Главная страница
Навигация по странице:

  • Отсюда особое отношение к науке

  • 2.Каковы теоретические основы педагогики Я. А. Коменского Почему этого чешского педагога считают классиком педагогики, великим педагогом

  • 3.Какие общепедагогические и дидактические принципы сформулировал Я.А. Коменский Докажите их актуальность для современной школы, педагогики.

  • Практическая 6. 1. Выделите характерные черты эпохи Просвещения, повлиявшие на характер процессов образования и воспитания в Западной Европе xvii xviii вв


    Скачать 38.51 Kb.
    Название1. Выделите характерные черты эпохи Просвещения, повлиявшие на характер процессов образования и воспитания в Западной Европе xvii xviii вв
    Дата31.01.2022
    Размер38.51 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрактическая 6.docx
    ТипДокументы
    #347519

    1.Выделите характерные черты эпохи Просвещения, повлиявшие на характер процессов образования и воспитания в Западной Европе XVII – XVIII вв.

    Одним из самых важных и ключевых моментов в развитии мировой истории является период, который получил название «эпоха Просвещения». Этот период охватывает почти весь XVIII и характеризуется высоким уровнем образованности населения и стремлением к новым открытиям.  

    Отличительными чертами этой эпохи является отношение к религии. В эпоху просвещения люди верили в высшие силы без фанатизма. Они считали, что истину можно познать через знания, необычные явления же люди эпохи Просвещения пытались объяснить логическим путем, не приплетая силу божью.

    Отсюда особое отношение к науке: человек данной эпохи стремился расширить свои знания об окружающей среде. Стал развиваться интерес к точным наукам, к философии, математике и  физике. Акцент теперь был сделал не на духовное, а на рациональное познание мира, отсюда и интерес к естественным наукам. Отличительно чертой этой эпохи от других является стремление найти логическую связь между наукой и природой.

    Таким образом, в эпоху просвещение наблюдается отход от религии в сторону науки. Главной ценностью этого периода является знание, и только знание о закономерностях в природе являлось главной ценностью. Все, что ранее объяснялось с религиозной точки зрения теперь отрицалось и пересматривалось заново.

    2.Каковы теоретические основы педагогики Я. А. Коменского? Почему этого чешского педагога считают классиком педагогики, великим педагогом?

     Его известность и мировое признание, его педагогические идеи до сих пор сохраняют педагогическое значение, хотя он жил и творил более 360 лет назад. В своем знаменитом труде «Великая дидактика» Коменский разработал основные вопросы теории и организации учебной работы с детьми. Большое внимание он уделял нравственному воспитанию детей, а в книге «Материнская школа» детально изложил свои взгляды на семейное воспитание.

        Ян Амос Коменский (1592-1670), чешский мыслитель-гуманист, философ, выдающийся педагог создал стройную педагогическую систему, прогрессивную по своему содержанию и актуальную до сих пор. Над своим капитальным трудом «Великая дидактика» Коменский работал с 1627 по 1638 год. Права М. Шагинян, что многое возникло в современной жизни из его дидактики: «Современная школа, всеобщее образование (без различий наций, классов, пола), метод наглядного обучения, звуковой метод, преимущество родного языка перед иностранным, режим и порядок школьного образования, значение физических упражнений, обязательность музыки в числе школьных предметов, чередование занятий и отдыха, сад или площадка при школе и целый ряд других практических вещей – все это выросло из дидактики Коменского, всем этим человечество обязано ему».

        Метод обучения, который предлагал Коменский, в отличие от схоластической школы, не отвращал детей от занятий, а должен был возбуждать в них радость, превращая овладение знаниями в приятное занятие, позволяя пройти путь к вершинам науки без скуки, окриков и побоев, а как бы шутя и играя (он предлагал учебные игры, учебные пьесы, написал книги «Школа-театр», «Школа-игра. Школа, по Коменскому, - дом радости. Его дидактика построена на принципе целесообразности и природосообразности.

        Его девиз: «Никакого насилия над человеком!» Он писал: «Академические учебные работы будут продвигаться вперед легко и успешно, если каждый посвятит себя тому виду занятий, к которому, как это можно заключить по верным признакам, его предназначила природа. Ибо по природным дарованиям один является музыкантом, поэтом, оратором, физиком и т. д., в то время как другие более склонны к богословию, медицине, юриспруденции».

        Коменский выдвинул идею непрерывности образования (учить на протяжении всей жизни), разработал систему дошкольного и школьного обучения и воспитания, говорил о том, что в каждом государстве должны быть академии – высшие школы для молодежи с 18 по 24 лет, а также «школы зрелого возраста».

        Коменский высоко поднимал значимость нравственного воспитания, он писал : «Надо следить за тем, чтобы академии воспитывали только трудолюбивых, честных и способных людей. Они не должны терпеть лжестудентов, которые, подавая другим, вредный пример бездействия и роскоши, расточают отцовское имущество и губят свои годы. Ведь слово студент в переводе с латинского «усердно занимающийся».

        В плане совершенствования обучения Коменский первый ввел принцип наглядного обучения, издав иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках». Он создал пансофическую школу (кабинеты физики, механики, естественно - исторических наук, кабинет биологии и пришкольный сад). Важна и актуальна до сих пор его идея: «Сообщить ученикам не отдельные, разрозненные знания, а систему знаний, энциклопедию, которая могла бы связно удержаться в памяти, снабдить сведениями о самом основном в каждой науке и сделать учащегося универсально образованным человеком». Он писал: «Если из наших знаний исключить то, что менее необходимо, то у нас было бы в распоряжении вдовое больше времени и мы затрачивали бы вдовое меньше труда. Надо уметь отбирать только нужное». Коменский считал, что «все имеющее между собой связь должно быть преподаваемо одновременно, параллельно друг с другом» (сравните с современной идеей межпредметных связей).

        Удивительно, что идеи Коменского, высказанные 350 лет назад, так актуальны и полезны в наше время. По праву его считают гениальным педагогом-провидцем.

    3.Какие общепедагогические и дидактические принципы сформулировал Я.А. Коменский? Докажите их актуальность для современной школы, педагогики.

    Педагогическое творчество Яна Амоса Коменского является большим вкладом в мировую педагогическую науку. Россия и ее школы на протяжении трех столетий проявляли и проявляют живой интерес к наследию Коменского. Используя то лучшее, что было завещано великим педагогом и философом 17 века, они по мере возможности творчески преломляли его метод обучения согласно российским потребностям и условиям, не нарушая, однако, цельности выдвинутых Коменским принципов.

    Великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592–1670) прославился своими пе- редовыми идеями о преобразовании педагогической системы, которые актуальны и по сей день. Введение таких дидактических новаций как всеобщее обучение, понятие школьно- го года, классно-урочная система, дидактические принципы природосообразности, на- глядности, последовательности, посильности и другие до сих пор служат прочной основой для образования детей и юношества.

    Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 года в Южной Моравии. Относительно места его рождения нет единой точки зрения из-за отсутствия документальных данных. Сам Коменский в разных местах своих сочинений называл себя то нивниченским, то венгеробродским мораванином. (Местечко Нивница находится на расстоянии часа ходьбы от города Угерский (Венгерский) Брод, неподалеку от тогдашней границы с Венгрией.)Отец Коменского, Мартин Коменский, был довольно зажиточным человеком, принадлежал к религиозной общине чешских братьев, одной из многочисленных протестантских общин того времени, пользовался уважением сограждан и слыл большим знатоком Библии. Можно предположить, что Мартин Коменский прививал сыну любовь к знаниям и занимался его обучением дома, как это было принято в протестантских общинах.

    Считается, что Я.А. Коменский первоначально учился в братской школе в г. Угерский Брод. Однако окончить эту школу ему не удалось, так как в 1604 году умерли его отец, мать и две сестры. Из большой семьи остался только двенадцатилетний Ян Амос и его старшая сестра. Опекуны мало заботились об образовании сироты, и в течение нескольких лет Ян Амос учился урывками, живя то у тети в Стражнице, то у своих опекунов в Нивнице.

    В 1608 году, когда ему было уже 16 лет, Коменский поступил в латинскую школу в Пшерове. То, что Коменский поздно поступил в латинскую школу, имело и положительную сторону: он был достаточно взрослым и сознательным, чтобы понять всю порочность организации и методов обучения, унаследованных еще от средневековой школы. Недаром позднее он назвал свои школьные годы потерянным временем. Этот личный отрицательный опыт в значительной степени и побудил его заняться разработкой вопросов, связанных с усовершенствованием методов школьной работы и содержания школьного образования. В латинской школе, где учился Коменский, юноши, готовились, как правило, к проповеднической деятельности, одновременно изучая различные ремесла. В школе он проучился всего два года, с 1608 по 1610 год. В 1611 году руководители общины чешских братьев направили Коменского для подготовки к проповеднической деятельности в университет. Протестантских священников для Чехии готовил богословский факультет Карлова университета в Праге, однако во главе факультета стояли религиозные противники чешских братьев, и для Коменского был выбран новый Гернборнский университет в Германии. В университете на Коменского сильное влияние оказал молодой (всего на четыре года старше Коменского) профессор И.-Ф. Альштед, который был уже широко известным, энциклопедически образованным ученым. Под руководством Альштеда Коменский познакомился с произведениями многих мыслителей античности и эпохи Возрождения. Летом 1613 года Коменский совершил путешествие по Северной Европе и в том же году записался в число слушателей Гейдельбергского университета, где проучился около года. Болезнь заставила его прекратить занятия, и в 1614 году больной, без денег Коменский пешком возвращается на родину, исполненный желания служить своему народу.

    С этого времени начинается практическая педагогическая деятельность Коменского: в возрасте 22 лет он стал учителем той самой школы в Пшерове, где несколькими годами раньше учился сам. В 1618-1621 годах Я.-А. Коменский был проповедником и одновременно учителем в другом чешском городке - Фульнеке. Здесь он много занимался самообразованием, внимательно изучал произведения гуманистов эпохи Возрождения, таких, как Т. Мор, Т. Кампанелла, Л. Вивес. Большие изменения ввел Коменский в организацию школьной работы. Молодой учитель стремился усовершенствовать процесс обучения, сделать его привлекательным для детей, возбуждающим у них интерес к знаниям. Поэтому он нарушал все каноны тогдашней школьной жизни: широко использовал наглядность, водил учеников на прогулки, знакомил их с реальной жизнью. Мирная жизнь чешского народа была нарушена 30-летней войной, в ходе которой Чехия потеряла самостоятельность. А чешские протестанты, в том числе и Коменский, преследуемые католиками, в течение ряда лет вынуждены были скрываться в горах, пользуясь покровительством отдельных князей.

    Именно в эти годы (1627) Я.-А. Коменский начал создавать свой замечательный труд - "Дидактику", то есть общую теорию обучения.

    Кроме этой книги, получившей название "Великая дидактика", Коменским была написана первая в мире книга для родителей "Материнская школа" - о воспитании детей в семье, а также составлен целый ряд учебников - "Открытая дверь языков", "Физика", "Астрономия".

    Я.А. Коменский систематизировал опыт, накопленный в области обучения и образования, и, предлагая некоторые свои положения, впервые в истории педагогической мысли создал стройное учение о сущности, принципах и общих методах обучения, назвав его «Великая дидактика». Дидактическое учение Я.А. Коменского и по сей день сохраняет свою актуальность.

    Как известно, слово «дидактика» происходит от греческого didasco - «обучаю», оно было введено изначально В. Ратке в начале XVII в., затем его использовал Э. Бодин, издав книгу под названием «Дидактика», окончательно же слово «дидактика» в педагогической науке как понятие, обозначающее теорию обучения, утвердил Я.А. Коменский.

    Он называет дидактику наукой об обучении. Если учесть, что в слово «обучение» Я.А. Коменский включал и содержание обучения, а не только его методическую сторону, то можно сказать, что под дидактикой Коменский подразумевал теорию образования и обучения, включая в нее почти все вопросы педагогики.

    Из вводной части «Великой дидактики» можно заключить, что обучение, по Коменскому, представляет собой единый процесс передачи знаний учителем учащимся и усвоения этих знаний последними. Обучение представляет собой путь к обогащению разума знаний основных наук. Этот непрерывный единый процесс обучения и учения по Коменскому должен иметь сознательный характер.

    Коменский намечает четыре основных требования, которым должно отвечать обучение и учение:

    • успешность;

    • легкость;

    • основательность;

    • быстрота (кратчайший путь обучения).

    Эти требования, предъявленные Коменским к обучению, и положения, выработанные к их осуществлению, представляют собой сердцевину дидактического учения Коменского. Большинство этих требований не только прогрессивны для того времени, но они сохраняют свое теоретическое и практическое значение для нашей дидактики и школы.

    В учении Коменского относительно природы и закономерностей обучения важным являются его взгляды по вопросу о ступенях обучения. Он определил структурные части процесса обучения, его ступени:

    • чувственное восприятие;

    • пояснение;

    • упражнение.

    Исходя из положения, что не может быть ничего такого в сознании человека, чего бы раньше не было в ощущениях, он считает, что ключом к обучению, его началом является чувственное восприятие, чувственное обучение. Прежде предмет, а затем или параллельно слово - таково исходное дидактическое положение Коменского. Это положение является универсальным, золотым правилом обучения. На этой ступени обучения служат внешние чувства (зрение, слух, обоняние, осязание) - «для все более и более отчетливого наблюдения вещей».

    Словесные пояснения учителя, сравнения, обобщения, абстракции. На этой ступени разрабатывается и расширяется понятие того, что путем ощущения, посредством органов чувств отразилось в сознании учащихся. На этой ступени обучения служит разум - «для все более и более глубокого проникновения в вещи».

    Знание будет полным и действительным, когда оно в результате длительных упражнений и использования на практике становится прочным, когда учащийся в любой момент может восстановить его в памяти, изложить и использовать в дальнейшем. На этой ступени служит «память – для все лучшего и лучшего усвоения; язык - для того, чтобы понятное уметь высказывать все лучше и лучше; руки - чтобы со дня на день искуснее выделывать то, что нужно».

    Все эти три ступени обучения Коменский рассматривал дифференцированно в соответствии с возрастом учащихся и формированием самого обучения. Первая ступень - у малых детей, вторая ступень - у взрослых, но еще не обученных к искусству, третья ступень - люди, которые уже знают способ действия. Коменский видел закономерность ступеней процесса обучения в связи с возрастом учащихся.

    В дидактическом учении Коменского одно из важных мест занимает вопрос об общих принципах обучения, которые обычно называют дидактическими принципами.

    Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов:

    • принцип сознательности и активности - предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки;

    • принцип наглядности - предполагает, прежде всего, усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия;

    • принцип постепенности и систематичности знаний - требует овладения учащимися систематизированным знанием в определенной логической и методической последовательности;

    • принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками - глубокое усвоение знаний, основанное на сознательности и активности учащихся.

    К использованию наглядности в процессе обучения обращались еще тогда, когда не существовало письменности и самой школы. В школах древних стран она имела довольно широкое распространение. В средние века, в эпоху господства схоластики и догматизма, идея наглядности была предана забвению и ее прекратили использовать в педагогической практике. Коменский первым ввел использование наглядности как общепедагогического принципа.

    Для обоснования наглядности Коменский много раз приводил одну фразу: «Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении».

    Коменский определял наглядность и ее значение следующим образом:

    «Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей вообще, нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство».

    «Поэтому школы должны предоставлять все собственным чувствам учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали, обоняли, вкушали все, что они могут и должны видеть, слышать и т.д., они избавят, таким образом, человеческую природу от бесконечных неясностей и галлюцинаций...»

    Отсюда видно, что Коменский наглядность считал не только принципом обучающим, но и облегчающим обучение.

    Для осуществления наглядности Коменский считал необходимым использовать:

    • реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними;

    • когда это невозможно, модели и копию предмета;

    • картинки как изображение предмета или явления.

    Для осуществления правильного наблюдения Коменский категорически требует:

    «Пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие-нибудь предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

    Принцип наглядности является одним из основных. Все должно быть преподаваемо путем непосредственных чувственных восприятий и из жизни. Коменский утверждал, что учить надо не только «из жизни», но и для жизни («Мы вступаем в жизнь не только созерцателями, но и исполнителями»). Первоисточник знаний - сама жизнь, сами предметы. Коменский выводит принцип наглядности, это «золотое правило» для учителей. Чем больше знание опирается на ощущение, тем более оно достоверно. Наглядность дает возможность сделать школу жизненной, учит учащихся понимать и изучать действительность самостоятельно.

    Если учащимся каждый раз показывать, какое применение имеет ежедневно то, чему их учат, для чего служит каждая вещь, то они получат полную возможность убедиться в своих знаниях и у них возникнет желание действовать.

    Я.А. Коменского можно считать и родоначальником всех иллюстрированных букварей. В своем «Мире чувственных вещей в картинках» он дал как бы «живописную азбуку», т.е. изображение различных животных, крик которых сходен с членораздельными звуками человеческой речи. В предисловии к «Миру в картинках» Коменский пишет, что при обучении родному языку книга эта даст детям более легкий способ научиться читать, чем это было до сих пор. Это достигается, прежде всего, предпосланным книге символическим алфавитом, а именно: даны формы отдельных букв, а к ним изображение тех живых существ, издаваемый которыми звук стремиться передать та или иная буква. Благодаря этому, изучающий азбуку ребенок «при одном взгляде на животное легко вспомнит, как произноситься соответствующая буква, и, в конце концов, его воображение, укрепленное упражнением, приведет его к быстрому запоминанию всех букв. Рассмотрев затем таблицу первоначальных слогов, учащийся сможет перейти к рассмотрению рисунков и напечатанных над ними надписей. Здесь снова самое рассматривание нарисованного предмета, вызвав в его уме наименование последнего, напомнит ему, как нужно прочитать заглавие рисунка».

    Идея наглядности, положенная Коменским в основу «Мира вещей...», явилась весьма привлекательной и вызвала ряд подражаний на Западе и в России. Академией наук было издано в 1784-1790 гг. сочинение под заглавием «Зрелище природы и художеств» в 10 частях с 480 рисунками и 10 заглавными картинами с большим педагогическим введением. Это издание было предназначено для обучения детей «состоятельных семей высшего круга». Идея наглядности многими педагогами бралась за основу по составлению книг «естественно-наглядного обучения» и так называемых «предметных уроков».

    В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим. При изучении природы, например, наибольшее значение имеют натуральные объекты и изображения, близкие к натуре, а на уроках грамматики - условные изображения отношений между словами с помощью стрелок, дуг, посредством выделения частей слова разными цветами. Нередко возникает необходимость использовать различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. Например, в курсе истории целесообразно рассматривать предметы, сохранившиеся от изучаемой эпохи, макеты и картины, изображающие соответствующие явления, исторические карты, смотреть кинофильмы и т. д.

    Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы.

    В практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом преподавателя.

    Знание преподавателем форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности даёт возможность творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям.

    Наглядные пособия – это одно из важнейших средств умственного развития, а их использование современным преподавателем является обязательным для методически точного и грамотного построения процесса обучения. Наглядные пособия могут способствовать выполнению учебной задачи, усвоению знаний, быть нейтральными к процессу усвоения или тормозить понимание теоретических сведений и формирование умений. Для того чтобы наглядные пособия и средства способствовали выполнению учебной задачи и усвоению знаний необходимо соблюдать правила использования принципа наглядности и правильно подбирать и разрабатывать наглядные пособия.

    Чтобы правильно подобрать наглядное пособие преподавателю необходимо ответить для себя на 3 вопроса:

    1. Зачем (с какой целью) используется это наглядное пособие?

    2. Где (в какой момент занятия) будет использовано это наглядное пособие?

    3. Смогут ли студенты самостоятельно изготовить и работать с этим наглядным пособием?

    От учебных задач зависит и выбор одной из форм сочетания наглядности и рассказа преподавателя. В одних случаях источником знания выступает наглядное пособие, а объяснение преподавателя выполняет функцию руководства восприятием студентов. Наглядные пособия могут служить опорой для осознания связей между фактами, явлениями, недоступных непосредственному наблюдению, а слово преподавателя побуждает к наблюдению и направляет на, осмысливание, истолкование сделанных наблюдений.

    При обобщении, повторении изученного, как правило, источником знания о фактах, явлениях или их связях выступает беседа преподавателя, а наглядность выполняет функцию подтверждения, иллюстрации, конкретизации словесного сообщения или служит отправным пунктом сообщения, содержащего сведения о явлениях и связях, недоступных непосредственному восприятию.

    Средства наглядности могут выступать в роли источника знаний при организации самостоятельной работы творческого, исследовательского характера. В этом случае преподаватель определяет задание, направляет деятельность обучающихся.

    Средства наглядности могут служить зрительной опорой при опросе обучающихся: используя, например, содержание кадров фильма, студенты пересказывают отрывок литературного произведения.

    Значительное место среди учебно-наглядных пособий занимают экранные, звуковые, экранно-звуковые (аудиовизуальные) средства. Используя экранные и звуковые пособия, следует помнить, что они не являются какими-то универсальными средствами, а обладают лишь определенными специфическими возможностями. При этом следует подчеркнуть, что каждый из видов технических средств имеет свою специфику.

    С появлением компьютеров обучение стало более наглядным. Преподаватель может использовать различные новые средства наглядно-демонстрационного метода обучения: на экране компьютера реальные объекты нетрудно заменить их моделями. С помощью программ компьютерной графики можно создавать плакаты, схемы, рисунки, чертежи, видеоматериалы, слайды и другую технологическую документацию. Для реализации принципа наглядности на практике широко применяются компьютерные (информационные) технологии обучения, которые дают возможность преподавателю творчески применять средства наглядности сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и конкретным условиям обучения.

    Сочетание принципа наглядности обучения с компьютерными технологиями:

    позволяет добиться качественно более высокого уровня наглядности предлагаемого материала;

    значительно расширяет возможности включения различных упражнений в процесс обучения;

    оживляет процесс обучения и способствует повышению его динамизма.

    Сегодня в помощь образованию приходят разные компьютерные технологии создания и применения наглядных материалов:

    технология мультимедиа позволяет соединить в единое целое различные формы представления информации: текст, голос, музыку, графику, иллюстрации, видео и т.д.; так как эффективность обучения напрямую зависит от степени активизации всех органов чувств (чем разнообразнее чувственное восприятие учебного материала, тем более прочно он усваивается), в мультимедиа обучении используется принцип виртуализации образования;

    технологии CD-ROM, CD-RW и DVD позволяют создавать огромные информационные банки визуальной и акустической информации на компактных и надежных носителях (на одном диске CD-ROM помещается многотомная энциклопедия с десятками тысяч статей, тысячами иллюстраций, сотнями фрагментов звукозаписи, видео и анимации);

    телекоммуникационные технологии предоставляют в распоряжение преподавателя безграничные информационные ресурсы планеты;

    поисковые технологии и системы управления базами данных позволяют эффективно ориентироваться в этих ресурсах и быстро находить необходимые материалы;

    проекционные технологии избавляют студентов от необходимости сидеть у экрана компьютера, перенося его изображение (в том числе и динамическое) на большой настенный экран;

    технологии допечатной подготовки предоставляют каждому желающему мощный и удобный инструментарий создания и содержательного наполнения композиции, изготовления макетов учебных пособий, альбомов, книг, вспомогательных наглядных материалов.

    Великая заслуга Коменского состоит в том, что он с позиции демократизма и гуманизма смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Коменский, учитывая все то ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и практики воспитания, создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою современность и необходимость.

    На практике она выражалась в реализации дидактического принципа наглядности, который стал научно оформляться одним из первых в истории педагогики. Исследованиями принципа наглядности занимались многие видные ученые такие как Я.А. Коменский, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, И.Г. Песталоцци и многие другие.

    Исключительная роль наглядности в процессе обучения подтверждена всем педагогическим опытом человечества. Самые различные системы образования, самые противоположные концепции и парадигмы обучения объединяет требование и понимание необходимости усиления наглядности в педагогическом процессе.

    Естественно, методы и средства наглядности всё более совершенствуются, но сам принцип наглядности, т.е. его сущность остаётся прежней. Принцип наглядности и в современном образовании является основой для осуществления всестороннего развития личности.

    Таким образом, теория обучения Коменского представляет собой величайшее достижение человеческой мысли, не потерявшего своего значения до сих пор.


    написать администратору сайта