1. Введение в изучение истории Отечества
Скачать 297.5 Kb.
|
1. Введение в изучение истории Отечества. История в переводе с греческого языка означает рассказ о прошедшем, об узнанном. История – это процесс развития природы и общества. Также историей называют комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. История входит в группу гуманитарных наук, изучающих тот или иной регион (африканистика, балканистика), народ (синология и т. п.) или группу народов (славяноведение). История Отечества – это история, изучающая историю отдельных стран и народов (история России, история Германии). Отечественная история – часть мирового исторического процесса. Однако нельзя сбрасывать со счетов и особенности русского варианта пути развития человеческой цивилизации. Поэтому нужно показать, как в рамках общемировых закономерностей эволюционировало огромное евразийское геополитическое пространство, как сказались на его развитии природа и климат, соотношение размеров территории и ее заселенности, многонациональный и многоконфессиональный состав населения, необходимость освоения территории, внешние факторы и т.п. История распорядилась таким образом, что с распадом СССР как единого государства входившие в него республики выделились в самостоятельные государства. По отношению к России они стали уже «ближним зарубежьем». Однако мы не можем сразу забыть, что эти республики долгие годы были связаны между собой в политическом, экономическом, социальном и культурном отношении. Вокруг проблем истории во всем мире всегда велась и сегодня ведется идейная борьба, происходит постоянное социальное размежевание, порождающее подчас остроконфликтные ситуации. Гражданская ответственность за исторические судьбы народов и наций обязывает нас тщательно разобраться в причинах социальных неурядиц, порождающих серьезные политические кризисы. Для этого необходимо выяснить функции исторического знания. Наиболее отчетливо проявляются следующие основные функции: познавательная и интеллектуально-развивающая; практически-политическая; мировоззренческая. Весьма важно, ставя перед собой задачу всестороннего научного освоения истории, опираться, по меньшей мере, на основные принципы научного исследования: объективность, историзм, социальный подход к изучению истории, всесторонность изучения проблемы. Предметом изучения Отечественной истории являются закономерности политического и социально- экономического развития государства и общества, т.е. общественно-политические процессы и движения, деятельность различных партий и организации. Развитие политических систем и государственных структур. В отличие от других общественных наук (философии, политологии, социологии) история России исследует конкретные формы проявления исторических закономерностей, выражающихся в исторических событиях и фактах, экономической политике. Таким образом, если говорить кратко, то предметом изучения курса Отечественная история является процесс формирования предпосылок, зарождения и социально-политического развития российского общества и государства как части мирового процесса истории человечества. Источники изучения истории России весьма обширны и сложны. Их удельный вес неодинаков, поскольку жизнь и деятельность Российского государства неотделимы от истории различных классов, социальных прослоек, политических партий и движений. Точных границ круга источников по истории России быть не может в силу целостности и неделимости исторического процесса, взаимосвязанности деятельности людей на различных этапах общественного развития. 2.Восточные славяне VI-IX в. Образование Древнерусского государства. В VI в. славяне неоднократно совершали военные походы против крупнейшего государства того времени — Византии. Эти походы способствовали обогащению племенной верхушки славян, что ускоряло распад первобытно-общинного строя. Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере. В VI—IX вв. славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы — этап на пути складывания государственности восточных славян. Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра (Киев). К северу от них, между устьями рек Десны и Роси, жили северяне (Чернигов). К западу от полян, на правобережье Днепра, «седеша в лесах» древляне. К северу от древлян, между реками Припятью и Западной Двиной, расселились дреговичи (от слова «дрягва» — болото), которые по Западной Двине соседствовали с полочанами (от реки Полота — притока Западной Двины). К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне, как считают некоторые историки,— потомки дулебов. Междуречье Прута и Днепра населяли, уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы. По рекам Оке и Москве располагались вятичи; на запад от них жили кривичи; по реке Сожь и ее притокам — радимичи. Северную часть западных склонов Карпат занимали белые хорваты. Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене (Новгород). Соседями восточных славян были на северо-западе балтийские летто-литовские (жмудь, Литва, пруссы, латгалы, земгалы, курши) и финно-угорские (чудь-эсты, ливы) племена. Финно-угры соседствовали с восточными славянами и с севера, и на северо-востоке (водь, ижора, карелы, саами, весь, пермь). В верховьях Вычегды, Печоры и Камы жили югры, меря, черемисы-мары, мурома, мещера, мордва, буртасы. На востоке, от впадения реки Белой в Каму до Средней Волги, располагалась Волжско-Камская Булгария, ее население составляли тюрки. Их соседями были башкиры. Южнорусские степи в VIII—IX вв. занимали мадьяры (венгры) — финно-угорские скотоводы, которых после их переселения в район озера Балатон сменили в IX в. печенеги. На Нижней Волге и степных просторах между Каспийским и Азовским морями господствовал Хазарский каганат. В районе Черного моря доминировали Дунайская Болгария и Византийская империя. Великий водный путь «из варяг в греки» был своеобразной «столбовой дорогой», связывавшей Северную и Южную Европу, возникший в конце IX в. Основным занятием восточных славян было земледелие. С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия восточных славян. На севере, в районе таежных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно.В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе — лошадей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда диких пчел), имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лен, конопля). Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Трудоемкие работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки, мог выполнить только большой коллектив; в его задачу входило также следить за правильным распределением и использованием земли. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община — мир, вервь (от слова «веревка», которой измеряли землю при разделах). К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь, прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. В общине было две формы собственности — личная и общественная. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями. Общинные традиции и порядки определяли уклад и характерные черты жизни русского крестьянства на протяжении многих и многих столетий. В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. (Феод — наследственное владение, пожалованное князем-сеньором своему вассалу, обязанному за это нести придворную, военную службу. Феодал — владелец феода, земельный собственник, эксплуатировавший зависимых от него крестьян.) Другим путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Но чаще всего в бояр-вотчинников превращалась старая родоплеменная знать, подчинявшая себе общинников. Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати государству, которое по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал. Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер. И те и другие стремились обеспечить себя за счет внутренних ресурсов и еще не работали на рынок. Однако полностью без рынка феодальное хозяйство прожить не могло. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов. Город, как правило, строился на холме, на месте слияния двух рек, так как это обеспечивало надежную оборону от нападения врагов. Центральная часть города, защищенная валом, вокруг которой возводилась крепостная стена, носила название кремля, крома или детинца. Там находились дворцы князей, дворы крупнейших феодалов, храмы, позднее и монастыри. С двух сторон кремль защищала естественная водная преграда. Со стороны основания кремлевского треугольника выкапывали ров, наполняемый водой. За рвом под защитой крепостных стен располагался торг. К кремлю примыкали поселения ремесленников. Ремесленная часть города называлась посадом, а отдельные ее районы, населенные, как правило, ремесленниками определенной специальности,— слободами. о главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка — «нарочитые люди», «лучшие мужи». Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях — вечевых сходах. Существовало ополчение («полк», «тысяча», разделенная на «сотни»). Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина. По археологическим данным и византийским источникам, восточно-славянские дружины появились уже в VI—VII вв. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племен дань. Такие походы за сбором дани назывались полюдьем. Сбор дани обычно проходил в ноябре—апреле и продолжался до весеннего вскрытия рек, когда князья возвращались в Киев. Единицей обложения данью были дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг). Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Образование Древнерусского государства. Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаруживавшие черты ранней государственности. Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием (известен с конца V в.). В конце VI—VII в. существовала, согласно византийским и арабским источникам, «Держава волынян», являвшаяся союзницей Византии. Новгородское летописание сообщает о старейшине Гостомысле, возглавлявшем в IX в. славянское объединение вокруг Новгорода. Восточные источники позволяют предположить существование накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куяба (или Куява), по всей видимости, располагалась вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень, ее центром был Новгород. Местоположение Артании разными исследователями определяется неодинаково (Рязань, Чернигов). Известный историк Б. А. Рыбаков утверждает, что в начале IX в. на базе Полянского союза племен сложилось крупное политическое объединение «Русь», включавшее и часть северян. Таким образом, широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины — свидетельства формирующейся государственности. Славяне освоили Восточно-Европейскую равнину, взаимодействуя с местным балтийским и финно-угорским населением. Военные походы антов, склавен, русов на страны более развитые, прежде всего на Византию, приносили дружинникам и князьям значительную военную добычу. Все это способствовало расслоению восточнославянского общества. Таким образом, в результате экономического и социально-политического развития у восточнославянских племен начала складываться государственность, Образование государства Русь (Древнерусского государства или, как его называют по столице, Киевской Руси) — закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно-общинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки». Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытно-общинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточнославянского общества. 3. Киевская Русь в Х-начале ХII в. Русские земли в период раздробленности. Завоевание и подчинение славянских племен новому политическому центру стало отличительной чертой начального этапа Древнерусского государства. Олег (882 - 912) покорил древлян, северян, радимичей. Игорь (912 - 945) подчинил своей власти улачей и тиверцев, Святослав (965 - 972) и Владимир (980 - 1015) воевали против вятичей. Так сложилась территория государства. Наряду с этим укрепились его границы. В 965 г. Святослав разгромил хазар и закончил соглашение с камскими болгарами. Военные действия позволили утвердить международное положение Киевской державы. Походы Олега (907), Игоря (941 - 944) на Византию, заключение мирных и торговых договоров свидетельствовали о стремлении империи жить в добрососедстве с Русью. Однако в дальнейшем внешнеполитические успехи Киева привели к обострению двухсторонних отношений. Несмотря на поражение Святослава (971) в войне с Византией, его сыну Владимиру удалось добиться в этой борьбе крупных успехов. В целом походы IX - X вв. укрепили Древнерусское государство, позволили наладить экономические и культурные связи с другими странами. Важное значение имело принятие христианства (988) в качестве государственной религии. Страна приобщилась к христианской культуре, было идеологически закреплено территориальное единство. Княжением Владимира закончился период становления Киевской Руси. Основой социально-экономического строя государства было феодальное землевладение. Собственники земли - князья, бояре, дружинники, а после принятия христианства церковь - эксплуатировали труд различных категорий зависимого населения: холопов (рабов), закупов, изгоев, рядовичей, смердов. Наиболее многочисленной по составу была группа смердов - свободных и уже попавших в зависимость. К свободным смердам относились общинники, имеющие хозяйство и необходимые орудия труда. Разорившиеся свободные производители теряли самостоятельность и несли определенные повинности в пользу своего господина. Из их среды появились другие категории зависимого населения. Главной формой эксплуатации в X - XII вв. являлась натуральная (продуктовая) рента. Наряду с утверждением феодальных отношений на Руси происходил рост городов. Основное население в них составляли ремесленники и торговцы. Процесс феодализации на Руси привел к образованию местных политических центров и началу их борьбы с Киевом. Распад государства начался со смертью Ярослава Мудрого и разделом Руси между его сыновьями. Правление триумвирата Ярославичей не спасло страну от междоусобиц и феодальных войн. Преодолеть раздробленность не удалось. Все попытки Владимира Мономаха (1113 - 1125) и его сына Мстислава (1125 - 1132) укрепить государство, опираясь на авторитет великокняжеской власти и поддержку городов, не увенчались успехом. Усиление феодальной эксплуатации, ущемление прав сельских и городских производителей обострили классовые противоречия в Киевской Руси. Они проявлялись в вооруженных выступлениях зависимого населения. Наиболее крупными из них были восстания в Суздале(1024), Киеве (1068, 1113), Ростово-Суздальском княжестве (1071). Внешние отношения X - начала XII в. характеризуются борьбой со степняками-кочевниками, на юге с половцами. Феодальная раздробленность была закономерным процессом развития государственности. Она сопровождалась оживлением экономики, подъемом культуры и формировании местных культурных центров. Вместе с тем в период раздробленности не было утрачено осознание национального единства. Причины раздробленности: 1) отсутствие твердых экономических связей между отдельными княжествами – каждое княжество производило все необходимое внутри себя, то есть жило натуральным хозяйством; 2) возникновение и укрепление на местах собственных княжеских династий; 3) ослабление центральной власти Киевского князя; 4) упадок торгового пути по Днепру «из варяг в греки» и усиление значение Волги как торгового пути. Галицко-Волынское княжество находиться в предгорьях Карпат. Через княжество проходили торговые пути из Византии в Европу. В княжестве возникла борьба между князем и крупными боярами – землевладельцами. В борьбу часто вмешивались Польша и Венгрия. Галицкое княжество особенно усилилось при Ярославе Владимировиче Осмомысле(1157–1182). После его смерти галицкое княжество было присоединено к Волыни князем Романом Мстиславовичем(1199–1205). Роман сумел захватить Киев, объявил себя Великим князем, отбросить половцев от южных границ. Политику Романа продолжил его сын Даниил Романович(1205–1264). На его время пришлось нашествие татаро-монголов и князю пришлось признать над собой власть хана. После смерти Даниила в княжестве вспыхнула борьба между боярскими семьями, в результате которой Волынь была захвачена Литвой, а Галиция – Польшей. Новгородские княжество простиралось по всему Русскому Северу от Прибалтики до Урала. Через Новгород шла оживленная торговля с Европой по Балтийскому морю. В эту торговлю было втянуто и новгородское боярство. После восстания 1136 года князь Всеволод был изгнан и Новгородцы стали приглашать к себе князей, то есть установилась феодальная республика. Княжеская власть была значительно ограничена городским вече (собранием) и Советом господ. Функция князя сводилась к организации обороны города и внешнему представительству. Реально управлял городом избранный на вече посадник и Совет господ. Вече имело право изгнать князя из города. В вече принимали участие делегаты от городских концов (кончанские вече). Участвовать в кончанском вече могли все свободные горожане данного конца. Республиканская организация власти в Новгороде носила сословный характер. Новгород стал центром борьбы с немецкой и шведской агрессией. Владимиро-Суздальское княжество находилось в междуречье Волги и Оки и было защищено от степняков лесами. Привлекая население на пустынные земли, князья основывают новые города, не дают сформироваться городскому самоуправлению (вече) и крупному боярскому землевладению. Вместе с тем, поселяясь на княжеских землях, свободные общинники попадали в зависимость от землевладельца, то есть развитиекрепостного правапродолжилось и усилилось. Начало местной династии положил сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий(1125–1157). Он основал ряд городов: Дмитров, Звенигород, Москву. Но Юрий стремился попасть на великое княжение в Киев. Настоящим хозяином княжества стал Андрей Юрьевич Боголюбский(1157–1174). Он основал город Владимир-на-Клязьме и перенес туда из Ростова столицу княжества. Желая расширить границы своего княжества Андрей много воевал с соседями. Отстраненные от власти бояре организовали заговор и убили Андрея Боголюбского. Политику Андрея продолжил его брат Всеволод Юрьевич Большое Гнездо(1176–1212) и сын Всеволода Юрий (1218–1238). В 1221 году Юрий Всеволодович основал Нижний Новгород. Развитие Руси было замедленно татаро-монгольским нашествием 1237–1241 годов. 4. Образование Единого Русского Государства. В конце 13-15 веков на Руси идут процессы, приведшие к образованию единого государства. В Западной Европе создание единого государства обуславливалось экономическими причинами, а на Руси - политическими (освобождение от иноземного ига, отражение внешней агрессии). Если в Западной Европе образование единого государства шло 3-4 века, то у нас этот процесс занял чуть более 2-х веков. Особенности создания единого государства отразились и на характере сложившегося государства и власти: сильная монархическая власть и зависимая от нее верхушка общества. Процесс собирания земель начался на рубеже 13-14 веков. В Северо-Восточной Руси было несколько центров, претендовавших на главенство в этом процессе: Тверь, Рязань, Нижний Новгород, Москва, Великое кн. Литовское. Однако центром объединительных процессов стала Москва. Причины выдвижения Москвы как политического центра: 1. Выгодное географическое положение (Москва находилась на пересечении международных торговых путей). Эти пути шли из Балтики через Новгород, на Москву и далее на Волгу. 2. Целенаправленная и дальновидная политика московских князей, которые расширяли территорию княжества за счет вооруженного захвата, покупки земель (были и добровольные вхождения), а также умели строить отношения с Ордой. 3. Поддержка Москвы церковью. Процесс собирания начал младший сын Ал. Невского Даниил, основатель Московской династии. Истинным создателем основы будущего единого государства стал Иван 1 Даниилович по прозванию Калита (1325-1340\41). Иван 1 заложил основы могущества Москвы. В 1326 году Москва становится религиозным центром Северо-Восточной Руси. В 1327 году Иван 1 помог монголам подавить восстание в Твери. Калита установил хорошие отношения с Ордой. Вовремя платил дань. В Орду ездил всегда с подарками. Такая политика позволила ему в 1327 году стать Великим князем Владимирским. Его сыновья продолжили политику отца и тоже не имели проблем с получением ярлыка на великое княжение. Сплочение русских земель вокруг Москвы обусловило предпринятие попытки ликвидации зависимости Руси от Орды. В это время правил сын Ивана 2 Красного (Красивого) Дмитрий Иванович(1359-1389). В это время в Орде начались междоусобицы, приведшие в дальнейшем к её распаду. С 1360 по 1380 в Орде сменилось 14 правителей. За власть боролись как Чингизиды, так и талантливые военачальники. В 1380 ханом Золотой Орды стал темник (командир 10 тысяч, тумена, тьмы) Мамай, которому требовалось подтвердить свою легитимность какой-либо победой. Ему обещали помочь литовский князь Ягайло и Олег Рязанский. 21 сентября (8 сентября по старому стилю) 1380 года на правом берегу Дона, на Куликовом поле, состоялась битва, имевшая далеко идущие последствия. Победа русским войскам под командованием Дмитрия Ивановича (Донского) далась очень большой ценой. В живых осталась примерно 20% русских воинов. Последствия Куликовского сражения: 1. Несмотря на оставшуюся зависимость от Орды, Москва получает право на великое княжение без ханских ярлыков. Т. е. Москва становится Великим княжеством. Размер дани был уменьшен. Из-за больших потерь в Куликовском сражении Москва не смогла отразить нападение ханов Тохтамыша (Чингизид). В 1382 году произошло нашествие под командованием этого хана, сжегшего в итоге Москву. Город был быстро отстроен. Новый порядок престолонаследия (от отца к старшему сыну) пытались оспорить в правление Василия 2 Темного (1425-1462) его родственники. Его дядя и двоюродные братья пытались вернуть родовое старшинство. В этой борьбе победил Василий, потому что преследовал большие политические цели (единое независимое государство), в то время как его родственники преследовали чисто семейные интересы. Василий 2 в 1456 году ходил на Новгород. В результате этого похода новгородцы лишились права вести самостоятельную внешнюю политику, была отменена законодательная власть веча. Новгородцы стали платить дань Москве. При Василии 2 русская православная церковь стала самостоятельной, т. е. освободилась от зависимости Византии. 1442-1448 - установление автокефальности Русской церкви. Иван 3 Великий (1462-1505) явился фактическим создателем единого государства. Новый тип государства требовал новых органов управления. Ими стали Боярская дума - законодательное собрание, состоявшее из представителей высшей аристократии (6-12 человек), Казна - занималась финансовыми делами, вопросами международной политики (также она была госканцелярией), Дворец - занимался поземельными отношениями и налогами. В административно-территориальном отношении страна делилась на уезды-станы-волости. Уезд - территориально-административная единица, стан - судебная. Ими управляли наместники и волостели на условиях кормления. Внук Ивана 3 - Иван 4й - кормление отменил. В 1497 году появляется первый свод законов единого государства - Судебник. В частности, в нем появилась статья, которая ограничивала права крестьян при переходе от одного хозяина к другому. Теперь вместо всего межсезонья крестьянин мог переходить в течение двух недель: неделя до Юрьева дня, неделя после (т. н. "правило Юрьева дня"). А также крестьянин обязан был выплатить пожилое в размере 1 рубля серебром (плата за то, что крестьянин жил у хозяина). На рубеже 15-16 веков появляется много разорившихся бывших мелких землевладельцев, которые представляли серьёзную угрозу стабильности молодого государства. Таким людям выделялись земельные наделы на условиях несения госслужбы. Их испомещали на вновь завоеванные земли. Наделы стали называться поместья, а сами испомещенные - помещиками (позже). Т. о., в этом период сформировались 3 вида крупного землевладения: 1. Наследственное (родовая вотчина); 2. Церковное (церкви жертвовали "за спасение души"); 3. Условное (поместье). НОВГОРОДСКИЙ ВОПРОС В 1471 году новгородская знать во главе с вдовой посадника Марфой Борецкой решает пригласить на правление литовского наместника. Иван 3 покончил с этим сепаратизмом тремя походами на Новгород (1471, 1475, 1478). После этих походов Новгород признал Ивана 3 государем, был отменен политический строй Новгорода (отменено вече, вечевой колокол увезли в Москву). Городом стали править московские наместники. Псков сохранил свою самостоятельность, но его политика контролировалась Москвой. В 1480 году закончилось монгольское иго ("Стояние на р. Угре"). В 1472 году Иван 3 вторым браком женился на племяннице последнего византийского императора Софье ПалеолОг. Это был во всех отношениях положительный политический шаг. Софья, 25 лет, жила в Италии под присмотром Папы Римского, была католичкой, не отличалась особой красотой. Плюсом этого брака было получение государством герба - византийского двуглавого орла. Софья как представительница императорской фамилии имела право личной подписи и приема иностранных послов. Иван 3 ввел новый титул - Государь всея Руси, а страна стала называться Россией. В период правления Василия 3 Ивановича (1505-1533) оформилась идея о Москве как о "третьем Риме". Автором идеи был игумен Елиазарского монастыря Феофил. Смысл: первые два Рима - Рим Ветхий и Константинополь - пали по грехам своим (1й за преследование христиан, 2й за подписание унии с католиками), а Москва не изменила православию (апостольской церкви), поэтому является третьим Римом. При Василии 3 были окончательно присоединены псковские земли, Рязанское княжество, Смоленск (неокончательно). 5. Русское Государство в XVI в. Россия в XVI веке — это, главным образом, время окончательного становления и укрепления Российской государственности, а также завершение длительной эпохи феодальных земельных дроблений и подчинения русских княжеств монгольским ханствам, в результате чего началось полноценное формирование Российского государства. В Европе 16-й век принято считать эпохой великих географических открытий и началом развития и расцвета Западной цивилизации. В России же, оторванной от общеевропейской истории, данный период прежде всего ассоциируется с расширением великокняжеских земель, освоением сибирских и поволжских территорий. Так, к завершению XVI века, в распоряжении Российского государства находилось приблизительно 220 городов. Конец XV -начало XVI века в России проходит под правлением князя Иоанна III, прозванного «Великим». Время его правления ассоциируется с прекращением междоусобных войн, окончанием ордынского владычества, а так же с зарождением православно-канонической концепции: “Москва — Третий Рим”, согласно которой Московское княжество наделяется мессианской ролью и объявляется духовным наследником Византийской Империи. С правлением Ивана Великого так же ассоциируется возникновение двухглавого орла как символа русской государственности и принятие множества реформаторских законов, в основном направленных на централизацию власти и укрепление русской государственности. Сын Ивана III – Василий III, также достойно продолжил объединение русских земель, действуя в основном по заданным отцом алгоритмам. Но, пожалуй, одну из наиболее ключевых ролей в истории России сыграл его сын — Иван IV, так же известный как «Иван Грозный». Правление Ивана Грозного ознаменовалось масштабным преобразованием и укреплением Российской государственности. Во время его правления произошло практически двукратное расширение русских территорий, в результате которых русское государство превысило размеры всех европейских государств в их общей совокупности. При нём были покорены остатки Золотой Орды: это казанские, астраханские ханства, была почти полностью присоединена Западная Сибирь и т.д. В середине 16-го века Иван разогнал боярскую думу и создал новый правительственный орган: «избранную раду», фактически приняв бразды правления в собственные руки, наделив себя монаршим титулом: «Государь, царь и великий князь всея Руси», поставив страну в ряд с современными ему европейскими монархиями. Иван IV проводит масштабные реформы вооруженных сил (создание постоянно действующего стрелецкого войска, формирование личной гвардии — опричины и т.д.), денежные (создание единой монетарной системы), административные, судебные и церковные реформы (был учреждён институт патриаршества), главным образом, укрепляя собственное самодержавие. Иван организовал масштабное наступление на боярское сословие, оппозиция из которого угрожала его единоличному правлению, при нём стала зарождаться новая элита — дворянство, то есть лично отобранные, преданные государю люди. При этом страна была поделена на земщину и опричину, между которыми велась кровопролитная война. Иван IV потерпел поражение в Ливонской войне и сделал страну уязвимой к польскому и шведскому вторжению. Конец шестнадцатого века в России ознаменовывается крупным кризисом, известным в историографии как «смутное время». Кризис был вызван тем, что после смерти Фёдора Ивановича — наследника Ивана Грозного, династия Рюриковичей фактически пресеклась, после чего наступил полномасштабный кризис власти, вызванный отсутствием легитимных наследников царской короны. После этого, в течении нескольких лет на Руси велась ожесточённая борьба за власть. 6. Русское Государство в XVII в. В первой половине XVII в. Россия по своему политическому устройству продолжала оставаться сословно-представительной монархией. При этом, начиная примерно с середины столетия, сословно-представительные органы власти все больше и больше теряют свое значение, некоторые вообще исчезают, власть царя приобретает самодержавный характер, и Россия начинает превращаться в абсолютную монархию. Процесс этого превращения завершится уже в следующем столетии, в царствование Петра Великого. В XVII в. во главе страны находился царь, в руках которого сосредотачивалась вся верховная власть. Он был верховным законодателем, главой исполнительной власти и высшей судебной инстанцией. В сокращенном виде царский титул звучал так: "государь царь и великий князь всеа Великие и Малые и Белые России самодержец", а еще более кратко — "великий государь". (Полный титул, который писался только в самых важных государственных и дипломатических документах, занял бы не меньше десятка строк.) Следующим уровнем власти была Боярская дума. Члены думы назначались царем. Это был высший законодательный и совещательный орган при великом государе. В думе обсуждались все важные текущие дела внутренней и внешней политики, а наиболее важные указы издавались от имени царя и думы ("царь указал и бояре приговорили"). Для обсуждения наиболее важных государственных вопросов созывались Земские соборы. На них присутствовали царь, члены Боярской думы, высшие церковные иерархи, а также представители от различных сословий (кроме владельческих крестьян), выбранные на местах, в уездах. В первое время после Смуты, когда верховная власть была еще слаба и нуждалась в поддержке сословий, Соборы созывались почти ежегодно. Далее их собирают все реже и реже, и последним Земским собором, который рассматривал действительно важный вопрос, был Собор 1653 ᴦ., утвердивший присоединение Левобережной Украины к России. К концу XVII в. Земские соборы уже не созывались. Решение повседневных вопросов управления страной было сосредоточено в приказах. Их число и состав не были постоянными, но всегда единовременно существовало несколько десятков приказов. Одни из них ведали отдельными отраслями управления (к примеру, Посольский приказ — внешними сношениями, Разрядный — вооруженными силами, Поместный — всеми вопросами поместного землевладения и т.д.), другие — всеми вопросами управления в пределах какой-либо территории (приказ Казанского Дворца — территорией бывшего Казанского ханства, Сибирский — Сибирью). Были приказы, которые образовывались лишь для выполнения какой-либо конкретной задачи и затем упразднялись. Системе приказов не хватало четкости; функции их нередко переплетались, одни и те же вопросы решались сразу несколькими приказами, и, напротив - в одном и том же приказе занимались множеством разнородных дел, часто не имевших ничего общего с названием данного приказа. Вместе с тем, приказы одновременно обладали и законодательными, и исполнительными, и судебными функциями. Россия в XVII в. делилась на уезды, которых насчитывалось более 250. Во главе уезда стоял назначавшийся соответствующим приказом воевода. В его руках сосредотачивалась вся власть в уезде. Выборные от сословий должностные лица (типа губных и земских старост), появившиеся в XVI в., в XVII столетии играли все меньшую роль и, наконец, исчезли. Воеводская власть, состоявшая из самих воевод и воеводских канцелярий — приказных изб, стала единственной властью на местах. В конце XVI в. отменой Юрьева дня (заповедные годы) и затем введением урочных лет начался процесс закрепощения российского крестьянства. В 30-40-х гᴦ. XVII в. служилые люди по отечеству, владевшие поместьями и вотчинами, несколько раз обращались к царю с просьбой сделать сыск беглых крестьян бессрочным. При этом правительство не спешило выполнять эти пожелания. Дело в том, что большая часть беглых крестьян оказывалась на землях крупных и влиятельных феодалов: там оброки и барщина были меньше, чем у рядовых служилых людей. Нередки были случаи, когда "сильные люди" попросту увозили крестьян в свои вотчины из поместий служилой мелкоты. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, правящая верхушка страны пополняла число рабочих рук в своих владениях и не была заинтересована во введении бессрочного сыска беглых: в течение установленных урочных лет занятые на службе помещики не успевали даже разузнать, где живут их крестьяне, а когда срок сыска заканчивался, крестьяне оставались у новых владельцев. Политический кризис 1648 ᴦ. (московское и другие городские восстания, в которых приняли участие и служилые люди, падение правительства Морозова) показал, что верховная власть нуждается в твердой опоре и поддержке двух сословий — служилых и посадских людей. Их требования были учтены при составлении Соборного Уложения 1649 ᴦ. Специальная глава Уложения была посвящена "крестьянскому вопросу". Главным в ней были отмена урочных лет и введение бессрочного сыска беглых крестьян. Запрещалось также под угрозой крупного штрафа принимать у себя беглых или утаивать их. Тем самым Соборное Уложение завершило процесс складывания крепостного права в России. Чтобы помочь служилым людям найти и вернуть своих беглых крестьян, правительство в 50—60-х гᴦ. организовало массовые сыски беглых, их поимку и возвращение на старые места жительства. Все эти мероприятия делали правительство весьма популярным сред мелких помещиков и вотчинников, которые составляли большинство служилых людей по отечеству, и обеспечивали ему поддержку со стороны служилого сословия. Поддержка со стороны посадских людей была обеспечена включением в Соборное Уложение целого ряда статей, которые были ответом на требования посадов. Торговля и промыслы в городах объявлялись монопольным правом посадских людей, и это ликвидировало конкуренцию со стороны других сословий (к примеру, крестьян, которые до 1649 ᴦ. тоже нередко занимались этим в городах). Вместе с тем, были ликвидированы так называемые белые слободы — частные земли в городах, жившие на которых ремесленники и торговцы (их называли "беломестцами") не платили государственных налогов и находились, следовательно, в более выгодном положении, чем их "коллеги", жившие на государственной земле. Теперь "беломестцы" включались в число посадских людей и облагались всей суммой государственных платежей и повинностей. Военные неудачи России, особенно в войнах с западными соседями во второй половине XVI — начале XVII в., во многом объяснялись тем, что русское войско было организовано, обучено, вооружено хуже, чем армии противника. Русская кавалерия состояла из полков дворянской конницы, вооруженных разномастным оружием, не прошедших систематическую военную подготовку, имевших самое смутное представление о воинской дисциплине. Поместья и вотчины считались жалованьем, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ государство платило служилым людям. Покупать лошадей, амуницию, оружие и т.д. они должны были из тех доходов, которые получали от своих поместий и вотчин. Средств этих часто не хватало, да и покидать родные усадьбы, хозяйство было делом нелегким. По этой причине типичным явлением были неявки на службу под самыми различными предлогами. В случае если военный поход затягивался или же военные действия приходились на время полевой страды, начиналось дезертирство. Что касается пехоты, то ее основу составляли стрелецкие полки. По обученности они не намного превосходили дворянскую конницу и были также тяжелы на подъем, поскольку в свободное от службы время стрельцы занимались и хлебопашеством, и ремеслом, и торговлей. Иными словами, жили они не за счёт службы, а за счёт своих хозяйств. Это была не регулярная армия или профессиональная наемная армия (как в ряде европейских стран), а постоянное войско, на содержание которого государство практически не затрачивало средств; служба в нем не была единственным занятием служилых людей, поскольку все они занимались еще и собственным хозяйством. Платой за дешевизну содержания такого войска была его низкая боеспособность. Уже в 30-е гᴦ. русское правительство начало формировать регулярные части, которые организовывались по западноевропейскому образцу. Были образованы первые солдатские полки. Предполагалось содержать их исключительно за казенный счёт с тем, чтобы все время солдаты посвящали службе и военной подготовке. При этом из этого ничего не вышло. Хронические финансовые трудности не позволили перейти к этой новой системе. Хотя были закуплены за границей оружие и амуниция, хотя были приняты на службу десятки офицеров-иностранцев, в конце концов в качестве жалованья солдатам и офицерам стали раздавать земли в поместья. Это и понятно: денег в казне всегда не хватало, а земли в России XVII в. было более, чем достаточно. В последующие два десятилетия создание полков нового строя — солдатских, драгунских, рейтарских — приняло массовый характер, особенно на юге страны. Эти мероприятия укрепили русское войско, поскольку и вооружением, и организацией, и обученностью, и командирами-иностранцами полки нового строя превосходили дворянскую конницу и стрельцов. Но достичь принципиально нового качественного уровня вооруженных сил все-таки не удалось: новые полки стали пусть лучшей, но все же частью старого постоянного войска. Создание регулярной армии в XVII в. не состоялось; эту задачу предстояло решить в эпоху Петра Великого. 7. Реформы Петра I. 1) В результате социальных реформ Петра I сильно изменилось положение трёх главных русских сословий – дворян, крестьян и городских жителей. Служилое сословие,дворяне, после реформ Петра I стали исполнять воинскую повинность не с набираемыми ими самими местными ополчениями, а в регулярных полках. Службу дворяне теперь (в теории) начинали с тех же нижних чинов, что и простонародье. Выходцы из недворянских сословий наравне с дворянами могли дослуживаться до самых высоких званий. Порядок прохождения служебных степеней определялся со времён реформ Петра I уже не родовитостью и не обычаями вроде местничества, а изданной в 1722 «Табелью о рангах». Она установила 14 чинов армейской и штатской службы. Для подготовки к службе Петр I ещё и обязал дворян проходить первоначальное обучение грамоте, цифири и геометрии. Дворянин, не выдержавший установленного экзамена, лишался права жениться и получать офицерский чин. Надо отметить, что помещичье сословие и после реформ Петра I всё же имело довольно важные служебные преимущество перед людьми незнатными. Поступавшие на военную службу дворяне, как правило, причислялись не к обычным армейским полкам, а к привилегированным гвардейским – Преображенскому и Семеновскому, квартировавшим в Петербурге. Главнейшая перемена в социальном положении крестьян была связана с податной реформой Петра I. Она была проведена в 1718 г. и заменила прежний подворный (с каждого крестьянского двора) способ налогообложения подушным (с души). По результатам переписи 1718 вводилась подушная подать. Эта чисто финансовая, на первый взгляд, реформа имела, однако, и важное социальное содержание. Новую подушную подать было велено одинаково взимать не только с крестьян, но и с прежде не плативших государственных налогов частновладельческих холопов. Это предписание Петра I сблизило социальное положение крестьянства с бесправным холопским. Оно предопределило эволюцию взгляда на крепостных к концу XVIII века не как на государевых тяглых людей (которыми они считались раньше), а как на полных господских рабов. Города: реформы Петра I имели целью устроить городское управление по европейским образцам. В 1699 Петр I предоставил русским городам право самоуправления в лице выборных бурмистров, которые должны были составлять ратушу. Горожане теперь разделялись на «регулярных» и «нерегулярных», а также на гильдии и цехи по роду занятий. К концу правления Петра I ратуши были преобразованы в магистраты, которые имели больше прав, нежели ратуши, но избирались менее демократичным способом – лишь из «первостатейных» граждан. Во главе всех магистратов стоял (с 1720) столичный Главный магистрат, считавшийся особой коллегией. 2) Уже при Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче в российской армии появилось немало регулярных полков нового строя. Но тогда большая часть их состава набиралась время от времени, на срок боевых действий и распускалась после их окончания. До военной реформы Петра I солдаты таких полков совмещали службу с торговлей, ремеслом и другими подобными занятиями. Жили они, как правило, с семьями. В результате военной реформы Петра I роль регулярных полков ещё возросла. Дворянские ополчения исчезли окончательно. Армии стали постоянными и не распускались после военных кампаний. Нижние их чины теперь не вербовались время от времени из наёмныхдобровольцев, а пополнялись планомерно набираемыми в определённые сроки рекрутами из податных сословий. Солдаты войск Петра I полностью отрывались от семей и всяких иных занятий, кроме военного. Казачество до Петра I было «вольным союзником» Московского государства, служившим по временным договорам, но после усмирения Булавинского бунта и на него была наложена обязанность поставлять чётко установленное количество войск. Петром I был создан большой флот: 48 кораблей и до 800 галер с 28 тысячами экипажа. В регулярных полках к концу царствования Петра числилось по итогам военной реформы до 212 тысяч солдат. 3) Боярская дума при Петре I окончательно потеряла значение органа влиятельной высшей аристократии. Петр решал все дела с узким кругом приближённых – в большинстве незнатных выходцев и даже иностранцев. Рухнула и система прежних многочисленных, малоупорядоченных приказов. Перестало существовать губное самоуправление городов и волостей. Одной из важнейших административных реформ Петра I было учреждение в 1711 нового высшего государственного органа – Правительствующего Сената. Члены Сената назначались государём, а не получали право заседать там благодаря родовитости своих фамилий. Сенат поначалу считался чисто распорядительным учреждением, без законодательной функции. Назначаемый царём же генерал-прокурор вёл надзор за его работой. Множество прокуроров и фискалов при Петре I ревизовало административные органы на всех уровнях. Бывшие московские приказы реформой 1718 г. были заменены 12-ю коллегиями по шведскому образцу. Каждая из них ведала свой круг дел: военная, морская, иностранных дел, доходов, расходов, финансового контроля, торговли, добывающей промышленности, обрабатывающей промышленности, юстиции плюс городская коллегия (Главный Магистрат) и церковная (Святейший Синод). Отличие созданных реформой Петра I коллегий от позднейших министерств состояло в том, что в первых практиковалось коллегиальное обсуждение дел их членами, а не единоличное руководство министром. Ещё одна административная реформа Петра I разделила Россию на губернии (вначале восемь), которые в свою очередь дробились на провинции, а те – на уезды. Губернии возглавляли губернаторы, провинции и уезды – воеводы (или коменданты). При воеводах во времена Петра I состояли выборные органы от дворян – ландраты и земские комиссары. Важной государственной реформой стал и закон Петра I о престолонаследии (1722). Им была отменена привычная очерёдность замещения трона внутри династии. Действующий государь отныне мог сам избрать себе преемником кого угодно. 4) Во время Северной войны Петром I постоянно поднимались косвенные налоги, вводилось множество новых (на бороды, бани, дубовые гробы, гербовую бумагу и т. п.), чеканилась «облегчённая» монета. В результате всех этих мер доходы казны значительно выросли. Была введена и особая финансовая должность прибыльщиков, которые указывали Петру I на новые возможные источники обложения. В конце царствования Петра I была кардинально преобразована и система прямых налогов: прежнюю подворную подать заменили подушной. Эта финансовая реформа имела и широкие социальные последствия. 5) Подобно большинству европейских деятелей второй половины XVII – начала XVIII века Петр I следовал в экономической политике принципам меркантилизма. Применяя их к жизни, он всячески старался развивать промышленность, строил заводы на государственные средства, путём широких льгот поощрял такое строительство частными предпринимателями, приписывал к фабрикам и мануфактурам крепостных крестьян. К концу царствования Петра I в России было уже 233 завода. Во внешней торговле меркантилистская политика Петра I привела к строгому протекционизму (вводились высокие пошлины на ввозные изделия, чтобы помешать им конкурировать с российскими продуктами). Широко применялось государственное регулирование экономики. Петр I способствовал прокладке каналов, дорог и других путей сообщения, разведке полезных ископаемых. Мощный толчок российской экономике дала разработка минеральных богатств Урала. 6) В результате церковной реформы Петра I русская церковь, прежде довольно самостоятельная, стала в полную зависимость от государства. После смерти патриарха Адриана (1700) царь предписал не избирать нового патриарха, и российское духовенство потом не имело его до собора 1917. Вместо этого царём был назначен «местоблюститель патриаршего престола» – украинец Стефан Яворский. Такое «неопределённое» положение дел сохранялось, пока в 1721 не была проведена окончательная реформа церковного управления, разработанная при деятельном участии Феофана Прокоповича. По этой церковной реформе Петра I патриаршество было окончательно упразднено и заменено «духовной коллегией» – Святейшим Синодом. Её членов не избирало духовенство, а назначал царь – церковь теперь уже и законодательно стала в полную зависимость от светской власти. В 1701 земельные владения церкви были переданы в управление светского Монастырского приказа. После синодальной реформы 1721 их формально возвратили клиру, но так как последний теперь всецело подчинился государству, этот возврат не имел большого значения. Под строгий государственный контроль Петр I поставил и монастыри. 7) Сразу по возвращении из заграничного путешествия (1698) Петр I стал резать бороды боярам и дворянам и вводить для них западную одежду, чтобы придать высшему сословию России европейский облик. Петр I стремился распространить в России полезные познания – преимущественно технические и практические, а не гуманитарные. Его культурные реформы выразились в основании ряда школ для преподавания иностранных языков, математики, морского и инженерного дела. На русский язык переводилась западная научная литература. Старое усложнённое церковнославянское письмо было заменено (1708) более простой «гражданской азбукой». При Петре I стала издаваться первая общедоступная русская газета – «Московские ведомости» (с 1703). В конце своего правления Петр I сделал попытку (1724) учредить в России Академию наук, которая, однако, вскоре закрылась. Петр I внедрял в России и бытовые европейские обычаи. В среде дворян распространились «ассамблеи» (светские приёмы) чисто светского характера. Проводились шумные публичные празднества на западный манер. Пропагандировалось более свободное, чем в Московской Руси, положение женщины. 8. Внешняя политика Петра I. Внешняя политика Петра I, как и вся его деятельность, была подчинена достижению главной цели – превратить Россию в могущественную мировую державу. Для этого необходимо было получить выход к морским торговым путям. Будучи отрезанной от морей, Россия не могла развивать экономические отношения со странами Европы и оказывать серьезного влияния на мировую политику. У России в конце XVII века был только один морской порт – Архангельск на Белом море. Но в силу своей удалённости, он не мог решить стоящих перед страной задач. На Балтийском море господствовала Шведская империя, пребывавшая на пике своего могущества. Швеция, добившись положения сильнейшей страны Северной Европы, была не намерена терпеть прихода в свои владения давнего противника - России. Черное море тоже было недоступно – оно находилось под полным контролем могущественной Османской империи. Тихоокеанское побережье, в силу своей не освоенности и удаленности, даже не рассматривалось Петром I как фактор внешней политики. В этой ситуации ничего не оставалось, как силой прокладывать выход к морю. И первая проба сил молодого Петра I состоялась на южном направлении, в войне с Османской империей. |