самастоятельная работа 4 литература. Дисциплина Литература Тема самостоятельной работы Поэзия серебряного века. Символизм. Акмеизм. Футуризм
Скачать 186.49 Kb.
|
Национальный социально-педагогический колледж Специальность: 44.02.01 Дошкольное образование Дисциплина: «Литература» Тема самостоятельной работы: Поэзия серебряного века. Символизм. Акмеизм. Футуризм Работу выполнил студент группы: 8 ДО-09/20А-1 Короткевич Снежана Ивановна Работу проверил и принял: Черненко Наталья Михайловна ________________________ «_____» ______________ Красноярск 2021 г. Роль и место в литературе Иннокентий Федорович Анненский – известный поэт, переводчик и педагог второй половины 19 века. На его творчество большое влияние оказала французская поэзия, психологическая проза русских писателей и лучшие образцы античной литературы. В свою очередь, оказанное им влияние на акмеизм и футуризм, пришедшие на смену символизма, очень велико. Литераторы ценили Анненского за великолепное знание русской словесности и мастерство выражения. Отточенность его слога настолько кристальна, что его духовные наследники акмеисты мечтали хоть на долю приблизиться к этому совершенству. Происхождение и ранние годы Родители Анненского Родиной поэта был город Омск, где он появился на свет 1 сентября 1855 года. В Сибирь семья переехала из Петербурга за 6 лет до рождения мальчика. Отец, Федор Николаевич, был чиновником высокого ранга. Наталья Петровна, мать Иннокентия, занималась воспитанием шестерых детей. Бабушка по линии матери была супругой одного из сыновей Абрама Петровича Ганнибала, прадеда А.С. Пушкина. В 1860 году отец получил повышение в должности, и семья переехала в Петербург. В этот же период мальчик заболел. У Иннокентия обнаружились большие проблемы с сердцем, которые осложнили всю его дальнейшую жизнь. Ему было запрещено все то, чем занимались его здоровые сверстники. Шумные подвижные игры заменило чтение, которому его обучила старшая сестра. Брат Николай давал уроки латинской грамматики. Образование В 1865 году родители определили Иннокентия в школу для подготовки к поступлению в гимназию. В 1867 году мальчик успешно сдал вступительные экзамены, и стал гимназистом. Наилучших успехов он достиг в русском языке и географии, так как эти дисциплины нравились ему больше остальных. И. Анненский В 1869 году Иннокентий стал учеником частной гимназии Беренса. За два года он неоднократно прерывал учебу из-за обострений болезни. Лечиться его увозили на воды. В эти периоды с ним дополнительно занимался брат Николай. В 1875 году он помог Иннокентию экстерном сдать экзамены, и получить аттестат. В том же году юноша стал студентом словесного отделения историко-филологического факультета Петербургского университета. Выбор Иннокентия пал на изучение античной литературы. За годы учебы он овладел четырнадцатью языками, включая санскрит и древнееврейский. Анненский был одним из самых успешных студентов, и по окончании университета получил степень кандидата. Его дипломная работа была выполнена блестяще. Творчество Далее Иннокентия ожидало педагогическое поприще. Он преподавал латынь и греческий язык в гимназиях, читал теорию словесности на Бестужевских курсах. В 1891 году он был назначен директором гимназической коллегии, а в 1893 году – руководителем 8-й гимназии Петербурга. В 1896 году Анненский возглавил Николаевскую Царскосельскую гимназию. В этой должности он проработал 10 лет. Затем его назначили окружным инспектором, которым он оставался практически до конца жизни. Несмотря на высокие посты в системе образования, Иннокентий Федорович не считал его делом всей жизни. Сердцем и душой он был предан литературе. Будучи полиглотом, Анненский перевел на русский язык 19 пьес древнегреческого трагика Еврипида. Переводы сопровождались комментариями и статьями. Благодаря ему, русский читатель смог познакомиться с трудами Гейне, Горация, Бодлера, Верлена и других знаменитых литераторов. Царскосельская гимназия Автор зарекомендовал себя как выдающийся критик. Он написал много очерков и статей к произведениям Достоевского, Лермонтова,Чехова, Тургенева, а также Шекспира и Ибсена. Анненского можно считать отшельником литературной жизни. Он не принимал участия в баталиях символистов, не боролся за права «нового» искусства во времена «бури и натиска». Его первые публикации появились в символистском журнале «Перевал» лишь в 1906 году. В это время он начинает выступать с лекциями в «Поэтической академии», становится членом «Общества ревнителей художественного слова». В журнале «Аполлон» размещают его статью «О современном лиризме». В 1904 году был выпущен сборник стихотворений «Тихие песни». Он стал единственным прижизненным изданием автора. Вместо своей фамилии Анненский подписал его «Ник. Т-о.». Смысл странного псевдонима объяснялся наличием всех букв в имени автора. Кроме того, так называл себя Одиссей, оказавшийся в пещере Полифема. Через год после смерти поэта вышел в свет его второй сборник «Кипарисовый ларец», который вызвал шквал аплодисментов у представителей литературной элиты. Иннокентий Анненский краткая биография 4k | Огонь!2 | Кто: поэт | Годы жизни: 1855-1909 | Страна: Российская империя | Известная цитата: Что же это? Ночь или кошмар? Безумная сказка или скучная повесть, или это — жизнь?.. Роль и место в литературе Иннокентий Федорович Анненский – известный поэт, переводчик и педагог второй половины 19 века. На его творчество большое влияние оказала французская поэзия, психологическая проза русских писателей и лучшие образцы античной литературы. В свою очередь, оказанное им влияние на акмеизм и футуризм, пришедшие на смену символизма, очень велико. Литераторы ценили Анненского за великолепное знание русской словесности и мастерство выражения. Отточенность его слога настолько кристальна, что его духовные наследники акмеисты мечтали хоть на долю приблизиться к этому совершенству. Происхождение и ранние годы Родители Анненского Родиной поэта был город Омск, где он появился на свет 1 сентября 1855 года. В Сибирь семья переехала из Петербурга за 6 лет до рождения мальчика. Отец, Федор Николаевич, был чиновником высокого ранга. Наталья Петровна, мать Иннокентия, занималась воспитанием шестерых детей. Бабушка по линии матери была супругой одного из сыновей Абрама Петровича Ганнибала, прадеда А.С. Пушкина. В 1860 году отец получил повышение в должности, и семья переехала в Петербург. В этот же период мальчик заболел. У Иннокентия обнаружились большие проблемы с сердцем, которые осложнили всю его дальнейшую жизнь. Ему было запрещено все то, чем занимались его здоровые сверстники. Шумные подвижные игры заменило чтение, которому его обучила старшая сестра. Брат Николай давал уроки латинской грамматики. Образование В 1865 году родители определили Иннокентия в школу для подготовки к поступлению в гимназию. В 1867 году мальчик успешно сдал вступительные экзамены, и стал гимназистом. Наилучших успехов он достиг в русском языке и географии, так как эти дисциплины нравились ему больше остальных. И. Анненский В 1869 году Иннокентий стал учеником частной гимназии Беренса. За два года он неоднократно прерывал учебу из-за обострений болезни. Лечиться его увозили на воды. В эти периоды с ним дополнительно занимался брат Николай. В 1875 году он помог Иннокентию экстерном сдать экзамены, и получить аттестат. В том же году юноша стал студентом словесного отделения историко-филологического факультета Петербургского университета. Выбор Иннокентия пал на изучение античной литературы. За годы учебы он овладел четырнадцатью языками, включая санскрит и древнееврейский. Анненский был одним из самых успешных студентов, и по окончании университета получил степень кандидата. Его дипломная работа была выполнена блестяще. Творчество Далее Иннокентия ожидало педагогическое поприще. Он преподавал латынь и греческий язык в гимназиях, читал теорию словесности на Бестужевских курсах. В 1891 году он был назначен директором гимназической коллегии, а в 1893 году – руководителем 8-й гимназии Петербурга. В 1896 году Анненский возглавил Николаевскую Царскосельскую гимназию. В этой должности он проработал 10 лет. Затем его назначили окружным инспектором, которым он оставался практически до конца жизни. Несмотря на высокие посты в системе образования, Иннокентий Федорович не считал его делом всей жизни. Сердцем и душой он был предан литературе. Будучи полиглотом, Анненский перевел на русский язык 19 пьес древнегреческого трагика Еврипида. Переводы сопровождались комментариями и статьями. Благодаря ему, русский читатель смог познакомиться с трудами Гейне, Горация, Бодлера, Верлена и других знаменитых литераторов. Царскосельская гимназия Автор зарекомендовал себя как выдающийся критик. Он написал много очерков и статей к произведениям Достоевского, Лермонтова,Чехова, Тургенева, а также Шекспира и Ибсена. Анненского можно считать отшельником литературной жизни. Он не принимал участия в баталиях символистов, не боролся за права «нового» искусства во времена «бури и натиска». Его первые публикации появились в символистском журнале «Перевал» лишь в 1906 году. В это время он начинает выступать с лекциями в «Поэтической академии», становится членом «Общества ревнителей художественного слова». В журнале «Аполлон» размещают его статью «О современном лиризме». В 1904 году был выпущен сборник стихотворений «Тихие песни». Он стал единственным прижизненным изданием автора. Вместо своей фамилии Анненский подписал его «Ник. Т-о.». Смысл странного псевдонима объяснялся наличием всех букв в имени автора. Кроме того, так называл себя Одиссей, оказавшийся в пещере Полифема. Через год после смерти поэта вышел в свет его второй сборник «Кипарисовый ларец», который вызвал шквал аплодисментов у представителей литературной элиты. Фрагмент стихотворения Петербург И. Анненский Желтый пар петербургской зимы, Желтый снег, облипающий плиты… Я не знаю, где вы и где мы, Только знаю, что крепко мы слиты. Сочинил ли нас царский указ? Потопить ли нас шведы забыли? Вместо сказки в прошедшем у нас Только камни да страшные были. Только камни нам дал чародей, Да Неву буро-желтого цвета, Да пустыни немых площадей, Где казнили людей до рассвета. Главные произведения При всей скромности творческого наследия М.Ф. Анненский был и остается одним из блестящих стилистов символизма. Яркая образность и изящество его стихов воспринимается представителями разных поколений так, будто они написаны их современником. У поэта было особое отношение к музыке. Он считал ее источником мыслей и вдохновения. Это нашло отражение в стихотворении «Смычок и скрипка», написанном в 1908 году. Автор сравнивает человека и неодушевленный предмет, которому так же свойственны чувства радости и боли, любви и страдания. Смычок и скрипка – это те предметы, которые в сознании людей представляют одно целое. Автор показывает, что это не совсем так. Лебединый памятник Анненскому Они воссоединяются только по велению исполнителя, то есть во время звучания музыки. Автор как бы показывает встречу людей после долгой разлуки, которые не смогли узнать друг друга, пока не соприкоснулись, словно смычок со скрипкой. В 1910 году вышел посмертный сборник Иннокентия Федоровича «Кипарисовый ларец». В него вошло стихотворение «Среди миров», главным символом которого является таинственная Звезда. Для лирического героя она становится единственным источником и света, и ответов на мучающие его вопросы. Кроме нее, у него никого нет, а его чувства к ней неизменны. Звезда становится символом веры в нерушимые ценности, которые неподвластны времени. Стихотворение «Сентябрь» входит в сборник «Тихие песни». Отношение автора к осени резко отличается от ее описания Буниным и Пушкиным. Если для последнего она была «очей очарованьем», то у Анненского – символом смерти и начинающегося разложения. Место захоронения Анненского Пресыщенность роскошью, усталость от жизни ощущает герой, глядя на увядающую природу. Красота уже не для него, и он, смиренно опустив руки, стоит перед роком и неизбежностью. Произведение наводит на мысль, что сентябрь для автора – это последние аккорды человеческой жизни, неизбежное наступление старости и болезней. Об этом говорит и конечная фраза о «вкрадчивом осеннем аромате», как символе приближающейся кончины. Последние годы Во второй половине 1908 года Анненского попросили прочесть курс лекций на историко-литературных курсах Раева. Это вынудило его постоянно перемещаться из Царского Села в Петербург и обратно. Для человека с больным сердцем эти поездки оказались роковыми. В 1909 году поэт должен был уйти в отставку, но его намерения прервала скоропостижная смерть. Он умер вечером, 30 ноября 1909 года, упав на ступени Царскосельского вокзала. 4 декабря состоялись похороны, в которых приняли участие его преданные друзья, ученики и литературные последователи. Погребение состоялось на кладбище в Царском Селе. Хронологическая таблица (по датам)
Интересные факты Анненский всю жизнь сочинял стихи, но никогда этого не афишировал; творчеством поэта восхищались Ахматова, Блок, Гумилев; на протяжении всей жизни имел слабое здоровье; считал старшего брата Николая своим ангелом-хранителем; предпочитал вести замкнутый образ жизни; был уволен с должности директора гимназии из- за попытки вступиться за учеников в связи с событиями 1905 года. Наследие Н. С. Гумилева, поэта редкой индивидуальности, лишь недавно, после долгих лет забвения, пришло к читателю. Его поэзия привлекает новизной и остротой чувств, взволнованной мыслью, графической четкостью и строгостью стихотворного рисунка. Символизм — это художественное течение в литературе, живописи и других видах искусства. Для произведений символизма характерно формирование более глубокого и вдумчивого взгляда на привычные слова и предметы, а также приемы недосказанности и загадочности. Слово «символизм» происходит от греческого symbolon, что переводится как «знак, символ». Этот термин впервые употребил французский поэт Жан Мореас в одноименном манифесте «Le Symbolisme», в котором сформулировал основные принципы нового направления и определил значение главных понятий символизма — образа и идеи: «Все феномены нашей жизни значимы для искусства символов не сами по себе, а лишь как неосязаемые отражения первоидей, указующие на свое тайное сродство с ними». Формирование символизма исследователи связывают с «Братством прерафаэлитов», которое основали в 1848 году поэт Данте Габриэль Россетти и художник Джон Милле в Англии. Наивысшей точки своего развития символизм достиг в конце XIX — начале XX века во Франции, Бельгии, Германии, Норвегии, Америке, России. Произведения авторов-символистов предлагали более глубокий и вдумчивый взгляд на привычные слова и предметы. Почти каждое слово в их текстах хранило множество образов, которые читатель должен был увидеть и разгадать самостоятельно. Главными особенностями символизма являются идея о двух мирах (реальном и потустороннем) и воплощение в текстах тайных смыслов при помощи разнообразных символов. В России это течение обрело особенную популярность в начале XX столетия. Родоначальником русского символизма считается Дмитрий Мережковский. Он одним из первых заговорил о художественности литературы и ее красоте как о главном принципе искусства. Его взгляды разделяли Валерий Брюсов , Александр Блок и Вячеслав Иванов. Вокруг Мережковского в начале столетия, по словам Андрея Белого, «образовался целый экспорт новых течений, из которых все черпали», на его вечерах «воистину творили культуру». В 1910-х годах символизм перестал существовать как единое направление, уступив место новым литературным течениям: акмеизму, футуризму и другим. |