Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Образование древнерусского государства. Норманнская теория и ее критика. Характеристика деятельности первых киевских князей от Рюрика до Владимира I. 862 год

  • Предпосылки образования Древнерусского государства

  • Норманнская теория.

  • Характеристика правления первых русских князей. Князь Рюрик (862-879)

  • Олег (879-912) Второй правитель Руси. С 879г.

  • (941)

  • 945 г.

  • 945-946 гг.

  • Святослав (962-972) Сын князя Игоря и княгини Ольги. Правитель Древнерусской державы в 962-972 гг.

  • 965г.

  • Владимир I Святой (980-1015) Младший сын Святослава, Князь новгородский (с 969г.)

  • 3. Основные этапы формирования древнерусской государственности. Социально-экономический и политический строй Киевской Руси.

  • 4. Крещение Руси (причины и значение). В княжение Владимира Святославовича произошло крупнейшее событие в жизни Руси - принятие христианства (988 г.)

  • 5. Причины раздробленности. Новые государственные центры и их исторические судьбы. Причины раздробленности Киевской Руси.

  • Владимиро-Суздальское княжество

  • Галицко-Волынское княжество Возникло в 1199 г.

  • XIII века

  • Новгородская боярская республика Существовала с 1136 по 1478 гг.

  • 1044 г.

  • Экзамен История. 1. Восточные славяне в древности занятия, быт и верования


    Скачать 149.37 Kb.
    Название1. Восточные славяне в древности занятия, быт и верования
    Дата23.01.2019
    Размер149.37 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭкзамен История.docx
    ТипДокументы
    #64844
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    1. Восточные славяне в древности: занятия, быт и верования.

    Основные занятия славян исходили из особенностей земли. В лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Степную же землю осваивали путем переполоха. Но все равно урожайность была низкая по причине резко-континентального климата. Другие промыслы славян: рыболовство, охота, также было очень распространено бортничество.. Обилие рек, озер, хорошо способствовала развитию мореходства, торговли, различных ремесел производящих продукцию для обмена.

    Длительное время у славян сохранялся патриархальный племенной быт. Каждое племя состояло из родов. Родовые старейшины имели большую власть в своих родах, а на вече (совете) решали все племенные вопросы. Постепенно, с обособлением хозяйственной деятельности семей, на смену родовой общине пришла община соседская (вервь). На вече уже собирались представители всех семейств и избирали для решения общих дел старейшин. Таким образом, в соседскую общину входили семьи, не только имевшие родственные связи, но и принадлежавшие к разным родам

    Славяне были язычниками – они обожествляли силы природы и умерших предков. Во главе славянских богов стоял великий сварог — бог вселенной. Его сыновья — сварожичи — солнце и огонь, были носителями света и тепла. Бог солнца Даждьбог весьма почитался славянами. Молились славяне роду и рожаницам — богу и богинями плодородия.

    2. Образование древнерусского государства. Норманнская теория и ее критика. Характеристика деятельности первых киевских князей от Рюрика до Владимира I.

    862 год считается годом основания Древнерусского государства.
    Предпосылки образования Древнерусского государства:

    1. рост производительных сил

    2. широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа

    3. распад родовой общины и превращение ее в соседскую

    4. рост числа городов, необходимость защиты территории от внешней опасности и регулирования общественных отношений

    5. необходимость объединить политически территорию на пути «из варяг в греки»

    В исторической науке существуют две основные версии о происхождении древнерусского государства:

    1. Норманнская теория;

    2. Антинорманнская теория.

    Норманнская теория. Историки, придерживавшиеся этой версии, считали, что древнерусское государство было создано норманнами (называли варягами). Ее суть заключается в следующем: русское государство было создано выходцами из Скандинавии, варягами. В 862 г. славяне пригласили варяжского князя Рюрика с дружиной, он и стал основателем первой русской княжеской династии. Сформулирована немецкими учёными – Байером и Миллером.
    Политический смысл заключался в том, чтобы представить Древнюю Русь отсталой страной, неспособной к самостоятельному государственному развитию, а норманнов — силой, которая с самого начала русской истории влияла на развитие России, её экономику и культуру.

    Характеристика правления первых русских князей.

    Князь Рюрик (862-879)

    Родоначальник династии Рюриковичей, первый русский князь.
    Рюрик правил Новгородцами около Варяжского моря. Поэтому имел два названия: Новгородский, Варяжский. После смерти родных братьев Рюрик остался единственным правителем на Руси. После, его убили два брата Дир и Аскольд, взяли во власть город Киев. Перед смертью передал власть своему родственнику (или старшему дружиннику) - Олегу.

    Олег (879-912)

    Второй правитель Руси. С 879г. княжил в Новгороде, а в 882 г. захватил Киев и сделал его столицей древнерусского государства, убив княживших там ранее Аскольда и Дира. Подчинил себе племена древлян, северян, радимичей.
    В 907г. совершил успешный военный поход на Константинополь и заключил с Византией первый торговый договор.

    Игорь (912-945)

    Третий русский князь, сын Рюрика. Главным направлением его деятельности была защита страны от набегов печенегов и сохранение единства державы. Предпринял многочисленные походы по расширению владений Киевской державы, в частности против угличей. Продолжил походы на Византию. В ходе одного из них (941) потерпел неудачу, в ходе другого (944) получил от Византии выкуп и заключил мирный договор. Предпринял первые успешные походы русичей в пределы Северного Кавказа (Хазария) и Закавказья. В 945 г. попытался дважды собрать дань с древлян), за что был ими убит.

    Ольга ( 945-962)

    Жена князя Игоря, первая женщина-правительница Русского государства. Установила в 945-946 гг. первый законодательный порядок сбора дани с населения Киевской державы. В 955 г. (по другим данным, 957) предприняла поездку в Константинополь, где тайно приняла христианство под именем Елены. В последние годы жизни от политической деятельности была фактически отстранена. Тем не менее сохранила значительное влияние на внука - будущего князя Владимира Святого, которого смогла убедить в необходимости принятия христианства.

    Святослав (962-972)

    Сын князя Игоря и княгини Ольги. Правитель Древнерусской державы в 962-972 гг. Практически весь период своего правления он провел в завоевательных походах. Вместе со своим многочисленным войском он начал присоединять земли вятичей, в 965г. разбил Хазарский каганат. Совершал походы против Дунайской Болгарии и Византии.

    Борьба за власть между сыновьями Святослава (972-980)

    Борьба между Ярополком (Киев), Олегом Древлянским (Искоростень) и Владимиром (Новгород). Сначала гибнет Олег – он убит Ярополком, затем Владимир убивает Ярополка и одерживает победу в этой борьбе.

    Владимир I Святой (980-1015)

    Младший сын Святослава, Князь новгородский (с 969г.) и киевский (с 980г.). Продолжил борьбу отца с печенегами. Волжской Булгарией, Польшей, Византией. В 988-990гг. ввел в качестве государственной религии восточное христианство.

    3. Основные этапы формирования древнерусской государственности. Социально-экономический и политический строй Киевской Руси.
    ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ДРЕВНЕЙ РУСИ

    В 10-12 веке во главе государства (которое объединяло несколько княжеств) стоял князь. Ему подчинялись совет бояр и дружинники, с помощью которых он осуществлял управление государством.

    Сельскими землями управляли бояре и вотчинники, которым эти земли принадлежали.

    Дружина князя делилась на старинную и младшую. В старинную входили бояре и более старшие мужи. Дружина занималась сбором дани, осуществлением судебных процессов и управлением на местах. В младшую дружину входили молодые люди и менее знатные люди. Также у князя была личная дружина.

    4. Крещение Руси (причины и значение).

    В княжение Владимира Святославовича произошло крупнейшее событие в жизни Руси - принятие христианства (988 г.). Крещение Руси – одно из важнейших культурных событий в истории Древней Руси. Оно положило конец языческой и начало христианской истории России.

    Причины:

    1. необходимость введения общегосударственной идеологии;

    2. повышение авторитета Киевской Руси и ее выделение среди языческих “варварских” племен;

    3. установление более тесных и прочных контактов с христианскими государствам.

    Истинные причины крещения Руси состоят в идеи сплочении русского народа. Князь Владимир был уверен в том, что реальный результат принесет только объединение людей с единой религией.

    Значение крещения:


    1. церковь оказывала значительное воздействие на политическую жизнь,
    2. принятие христианства коренным образом изменило международное положение Киевской Руси, уравняло ее с остальными европейскими государствами,
    3. принятие христианства способствовало широкому проникновению византийской культуры и искусства, повлияло на развитие ремесла: кладка каменных стен, возведение куполов, мозаика. Иконопись, Фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству;
    4. церковь способствовала распространению на Руси письменности, появлению первых рукописных книг, летописных сводов и философских трактатов, при монастырях открывались школы, библиотеки;
    5. христианство укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев: принесение пленных врагов в жертву языческим богам, убийство жен, рабынь, слуг на похоронах мужей и господ, что способствовало увеличению населения.


    5. Причины раздробленности. Новые государственные центры и их исторические судьбы.

    Причины раздробленности Киевской Руси. 

    1. особенности становления феодализма на Руси. Князья наделяли своих наследников не комплексом обширных вотчин, а рентой-налогом. Нужны были гарантии того, что наследник со временем будет главой княжества. В то же время увеличение княжеских родов и сравнительно малый рост совокупного прибавочного продукта обостряли борьбу между князьями за лучшие княжества и территории, с которых можно было получать больший налог. Поэтому княжеские междоусобицы — это прежде всего борьба за перераспределение налога, которая позволяла захватить наиболее выгодные княжения и закрепиться в ранге главы суверенного княжества;

    2. натуральное хозяйство, отсутствие экономических связей способствовало созданию сравнительно небольших феодальных мирков и сепаратизму местных боярских союзов;

    3. развитие боярского землевладения: расширение боярских вотчин путем захвата земель смердов-общинников, покупка земли и т. п. — вело к усилению экономической мощи и самостоятельности бояр и в конечном счете к обострению противоречий между боярами и великим киевским князем. Бояре были заинтересованы в такой княжеской власти, которая могла бы обеспечить им военную и правовую защиту, в частности в связи с ростом сопротивления горожан, смердов, способствовать захвату их земель и усилению эксплуатации. Местные бояре стали приглашать князя со своей дружиной, но отводили им поначалу только полицейские функции. В последующем князья, как правило, стремились получить всю полноту власти. И это, в свою очередь, вело к обострению борьбы между боярами и местными князьями;

    4. рост и укрепление городов как новых политических и культурных центров;

    5. в XII в. торговые пути стали обходить Киев; европейских купцов, а также новгородцев все более привлекали Германия, Италия, Ближний Восток, «путь из варяг в греки» постепенно терял свое значение;

    6. борьба с кочевниками ослабляла Киевское княжество, замедляла его прогресс; в Новгороде и Суздале было гораздо спокойнее.

    Владимиро-Суздальское княжество

    Располагалось в Северо-Восточной Руси. Большим преимуществом региона, расположенного между Окой и Волгой, были его отдаленность от степей и густые леса. Эти факторы обеспечивали некоторую безопасность от кочевников.

    В XII в. в княжество входили города – Ростов, Суздаль и Владимир-на-Клязьме.

    По завещанию Ярослава Мудрого, эта территория досталась Всеволоду, а затем перешла под власть его потомков. Владимир Мономах отправил своего сына Юрия Владимировича править Ростовом. Юрий получил прозвище Долгорукий благодаря своей безжалостной и амбициозной политике расширения территорий. С именем сыновей Юрия Андреем и Всеволодом связан расцвет Северо-Восточной Руси.

    Андрей перенес столицу во Владимир и создал свою собственную резиденцию за городом, в деревне Боголюбово (отсюда и прозвище – Боголюбский). При его правлении во Владимире появились Золотые ворота, созданные по Киевскому образцу, и Успенский собор.

    Брат Андрея Всеволод Большое Гнездо, прозванный так за многодетность, продолжил его политику. Во Владимиро-Суздальской земле он правил фактически единовластно, приостановив на время ее распад. Именно в период его долголетнего правления (1176-1212) Владимирское княжество достигло наивысшего могущества. Город Владимир был украшен Дмитровским и Рождественским соборами, Кремлем детинцем. Всеволод Юрьевич боролся за усиление своей власти над русскими землями, стремился подчинить себе Новгород, покорил Рязань,

    от него зависели Киев и Чернигов. Его сын Юрий Всеволодович (1188-1238), великий князь Владимирский, в борьбе со своими братьями сумел сохранить политическое единство Владимирской земли. Он распространил свое влияние на Муром, Рязань, Переславль-Южный и Новгород Великий. После успешного похода на Волжскую Булгарию в 1221 г. он основал г.Нижний Новгород.

    Именно в Северо-Восточной Руси при Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо начали складываться новые отношения подданства, которые стали впоследствии господствующими во всех русских землях, – прямое подчинение подданных холопов своему господину-князю.

    Галицко-Волынское княжество

    Возникло в 1199 г. в результате объединения Галицкого и Владимиро-Волынского княжеств волынским князем Романом Мстиславовичем. Галиция и Волынь находились недалеко от границ с Польшей и Венгрией, на Днестре и Южном Буге, рядом с нижним притоком Дуная. Довольно удачное расположение двух княжеств позволяло им вести торговлю с новыми европейскими королевствами и уверенно богатеть. Наивысшего могущества Галицко-Волынское княжество достигло при князе Данииле Романовиче (1201-1264).

    После монгольского нашествия княжеству понадобились союзники, и таковые нашлись на севере, в языческом литовском княжестве.

    В течение XIII века литовский князь Миндовг смог объединить различные балтийские и восточнославянские племена, а его наследники, особенно Гедимин (1316-1341), расширили владения княжества на юго-восток. Там находились территории, включавшие Волынь, Полоцк, Турово-Пинские земли (последние сейчас занимают немалую часть Белоруссии). Галиция же была присоединена к Польше.

    Новгородская боярская республика

    Существовала с 1136 по 1478 гг. Она занимала огромную территорию, простиравшуюся от Балтийского моря до Уральских гор, от Белого моря и берегов Северного Ледовитого океана до междуречья Волги и Оки. В XII-XIIIвв. в состав Новгородской республики входил Псков, где затем возникла своя феодальная республика.

    Новгород с древних времен являлся, благодаря своему географическому положению, основным торговым центром Руси. Он располагался в начале речного пути «из варяг в греки» и торговал с Киевом и Византией, с Волжской Булгарией, с Балтией и Скандинавией. Сила Новгорода определялась его богатством, которое приносила торговля. Здесь уже в 1044 г. были построены каменные укрепления городской крепости (детинца). Великий Новгород имел свои святыни – собор Святой Софии, возведённый в середине XI в., соперника киевского храма, Юрьев и Антониев монастыри.

    Высшим новгородским сословием было боярство. Оно, в отличие от боярства других земель, было кастовым, т.е. боярином здесь можно было только родиться. Боярские вотчины давали основную торговую продукцию. Основное население Новгорода составляли черные люди – ремесленники: ткачи, литейщики, кожевники, ювелиры, стеклодувы, гончары, сапожники, оружейники и др. Особую роль в Новгороде играли купцы, которые выступали как своеобразные торговые агенты бояр.

    До 1136 г. Новгород находился под властью великого киевского князя и считался вторым после Киева. Новгородский князь был первым претендентом на киевский престол. В отличие от других княжеств, Новгород управлялся не какой-то одной династией, а приглашал представителей разных, иногда воюющих между собой княжеских семей.

    Особую роль в истории Новгородской республики играло вече – народное собрание. Оно решало вопросы мира и войны, приглашало и изгоняло князей, выбирало посадников и их помощников – тысяцких, а также церковного главу – архиепископа. Но в деятельности веча участвовали не все горожане, а лишь 400-500 самых знатных и богатых горожан, прежде всего бояр.

    Вся полнота власти в периоды между вечевыми сходками сосредоточивалась в руках новгородских посадника и архиепископа. Посадник избирался ежегодно из довольно узкого круга влиятельных боярских семей. Он вместе с князем руководил военными походами, участвовал в дипломатических переговорах, заключал соглашения с князем и др. Таким образом, в Новгороде (а позднее – и во Пскове) сложилась уникальная форма правления: боярская (аристократическая) республика.

    За время существования Новгородской республики в ней произошло около 80 крупных выступлений горожан. С середины XII до середины XV вв. Новгород 26 раз воевал со шведами и 11 раз с Ливонским орденом. 

    (Студент может упомянуть о битве со шведами 1240 г., за которую новгородский князь Александр был назван Невским, а также о битве с Тевтонским орденом на Чудском озере в 1242 г.)

    Новгородская республика дольше многих других земель и княжеств сопротивлялась попыткам московских князей подчинить её себе.

    Киевское княжество

    Киевское княжество, подвергавшееся опасности со стороны кочевников, потеряло прежнее значение в связи с оттоком населения и падением роли пути «из варяг в греки»; однако все же оставалось крупной державой. По традиции князья еще соперничали за Киев, хотя влияние его на общерусскую жизнь ослабло. Накануне монгольского нашествия в нем утвердилась власть галицко-волынского князя Даниила Романовича. В 1299 г. русский митрополит переносит свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме, как бы утверждая новое соотношение сил внутри Руси. Монгольское вторжение с востока, экспансия католической церкви с запада, изменения в мире (ослабление Византии и т. д.) во многом определили характер дальнейшего развития русских княжеств и земель — преемников Киевской державы. Хотя внутри Руси уже не было политического единства, объективно сохранялись факторы будущего объединения: единый язык, единая вера, единое законодательство, общие исторические корни, необходимость обороны страны и выживания на огромной территории с резко континентальным климатом, редким населением, мало плодородными почвами при отсутствии естественных границ. Идея единства Руси продолжала жить в сознании людей, а опыт совместной исторической практики лишь подтверждал необходимость единства. Призыв автора «Слова о полку Игореве» к внутреннему миру и согласию в борьбе с кочевниками в тех условиях набатом звучал как призыв к единению Руси.
      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта