самастоятельная работа 4 литература. Дисциплина Литература Тема самостоятельной работы Поэзия серебряного века. Символизм. Акмеизм. Футуризм
Скачать 186.49 Kb.
|
Поэзия серебряного века 6 апреля 2020 577 дочитываний 4 мин. Серебряный век русской поэзии не совсем заслуженно носит такое название. Ведь открытия и новшества, возникшие в то время, могут по праву называться золотыми. Именно в ту пору в России появляется кинематограф, искусство достигает высшей точки своего рассвета, наступает эпоха модернизма – абсолютно новое культурное явление, которое многими было не понято, но несло в себе прекрасные идеи. В литературе, живописи и музыке появлялись творцы, имена которых мы знаем и сегодня, и с интересом изучаем подробности их жизни. Несмотря на то, что это время было перечеркнуто войной и страшными революционными событиями, это не мешает нам говорить о тех прекрасных вещах, которые тогда появились. Переоценить достижения серебряного века невозможно. Никогда ещё в истории культуры не возникало столь насыщенного и трагического периода одновременно. Жизнь многих писателей и художников была надломлена революцией, и большинство из них, к сожалению, не смогли выдержать её зверств, как в моральном, так и в физическом смысле. Все началось в XX веке, что по датировке совпало с возникновением модернизма. Именно тогда возникла атмосфера невероятного творческого подъема. В то время в России у людей появляется возможность получить образование, которое стало доступно не только богатым слоям населения. Множество знаменитых ученых делают открытия в области медицины, ботаники, открываются неизведанные тайны космоса, совершаются кругосветные путешествия. Но все же, эпоха серебряного века наиболее показательно проявила себя в литературе. Это был период, когда возникли различные направления, писатели объединялись в группы для того, чтобы создавать искусство и обсуждать созревшие плоды. Этапы Серебряного века можно разделить на: -90-е гг. XIX в. – начало первой русской революции 1905 – 1907 гг. – происходит поворот от реакции 80-х гг. к общественному подъему, сопровождавшемуся новыми явлениями в культуре; -1905 – 1907 гг., когда важнейшим фактором культурного процесса стала революция; -1907 – 1917 гг. – время острой идейно-художественной борьбы и пересмотра традиционных ценностей; -1917 – конец 20-х гг. ХХ в., когда дореволюционная культура, отчасти, сохраняла традиции «серебряного века. Русская эмиграция заявляет о себе. Течения Серебряный век очень резко выделяется на фоне всех остальных культурных явлений наличием множества течений. Все они очень разнились между собой, но по своей сути были родственны, так как происходили один из другого. Наиболее ярко выделялись символизм, акмеизм и футуризм. Чтобы понять, что несло в себе каждое из направлений, стоит углубиться в историю их возникновения. Символизм 1980 год – середина 19 века. Каким было мировоззрение человека в то время? Он был уверен в себе благодаря знаниям. Теории Дарвина, позитивизм Огюста Конта, так называемый, европоцентризм, создавали твердую почву под ногами. Но в то же время началась эпоха великих открытий. Из-за этого европейский человек уже не мог почувствовать себя таким уверенным, каким был раньше. Новые изобретения и изменения привели к тому, что он стал чувствовать себя потерянным среди изобилия. И в этот момент приходит эпоха отрицания. Декаданство завладело умами культурной части населения. Тогда во Франции становятся популярными Малларме, Верлен и Рембо – первые поэты, которые осмелились найти иной способ отображения мира. Русские поэты уже очень скоро узнают об этих важнейших фигурах и начнут брать с них пример. С этого момента и начинается символизм. Какую основную мысль несет в себе это направление? Поэты символисты утверждали, что с помощью символа можно исследовать окружающий мир. Конечно, на протяжении всей мировой истории все писатели и художники использовали символику. Но модернисты иначе смотрели на это явление. Символ для них – это указание на то, что находится за гранью человеческого понимания. Символисты считали, что рассудок и рационализм никогда не смогут помочь в постижении прекрасного мира искусства. Они стали концентрировать своё внимание на мистической составляющей собственных произведений. Признаки: Основная тема их творчества – религия. Главными героями их произведений теперь становятся мученики или пророки. Символизм отказывается от конкретного изображения действительности и содержания. Это скорее представление предметного мира с помощью символов. Поэты-символисты держали дистанцию и не вмешивались в общественную и политическую жизнь общества. Их главным девизом была фраза: «Мы привлекаем избранных», то есть они сознательно отталкивали читателей, чтобы не быть массовым явлением культуры. К главным символистам относятся такие писатели, как: Брюсов, Бальмонт, Мережковский, Гиппиус. Эстетика символизма – это эстетика намека. Автор не изображает мир вещей, не выражает своего мнения, он лишь пишет о своих ассоциациях, которые связаны у него с тем или иным предметом. Именно поэтому символисты так ценили музыку. Ш. Бодлер рассматривал символизм, как единственно возможный способ отображения реальности. Акмеизм Акмеизм – самое загадочное явление Серебряного века. Берет свое начало в 1911 году. Но некоторые исследователи и филологи порой заявляют, что никакого акмеизма не было вовсе и он является своеобразным продолжением символизма. Но различия в этих направлениях все же есть. Акмеизм стал новым, более свежим течением и появился в тот момент, когда символизм начал изживать себя и в его среде назревал раскол. Молодые поэты, которые изначально хотели причислить себя к символистам, были разочарованы этим событием и решили создать новую группировку. В 1911 году Гумилев организовал «Цех поэтов», когда почувствовал, что имеет достаточно опыта и сил для того, чтобы обучать других. К нему присоединяется Городецкий. Вдвоем они хотят приобщить к себе как можно более «разношерстных» поэтов. В итоге так и произошло: «Цех» посещали Хлебников, Клюев и Бурлюк, из-под крыла Гумилева вышли такие писатели, как Мандельштам и Ахматова. Молодым поэтам нужна была профессиональная среда, и они получали её, когда присоединялись к сообществу «Цеха». Акмеизм – красивое слово, которое переводится как «вершина» или «острие». Какие же основные различия между символизмом и акмеизмом? Прежде всего, оно состоит в том, что произведения поэтов-акмеистов были проще и не несли в себе такого глубокого сакрального смысла, как у символистов. Тема религии была не настолько навязчива, тема мистики тоже отошла на второй план. Точнее, акмеисты писали о земном, но предлагали не забывать, что ирреальная сторона тоже существует. Если символизм нес в себе идею непостижимой тайны, то акмеизм – это скорее загадка, над которой стоит подумать, и обязательно найдешь ответ. Но акмеисты сильно поторопились, и течение просуществовало не так долго, как того хотели его участники. Уже в первые годы был написан манифест акмеизма, который, при всей своей насыщенности, не особо соответствовал действительности. Творчество поэтов «Цеха» не всегда несло в себе все идеи манифеста, и критики были очень недовольны этим фактом. А в 1914 году началась война, и акмеизм скоро забылся, так и не успев расцвести. Футуризм Футуризм не являлся цельной эстетической школой и включал в себя различные направления: кубофутуризм, эгофутуризм, мезонин поэзии и т.д. Его название происходит от английского слова «future», что в переводе означает «будущее». Давид Давидович Бурлюк – один из главных представителей, «отец футуризма», как он сам любил себя называть, ненавидел заимствования из языка и называл футуристов «будетлянами». Признаки и особенности: Футуристы, в отличие от других направлений, ориентировались на разные типы культуры. У поэта сформировалась новая роль, он одновременно становился разрушителем и творцом. Футуризм, как явление авангардное, стремился эпатировать публику. Марсель Дюшан, который принес на выставку писсуар и назвал это собственным творением, изобразив на нем свою подпись, был первым, у кого получилось сделать такой скандальный выпад в сторону творческой интеллигенции. Некоторые филологи утверждают, что акмеизм и футуризм – это не отдельные течения, а лишь реакция на то, что делали в своё время представители символизма. Ведь в стихотворениях многих символистов, к примеру, у Блока или Бальмонта, можно найти строки, которые звучат весьма авангардно. Если символисты считали главным искусством музыку, то футуристы, прежде всего, ориентировались на живопись. Не зря многие из поэтов изначально были художниками, к примеру, Д. Бурлюк и его брат, Маяковский и Хлебников. Ведь искусство футуризма – это искусство изображения, слова изображались на плакатах или агитационных листах, чтобы публика могла видеть и запомнить основной посыл поэтов. Футуристы предлагали окончательно забыть традиционное искусство. «Сбросить Пушкина с корабля современности» — их основной девиз. Маринетти также призывал «ежедневно плевать на алтарь искусства». Футуристы уделяли большее внимание не символике, а конкретно слову. Они пытались его видоизменить, иногда не самым понятным и эстетичным способом, чтобы задеть читателя. Их интересовала историческая основа слова, его фонетика. Это было нужно для того, чтобы слова буквально «выпирали» из текста. На происхождение футуризма очень повлияла деятельность итальянских футуристов, в особенности, манифест Филиппо Томазо Маринетти, который был написан в 1910 году. В 1910 году собирается группа из братьев Бурлюков, Велимира Хлебникова и поэтессы Елены Гуро, которая, к сожалению, прожила очень короткую жизнь, но подавала большие надежды, как творец. Они назначают дом Давида Бурлюка местом для творчества и создают сборник «Садок судей». Напечатали его на самой дешевой бумаге (обоях) и пришли на знаменитые «среды» к В. Иванову. Весь вечер сидели довольно тихо, но ушли раньше, предварительно рассовав по карманам чужих пальто, те самые сборники. Именно с этого необычного происшествия, по сути, и начался русский футуризм. В 1912 году создается «Пощечина общественному вкусу», которая шокировала читателей. Этот сборник наполовину состоял из стихов В. Хлебникова, чье творчество очень ценилось футуристами. Футуристы призывали к созданию новых форм в искусстве. Основными мотивами их творчества были: возвеличивание собственного «я», фанатичное поклонение войне и разрушениям, презрение к буржуазии и слабой человеческой изнеженности. Для них было важно привлечь к себе как можно больше внимания, и для этого футуристы были готовы на все. Они одевались в странную одежду, рисовали на лицах символы, развешивали плакаты и ходили так по городу, скандируя собственные произведения. Люди реагировали по-разному, кто-то восхищенно смотрел вслед, удивляясь смелости пришельцев, а кто-то мог наброситься с кулаками. Имажинизм Некоторые черты этого направления очень схожи с футуризмом. Термин впервые появился в среде английских поэтов Т. Элиота, У. Люьиса, Т. Хьюма, Э. Паунда и Р. Олдингтона. Они решили, что поэзия нуждается в большей образности («image» в переводе с английского значит «образ»). Они стремились создать новый поэтический язык, в котором нет места клишированным фразам. Русские поэты впервые узнали об имажинизме от Зинаиды Венгеровой, на тот момент, одной из самых знаменитых литературных критиков. В 1915 году вышла в свет её статья «Английские футуристы», и тогда молодые поэты задумались о том, что могли бы позаимствовать название у англичан, но при этом создать собственное течение. Тогда бывший футурист Владимир Шершневич в 1916 году пишет «Зеленую книгу», в которой впервые употребляет термин «имажинизм» и заявляет, что образ должен стоять выше содержания произведения. Затем в 1919 году в журнале «Сирена» публикуют «Декларацию» ордена имажинистов. В ней были указаны основные правила и философские концепции этого движения. Имажинизм, подобно сюрреалистическому движению во Франции, был самым организованным течением из всех существующих. Его участники часто проводили литературные вечера и встречи, публиковали большое количество сборников. Выпускали собственный журнал, который носил название «Гостиница для путешествующих в прекрасном». Но, несмотря на такую сплоченность, поэты-имажинисты имели абсолютно разные взгляды на творчество. К примеру, поэзия Анатолия Мариенгофа или Владимира Шерневича отличалась упадническими настроениями, личными переживаниями, пессимизмом. И в то же время, в их кругу был Сергей Есенин, для которого тема родины становится ключевой в творчестве. Отчасти, это был образ крестьянского мальчишки-простачка, который он сам себя придумал, чтобы стать популярнее. После революции Есенин и вовсе откажется от него, но здесь важен сам факт того, насколько разнородными были поэты этого течения, и как они подходили к созданию своих произведений. Именно это различие в итоге привело к расколу имажинизма на две разные группы, а позже движение распалось вовсе. В их кругу на тот момент чаще стали возникать разного рода полемики и споры. Поэты противоречили друг другу, высказывая свои мысли, и не могли найти компромисс, который бы сгладил конфликт. Эгофутуризм Разновидность футуристического течения. Его название несет в себе основную идею («Эгофутуризм» переводится как «Я – будущее»). Его история началась с 1911 года, но этому направлению не удалось долго просуществовать. Игорь Северянин стал тем поэтом, который решил самостоятельно придумать собственное течение и воплотить свою идею с помощью творчества. В Петербурге он открывает кружок «Ego», с которого и начался эгофутуризм. В его сборнике «Пролог. Эгофутуризм. Поэза грандос. Апофеозная тетрадь третьего тома» название течения прозвучало впервые. Сам Северянин не составлял никаких манифестов и не писал творческую программу для собственного течения, он писал о нём так: В отличие от школы Маринетти, я прибавил к этому слову [футуризм] приставку «эго» и в скобках «вселенский»… Лозунгами моего эгофутуризма были: 1. Душа – единственная истина. 2. Самоутверждение личности. 3. Поиски нового без отвергания старого. 4. Осмысленные неологизмы. 5. Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы. 6. Борьба со «стереотипами» и «заставками». 7. Разнообразие метров. В 1912 году в том же Петербурге была создана «Академия эгопоэзии», к которой присоединились молодые и совсем неопытные Г. Иванов, Грааль-Арельский (С. Петров) и К. Олимпов. Лидером все ещё оставался Северянин. Собственно, из всех названных выше поэтов, он стал единственным, чье творчество до сих пор не забыто и активно изучается филологами. Когда к течению эгофутуризма присоединился совсем ещё молодой Иван Игнатьев, создается «Интуитивная ассоциация эгофутуристов», куда вошли П. Широков, В. Гнедов и Д. Крючков. Так они характеризовали движение эгофутуризма в своём манифесте: «Непрестанное устремление каждого Эгоиста к достижению возможностей Будущего в Настоящем посредством развития эгоизма». Многие произведения эгофутуристов служили не для чтения, а для исключительно зрительного восприятия текста, о чём предупреждали сами авторы в заметках к стихотворениям. Задание 2. Прочитайте стихотворение М. Цветаевой, выполните анализ фрагмента по предложенному плану. Политеческая , Эпитет, Рифма, Куст рябины является символом Родины, воспоминания о которой помогают отчаявшейся от одиночества лирической героине выжить на чужбине. В стихотворении "Шаганэ ты моя, Шаганэ!.." С.А. Есенина также звучит ностальгическая тема. Лирический герой подчеркивает, что, "как бы ни был красив Шираз,/ Он не лучше рязанских раздолий...", тем самым выражая свою неподдельную любовь к Родине. Героиня Цветаевой тоже преданно относиться к своему месту рождения ("Роднее бывшее - всего"). Оба героя желают вернуться домой: есенинский герой просит Шаганэ не "будить только память" "про волнистую рожь при луне", чтобы не испытывать тоску. Лирическую героиню из состояния одиночества и отчаяния выводит любое напоминание о Родине ("Но если по дороге - куст\Встает, особенно - рябина...". В стихотворении О.Мандельштама "Я вернулся в мой город, знакомый до слёз..." лирический герой также испытывает ностальгические чувства. Но в отличие от лирической героини Цветаевой, он возвращается в родные места, предвкушая увидеть Ленинград таким, каким он его помнит с детства. Однако герой разочаровывается, поскольку город и его жители изменились. Этим герой Мандельштама отличается от героини Цветаевой - героиня испытывает одиночество за границей, а лирический герой ощущает себя чужим на Родине. Задание 3. Выполните краткий обоснованный анализ произведений поэтов Серебряного века по одной из предложенных тем (Объем выполненного анализа: 3-5 предложений). В чем секрет поэтической силы Цветаевой? Что делает её непохожей ни на кого? Прежде всего неординарность личности, бунтарский дух, мятежность, небывалая энергия, подчеркнутая напряженность, трагическое ощущение одиночества . Мир глубоких и драматических переживаний, очарование, богатство и неповторимость личности запечатлелись в любовной лирике Цветаевой. Тема любви, безусловно, занимает в ее поэзии центральное место. Неподдельная искренность, предельная откровенность: Безумье — и благоразумье, Позор — и честь, Все, что наводит на раздумье, Все слишком есть — Во мне. Я живу, как другие танцуют: до упоения – до головокружения – до тошноты! Я знаю, кто я: Танцовщица Души. Каждый день судьбу благодарю. . Каждый вечер подвожу итоги. . Не сверяюсь по календарю. . Дорожу сегодня очень многим.. . Все закономерно и светло. . Все зачем-то было очень кстати. . То. . что опалило – не сожгло. . То. . что было болью. . стало статью.. . 19-ый год – в быту – меня ничему не научил: ни бережливости, ни воздержанию. Хлеб я так же легко беру – ем – отдаю, как если бы он стоил 2 коп. (сейчас 200 р.) , а кофе и чай я всегда пила без сахара. Я от природы не терплю запасов. Или съем, или отдам. Победить старость – как сейчас – молодость – мне поможет – Ирония. Москва 19-го года ничему не удивляется: мне самое время жить. Я так мало женщина, что ни разу, ни разу мне в голову не пришло, что от голода и холода зимы 19-го года есть иное средство, чем продажа на рынке. Ничто не может быть больше радости, с которой я бросаю тетрадку для человека, если не радость, с которой я бросаю человека для тетрадки. Лицемерия, - вот чего во мне не хватает. Я ведь сразу: «я очень мало понимаю в живописи» , «я совсем не понимаю в живописи» , «я очень дурной человек, вся моя доброта – авантюризм» , - и на’ слово верят, ловят на слове, не учитывая, что это ведь так – с собой говорю. Но надо отметить одно: никогда ни у кого со мной – ни оттенка фамильярности. Может быть: мои – наперед – удивленные – серьезные, непонимающие глаза. Найду ли я когда-нибудь человека, который настолько полюбит меня, что даст мне цианистого кали, и настолько узнает меня, что поймет, будет убежден, что я никогда не пущу его в ход раньше сроку. – И потому, дав, будет спать спокойно. Словно теплая слеза, Капля капнула в глаза. Там, в небесной вышине Кто-то плачет обо мне. (Быль. – Вчера, на улице. ) "Я буду любить тебя все лето", - это звучит куда убедительней, чем "всю жизнь" и – главное – куда дольше! Все мое отношение к людям – весь разлет моего маятника – между: желанием все оправдать – и требованием быть во всем оправданной. Я рождена для удовольствий света, дружбы нескольких избранных друзей и единственной чудесной любви некоего благородного господина, прекрасного обликом и высокого духом. - Тешу себя глупостями! Почему я так глубоко-беспомощна во всем, что другим так легко? – Найти чей-нибудь дом, взять билет на вокзале, выкроить – по готовой выкройке – детскую рубашечку. Определенная атрофия какой-то части мозга. О, как я издали чую то, чего не могу – и какой у меня тогда кроткий – от неизбежности – голос! Я, кажется, требую, чтобы меня сейчас любили, как будут любить через сто лет. Так же безнадежно, как требовать деньги в счет очень верного! но через сто лет! – наследства. И требовать не у того, кто оставит, а у других. И гарантией выставлять свою уверенность. Соответствие полное.. . И самое обидное, что я ведь знаю, как меня будут любить через 100 лет! Марина Цветаева. Записные книжки (фрагменты записей, с 1915 по 1920 год) Лирическая героиня Цветаевой неумолимо стремится к свободе во всем: в любви к человеку, к Родине. Она даже научилась использовать мучившее ее одиночество так, чтобы оно давало ей возможность уходить в себя, и там, внутри, обретать свободу. Огромно наследие Цветаевой. Она создала стихи, 17 поэм, размышления, воспоминания, лирические эссе, философские этюды, стихотворные драмы. Марина Цветаева - поэт «предельной правды чувств". Она со всей своей «не просто сложившейся судьбой, со всей яркостью чувств и неповторимостью самобытного дарования по праву вошла в русскую поэзию»,- скажет впоследствии Всеволод Рождественский. Цветаева - удивительно современна, потому что проповедовала вечные ценности. «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд», - стихи, написанные в 1913 году можно принимать как пророчество. Современные музыканты часто обращаются к произведениям Цветаевой. Мы послушаем песню на слова Цветаевой. (Звучит песня Мне нравится, что Вы больны не мной») Основные темы лирики Гумилёва - - любовь, искусство, жизнь и смерть, также присутствуют военные и «географические» стихи. В отличие от большинства поэтов, в творчестве Гумилёва практически отсутствует политическая тематика. Хотя размеры стихов Гумилёва крайне разнообразны, сам он считал, что лучше всего у него получаются анапесты. Верлибр Гумилёв использовал редко и считал, что хотя тот и завоевал "право на гражданство в поэзии всех стран, тем не менее, совершенно очевидно, что верлибр должен использоваться чрезвычайно редко". Самый знаменитый верлибр Гумилёва - «Мои читатели». Мотив двоемирия («Свечку внесли», «Мучительный сонет»). Мотив тоски и одиночества человека, живущего в неблагополучно мире. Противопоставление мира реального миру идеальной красоты («Тоска мимолётности», «Тоска припоминания»). Мотив сочувствия и жалости к несчастным («В дороге», «Картинка»). Мотив совести, ответственности каждого за всё, что совершается при нём («К портрету Достоевского», «Старые эстонки»). Мотив неприятия буржуазного мира с его жестокостью, "рыночностью", уподоблением человека вещи («Кулачишка»). Мотив возвышенной любви и невозможности её в этом мире («Среди миров», «Сиреневая мгла», «Смычок и струны»). Мотив мучительности творчества («Поэзия», «Поэту», «Старая шарманка»). Мотив природы, отторгнутой от жизни городского человека и страдающей от него («За оградой», «Желание жить», «Ноябрь», «Ветер»). |