1. Восточные славяне в древности хозяйство, общественный строй, религия
Скачать 258.32 Kb.
|
Ответы на вопросы по истории. 1. Восточные славяне в древности: хозяйство, общественный строй, религия. Хозяйственная деятельность восточных славян основывалась на земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве. Позднее стало развиваться ремесло. Торговля между славянскими племенами и с восточными странами отличалась высокой активностью. Тысячелетиями древние славяне жили родовым строем. Во главе рода стояли старейшины, призванные управлять и разрешать все споры и столкновения между членами рода. Общеплеменные вопросы выносились на совет старейшин. Важную роль в жизни племени играли народное собрание — вече, и племенной вождь, выступавший, прежде всего, как военный предводитель. В 8 – 9 веке у восточных славян складывались предпосылки к созданию государства: родовую общину сменила территориальная; зарождалась частная собственность, появилось имущественное неравенство; племена объединялись в союзы племён, а союзы племён – в союзы союзов племён; внешняя опасность – набеги кочевников и варягов – сыграли роль катализатора к созданию государственности. До принятия христианства восточные славяне были язычниками. Для язычества характерны культ предков и природы. Древние славяне одушевляли и обожествляли природу. Славянский пантеон — это, прежде всего, земледельческий пантеон. Важное место в пантеоне занимал Род — бог неба и земли. Он выступал в окружении женских божеств плодородия — Рожаниц. Перун был богом грома и молнии. Впоследствии его культ получил особое распространение в дружинной среде. Известен «скотий бог» Волос, или Велес; Ярило — бог пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. 2. Династия «Рюриковичей» - легендарное происхождение и первые представители. Летописец Нестор («Повесть временных лет») повествует о том, что в 862 г. чудь, славяне, кривичи и весь обратились к жителям Скандинавского полуострова - варягам: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". По приглашению прибыли три князя: Рюрик, Синеус и Трувор со своими родами. Рюрик сел в Новгороде, Синеус - на Белоозере, а Трувор - в Изборске. Норманнская теория (Байер, Миллер, Шлецер): образованию государства восточные славяне обязаны пришлым варягам – неспособность русского народа к самостоятельному историческому развитию. Антинорманнская теория (М.В.Ломоносов): рассказ летописца относится к области легенд, мифов и сказаний. Современные исследователи признают, что факт приглашения Рюрика имел место. Первые представители: Рюрик (862 – 879); Олег (879 – 912): В 882 г. Олег отправился в поход и покорил кривичей, северян; обманом и хитростью, убив Аскольда и Дира, овладел Киевом. Каждый год Олег ходил в поход и покорил радимичей, древлян, дреговичей, т.е. объединил восточно-славянские племена в единое государство – Киевская Русь. Игорь (912 – 945). Князь Игорь продолжил политику своего предшественника. Однако она была менее удачной. В 941 г. он начал войну с Византией, с которой еще в 907 г. князь Олег заключил союз. Поход был совершен и в 944 г. В 945г. князь Игорь, взяв с древлян дань, с небольшой дружиной вернулся к ним вновь. Тогда древляне убили его, а древлянский князь Мал отправил к вдове киевского князя Ольге сватов. Четыре мести Ольги древлянам. Ольга (945 – 957/969). Ольга устанавливает дроки и погосты, т.е. размер и место сбора дани. В 957 году во время поездки в Константинополь Ольга принимает православие. Княгиню Ольгу Русская Православная Церковь возвела в ранг святой. Однако её сын Святослав (964 – 972) не принял христианства. Всё своё княжение Святослав провёл в войнах. Походы Святослава (965 – 968 годы). Восточный поход: покорил вятичей, разорил волжскую Булгарию, в окрестностях Итиля разбил хазарское войско. Южный поход: покорил Болгарию, длительная война с Византией. 972 – Святослав погиб в бою с печенегами. Святослав, подолгу находясь вдали от дома, назначил вместо себя наместником в Киеве старшего сына Ярополка, в землю древлян посадил второго – Олега, а младшего – Владимира – взяли к себе новгородцы. 3. Князь Владимир и крещение Руси. Историческое значение принятия христианства. Именно Владимиру суждено было победить в кровавой междоусобице, разгоревшейся после смерти Святослава. Пришедший из Новгорода Владимир нанёс поражение Ярополку и после его гибели стал княжить в Киеве (980 – 1015). Владимир продолжает политику своих предшественников, стараясь укрепить достаточно шаткий суперсоюз племён. При Владимире растёт Киев. 986 г. – год «выбора веры». Православие пришло на Русь из Византии. 988 год – крещение Руси. Христианская религия на Руси принималась как бы в языческой оболочке. Но нельзя преуменьшить значение введения христианства, уже тогда влиявшего на русскую культуру, во многом предопределившего весь дальнейший исторический путь нашей страны. Христианство объединило Русь; вместе с христианством на Русь пришла письменность и с нею книжное просвещение и познание; церковь управляла и судила на основе сборника законов греческой церкви (как это делалось в Византии); христианство благотворно влияло на быт людей: с принятием христианства вырос авторитет княжеской власти («поставлен от Бога» — влияние Византии), церковь опекала нищих, больных, убогих, давала пример более совершенного и гуманного устройства общества, восстала против рабства. 4. Расцвет Киевской Руси. Князь Ярослав Мудрый. Время княжения Ярослава (1019-1054), получившего в народе прозвище Мудрого, - годы подъема, развития Киевской Руси и Киева. Ярослав продолжает мероприятия по укреплению рубежей Руси от кочевников. По реке Роси возводятся новые города. С именем Ярослава Мудрого связано развитие зодчества Киевской Руси. Софийский собор - огромный храм с крестовокупольной системой сводов. Внутренняя поверхность собора была покрыта великолепными мозаиками и фресковой живописью. И по сей день Софийский собор поражает своим величием и красотой. Началось основание монастырей. Крупнейшим из них был Киево-Печёрский. При Ярославе Мудром больших успехов на Руси достигли культура и просвещение. Книги переводились с греческого на славянский язык. В Киеве и других городах Руси основывались школы и библиотеки. Широкими были международные связи Киевской Руси во время правления Ярослава. Ярослав был женат на дочери шведского короля Олафа. Вскоре установились дружественные отношения с далёкой Францией. Дочь Ярослава Анна была отдана замуж за французского короля Генриха I. Несмотря на успехи, достигнутые в правление Ярослава Мудрого, процесс роста городов-государств, тенденции распада суперсоюза все больше давали о себе знать. 5. Города-земли Древней Руси XI-первой трети XIII вв. Образование и основные черты социально-экономического и политического строя. Ядро города- государства XI-XII вв. составлял старейший город - прежнее средоточие союза племен или крупного племени. Старейшим городам подчинялись пригороды. Основным органом самоуправления старейшей городской общины было вече - народное собрание всех свободных жителей города. Главный город не мыслился без «области», «волости», т.е. без пригородов и сел. Город и волость находились в единстве друг с другом, составляя одно территориальное целое. Отсюда понятны названия «Киевская волость», «Черниговская волость», «Смоленская волость» и т.п. Города-государства вели постоянную войну друг с другом, что ослабляло Русь в преддверии грядущего грандиозного монгольского нашествия. Города: Киев, Великий Новгород, Полоцк, Ростов, Муром, Смоленск, Псков, Переяславль, Чернигов, Витебск, Владимир. Княжества: Киевское, Галицко-Волынское, Новгородское, Псковское, Полоцкое, Владимиро-Суздальское, Муромо-Рязанское, Смоленское, Черниговское, Переяславское. Экономика восточных славян была комплексной: скотоводство и промыслы с доминированием земледелия. Экономика, как известно, особенно в древних обществах, тесно связана с социальной структурой и с собственностью на землю. Крупное землевладение в Древней Руси было: вотчина существовала, и в ней работали различные категории зависимого населения. Это челядь и холопы, общей чертой которых было их рабское положение. Древнерусская знать - князья и бояре - существовали не за счет крупной земельной собственности. Основным источником доходов были дани, которые собирались с подвластных племен, и полюдье. Русь IX-XII вв. переживала период перехода от родоплеменных отношений к раннеклассовым, период, который можно определить как «дофеодальный». Возросла роль княжеской власти, взявшей на себя попечение о внутреннем мире и безопасности, что возвысило князя над обществом. Но постепенно крепнет волостная община, земщина, которая претендует на верховную власть. К середине XII в. состязание князя и веча заканчивается победой земщины повсеместно. 6. Нашествие Батыя на Русь. Монголо-татарское иго и его влияние на развитие страны. Зимой 1237- 1238 гг. полчища хана Батыя вторглись на Русь. Самой первой приняла на себя удар Рязань, которая после мужественного сопротивления пала. Один за другим гибли русские города, демонстрируя чудеса героизма. Однако остановить монгольскую лавину не удавалось. Следующей целью был Владимир, на пути к которому их задержала Москва. По дороге они осаждали небольшой город в Черниговской земле - Козельск. Он так долго и мужественно сопротивлялся монголам, что они прозвали его - "злой город". Следующий этап монгольского нашествия приходится на 1239- 1240 гг. На этот раз объектом их нападения стала Южная Русь. Монголы взяли Переяславль, Чернигов и осадили Киев. Результатом нашествия было резкое изменение демографической ситуации. Целые районы, ранее густо населенные, обезлюдели: население или было уничтожено, или перешло в другую местность. Но больше всего пострадали города. Тяжко пострадала от нашествия и древнерусская культура. Результатом монгольских завоеваний стало создание огромной империи, простиравшейся от Китая и до границ Западной Европы, от Сибири и до стран Ближнего Востока. Между русскими землями и Ордой устанавливается система отношений, которая определяется обычно в историографии как "монгольское иго". Иго во многом конкретно повлияло на ход русской истории. В 11 в. Русь достигла своего расцвета и стояла на одной ступени с европейскими странами по экономическому развитию и государственному устройству. Но нашествие монголо-татар остановило её развитие, если не сказать отбросило на ступень ниже, в то время, как Европа продолжала идти вперёд. После воцарения на Руси ордынского ига создались крайне неблагоприятные условия для формирования особого городского строя. Зато быстро идет усиление княжеской власти, поддержанной ханскими ярлыками из Сарая. Именно в период монголо-татарского ига христианство стало по-настоящему религией русского народа, так как религия - общая идеология - помогала им сплотиться в борьбе. Россия отстала от Европы в судебном деле, в военном искусстве. Положительные стороны: Открылись новые торговые пути, великие московские князья сумели создать политически сплоченное Русское государство. 7. Борьба русского народа с экспансией католического Запада в XIII в. Александр Невский. В XIII в. резко усиливается угроза с Запада. Еще в 1198 г. был основан город Рига - оплот крестоносцев в Прибалтике. А вскоре возник и орден меченосцев. Огнем и мечом рыцари стали обращать в католическую веру язычников и православных. От шведов исходила прямая военная угроза русским землям. Целый ряд шведских походов венчается экспедицией 1240 г., когда в русские земли вторгся шведский флот. Шведы хотели обосноваться в устье Невы - чрезвычайно важном в стратегическом отношении месте Прибалтики. Планировалось строительство опорной крепости - такой же, какие строились на территории Финляндии. Александр пошёл к месторасположению шведов. Неожиданная и яростная атака решила судьбу битвы - ряды шведов были смяты мощным натиском русских. Александр после этой битвы получает прозвище «Невский». 5 апреля 1242 года – «Ледовое побоище» на льду Чудского озера. Крестоносцы построились треугольником - "великой свиньей". Удары русских воинов с флангов нанесли непоправимый урон рыцарскому строю. А тут и сама природа довершила начатое дело: ослабевший к весне лед стал давать трещины, а затем и проваливаться - тяжеловооруженные рыцари тонули, а отступавших русские преследовали и добивали. Победа на Чудском озере остановила немецкую экспансию на русские земли. Александр Невский: князь Новгородский (1236—1240, 1241—1252 и 1257—1259); великий князь Киевский (1249—1263), великий князь Владимирский (1252—1263). 8. Возвышение Москвы и образование российского централизованного государства. Иван III – государь всея Руси. 1147г. – первое упоминание Москвы. Причины возвышения Москвы: 1. Княжество было удалено от западных и южных окраин Руси, это было наиболее спокойное место для жизни в то тревожное время. 2. Перенос в Москву Русской Православной Церкви. 3. Москва находилась на перекрёстке важных торговых путей. 4. Личные способности московских князей: их мудрость и политическая дальновидность. 5. Отсутствие споров и междоусобиц в княжеской семье. Первый московский князь - родоначальник династии - младший сын знаменитого Александра Невского Даниил Александрович (1276-1303). При преемнике Даниила, его сыне Юрии (1303-1325), к Москве был присоединен смоленский Можайск, и вся территория Москвы-реки оказалась в руках будущей столицы. Увеличившись вдвое, Москва выступила претендентом на великое княжение и вступила в борьбу с основным противником - Тверью. Но московский княжеский стол достался талантливому и энергичному князю Ивану Даниловичу по прозванию Калита (1325-1340). . Мир и дружбу с Ордой Иван Данилович использовал для укрепления позиций Московского княжества. Он нанес страшный удар по Твери. Территория Москвы росла, она крепла, усиливалась вместе с ней и княжеская власть. В 1380 г. грянула знаменитая Куликовская битва. На берегах Дона и его притока русские рати наголову разгромили монголов. По сведениям В.Н. Татищева, русское войско насчитывало до 60 тыс. человек. Возглавлял его московский князь Дмитрий Иванович, прозванный затем Донским. По подсчетам современных историков, монгольское войско составляло 50-60 тыс. человек Во главе сил Золотой Орды был Мамай, ее фактический властитель. Огромно было влияние победы на Куликовом поле на всю последующую историю Руси, как политическую, так и социально-психологическую, ведь миф о непобедимости монголов был разрушен, формирующаяся великорусская народность обрела более четкие ориентиры, воспряла духом. Второй важный момент - Москве удалось сплотить все русские силы в этом едином порыве. В правление Ивана III Васильевича (1462-1505) и его сына Василия III Ивановича (1505-1533) происходит то, что в исторической литературе традиционно и обоснованно именуют "образованием единого государства". На смену объединения земель вокруг Москвы пришло единое государство. Одним из важнейших событий того времени была ликвидация монгольского ига. 1480г. – стояние на реке Угре. В 1497 г. был составлен единый общерусский Судебник. С 1497 г. гербом российской монархии стал византийский герб - двуглавый орел. Великий князь взял себе новый титул – «Государь Всея Руси». Юрьев день (26 ноября) – заплатив «пожилое», крестьяне могли покидать своего хозяина. 9. ИванIV/Грозный – первый царь государства Российского. Первый храм в шатровом стиле – церковь Вознесения в селе Коломенском – был построен в честь рождения Ивана 4. Годы жизни: 1530 – 1584гг.; годы правления: 1533 – 1584гг. 1547г. – венчание на царство Ивана 4 (первый царь на Руси). В восьмилетнем возрасте Иван Васильевич стал свидетелем ожесточенной борьбы за власть между двумя могущественными боярскими группировками: Шуйскими и Бельскими. В конце 1540 - начале 1550-х гг. реформы были продолжены. Их обычно связывают с деятельностью так называемой Избранной Рады (неофициального правительства) - кружка близких царю людей, среди которых был незнатный дворянин Алексей Федорович Адашев и священник придворного Благовещенского собора Сильвестр. Реформы Избранной Рады: 1. 1549г. – созыв первого Земского Собора. (Земской Собор – это высший сословно-представительный орган власти в России с середины 16 до конца 17 века). 2. 1550г. – был принят новый судебник. 3. Реформа центрального управления. В 1550-х годах окончательно оформляется приказная система (Царь – Боярская Дума/Земский Собор – Приказы). 4. Реформа местного управления: была отменена система кормлений (система содержания должностных лиц за счёт местного населения). Губные старосты (судят разбойные дела). 5. Военные преобразования: местничество в армии воспрещалось и предписывалось нести воинскую службу без мест; создано постоянное трёхтысячное стрелецкое войско; вотчинники и помещики уравнены в отношении военной службы. 6. В 1551году был созван церковный собор, получивший название Стоглавый (его решения записаны в 100 глав). 1565 год – Иван Грозный объявил о введении в стране Опричнины. Первые репрессии были направлены против князей и бояр. Кровавый опричный террор принял массовый характер. 1570г. – Новгородский погром. После возвращения из Новгорода начались казни самих опричников. 1572г. – Иван Грозный отменил опричнину. Последствия опричнины: тяжёлый экономический кризис; одна из причин поражения в Ливонской войне; объективно не только не привела к усилению центральной власти, но и ослабила её. 1581г. – «Заповедные лета» (указ, который запрещал свободный переход от одного хозяина к другому). Внешняя политика Ивана Грозного: 1552г. – присоединение Казанского ханства; 1556г. – присоединение Астраханского ханства; 1558—1583 – Ливонская война; 1581г. – начало освоения Сибири. В 1584 году Иван Грозный скончался в возрасте 53 лет. 10. Герои и антигерои «Смутного времени» (начало 17 века). На грани XVI и XVII столетий Россию потряс грандиозный системный кризис, затронувший все сферы жизни общества – Смута. Понятие «Смута» включает в себя элементы гражданской войны, интервенции, социальной борьбы и многое другое. Главные герои Смутного времени: Борис Годунов, Лжедмитрий 1, Василий Шуйский, Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин. После смерти Ивана Грозного (1584) его наследник Фёдор I Иоаннович был не способен к делам правления, а младший сын, царевич Дмитрий, пребывал в младенчестве. Со смертью Дмитрия (1591) и Фёдора (1598) правящая династия пресеклась, в 1598 году на трон был возведён Борис Годунов. Три года, с 1601 по 1603, были неурожайными, даже в летние месяцы не прекращались заморозки, а в сентябре выпадал снег. В 1603 г. восстание охватило центр. Толпы голодных людей громили все, что попадалось под руку, в поисках продовольствия. Во главе восставших был некто Хлопко, судя по прозвищу - бывший холоп. Осенью правительство двинуло против него целую армию во главе с воеводой Басмановым, которой в кровопролитном сражении удалось одержать победу. Хлопко был ранен, взят в плен, а затем казнен. Еще в 1602 г. стали приходить известия о появлении в польских пределах якобы спасшегося от убийц царевича Дмитрия. Это был беглый монах московского Чудова монастыря Григорий Отрепьев, до монашества служивший у бояр Романовых. В конце октября 1604 г. Лжедмитрий вторгся на Черниговщину, где в Комарицкой волости его поддержали беглые. Началось его продвижение к Москве. Популярность его среди народа росла. В апреле 1605 г. умер Борис Годунов, его 16-летний сын вместе с матерью были убиты. Лжедмитрий в июне въехал в Москву. Он старался в своём правлении создать образ «доброго царя». В мае 1606 г. в Москве вспыхнуло восстание, одним из организаторов которого был князь Василий Шуйский. Отрепьев пытался бежать, но был схвачен заговорщиками и убит. Новым царем стал Шуйский (1606-1610). . Путивль становится центром нового восстания, инициаторами которого были князь Г. Шаховской и М. Молчанов - бывший фаворит Лжедмитрия. Военным руководителем стал Иван Исаевич Болотников. Весной 1606 г. повстанцы начали осаду Москвы, но сил у болотниковцев не хватало. К тому же москвичи не верили Болотникову и сохранили верность Василию Шуйскому. в июле в западнорусском городе Стародубе объявился Лжедмитрий II. Новый "Дмитрий" дошел до столицы Российского государства, но взять ее не смог и обосновался в Тушино под Москвой. В лагерь самозванца прибыла Марина Мнишек, которая за приличную мзду "признала мужа". Итак, в России возникло два правительственных центра: в Московском кремле и в Тушино. Василий Шуйский решил опереться на иноземцев. В августе 1606 г. в Новгород был послан племянник царя М.В. Скопин-Шуйский для заключения со Швецией договора о военной помощи. Под воздействием побед Скопина-Шуйского тушинская дума раскололась, а Лжедмитрий II бежал в Калугу. Поляки осаждают Смоленск. ЛжедмитрийII собрал свои отряды и, подойдя к Москве, расположился в Коломенском. Власть в Москве перешла к Боярской думе во главе с семью наиболее видными боярами. Это правительство стали называть "семибоярщиной". Страна оказалась в тяжелейшем положении. Смоленск осаждали поляки, Новгород был под угрозой захвата шведами. Вскоре Лжедмитрий был убит. Центром борьбы с иноземцами становится юго-восточная "украйна" - Рязанская земля. Здесь было создано ополчение, во главе которого стояли П. Ляпунов, князья Д. Пожарский и Д. Трубецкой. Земское ополчение осадило Москву. В июне 1611 г. руководители ополчения обнародовали приговор, который провозглашал верховной властью в стране "всю Землю". В московском лагере действовало правительство - Совет всей земли. Казаки убили Ляпунова, ополчение распалось. Новое ополчение возглавили Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. К концу 1612 г. Москва и ее окрестности были полностью очищены от поляков. По стране были разосланы грамоты о созыве Земского собора. Основной проблемой, волновавшей собор, который собрался в январе 1613 г., был вопрос о престоле. После длительных обсуждений выбор пал на Михаила Федоровича Романова. 23 февраля 1613 г. Михаил был избран царем. |