Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Истории театральных сцен. Сцена античного театра

  • Сцена XVII-XIX вв.

  • Планшет сцены, круг, кольцо, их назначение в театральном деле

  • Свет – одно из важнейших средств художественной выразительности спектакля.

  • 6. Список литературы

  • Реферат по сценографии. 1. Введение Искусство театра связано с жизнью


    Скачать 1.98 Mb.
    Название1. Введение Искусство театра связано с жизнью
    АнкорРеферат по сценографии
    Дата27.11.2020
    Размер1.98 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат по сценографии.docx
    ТипДокументы
    #154537

    1.Введение

    Искусство театра связано с жизнью. Но то и другое остается в каком-то смысле чем-то неопределимым. Незримо одно перетекает в другое.
    Поразительно крепка сцепка театра и жизни, их взаимопроникновение, доходящее до тождества. Жизненность театра и театральность жизни приобретают предельные формы.
    Театр совершенно определенно отвечает каждому времени. Ведь не напрасно он был назван сначала зеркалом, впоследствии и увеличительным стеклом жизни. И на самом деле театр, как и другие виды искусства, отражал свое время, человеческую среду, социальную структуру и потребности общества.
    Театральное искусство находило своих почитателей с древних времен. На арены античных театров выходили актеры, исполнявшие роли в трагедиях Софокла и Эсхила, комедиях Плавта и других постановках произведений древнегреческих и древнеримских драматургов, чье творчество известно и по сей день.
    Проходили столетия, появлялись новые жанры и новые амплуа актеров, менялась мода на те или иные постановки, но во все времена театр оставался одним из самых любимых зрелищ, и представления с участием талантливых исполнителей становились настоящим событием.
    На протяжении всей истории сцены художники, режиссеры и архитекторы стремились к созданию новых форм театрального пространства. На каждом этапе исторического развития разрабатывались новые предложения, которые, зачастую опрокидывая сложившиеся традиции, выражали принципиальный взгляд на архитектуру сцены и зала.
    Развитие сцены представляет собой удивительно пеструю картину. Различные художественные системы, методы декорационного оформления причудливо переплетаются друг с другом, стирая хронологические границы. Прогрессивные течения с трудом преодолевают сопротивление обветшалых традиций. Сложная и противоречивая эволюция театральной техники тесно сопряжена не только с техническим прогрессом, но и с общими тенденциями развития театрального искусства.
    Техника современного театра является результатом большого и сложного пути развития театра на протяжении всей его истории. Характер и разнообразие технических средств сцены всегда определялись теми художественными задачами, которые ставил перед собой театр. Все это можно с наибольшей наглядностью проследить на основных этапах развития техники сцены.

    2. Истории театральных сцен.

    Сцена античного театра

    Театральное здание, обычно располагалось на естественных холмах, Театр Диониса в Афинах расположился на холме Акрополя.

    Характер представлений обусловливал и вид театрального сооружения. Театр был массовым. Театр в Афинах вмещал до 27000 человек. Театр в Мегалополе – 44000 человек.

    Театр был без крыши и состоял из трех основных частей: орхестры (от глагола «пляшу»), мест для зрителей - театрона (от глагола «смотрю») и скены (от греч. «палатка»).

    Древнейшей из этих частей является орхестра – круглая площадка, на которой выступали хор и актеры. Поскольку актеру приходилось уходить и вновь выходить на орхестру для переодевания, то против мест для зрителей было построено маленькое деревянное сооружение – скена. Постепенно скена превратилась в заднюю трехмерную декорацию. Действие стало перемещаться с середины орхестры на задний план, ближе к декорациям. Чтобы фиксировать внимание зрителей на скене – ее по бокам стали ограничивать двумя пристроенными флигелями – параскениями, каждый из которых имел тоже по выходу на орхестру.

    Сцена средневековья

    После крушения Римской империи возрождение театра начинается в IX веке, когда торжествующее христианство вводит театрализованные представления в церковные обряды. Инсценировка евангельских эпизодов породила особый театральный жанр — литургическую драму. Впервые в истории театральные представления стали даваться в закрытом помещении, в церкви. Архитектурные особенности церкви определяли формы сценического пространства. Первоначально действие драмы развивалось на ограниченной площадке возле алтаря. Затем стал использоваться центральный неф здания, ризница, притвор, кафедра проповедника. Наиболее важные моменты драмы разыгрывались на специальном помосте, возводимом в середине здания.

    Ренессансная сцена

    
 Возник поистине великий театр. Новый театр рождался в Италии. Появляются новые виды наибольшее распространение получила МИСТЕРИЯ – многодневное представление на библейские темы. Сюжет житие святых. Первый ярус закрыт, условность, в нижнем ярусе были люки провалы, Мистерия предусматривала большое количество мест действий – симультанность. Режиссер был всегда на площадке и указывал актерам когда начать действие. Кольцевой вариант площадки был в виде круга из выстроенных повозок, действие происходило на 2х уровнях. Фронтальное расположение – полукруг, прямоугольная площадка с декорациями. Оформление: предметы мебели, к изготовлению декораций привлекались художники, плотники, механики. Особое место в постановке занимали чудеса, превращения, огневые эффекты. На высоком уровне становилась механика, у животных открывались пасти. В 16 веке запрещают показ мистерий церковь и король. Как жанр умирает уступая ренессанской драме. Представление ФАРСА. Формируется новый вид представлений. Складывается особый жанр в виде дворцовых праздненств (на площадях и в закрытых помещениях). Впервые занавес применяется для смены декораций, постепенно уходит симультанный принцип. К оформлению привлекали ДАВИНЧИ, Бромантэ отсюда развитие живописных декораций. К концу 16 в. Осуществляется попытка вращающейся сцены.

    Сцена XVII-XIX вв.  
    Развитие оперы и балета, они не вписываются в узкие рамки жестких декораций. Приподнимают задние ряды для полного обзора, наклоняют планшет к зрителю. Зарождение порталов. Появляются основные способы перемены декорационного оформления: откатные жесткие декорации, появление телари – 3х гранных призм (смена декораций в театре этого времени производилась следующим образом: набрасывание на отошедшую декорацию нового разрисованного холста, поворот трехгранных телари – холстов). Они были расписаны тремя сюжетами с каждой стороны. принцип смены живописных задников, состоявших из двух половинок, которые могли по верхним и нижним желобам раздвигаться в стороны, открывая установленный заранее задник с д ругой картиной. Итальянская сцена приобретает черты классической сцены-коробки. Портальная арка резко разграничивает пространство сцены и зала, за аркой опускной занавес. Выстроили ров – прообраз оркестровой ямы. В театре XVII в. встречалось также софитное освещение.

    3. Сцена-коробка, её устройство и пропорции

    Сценическая площадка, ограниченная со всех сторон стенами, одна из которых имеет широкое отверстие, обращенное к зрительному залу, называется сценой-коробкой. Места для зрителей расположены перед сценой по ее фронту в пределах нормальной видимости игровой площадки.

    Сценическая коробка по вертикальному сечению распадается на три основные части: трюм, планшет и колосники.

    Трюм — это помещение, находящееся под сценой, поэтому его называют еще нижней сценой. Планшетом - называется пол сцены, деревянный настил, служащий местом для игры актеров и установки декорационного оформления.

    Колосники - решетчатый потолок сцены. На колосниках размещаются блоки декорационных, индивидуальных, софитных подъемов и прочее верховое оборудование. На уровне планшета к сцене со стороны зрительного зала примыкает ее передняя часть — авансцена, сзади — помещение арьерсцены, а с боков — так называемые карманы.

    Авансцена - это участок сцены, выходящий в зрительный зал за линию занавеса. В современных театрах авансцена зачастую включается в объем сценической коробки и снабжается всем необходимым набором механического оборудования для перемены декораций. Передняя сцена используется как место для игры актеров перед занавесом в непосредственной близости от зрителей. Она может обыгрываться как отдельно от главной сцены, так и в сочетании с нею.

    Границей между главной сценой и ее передней частью служит красная линия - линия, по которой проходит антрактовый занавес. Отсчет планов начинается с красной линии. Сначала идет нулевой план, за ним первый, второй и т. д. до задней стены сцены.

    В ряде случаев, когда требуется особенно большая глубина сценического пространства, площадь арьерсцены включается в игровую часть и на ней устанавливаются декорации.

    Вот почему помещение задней сцены делается высоким и снабжается подъемными устройствами.

    Согласно требованиям противопожарной безопасности, арка арьерсцены изолируется со стороны главной сцены огнестойким занавесом.

    Определение пропорции между основными частями сцены является делом чрезвычайной важности. От того, насколько правильно определены взаимоотношения различных частей сценического пространства, зависит качество самой сцены, ее пригодность к профессиональной работе.

    Отправной точкой в определении главных размеров сцены служат размеры портального отверстия. Все линейные размеры сцены и карманов — ширина, глубина, длина — теснейшим образом связаны со значением ширины портальной арки, точно так же, как все их высоты находятся в прямой зависимости от высоты портального отверстия.

    Ширина сцены превышает ширину портала в два раза, а глубина составляет от 1,5 до 1,8 этой величины. Высота от планшета до колосников по отношению к высоте портала имеет особенно важное значение. Тройной запас высоты обеспечивает полную уборку подвесных декораций, минимальное применение падуг и достаточное раскрытие сценического пространства.

    Глубина карманов, несколько большая, чем ширина портала, позволяет монтировать на фурках декорации (накатные площадки или, как их иначе называют, фурки служат для перемещения строенных декорационных комплексов), которые при подаче на игровую часть полностью заполняют рабочее раскрытие зеркала. Что касается ширины боковых сцен, то обычно обыгрываемая площадь сцены не превышает 5—6 м в глубину. В соответствии с этим выбирается ширина кармана, которая обычно составляет одну третью часть всей глубины сцены. А высота, как мы уже говорили, приблизительно равна высоте портала.

    К вспомогательному оборудованию сцены относятся: галереи, переходные мостики, портальные кулисы и башни, колосники. Галереи — это своеобразные балконы, идущие по боковым и задней стенам сцены. Назначение и функции галерей зависят от мест их расположения. Первая, самая низкая галерея устанавливается на высоте 1—1,5 м от верхнего обреза портала. Эта галерея называется осветительской, так как на ее переднем поручне обычно монтируют прожектора, освещающие сцену верхнебоковым светом. Самая верхняя галерея находится ниже колосников на 2—2,5 м. Остальные делят расстояние между первой и последней на равные части. Это рабочие галереи. Та, с которой производится управление декорационными подъемами, называется основной рабочей галереей. А галереи, на которых установлены электроприводы подъемов и лебедки для разных сценических нужд, принято называть машинными.

    Задние галереи служат продолжением боковых и используются для перехода с одной стороны сцены на другую, а также для установки радиоакустической аппаратуры, контражурного освещения и разных вспомогательных работ.

    Рабочие галереи соединяются между собой подвесными переходными мостиками, пересекающими пространство сцены в поперечном направлении. Они служат для быстрого перехода верховых рабочих с одной стороны сцены на другую. Кроме этого мостики необходимы для самых разнообразных вспомогательных работ (с них опускаются веревки для ручного подъема высоких декораций, люстр, абажуров), а также для осуществления некоторых сценических эффектов.

    Первые переходные мостики прокладываются по портальной стене сцены. Их количество может равняться количеству ярусов галерей. Следующий ряд располагается около центра сцены на высоте не ниже второй галереи, а следующие поднимаются еще выше до уровня третьего яруса. Чем дальше мостик находится от портала, тем выше он должен быть расположен. В противном случае, мостики искусственно обрезают просматриваемую из зала высоту сцены, лишая ее воздуха и пространства.

    Колосниковая решетка необходима для штанкетных подъемов, тросы которых проходят сквозь нее. Кроме этого, решетчатое покрытие позволяет устанавливать в любой точке временные блоки индивидуальных подъемов как на ручном, так и на механическом приводе.

    Планшет сцены, круг, кольцо, их назначение в театральном деле

    Самым распространенным видом планшета сцены является разборный щитовой планшет. Вся игровая часть сцены покрывается отдельными съемными щитами, а закулисные пространства — сплошным дощатым настилом. Наличие съемных щитов дает возможность устройства различных отверстий и люков-провалов, необходимых как для осуществления некоторых сценических эффектов, так и спуска актеров со сцены в трюм.

    Кулисные машины — один из самых старейших видов оборудования сцены. При наличии кулисных машин значительно упрощается техника крепления и подачи на игровую часть многих элементов декораций. С их помощью могут «раздвигаться» или «разрушаться» стены, «плыть» корабли, проходить различные панорамы и многое другое.

    Поворотный круг является одним из самых распространенных способов механизации сцены. Первое применение круга на европейской сцене преследовало довольно простую цель — быструю смену строенных декораций. В современном театре применение круга дает возможность развертывать действие в меняющемся пространстве, осуществлять приемы кинематографической панорамы, крупного плана. Динамика круга часто используется для построения особо выразительных мизансцен, усиления эмоционального воздействия.

    По конструкции круги разделяются на три типа — врезные дисковые, барабанные и накладные. Врезной дисковый круг — это плоский диск, врезанный в планшет сцены так, что уровень настила круга точно совпадает с уровнем настила всей сцены. Вращающийся диск снабжается съемными щитами для образования люков. Барабанный круг представляет собой двух- или трехэтажную конструкцию, верхний этаж которой находится на одном уровне с планшетом сцены. В плоскость круга вписываются отдельные площадки, поднимаемые и опускаемые при помощи электропривода или гидравлики. Подъем и спуск площадок может производиться одновременно с вращением круга. Сочетание вертикального и вращательного движения значительно повышает художественные возможности поворотной сцены. Наряду с этими стационарными устройствами большое распространение получили накладные круги. Само их название говорит о том, что это временные сооружения, накладываемые поверх основного планшета. Несложные конструкции разборных кругов легко монтируются на планшете во время установки декораций и убираются по окончании спектакля. Они не связаны законом соотношения диаметра к ширине портала и могут быть использованы на сценах любых размеров. Дальнейшей модификацией принципа поворотной сцены является вращающееся кольцо. Системы вращающихся колец имеют несколько разнообразных вариантов. Кольца, охватывающие неподвижный внутренний круг, кольца, вращающиеся вместе или порознь с кругом, концентрические кольца — каждая комбинация открывает все новые и новые варианты и сочетания, побуждая творческую фантазию к поискам новых динамических форм выражения.

    Концентрические кольца имеют ряд преимуществ перед самой распространенной системой — «круг—кольцо». Вращение нескольких планов сцены с разными скоростями в различных направлениях дают исключительную возможность смены ракурсов, перестройки отдельных частей декораций в разнообразных сочетаниях. Но вместе с тем наличие нескольких колец резко сокращает площадь внутреннего круга и лишает сцену не только подъемно-опускных частей, но и элементарных люков-провалов. Правда, и при наличии одного кольца проблема не снимается полностью, но все же здесь имеются гораздо большие возможности устройства и подъемников и съемных щитов. Так же как круги, кольца могут быть дискового, барабанного и накладного типа.

    Подъемно-опускные площадки Предназначены для увеличения гибкости планшета и его выразительных возможностей. Это – подвижные части планшета, имеющие возможность подниматься выше уровня сцены и опускаться в трюм. Стационарные подъемно-опускные устройства используются и для подачи декораций из трюма на глазах у зрителей и изменения рельефа сцены.

    Простейшим видом перемещающейся площадки является так называемый «люк-провал», рассчитанный на подъем и спуск одного человека. От подъемно-опускных площадок люк-провал отличается тем, что его рабочая площадка не может подниматься выше уровня сцены. Эта конструкция рассчитана только на опускание, проваливание небольших участков планшета.

    4. Звуковое и световое оформление сцены

    Звуковое оформление сцены складывается из музыкального и шумового сопровождения. Всей музыкальной стороной спектакля руководит заведующий звуко-технического цеха и режиссер.

     Нередко сложные режиссерские задания в области звука приводят к необходимости проведения больших работ, связанных с установкой дополнительных источников звука в разных местах зрительного зала и сцены, приобретением различной радиоаппаратуры, музыкальных инструментов, конструированием шумовых приборов. На все это нужны не только заранее запланированные денежные средства, но и определенное количество времени. Поэтому задание на разработку звукового оформления сцены, определяющее объем звучания, способы его воспроизведения, режиссер дает до начала работ по строительству или переоборудованием сцены.

      Многообразие шумов и звуков осуществляется в театре двумя основными способами: шумовыми приборами и звукозаписью. Не всякий шумовой эффект с достаточной убедительностью и полнотой может быть воспроизведен с помощью фонограммы, точно так же как существует целый ряд шумов, которые имитировать шумовыми приборами не представляется возможным. В звукозаписи многие шумы приобретают специфическую окраску, искажающую естественное звучание. Поэтому в современных театрах используют так называемое сэмлированное звучание, которое собирается звукорежиссером из различных сэмплов шумовой библиотеки.

    Свет – одно из важнейших средств художественной выразительности спектакля.

    Если посмотреть на историю развития света в театре от свечек, газа до реостатных регуляторов и т.п., то можно увидеть, что реализация художественных идей света в спектакле всегда «спотыкалась» о возможности существовавшей на конкретный исторический период техники. В классическом театре декорации красиво освещались так, чтобы поразить зрителя на момент открытия занавеса. А на протяжении спектакля наблюдалась статичная ситуация в развитии визуального ряда с точки зрения эмоционального восприятия. В лучшем случае картинка раскрашивалась: «закатами», «восходами», «рассветами», «молниями», «грозами» и т.п. Все перипетии эмоциональной структуры спектакля выражались через музыку, игру актёров, а декорации, оформление, свет (среда, в которой происходило действо) оставались статичными.

    Современная световая аппаратура в театре сегодня чрезвычайно сложна и многообразна. Насчитывается несколько основных видов сценического освещения: верхний, боковой, горизонтальный свет, выносной, специальный. При необходимости на сцене или в сценических люках устанавливается дополнительная световая аппаратура для создания специальных эффектов (локальная подсветка; освещение контражуром; световой занавес; стробоскоп – прибор для создания мерцающего, дискретного эффекта; и т.д.).

    До развития современных технологий световым оформлением сцены управляли вручную, осветители во время спектакля находились в разных точках размещения аппаратуры. В современном театре всей световой аппаратурой управляют централизованно, с помощью компьютерных программ; как правило – из главного регуляторного узла. В современном театре возможности света поистине безграничны, ему подвластно создание самых разнообразных эффектов. Иногда именно свет становится главным компонентом художественного оформления спектакля. Таким образом, осветители являются полноправными участниками всей постановочной группы спектакля, наряду с представителями остальных творческих и технических профессий.

    Можно много рассуждать о том, что используется на современной сцене, но ясно одно: ТЕАТР применяет в себе все новшества и инновации науки и технического прогресса.


    1. Заключение


    Греки создали амфитеатр – архитектурное тело, синтезирующее особую, специфически античную целостность множества точек зрения. Она и послужила той формой умного зрения, что унаследована Европой от греков. Однако в итоге культурного цикла античный театр принял вид оптического объектива, открывающего вид на иллюзию. Из средства постижения действительности театр превратился в ее зеркало.
    Итак, театр организует коллективное зрение. Это циклопический глаз существа, которое мы называем социумом, а греки – полисом или городом-государством. Театр – средство визуальной проекции сцены в пространство зала, и способом этого отражения определяется его форма.
    Предельные формы театра (в том числе и театра будущего) можно установить абстрактно, определив крайние случаи соотношения пространств сцены и зала. Если эти пространства совпадают, то перед нами «нулевая степень» театральности – «театр жизни». Если пространство зала охватывает пространство сцены, то это арена античного театра, стадиона или цирка. Если, напротив, зал охвачен сценой, то перед нами круговая панорама, убранство храма или любого иного интерьера. В общем же случае пространства сцены и зала пересекаются друг с другом, имея общую часть.

    Действительно, из всех исторических форм театра театроведение выделяет в качестве предельных две: центральную и линейную. В первом случае зрительный зал охватывает сцену и тогда театр имеет радиально-центрическую организацию, именуемую «центровой» или «лучевой», а круговая сцена называется ареной. Во втором – объемы зала и сцены соприкасаются лишь во фронтальной плоскости; тогда театр имеет осевую симметрию и сцена называется коробкой.
    Все прочие формы театра сводимы к комбинации указанных форм. Первая форма театра обладает центральной симметрией, а вторая – осевой. В обоих случаях между сценой и залом существует отношение геометрического подобия, но при осевой организации театра оно дополняется зеркальной симметрией сцены и зала.
    В истории театра были испытаны все перечисленные формы, и ни одна из них не вытеснила все остальные. И все же античный театр эволюционировал в строго определенном направлении: от радиально-симметричной формы к осевой, от сцены-арены к сцене-коробке.

    6. Список литературы

    1. Сеть интернет - https://studfiles.net/, https://cyberpedia.su/

    2. Методические рекомендации «Технические средства социо культурной деятельности», автор-заслуженный работник культуры Кузоватов А.П.

    3. «Техника и технология современной сцены», автор – Антонова О.А.


    МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ

    РЕФЕРАТ
    По дисциплине “СЦЕНОГРАФИЯ”
    Тема: “Устройство современной сцены-коробки и необходимое оборудование для проведения спектакля (театрализованного представлениия)»
    Театрально-режиссёрский факультет

    Специальность: Режиссура театрализованных представлений и праздников


    Выполнил: студент группы 10206 з Яковлев Евгений Станиславович

    Проверил преподаватель: Гилёв Пётр Викторович

    Москва 2019
    Содержание:

    1. Введение

    2. История театральных сцен

    3. Сцена-коробка, её устройство и пропорции

    4. Звуковое и световое оформление сцены

    5. Заключение

    6. Список литературы



     


    написать администратору сайта