Япония 2. 1 вопрос Причины революции
Скачать 31.32 Kb.
|
1 вопрос Причины революции. Кузнецов Юрий Дмитриевич, Навлицкая Галина Брониславовна, Сырицын Игорь Михайлович - История Японии Острое недовольство различных социальных слоев и классов режимом сёгуната выражалось в крестьянских восстаниях, городских "рисовых бунтах", в участии в вооруженных выступлениях представителей торговой и зарождавшейся промышленной буржуазии и даже представителей правящего самурайского сословия. Это была та социальная сила, которая постоянно расшатывала режим сёгуната и привела в начале XIX в. к глубокому политическому кризису. Одним из крупных антиправительственных выступлений было восстание Осио Хэйхатиро (1794-1837) в Осака в 1837 г. Осио принадлежал к самурайскому сословию и занимал должность начальника городской стражи. Начавшимся в округе голодом воспользовались торговцы рисом, взвинтившие цены. Осио обратился к чиновникам сёгуната с требованием наказать торговцев-богачей, развязавших спекуляцию. Получив отказ, Осио распродал свое имущество, в том числе фамильную библиотеку с редкими, ценными рукописями и книгами, и, купив рис на вырученные деньги, раздал его городскому населению. Осио и его сторонники разослали воззвание к народу и прокламации в 33 административных пункта осакской и соседних провинций - Сэцу, Кавати, Харима, Идзуми. 17 февраля 1837 г. триста вооруженных повстанцев открыли склады богачей и начали раздавать рис. В городе захватывали и жгли богатые кварталы, дома ростовщиков, оптовиков-рисо-торговцев, в том числе были сожжены дома и склады двух влиятельных фирм, уже в то время объединявших торговую и промышленную деятельность - Мицуи и Коноикэ. В восстании, преждевременно раскрытом и подавленном, не успели принять участие крестьянские отряды, шедшие на помощь в Осака из окрестных провинций. Восстание Осио вызвало широкую ответную волну в самых различных районах страны. Одним из подобных движений было выступление против торгово-ростовщической буржуазии восьмисот горожан и крестьян в районе Касивадзаки под руководством Икута, называвшего себя учеником Осио. Руководители восстания в Осака не представили, да и не могли иметь реальной программы социального переустройства. Тем не менее при всей противоречивости призывов (Осио заявлял, что не выдвигает политических задач, но в то же время критиковал феодальный режим, призывал свергнуть сёгуна и восстановить власть императора) восстание стало важнейшим этапом в истории развития сопротивления угнетенных масс Японии. Важным было также то, что в выступлении объединились представители разных социальных слоев - городские низы поддержало крестьянство, у руководства восстанием стояли самураи. Все это свидетельствовало также о серьезных изменениях в общей политической обстановке страны. Нарастание крестьянских и городских бунтов по всей Центральной Японии после восстания 1837 г., подрыв экономики и политической стабильности могут объяснить новую попытку сёгуната укрепить феодальные порядки. После серии реформ периодов Кёхо (1716-1735) и Кансэй (1787-1793) эти мероприятия бакуфу известны как реформы годов Тэмпо (1830-1843). Осуществлял введение реформ дом Мидзуно, после отставки Мацудайра Саданобу фактически руководивший политикой сёгуната в течение 30 лет. В 1834 г. энергичный представитель этого дома Мидзуно Тадакуни занял пост члена Совета старейшин (родзю), а после смерти сёгуна Иэнари в 1841 г. получил почти неограниченные полномочия правителя при новом сёгуне Иэёси (1838-1853). Реформы Мидзуно Тадакуни в значительной их части явились повторной попыткой осуществить мероприятия Мацудайра Саданобу по укреплению экономического положения самурайства и поднятию его престижа как признания прежнего особого положения воинского сословия. Реформы запрещали роскошь, богатое украшение домов, торжественные праздничные шествия, курение табака и многое другое как разрушающее нравы и "скромный" образ жизни. Но наибольший эффект должно было дать серьезное ограничение деятельности торгово-ростовщического капитала - указ о роспуске в декабре 1841 г. монопольных гильдий кабунакама. Однако за длительное время существования эти организации приобрели такую экономическую мощь и влияние, что сёгунат оказался не в состоянии добиться реформами каких-либо результатов. Указ о роспуске кабунакама, означающий свободу торговли, не только не привел к снижению вздутых монополиями цен, но вызвал совершенно неуправляемое состояние рынка. Указы о запрещении торговых корпораций и оптовой торговли, а также попытка ликвидировать проценты на долги самурайства у торговцев рисом вызвали такой взрыв недовольства со стороны торговцев и ростовщиков и саботаж реформ, что Мидзуно Тадакуни в сентябре 1842 г. был вынужден уйти в отставку, а ликвидация кабунакама была официально отменена в 1851 г. Крах третьей попытки реформ, имевших целью укрепить феодальный строй, свидетельствовал о дальнейшем ослаблении позиций класса феодалов и неуклонном росте активности буржуазных слоев, добившихся уничтожения феодальных ограничений и получивших таким образом перспективы более быстрого, чем ранее, развития. Немаловажное значение в деятельности оппозиционных сёгунату сил имело "идеологическое" обоснование их выступления. Оно заключалось в попытках доказать юридическую несостоятельность, "незаконность" правления сёгуна, узурпировавшего власть у "законного" правителя - императора. Еще в середине XVII в. образованные самураи из числа тодзама-даймё, политически и экономически притесняемых деятельностью дома Токугава, объединились с целью доказать "историческими" аргументами неправомерность существования сёгунского режима. В 1660 г. один из образованнейших представителей феодального дома Мито - Мицукуни, создавший "историческую школу Мито", вместе со своими учениками и коллегами завершил составление "Дайнихонси" - огромного собрания древних мифов, легендарных и полулегендарных сведений, исторических хроник. Публикация разнообразных древних историко-литературных памятников должна была "документально" подтвердить древность и непрерывность в веках существования императорской династии, подлинность ее прав на управление страной и, таким образом, обнажить и подчеркнуть узурпаторскую роль сёгуната. Вторым направлением, характерным для публикации и пространных комментариев, было выделение и подчеркивание ценности всего сугубо национального в противовес иноземному, и прежде всего китайской школе, в политике, общественной жизни и культуре. Это было также прямым выпадом против сёгуната, официальной идеологией и этической практикой которого было чжусианское конфуцианство. Идеи школы Мито продолжала так называемая национальная школа кокугаку. Наиболее значительными ее представителями были Камо Мабути (1697-1769), Мотоори Норинага (1730- 1801), Хирата Ацутанэ (1776-1843). Публикациями древних документов, исследованиями и комментариями к "Кодзики", "Манъёсю", "Нихонсёки", "Гэндзи- моноготари", к обрядовым песням кагура и молитвам норито, которые имели противокитайскую направленность, ученые этой школы стремились показать значительность и весомость национального наследия, глубину японской классической культуры. Об огромном объеме работы, проделанной кокугакуся (учеными национальной школы), свидетельствуют труды только одного Мотоори Норинага - он оставил 263 тома завершенных работ, а также огромное количество эссе, дневников и разных записей. Историческая концепция кокугаку исходила из "подлинности" мифологической эры как начала японской истории, а также "божественного" сотворения Японских островов и особого "божественного" происхождения японского императора и всей японской нации. Наиболее ясно эта идея была развита в работах Хирата Ацутанэ - "Наша земля - родина богов, и все мы произошли от них". "Уникальность" власти японского императора одновременно является поводом для кокугакуся продемонстрировать специфику и неповторимость "японского пути". В Китае "обыкновенный человек случайно становится царем, и царь вдруг превращается в обычного человека...". В Японии, "пока существует земля и небо, пока светит луна и солнце, на протяжении бесчисленного количества тысяч поколений, он вечен, державный правитель". Признание истинности "японского пути" в противовес китайскому, законности и почитания императора "сонно" в противовес узурпаторской позиции сёгуна стало главной линией дворянско-буржуазной идеологии в первой половине XIX в., подготовившей политическую борьбу накануне событий 1867-1868 гг. В атмосферу социального кризиса дополнительный "горючий" материал внесла усилившаяся борьба в феодальном лагере. Могущественные князья-тодзама объединились против дома Токугава. Их княжества на юго-западе страны (Сацума, Тёсю, Тоса, Хидзэн), значительно удаленные от Эдо, обладали экономической и военной самостоятельностью. Знаменем антитокугавской коалиции стал император и его окружение. Выдвинув задачу восстановления "законной" императорской власти, князья-тодзама выступали, таким образом, против "узурпатора" - сёгуна. Однако антисёгунская направленность коалиции складывалась постепенно. Отход значительной части феодалов от поддержки токугав- ского режима определялся также неудачами во внутренней политике сёгуната, опиравшейся на систему регламентаций, и фактическим крушением политики изоляции. "Закрытие" страны консервировало наиболее застойные формы феодальных отношений и привело к отставанию Японии от европейских стран, но не могло прекратить развитие производительных сил, товарно-денежных отношений, хотя в известной мере и затормозило этот процесс. В условиях внутреннего кризиса всей феодальной системы токугавского сёгуната участились попытки визитов европейских и американских военных кораблей к японским берегам. В 1825 г. бакуфу еще продолжало рассылать старые предписания обстреливать иностранные суда в случае их приближения к японским берегам, но уже в 1842 г. был издан указ с требованием снабжать прибывающие в японские порты иностранные суда водой и продовольствием и лишь потом требовать их ухода. 2 вопрос А) насильственное «открытие» Японии; A. H. Бадак, И. E. Войнич, H. M. Волчек,. Всемирная история:. Национально-освободительные войны XIX века .. 1999 C 1639 г. правящий страной сёгунат Токугав держал Японию в относительной закрытости от внешнего мира, стремясь законсервировать свою власть. Исключение составляли только близлежащий Китай, Корея, а также Голландия. Попытки Великобритании, Франции и России, а с начала XIX в. и США «открыть» Японию для внешнего мира оказывались безрезультатными. Японские власти категорически отказывались вести какие-либо переговоры. B 1825 г. сёгун издал указ силой пресекать любые попытки иностранных кораблей проникнуть в Японию, что, однако, не помешало иностранным кораблям во время первой опиумной войны запасаться углем и водой в некоторых японских портах. Bo время европейского кризиса начала 50-х годов на Дальнем Востоке стала усиливаться экспансия Соединенных Штатов Америки. Япония была важна как перевалочная база для американских судов, плавающих в северных водах Тихого океана; стремление Соединенных Штатов заиметь такие базы усиливалось с развитием китобойного промысла и особенно по мере распространения парового флота, нуждавшегося в угле. Япония с начала XIX в. рассматривалась торговцами США как удобный плацдарм для укрепления американских позиций на Дальнем Востоке и прежде всего в Китае, где экономически господствовала Великобритания. Экспансия США диктовалась прежде всего стремлением к приобретению рынков для растущей американской промышленности. После нескольких безрезультатных попыток завязать связь с Японией американское правительство прибегло к тактике канонерок. B 1853 г. американский торговый флот в сопровождении четырех военных кораблей под общим командованием Перри подошел к японским берегам. Угрожая обстрелом столице Эдо, Перри добился согласия сёгуна на переговоры для заключения торгового договора между США и Японией. Подобные требования предъявила Японии и Россия, в августе этого же года к японским берегам прибыла российская эскадра под командованием вице-адмирала Путятина. B марте 1853 г. в Канагава был заключен договор между США и Японией. Он обеспечивал американским торговым судам, потерпевшим аварию, право заходить в два японских порта городов Симода и Хакодатэ, где онимогли запастись углем, продовольствием, водой и т. д., но не дал права американцам торговать с Японией. Вскоре подобные договоры Япония была вынуждена заключить с Великобританией, Францией, Голландией и Россией. Российско-японский договор, заключенный в Симоде 7 февраля 1855 r., был очень выгоден России. По его условиям почти все Курильские острова были признаны российским владением. Ho в то же время Япония отказалась признать права России на Сахалин, остров оказался в совместном пользовании. Российские суда получили право заходить в порты Симода, Нагасаки и Хакодатэ. B 1858 г. американский уполномоченный Харрис предъявил Японии новые требования и добился подписания первым министром сёгуна Ии Наосукэ нового ярко выраженного неравноправного и кабального договора. Этот договор, составленный по образцу договоров европейских держав и США с Китаем и другими странами Востока, предусматривал экстерриториальность американцев в Японии и ограничение ее таможенной автономии (пошлины на импортные и экспортные товары не могли изменяться без согласия США). По статье 2-й США навязывали свое посредничество в спорных вопросах между Японией и любой другой страной. Статья 10-я предусматривала приглашение Японией американских военных инструкторов, снабжение Японйи американским вооружением и военными судами. По типу этих американо-японских договоров (но без статей 2 и 10) вскоре заключили с Японией договоры Великобритания, Франция, Россия и некоторые другие европейские державы. Таким образом, Япония, подобно Китаю, оказалась в неравноправном йоложении по отношению к европейским державам и США — с той только разницей, что инициативу в навязывании Японии неравноправного режима взяли на себя США, а не Великобритания; как то было с Китаем. Однако господство Великобритании в мировой промышленности, мировой торговле и военно-морском деле предопределило её преобладающую роль и в торговле с Японией. Серия так называемых ансэйских договоров [по названию периодаАнсэй (1854 — 1859)], завершила длительную изоляцию страны и в то же время стала началом нового периода — началом борьбы японцев синостранцами и превращения страны в развитую капиталистическую державу. Б) гражданская война 1863-1867 гг.; Кузнецов Юрий Дмитриевич, Навлицкая Галина Брониславовна, Сырицын Игорь Михайлович - История Японии Действия оппозиционных сил включали теперь выступления горожан, представителей разнообразных слоев складывающейся буржуазии, ронинов, крупных боевых отрядов самурайства, которые боролись не только против бакуфу, но и против верхушки феодальных княжеств. Обратившись к императору за "советом" в момент прибытия в страну эскадры Перри, сёгун как бы связал себя обязательством и в дальнейшем консультироваться с двором. Переговоры с американцами вызвали сопротивление императора и кугэ, но сёгунат, невзирая на их противодействие, подписал договор. Это усилило противостояние двух группировок правящего лагеря и объединило различные группы дворянской оппозиции в активных действиях и пропаганде против сёгуната. Особенную ненависть вызывал правительственный деятель Ии Наосукэ (1815-1860), назначенный регентом (тайро) в мае 1858 г. и жестоко расправлявшийся с оппозицией. Вскоре после подписания договора (1858) более ста самураев подверглось тюремному заключению, четверо были казнены. Среди них Хасимото Санаи (1834-1859) и Ёсида Сёин (1830- 1859) - два образованных самурая, деятельные противники сёгуната, сторонники реформ и реставрации императорской власти. Фигура Ёсида Сёин после событий 1867-1868 гг. была овеяна легендами, он стал национальным героем. Крупные политические деятели считали его своим духовным и интеллектуальным наставником. Однако полицейские расправы не могли остановить ни продолжавшихся крестьянских восстаний, ни массовых выступлений самурайства. В марте 1860 г. Ии Наосукэ был убит самураями из возглавлявшего антисёгунскую оппозицию княжества Мито. Тогда токугавское правительство решило изменить тактику - оно пошло на соглашение с группой высшей придворной бюрократии в Киото. Это объединение военно-феодального дворянства буси с кугэ (своеобразная форма политического компромисса между сёгуном и рядом влиятельных даймё) составило группировку кобугаттай, которая, с одной стороны, стремилась укрепить оплот феодализма - сёгунат, а с другой - содействовала проведению политики бакуфу "изгнания варваров". Внешне сёгунские чиновники продолжали соблюдать договоры, поддерживать нормальное обращение с иностранцами, в то же время по стране тайно рассылались директивы населению готовиться по сигналу выступить против "иностранных варваров". Этот лозунг, рассчитанный на удовлетворение самурайской оппозиции, хотя и привлек значительные социальные силы, но не смог предотвратить выступление тодзама-даймё. В 1862 г. князь Симадзу (юго-запад Кюсю, княжество Сацума) во главе своих войск вошел в Киото с намерением продемонстрировать императору верноподданнические чувства, а потом двинулся на Эдо. Это была явная демонстрация независимости, к тому же Симадзу потребовал у сёгуна отмены прежних регламентаций в отношении санкинкотай. Сёгунат вынужден был отступить, система заложничества была отменена. Даймё должны были являться в столицу не ежегодно, а раз в три года; кроме того, они должны были привлекаться к участию в решении важнейших для страны политических вопросов. Маневры сёгуната в политике в отношении иностранцев привели к тому, что по всей Японии начались стихийные и организованные выступления против представителей Запада. В 1862 г. в княжестве Сацума самураи убили англичанина, в июне 1863 г. крепостные укрепления Симоносэки в княжестве Тёсю в соответствии с директивой "почитание императора, изгнание варваров" обстреляли иностранные суда. Правительству пришлось выплатить компенсацию за убийство англичанина, а попытка объявить решение о закрытии портов для иностранцев была встречена разрушительной бомбардировкой Кагосима - столицы княжества Сацума. Самурайские войска Симадзу, все еще державшие в полном подчинении занятую в 1862 г. императорскую столицу Киото, спешно отправились на юг, в Сацума, чтобы вступить в борьбу с англичанами. В Киото осталось самурайство из Тёсю. Значительную часть этих воинских сил составляли самураи низших рангов, ронины, примыкавшие к ним вооруженные отряды горожан (кихэйтай). Социальный состав определял их действия - выступления были не только против сёгуната, но все чаще против имущих классов: феодалов, торговцев, ростовщиков и других привилегированных представителей городского населения - сторонников кобугаттай. Боясь движения низов гораздо больше, чем мятежных феодалов, сёгунат попытался договориться с иностранцами, уладить конфликт между англичанами и Сацума и получить помощь в ликвидации критической ситуации в Киото. Используя помощь войск феодального дома Симадзу, который на этот раз пошел с сёгуном на соглашение, а также поддержку французов, предоставивших оружие и инструкторов, обучающих правительственные войска, бакуфу заставило самураев из Тёсю и другие вооруженные отряды покинуть Киото. Однако отступившие отряды кихэйтай нашли подкрепление в Тёсю и других княжествах и вновь двинулись на Киото. 19 августа 1864 г. в жестоком сражении они потерпели поражение от сёгунеких войск. Получив приказ от императора организовать карательную экспедицию против Тёсю и опираясь на кобугаттай, представители дома Токугава разгромили силы дворянско-буржуазной оппозиции. Дополнительным ударом по оппозиционному движению стали совместные действия иностранных держав. 4-5 сентября 1864 г. объединенный флот Англии, США, Франции и Голландии подверг сокрушительной бомбардировке Симоносэки (Тёсю). Расширение гражданской войны со все возрастающей активностью низших слоев населения вызывало беспокойство держав и определило тактику, отражавшую их соперничество в стране. Англия все более определенно поддерживала антисёгунскую коалицию, Франция по-прежнему ориентировалась на сёгунат. Однако несмотря на цепь неудач, в 1865 г. оживилась деятельность радикальной части дворянско-буржуазной оппозиции, представленной сацумскими руководителями - Окубо Тосимити, Сайго Такамори. Усилилось влияние руководителей кихэйтай в Тёсю Ито Хиробуми (1841 - 1909) и Такасуги Синсаку (1839- 1867), образованных дворян, побывавших за границей и уверовавших в необходимость скорейшей перестройки общественной жизни и экономики Японии с учетом достижений западной культуры и техники. Организация второй карательной экспедиции против Тёсю, объявленной бакуфу в мае 1865 г., затянулась, княжество Сацума, на помощь которого рассчитывал сёгунат, отказалось принимать в ней участие, и даже фудайдаймё всячески старались избежать посылки своих войск. Фактически подготовка экспедиции привела к сплочению и укреплению дворянско-буржуазной оппозиции. Со времени поражения сёгунских соединений в июле 1866 г. в войне с Тёсю требование "Тобаку!" - "Долой бакуфу!" становится центральным лозунгом и стержнем всего движения. Антисёгунская коалиция четырех юго-западных княжеств - Тёсю, Сацума, Тоса и Хидзэн - получила значительную финансовую поддержку от нескольких банковских домов, в том числе дома Мицуи. Главенство в антисёгунском движении все более активно переходило к рядовому, радикально настроенному самурайству. Требование ликвидации сёгуната как виновника навязанных Японии неравноправных договоров, так же как и призыв "Долой варваров!", приобретало в глазах представителей широких городских и крестьянских масс патриотический и прогрессивный смысл. 60-е годы стали временем нарастания общего политического кризиса - движение оппозиции проходило на фоне непрерывных антифеодальных крестьянских восстаний и выступлений горожан. С 1860 по 1867 г. крестьянских восстаний было примерно в два раза больше, чем в предшествующие 50-е годы. Массовые крестьянские выступления, парализовавшие всю центральную часть о-ва Хонсю, прошли в провинциях Сэцу, Синано, Кодзукэ, Этиго, Ивами, Мусаси, Кавати, Бинго и др. Причиной выступлений было повышение цен на рис. Нередко восставшие крестьяне объединялись с городской беднотой, как это произошло, например, в Хёго и Титибу. Городские восстания охватили прилегающие территории Хёго, Осака, Эдо и Титибу. Антифеодальные движения нередко носили и полурелигиозную форму, например массовые беспорядки, известные под сокращенным названием "Ээ дзя най ка?" В августе 1867 г. в Центральной Японии - традиционном районе храмового паломничества - распространился слух, что в Нагоя произошло чудо: над храмом с неба спустились амулеты, что толковалось как событие, возвещавшее большие перемены. В Нагоя со всей Центральной Японии хлынули толпы народа, стихийно стали возникать шествия, пляски, во время которых пелась песня, высмеивающая существующие нормы морали, с постоянным рефреном "Ээ дзя най ка?" ("Разве так не лучше?"). Толпы народа врывались в дома богачей, открывали рисовые склады, делили рис и имущество. Движение паломников "Ээ дзя най ка?", хотя и не было организованным, охватило две трети страны и было продолжением крестьянских восстаний и городских бунтов. В условиях обострения обстановки и явного ослабления позиций сёгуната западные державы осенью 1865 г. потребовали немедленного открытия предусмотренных договором 1858 г. Хёго и Осака, а также пересмотра таможенных тарифов. Сёгун полностью принял требования иностранцев и добился их ратификации императорским двором. В) уничтожение сегуната. В 1866 г. умер сёгун Иэмоти и к власти пришел Кэйки (Хитоцубаси), последний сёгун Токугава. Группировка южных княжеств, объединенная лозунгом "тобаку", двинула войска к Киото. В начале 1867 г. умер император Комэй, и это также сыграло немаловажную роль в дальнейшем ослаблении позиций сёгуната - Комэй был крупнейшей фигурой кобугаттай и поддерживал соглашение с сёгунатом. Его преемник, четырнадцатилетний Муцухито, естественно, не мог выступить серьезным противником этой политики. Воспользовавшись слабостью его позиций, лидеры дворянско-буржуазного блока предъявили сёгуну меморандум, составленный от имени нового императора, с требованием немедленно "вернуть" власть "законному правителю". В октябре 1867 г. меморандум был вручен сёгуну Кэйки. Кэйки, видя решительность глав оппозиции и военную силу противника, согласился с предъявленными требованиями. Но формальный отказ от власти был простым прикрытием: Кэйки, сохранивший власть в Центральной и Северной Японии, активно готовился к борьбе. Однако в битвах при Фусими и Тоба в окрестностях Киото с антисёгун- ской коалицией в январе 1868 г. он потерпел поражение и бежал в свою резиденцию - замок Эдо. Войска южных феодалов, выступавшие как правительственные (сёгун был объявлен мятежником), быстро двигались к столице. 3 мая 1868 г. Кэйки без боя сдал эдоский замок, однако окончательно господство дома Токугава было сломлено лишь в длительной гражданской войне, охватившей три четверти территории страны. Даймё некоторых феодальных княжеств в Канто, а также северной части Хонсю отказались подчиниться новому правительству и начали сопротивление. На Южном побережье Хоккайдо, куда отплыл непокоренный флот сёгуна, адмиралом Эномото Такэаки была провозглашена "дворянская республика". В мае 1869 г. после ожесточенных боев на Хоккайдо было сломлено сопротивление последнего оплота защитников сёгуната и окончательно ликвидировано господство феодального дома Токугава. 1 вопрос |