Главная страница

Направления врачевания древней месопотамии асуту и ашипуту. Асуту Ашипуту тын тын. 1 Врачебные знания в древней Месопотамии времен Шумера передавались устно. В старовавилонский период они все чаще стали записываться на глиняных табличках.


Скачать 17.48 Kb.
Название1 Врачебные знания в древней Месопотамии времен Шумера передавались устно. В старовавилонский период они все чаще стали записываться на глиняных табличках.
АнкорНаправления врачевания древней месопотамии асуту и ашипуту
Дата17.10.2021
Размер17.48 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАсуту Ашипуту тын тын.docx
ТипСборник
#249534

1)Врачебные знания в древней Месопотамии времен Шумера передавались устно. В старовавилонский период они все чаще стали записываться на глиняных табличках. Сборники табличек подбирались по признакам болезней или по названиям пораженных частей тела. Их совокупность составляла своего рода “руководство”, весьма ценное для врачевателей. Строение тела человека в древней Месопотамии не изучали. самое общее представление о крупных внутренних органах давало рассечение жертвенных животных.

2)К середине II тысячелетия до н.э. в древнем Междуречье сформировались два основных направления врачевания: асуту (искусство врачевателей), представители которого назывались асу (знающий воду, их изображали в одежде в виде рыбы. Атрибутами асу были кувшин с водой и курильница с углямии) и ашипуту (искусство заклинателей), чьи адепты звались ашипу (заклинающий).

Оба направления сохранялись почти без изменений до второй половины I тысячелетия до н.э., когда в связи с укреплением религиозных верований слились в одну, более близкую к ашипуту.

3)Представления о причинах болезней в древней Месопотамии можно подразделить на три основные категории.

1. Возмездие за нарушение предписанных обычаев, обрядов и норм морали

2. Естественные, связанные с явлениями природы и образом жизни. Например, употребление нездоровой пищи, купание в грязной реке, соприкосновение с нечистотами, бытовые условия.

3. Сверхъестественные. Связанные с религиозными верованиями

Считалось, например, что демон бури Пазузу насылает головную боль и тошноту, а страшная старуха Ламашту, которая по ночам бродит по городу и бросается на детей, распространяет детскую лихорадку. Ламашту изображали в виде неряшливой старухи с лапами хищной птицы и головой гримасничающего льва.

“Защита” от такого “колдовства” была вполне адекватной: женщины носили на шее маленькие фигурки демонов или клали их под порог своего дома, для того чтобы отпугивать демонов их же изображением, а заклинатели читали магические тексты, которые имелись в таком множестве, что для их целенаправленного поиска создавались специальные каталоги по разделам “Избавить от чар…”, “Головная боль”, “Болезни горла”, “Избавить от злых духов с помощью мучной воды…” и т.п.

Врачеватель-асу чаще связывал возникновение болезней с естественными причинами. Заклинатель-ашипу, напротив,— прежде всего со сверхъестественными силами: “рукой” конкретного бога, демона или призрака, злыми чарами и т.п. Наряду с этим ашипу допускал, что болезни могут возникать и без участия богов или демонов, например в результате лихорадки или "удара" в голову (описание которого напоминает инсульт).

4)Врачевание асу было направлено на облегчение конкретных проявлений болезни. Цели его лечения были вполне реальными: остановить лихорадку и жар, отвести отеки и тд.

Асу был большим знатоком местной лекарственной флоры и фауны. Он использовал лечебные травы, коренья, семена (в частности, около 50 видов зерен), овощи, листья и плоды деревьев, кедровый бальзам, минеральные средства (красный железняк, сера, соли), нефть, продукты животного происхождения (мед, воск, топленое масло, кровь мангуста, рыбий жир, кожа козла и ягненка) и т.д.

Врачеватели сами собирали лекарственные средства, составляли и хранили их, сами варили. В состав готового лекарства иногда входило более 20 компонентов.

Готовые средства при перевязках наносили на полоски из кожи и ткани, втирали с маслом, использовали при полосканиях, вводили с клизмами, применяли в виде мазей, порошков, пилюль и тд.

Прогнозы асу, как правило, оптимистичны: “он выздоровеет”, “его нужно лечить,”. Прогноз “он умрет” в текстах асуту встречается редко. Если же болезнь была за пределами компетенции асу, он “не протягивал своей руки”

5)В отличие от асу главным в ритуале врачевателя ашипу было чтение заклинаний. В хранилище рукописей Ашшурбанапала обнаружено собрание заклинаний и обрядовых действий из 40 табличек на все случаи жизни =)

Так, в одной из табличек говорится: “Если припадки вызваны рукой призрака, привяжи пять лекарств… к полоске из кожи ягненка и оберни его вокруг шеи больного, и он будет чувствовать себя лучше.”Понятно, что пять лекарственных средств, уже проверенных на практике, в сочетании с целебными свойствами самой кожи ягненка не могли не оказать благоприятного действия.

Иногда в процессе обряда врачевания ашипу делал из глины или воска статуэтки, изображавшие больного или “преследовавших” его призраков, с целью отпугнуть или уничтожить их. Важное место в обрядах ашипу занимали магические круги, которые он очерчивал вокруг больного, и магические числа (3 раза, 7 капель и т.п.).

Определив болезнь и ее причину, ашипу до начала лечения делал прогноз. В текстах ашипуту он чаще всего неблагоприятный: “он умрет”, “он не выздоровеет” и т.п. Благоприятный прогноз встречается реже: “он будет жить”, “он вылечится”, “его болезнь уйдет”, “он поправится и будет жить”. Если прогноз был безнадежен, ашипу удалялся, не начиная врачевания.

У ашипу даже были предостережения от лечения: “Этот человек под опасным влиянием, не приближайся к нему”. Возможно, это связано с зачатками представлений о заразных болезнях.

Набор лекарственных средств ашипу был значительно уже, чем у асу. Однако почти в каждой рекомендации есть указание на использование лекарств, то есть лечили не только заклинанием. Например: “растолки «рандом трава» и смешай ее с маслом, трижды скажи заклинание и положи на зуб”.

В древних месопотамских текстах нет упоминаний об удалении или пломбировании зубов. Сообщается лишь o применении обезболивающих паст и лечебных мастик, которые закладывали в больной зуб.

Неудачный исход врачевания ашипу объяснял вмешательством сверхъестественных сил: “такова воля богов” или “болезнь не ушла, потому, что больной неточно выполнил предписанный ритуал приема лекарства” и т.п. Таким образом, престиж ашипу всегда оставался высоким.

Репутация асу была более уязвима: его неудачи относились не столько на счет богов, сколько на счет самого врачевателя. В результате, асу постепенно утрачивали свои позиции.

Однако в целом, как свидетельствуют клинописные тексты, лечение асу было более эффективным, чем лечение ашипу. Это подтверждают и письма-таблички врачевателя Мукаллима. Он успешно излечивал лихорадки и воспаление дыхательных органов, кожные заболевания и травмы. И во всех письмах Мукаллима и его помощника, занимавшегося приготовлением лекарств, нет ни единого слова о молитвах или заклинаниях.

Из писем Мукаллима понятно, что больные находились под его присмотром в течение всей болезни. Следовательно, в древней Месопотамии при храмах были помещения для больных, где лечили знатных особ, служителей храмов и в ряде случаев даже рабов


написать администратору сайта