Главная страница
Навигация по странице:

  • Многие литературные произведения Древней Руси

  • После принятия христианства Русь

  • 3 вопрос. Взаимосвязь русского церковного и народного искусства.

  • 4 вопрос. Светское художественное образование как фактор развития любительских художественных коллективов в России (Х VIII

  • - начало ХХ в.).

  • Виды любительской деятельности

  • художественное руководство. 2 тема, 12345 вопросы. 1 вопрос. Православная педагогика и религиозное художественное творчество народа. Православная педагогика


    Скачать 62.22 Kb.
    Название1 вопрос. Православная педагогика и религиозное художественное творчество народа. Православная педагогика
    Анкорхудожественное руководство
    Дата04.02.2022
    Размер62.22 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла2 тема, 12345 вопросы.docx
    ТипДокументы
    #351176
    страница2 из 3
    1   2   3

    Целый мир русской жизни открывается в былинах.

    Их основной герой - это богатырь, защитник народа. Богатыри обладали огромной физической силой. Так, о любимом русском богатыре Илье Муромце говорилось: «Куда не махнет, тут и улицы лежат, куда отвернет - с переулками». Одновременно это был очень миролюбивый герой, который брался за оружие лишь в случае крайней необходимости. Как правило, носителем такой неуемной силы является выходец из народа, крестьянский сын. Народные богатыри обладали также огромной чародейской силой, мудростью, хитростью. Так, богатырь Волхв Всеславич мог обернуться сизым соколом, серым волком, мог стать и Туром-Золотые рога. Народная память сохранила образ богатырей, которые вышли не только из крестьянской среды, - боярский сын Добрыня Никитич, представитель духовенства хитрый и изворотливый Алеша Попович. Каждый из них обладал своим характером, своими особенностями, но все они были как бы выразителями народных чаяний, дум, надежд. И главной из них была защита от лютых врагов.

    В былинных обобщенных образах врагов угадываются и реальные внешнеполитические противники Руси, борьба с которыми глубоко вошла в сознание народа. Под именем Тугарина просматривается обобщенный образ половцев с их ханом Тугорканом, борьба с которым заняла целый период в истории Руси последней четверти XI в. Под именем «Жидовина» представляется Хазария, государственной религией которой было иудейство. Русские былинные богатыри верно служили былинному же князю Владимиру. Они выполняли его просьбы о защите Отечества, к ним он обращался в решающие часы. Непростыми были отношения богатырей и князя. Были здесь и обиды, и непонимание. Но все они - и князь и герои в конце концов решали одно общее дело - дело народа. Ученые показали, что под именем князя Владимира не обязательно имеется в виду Владимир. В этом образе слился обобщенный образ и Владимира Святославича - воителя против печенегов, и Владимира Мономаха - защитника Руси от половцев, и облик других князей - смелых, мудрых, хитрых. А в более древних былинах отразились легендарные времена борьбы восточных славян с киммерийцами, сарматами, скифами, со всеми теми, кого степь столь щедро посылала на завоевание восточнославянских земель. Это были старые богатыри совсем древних времен, и былины, повествующие о них, сродни эпосу Гомера, древнему эпосу других европейских и индоевропейских народов.

    Многие литературные произведения Древней Руси (к Х в.) были написаны представителями духовенства. Можно назвать «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучения» Феодосия Печерского, «Поучение» князя Владимира Мономаха, «Жития Бориса и Глеба», «Житие Феодосия Печерского» и др. Эти труды не являлись чисто богословскими, в этом смысле можно согласиться с академиком Д.С.Лихачевым, обосновывающим их высокое историческое, политическое и философское значение. Действительно, в период политической раздробленности и ослабления государства, судя по содержанию указанных первоисточников, правильным будет признать, что литература принимала на себя многие государственные, в том числе объединительные функции.

    В средневековую эпоху религиозные установки являлись исходным пунктом и основой всякого мышления, а содержание наук, социокультурное развитие во многом было следствием учений христианства. Философская мысль после введения христианства на Киевской Руси имела много общего с развитием философской мысли в Византии, в Болгарии, а также в Западной Европе. Общность историко-философского процесса на Руси и в Византии предопределялась, прежде всего, фактом принятия христианства именно из Византии и постоянным присутствием на Руси греческих митрополитов, проводивших политику и идеологию византийских патриархов. В оригинальной письменности древнерусского периода эта ситуация не могла не отразиться. Как общие с Византией, так и специфические черты развития древнерусской культуры, в конечном счете, были результатом не пассивного следования византийскому образцу, а сознательного выбора самой Руси, высшие политические интересы которой диктовали необходимость, с одной стороны, создать «национальную», государственную церковь, чтобы сохранить свою политическую независимость и культурную самобытность, а с другой - сохранить тесные политические, религиозные и культурные связи с центром восточной православной церкви.

    После принятия христианства Русь сумела не только освоить весьма значительное, общее для всего христианского мира наследие, но уже с ХI в. стала выдвигать оригинальных (насколько оригинальность вообще возможна в рамках одной, считающейся единой христианской доктрины) религиозных писателей и мыслителей.

    Можно сказать, что процесс становления философии задержался на Руси по сравнению с рядом других христианских стран. Это произошло вследствие более позднего принятия христианства и особенно вследствие огромности по историческому значению выбора, который Русь должна была сделать, а именно выбора между двумя разновидностями христианства - восточной и западной, а также как следствие выбора Русью способа сохранения религиозных связей с остальным христианским миром и способа защиты своей политической независимости и культурной самобытности. Закономерности становления и развития древнерусской идеологии и философской мысли являются порождением специфических социокультурных условий древнерусской действительности.

    3 вопрос. Взаимосвязь русского церковного и народного искусства.
    Одним из источников развития народного художественного творчества стало религиозное искусство. С принятием христианства на Руси происходило освоение новой религии и новой культуры во всех направлениях художественного творчества. В Православии архитектура, иконопись, фрески, орнаментальная роспись, музыка встраивались в богослужебный ритуал и свидетельствовали о божественных истинах. При этом возникал особый тип синкретизма, основанный на единстве обряда, визуального ряда, слова, мелоса. Данный синкретизм уникален не только степенью влияния на личность, но и глубиной участия, сравнимой лишь с фольклорными действами.

    Церковное искусство представляет особую шкалу ценностей, где наивысшим достоинством является не эстетическая привлекательность и гармония, но полезность для души. Еще с апостольских времен сформулированы основные качества духовного пения, бережно хранившиеся в святой Руси – назидательность, утешительность, благодать. Собственно нравственный компонент в духовной музыке всегда был основным. Икона в Православии также воспринималась как благодатная святыня, которая по молитве может оказать чудотворное воздействие на человека.

    Сложившаяся в Православии модель творчества характеризуется постоянным самосовершенствованием творцов, выработкой мастерства через осознание эстетических и этических целей.

    Духовно-нравственное воздействие церковного искусства на личность высоко ценилось отцами церкви и русскими философами. По словам Иоанна Златоуста, «ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает ее о земли, не избавляет от уз тела, не располагает любому и презирать все житейское, как божественная песнь» . Известный русский философ и богослов С.Н. Булгаков писал, что «икона является особым видом церковного предания, в красках и образах… Иконопись не допускает чувственности в изображениях… Она передает не лицо, но лик».

    На протяжении нескольких веков в различных видах народного искусства происходит осмысление основ христианства, библейских и евангельских образов. Освоение народом христианского искусства шло двумя путями - через «книжное» образование и через механизм «бесписьменной» этнопедагогики.

    Церковное искусство не ограничивалось рамками храмов, проникая в художественное сознание и художественную деятельность народа. Этот процесс происходил под воздействием церковных служб, традиции обхода священнослужителями домов прихожан с пением тропарей, кондаков и других песнопений на церковные праздники. Постепенно и в народной культуре закрепляются традиции исполнения праздничных и великопостных песнопений, христославий, рождественских песен. Благодаря этому влиянию расширяется образная сфера фольклора, появляются новые жанры, в которых отражаются библейские темы и образы.

    Взаимосвязь церковного искусства с фольклором прослеживается в возникновении и развитии различных жанров внелитургических духовных песен (стихов покаянных, умилительных или слезных, псалмов как типа многоголосной бытовой песни духовного содержания).

    Духовными стихами называли песни, чаще всего эпические, на религиозные сюжеты. При этом содержание письменных источников свободно трактовалось, дополнялось фантазией народа. Были популярны следующие сюжеты: ужасы Страшного суда, муки Христа и Богоматери, Рождество и Вознесение. В зависимости от местной традиции одни и те же стихи исполнители могли либо читать, либо петь сольно или ансамблем, без сопровождения или в сопровождении колесной лиры. Большое место занимал духовный стих в певческой культуре старообрядцев. В нем слились элементы знаменного распева, виршевой поэзии, кантов, крестьянской и городской песни.

    Потребность домашнего музицирования удовлетворялась и через исполнение песен на религиозные темы. Такие песни в народе называли псальмами. Псальмы представляют собой свободное рифмованное изложение псалмов Давида.

    Церковное искусство оказало влияние и на творчество художников-самоучек. В иконописи и архитектуре на Руси возникла самобытная школа, связанная с национальным характером, с народно-религиозным пониманием «меры и красоты». Иконопись, на протяжении веков развивающаяся в пределах канона, выработала определенный набор схем, приемов, форм, т.е. определенный изобразительный язык. И мастер, даже не очень искусный, имея в распоряжении нужное количество таких форм, мог свободно распоряжаться ими, рисовать любую фигуру.

    В условиях слабого надзора за иконописцами со стороны церкви на бескрайних просторах Руси появились самые причудливые по сюжетам, манере и технологии иконы. Фольклорная иконопись была связана с архаичными пластами искусства, мало изменялась во времени и не имела определенных территориальных границ. Удивительно человечные по настроению, эти произведения воплощали простодушно сердечную веру, наивную доброту и трепетность переживаний их создателей. Нередко в одной иконе давался целый домашний иконостас, в котором соединены все наиболее чтимые святые. При всей свободе соединения в одной иконе, схема соединения просматривается по "практическому значению" святых.

    Во второй половине XVI века в России в связи с христианизацией необъятных просторов Урала и Сибири появляется огромный спрос на дешевые иконы. В этот период возникает цеховое производство икон, им начинают заниматься и миряне. Возникают крупные центры народного иконописания – Палех, Мстера, Холуй. Иконописание в эти слободы перешло из суздальских и Троице-Сергиева монастырей, вотчинами которых они являлись.

    Народные мастера создавали «расхожие», т.е. дешевые, «расходившиеся» в народной среде иконы. Известны иконы «подстаринные», которые писались в традиционной древнерусской манере; образа с золотым «чеканным» фоном т. е. c орнаментом; иконы «греческого пошиба» с темным вохрением ликов т.е. с постепенным переходом от основного темного тона личного письма к более светлым оттенкам); «фряжские» иконы (иноземного вида, выполненные маслом.

    Признанным центром иконописания на Урале был Невьянск. При каждом заводе строилась церковь, а при крупных заводах и не одна. В связи с этим потребность в иконах резко возросла. Старообрядцы, составившие значительную часть населения заводских поселков, не признавали икон, написанных после реформы патриарха Никона. Поэтому возникновение старообрядческого иконописания стало неизбежным.

    Культовая деревянная скульптура - яркое явление в русском искусстве. Наравне с иконами и произведениями декоративно-прикладного искусства она входила в художественные ансамбли церквей и часовен. Слияние архаических традиций деревянной культовой пластики, древнерусского искусства, характерных черт европейского барокко и классицизма, их новое осмысление создали феномен пермской деревянной скульптуры

    С ХIV века к местным финно-угорским племенам приходят большие массы русских переселенцев. Они сразу обращают внимание на своеобразие местной культуры. Христианские проповедники записывают: «Боги суть… болваны истуканные, изваянные, издолбленные, вырезом вырезанные…». Христианство воспринималось местными народами трудно и, конечно, наивно. К новым ликам Христа относились вполне по-язычески - изображение считалось самим божеством. «Примитивный человек видел здесь божество во плоти, - пишет А.И.Леонов. Он не знал разницы между божеством и его изваянием. Изваянное божество, да еще раскрашенное, а иногда и одетое в ризы, покоряло своей ощутимой реальностью, воздействовало на чувства с неотразимой убедительностью и властью» .

    Постепенно языческих идолов сменили изображения христианских святых. В этих изображениях отражены особенности русского народного богословия, свободная трактовка православных сюжетов, образов.

    Эволюция стилей пермской скульптуры отражает историческое развитие края. Произведения начала XVIII века — «Параскева Пятница» из села Ныроб, «Никола Можайский» из села Покча, «Распятие» из города Соликамска - и по форме, и по сюжетам связаны с традициями древнерусской резьбы. В XVIII веке, когда развитие культуры переходит в светское русло, пермская скульптура испытывает сильнейшее влияние европейской пластики.

    Взаимосвязь церковного искусства и художественного творчества народа в значительной мере обусловливалась доминированием в педагогике того времени двух мощных взаимодействующих факторов – народных традиций и христианского миросозерцания.

    Характеризуя древнерусские православные педагогические установки, Г.Б. Корнетов обращает внимание на то, что христианская традиция в целом «смысл педагогических усилий видела в приобщении человека к Богу, в наставлении его на путь спасения. Педагогика, понимаемая на Руси как «душевное строение», была призвана помочь человеку овладеть христианскими добродетелями, стать нравственным в своих поступках». 

    4 вопрос. Светское художественное образование как фактор  развития любительских художественных коллективов в России

    VIII - начало ХХ в.).
    Роль реформ Петра I в развитии в России любительских форм освоения классического искусства в ХVIII в. (домашних музыкальных салонов, домашних театров и оркестров и т.д.). Особенности домашнего художественного воспитания и образования русского дворянства.

    Понятие «любительское сценическое искусство». Виды любительской деятельности.

    Приобщение к классическому искусству и светским формам художественного творчества учащихся кадетских училищ, пансионов и институтов благородных девиц. Возникновение высшего художественного образования (Академии художеств, Петербургской и Московской консерваторий и др.) как фактор развития в российском обществе интереса к классическому искусству и появления любительских симфонических оркестров, академических хоров, театральных кружков и других форм любительского художественного творчества.

    Роль различных обществ (музыкальных, театральных и других), народных университетов, народных консерваторий, Бесплатной музыкальной школы в широком развитии любительских художественных коллективов и других общедоступных форм художественно-творческой деятельности.

    Русская усадьба как очаг классической художественной культуры в русской провинции. Освоение русскими крепостными актерами, музыкантами, танцовщиками, художниками канонов западноевропейского классического искусства; организационная и художественно-просветительная деятельность русской интеллигенции, меценатов по организации любительских оркестров народных инструментов, крестьянских хоров, мастерских народного декоративно-прикладного искусства и других форм сохранения и развития традиций русского народного творчества.

    Эти реформы послужили развитию светского искусства, отличавшегося и от фольклора, и от искусства православной церкви и ориентирующегося на западноевропейские традиции. Среди этих традиций – профессиональное обучение различным видам творчества. Педагоги-музыканты, живописцы, хореографы Европы привнесли в Россию технологию обучения творчеству. Основными носителями и проводниками светских видов и форм художественной деятельности стали представители аристократических верхов. Именно высшее сословие, а позже интеллигенция имели доступ к художественному образованию высшего качества.

    В светской художественной культуре возникают новые формы художественной жизни (балы, оперные, театральные и балетные спектакли, симфонические концерты и т.д.). Развивается любительское сценическое искусство – авторская и исполнительская художественная деятельность; ее предметные результаты – произведения искусства, предназначенные для публичной демонстрации.

    Виды любительской деятельности:

    Домашний театр. Русская усадьба становится очагом классической художественной культуры в русской провинции благодаря организации театров, хоров, оркестров. Среди многочисленных домашних театров XVIII века особой популярностью пользовался театр графа Петра Шереметева. В его спектаклях участвовали дети графа и гостившие в доме вельможи. В XIX веке получил известность домашний театр промышленника и мецената Саввы Мамонтова в его подмосковном имении Абрамцево. В спектаклях этого театра принимал участие юный Костя Алексеев – в будущем создатель МХАТА, К.С. Станиславский.

    Салонное искусство.Самым известным в Москве был салон княгини Зинаиды Волконской. Его посещали Пушкин, Языков, Алябьев, Верстовский и многие другие известные люди России. В салоне знатные гости, для которых выступление на публичной сцене считалось неприличным, могли продемонстрировать свои художественные таланты.

    Создание и художественное руководство крепостными художественными коллективамиАристократы занимались организационной, художественно-педагогической и художественно-творческой деятельностью. Они нередко сами выступали с крепостными коллективами (князь Долгорукий исполнял в своем театре комические роли, а также сочинял комедии и оперы), участвовали в режиссуре спектаклей, влияли на содержание и уровень художественно-творческого процесса. Граф Шереметев организовал в своем имении Останкино один лучших театров в России. Музыканты Останкинского театра составляли один из первых российских полных симфонических оркестров. Хоровой капеллой театра руководил С.А. Дегтярев - крепостной музыкант, замечательный композитор XVIII - XIX вв. Педагогическая деятельность владельцев крепостных театров заключалась обычно в обучении актеров художественным умениям и навыкам.

    Наряду с произведениями западного искусства на крепостной сцене воспроизводились традиционные фольклорные праздники. Например, ежегодно в саду графа А.К. Разумовского устраивали т.н. театральный сенокос.

    Сценические любительские коллективы, ориентированные на публичные выступления перед широкой аудиторией. В Ярославле купец-заводчик Федор Волков организовал любительскую труппу. Это был первый в России провинциальный публичный театр с русскими актерами, художниками, музыкантами, с репертуаром, в состав которого входило немало русских пьес. Театр Ф.Г. Волков стал основой создания в Петербурге в 1756 году Первого профессионального русского публичного театра.

    В роли организаторов любительских коллективов выступали и офицеры. Так, в 1882 году офицер И. Щеглов организовал в одной из военных крепостей солдатский театр. Не осталась в стороне от этого движения и техническая интеллигенция. Инженеры, фабриканты и члены их семей участвовали в создании и деятельности фабричных театров, массовое открытие которых началось в середине 80-х годов XIX века. В 1888 году на золототканой фабрике в Москве по инициативе управляющего фабрикой К.С. Алексеева (Станиславского) были организованы драматический кружок, хор и духовой оркестр из рабочих и служащих. На Пречистинских рабочих курсах, открытых в 1897 году, были организованы хоровая капелла, театральный коллектив, изостудия.

    Сельская интеллигенция также много сил отдавала просветительской деятельности. Например, в 1895 году в селе Никольском Воронежской губернии по инициативе и на средства местного врача Соколова и его жены был организован крестьянский театр.

    Любительским был по началу Великорусский оркестр народных инструментов В.В. Андреева, также как и инструментальные ансамбли Белобородова, Смоленского, народный хор крестьян под руководством ученого-этнографа М.Е. Пятницкого. Их деятельность была направлена на популяризацию народной инструментальной музыки и песни среди широких общественных кругов. Развивалось и академическое исполнительство: хоры А.Я. Ломакина, В.А. Булычева и других исполняли произведения русских и зарубежных композиторов.

    Любительские коллективы при учебных заведениях. Театральный и хореографический коллективы существовали в XVIII веке при Кадетском корпусе. Силами учащихся там ставились трагедии Вольтера, пьесы А.П. Сумарокова и т.п. Также при университетах, при Горном институте, при Училище правоведения и других учебных заведениях открывались музыкальные отделения, где преподавались скрипка, виолончель, сольное пение, теория музыки, сольфеджио, хоровое пение. В первой половине XIX века начал работу симфонический любительский оркестр Московского университета.

    Большую роль в развитии традиций народной художественной культуры, различных видов и жанров народного творчества сыграло становление системы светского художественного образования. Одно из первых учебных заведений в этой системе – театральное училище, основанное в 1738 году в Петербурге. В 1757 году в России была основана Академия художеств – высшее государственное учреждение, руководившее всей художественной жизнью страны. В 1764 году при Академии учреждают музыкальные классы. В середине XIX века открываются первые консерватории (в 1862 г. – Петербургская, в 1868 г. - Московская). Профессиональные деятели искусства руководили и любительскими коллективами. В частности, в домашнем театре князя Волконского роль режиссера и постановщика выполнял профессиональный актер П.А. Плавильщиков. Он же обучал любителей основам актерского мастерства. В 1876 году композитор А.Д. Кастальский организовал в г. Козлове хор рабочих железнодорожных мастерских.

    Вклад в развитие любительства внесли представители интеллигенции, открывавшие по собственной инициативе, а нередко и на свои средства различные классы, курсы и художественные школы для простого народа. Так, в 1820 году художник А.Г. Венецианов открыл частную школу для малообеспеченных, но талантливых художников. Его методика обучения была направлена на раскрытие индивидуальности каждого обучающегося и не совпадала с академической. В 1861 году М.А. Балакирев и Г.Я. Ломакин организовали Бесплатную музыкальную школу. Это было учебно-просветительное и концертное учреждение. Курсы регентов, организованные в Перми А.Д. Городцовым, также сочетали обучение и художественно-творческую деятельность.

    В последней трети XVIII века в России появляются художественные общества,объединявшие профессионалов и любителей: Музыкальный клуб и Новое музыкальное общество. В числе организаторов - барон П.Г. Демидов; среди членов, количество которых доходило до 600, - граф В.Н. Головин, граф А.С. Строганов, композитор Д.С. Бортнянский, писатель Д.И. Фонвизин. В 1859 году в Петербурге появляется Русское музыкальное общество, учредившее общедоступные музыкальные классы, а в 1878 году в Москве – Русское хоровое общество. На рубеже XIX-XХ веков в Павлодаре появилось Общество любителей драматического и музыкального искусства, а в Нижнем Новгороде – курсы художников для рабочих. Существовали также Московское общество любителей игры на народных инструментах, Общество содействия внешкольному образованию.

    Заметный след в истории музыки оставил Музыкально-драматический кружок любителей, созданный офицером В.В. Карминым, графом А.В. Соллогубом и графом А.Д. Нессельроде. Кружок осуществил первые в Санкт-Петербурге постановки русских опер: "Евгений Онегин" П.И. Чайковского (1882), "Хованщина" М.П. Мусоргского (1886) и др.

    В 1909 году создается Комиссия содействия сельскому театру. Ее возглавлял художник В.Д. Поленов. Комиссия занималась анализом развития любительских театров в народной среде, оказывала творческую, методическую помощь.

    В развитие искусства вкладывали средства меценаты, оказывали материальную поддержку как профессиональным, так и любительским художественным коллективам. Савва Мамонтов основал в 1885 году в Москве первую русскую частную оперу. Много сделали для развития отечественного изобразительного искусства купцы П.М. и С.М. Третьяковы. Этнографическими исследованиями занимались князь В.Н. Тенишев и его жена, открывшая в усадьбе Талашкино художественные мастерские, этнографический музей.

    Таким образом, в этот период возникают новые, отличающиеся от фольклорных и религиозных, формы массового художественного просвещения и воспитания. На этом этапе среди организаторов и руководителей художественных коллективов появляются представители аристократии, получившие прекрасное домашнее художественное образование. Благодаря деятельности выпускников учреждений светского художественного образования повышается уровень коллективов, появляется новый тип любительского коллектива, приближенный к профессиональному.

    Большую роль в широком развитии любительских художественных коллективов и других общедоступных форм художественно-творческой деятельности сыграли различные общества (музыкальные, театральные и другие), народные университеты и консерваторий, Бесплатная музыкальная школа.
    1   2   3


    написать администратору сайта