Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Вертикальное положение языка или подъем

  • 2. Горизонтальное положение языка или ряд

  • 3. Наличие/отсутствие лабиализации

  • 6. Однородность/неоднородность

  • СИСТЕМА ВОКАЛИЗМА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

  • 5. Положение мягкого нёба.

  • 8. Напряженность.

  • Билет 13. 1. Вертикальное положение языка или подъем


    Скачать 198.54 Kb.
    Название1. Вертикальное положение языка или подъем
    Дата22.05.2019
    Размер198.54 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБилет 13.docx
    ТипДокументы
    #78311

    Билет 13

    Классификация гласных. Сопоставительная характеристика систем вокализма русского и изучаемого иностранного языка
    Гласные — это класс звуков, выделяемых на основании следующих свойств: • наличие голосового и отсутствие шумового источника; • отсутствие преграды и локализации мускульного напряжения в речевом тракте; • слогообразующая функция. Гласные обычно классифицируют по размеру и форме надгортанных полостей, которые зависят в первую очередь от положения языка и губ. При этом используются следующие параметры.

    1. Вертикальное положение языка или подъем (минимальное расстояние между верхней точкой языка и нёбом). Объективно могут быть выделены только крайние значения подъема: верхний (максимальная степень подъема языка, при которой не образуется шума) и нижний, а между ними может находиться практически любое число промежуточных положений, выделение которых зависит от задач описания (обычно выделяют средний, верхне-средний и средне-нижний подъем). Гласные верхнего подъема называются закрытыми, а нижнего — открытыми. По подъему различаются, например, русские гласные [о] (среднего подъема) и [у] (верхнего).

    2. Горизонтальное положение языка или ряд (степень смещения языка вперед/назад из нейтрального положения). Здесь обычно выделяются три ступени — передний, средний (смешанный) и задний ряд, а в случае необходимости можно выделить также промежуточные передне-средний (например, для русского [ь]) и средне-задний ряды. По ряду различаются, например, русские гласные [и] и [ы]. По положению языка во рту гласные образуют своеобразный треугольник или трапецоид (так как различия по ряду у закрытых гласных существеннее, чем у открытых, а различия по подъему ярче выражены у передних гласных в силу того, что артикуляционное пространство гласных больше в передней части ротовой полости, чем в задней, и в верхней — больше, чем в нижней).

    3. Наличие/отсутствие лабиализации — округления и выдвижения губ вперед. Гласные могут быть либо нелабиализованными, либо лабиализованными (чаще лабиализованными бывают гласные заднего ряда, при этом степень лабиализации прямо пропорциональна степени закрытости гласного — она бывает максимальной у гласных верхнего подъема). Только по этому признаку различаются, например, гласные [и] и [у]. В русском языке для классификации гласных достаточно этих трех признаков, однако для описания гласных могут использоваться и другие их характеристики.

    4. Длительность. По этому признаку различаются, например, английские и немецкие гласные [i] и [i:] (bit — beat, bitten — bieten). В русском языке различие между долгими и краткими гласными не является самостоятельным: в одном и том же положении по отношению к ударению гласные не различаются по долготе; краткими (точнее, сверхкраткими) бывают только редуцированные [ъ] и [ь], гласные же полного образования не являются ни долгими, ни краткими. 5. Напряженность/ненапряженность. Напряженные гласные характеризуются максимальной степенью смещения языка из нейтрального положения (положения речевой позы). В русском языке напряженными являются ударные гласные, а ненапряженными — безударные. Например, [и] в слове пить является более напряженным — в данном случае более верхним и более передним, — чем безударный [и] (например, в слове питье). Редуцированные гласные, по сравнению с гласными полного образования, наоборот, характеризуются смещением языка по направлению к нейтральному положению (например, [ь] в слове ледокол [л'ьдакол]).

    6. Однородность/неоднородность. Гласные могут быть однородными по качеству на всем своем протяжении (монофтонги) и неоднородными (дифтонги и дифтонгоиды). Дифтонгом называется неоднородный гласный, две более или менее равные части которого составляют один слог (например, английские [ои] и [ai] в словах go, time). Дифтонгоид отличается от дифтонга тем, что одна из его частей значительно короче другой. В русском языке нет дифтонгов, а дифтонгоидами являются, например, гласный [о], который фактически произносится как [уо], а также все гласные, кроме [и], в соседстве с мягкими согласными (например, [иа] в слове пятый). Неоднородный гласный, состоящий более чем из двух частей, называется полифтонгом — таков, например, гласный [иаи] в слове пять или [уои] в слове поле.

    В традиционной фонетике русского языка классификация гласных задается в виде таблицы, основанной на трех признаках — это ряд, подъем и лабиализация (см. табл. 5). В таблице представлены все гласные звукотипы русского языка, а также некоторые гласные, не являющиеся звукотипами (они заключены в круглые скобки).




    СИСТЕМА ВОКАЛИЗМА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

    Английские гласные значительно более разнообразны, чем русские, и поэтому гораздо труднее согласных. Русских гласных звуков всего пять: /а/, /э/, /о/, /у/, /ы/; если предшествующий согласный мягкий или /й/, они обозначаются на письме особыми буквами - соответственно Я, Е, Ё, Ю, И. Поскольку английских гласных в несколько раз больше, а в латинском алфавите всего лишь пять гласных букв - A, E, I, O, U, в английской письменности выработаны весьма сложные способы обозначения гласных звуков.1
    1. Стабильность артикуляции. В английском языке систему вокализма образуют два класса гласных звуков: дифтонги и монофтонги. В зависимости от количества скольжений гласные звуки в английском языке можно разделить на монофтонги (monophthongs), дифтонги (diphthongs) и трифтонги (triphthongs - гласные комплексы, более сложные, чем дифтонги). В русском языке дифтонгов и, тем более трифтонгов, нет. Существующие в ряде слов фонетические дифтонги фонологически дифтонгами не являются, так как они состоят из двух фонем — гласной и неслогового [и], которое в случае присоединения к соответствующему слову словоизменительной или словообразовательной морфемы, начинающейся с гласной, присоединяется к последующему гласному; ср.: край — края ['кра-йъ], дай — даю [д йу] и т. д.2

    Для монофтонгов в английском языке характерно устойчивое, стабильное положение артикуляторов во время фазы выдержки. В английском языке 12 монофтонгов. В англоязычной литературе их часто называют чистыми (pure) гласными.3

    Особенности артикуляции двух из вышеозначенных монофтонгов нуждаются в дополнительном комментарии. Гласные [i:] и [u:] имеют в

    гласного, а именно: [i:] начинается с уклада, близкого к звуку [i], а [u:] — к звуку [u.]. В практической фонетике такие звуки называются дифтонгоидами. Начальный элемент дифтонгоидов можно рассматривать как призвук, очень краткий по длительности и незначительный по качественным изменениям; его наличие, однако, придает звучанию [i:] и [u:] неоднородный характер. Заметная черта русского вокализма — неоднородный, дифтонгоидный характер гласных на протяжении их звучания. Проявляется эта черта, как правило, в ударном положении. Так, к примеру, гласный [о] начинается с краткого [у] и произносится как [уо].1

    Дифтонг это сложный звук, характеризующийся скользящей артикуляцией от одного гласного к другому, и это движение значительно изменяет качество гласного. В английском языке 8 дифтонгов. Все они относятся к так называемым нисходящим дифтонгам, у которых более выражен начальный элемент, т.е. он звучит более напряженно, отчетливо и громко по сравнению со вторым и занимает почти 3/4 от длительности всего гласного звука. Дифтонг произносится одним артикуляторным усилием, и переход ко второму элементу осуществляется постепенно, однако второй элемент настолько слабо выражен, что его качество трудно определить.

    Подсистема английских гласных характеризуется наличием девяти дифтонгов: [еi, аi, i; а , о , iə, зə, ə, ə]. Эти дифтонги образуют ряд оппозиций с монофтонгами и особенно много (до 36) оппозиций друг с другом.

    Несмотря на слабо выраженный характер второго элемента, двусоставность дифтонга хорошо замечается слушающим и обладает смыслоразличительной функцией. Так, слова типа menmain, laughlife, toretoyразличаются благодаря скользящей артикуляции во втором слове в каждой паре.

    Помимо дифтонгов в английском языке существуют трифтонги. Это еще более сложные образования гласного типа, при произнесении которых происходит скольжение от одного элемента к другому, а затем к третьему. Такая последовательность гласных элементов произносится быстро и слитно. Трифтонги в английском языке не являются отдельными фонемами, а представляют собой сочетания дифтонга и нейтрального гласного (fire, liar, power, hour).

    Существует мнение, что в английском языке можно выделить 5 трифтонгов, которые можно проследить в словах: layer, player; fire, liar; loyal, royal; lower, mower; power, hour.

    2. Признак ряда. Для подсистемы английских гласных (монофтонгов) фонологически существенное значение имеет признак ряда с подразделением на гласные обычного и гласные продвинутого вперед или отодвинут назад ряда и признак подъема с подразделением на две разновидности — узкую и широкую.2

    По признаку ряда английские гласные располагаются так:

    1) гласные переднего ряда: [i:], [е], [æ];

    2) гласные переднего отодвинутого ряда: [i];

    3) гласные среднего ряда: [з:], [ə];

    4) гласные заднего ряда: [ ], [ :], [u:];

    5) гласные заднего продвинутого ряда: [а:], [ ], [ ].

    Подсистема русских гласных состоит из 5 фонем. В отличие подсистемы английских гласных, в русской подсистеме фонологически существенным является деление по признаку ряда и подъема без каких-либо подразделений.1

    По признаку ряда русские гласные располагаются так:

    1) гласные переднего ряда: [и], [э];

    2) гласные среднего ряда: [ы];

    3) гласные заднего ряда: [а], [о], [у].

    В английской подсистеме гласных существуют следующие 6 оппозиций гласных по признаку ряда:

    [i:-u:] — beat - boot; [æ –a: ] — cat-cart; [i:- ] — kick-cook;

    [e –з:] — bed- bird; [a: - ] — heart -hot; [ - :] — tuck –talk

    В русской подсистеме гласных существуют следующие 4 оппозиции по признаку ряда:

    [и-у] — питъ-путь; [ы-у] — мыл-мул;

    [э-о] — мел-мол; [и-ы] — бил-был.
    3. Признак подъема. По признаку подъема английские гласные классифицируются так:

    1) гласные верхнего подъема узкие: [i:], [u:];

    2) гласные верхнего подъема широкие: [i], [ ];

    3) гласные среднего подъема узкие: [e], [з:];

    4) гласные среднего подъема широкие: [ə];

    5) гласные нижнего подъема узкие: [ ], [ :];

    6) гласные нижнего подъема широкие: [æ], [а:], [ ].

    По признаку подъема русские гласные классифицируются так:
    1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. – М., 1956. с. 43

    1) гласные верхнего подъема: [и], [у];

    2) гласные среднего подъема: [э], [о];

    3) гласные нижнего подъема: [а], [э].

    По признаку подъема в английской подсистеме гласных имеются следующие оппозиции:

    1. В пределах одного и того же подъема:

    [i: - i] – feel - fill; [з: - ə] – foreword - forward

    [u: - ] — рооl - pull; [ : - ] – port – pot

    В русской подсистеме гласных такие оппозиции полностью отсутствуют.

    2. В пределах разных подъемов:

    [i:-æ] — seed - sad; [ - ] – look - luck; [i: - e] – neat - net;

    [i-e] – bill - bell; — [ - a:] — look - lark; [u: - :] — fool - fall

    [u: - ] – soup - sop.

    В русской подсистеме гласных имеются такие оппозиции по признаку подъема (в пределах разных подъемов):

    [и-э] — пил-пел; [у-о] тут-тот; [э-а] — села-сало;

    [о-а] — сом-сом; [у-а] — стул-стол; [у-э] — ухо-эхо.

    Следует напомнить, что в английском языке насчитывается 12 монофтонгов, а в русском — только 6 (5).

    Следствием большего числа монофтонгов в английском языке по сравнению с русским является большее количество позиций, которые может занимать основная масса языка при артикуляции гласных. Так, в русском языке достаточно различать три степени подъема языка, а для английского языка современные исследователи выделяют четыре степени. Кроме того, русские англисты выделяют пять позиций для положения языка по ряду. В русском языке их три.1

    Можно также отметить и другие различия, которые, однако, не носят

    1.Аракин В.Д. Сравнительная типология английского и русского языков. М.: Физматлит, 2008 г. – 73 с.

    системного характера, а касаются особенностей реализации какого-либо признака.
    4. Положение губ. Артикуляция гласных всегда сопровождается работой губ, поэтому положение губ – очень важное условие для характеристики гласных. Округление и выпячивание губ или, наоборот, растягивание — модифицирует форму и объем ротового резонатора (растягивание губ укорачивает переднюю часть резонатора, что повышает резонаторный тон; округление губ в колечко и вытягивание их в трубочку увеличивают переднюю часть резонатора, что понижает резонаторный тон), а значит, и качество гласного, так как изменяет значение основных формант. При выдвинутых губах длина речевого тракта увеличивается, а это приводит к понижению частоты как первой, так и второй форманты. Гласные, образованные при округленных губах, называются лабиализованными (labialized) а при нейтральных или растянутых — нелабиализованными (поп-labialised). Не растянутые и не вытянутые губы (нейтральное положение губ, как при [а] в русском языке) не влияют на резонаторный тон. В английском языке задняя артикуляция всегда сопровождается той или иной степенью огубления, поэтому к лабиализованным гласным можно отнести [u:], [ ], [ :], [ ]. Первичная подсистема гласных содержит один лабиализованный звуковой тип, расщепление которого дает набор лабиализованных фонем русского языка. Расщепление осуществляется по признаку диффузности – недиффузности и низкости – высокости. В полученной категории противопоставляются две фонемы ([у], [о]) трем ([а], [э], [и]). Вариант [ы] в силу своей низкой тональности приближается к [у], так что для этой пары устанавливается минимальное различие по лабиализованности-нелабиализованности.1

    1.Развитие фонетики современного русского языка. – М.. 1966. с. 54-55

    Между огубленностью и задним рядом существует корреляция. В некоторых языках эти признаки коррелируют очень четко: так, в русском языке все задние гласные огублены, и наоборот.
    5. Положение мягкого нёба. Назализация гласных широко распространена. В русском языке она обусловлена соседством с носовыми согласными и не имеет фонологического значения, таким образом, в русском языке носовых (назализованных) гласных нет.

    В образовании гласных может участвовать носовой резонатор, форма и объем которого всегда остаются неизменными. При опущенном мягком нёбе открывается проход через нос и воздушная струя выходит двумя путями: частично из полости рта и частично из полости носа. Гласные, образованные таким образом, называются назализованными (nasalised).

    Теоретически любому неназализованному гласному может соответствовать назализованный с тем же укладом языка и губ. В специальной литературе, однако, появились данные, свидетельствующие о том, что артикуляция назализованных гласных сопровождается изменениями в форме фаринкса. В английском языке в отличие от французского, португальского, польского нет назализованных гласных, которые противопоставлялись бы неназализованным. В соседстве с носовыми согласными, при производстве которых мягкое нёбо опущено, все английские гласные в большей или меньшей степени окрашиваются носовым звучанием. Изменений в форме фаринкса при этом не наблюдается.

    В английской речи назализация принадлежит к очень распространенному виду дополнительной артикуляции, а чрезмерная назализация является одной из наиболее ярких черт американской речи. 1
    6. Долгота. Английские монофтонги подразделяются на долгие (long) к которым относятся [i:], [u:], [а:], [ :], [з:], и краткие (short) [i], [е], [æ], [ ],

    1. Бурая Е.А, Галочкина И.Е, Шевченко Т.И. Фонетика современного английского языка – М.: Изд центр «Академия», 2008. – с. 75-76)
    [ ], [ ], [ə], хотя различия между ними проявляются лишь в аналогичных фонетических контекстах. Из них можно составить пять пар похожих долгих и кратких гласных звуков: [i:] — [i], [u:] — [ ],[а:] —[ ], [ :] —[ ], [з:] —[ə]. Транскрипционный символ первого гласного в каждой паре состоит из двух элементов: символа самого звука и символа долготы (двух точек по вертикали [:]). Дифтонги традиционно относятся к группе долгих гласных. Долгота гласных в английском языке зависит от характера последующего звука, от его положения в слове, а в некоторых других языках: финском, датском, японском — она выполняет смысло-различительную функцию. Взаимно противопоставленные типы кратких и долгих гласных сходны в том, что их произнесение начинается и заканчивается без изменения качества звука.1

    1

    Из рис. 8 видно, что символы похожих долгих и кратких звуков располагаются хотя и рядом, но все же в разных местах. Это свидетельствует о том, что гласные в паре различаются не только по долготе, но и прежде всего по положению языка и, следовательно, по качеству. Каждый звук в паре имеет свои, присущие ему значения основных формант и характерный для него тембр. Именно поэтому все долгие гласные обозначаются иными транскрипционными символами, чем сходные с ними краткие гласные. Из сказанного вытекает, что в английском языке долгота гласных сама по себе не несет смыслоразличительнои функции, слова типа sit - seatразличаются

    прежде всего потому, что звук [i:] по отношению к [i] является более передним и более закрытым, а не только потому, что один из них — долгий, а другой — краткий.1

    Необходимо также отметить, что реальная длительность любого гласного звука в слове определяется фонетическим контекстом, ударностью/безударностью слога, в котором он употребляется, и положением слова в синтагме. Так, в открытом слоге любой гласный звучит дольше, чем в закрытом, а в положении перед глухим согласным — значительно короче, чем перед звонким. В практической фонетике это явление получило название позиционной долготы гласных звуков. Поэтому, подразделяя английские гласные на долгие и краткие, необходимо уточнить, что долгие гласные звучат дольше кратких только в аналогичных фонетических контекстах, как, например, в парах bid - bead [bid] — [bi:d], full - fool [f l] — [fu:l], pot – port

    [p t] — [p t], cut - cart [k t] — [k t]. Таким образом, длительность гласных в английском языке не абсолютна, а относительна: она зависит от положения звука в слоге, слове, от наличия или отсутствия ударения, от окружающих звуков и т.д. Так, наибольшую длительность гласные имеют в открытом ударном слоге, конечном в слоге: see, low, tie, etc. В положении перед глухими согласными физическая длительность любого гласного существенно сокращается. Это особенно хорошо заметно на примере долгих гласных. Так, в паре seem — seat реальная длительность [i:] в слове sеа1при прочих равных условиях (например, в конечном ударном положении во фразе, при реализации того же тона) почти вдвое меньше, чем в слове seem. Напротив, краткий звук [ ] в слове соmев той же позиции будет звучать дольше, чем долгий звук [а:] в слове cart, так как употребляется перед носовым, т.е. звонким, согласным.2

    Итак, гласные звуки в английском языке хотя и подразделяются на долгие и краткие, тем не менее не противопоставляются по принципудолготы, так как физическая длительность гласного является величиной переменной и находится в зависимости от фонетического контекста; иными словами, [i:],[u:], [a:], [ :], [з:] реализуются как более долгие по отношению к [i], [е], [æ], [ ], [ ], [ ] лишь в аналогичных фонетических условиях.

    Подчеркивая неразрывную связь между качеством гласного и его собственной долготой, некоторые фонетисты-англисты, в особенности исследователи американского варианта английского языка, полагают излишним использовать символ долготы при обозначении звуков [i:], [u:], [a:], [ :], [з:]. По их мнению, делается это не потому, что долгота в английском языке лингвистически значима, а в силу сложившейся традиции.1

    В русском языке подразделения гласных на долгие и краткие нет. Длительность гласного звука зависит от его положения в слове: все ударные гласные звучат дольше безударных. В английском языке различаются исторически долгие – напряженные и исторически краткие – ненапряженные звуки. В русском языке такого различия, опять же, нет.2
    8. Напряженность. Г. Суит предлагал разделить гласные звуки на напряженные (tense) и ненапряженные (lах). В парах [i:] —[i], [u:] — [ ], [а:] —[ ], [ :] — [ в], [з:] —[ə] долгий гласный, как правило, является более закрытым, чем краткий (исключение в современном произношении составляет пара [а:] — [ ]). Он утверждал, что более закрытые гласные отличаются от открытых тем, что при их произнесении язык напряжен. Таким образом, различение гласных по напряженности вновь оказалось зависимым от положения языка, т.е. от качества гласных. Напряжение органов речи связано с длительностью звучания гласного - чем больше длительность, тем больше мускульное напряжение. Поэтому, долгие гласные в английском языке считаются напряженными, а краткие – ненапряженными. В отличие от длительности, которая определяется фонетическим контекстом и в силу этого не может считаться постоянной характеристикой гласного звука, напряженность гласного от фонетического контекста не зависит и проявляется во всех его реализациях. Поэтому гласные [i:], [u:], [а:], [ :], [з:] — всегда напряженные, а [i], [е], [æ], [ ], [ ], [ ],[ə] — ненапряженные. Дифтонги традиционно относятся к группе напряженных гласных. При этом, часть лингвистов утверждает, что Дифтонги лучше относить полунапряженным гласным, так как спад мускульного напряжения происходит во время перехода (скольжения) ко второму элементу звука.

    Методика определения степени мускульного напряжения в момент артикуляции звука в настоящее время пока еще остается недостаточно

    разработанной, поэтому исследование напряженности гласных производится субъективными методами — по мускульному ощущению и на слух.

    В русском языке гласные не различаются по этому признаку, хотя в русском языке напряженность гласного зависит от его положения в слове: ударный гласный характеризуется большей степенью напряженности по сравнению с безударным.


    написать администратору сайта