Главная страница
Навигация по странице:

  • 3 вопрос. Сказки К.И.Чуковского в чтении м.ш.

  • 4 вопрос. Сказки П.П.Бажова в чтении младших школьников.

  • 6 вопрос. Отечественная поэзия 20 в .

  • 7вопрос. А.Л.Барто как поэт для детей

  • «Терем-теремок»

  • «Кошкин дом»

  • «Двенадцать месяцев»

  • «Сказка о глупом мышонке»

  • «Вот какой рассенянный»

  • «Детки в клетке»

  • литература экзамен. 1 вопрос. М. Горький и новая детская литература


    Скачать 97.87 Kb.
    Название1 вопрос. М. Горький и новая детская литература
    Дата21.09.2018
    Размер97.87 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлалитература экзамен.docx
    ТипДокументы
    #51241
    страница2 из 3
    1   2   3

    . Сказка в литературе XX в. представлена многими жанрами. Для ее осмысления предпочтительно выделение исторически сложившихся периодов в едином культурно-литературном цикле: сказка «серебряного века» (условно - дореволюционная сказка XX в.), советская литературная сказка (20-80-е гг.) и сказка 90-х гг. В любое время сказка активно воспринимала проблемы времени и «пристрастия» литературы. Так, сказочными средствами в 20-40-е гг. изображалась революционная борьба и восстановление социальной справедливости, отрицание буржуазных ценностей,. Начало XX в. стало временем интереса русских художников слова к мифологии, к мифотворчеству, временем зарождения многих типологических «линий» и в развитии литературной сказки, трансформированных затем в советской сказке (для детей и взрослых) и по-новому представленных в сказках последнего десятилетия XX в. Это время появления первых произведений (сказок-путешествий) М.М. Пришвина; сказок А.М.Горького, А.Н. Толстого (циклы «Солнечные песни», «За синими реками», сборники «Русалочьи сказки» и «Сорочьи сказки»; первые сказки для детей).

    3 вопрос. Сказки К.И.Чуковского в чтении м.ш.

    Корней Иванович Чуковский (1882 — 1969) — один из основоположников детской литературы XX века, исследователь психологии детства «от двух до пяти». Был он, кроме того, блистательным критиком, переводчиком, литературоведом. Вопросами детской литературы Чуковский стал заниматься в 1907 году. В 1911 году появилась его книга «Матерям о детских журналах», в которой он резко критиковал журнал «Задушевное слово» — за незнание возрастных особенностей детей.

    Сказки и стихи Чуковского составляют целый комический эпос, нередко называемый «крокодилиадой». Произведения эти связаны между собой постоянными героями, дополняющими друг друга сюжетами, общей географией. Перекликаются ритмы, интонации. Сюжеты сказок и стихов Чуковского близки к детским играм. Небольшой сказке «Мойдодыр» (1923) принадлежит едва ли не первенство по популярности среди малышей. С позиции взрослого назидательная мысль сказки просто мизерна: «Надо, надо умываться / По утрам и вечерам». Зато для ребенка эта мысль требует серьезных доводов. Для того чтобы доказать простенькую истину, он использует мощный арсенал средств эмоционального воздействия. Весь мир приходит в движение, все предметы срываются с места и куда-то бегут, скачут, летят. Именно здесь появляется фигура Мойдодыра. Далее — погоня от «бешеной» мочалки через весь город. Кажется, вот спасение: добрый друг Крокодил с детьми, но и он приходит в ярость при виде грязнули. Герою приходится измениться — и внешне, и внутренне. Возвращение дружбы и симпатии, организованный в тот же час праздник чистоты — справедливая награда герою за исправление.

    Корней Иванович Чуковский был одним из первых великих писателей, пишущих сказки для детей. Именно он впервые разработал основные принципы детских сказок.
    Главной особенностью сказок Корнея Ивановича Чуковского (Николая Корнейчукова) является стилистическое подобие детской речи, только им понятные образы и сюжеты.
    Многие исследователи отмечают такую особенность сказок К. И. Чуковского, как детскую поэтичность. В этом возрасте дети все поголовно поэты. Они любят выкрикивать стихи, пританцовывать, напевать – и сказки Чуковского открывают здесь перед ними возможности широчайшие.
    Ребенок по натуре своей оптимист, он не терпит печальных концовок–сказки Чуковского идут им навстречу и в этом. Какие бы страшные события тут ни случались, все они кончаются полным торжеством справедливости и веселой, радостной пляской. Веселые сказки в стихах – основной жанр, в котором творил К. И. Чуковский. Все сказки искрятся и переливаются самыми затейливыми, самыми изысканными ритмами - напевными, пританцовывающими, маршевыми, стремительными, разливисто-протяжными. Каждая смена ритма в сказках приурочена к новому повороту действия, к появлению нового персонажа или новых обстоятельств, к перемене декораций и возникновению иного настроения.

    Каждый эпизод сказки получает свою мелодию. Чужие ритмы и лексика намекают на образ стихотворения, с которым сказочник хочет познакомить маленького читателя.

    Художественные особенности сказок в стихах:

    1.В сказках соблюдена графичность и образность, что облегчает восприятие сказки детьми.
    2. Наивысшая смена образов, которая воплощена в постоянном мелькании мест и героев сказки.
    3. Живопись лирична, множество глаголов и предлогов дают ощущение постоянного движения: «И пришла к Айболиту лиса… И пришел к Айболиту барбос … И прибежала зайчиха…». Вместе с его героями тоже хочется, что то делать, как то действовать, чем то помочь.
    4. Подвижность и переменчивость ритма.
    5. Музыкальность поэтической речи
    6. Рифмы находятся в ближайшем соседстве, встречаются рифмы в пределах одной строки.
    7.Основная смысловая нагрузка лежит на словах - рифмах. Рифмы слов являются главными носителями смысла фразы.
    8 Стихи не загромождены прилагательными.
    9. Преобладает движение, основной ритм - хорей.
    10. Частые повторы придают большую эмоциональность сказке.

    4 вопрос. Сказки П.П.Бажова в чтении младших школьников.

    Создание сказов В 1918-1921 годах Бажов принимал участие в Гражданской войне в Сибири, на Урале, на Алтае. В 1923-1929 годах он проживал в Свердловске, где работал в "Крестьянской газете". В это время писателем было создано более сорока сказов, посвященных заводскому уральскому фольклору. С 1930 года начинается работа в книжном издательстве Свердловска. Писателя в 1937 году исключили из партии (восстановив через год). Лишившись из-за этого инцидента работы в издательстве, он решил посвятить свободное время сказам, которые подобно уральским самоцветам «замерцали» в его "Малахитовой шкатулке". В 1939 году увидело свет это наиболее знаменитое произведение автора, представляющее собой сборник сказок. За "Малахитовую шкатулку" писатель был удостоен Государственной премии СССР. Бажов в дальнейшем пополнял новыми сказами эту книгу. Писательский путь Бажова Сравнительно поздно начался писательский путь этого автора. Первая его книга "Уральские были" появилась в 1924 году. Наиболее значительные рассказы Павла Бажова вышли в свет лишь в 1939. Это вышеупомянутый сборник сказов, а также "Зеленая кобылка" - автобиографическая повесть о детских годах. В "Малахитовую шкатулку" позднее были включены новые произведения: "Сказы о немцах" (год написания - 1943), "Ключ-камень", созданный в 1942 году, "Сказы об оружейниках", а также другие творения Бажова. Поздние произведения автора термином "сказы" можно назвать не только из-за формальных признаков жанра (наличие в повествовании вымышленного рассказчика, обладающего индивидуальной характеристикой речи), но и потому, что восходят они к тайным сказам Урала - устным преданиям старателей и горнорабочих, которые отличаются сочетанием сказочных и реально-бытовых элементов. Шкуросъемные и разделочные ножи nozhikov.ru Огромный выбор хороших ножей для разделки животных, рыбалки, туризма. Адрес и телефонМосква Конструктивно сходные с оружием изделия Скрыть рекламу: Не интересуюсь этой темой Товар куплен или услуга найдена Нарушает закон или спам Мешает просмотру контента Спасибо, объявление скрыто. Секретный способ поиска рыбы зимой! cams-store.ru С камерой для рыбалки. Доставка по всей России 1-3 дня. + Подарок. Звоните сейчас! Скрыть рекламу: Не интересуюсь этой темой Товар куплен или услуга найдена Нарушает закон или спам Мешает просмотру контента Спасибо, объявление скрыто. Яндекс.Директ Особенности сказов Бажова Создание сказов писатель считал главным делом всей жизни. Кроме того, он занимался редактированием альманахов и книг, в том числе посвященных уральскому краеведению. Изначально фольклорными являются обработанные Бажовым сказы. "Тайные сказы" он слышал еще мальчиком от Хмелинина. Этот человек стал прототипом деда Слышко - рассказчика из произведения "Малахитовая шкатулка". Бажову позднее пришлось заявить официально, что это всего лишь прием, и он не просто фиксировал чужие рассказы, а создавал на их основе свои собственные. Термин "сказ" позднее вошел в фольклористику советского времени для определения прозы рабочих. Однако через некоторое время было установлено, что это понятие не обозначает нового явления в фольклоре: сказы на самом деле оказались воспоминаниями, легендами, преданиями, сказками, то есть существовавшими уже долгое время жанрами. Называя свои произведения этим термином, Бажов Павел Петрович, сказки которого были связаны с фольклорной традицией, учитывал не только лишь традицию этого жанра, подразумевающую обязательное наличие рассказчика, но также и существование устных старинных преданий горнорабочих Урала. От данных фольклорных произведений он перенял основную черту своих творений - смешение в повествовании сказочных образов. Фантастические герои сказов Главная тема сказов Бажова - простой человек, его мастерство, талант и труд. Связь с тайными основами нашей жизни, с природой осуществляется с помощью могущественных представителей горного волшебного мира. Пожалуй, самым ярким среди персонажей подобного рода является Хозяйка Медной горы, которую повстречал Степан - герой "Малахитовой шкатулки". Она помогает Даниле - персонажу сказа под названием "Каменный цветок" - раскрыть талант. А после того как он отказывается сделать самостоятельно Каменный цветок, разочаровывается в нем. Кроме этого персонажа, интересен Великий Полоз, который ответственен за золото. Его образ создавался писателем на основе древних суеверий хантов и манси, а также уральских легенд, примет рудознатцев и горщиков. Бабка Синюшка, еще одна героиня сказов Бажова, - это персонаж, являющийся родственным знаменитой Бабе Яге. Связь между золотом и огнем представляет Огневушка-Поскакушка, которая танцует над месторождением золота.

    6 вопрос. Отечественная поэзия 20 в .

    В конце ХIХ – начале ХХ века к теме детства, к произведениям для детей обратились поэты И. Бунин, А. Блок, С. Есенин, К. Бальмонт, В. Брюсов, С. Городецкий, Саша Черный… Они или создавали книги специально для детей, или публиковали свои стихи в детских журналах и становились известны юному читателю. Конец ХIХ – начало ХХ века называют серебряным веком русской поэзии. Следование классическим традициям «золотого века» и, одновременно, разрушение старых форм, поиски новых тем и подходов к изображению мира отличают поэтов разных литературных направлений: символистов, имажинистов, акмеистов…

    Для детских журналов переделывал свои стихи о природе И. Бунин («Листопад», «Вечер», «Бушует полая вода»…). А. Блок выпустил два детских сборника стихов «Сказки» и «Круглый год» в 1913 г., наполненные сложными фантастическими образами и простыми описаниями традиционных детских тем – о животных и растениях в разные времена года («Зайчик», «Ворона», «На лугу»). Постоянными авторами журналов «Детское чтение» и «Тропинка» были К. Бальмонт, П. Соловьева, С. Городецкий. В журнал «Мирок» отдавал свои юношеские стихи С. Есенин: «Береза», «Пороша», «Черемуха»… Впоследствии поэт не включал их в основное собрание сочинений, считая ученическими, но они прекрасно ужились в детской литературе благодаря ясной выразительности образа. Циклы стихов «Книжка для детей» и «Маленькие дети» вышли у В. Брюсова. Много печатался для детей Саша Черный (А.М. Гликберг)… Примеры можно множить, но скажем главное: в ХХ веке наивысший подъем испытает поэзия для детей и не в последнюю очередь потому, что открывался век такими славными именами. Познакомиться с поэзией серебряного века желательно по сборнику «Русская поэзия детям» составителя Е.О. Путиловой.

    Вслед за реформаторами поэзии 20-х годов многие авторы создавали эпические стихотворения: рассказы и сказки в стихах. Это наиболее доступная детскому восприятию жанровая форма поэзии благодаря наличию сюжета (событий, путешествий, приключений) и действующих лиц (героев-детей или взрослых, персонажей-животных). Мастерами эпического жанра поэзии являются Чуковский, Маршак, Михалков, Барто…

    Тетралогию С.В. Михалкова про дядю Степу («Дядя Степа», «Дядя Степа – милиционер», «Дядя Степа и Егор», «Дядя Степа – ветеран») и большинство его стихотворений отличает занимательный поучительный сюжет: прочитайте «Про мимозу», «Прививка», «Мой щенок», «Одна рифма», «А что у вас?», «Хрустальная ваза», «Прогулка», «Тридцать шесть и пять», «Лапуся», «Чистописание», «Будь человеком». Стиль Михалкова отличает ясность и эмоциональность, мажорное мировосприятие.

    Достижением ХХ века стало развитие лирической детской поэзии. Лирика – стихи, выражающие внутреннее состояние человека, его ощущения, переживания, мысли, связанные с окружающим миром и другими людьми.

    В детской лирике свой предметный мир, отобранный по принципу: на чем может заинтересованно остановиться взгляд ребенка. Отсюда – своя лексика, передающая непосредственное эмоциональное восприятие мира, ритм, который обеспечивает «слуховую доходчивость» (Маршак), открытость и искренность, детская доверчивость интонации. Сравните стихи двух поэтов на одну и ту же тему. По выбору художественных средств изображения и выражения чувств сразу можно определить детского поэта:

    Детская лирика разнообразна: по предмету изображения – событийная, портретная, пейзажная, по характеру изображения – сатирическая, юмористическая, медитативная, психологическая.

    У каждого из детских поэтов есть любимая тематика.

    А.Л. Барто создала галерею детских сатирических, юмористических дидактических портретов-характеров: девочка чумазая, рёвушка, жадный Егор, самовлюбленная Любочка, зазнайка - дедушкина внучка, шалуны, лентяи, любопытные, есть даже дети-бюрократы, которые ставят себе «Три очка за старичка»… Барто владеет искусством перевоплощения в своих героев: послушайте, как звучит речь девочки Лиды из стихотворения «Болтунья», и вы убедитесь в этом. Стихи Барто двухадресны, читая: «Лешенька, Леленька, сделай одолжение, выучи, Алешенька, таблицу умножения..» - так и видишь горе-воспитателей, которые не умеют найти общий язык с ребенком.

    З. Александрова создает героико-патриотическую лирику, раскрывает тему счастливого детства («Родина»). Поэт Я.Л. Аким развивает тему дружбы, передает переживания детей в разлуке, в одиночестве («Я пишу тебе письмо»). Мастером пейзажной и психологической лирики является Е.А. Благинина: «Скоро белые метели», «Огонек», к любимым относится тема семьи – «Вот какая мама», «Посидим в тишине», тема труда – «Не мешайте мне трудиться», детских забав – «Наша Маша рано встала…»

    Замечательный сборник стихов для читателей разного возраста – от дошкольника до подростка – есть у В.Д. Берестова – «Школьная лирика». Поэт ищет духовные связи, объединяющие больших и маленьких людей. Общение, движение души навстречу другому, детское счастье, чуткость – вот что дорого и интересно поэту. Стилю Берестова присуща афоричность, немногословие, педагогическая вера в лучшее, что есть в людях, бережное отношение к детству. Детям нравится его «Читалочка» («Как хорошо уметь читать»), стихи о любви «Чудо», «Любили тебя без особых причин», «Вечер. В мокрых цветах подоконник», задорная дразнилка «Петушки распетушились», стихотворения «Первая учительница», «Серцевина», «Что всего милее…»

    Великое разнообразие чувств являет нам лирика Р. Сефа («Ключ от сказки»), Ю. Мориц («Ласковые песенки»), Н. Матвеевой («Кроличья деревня»), Е. Серовой («Невероятный случай»), Ю. Коринца («Лапки»), И. Токмаковой («Деревья», «Карусель»). В трудном жанре иронической поэзии в детском чтении выступают Б. Заходер («Страна Вообразилия»), Г. Остер («Вредные советы»), Э. Успенский («Если был бы я девчонкой»).

    Игровая и фантазийная часть лирики формируется в основном в традициях фольклорной поэзии. (См. сб. Литература и фантазия. Сост. Л.Е. Стрельцова. – М., 1992) Древние корни имеют заклички, приговорки – обращения к силам природы, наполненные словами мольбы и просьбы. В современной поэзии эти жанры преобразовались в кричалки, шумелки, тараторки, веселки: Чуковский – «Радость», Л. Квитко – «Качели», В. Левин – «Олешкина кричалка», Б. Заходер «Дорожная шумелка для снежной погоды».

    Энергия детских игровых произведений – считалок, дразнилок, перевертышей, загадок, скороговорок – широко интерпретируется современными авторами, В. Берестовым, И. Токмаковой, М. Бородицкой, В. Левиным, А. Усачевым, В. Луниным, Т. Собакиным… В этих веселых жанрах царят звуковые ассоциации, ассонансы и аллитерации, диссонансы и консонансы. Эти стихи динамичны, остроумны, интеллектуальны, они являются занимательным упражнением в языке и речи. Игру слов создают синонимы, омонимы, антонимы, изобретённые поэтом слова (Токмакова «Плим»). Поэтическим экспериментом выглядит

    стихотворение, состоящее сплошь из междометий (Т. Собакин), виртуозен темп и ритм детского стиха (Г. Сапгир, Г. Кружков, И. Мазнин и др.)

    В поэзии для детей лирика – синоним ласки, доброты, утешения, забавы, доверительный разговор с читателем по душам. Детская поэзия развивает фонематический слух, языковое чутье и внимание к слову.

    Детская поэзия воспитывает неназойливо: «Ведь если смеются товарищи дети, становится сразу светлее на свете» (Б. Заходер). Детская поэзия выполняет великую коммуникативную роль

    7вопрос. А.Л.Барто как поэт для детей

    Поэт, драматург, публицист, переводчик, исследователь, общественный деятель, А.Л.Барто — личность талантливая, самозабвенная в деле, увлекавшаяся и художественным творчеством, и решением актуальных практических задач, направленных на развитие литературы, кино, театрального искусства, адресованных детям. Множество стихов А. Барто написано для детей — дошкольников или младших школьников. Язык очень лёгкий, стихи легко читать и запоминать детям. Хотя в творчестве и присутствуют стихи на политические проблемы, в множестве случаев темы самые обыкновенные, «детские», писательница часто «недоговаривает», как бы давая детям самим (или совместно со взрослыми) подумать над идеей стиха, над тем, кто сделал большой поступок, а кто плохой. При том, множество стихов призваны побудить в детях доброту. Детство, доказывала А.Л. Барто, — “категория движущаяся, а не остановившаяся; переменчивая, а не застывшая”. Ни одно поколение не повторяет в копии предыдущее. Но прогресс возможен лишь тогда, когда каждое из новых поколений впитывает все высокое, нравственное, что уже было создано, чем жили предыдущие поколения. Истинно детский поэт и подлинный педагог, А.Л.Барто выступала активно против проникновения в нашу культуру, в чтение детей комиксов, фильмов, поэтизирующих, культивирующих секс, страх, насилие. Разгул низменных сил, чувство страха и одновременно свобода, власть физической силы уничтожают в ребенке тягу к добру, духовность, с рождения присущую потребность в человеческом счастье, в отзывчивости на чужую боль.

    Большинство стихов Агнии Барто написано для детей — дошкольников или младших школьников. Стиль очень лёгкий, стихи нетрудно читать и запоминать детям. Вольфганг Казак называет их "примитивно рифмованными". Автор как бы разговаривает с ребёнком простым бытовым языком, без лирических отступлений и описаний — но в рифму. И разговор ведет с маленькими читателями, как будто автор их ровесница. Стихи Барто всегда на современную тему, она словно бы рассказывает недавно случившуюся историю, причем её эстетике характерно называть персонажей по именам: "Мы с Тамарой", "Кто не знает Любочку", "Наша Таня горько плачет", "Лёшенька, Лёшенька, сделай одолжение" — речь будто бы идет о хорошо знакомых Лешеньках и Танях, у которых вот такие недостатки, а вовсе не о детях-читателях.

    Стихи Агнии Барто кажутся нам такими простыми, невесомыми, рожденными словно на одном дыхании. Однако на самом деле каждое из ее произведений – плод долгой, упорной, сосредоточенной работы над словом и смыслом. Каждый звук ее произведений выверен и стоит на своем месте, образуя удивительный ритмический рисунок (не зря ее кумиром в молодости был Владимир Маяковский), каждое слово стоит на своем месте и кажется, будто иначе и не могло быть написано любое из ее стихотворений. Но это совершенство давалось ей вовсе не так легко. Она переписывала стихи по много раз, зачитывала их знакомым (тоже известнейшим детским писателям, таким, как Сергей Михалков, Лев Кассиль, Корней Чуковский), членам семьи и, конечно, самым важным ценителям – маленьким детям. Она чутко прислушивалась к критике, но в то же время была готова отстаивать свою позицию до последнего, если считала ее единственно верной. Она не хотела, чтобы под ее именем в свет вышла хоть одна единственная строчка, которую она сама сочла бы неверной или фальшивой. Именно эту честность перед собой и своими читателями и умели без всяких слов почувствовать дети.

    В чем же секрет непреходящего успеха стихотворений Агнии Барто? На первый взгляд, они удивительно просты, подчас даже примитивны, а так как все мы знаем их почти наизусть, нам кажется, что ничего необыкновенного в них нет и быть не может. Но на самом деле каждое стихотворение Барто – это маленькое открытие. Для того, чтобы описать бычка, шагающего по качающейся доске, без которого мы и не представляем себе детства, его надо было сначала разглядеть. А для этого нужно уметь смотреть на мир под совершенно особым углом, уметь видеть самые обыкновенные с точки зрения взрослого человека вещи глазами ребенка. Именно этим даром Агния Львовна была наделена сполна.

    Агния Барто умела говорить с детьми на их собственном языке, и дети горячо откликались на каждую ее строчку. Она никогда не сюсюкала, не поучала, не хвалила и не ругала. Она раскрывала знакомые каждому карапузу ситуации с совершенно новой стороны, давая ему возможность самостоятельно сделать правильные выводы. Ее намеки, добродушное подшучивание, а подчас и высмеивание распространенных детских "пороков" всегда оказывались понятными и близкими малышне всех стран мира. Не случайно именно Агния Львовна вывела теорию о том, что внутренний мир ребенка необычайно богат, разнообразен и ярок, вне зависимости от национальной принадлежности. Мысль о том, что все дети говорят на одном языке, породила замечательный сборник "Переводы с детского", в котором поэтесса опубликовала стихи, написанные ребятами разных стран.

    8 вопрос. С.Я Маршак как детский поэт

    Самуил Яковлевич Маршак (1887 - 1964) – поэт, переводчик, драматург.

    С.Я.Маршак оставил большое и разнообразное наследие: стихи для детей и взрослых, сказки для чтения и представления, сатирические эпиграммы, переводы, критическую и мемуарную прозу.
    В 1927-1937 годах центрами притяжения для детских писателей были кружок исследовательницы детского фольклора О.И.Капицы, ленинградская редакция Детиздата (Детгиз), редакция детских журналов «Новый Робинзон», «Чиж» и «Еж». Постепено сложился круг единомышленников – редакторов детских книг. Литератор И.А.Рахтанов назвал этот круг «академией Маршака». В академии оттачивалось редакторское мастерство, вырабатывался стиль работы с молодыми авторами, в том числе и будущими классиками детской литературы: Л.Пантелеевым, Д.Хармсом, Н.А.Заболоцким и др. Маршак превыше всего ставил хороший вкус, умение отличать высокую литературу от псевдолитературы.

    Для Маршака в детской книге не было мелочей. Чем младше возраст читателя, тем суровее были требования поэта-редактора к книге, которую он воспринимал целиком: содержание, язык, форомление, щрифты и формат, качество печати. Маршак не терпит «безработных» или стертых слов, штампов, вялых мыслей и ходульных эмоций. «Большая литература для маленьких» - так звучит его девиз. 

    Это издательство называли «университет» для иллюстраторов детской книги.

    Драматургия была для Маршака первым этапом вхождения в детскую литературу. В начале 20-х годов для Краснодарского детского театра он вместе с поэтессой Е.И Васильевой написал ряд пьес-сказок,среди них «Кошкин дом», «Сказка про козла», «Петрушка», «Горе-Злосчастие». 

    Первые пьесы выросли из фольклора и напоминают веселые, подвижные игры. Их сюжеты намеренно просты, но разработаны с изяществом и юмором.Образы элементарны и вместе с тем пластичны. Реплики и монологи персонажей немногословны, но выразительны. Особенности этих пьес – повторяемость эпизодов, непрерывность в ходе действия, причудливое развитие фабулы.

    Начав с маленьких одноактных пьес, Маршак постепенно приходит к многоактным драматическим произведениям: « Двенадцать месяцев», «Горя бояться – счастья не видать», «Умные вещи». Пьесы его насыщены музыкой, песнями, танцами, словесными турнирами – всем тем, чем богат народный театр.
    За основу пьесы «Терем-теремок» (1940) взята известная народная сказка. Маршак не просто инсценировал ее. Он внес в нее драматургический конфликт добра и зла, придал образам выпуклость. Некоторые герои были заменены, добавлены новые – Злой Дед и Добрый Дед, которые играют роль ведущих, сказителей. Переработке подверглись сюжет и композиция: появились пролог и эпилог, новые мотивы (напр, похищение петуха), изменилась концовка. Действие в пьесе движется драматическими обстоятельствами (приход волка, умеющего только «ловить мышат, давить лягушат», подстрекательства со стороны лисы, нападение хищников на Теремок, «искушение» петуха и его похищение, расправа с лисой). Конфликт между добрыми обитателями теремка и злыми хищниками разрешается в пользу первых при горячем одобрении зрителей. 

    Пьеса написана стихами, чередующимися с прозаическими репликами, герои говорят точными, музыкальными фразами, лаконичными, как в басне. В текст включены народные пословицы, идиомы («Вот живут они – лягушка, / Петушок и мышь-нарушка. / Их водой не разольешь».) кроме того, Маршак использовал мотивы и поэтические приемы детских песенок, считалок, прибауток, загадок. 
    «Кошкин дом» - пьеса-сказка, которую можно было бы назвать на языке взрослой драматургии бытовой драмой. Как писал Маршак, она «родилась из нескольких строчек детской песенки, я сюжет к ней разработан .

    Эти шесть строчек есть уже театральная сценка. Маршак сделал её более развернутой, объяснил предыдущие события, дал завершение конфликта. Пьеса построена по принципу хоровода: герои и действие в ней сконцентрированы вокруг одного центра – дома. Множество героев не мешает восприятию пьесы благодаря их четкой расстановке и яркой характерности каждого. В последней редакции Маршак ввел разказчика и звучный многоголосый хор в начале и вконце. Хор – примета древнегречесокого театра. 

    Опирался Маршак в «Кошкином доме» и на традиции народной сатирической сказки, и литературной басни. Он создает сатирическую картину взрослого мира, где царят неправда, глупость, зависть и лицемерие. Детское ощущение чистоты собственного мира находит подтверждение в образе котят. Дети требуют, чтобы добро и зло были отделены друг от друга безо всяких отговорок, и они удовлетворяются тем, что в результате пожара это отделение происходит. Бывшие друзья отварачиваются от несчастной погорелицы Кошки, а котята, которых она когда-то прогнала, - эти незлопамятные дети – дают ей приют и делятся последней коркой хлеба. 
    Прозаическая пьеса «Двенадцать месяцев» (1943) написана по мотивам народных сказок о падчерицах. В таких сказках в роли могучих покровителей нередко выступают олицетворенные силы природы, например русские персонажи Морозко, Баба Яга. Ближе всего к пьесе Маршака словацкая народная сказка «Двенадцать месяцев». Драматург взял за основу ситуацию ухода падчерицы в зимний ночной лес за весенними цветами, в остальном же его пьеса сильно отличается от словацикой сказки. «Двенадцать месяцев» - лирическая комедия со сказачно-фантастическим сюжетом. Важно и сатирическое содержание пьесы, связанное с изображением мачехи и дочки, королевы и ее окружения. 

    Композиция пьеса интересна тем, что действие то разварачивается в русском сказочном пространстве и с русскими героями (лес, изба; солдат, звери, мачеха и дочка), то перекидывается в пространство западных сказок (королевский дворец, профессор, гофмейстерина, «западные» королева, канцлер, послы, прокурор). Встреча героев в четвертом действии усиливает сказочность пьесы: эта встреча так же невероятна, как подснежники зимой. 

    Драматургический конфликт довольно сложен, двуедин. Это конфликт между мачехой, дочкой, королевой и другими героями, далекими от природы, - и силами природы, воплощенными в братьях-Месяцах; в то же время это конфликт социальный, порождающий столкновение между мачехой и падчерицей, королевой и падчерицей. Две главные героини, королева и падчерица, обладают характерами более сложными, чем их фольклорные прототипы. Такого, чтобы падчерица была способна отказаться от вполнения приказа, не бывает в народной сказке. Королеву немного жаль: она сирота, многого не понимает из-за плохого воспитания и неограниченной власти. Живая, непосредственная девочка, она способна быть лучше, чем позволяют ей дворцовые условия, что опять-таки не свойственно дворцовым королевам. В пьесе углублены характеры практически всех персонажей, усложнен конфликт – в соответствии с реальными жизненными противоречиями; тем самым пьесе-сказке придано реалистическое звучание. 

    Поэзия для детейсоставляет главную часть творчества Маршака. Наиболее известные его стихотворения для самых маленьких были написаны между 1922 и 1930 годами. Это «Детки в клетке», сказки о глупом и умном мышонке, «Багаж», «Почта», «Пожар», «Вот какой рассеянный» и пр. Темы и сюжеты стихотворения даже для трех- и четырехлетних детей всегда остро современны, затрагивают не только мирок детской комнаты, а весь большой мир, с его смешными, драматическими и героическими сторонами. Всё в стихотворениях Маршак полно разнообразного движения: идут, бегут, едут герои, вещи, постоянно своершаются какие-то происшествия, перемены. Динамична каждая строфа, упруг ритм, отчетливо звучит каждое слово.
    Максимум внимания Маршак уделял композиции стихотворения; нетеряя цельности, он о разбивается на ряд маленьких стихотворения, легких для запоминания, законченных в своей выразительности. 

    Особенно хороши у Маршака такие жанры, как стихотвоорный рассказ, анекдотическая история, цикл лирических миниатюр. 

    Классическими образцами стихотворных рассказов называют «Пожар», «Почту», «Почту военную», «Рассказ о неизвестном герое». Их отличает зримость деталей, достоверность образов, точные координаты действия. Все эти средства делают рассказ подобием взрослого документально-публицистического очерка. 
    «Сказка о глупом мышонке», «Багаж», «Вот какой рассеянный» - имеют анекдотический сюжет. Они немногочисленны, но их значение особенно велико для тех лет, когда чистое веселье бвло сомнительным – с позиции критиков-педологов. «Сказка о глупом мышонке» похожа на басню и вместе с тем на спародированную колыбельную. Она отлично передает тонкие нюансы смешного. Повторяется одна и та же ситуация – приглашение очередной няньки к капризному мышонку. Повторяется ситуация, но менятеся голос няньки, меняются интонации просьб мышки-матери и отказов мышонка. Маршак прибегнул к сложному для малышей виду комического – иронии, требующей особой чувствительности к подтексту, смыслу, заключенному «между строк».
    В стихотворении «Вот какой рассенянный» Маршак смеется над своим персонажем уже открыто, почти каждая строфа – новое подтверждение смешной рассеянности. Герой – человек взрослый, и оттого он еще более смешон.  В циклах миниатюр «Детки в клетке», «Круглый год», «Разноцветная книга», «Веселое путешествие от А до Я» познавательная информация растворена в лирической стихии. 
    В цикле «Детки в клетке» важны даже не сами животные, а их вопсриятие лирическим героем, который как будто переходит от клетки к клетке. К юмору постоянно примешиваются печаль, сочувствие, ироническое сомнение. Лирического героя поражает внешний вид слона, жирафа. Тигренок вдруг заставляет человека вспомнить о нраве дикого зверя («Эй не стойте слишком близко - / Я тигренок, а не киска!»). Затем внешние впечатления дают толчок чувствам противоречивым, сложным. Противоречив вид зебры, чьи полоски напоминают об африканских травах и … о школьных тетрадях. Страусенок умеет сердиться и бить ногой, но не умеет летать и петь – он смешон и печален. Грустит смешная обезьяна, вспомирая о родине. Трудно понять, чего больше в совятах – обаяния или скуки. Стихотворение «Воробей» завершает цикл. Вольная городская птичка легко может залететь в любую клетку и пообедать с любым зверем, даже с крокодилом. Воробей – самый счастливый герой цикла «Детки в клетке».
    1   2   3


    написать администратору сайта