждениях. 7.Список использованной литературы. Введение. Человечество вступило в XXI век, пресыщенный информационными потоками, стремительно развивающий новые технологии познания и преобразования окружающего мира. Быстрое развитие науко- и техноемких отраслей промышленности в развитых странах мира, научно-технический прогресс способствуют появлению новых опасностей техногенного характера. Наряду с расширением масштабов хозяйственной деятельности человечества, растет и его культурный уровень жизни. В связи с этим наблюдается тенденция роста строительства зрелищных учреждений, театров, клубов, концертных залов и т.п. С увеличением масштаба строительства зрелищных предприятий и возрастанием их роли в подъеме культурного уровня жизни, возникает ряд трудностей и проблем, связанных с обеспечением необходимой безопасности людей, посещающих эти заведения. Здесь имеется в виду безопасность людей, связанная с возникновением пожаров. В России в последнее десятилетие ежегодно на объектах различного назначения происходит примерно четверть миллиона пожаров. Каждый год на пожарах гибнет 17 - 18 тыс. человек и почти столько же травмируется. Особую опасность представляют объекты с массовым пребыванием людей, к числу которых относятся культурно-зрелищные заведения. Пожары в таких зданиях нередко сопровождаются человеческими жертвами. Количество жертв на некоторых пожарах достигало несколько сотен человек. Актуальность проблемы повышения уровня обеспечения пожарной безопасности людей в зданиях культурно-зрелищных учреждений очевидна из вышеизложенного. Безусловно, вместе с развитием научно-технического прогресса и культурного уровня жизни, развиваются новые современные способы борьбы с пожарами и их предотвращением. Но, необходимость обеспечения безопасности людей, находящихся на объекте, где возможно возникновение пожара, не отпадает. Примером тому служит ГОСТ 12.1.004-91 (Пожарная безопасность. Общие требования), где прописано о том, что «...допустимый уровень пожарной опасности для людей должен быть не более 10 6 воздействия опасных факторов пожаров, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на каждого человека». Это означает, что в течение года от воздействия опасных факторов пожара в нашей стране могут погибнуть не более чем 1 человек на миллион россиян. Данный норматив уже действует более 25 лет. Однако современное социально-экономическое состояние российского общества не в состоянии достичь этого требования. Очевидна необходимость корректировки этой величины, т.е. для достижения безопасности людей на пожарах следует использовать иные подходы. В общем виде они сформулированы в СНиП 21-01-97 [3], допускающих применение расчетных методов для оценки уровней пожарной опасности зданий и безопасности людей в них. СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» определяет приоритетность требований, направленных на обеспечение безопасности людей при пожаре, по сравнению с другими противопожарными требованиями. В зданиях должны быть предусмотрены конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения, обеспечивающие в случае пожара возможность эвакуации людей наружу на прилегающую к зданию территорию до наступления угрозы их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара (ОФП). Эвакуационные пути в пределах помещения должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей через эвакуационные выходы из данного помещения без учета применяемых в нем средств пожаротушения и противодымной защиты. ГОСТ 12.1.004-91 «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования» требует, чтобы каждый объект имел такое объемно-планировочное и техническое исполнение, при котором эвакуация людей с объекта была завершена до наступления предельно допустимых значений опасных факторов пожара. Вопрос обоснованности величины необходимого времени эвакуации (НВЭ) людей при пожаре является одним из ключевых в решении задач обеспечения пожарной безопасности при проектировании путей эвакуации. От него зависит рациональный выбор объемно-планировочных и технических решений. Недооценка пожарной безопасности, равно как и ее переоценка, может привести к серьезным социальным или экономическим потерям. Для обеспечения пожарной безопасности людей необходимо разрабатывать и обосновывать конструктивные и объёмно-планировочные решения в строительстве с учётом динамики ОФП и вероятности воздействия этих факторов на человека. Эти решения должны предусматривать возможность своевременной и безопасной эвакуации людей в случае возникновения пожара. Эвакуация является успешной, если расчётное время эвакуации меньше необходимого времени эвакуации. Это условие безопасности лежит в основе нормирования процесса эвакуации. Расчетное время эвакуации определяется на основе метода моделирования процесса вынужденной эвакуации. Этот метод разработан в трудах профессора В.В. Холщевникова. При проектировании эвакуационных путей и выходов необходимо также располагать методом расчета критической продолжительности пожара по условию достижения каждым ОФП своего предельно допустимого значения в зоне пребывания людей и, соответственно, необходимого времени эвакуации людей. Особого внимания в этом отношении требуют объекты с массовым пребыванием людей, к числу которых относятся театры. Для разработки методов расчета критической продолжительности пожара (КПП) и, соответственно, НВЭ необходимы сведения о динамике ОФП. Тушение пожаров в больницах. При пожаре возможны: возникновение паники; наличие большого количества людей, не способных самостоятельно передвигаться; наличие инфекционных и нервно-психических больных; наличие на окнах и дверях металлических сеток и решеток; распространение горения по развитым системам вентиляции и кондиционирования воздуха; наличие дорогостоящей специальной медицинской аппаратуры, электро-оборудования, различных химических реактивов и веществ; наличие газовых баллонов; выделение токсичных веществ при горении фармацевтических препаратов. При следовании на пожар, до прибытия к месту вызова, отключить звуковую и световую сигнализацию пожарных автомобилей, расставить пожарную технику по возможности вне зоны видимости больных, для предотвращения паники. При ведении действий по тушению пожаров необходимо: определить количество медицинского персонала, личного состава подразделений пожарной охраны и других привлекаемых служб, необходимого для спасения и эвакуации больных, материальных ценностей и предотвращения паники; выяснить количество больных, подлежащих эвакуации и их транспортабельность; определить места, способы и очередность эвакуации больных; установить связь с обслуживающим медицинским персоналом; назначить конкретное лицо из обслуживающего персонала больницы, ответственное за учет эвакуируемых больных; выяснить места возможного размещения ядовитых, легковоспламеняющихся и токсичных веществ и материалов; прокладывать рукавные линии таким образом, чтобы они не мешали эвакуации; обеспечить защиту от проливаемой воды складов медикаментов, аптек, фармацевтических отделений и оборудования лечебных кабинетов; использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожного покрова в инфекционных отделениях, в помещениях с возможным нахождением ядовитых медицинских препаратов; организовать, руководствуясь указаниями медицинского персонала, санитарную обработку личного состава, участвовавшего в тушении пожара в инфекционных отделениях, дезинфекцию боевой одежды и пожарно-технического вооружения (далее - ПТВ), в последующем провести диспансеризацию личного состава; соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при выполнении поставленных задач. Тушение пожаров в детских учреждениях. В школах, домах-интернатах и детских дошкольных учреждениях. При пожаре возможны: панический испуг детей, неуправляемость или укрытие их в труднодоступных местах; наличие большого количества детей, неспособных самостоятельно передвигаться (дети ясельного возраста, дети в лечебных изоляторах); сложность планировки здания. При ведении действий по тушению пожаров необходимо: уточнить количество и возраст детей, места их вероятного нахождения; организовать совместно с педагогами, обслуживающим персоналом эвакуацию детей, в первую очередь младшего возраста, обеспечив защиту путей эвакуации; выяснить меры, принятые персоналом по эвакуации детей из опасных помещений; определить места сбора эвакуированных детей; установить связь с обслуживающим персоналом учреждения; назначить конкретное лицо из обслуживающего персонала учреждения, ответственное за учет эвакуируемых детей; тщательно проверить наличие детей в: игровых и спальных комнатах, подсобных помещениях, в шкафах, на кроватях и под ними, за занавесками и различной мебелью; потребовать от руководителей учреждения проведения проверки наличия детей после эвакуации; соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при выполнении поставленных задач. При пожаре возможны: скопление большого количества людей, паника; большая горючая нагрузка в основном из горючих материалов; мощные конвективные потоки, из-за наличия больших объемов и анфиладной схемы планировки; сильное задымление помещений; образование завалов в проходах из-за обрушения стеллажей, металлоконструкций; распространение горения в пустотах перекрытий, перегородок, воздуховодов, по подъемникам и конвейерам; переход горения на покрытие здания из-за разрушения световых фонарей; отсутствие достаточного количества входов и оконных проемов; повреждение опасными факторами пожара и огнетушащими веществами научных, художественных и исторических ценностей. Тушение пожаров в библиотеках, архиве и книгохранилищах. В библиотеках, архиве и книгохранилищах. При ведении действий по тушению пожаров необходимо: организовать с помощью обслуживающего персонала эвакуацию людей; выяснить места расположения уникальных ценностей, степень угрозы им от пожара, необходимость и очередность их эвакуации; определить состояние и возможность использования стационарной системы пожаротушения; определить эффективное огнетушащее средство; подать на тушение перекрывные водяные стволы, распыленную воду, пену, огнетушащие порошки, инертные газы; проводить тушение пожара с одновременной защитой материальных ценностей от проливаемой воды; производить тушение пожара и разборку конструкций, оберегая экспонаты (при необходимости проводить их эвакуацию) и архитектурное оформление помещений; проверять тщательно пустоты архитектурных конструкций перекрытий, перегородок, вентиляционных каналов, приняв меры к предупреждению распространения огня по ним; принять меры для снижения задымления помещений; соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при выполнении поставленных задач. Тушение пожаров в музеях, выставочных павильонах. В музеях и выставочных павильонах Характеристика: Музеи - это как правило Старинные здания с пустотными перекрытиями. Горючая отделка, воздуховоды сгораемые, масляная окраска конструкций. Большая ценность музейных экспонатов. Тушение: • немедленная эвакуация людей и материальных ценностей с помощью обслуживающего персонала; • предотвращение паники среди посетителей; • снижать задымленность (закрывать двери соседних залов); • использовать углекислотные огнетушители музеев системы ППА, а также: пену, тонко распыленную воду, воду со смачивателями; • вскрыть окна горящего помещения- подать стволы; • экспонаты защитить от средств тушения(накрыть), убрать пролитую воду; • задействовать план эвакуации ценностей, организовать их охрану; • при вскрытии конструкций - закрывать экспонаты. • При ведении действий по тушению пожаров необходимо: организовать с помощью обслуживающего персонала эвакуацию людей; выяснить места расположения уникальных ценностей, степень угрозы им от пожара, необходимость и очередность их эвакуации; определить состояние и возможность использования стационарной системы пожаротушения; определить эффективное огнетушащее средство; подать на тушение перекрывные водяные стволы, распыленную воду, пену, огнетушащие порошки, инертные газы; проводить тушение пожара с одновременной защитой материальных ценностей от проливаемой воды; производить тушение пожара и разборку конструкций, оберегая экспонаты (при необходимости проводить их эвакуацию) и архитектурное оформление помещений; проверять тщательно пустоты архитектурных конструкций перекрытий, перегородок, вентиляционных каналов, приняв меры к предупреждению распространения огня по ним; принять меры для снижения задымления помещений; соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при выполнении поставленных задач. Тушение пожаров в вычислительных центрах. Тушение пожаров в вычислительных центрах, на объектах телевидения и радиовещания. Тушение пожаров в помещениях вычислительных центров При ведении боевых действий необходимо: 1. выяснить у администрации, сработала ли автоматическая система пожаротушения, степень угрозы машинным залам, ЭВМ, магнитным носителям информации и другим научным ценностям; 2. принять меры, по согласованию с администрацией, к отключению силовой и осветительной сети, вентиляции; 3. определить допустимость применения воды, применять преимущественно огнетушащие порошки, инертные газы и пену; 4. тщательно проверять технологические пустоты фальшпотолков, полов, вентиляционных и калориферных каналов, приняв меры к предупреждению распространения огня. Тушение пожаров на объектах телевидения, радиовещания и связи При пожаре возможны: 5. наличие протяженных путей эвакуации, высокая температура и задымление путей эвакуации в районе горящих и вышележащих этажей; 6. прекращение телефонной и других видов связи в обслуживаемом АТС районе на продолжительное время (вызов пожарной охраны и других служб жизнеобеспечения города станет неосуществим); 7. наличие большой горючей нагрузки и возникновение множества вторичных коротких замыканий в разветвленной электросети; 8. быстрое распространение огня, высокотемпературных токсичных продуктов горения вверх по этажам здания, через шахты лифтов и коммуникационные каналы, по электроизоляционным материалам силовой, коммутационной и осветительной проводки; 9. наличие дорогостоящей радиоэлектронной аппаратуры, кабельных коммуникаций и временных проводок; 10. сложность и трудоемкость подачи средств тушения в верхние этажи здания и закрытые коммуникационные и декоративные полости; 11. необходимость применения специальных огнетушащих и технических средств для тушения пожара; 12. обрушение подвесных и декоративных конструкций, мачт с осветительной, аудио- и видеотехникой. 13. Разведку производить 2-3 звеньями ГДЗС по 3-5 человек в каждом. 14. При ведении боевых действий необходимо: 15. использовать систему оповещения, громкоговорящие средства для руководства боевыми действиями и предотвращения паники; 16. установить количество и тип задействованных стационарных систем пожаротушения, дымоудаления и вентиляции; 17. выяснить возможность использования лифтов в противопожарном режиме для подъема личного состава и пожарно-технического вооружения; 18. установить допустимость применения воды для тушения пожара и возможность использования стволов от внутреннего противопожарного водопровода; 19. определить установки, по согласованию с администрацией, находящиеся под напряжением, и целесообразность их отключения, а также принять меры к отключению силовой и осветительной сети; 20. производить тушение пожара и разборку конструкций с осторожностью, оберегая вычислительную, радиорелейную и коммуникационную технику; 21. не допускать излишнего пролива воды, а при необходимости применять огнетушащие порошки, инертные газы и пену; 22. принять меры к предотвращению распространения продуктов горения в соседние помещения и аппаратные; 23. проверять тщательно пустоты конструкционно-технологических перекрытий, перегородок, вентиляционных и калориферных каналов. Тушение пожаров в культурно-зрелищных учреждениях. В культурно-зрелищных учреждениях К театрально-зрелищным учреждениям относятся здания, имеющие зрительский комплекс, состоящий из зрительного зала и прилегающих к нему помещений. Это - театры, дворцы и дома культуры, клубы, кинотеатры и цирки. В зданиях клубов, дворцов и домов культуры могут размещаться библиотеки, лекционные залы, выставки, помещения для проведения кружковой работы, а в цирках - помещения для размещения различных животных. Театральные здания делятся на две части: сценическую и зрительную, которые отделяются друг от друга противопожарной стеной. Сцена состоит из сценической коробки, трюма, планшета, рабочих площадок и колосников. Сценическую коробку выполняют из негорючих материалов высотой 25-40 м и более. Трюм с механизмами поворотных кругов и подъема или опускания отдельных участков планшета сцены и противопожарного занавеса, пунктом управления освещением располагается под планшетом сцены и может иметь один, два и три яруса, которые устраивают из деревянных настилов. Трюм, как правило, имеет входы с планшета сцены или засценных помещений и лестничных клеток сценической части и выходы в оркестровую яму и на пункт управления освещением. Планшет сцены представляет собой сплошной настил из досок и брусьев, под которым прокладывают электрические сети для обеспечения представлений и в отдельных местах имеет проемы для подключения электропотребителей. Площадь планшета может достигать 300-600 м2. Колосники для подвески декораций представляют собой настил из брусьев в виде обрешетки и две-три рабочие площадки (галереи). Рабочие галереи располагают по периметру боковых и задних стен сценической коробки. И выполняют в виде ленточных балконов, из металлических и железобетонных несущих элементов с деревянным настилом. Выходят на галереи и колосники лестничных клеток, расположенных по бокам сценической коробки. Если лестничные клетки отсутствуют, тогда выходы из колосников и галерей устраивают на наружные стационарные пожарные лестницы. Покрытие сцены безчердачное, выполненное иногда из горючих элементов. Для удаления дыма и изменения направления движения продуктов сгорания время пожара в покрытии сцены устраивают дымовые люки, управление которыми осуществляют с планшета сцены и помещения пожарного поста театра. К сцене примыкают карманы для хранения декораций и бутафории. Они соединяются со сценой проемами высотой до 6-8 м. В некоторых театрах сзади планшета сцены устраивают сейф для хранения подвесной декорации, который отделяется от трюма глухой стеной из негорючих материалов. Сцена и прилегающие к ней помещения характеризуются наличием большого количества горючих материалов в виде конструкций планшета сцены, трюма колосников, горючей декорации и бутафории. Пожарная нагрузка с сильно развитой поверхностью в сценическом комплексе достигает 200-350 кг/м2. Зрительный зал от фойе, гардеробов и других помещений отделяется стенами из негорючих материалов и имеет достаточное количество эвакуационных выходов. Перекрытия над зрительным залом, как правило, выполняют подвесными, трудногорючими или горючими по сложным фермам. В чердачных помещениях располагают сборники и шахты вентиляционных систем зрительных залов. Полы в зрительных залах устраивают с уклоном к сцене, поэтому под полами образуются значительные пустоты. Большую опасность представляют ярусы и балконы в зрительных залах, конструкции которых в зданиях старой постройки выполнены из горючих материалов с пустотами. Пожарная нагрузка зрительных залов находится в пределах 30-50 кг/м2. В зрительных залах вместимостью 800 и более мест портальные проемы со стороны сцены защищаются противопожарными занавесами. В театрально-зрелищных учреждениях устраивают стационарные системы пожаротушения. В зрительном зале, в трюме и на сцене на уровне планшета, на рабочих галереях и в районе колосников устраивают внутренний пожарный водопровод. Для обеспечения работы систем пожаротушения в театрах устанавливают насосы-повысители. Покрытие из горючих материалов над сценой, боковыми и задними карманами, зрительным залом, а также портальный проем и проемы в карманах защищают спринклерными и дренчерными установками. В театрах на рабочих галереях и в районе колосников могут устанавливаться лафетные стволы. Зрелищные учреждения, как правило, построены по индивидуальным проектам, и поэтому каждое из них имеет свои особенности, которые изучаются личным составом пожарных подразделений в охраняемых районах. Быстрому развитию пожаров на сцене способствует объем сцены, который достигает до 20 тыс. м3 и более, наличие большого количества горючих материалов и образование мощных конвективных потоков. Если пожар возник на сцене, когда портальный проем перекрыт противопожарным занавесом и дымовые люки закрыты или отсутствуют, то огонь в течение 5-10 мин охватывает весь объем сцены . В этих условиях огонь быстро распространяется по подвешенным декорациям на колосники и покрытие сцены, может распространиться в чердак зрительного зала, уйти в трюм, а через открытые проемы - в смежные помещения и затем в зрительный зал. Линейная скорость распространения огня на планшете сцены достигает 3, а вверх по декорациям 6 м/мин. В объеме сцены создается значительное давление продуктов сгорания: 40-60 кг/м2 и более. При пожарах на сцене скорость выгорания деревянных конструкций и декорации составляет в среднем до 80 кг/м2ч, а температура в зоне горения достигает 1100-1200°С. В этих условиях металлические конструкции быстро нагреваются и поэтому через 25-30 мин после начала пожара возможно обрушение покрытия сцены. При закрытом портальном проеме и открытых дымовых люках или обрушении покрытия над сценой происходит подсос воздуха в объем сцены, который изменяет направление газообмена и способствует интенсивному горению. В этих условиях снижается опасность распространения огня и дыма в зрительный зал. Если пожар возник на сцене, когда портальный проем открыт и закрыты дымовые люки , то создается явная угроза распространения огня и дыма в зрительный зал. Практика показывает, что в этих условиях зрительный зал заполняется дымом в течение 1-2 мин. При горении декораций и бутафории, изготовленных из синтетических веществ и материалов, продукты сгорания содержат большое количество отравляющих веществ. Если в зрительном зале находятся люди, то уже через 3 мин с начала интенсивного горения может создаваться угроза из жизни. Конвективные потоки продуктов сгорания и огонь быстро перемещается в зрительный зал и создают угрозу чердачному перекрытию и чердаку. Если пожар возник на сцене при открытых дымовых люках, то продукты сгорания только частично могут поступать в зрительный зал, а основная их часть уходит через дымовые люки. В этом случае нижняя часть зрительного зала и сцена находятся под разрежением, несколько снижаете опасность распространения огня в зрительный зал и смежные помещения сценой, а потоки воздуха могут плотно закрывать двери, ведущие на сцену. При возникновении пожаров в трюмах огонь интенсивно распространяется по конструкциям из горючих материалов, может проникать на планшет сцены через дверные проемы в оркестровую яму и на пульт управления освещением, а затем в зрительный зал. Развитие пожаров в трюмах несколько аналогично развитию пожаров в подвалах с наличием электрического оборудования. Если пожар возникает в зрительном зале, то огонь быстро распространяется по мебели и конструкциям из горючих материалов, создается угроза распространения огня на подвесное покрытие и в чердак. Линейная скорость распространения огня в зрительном зале достигает 0,8-1,5 м/мин. Быстрому распространению огня способствуют системы вентиляции, воздушного отопления и кондиционирования воздуха. По мере развития пожара при открытом портальном проеме огонь из зрительного зала более интенсивно распространяется на сцену, а также может распространяться через открытые двери в другие смежные помещения. При закрытом портальном проеме огонь интенсивнее распространяется на перекрытия. В условиях пожара возможна деформация металлических конструкций и обрушение подвесного перекрытия. Огонь может распространяться в пустотах под полом. Это приводит к интенсивному задымлению зрительного зала и к быстрому распространению огня по вентиляционным каналам. Развитию пожаров в зрительной части здания цирка способствует большой объем самого помещения, большое количество конструкций из горючих материалов, мебели, амфитеатров, трибун и ярусов, а также пустот в конструкциях и развитой системе вентиляции. При возникновении пожаров возможно сильное задымление, быстрое распространение огня и обрушение конструкций. Пожары в цирках могут возникать в подсобных посещениях, где содержатся животные. Быстрое задымление и повышение температуры в этих помещениях нередко приводит к гибели ценных цирковых животных. Пожары в кинотеатрах чаще всего происходят в киноаппаратных. Огонь может быстро распространяться по кинопленке, конструкциям из горючих материалов и системе вентиляции киноаппаратной. В этих условиях могут выделяться токсичные продукты сгорания и проникать в зрительный зал. Тушение пожара в зрелищных учреждениях связано с необходимостью проведения спасательных работ, особенно в период их работы. Статистика показывает, что пожары в театрах происходили во время представлений, когда в театре находились зрители, причем ряд пожаров сопровождался массовой гибелью людей. При пожарах в зрелищных учреждениях люди могут погибать от отравляющих действий продуктов сгорания, от высокой температуры, от недостатка кислорода, а также в результате паники. Первые действия по эвакуации людей и тушению пожара осуществляет администрация. При возникновении пожара в сценической части дежурные местной пожарной охраны вызывают пожарную охрану, закрывают декоративный занавес и опускают огнезащитный, при необходимости включают его орошение и насосы-повысители и приступают к тушению пожара. Представители администрации прерывают представление, под благовидным предлогом просят зрителей покинуть зал, включают полный свет, музыку, открывают все выходы и задействуют обслуживающий персонал согласно плану эвакуации зрителей. При этом необходимо в кратчайшее время освободить зрительный зал и направить людей в безопасные места. Разведка пожара устанавливает наличие зрителей, артистов, обслуживающего персонала, определяет степень угрозы их жизни выясняет, как осуществляется эвакуация. В дальнейшем определяют место и характер горения; особенности и пути распространения огня и дыма, опасность обрушения конструкций и декораций, опущен ли огнезащитный занавес, включены ли стационарные установки пожаротушения и необходимо ли вскрывать дымовые люки. При наличии зрителей во многих случаях разведку целесообразно проводить со стороны сцены, начиная из комнаты пожарного поста так, чтобы зрители, находящиеся в зале, не видели работников пожарной охраны. Появление работников пожарной охраны в боевой одежде может вызвать панику среди зрителей. Разведку пожара в районе колосников, в трюмах и на чердаке зрительного зала осуществляют группами с помощью звеньев или отделений ГДЗС. Эвакуация зрителей. Руководитель тушения пожара обязан в кратчайший срок организовать и провести эвакуацию людей, а также принять меры к предотвращению паники. Если по прибытии на пожар эвакуация зрителей проходит спокойно, то РТП принимает меры к полному их удалению из зрительного зала и других помещений, привлекая для этой цели обслуживающий персонал. Основные силы и средства подразделений в этих случаях используют для спасания людей из задымленных помещений и тушения пожара. Если на пожаре нет опасности зрителям и к моменту прибытия пожарных подразделений эвакуация их не начиналась, то основные силы и средства направляют для быстрой ликвидации пожаров и принимают меры предосторожности, чтобы не допустить возникновения паники. Если для зрителей, артистов и обслуживающего персонала создалась реальная угроза от огня и дыма и пути эвакуации отрезаны, то РТП вводит все основные силы и средства для защиты путей эвакуации и проведения спасательных работ. В первую очередь эвакуируют людей из галерей, бельэтажа и других мест, где возможно быстрое проникновение продуктов сгорания и резкое повышение температуры. Если среди зрителей появились признаки паники, то РТП все усилия подразделений направляет для организации четкой их эвакуации. При этом личный состав пожарных подразделений расставляют по путям эвакуации для организации спокойного выхода людей. Наиболее опытных работников пожарной охраны направляют для пресечения паники. Для этой цели используют элекгромегафоны и другие средства звуковой связи, а также подают стволы на тушение видимых зрителям очагов горения. Одновременно с этим РТП вместе с группами пожарных осматривает задымленные помещения, балконы, ярусы и другие места, где могут находиться люди, потерявшие сознание. При пожарах в зрелищных учреждениях боевое развертывание во всех случаях не должно нарушать нормальной работы по эвакуации и спасанию людей. По прибытии на пожар пожарные автомобили устанавливают на ближайшие водоисточники со стороны сцены и прокладывают рукавные линии к служебным входам. Боевое развертывание проводят через служебные входы, не занятые эвакуацией людей. Одновременно с подачей стволов от пожарных машин часть личного состава выделяют для работы со стволами от внутренних пожарных кранов. При боевом развертывании используют сухотрубы, наружные пожарные лестницы, автолестницы. Основные и запасные пути эвакуации могут быть использованы для введения сил и средств на тушение при отсутствии людей в зрительном зале или после окончания их эвакуации. Тушение пожаров в сценической части. При пожаре в трюме огнетушащие средства вводят через ближайшие входы, непосредственно в трюм для тушения, а также на защиту планшета сцены, чтобы не допустить распространения огня по декорациям на колосники, а затем на защиту других смежных помещений. При наличии входов в трюм с боков сцены стволы подают по двум направлениям одновременно. При этом действия сил и средств направляют на обеспечение сохранности механизмов поворотного круга и подъема декораций. Чтобы не допустить распространения огня на сцену, одновременно вводят стволы на защиту планшета сцены. При этом подвесные декорации поднимают вверх, с планшета сцены, особенно над местом горения, удаляют декорации и бутафорию, вскрывают участки сцены для ввода стволов в очаг горения. Тушение пожаров в трюме затрудняется сильным его задымлением, отсутствием освещения, наличием электрических устройств под напряжением. При развившихся пожарах в трюмах для их тушения принимают воздушно-механическую пену средней кратности. Расчет количества генераторов и их подачи для тушения аналогичны тушению пожаров в подвалах. Для тушения пожаров в трюмах можно также использовать воду и растворы смачивателей. Боевые участки при пожарах в трюмах можно организовывать непосредственно в трюме, на планшете сцены и со стороны зрительного зала. При пожаре на планшете сцены и отсутствии противопожарного занавеса в первую очередь на тушение вводят стволы РС-70 и лафетные со стороны зрительного зала. Одновременно вводят стволы на защиту колосников и карманов сцены, а затем на защиту проемов в смежные помещения и трюм. Количество стволов для тушения определяют исходя из интенсивности подачи воды, равной 0,2-0,3 л/(м2-с). Основной задачей при тушении пожара на планшете сцены является ликвидация горения на планшете и защита зрительного зала и колосников. На защиту колосников вводят стволы РС-70 от пожарных машин по боковым лестничным клеткам или наружным пожарным лестницам, или от внутренних пожарных кранов. Для введения стволов на колосники чаще всего выделяют звенья или отделения газодымозащитников, которые обеспечивают их работу от галерей и с рабочих площадок. Боковые карманы чаще всего защищают водяными завесами дренчерных установок или водяными струями от внутренних пожарных кранов. Загоревшиеся подвесные декорации для тушения спускают на планшет сцены, а негорящие подымают вверх к колосникам. Для выполнения этой работы привлекают обслуживающий персонал театра или работников местной пожарной охраны. В этих случаях могут организовываться боевые участки по защите зрительного зала, по тушению пожара на планшете сцены и защите колосников и трюма. Если пожар возник на планшете сцены при отсутствии противопожарного занавеса и в зрительном зале находятся люди или сил и средств пожарных подразделений недостаточно для защиты зрительного зала от огня, то открывают дымовые люки. При этом резко снижается опасность быстрого задымления и распространения огня в зрительный зал. Дымовые люки открывают после локализации пожара для удаления дыма со сцены и из прилегающих помещений, а также для окончательного проветривания здания. При пожаре на сцене, когда портальный проем защищен противопожарным занавесом, основные силы и средства вводят со стороны боковых лестничных клеток и карманов на планшет сцены, а также на защиту колосников. Резервные стволы вводят на защиту трюма и для дополнительного охлаждения огнезащитного занавеса со стороны зрительного зала. Для этой цели используют внутренние пожарные краны. При этом интенсивность подачи воды для охлаждения занавеса должна быть не менее 1 л/(м2-с). Для тушения пожара на планшете сцены подают стволы А и лафетные. Во всех случаях при развившихся пожарах на сцене проводят разведку и при необходимости вводят стволы на защиту зрительного зала. При тушении пожаров в колосниках стволы вводят по лестничным клеткам и наружным пожарным лестницам, имеющим выходы на рабочие площадки и галереи, а также по автолестницам и коленчатым автоподъемникам. Резервные стволы вводят на защиту покрытия из горючих материалов и чердачного помещения зрительного зала, а также на планшет сцены для тушения падающих горящих декораций и занавесей. При наличии на галереях и рабочих площадках стационарно установленных пожарных стволов и внутренних пожарных кранов их используют в первую очередь. При этом расстановка стволов должна быть такой, чтобы обеспечить тушение струями воды по всей горящей площади колосников. Для подачи стволов на планшете сцены используют внутренние пожарные краны. С планшета сцены эвакуируют все декорации и бутафорию, а подвешенные декорации и занавесы спускают на планшет сцены и удаляют в безопасное место. При невозможности эвакуировать мебель и бутафорию их защищают от огня и проливаемой воды брезентовыми покрывалами и другими подручными материалами. В зависимости от обстановки боевые участки можно организовать на колосниках, на планшете сцене, а также на покрытии и чердаке зрительного зала. Тушение пожара в зрительном зале. При пожаре в зрительном зале в первую очередь стволы вводят в очаг пожара, на защиту сцены и чердака, а затем для защиты других помещений. При наличии противопожарного занавеса его опускают и интенсивно охлаждают. При отсутствии противопожарного занавеса первые стволы РС-70 и лафетные стволы вводят так, чтобы не допустить распространения огня на сцену. Количество стволов для тушения пожаров в зрительных залах и подсобных помещениях определяют из интенсивности подачи воды, равной 0,15 л/(м2-с). Для защиты подвесных перекрытий из горючих материалов подают резервные стволы с ярусов и балконов, а также на чердак зрительного зала. При этом особое внимание уделяют снижению температуры в чердаке, чтобы не допустить обрушения перекрытия. Проверяют вентиляционные системы, системы воздушного отопления, принимают меры к прекращению их работы, а при необходимости покрывают воздуховоды и сборники для предотвращения открытого распространения огня. При пожаре под полом зрительного зала в местах наиболее интенсивного распространения огня снимают и удаляют кресла, вскрывают пол и вводят стволы на тушение. Для тушения пожара под полом, а также для предотвращения быстрого распространения огня в пустотах и вентиляцион¬ных каналах используют воздушно-механическую пену средней кратности. При пожарах на чердаке над зрительным залом в первую очередь вводят стволы-распылители в места наиболее интенсивного распространения огня, а затем на покрытие, чтобы вскрыть его. Водяные струи подают на защиту ферм и соединительных узлов перекрытия, чтобы не допустить их деформации и обрушения. При пожаре в зрительном зале боевые участки можно создавать со стороны сцены и смежных помещений со зрительным залом, а также на чердаке. Тушение пожаров в зрелищных учреждениях связано с работой пожарных подразделений на высотах и в сильно, задымленных помещениях. В этих случаях РТП обязан принимать меры по защите личного состава от отравления продуктами сгорания. При работе на планшете сцены и в трюмах следует предупреждать несчастные случаи от падения подвесных декораций и противовесов, которые при падении пробивают планшет сцены и уходят в трюм. В зрительных залах возможны обрыв и падение люстр и лепных украшений. При угрозе обрушения колосников и покрытия сцены или подвесного перекрытия зрительного зала личный состав выводят в безопасные места. Места обрушения конструкций, люки в планшете сцены, места работ на чердаке освещают прожекторами, а при необходимости выставляют пост из пожарных для предупреждения об опасности. По решению РТП может быть назначено лицо для наблюдения за поведением конструкций на пожаре и принятия необходимых мер безопасности. При тушении пожаров следует отключать электрические сети, не сосредоточивать людей на подвесных перекрытиях и в местах возможных их обрушений. Тушение пожаров в цирках и кинотеатрах. При тушении пожаров в цирках РТП обязан организовать эвакуацию людей и животных. При достаточном количестве сил и средств эвакуацию людей и животных осуществляют одновременно. При недостатке сил и средств вначале эвакуируют зрителей, а затем животных. При пожарах в цирках особенно быстро может возникнуть опасность для людей. В зрелищной части пожар тушат стволами РС-70 и лафетными. В первую очередь стволы вводят на защиту путей эвакуации. Прокладывают рукавные линии и вводят стволы через служебные входы, чтобы не мешать нормальной эвакуации зрителей. При тушении пожаров в зрелищной части проводят вскрытие деревянных конструкций, вентиляционных каналов, чтобы не допустить распространения огня на покрытия. Для тушения и защиты покрытия снизу вводят стволы РС-70 и лафетные. Для подачи стволов используют ярусы и балконы. При возникновении пожара в подсобных помещениях цирков стволы подают на защиту зрительного зала и на его покрытие. Одновременно с введением стволов эвакуируют животных в клетках и других приспособлениях с помощью обслуживающего персонала в безопасные места, во двор цирка. Тушение пожаров в кинотеатрах осуществляется стволами РС-70 и РС-50, которые вводят через служебные входы со стороны вестибюля. Зрителей эвакуируют по двум направлениям: из зрительного зала через эвакуационные выходы непосредственно наружу, а из вестибюля и других помещений зрителей, ожидающих сеанс, через основные входы из кинотеатра. При этом одновременно с эвакуацией зрителей проверяют киноаппаратные и другие места, где люди могут потерять сознание при вдыхании продуктов сгорания кинопленки. Состав разведки должен иметь с собой противогазы. В клубах и домах культуры эвакуируют людей и тушат пожары так же, как и в театрах, не имеющих противопожарного занавеса. Особенностью организации и проведения спасательных работ является то, что люди могут находиться не только в зрительном зале, но и в помещениях, предназначенных для работы различных кружков. Список использованной литературы. 1. Инструкция по тушению пожаров в культурно-зрелищных учреждениях (РД РБ БЧ 40.007-98). - М.: ВНИИПО, 2002. 2. Кимстач И.Ф. и др. Пожарная тактика: Учеб. пособие для пожарно-техн. училищ и нач. состава пожарной охраны / И.Ф. Кимстач, П.П .Девлишев, Н.М. Евтюшкин. - М.: Стройиздат, 1996. - 380 с. 3. Крупенин С.С. Развитие системы и организация работы по обеспечению пожарной безопасности на объектах телевидения, радиовещания / С.С. Крупский, А.Б .Кулинич // Научно-технический и производственный журнал «Мир телевидения». - М., 2004. - С. 12-26. 4. Руководство по тушению пожаров в библиотеках, архивах и книгохрагилищах // П.В. Гргорьев, Н.В. Малых, В.А. Тарасенко, И.В. Черных. - М.: Вестн. Вост.-Сиб. институтата МВД России. - 2001. - №1. - С.48-52. 5. Повзик Я.С. Пожарная тактика: Учеб. для пожарно-технич. училищ / Я.С. Повзик, П.П. Клюс, 2001.- 335 с. 6. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-93**) (С изм. и доп.). - М.: ВНИИПО, 2000. 7. Руководство по тушению пожаров в больничных учреждениях.- М.: УВО МПС, ВНИИЖТ, 2004. 8. Руководство по тушению пожаров в музеях и культурно-зрелищных учреждениях.- М.: УВО МПС, ВНИИЖТ, 2004. |