Важные события и явления, определявшие развитие российской культуры на рубеже XIX-XX вв.. Культурология. 1 Важные события и явления, определявшие развитие российской культуры на рубеже xixxx вв
Скачать 58.1 Kb.
|
Акмеизм (высшая степень чего-либо) получил определенное теоретическое обоснование в статьях Гумилева Наследие символизма - акмеизм, Городецкого - Некоторые течения в современной русской поэзии, Мандельштама Утро акмеизма, Ахматовой, Зенькевича, Иванова. Объединившись в группу Цех поэтов, они примкнули к журналу Апполон, противопоставили мистическим устремлениям символизма к непознаваемомму стихию естества, декларировали конекретно-чувственное восприятие вещного мира, возврат слову его основного, изначального смысла. Акмеисты сближались с поздним символизмом (Вяч. Иванов), ориентировались на раскрытие вечных сущностей. Футуристы, отталкиваясь от символизма, искали путь к непосредственно данной действительности. Смысловые первоэлементы искусства изменяли свою природу. Футуристы разрушали границу между искусством и жизнью, между образом и бытом, они ориентировались на язык улицы, лубок, рекламу, городской фольклор и плакат. Сложилась группа поэтов, тяготевших к футуризму, - Каменский, братья Бурлюки, Крученых. Их энергетичное противостояние всем существующим литературным направлениям разделял молодой Маяковский. Возникает круг будетлян - провозвестников будущего, ставших представителями русского футуризма. Сборники футуристов Садок судей (1910-1913), Пощечина общественному вкусу (1912), Дохлая луна(1913) были откровенно непривычными для читающей публики. Тенденци, которые определили развитие литературы серебрянного века, были характерны и для изобразительного искусства, составившего целую эпоху в русской и мировой культуре. На рубеже столетий расцветает творчество одного из крупнейших мастеров русской живописи Михаила Врубеля. Врублевские образы - это образы символы. Они не укладываются в рамки стархы представлений. В его творчестве фантазия соединена с реальностью. Сюжеты некоторых картин фантастичны. Другой важный живописец - Валентин Серов. Он выступил продолжателем лучших традиций передвижников и в то же время смелым открывателем новых путей в искусстве. Серов учился в малом видеть большое значительное. В его замечтельных портретах Девочка с персиками, Девушка, освещенная солнцем н естолько конкретные образы, сколько символы юности и красоты, счастья. Позднее Серов стремился выразить представления о красоте человека в портретах творческих личностей, утверждая важную для русской художественной культуры идею: человек красив, когда он творец и художник (портреты Коровина, Левитана). Созданные в первое десятилетие нового века серовские портреты свидетельствуют о слиянии лучших традиций русской живописи и формировании новых эстетических принципов. Таковы портреты Врубеля, Карсавиной, позднее - изысканно стилизованный портрет Гиршман и прекрасный, выдержанный в духе модрена портрет Иды Рубинштейн. На стыке веков развиваетс ятворчество художников, ставших гордостью России: Коровина, Рябушкина, Нестерова. Великолепные полотна на сюжеты древнейшей Руси пренадлежат Рериху, искренне мечтавшему о новой роли искусства и надеявшемуся на то, что из порабощенного служащего искусство вновь может обратиться в первого двигателя жизни. Богатством отилчается и русская скульптура этого периода. Лучшие традиции реалистической скульптуры второй половины 19 века в своих произведениях ( и среди них памятник первопечатнику Ивану Федорову) воплотил Волнухин. Импрессионистское направление в скульптуре выразил Трубецкой. Гуманистическим пафосом, а подчас и глубоким драматизмом отличается творчество Голубкиной и Коненкова. Но все эти процессы не могли разворачиваться вне социального конеткста. Темы - Россия и свобода, интеллигенция и революция - пронизывали и теорию, и практику русской художественной культуры этого периода. Художественная культура конца 19, начала 20 века характеризуется множеством платформ и направлений, которые составяют два ряда процессов. Первый из них свидетельствует об общественной активности левых направлений в искусстве. Авангардизм - условное наименоавние художественных движений начала 20 века, для которых характерны стремления к коренному обновлению художественной практики, разрыву с ее установившимися принципами и традициями, поиски новых. необычных средств выражения и форм произведений, взаимоотношений художников с жизнью. Авангардизм как художественное движение включает в себя самые различные школы и направления. Выставки левых учащали темп и ритм художественной жизни. Они же демонстративно нарушали ее традиционные формы, открыто превращая ее в арену полемических наступательных общественных акций. Постоянная склонность представителей авангарда к громким словесным декларащиям, к публичным манифестациям своей творческой позиции еще более усиливала специфическую окраску русской художественной культуры тех лет. Однако не менее последовательными и характерными для эпохи были процессы, говорившие о пвышенном внимании к историческому прошлому русской культуры, к художественным традициям, к завершенным художественным формам. Число выставок, специальных изданий, научных публикаций, отражавших именно эту сторону художественных пристрастий, превосходило число выставок и изданий представителей левого движения в изобразительном творчестве. Развитие эти процессов идет от начала 90-х годов, от образования Мира искусства. Кроме резкого критического и порой несправедливого отношения к передвижникам - стремление к новому художественному идеалу. Начертавшие на своем знамени: Мы прежде всего поколение, жаждущее красоты, - литераторы, художники и прост олюбители искусства, высокообразованные люди, объединившиеся вокруг журнала, искали выход своей неудовлетворенности современностью с сфере искусства, в этом смысле противопоставляя его жизни. Обе эти тенденции в русской художественной жизни с конца 90-х начала 1910 года - и та, что была связана с общественным самоопределением художественного авангарда, и другая, которая опиралась на прошлый исторический и духовный опыт России, - обе они вполне отчетливо осознавались современниками как особенности художественного мироощущения эпохи. Это означало, что Россия пыталась найти ответ на вопрос о судьбах своей культуры. Два жизненных символа, два исторических понятия - вчера и завтра - явно доминировали над сегодня и определяли собою границы, в которых происходило противоборство различных идейных концепций. Общая психологическая атмосфера послереволюционных лет вызвала у ряда художников недоверие к жизни, а отсюда и к натуре. Усиливается внимание к форме, реализуется новый эстетический идеал современного модернистского искусства. Развиваются ставшие известными всему миру школы русского авангарда, в основе которых лежит творчество Татлина, Малевича, Кандинского. Художники, учавствовавшие в 1907 году в выставке под ярким символическим названием Голубая роза, усиленно пропагандировались журналом Золотое руно (Крымов, Кузнецов, Сарьян, Судейкин, Сапунов). Они были различны по своим творческим устремлениям, но их объединяло влечение к выразительности художественной формы, к обновлению живописного языка. В крайних проявлениях это выливалось в культ чистого искусства, в образы, порожденные подсознанием. Возникновение в 1911 году и последующая деятельность художников Бубнового валета обнаруживает связь русских живописцев с судьбами общеевропейских художественных движени. В творчестве Кончаловского, Машкова и других бубновалетовцев, с их формальными исканиями, стемлением строить форму при помощи цвета, а композицию и пространство на определенных ритмах, находят выражение принципы направлений, которые в Западной Европе назвыались сезанизмом и кубизмом. В это время кубизм во Франции пришел к так называемой синтетической стадии, перейдя от упрощения, схематизации и разложения формы к полному отрыву от изобразительности. Русским художникам, котолрых в раннем кубизме привлекало аналитическое отношение к предмету, эта тенденция была чуждой. Если у Кончаловского и Машкова просматривается явная эволюция к реалистическому мировосприятия, то тенденция художественного процесса других художников Бубнового валета имела иной смысл. В 1912 году маолодые художники, отделившись от Бубнового валета, назвали свою группу Ослиный хвост. Вызывающее название подчеркивает бунтарский характер выступлений, направленных против сложившихся норм художественного творчества. Русские художники продолжают поиски и делают это энергично и целеустремленно. В группе - Гончарова, Малевич, Шагал. В дальнейшем их пути разошлись. Ларионов, отказавшийся от изображения реальной действительности, пришел к так называемому лучизму. Малевич, татлин, Кандинскийй встали на путь абстракционизма. Исканиями художников Голубой розы и Бубнового валета не исчерпываются новые тенденции в искусстве первых десятилетий 20 века. особое место в этом искусстве принадлежит Петрову-Водкину. Его искусство расцветает в послеоктябрьское время, но уже в девятисотые годы он заявляет о творческой самобытности прекрасными полотнами Играющие мальчики и Купание красного коня. Художественная клуьтура серебярного века противоречива и многогранна. На направленность и сложность поэтических исканий и художественной культуры в целом свою печать наложила историческая действительность между двумя революциями(1905-1917. История определила страстное нерпиятие окружающего мира, буржуазной культуры и цивилизации, радикальное отрицание порядков своерменного мира и интуитивное предвидение наступления нового времени. Чувство времени в различных варианта проинизывает всю культуру этого периода. Достижения русского искусства серебряного сека огромны и имеют мировое значение. Литература, живопись, скульптура, театр и музыка стали своеобразным прологом искусства 20 столетия, как в зеркале отразив противоречия исложности культуры новго века. Две самых страшных в истории человечества мировых войны, политические взрывы и революции, установление жесткого авторитарного режима в России в значительной мере определяют развитие отечественной культуры 20 столетия. Но ее истоки - в блестяем расцвете философской, экологической и художественной культуры серебярного века. |