Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Раннее творчество Гумилева.

  • 3. Путешествия в творчестве Гумилева.

  • 4. Гумилев и Ахматова.

  • 5. Любовная лирика Гумилева.

  • 6. Философская лирика Гумилева.

  • 7. Гумилев и Первая Мировая война.

  • самастоятельная работа 4 литература. Дисциплина Литература Тема самостоятельной работы Поэзия серебряного века. Символизм. Акмеизм. Футуризм


    Скачать 186.49 Kb.
    НазваниеДисциплина Литература Тема самостоятельной работы Поэзия серебряного века. Символизм. Акмеизм. Футуризм
    Дата18.01.2022
    Размер186.49 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласамастоятельная работа 4 литература.docx
    ТипЛитература
    #334938
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    Детство и юность Гумилева.

    Николай Степанович Гумилев родился 3(15) апреля 1886 года в Кронштадте в семье морского врача. Вскоре отец его вышел в отставку, и семья переехала в Царское Село. Здесь в 1903 году Гумилев поступает в 7-й класс гимназии, директором которой был замечательный поэт и педагог И. Ф. Анненский, оказавший огромное влияние на своего ученика. О роли И. Анненского в его судьбе Гумилев писал в стихотворений 1906 года «Памяти Анненского»:

    К таким нежданным и певучим бредням,

    Зовя с собой умы людей,

    Был Иннокентий Анненский последним

    Из царскосельских лебедей.

    После окончания гимназии Гумилев уехал в Париж, где слушал лекции по французской литературе в Сорбоннском университете, изучал живопись. Возвратившись в мае 1908 года в Россию, Гумилев целиком отдается творческой работе, проявив себя как выдающийся поэт и критик, теоретик стиха, автор широко известной ныне книги художественной критики «Письма о русской поэзии».

    2. Раннее творчество Гумилева.

    Писать стихи Гумилев начал еще в гимназическом возрасте. В 1905 году 19-летний поэт выпускает свой первый сборник — «Путь конквистадоров». Вскоре, в 1908 году, последовал и второй — «Романтические цветы», а затем и третий — «Жемчуга» (1910), принесший ему широкую известность.

    В самом начале творческого пути Н. Гумилев примыкал к младосимволистам. Однако достаточно рано разочаровался в этом течении и стал основателем акмеизма. При этом он продолжал относиться к символистам с должным почтением, как к достойным учителям и предшественникам, виртуозам художественной формы. В 1913 году в одной из своих программных статей «Наследие символизма и акмеизм» Гумилев, констатируя, что «символизм закончил свой круг развития и теперь падает», добавлял при этом: «Символизм был достойным отцом».

    В ранних стихотворениях Гумилева господствует апология волевого начала, романтизированные представления о сильной личности, которая решительно утверждает себя в борьбе с врагами («Помпей у пиратов»), в тропических странах, в Африке и Южной Америке. 

    Герои этих произведений — властные, жестокие, но и мужественные, хотя и бездушные завоеватели, конквистадоры, открыватели новых земель, каждый из которых в минуту опасности, колебаний и сомнений

    Или, бунт на боргу обнаружив,

    Из-за пояса рвет пистолет,

    Так, что сыпется золото с кружев,

    С розоватых брабантских манжет.

    Процитированные строки взяты из баллады «Капитаны», вошедшей в сборник «Жемчуга». Они очень ярко характеризуют поэтические симпатии Гумилева к людям подобного типа,

    Чья не пылью затерянных хартий —

    Солью моря пропитана грудь,

    Кто иглой на разорванной карте

    Отмечает свой дерзостный путь.

    Свежий ветер настоящего искусства наполняет «паруса» подобных стихотворений, безусловно, связанных с романтической традицией Киплинга и Стивенсона.

    3. Путешествия в творчестве Гумилева. 

    Гумилев много путешествовал. Добровольный скиталец и пилигрим, он исколесил и исходил тысячи верст, побывал в непроходимых джунглях Центральной Африки, изнывал от жажды в песках Сахары, увязал в болотах Северной Абиссинии, прикасался руками к развалинам Междуречья… И не случайно экзотика стала не только темой стихотворений Гумилева: ею пропитан сам стиль его произведений. Музой Дальних Странствий называл он свою поэзию, и верность ей сохранил до конца дней. При всем многообразии тематики и философской глубины позднего Гумилева, стихи о его путешествиях и странствиях бросают совершенно особый отсвет на все творчество.

    Ведущее место в ранней поэзии Гумилева занимает африканская тема. Стихи об Африке, такой далекой и загадочной в представлении читателей начала века, придавали особое своеобразие творчеству Гумилева. Африканские стихи поэта — дань его глубокой любви к этому континенту и его людям. Африка в его поэзии овеяна романтикой и полна притягательной силы: «Сердце Африки пенья полно и пыланья» («Нигер»). Это колдовская страна, полная очарования и неожиданностей («Абиссиния», «Красное море», «Африканская ночь» и др.). 

    Оглушенная ревом и топотом,

    Облаченная в пламя и дымы,

    О тебе, моя Африка, шепотом

    В небесах говорят серафимы.

    Можно только восхищаться любовью русского поэта-путешественника к этому континенту. Он посещал Африку как настоящий друг и исследователь-этнограф. Не случайно в далекой Эфиопии до сих пор хранят добрую память о Н. Гумилеве.

    Прославляя открывателей и завоевателей дальних земель, поэт не уходил от изображения судеб покоряемых ими народов. Таково, например, стихотворение «Невольничья» (1911), в котором рабы-невольники мечтают пронзить ножом тело угнетателя-европейца. В стихотворении «Египет» симпатию автора вызывают не властители страны — англичане, а ее истинные хозяева, те,

    Кто с сохою или бороною Черных буйволов в поле ведет.

    Произведения Гумилева об Африке характеризуются яркой образностью и поэтичностью. Нередко даже простое географическое название («Судан», «Замбези», «Абиссиния», «Нигер» и др.) влечет в них за собою целую цепь разнообразных картин и ассоциаций. Полный тайн и экзотики, знойного воздуха и неведомых растений, удивительных птиц и животных, африканский мир в стихотворениях Гумилева пленяет щедростью звуков и цветов, многокрасочной палитрой: 

    Целый день над водой, словно стая стрекоз,

    Золотые летучие рыбы видны,

    У песчаных, серпами изогнутых кос,

    Мели, точно цветы, зелены и красны.

    («Красное море»).

    Свидетельством глубокой и преданной любви поэта к далекому африканскому континенту явилась и первая поэма Гумилева «Мик», красочно повествующая о маленьком абиссинском пленнике по имени Мик, его дружбе со старым павианом и белым мальчиком Луи, их совместном побеге в город обезьян.

    Как лидер акмеизма, Гумилев требовал от поэтов большого формального мастерства. В своем трактате «Жизнь стиха», он утверждал, что для того, чтобы жить в веках, стихотворение, помимо мысли и чувства, должно иметь «мягкость очертаний юного тела… и четкость статуи, освещенной солнцем; простоту — для нее одной открыто будущее, и — утонченность, как живое признание преемственности от всех радостей и печалей прошлых веков…». Для его собственной поэзии характерна чеканность стиха, стройность композиции, подчеркнутая строгость в отборе и сочетании слов.

    В стихотворении «Поэту» (1908) Гумилев так выразил свое творческое кредо:

    Пусть будет стих твой гибок и упруг,

    Как тополь зеленеющей долины,

    Как грудь земли, куда вонзился- плуг,

    Как девушка, не знавшая мужчины.

    Уверенную строгость береги,

    Твой стих не должен ни порхать, ни биться.

    Хотя у музы легкие шаги

    Она богиня, а не танцовщица.

    Здесь явно ощущается перекличка с Пушкиным, тоже считавшим искусство высочайшей сферой духовного бытия, святыней, храмом, куда следует входить с глубоким благоговением:

    Служенье муз не терпит суеты, Прекрасное должно быть величаво.

    Уже первые стихотворения поэта изобилуют яркими сравнениями, оригинальными эпитетами и метафорами, подчеркивающими многообразие мира, его красоту и изменчивость:

    И солнце пышное вдали

    Мечтало снами изобилья,

    И целовала лик земли

    В истоме сладкого бессилья.

    А вечерами в небесах

    Горели алые одежды,

    И обагренные, в слезах,

    Рыдали Голуби Надежды

    («Осенняя песня»)

    Гумилев — преимущественно поэт-эпик, его излюбленный жанр — баллада с ее энергичным ритмом. В то же время экзотическая, патетически приподнятая поэзия раннего Гумилева подчас несколько холодна.

    4. Гумилев и Ахматова.

    Изменения в его творчестве происходят в 1910-е годы. И связаны они во многом с личными обстоятельствами: со знакомством, а затем и женитьбой на А. Ахматовой (тогда еще Анной Горенко). Познакомился с ней Гумилев еще в 1903 году, на катке, влюбился, несколько раз делал предложения, но согласие на брак получил лишь весной 1910 года. Гумилев об этом напишет так: Из логова змиева, Из города Киева, Я взял не жену, а колдунью. А думал — забавницу, Гадал — своенравницу, Веселую птицу-певунью.

    Покликаешь — морщится, Обнимешь — топорщится, А выйдет луна — затомится, И смотрит, и стонет, Как будто хоронит Кого-то,— и хочет топиться. («Из логова змиева»»)

    После выхода сборника «Жемчуга» за Гумилевым прочно закрепился титул признанного мастера поэзии. По-прежнему от его многих произведений веет экзотикой, необычными и незнакомыми образами милой его сердцу Африки. Но теперь мечты и чувства лирического героя становятся более осязаемыми и земными. (В 1910-е годы в творчестве поэта начинает появляться любовная лирика, поэзия душевных движений, возникает стремление проникнуть в прежде задраенный жестким панцирем недоступности и властности внутренний мир своих персонажей и особенно в душу лирического героя. Не всегда это получалось удачно, ибо Гумилев прибегал в некоторых стихотворениях этой тематики к ложноромантическому антуражу, типа:

    Я подошел, и вот мгновенный,

    Как зверь, в меня вцепился страх:

    Я встретил голову гиены

    На стройных девичьих плечах.

    Но в поэзии Гумилева немало стихотворений, которые по праву можно назвать шедеврами, настолько глубоко и пронзительно звучит в них тема любви. Таково, например, стихотворение «О тебе» (1916), пронизанное глубоким чувством, оно звучит как апофеоз любимой:

    О тебе, о тебе, о тебе,

    Ничего, ничего обо мне!

    В человеческой темной судьбе

    Ты — крылатый призыв к вышине.

    Благородное сердце твое —

    Словно герб отошедших времен.

    Освещается им бытие

    Всех земных, всех бескрылых племен.

    Если звезды, ясны и горды,

    Отвернутся от нашей земли,

    У нее есть две лучших звезды:

    Это — смелые очи твои.

    Или вот стихотворение «Девушке» (1911), посвященное 20-летию Маши Кузьминой-Караваевой, двоюродной племяннице поэта по матери:

    Мне не нравится томность

    Ваших скрещенных рук,

    И спокойная скромность,

    И стыдливый испуг.

    Героиня романов Тургенева,

    Вы надменны, нежны и чисты,

    В вас так много безбурно-осеннего

    От аллеи, где кружат листы.

    Во многих стихотворениях Гумилева отразилось его глубокое чувство к Анне Ахматовой: «Баллада», «Отравленный», «Укротитель зверей», «У камина», «Однажды вечером», «Она» и др. Таков, например, прекрасно созданный поэтом-мастером образ жены и поэта из стихотворения «Она»: 

    Я знаю женщину: молчанье,

    Усталость горькая от слов

    Живет в таинственном мерцанье

    Ее расширенных зрачков.

    Ее душа открыта жадно

    Лишь медной музыке стиха,

    Пред жизнью дальней и отрадной

    Высокомерна и глуха.

    Она светла в часы томлений

    И держит молнии в руке,

    И четки сны ее, как тени

    На райском огненном песке.

    5. Любовная лирика Гумилева.

    К лучшим произведениям гумилевской любовной лирики следует также отнести стихотворения «Когда я был влюблен», «Ты не могла иль не хотела», «Ты пожалела, ты простила», «Все чисто для чистого взора» и другие. Любовь у Гумилева предстает в самых различных проявлениях: то как «нежный друг» и одновременно «беспощадный враг» («Рассыпающая звезды»), то словно «крылатый призыв к вышине» («О тебе»). «Только любовь мне осталась…»,— делает поэт признание в стихотворениях «Канцона первая» и «Канцона вторая», где он приходит к выводу, что всего отрадней на свете «нам дрожание милых ресниц//И улыбка любимых губ».

    В лирике Гумилева представлена богатая галерея женских характеров и типов: падшие, целомудренные, царственно-недоступные и зовущие к себе, смиренные и гордые. Среди них: страстная восточная царица («Варвары»), загадочная колдунья («Колдунья»), прекрасная Беатриче, покинувшая ради любимого рай («Беатриче») и другие.

    Поэт любовно рисует благородный облик женщины, умеющей прощать обиды и щедро дарить радость, понимать бури и сомнения, теснящиеся в душе ее избранника, исполненного глубокой благодарности «за ослепительное счастье//Хоть иногда побыть с тобой». В поэтизации женщины также проявилось рыцарское начало личности Гумилева.

    6. Философская лирика Гумилева.

    В лучших стихотворениях сборника «Жемчуга» рисунок гумилевского стиха отчетлив и обдуманно прост. Поэт создает зримые картины:

    Смотрю на тающую глыбу,

    На отблеск розовых зарниц,

    А умный кот мой ловит рыбу

    И в сеть заманивает птиц.

    Поэтическая картина мира в стихотворениях Гумилева привлекает своей конкретикой и осязаемостью образов. Поэт материализует даже музыку. Он видит, например, как

    Звуки мчались и кричали Как виденье, как гиганты, И метались в гулкой зале, И роняли бриллианты.

    «Бриллианты» слов и звуков лучших стихов Гумилева исключительно красочны и динамичны. Его поэтический мир на редкость живописен, полон экспрессии и жизнелюбия. Четкая и упругая ритмика, яркая, порою избыточная образность сочетаются в его поэзии с классической стройностью, выверенностью, продуманностью формы, адекватно воплощающей богатство содержания.

    В своем поэтическом изображении жизни и человека Н. Гумилев был способен подниматься до глубин философских раздумий и обобщений, обнаруживая почти пушкинскую или тютчевскую силу. Он много размышлял о мире, о Боге, о назначении человека. И эти раздумья нашли разнообразное отражение в его творчестве. Поэт был убежден, что во всем и всегда «Господне слово лучше хлеба питает нас». Не случайно значительную часть его поэтического наследия составляют стихотворения и поэмы, навеянные евангельскими сюжетами и образами, проникнутые любовью к Иисусу Христу.

    Христос был нравственно-этическим идеалом Гумилева, а Новый Завет — настольной книгой. Евангельскими сюжетами, притчами, наставлениями навеяны поэма Гумилева «Блудный сын», стихотворения «Христос», «Ворота рая», «Рай», «Рождество в Абиссинии», «Храм твой. Господи, в небесах…» и другие. Читая эти произведения, нельзя не заметить, какая напряженная борьба происходит в душе его лирического героя, как мечется он между противоположными чувствами: гордыней и смирением.

    Основы православной веры были заложены в сознании будущего поэта еще в детстве. Он воспитывался в религиозной семье. Истинно верующей была его мать. Анна Гумилева, жена старшего брата поэта, вспоминает: «Дети воспитывались в строгих правилах православной религии. Мать часто заходила с ними в часовню поставить свечку, что нравилось Коле. Коля любил зайти в церковь, поставить свечку и иногда долго молился перед иконой Спасителя. С детства он был религиозным и таким же остался до конца своих дней — глубоко верующим христианином».

    О посещениях Гумилевым церковных богослужений и его убежденной религиозности пишет в своей книге «На берегах Невы» и хорошо знавшая поэта, его ученица Ирина Одоевцева. Религиозность Николая Гумилева помогает многое понять в его характере и творчестве.

    Размышления о.Боге неотделимы у Гумилева от раздумий о человеке, его месте в мире. Мировоззренческая концепция поэта получила предельно ясное выражение в заключительной строфе стихотворной новеллы «Фра Беато Анджелико»:

    Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

    А жизнь людей мгновенно и убога.

    Но все в себя вмещает человек.

    Который любит мир и верит в Бога.

    Все творчество поэта и есть прославление человека, возможностей его духа и силы воли. Гумилев был страстно влюблен в жизнь, в ее многообразные проявления. И эту влюбленность он стремился донести до читателя, сделать из него «рыцаря счастья», ибо счастье зависит, убежден он, прежде всего от самого человека.

    В стихотворении «Рыцарь счастья» он пишет:

    Как в этом мире дышится легко!

    Скажите мне, кто жизнью недоволен.

    Скажите, кто вздыхает глубоко,

    Я каждого счастливым сделать волен.

    Пусть он придет, я расскажу ему

    Про девушку с зелеными глазами.

    Про голубую утреннюю тьму.

    Пронзенную лучами и стихами.

    Пусть он придет. Я должен рассказать,

    Я должен рассказать опять и снова.

    Как сладко жить, как сладко побеждать

    Моря и девушек, врагов и слово.

    А если все-таки он не поймет.

    Мою прекрасную не примет веру

    И будет жаловаться в свой черед

    На мировую скорбь, на боль — к барьеру! 

    Это был символ веры. Пессимизма, уныния, недовольства жизнью, «мировой скорби» он категорически не принимал. Гумилева не зря называли поэтом-воином. Путешествия, испытание себя опасностью были его страстью. О себе он пророчески писал:

    Я умру не на постели,

    При нотариусе и враче,

    А в какой-нибудь дикой щели.

    Утонувшей в густом плюще («Я и вы).

    7. Гумилев и Первая Мировая война.

    Когда началась первая мировая война, Гумилев добровольцем пошел на фронт. Его храбрость и презрение к смерти стали легендой. Два солдатских Георгия — высшие для воина награды, служат лучшим подтверждением его храбрости. Об эпизодах своей боевой жизни Гумилев рассказал в «Записках кавалериста» 1915 г. и в ряде стихотворений сборника «Колчан». Как бы подводя итог своей военной судьбы, он писал в стихотворении «Память»:

    Знал oнмуки холода и жажды.

    Сон тревожный, бесконечный путь.

    Но святой Георгий тронул дважды

    Пулею нетронутую грудь.

    Нельзя согласиться с теми, кто считает военные стихи Гумилева шовинистическими, воспевающими «священное дело войны». Поэт видел и осознавал трагедию войны. В одном из своих стихотворений’он писал;

    И год второй к концу склоняется. Но также реют знамена. И также буйно издевается Над нашей мудростью война.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта