художественное руководство. 2 тема, 12345 вопросы. 1 вопрос. Православная педагогика и религиозное художественное творчество народа. Православная педагогика
Скачать 62.22 Kb.
|
5 вопрос. Особенности художественной самодеятельности и педагогического руководства ею в СССР. Советское государство использовало художественную самодеятельность, как мощный рычаг в воспитании «нового человека» в духе коммунистических идеалов. В широком культурологическом значении концепт «самодеятельность» – это свободная проявление человеком своих сил и способностей путем саморазвития, самопознания, самовыражения, самовоплощения, самореализации в определенных видах деятельности в соответствии с его внутренними потребностями, мотивами поведения, творческими способностями. Советскую культуру обычно рассматривают в комплексе идеологических проблем, а, следовательно, выдвигают на первый план ее партийность, устремленность в будущее, глубокие интернациональные связи и т.д. Подъем общего культурного уровня масс должен был создать ту твердую, здоровую почву, из которой вырастут мощные, неисчерпаемые силы для развития искусства, науки и техники. Выдвигалась проблема формирования всесторонне развитых людей, людей, которые умеют все делать. Для этой цели советское государство решило использовать художественную самодеятельность, которая была мощным рычагом в воспитании «нового человека» в духе коммунистических идеалов. В широком культурологическом значении концепт «самодеятельность» – это свободная проявление человеком своих сил и способностей путем саморазвития, самопознания, самовыражения, самовоплощения, самореализации в определенных видах деятельности в соответствии с его внутренними потребностями, мотивами поведения, творческими способностями. В Большой советской энциклопедии констатируется, что художественная самодеятельность – одна из форм народного творчества, включающая в себя создание и исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно (кружки, студии, народные театры) или в одиночку (певцы, чтецы, музыканты, танцоры, акробаты и др.). Эта форма народного творчества отличались жанровой определенностью и наличием социального заказа. При клубах, домах культуры, а также на фабриках, заводах, в учебных заведениях, воинских частях, колхозах, и т.д. организовывались самодеятельные художественные коллективы, которые за образец в своем творчестве принимали произведения, созданные профессиональными композиторами, драматургами, писателями и т.д. путем включения их в репертуар своих самодеятельных образований. Для руководства художественной самодеятельностью был создан Центральный дом самодеятельного искусства, преобразованный в 1936 по Всесоюзный Дом народного творчества (с 1939 г. – им. Н.К. Крупской), а с 1958 гг. – Центральный дом народного творчества (ЦДНТ). В 1940-х гг. Дома народного творчества были организованы во всех республиках, краях и областях СССР. Таким образом, создавались условия для развития народного художественного творчества, которое постепенно приняло необычайно широкий размах: появились десятки тысяч самодеятельных коллективов и кружков не только в клубных учреждениях, но и в школах, на производстве. С конца 50-х гг. многие самодеятельные коллективы стали получать звания «народных». В 70-80-е годы стали активно проводиться ежегодные смотры художественной самодеятельности. Так, в 1975 г. состоялся первый Всесоюзный фестиваль художественного самодеятельного творчества трудящихся. Нужно отметить, что массовое развитие художественной самодеятельности выявило много талантливых исполнителей. На базе самодеятельных художественных коллективов стали создаваться профессиональные драматические и музыкальные театры, ансамбли. За счёт талантливых участников художественной самодеятельности пополнялись крупнейшие профессиональные коллективы. Самодеятельное творчество давала возможность творческого самовыражения в искусстве тем, кто по каким-либо причинам, не смог заниматься им профессионально. Оно не требовало от участников определённого уровня способностей или соответствующей подготовки, а было доступно практически всем желающим. Представляя собой своеобразную форму занятием искусством, художественное самодеятельное творчество вовлекало людей в эту форму организации досуга. Специфика этой формы творчества состояла в том, что люди, профессионально занятые в различных сферах производства и обслуживания, не порывая своих производственных связей, в то же время систематически и постоянно занимались искусством, творчеством, отдавая ему часть своего свободного от работы время. Среди сущностных признаков художественной самодеятельности выделялись добровольность, активность, инициатива и мотивация субъекта деятельности. Исследуя мотивы участия в самодеятельном художественном творчестве в широком смысле слова, советские ученые акцентировали внимание на интеллектуальных (когнитивных), творческих, коммуникативных, адаптационных, рекреационных и компенсаторских мотивах. Среди стимулов участия в художественной самодеятельности выделялись: общественно- политические стимулы, предполагавшие вовлечение личности в творческую деятельность с общественно-политические целями; собственно-моральные стимулы, связанные с принципами коллективизма и взаимной поддержки; художественно-творческие стимулы, активизирующие желание участвовать в концертах, смотрах и фестивалях самодеятельного творчества; престижные стимулы, включавшие все формы поощрения участия в самодеятельном творчестве: дипломы, звания, места в соревнованиях, знаки отличия, а также премии, бесплатные путевки, зарплата, ценные подарки и т.п. Этот вид деятельности выполнял множество функций. В истории культурно- просветительной работы сложились следующие функции: просветительная, воспитательная, агитационно-пропагандистская, информационная, функция отдыха и развлечений или рекреативная функция, созидательно-творческая, коммуникативная функции и функция социализации и др. При помощи этих и других функций в стенах культурно-просветительных учреждений и организаций осуществлялось воспитание эстетического и художественного вкуса, развитие творческих способностей личности, пропаганда искусства. Различалось два уровня художественного творчества: репродуктивный или исполнительский (музыкальные, хореографические, театральные, цирковые и другие коллективы); созидательный или творческий (самодеятельные композиторы, литературные объединения, студии изобразительного искусства, клубы по интересам, театры малых форм и т.п.); Особенностью самодеятельного художественного творчества было отсутствие профессиональной подготовки у его участников, с одновременным профессиональным руководством со стороны руководителя или организатора. Итак, художественная самодеятельность в СССР превратилась в мощное массовое движение, сущность и смысл которого состоял в непосредственном приобщении широких слоев населения к занятиям искусством, овладении навыками художественного творчества, внедрении творчества в повседневный быт. Его можно назвать важным фактором воспитания советского человека. Оно способствовало развитию инициативы, коллективизма, а также политической, нравственной и эстетической культуры народа. В кружки и коллективы художественного творчества приходили люди с целью самореализации своих интересов, потребностей, способностей, с целью познать себя, самоутвердиться, т. е. реализовать себя в самодеятельности. Советское государство придавало большое значение полному и глубокому освоению трудящимися массами богатств духовной и материальной культуры, активному приобщению их к художественному творчеству. До революции любители искусства в России соединялись в кружки и общества в виде клубов и собраний. Были и рабочие кружки, народные театры, который был под строгим контролем властей, с подозрением относившихся ко всем народным инициативам. Самодеятельные коллективы появлялись при клубах, дворцах культуры, фабриках, заводах, учебных заведениях, воинских частях, колхозах, совхозах, на транспорте и других отраслях. Работу клубного коллектива самодеятельности непременно организует его главный участник, который осуществляет набор участников, планирует и проводит учебно-воспитательную и концертно-исполнительскую деятельность. Руководитель должен регулярно делать учебные занятия по длительности не менее трех часов. Частью общественного самоуправления назначено общее собрание участников, они, в свою очередь, избирают совет коллектива. Всем коллективам художественной самодеятельности организующим активную деятельность по воспитанию в коммунизме, имеющим большой идейно-художественный уровень репертуара и мастерство своего дела, учебно-воспитательной и творческой успех, должно быть присвоено звание «народно самодеятельного коллектива». Общее правление организовывается художественным руководителем. Художественная самодеятельность имеет большое влияние в деле эстетики воспитания трудящихся. Наполнение художественного сундука социалистического общества осуществляется на основе сочетания массовой художественной самодеятельности и искусства профессионалов. Новаторским свидетельством внимания партии к повышению развития художественной культуры советского народа принимается решение ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, коллегий министерства советской культуры, министерства высшего и среднего специального советского образования и Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию "О проведении первого Всесоюзного фестиваля художественного самодеятельного творчества трудящихся" в 1975 году. Эти фестивали хотят проводить раз в 5 лет. Самый первый фестиваль, который проходит в 1975-77, посвящен 60-летию Октябрьской революции 1917 года. В организациях советской художественной самодеятельности принимали участие в 1976 г. 14 млн. взрослых и 10 млн. подростков, с ними работало 150 тыс. штатных и больше 500 тыс. общественных руководителей. Численность коллективов, которые удостоены звания «народный» (театров, цирков, филармоний и т. п.), было больше 4500. Проводятся просмотры, фестивали. В 1956-74 было проведено 4 республиканских фестиваля в Болгарии художественной самодеятельности, а в 1973 тут же было больше 15 тыс. коллективов. С помощью развития комплексного подхода к коллективу самодеятельного творчества становится мощнее взаимосвязь клубной художественной самодеятельности с ней же у трудовых учебных организаций. Трудовые коллективы - это русло определенных сфер преобладания художественной самодеятельности 80-х годов. Самодеятельность такого трудового коллектива должно с успехом развиваться только при постоянной помощи и поддержке главного управления, партийной, профсоюзной и комсомольской организации предприятия. Определенным организатором художественной самодеятельности в таком коллективе является по культурно-массовой работе профсоюзов – комиссия. Определенного внимания хотелось бы к совершенствованию коллективов художественной самодеятельности в трудовых коллективах в селе. Всегда большое внимание в СССР уделено повышению развития художественной самодеятельности учащихся. Правила школы профессиональной и общего образования смотрит на необходимость делать сеть больше и лучше деятельность школ и групп, для тех, кто учится во второй половине дня, обеспечив им систематические занятия для детей художественным творчеством. Одной из важных задач в данном документе выдвинуто большое повышение уровня художественного образования и воспитания эстетики у школьников. Главным путем решения этой задачи - это строительство школ - таких комплексов, которые первые появились в Белгородской области. Работа культурно-просветительная у комплексных школ близко связывает их с клубными учреждениями в селе. Годах так 80-тых на месте ряд комплексных школ и и клубов в селах появляются творческие коллективы и студии, которые объединяют школьников, подростков и молодежь. Детская художественная самодеятельность существует отличной базой развития взрослой самодеятельности. Реформа школы общеобразовательной и профессиональной смотрит на огромное развитие детской и подростковой художественной самодеятельности именно там, где проживают они. Рассмотрим еще одно из русел художественной самодеятельности - это учебные заведения высшего звена. Такая работа проходит на месте студенческих клубов, в близком взаимодействии с организациями и ректорами вузов общества. Активность художественной самодеятельности в учебных заведениях реализует каждый раз проведение смотров, конкурсов художественной самодеятельности студенческих коллективов, отделений, факультетов. Значимое место в работе по организации художественной самодеятельности занимает подготовка и проведение конкурсных выступлений. Эти выступления проводятся в рамках фестивалей, смотров, конкурсов самодеятельности, и конечно, разных его видов и жанров. Всесоюзный конкурс исполнителей бального танца был проведен в 1972 году. И с тех пор такие конкурсы стали классическими. Только за 10-тие конкурсные мероприятия смогли все больше набирать новые виды, жанры и формы художественной самодеятельности. Большой звездностью в СССР пользуются фольклорные фестивали. В их проведение участвуют все больше отдельные исполнители, коллективы художественной самодеятельности, любители своего дела и клубы, которые собирают фольклор. Помимо конкурсов и смотров разных жанров и видов искусства самодеятельности в СССР каждый раз проходят Всесоюзные олимпиады, конкурсы, смотры художественной самодеятельности в общем. Большое значение в развитии культуры сельской современности имели Всероссийские смотры сельской художественной самодеятельности проводимые в 1963 - 1965 года, 1972 - 1973 года. Главным периодом в развитии самодеятельного художественного творчества был организован съезд в 1975 - 1977 годах I - го Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся. Кроме фестивалей, смотров, конкурсов художественной самодеятельности большое значение имело частое участие коллективов самодеятельности культурного обслуживания населения. Творчество художественной самодеятельности по обслуживанию населения культурой, было сложено из некоторых направлений: выступление в период праздников всех народов, общественно-политических компаний; свой вклад вкладывали в праздники, недели, дни, декады искусства; в трудовых праздниках и других. Самодеятельный репертуар - сам по себе является органом многой репертуарной политики, не противоречащий художественным качествам показу в любом, например, и самодеятельном, и профессиональном коллективе, но имеющая такие свойства, которые могут позволить получать большой идейно-художественный итог силами, которые дают профессионалы.. С помощью талантливых участников художественная самодеятельность пополняется крупнейшими профессиональными коллективами. К главным организаторам художественной самодеятельности привлекаются мастера искусства профессионалов. |