Важные события и явления, определявшие развитие российской культуры на рубеже XIX-XX вв.. Культурология. 1 Важные события и явления, определявшие развитие российской культуры на рубеже xixxx вв
Скачать 58.1 Kb.
|
Изобразительное искусство Тенденции, которые определили развитие литературы «серебряного века», были характерны и для изобразительного искусства, составившего целую эпоху в русской и мировой культуре. На рубеже столетий расцветает творчество одного из крупнейших мастеров русской живописи Михаила Врубеля. Врубелевские образы — это образы-символы. Они не укладываются в рамки старых представлений. Художник - гигант, мыслящий не бытовыми категориями окружающей жизни, а «вечными» понятиями, он мечется в поисках истины и красоты. Врубелевская мечта о красоте, которую так трудно было найти в окружающем его мире, полном безысходных противоречий, и врубелевская фантазия, переносящая нас как бы в иные миры, где красота, однако, не освобождается от болезней века, — это воплощенные в красках и линиях чувства людей того времени, когда русское общество жаждало обновления и искало путей к нему. В творчестве Врубеля фантазия соединена с реальностью. Сюжеты некоторых его картин и панно откровенно фантастичны. Изображая Демона или принцессу Грезу, сказочную Царевну Лебедь или Пана, он дает своих героев в мире, словно созданном могучей волей мифа. Но даже тогда, когда предметом изображения оказывалась реальность, Врубель словно наделял способностью чувствовать и думать природу, а человеческие чувства безмерно усиливал. Художник добивался того, чтобы краски на его холстах сияли внутренним светом, светились, как драгоценные каменья. Другой важнейший живописец рубежа столетий — Валентин Серов. Истоки его творчества — в 80-х годах XIX века. Он выступил продолжателем лучших традиций передвижников и в то же время смелым открывателем новых путей в искусстве. Замечательный художник, он был блестящим педагогом. Многие видные художники девятисотых годов нового века обязаны ему своим мастерством. В первые годы своего творчества художник видит высшую цель художника в воплощении поэтического начала. Серов учился в малом видеть большое, значительное. В его замечательных портретах «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» не столько конкретные образы, сколько символы юности, красоты, счастья. Позднее Серов стремился выразить представления о красоте человека в портретах творческих личностей, утверждая важную для русской художественной культуры идею: человек красив, когда он творец и художник (портреты К. А. Коровина, И. И. Левитана). Театр и музыка Важнейшим событием общественно-культурной жизни России в конце XIX в. было открытие в Москве художественного театра в 1898 г., основанного К. С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. В постановке пьес Чехова и Горького формировались новые принципы актерского искусства, режиссуры, оформления спектаклей. Выдающийся театральный эксперимент, восторженно встреченный демократической общественностью, не был принят консервативной критикой, а также представителями символизма. В. Брюсову, стороннику эстетики условного символического театра, были более близки эксперименты В.Э. Мейерхольда -родоначальника метафорического театра. В 1904 г. в Петербурге возник театр В.Ф. Комиссаржевской, репертуар которого отражал устремления демократической интеллигенции. Режиссерское творчество Е.Б. Вахтангова отмечено поисками новых форм, его постановки 1911-12 гг. носят радостный, зрелищный характер. В 1915 г. Вахтанговым создана 3-я студия МХАТ, позднее ставшая театром его имени (1926). Один из реформаторов русского театра, основатель московского Камерного театра А.Я. Таиров стремился к созданию «синтетического театра» преимущественно романтического и трагедийного репертуара, к формированию актеров виртуозного мастерства. Развитие лучших традиций музыкального театра связано с петербургским Мариинским и московским Большим театрами, а также с частной оперой С. И. Мамонтова и С. И. Зимина в Москве. Виднейшими представителями русской вокальной школы, певцами мирового класса были Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, Н.В. Нежданова. Реформаторами балетного театра стали балетмейстер М.М. Фокин и балерина А.П. Павлова. Русское искусство получило мировое признание. Выдающийся композитор Н.А. Римский-Корсаков продолжал работать в излюбленном им жанре оперы-сказки. Высочайшим образцом реалистической драмы явилась его опера «Царская невеста» (1898). Он, будучи профессором петербургской консерватории по классу композиции, воспитал целую плеяду талантливых учеников: А.К. Глазунов, А.К. Лядов, Н.Я. Мясковский и другие. В творчестве композиторов молодого поколения на рубеже XX в. наблюдался отход от социальной проблематики, усиление интереса к философско-этическим проблемам. Наиболее полное выражение это нашло в творчестве гениального пианиста и дирижера, выдающегося композитора С. В. Рахманинова; в эмоционально напряженной, с резкими чертами модернизма музыке А.Н. Скрябина; в произведениях И.Ф. Стравинского, в которых гармонично сочетались интерес к фольклору и самые современные музыкальные формы. Заключение Художественная культура «серебряного века» противоречива и многогранна. На направленность и сложность поэтических исканий и художественной культуры в целом свою печать наложила историческая действительность между двумя революциями (1905—1917). История определила страстное неприятие окружающего мира, буржуазной культуры и цивилизации, радикальное отрицание порядков современного мира и интуитивное предвидение наступления нового времени. Чувство времени в различных вариантах пронизывает всю художественную культуру этого периода. Достижения русского искусства «серебряного века» огромны и имеют мировое значение. Литература, живопись, скульптура, театр и музыка стали своеобразным прологом искусства XX столетия, как в зеркале отразив противоречия и сложности культуры нового века. Две самых страшных в истории человечества мировых войны, политические взрывы и революции, установление жесткого авторитарного режима в России в значительной мере определяют развитие отечественной культуры XX столетия. Но ее истоки — в блестящем расцвете философской, экологической и художественной культуры «серебряного века». 3 Просвещение и наука. Образование и просвещение на рубеже веков. Система образования в России рубежа XIX -и просвещение XX вв. по-прежнему включала три ступени: начальную /церковноприходские школы, народные училища/, среднюю /классические гимназии, реальные и коммерческие училища/ и высшую школу /университеты, институты/. По данным 1913 г., грамотные среди подданных Российской империи /за исключением детей моложе 8 лет/ составляли в среднем 38-39%. В значительной мере развитие народного образования было связано с деятельностью демократической общественности. Политика властей в этой области не представляется последовательной. Так, в 1905 г. Министерство народного просвещения вынесло проект закона «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи» на рассмотрение II Государственной думы, однако этот проект так и не получил силу закона. Растущая потребность в специалистах способствовала развитию высшего, в особенности технического, образования. В 1912 г. в России было 16 высших технических учебных заведений. К прежнему числу университетов прибавился только один, Саратовский /1909/, но количество студентов заметно выросло - с 14 тысяч в сер. 90-х годов до 35,3 тысяч в 1907 г. Получили распространение частные высшие учебные заведения /Вольная высшая школа П.Ф.Лесгафта, Психоневрологический институт В.М.Бехтерева и др./. Университет Шанявского, работавший в 1908-18 гг. на средства либерального деятеля народного образования А.Л.Шанявского /1837-1905/ и дававший среднее и высшее образование, сыграл важную роль в демократизации высшего образования. В университет принимались лица обоего пола независимо от национальной принадлежности и политических взглядов. Дальнейшее развитие в начале XX в. получило высшее женское образование. В начале XX в. в России имелось уже около 30 высших женских учебных заведений /Женский педагогический институт в Петербурге, 1903; Высшие женские сельскохозяйственные курсы в Москве под руководством Д.Н.Прянишникова, 1908 и др./ Наконец, право женщин на высшее образование было признано юридически /1911/. Одновременно с воскресными школами стали действовать новые типы культурно-просветительских учреждений для взрослых - рабочие курсы /например, Пречистенские в Москве, среди преподавателей которых были такие выдающиеся ученые как И.М.Сеченов, В.И.Пичета и др./, просветительские рабочие общества и народные дома - своеобразные клубы с библиотекой, актовым залом, чайной и торговой лавкой /Лиговский народный дом графини С.В.Паниной в Петербурге/. Большое влияние на просвещение оказало развитие периодической печати и книгоиздательства. В начале XX в. выходило 125 легальных газет, в 1913 - более 1000. В 1913 г. издавалось 1263 журнала. Тираж массового литературно-художественного и научно-популярного «тонкого» журнала «Нива» /1894-1916/ к 1900 г. вырос с 9 до 235 тыс. экземпляров. По количеству издаваемых книг Россия занимала третье место в мире /после Германии и Японии/. В 1913 г. только на русском языке вышло 106,8 млн. экземпляров книг. Крупнейшие книгоиздатели А.С.Суворин /1835-1912/ в Петербурге и И.Д.Сытин /1851-1934/ в Москве способствовали приобщению народа к литературе, выпуская книги по доступным ценам /«Дешевая библиотека» Суворина, «Библиотека для самообразования» Сытина/. В 1989 - 1913 гг. в Петербурге работало книгоиздательское товарищество «Знание», которое с 1902 г. возглавлял М.Горький. С 1904 г. было выпущено 40 «Сборников товарищества «Знание»» включавших произведения выдающихся писателей - реалистов М.Горького, А.И.Куприна, И.А.Бунина и др. Наука России в эпоху «серебрянного века» На руб. XIX - XX вв. получили развитие новые области науки, в том числе воздухоплавание. Н.Е.Жуковский /1847-1921/ - основоположник современной гидро- и аэродинамики. Он создал теорию гидравлического удара, открыл закон, определяющий величину подъемной силы крыла самолета, разработал вихревую теорию воздушного винта и др. Великий русский ученый был профессором Московского университета и Высшего технического училища. К.Э.Циолковский /1857-1935/ разрабатывал теоретические основы воздухоплавания, аэро - и ракетодинамики. Ему принадлежат обширные исследования по теории и конструкции цельнометаллического дирижабля. В 1897 г., построив простейшую аэродинамическую трубу, совместно с Жуковским проводил в ней исследования моделей дирижаблей и крыльев самолетов. В 1898 г. Циолковский изобрел автопилот. Наконец, ученый, обосновывая возможность межпланетных перелетов, предложил жидкостно-реактивный двигатель-ракету /«Исследование мировых пространств реактивными приборами», /1903/. Работы выдающегося русского физика П.Н.Лебедева /1866-1912/ сыграли большую роль в разработке теории относительности, квантовой теории и астрофизики. Главное достижение ученого заключается в открытии и измерении давления света на твердые тела и газы. Лебедев является также основоположником исследований в области ультразвука. Научное значение трудов великого русского ученого физиолога И.П. Павлова /1849-1934/ столь велико, что история физиологии делится на два больших этапа: допавловский и павловский. Ученый разработал и ввел в научную практику принципиально новые методы исследования /метод «хронического» опыта/. Наиболее значительные исследования Павлова относятся к физиологии кровообращения, а за исследования в области физиологии пищеварения первому среди русских ученых Павлову была присуждена Нобелевская премия /1904/. Десятилетия "последующей работы по этим направлениям привели к созданию учения о высшей нервной деятельности. Еще один русский естествоиспытатель И.И.Мечников /1845-1916/, вскоре стал Нобелевским лауреатом /1908/ за исследования в области сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии. Основы новых наук /биохимии, биогеохимии, радиогеологии/ заложены В.И.Вернадским /1863-1945/. Значение научного предвидения и ряда основополагающих научных проблем, поставленных ученым в начале века, становится ясным только теперь. Гуманитарные науки в России на рубеже веков Гуманитарные науки испытывали большое влияние процессов, происходивших в естествознании. В философии получил широкое распространение идеализм. Русская религиозная философия с ее поиском путей соединения материального и духовного, утверждением «нового» религиозного сознания явилась едва ли не самой важной областью не только науки, идейной борьбы, но и всей культуры. Основы религиозно-философского Ренессанса, которым отмечен «серебряный век» русской культуры, были заложены В.С.Соловьевым /1853- 1900/. Сын знаменитого историка, выросший в «суровой и набожной атмосфере», царившей в семье /дед его был московским священником/, в гимназические годы /от 14 до 18 лет/ он пережил, по его словам, пору «теоретического отрицания», страстного увлечения материализмом, и от детской религиозности перешел к атеизму. В студенческие годы - сначала, в течение трех лет, на естественном, затем на историко-филологическом факультетах Московского университета /1889-73/ и, наконец, в Московской духовной академии /1873-74/ - Соловьев, много занимаясь философией, а также -изучая религиозно-философскую литературу, пережил духовный перелом. Именно в это время начали складываться основы его будущей системы. Учение Соловьева питалось из нескольких корней: искание социальной правды; богословский рационализм и стремление к новой форме христианского сознания; необычайно острое ощущение истории - не космоцентризм и не антропоцентризм, а историоцентризм; идея Софии и, наконец, идея Богочеловечества - узловой пункт его построений. Оно «сети самый полнозвучный аккорд, какой только когда-либо раздавался в истории философии» /С.Н.Булгаков/. «Его система - опыт синтеза религии, философии и науки. Причем не христианская доктрина обогощается у него за счет философии, а наоборот, в философию он вносит христианские идеи и ими обогащает и оплодотворяет философскую мысль» /В.В.Зеньковский/, Значение Соловьева чрезвычайно велико в истории русской философии. Обладая блестящим литературным талантом, он сделал философские проблемы доступными широким кругам русского общества, более того, он вывел русскую мысль на общечеловеческие просторы /«Философские начала цельного знания», 1877; «Русская идея» на фр. яз., 1888, на рус. - 1909; «Оправдание добра», 1897; «Повесть об Антихристе», 1900 и др./. Русский религиозно-философский Ренессанс, отмеченный целым созвездием блестящих мыслителей - Н.А.Бердяев /1874-1948/, С.Н.Булгаков /1871-1944/, Д.С.Мережковский /1865-1940/. С.Н.Трубецкой /1862-1905/ и Е.Н.Трубецкой /1863-1920/, Г.П.Федотов /1886-1951/, П.А.Флоренский /1882-1937/, С.Л.Франк /1877-1950/ и др. - во многом определил направление развития культуры, философии, этики не только России, но и на Западе, предвосхитив, в частности, экзистенциализм. Ученые-гуманитарии плодотворно работали в области экономики, истории, литературоведения /В.О.Ключевский. С.Ф.Платонов, В.И.Семевский, С.А.Венгеров, А.Н.Пыпин и др./. Одновременно делалась попытка с марксистских позиций рассмотреть проблемы философии, социологии, истории /Г.В.Плеханов, В.И.Ленин, М.Н.Покровский и др./. 4 Художественная культура. Новый период отмечен такими гениальными произведениями Воскресение и Живой труп Толстого. Публикуются Короленко, Серафимович, Гагарин-Михайловский, Горький, Андреев, Бунин, Куприн, Вересаев. Начало 20 века - время расцвета русского театрального искусства, связанного с именами Станиславского, Шаляпина, Еромоловй. Музыкальное творчество Скрябина и Рахманинова определило развитие мировой культуры 20 века на многие есятилетия. Восприятие мира у художников становитсявсе более свободным, идет раскрепощение личности художника. Многие русские писатели обратились к драматургии. На сцене молодого художественного театра ставятся пьесы Толстого, Чехова, Горького. Пользуюьтся успехом Дети Ванюшина Найденова, драмы Андреева, Юшкевича. Заострена философская проблема: Что лучше, истина или сострадание?. Эта тема звучит в Горьковской драме На дне. Особое место занимает Андреев. Его философский критицизм, превращаясь из критики социальной обстановки в критику бытия в целом, пропитывается своеобразным космическим пессимизмом. Нарастающие ноты безверия, отчаяния и связанное с этим зарождение в его творчестве элементов эксперессионизма роднят Андреева с писателями русского модернизма. Русский символизм заявил о себе настойчиво и внезапно. В 1892 году в журнале Северный вестник была опубликована статья Дмитрия Мережковского О причинах упадка и о новейшем течении в современной русской литературе, и долгое время она считалась манифестом русских символистов. В 18941895 годах Брюсов выпустил три сборника Русские символисты. К концу 90-х годов журнал Дягилева Мир искусства и издательство Скорпион образуют прочную основу для деятельности модернистов. Сборники стихов Бальмонта и Брюсова встречают широкое признание, поколенение так называемых старших символистов осознается как сформиовавшееся и весьма весомое художественное направление. Черты своеобразия русского символизма проявились больше всего в творчестве так называемых младших символистов начала 20 века - Блока, Белого, Иванова. Русский символизм воспринял от западного ряд эстетических и философских установок, преломив их через учение Соловьева о душе мира. Русскую художественную литературу первого десятилетия характеризуют не только символизм. В годы первой русской революции возникает пролетарская поэзия. Это массовая поэзия, близкая городским низам: авторы зачастую свои, рабочие. У массового читателя формировался литературный вкус, а культура этого преиода несла значительный просветительский потенциал, развивалась и разрабатывалась целая система самообразования. Года послереволюционной реакции характеризовались в русском художественном сознании настроениями пессимизма. Русская литература находила выход в появлении неореалистического стиля, не имевшего четких внешних признаков. Рядом с возрождающимися реализмом возникали и новые формы романтизма. Это особенно проявилось в поэзии. Новый творческий подъем был характерен для Бунина, подлинным шедевром стал Гранатовый браслет Куприна. Поиски новых форм выражения внутреннего мира человека воплотились в двух новых постсимволических течениях: акмеизме и футуризме. |