Главная страница
Навигация по странице:

  • Марфино

  • записка спи. 1 Зарубежный парк 1 Характеристика эпохи создания парка


    Скачать 245 Kb.
    Название1 Зарубежный парк 1 Характеристика эпохи создания парка
    Дата10.11.2018
    Размер245 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлазаписка спи.doc
    ТипДокументы
    #56033
    страница2 из 2
    1   2

    2.2 Усадьба Марфино


    Первые упоминания об усадьбе относятся к далекому XV в., когда холмистая местность на высоком берегу небольшой речки Уча была пожалована за службу одному из представителей рода Шибриных по прозвищу Щибра. По его имени и стало прежде безымянное селение именоваться Шибрино, или Щибрино. Никаких документальных свидетельств о строениях той поры не сохранилось. Известно только, что в те времена в Московском княжестве преобладали поселения в один-три двора, реже до десяти. Вероятно, таким было и Щибрино. Однако в том же XV веке мы встречаем и другое название – Марфино. По всей видимости, по имени евангельской Марфы, сестры Марии. Известно, что Шибрины были близки к церковным кругам. Есть также сведения, что еще до Щибриных в XIV веке эти места принадлежали тысяцкому Протасию Федоровичу Вельяминову.

    В следующем, XVI столетии, Марфино перешло во владения Фомы Бутурлина, а от него – к боярину Василию Петровичу Головину, воеводе при Иване Грозном. При нем была построена первая деревянная церковь Николая Чудотворца с пределом Благовещения Пресвятой Богородицы.

    В 1585 году селение снова сменило хозяина и принадлежало дьяку, дипломату и государственному деятелю Василию Яковлевичу Щелкалову – одному из тех, кто «кричал» на царство Бориса Годунова. Но в 1601 году он попал в опалу, отошел от государственной деятельности и в 1610 году скончался. К тому времени Марфино насчитывало уже двенадцать крестьянских домов и сорок одного жителя. Однако «церковь стояла без пения».

    Через 14 лет после смерти Щелкалина Марфино вновь оказывается во владениях Головиных – вдова Василия Яковлевича продала усадьбу московскому боярину Семену Васильевичу Головину. После его смерти усадьбу в качестве приданного унаследовала его дочь, Пелагея Семеновна, вышедшая замуж за А.Т.Измайлова. Но в 1650 году Марфино вновь продается – на сей раз думному дьяку, начальнику Разрядного приказа Семену Ивановичу Заборовскому, ставшему в 1681 году боярином. Заборовский был один из тех, кто способствовал воссоединению России и Украины; через его руки проходили документы о финансовой и военной помощи Богдану Хмельницкому. Кроме того, он был поставщиком продовольствия для царского двора. Владелец большого числа имений, он рассматривал Марфино исключительно как хозяйственную усадьбу. Было начато широкое строительство. Так, была возведена деревянная церковь во имя Рождества Богородицы, создана плотина, запрудившая Учу, в результате чего появились три пруда. Построили боярский двор, двор приказчика, скотный двор. В самой деревне насчитывалось девять домов с 53 жителями.

    Однако в том же 1681 году Заборовский умер, и до 1698 года о владельцах усадьбы сохранились противоречивые сведения. Ряд историков полагают, что Марфино было отписано во дворцовое ведомство и в 1698 году было пожаловано Петром Первым его воспитателю, сподвижнику Борису Алексеевичу Голицыну (1654-1714) за помощь в борьбе с царевной Софьей и подавление стрелецкого бунта. По другим же сведениям, после смерти Заборовского усадьба перешла по наследству к его двоюродному брату Сергею Матвеевичу и племянникам Еремею и Ивану Васильевым, которые, в свою очередь, продали имение Голицыну.

    Как бы то ни было, но Голицын начал широкое строительство в усадьбе – были возведены новые хоромы, разбит парк в французском стиле. В 1701 году начинается сооружение летней каменной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, сохранившейся до наших дней. По церкви, село и усадьба переименовываются в Богородское.

    Освящена церковь была 5 (19) сентября 1707 года. Выполненная в стиле барокко, с элементами московского барокко, она стоит на высоком холме и видна издалека. Тульские мастера выковали ажурный позолоченный крест, московские кремлевские камнерезы из белого камня вручную вырезали замысловатые пилястры, капители, карнизы, наличники, гирлянды с уникальными неповторяющимися орнаментами. Строилась она по проекту крепостного архитектора Владимира Ивановича Белозерова, которого Голицын отправил во Францию учиться архитектурному делу.

    С именем Белозерова связана страшная история, которая, впрочем, не имеет документального подтверждения. Когда церковь была уже почти готова, архитектору приснился страшный сон, будто бы храм рухнул. Проснувшись, мастер тут же отправился к княгине Марии Федоровне Голицыной (сам князь был в то время в отъезде), рассказал ей сон и просил позволения в уже реализованный проект внести изменения – достроить внутри четыре поддерживающих столба – пилона. Мария Федоровна дала свое согласие. Однако когда вернулся князь, он остался недоволен нововведениями и приказал сечь Белозерова «за непослушание» — пилоны значительно уменьшили внутреннее пространство. Мастера поволокли на конюшню, но под первыми ударами хлыста тот скончался – его сердце не выдержало позора. Шел ему 59-й год.

    Белозерова похоронили на Марфинском кладбище, недалеко от его творения. Последующие владельцы усадьбы, Салтыковы, установили могильный камень в виде саркофага, на котором славянской вязью выбили надпись, где указан год смерти мастера – 1708. Так что, может легенда – это только легенда? Хотелось бы в это верить.

    Что касается самой церкви, то она оставалась действующей вплоть до 1937 года. Последним священником в ней был о. Павел Васильевич Восторгов, который скончался в 1937 году от инфаркта. Прихожане тайно захоронили его на Марфинском кладбище, его могила неизвестна.

    С именем Голицыных иногда связывают и название усадьбы. По одной версии, так оно названо в честь княгини, по другой – в честь любимой дочери князя, утонувшей с двумя дочерями в Волге близ Астрахани. В 1714 году князь Борис Алексеевич Голицын умер, и Марфино по наследству перешло к Сергею Борисовичу Голицыну, единственному из четырех сыновей, пережившему отца. Однако в 1728 году он был вынужден продать имение «для своих нужд и расплаты долгов» — за 3350 рублей. Так, начинается новая, почти вековая страница в истории усадьбы, когда она оказалась во владении Салтыковых. Сначала ее приобрел Владимир Семенович Салтыков, но в следующем, 1729 году, он ее продал своему брату, Петру Семеновичу Салтыкову (1698-1772), будущему фельдмаршалу, уже за 7000 рублей. После смерти последнего Марфино унаследовал Иван Петрович Салтыков (1730-1805).

    При Салтыковых, в конце XVIII века начинается «золотой век» в истории усадьбы, когда Марфино фактически превратился в парадную резиденцию. В 1770-1780 года был создан великолепный дворцово-парковый ансамбль. Обветшавшие голицынские постройки были разобраны, началось строительство нового двухэтажного дворца с флигелями, соединенных с домом колоннадой. И хотя имя архитектора неизвестно, некоторые считают автором М.Ф.Казакова (1738-1812). Умело обыграв ландшафт, он возвел дворец на высоком береге пруда, словно на величественном постаменте. В парадных комнатах была размещена коллекция живописи – полотна П.Ротари (1707-1762), А.Рослина (1718-1793), Ж.Греза (1725-1805). На втором этаже в «оружейной» была собрана коллекция старинного оружия и доспехов, костюмов и одежды. В 1777 году было завершено строительство выполненной в классическом стиле зимней церкви Петра и Павла, которая также сохранилась до наших дней.

    На небольшой площади в 13 га был разбит парк в регулярном стиле, за ним ухаживал садовник, специально выписанный из Дании. Были построены различные увеселительные места, павильоны, террасы, беседки. Целый штат профессиональных садовников создавал «зеленую архитектуру». Растения подстригались в форме шаров, пирамид, шпалер. От парка создавалось впечатление как от парадного зала, а казавшиеся бесконечными прямые парковые аллеи были своего рода зелеными анфиладами. У границ парка были высажены ивы, образующие зеленую стену.

    Был перестроен зверинец, в котором обитали олени, зайцы, павлины, лебеди. Также была выстроена и оранжерея, в которой выращивали абрикосы, персики, апельсины, лимоны, виноград, финики, лавр и даже ананасы. Причем, подмосковные оранжерейные ананасы ценились дороже, чем привозные цейлонские: московские шли за 19 рублей за пуд, а цейлонские – за 17. Через запруженную Учу в 1770 году был возведен мост. Марфинские крепостные вручную расширили и расчистили старые пруды. У деревни Лысково лежит Верхний пруд, напротив усадьбы – Нижний, а на рукаве – Боковой. Деревянная плотина была призвана поддерживать необходимый уровень воды. Лишняя вода сбрасывалась через затворы в русло ниже по реке. Плотину неоднократно смывало, и только в 1950-х годах была, наконец, построена железобетонная. Сохранились также четыре насыпных острова, которые носили такие романтические названия, как «Остров ожидания», «Остров встречи», «Остров любви» и «Остров расставания».

    В 1780 году в парке, на высоком берегу над прудом был построен двухъярусный павильон «Миловида», откуда открываются красивые виды на усадьбу. Гармоничные формы, сочетание массивного основания и легкого верха позволяют считать его автором знаменитого архитектора, «русского Леонардо», как его называли современники, Николая Александровича Львова.

    Вероятно, конный двор и каретный сарай также были выстроены по его проекту. Тогда же в парке был выстроен и «Музыкальный павильон» — полуротонда.

    Также на территории усадьбы были построены два дома для псарей – «псарни», больше похожие на античные храмы: граф боготворил охоту. О марфинских псовых охотах ходили легенды; 60 псарей обслуживали до тысячи собак. Некогда между корпусами псарен возвышалась башня, служившая своеобразным музеем охотничьих трофеев и арсеналом военного и охотничьего снаряжения.

    Усадьба постепенно становилась сосредоточием духовной и культурной жизни российского дворянского общества. Проводились различные органные концерты, литературные вечера, выступали приезжавшие на гастроли в Москву известные европейские артисты и музыканты. Устраивались любительские театральные представления. Известно, что в них принимали участие поэт Василий Львович Пушкин (1766-1830, дядя А.С.Пушкина), историк, писатель Николай Михайлович Карамзин (1766-1826), написавший водевиль «Только для Марфино», поэт и баснописец И.И.Дмитриев (1760-1837).

    Театров было два. Первый, деревянный, располагался в парке. Второй, «воздушный» — в двух верстах от барского дома, на лесной поляне. Она получила название Дарьина роща, в честь супруги И.П.Салтыкова – Дарьи Петровны.

    На марфинские празднества нередко собиралось до 300 и более гостей. Оркестр из 120 крепостных музыкантов, хор из 80 человек услаждали слух. Присутствующие с удовольствием гуляли по тенистым аллеям, катались на лодках, каруселях. Часто в дни празднеств приглашались крестьяне из окрестных сел, которые радовали гостей песнями, плясками, играми. Из двенадцати пушек давался салют.

    После смерти И.П.Салтыкова, случившейся в 1805 году, за ним остался огромный долг – 2 миллиона 800 тысяч рублей. Усадьба стала постепенно увядать.

    Отечественная война 1812 года нанесла Марфино огромный ущерб. Здесь расположились наполеоновские солдаты, которые вывезли с собой культурные ценности, а остальное сожгли. На старом марфинском кладбище сохранились могилы французов. Уцелели только церкви, псарни и две беседки. В войну с Наполеоном отличился П.И.Салтыков, который на собственные средства сформировал отдельный Московский гусарский полк и, возглавив его, храбро сражался с французами. Он был тяжело ранен и в 1813 году скончался.

    Марфино, опустошенное и разоренное войной, перешло к его сестре – Анне Ивановне Орловой, которая с мужем жила в основном за границей. Денег на восстановление усадьбы не было, поэтому она была вынуждена в 1822 году продать имение своему свекру, Владимиру Григорьевичу Орлову (1743-1831), младшему из пяти знаменитых братьев Орловых. Владимир Григорьевич вошел в историю как директор Академии наук, литератор, автор книг по истории, музыке, политике, коллекционер произведений искусства и редкостей.

    Орлов начал восстановительные работы. Для их проведения были выстроены столярная мастерская, небольшой кирпичный завод, кузница. В работах принимали участие крепостные мастера: архитектор Федор Тугаров, выстроивший фактически заново дворец, каменщик князей Вяземских – Кирилл Никитин, парк возрождал садовник Ф.И.Матков. Однако оброк с крестьян вырос в 4 раза: с 12 рублей 50 копеек до 50 рублей. Все постройки были выдержаны в стиле ампир. Был возведен дворец с двумя – «кухарным» и «гостевым» флигелями, отремонтирован каменный мост через пруд, вокруг зимней Петропавловской церкви соорудили ограду, были заново разбиты газоны и др.

    Однако в 1831 году, когда строительство дворца было близко к завершению, граф Орлов умер. Марфино перешло по наследству к его дочери, Софье Владимировне Паниной. Муж Софьи Владимировны – Виктор Никитич Панин (1801-1874), был видным государственным деятелем, занимал ряд высоких должностей, пост министра юстиции, обер-прокурора, глава Комиссии по крестьянскому вопросу.

    В 1834 году С.В.Панина въехала в недостроенный дом. К тому времени в селе насчитывалось 57 крестьянских дворов и 120 человек. Сами Панины были одними из богатейших людей России того времени, имели более 20 тысяч крепостных и могли привлечь значительные средства на восстановление усадьбы. Началась капитальная перестройка усадьбы, основные работы были выполнены в 1837-1839 годах.

    Большинство построек были реконструированы в модном тогда стиле «тюдор» — неоготики николаевского времени. Работы возглавил ученик Д.Жилярди, академик Михаил Доримедонтович Быковский (1801-1885). Он оформил дворцово-парковый ансамбль в виде средневекового замка. Ранее построенные сооружения – церкви, беседки, псарни, конюшни – органично влились в новый облик усадьбы. Въезд в усадьбу был оформлен массивными въездными арочными воротами с круглыми башнями-караульнями по сторонам.

    На нижней площадке был установлен чугунный фонтан в виде широкой чаши-раковины, которую поддерживали пухленькие дети и дельфины. Его автором, предположительно, является русский скульптор итальянского происхождения Иван Петрович Витали (1794-1855).

    В созданном Быковским дворце насчитывалось 24 комнаты. Там находилось большое собрание живописи, в том числе портреты всех представителей рода Паниных. Портреты висели в залах нижнего этажа, двух гостиных, двух библиотеках, в столовой и жилых комнатах. Также в доме была собрана богатейшая библиотека, содержащая тысячи томов. По замыслу Быковского, посетитель входил в усадьбу с южной стороны, огибал озеро и созерцал все значимые сооружения в различных ракурсах, живописные пейзажи по очереди сменяли друг друга.

    Впоследствии сын Быковского вспоминал: «Помню, как я был поражен, когда из-за березовой рощи вдруг открылся вид на пруд, мост с колоннадой, ворота и дом со спускающимися от него к пруду каменными террасами и лестницею с фонтаном и пристанью с грифонами по сторонам ее. Все в бледно-розовых тонах, освещенное ярким солнечным светом, выделялось на фоне зелени и, только что выстроенное, содержалось превосходно. Все террасы были обрамлены гирляндами цветов. Это была какая-то сказочная картина, и впечатление от нее было настолько сильно, что сохранилось на всю жизнь … и не изгладилось по сие время».

    В январе 1844 года Софья Владимировна скончалась, и Марфино перешло к ее сыну, Виктору Никитичу, однако работы продолжались еще два года. Находясь по долгу службы в Петербурге, он редко появлялся в имении, однако заботился о том, чтобы там все сохранялось так, как было «при маменьке». После смерти Виктора Никитича в 1873 году усадьбой владела его вдова, Наталья Павловна. Несмотря на ее усилия, усадьба начала приходить в упадок. В 1900 году Марфино перешло к ее внучке, Софье Владимировне Паниной (1871-1957), которая по мере сил пыталась восстановить усадьбу. Софья Владимировна была необыкновенной женщиной. Она прославилась своей широкой благотворительностью, на собственные средства основала в столице школу для рабочих, за что получила прозвище «красная графиня». Однако после революции она была вынуждена покинуть Россию.

    Декретом Советского правительства от 15 апреля 1918 года усадьбы была национализирована. После национализации некоторое время Марфино использовалось как место практики для студентов Московской Петровской академии (ныне – Сельскохозяйственная академия им. Тимирязева), а в 1919-1923 годах здесь располагалась детская колония для беспризорников, руководила которой Луначарская. Все вещи, представляющие художественную ценность, были вывезены в Исторический музей, Музейный фонд и другие учреждения. Библиотека, насчитывающая к тому времени 15 тысяч томов, была перемещена в Московский государственный книжный фонд и затем распределена между рядом музеев и библиотек.

    В 1933 году в усадьбе расположился Марфинский Центральный Военный Клинический Санаторий. Во время Великой отечественной войны территорию санатория занимал штаб 64-й отдельной морской стрелковой бригады тихоокеанского флота. Только после войны, в 1950-х годах под руководством М.В.Дьяконова была произведена реставрация усадьбы.

    Романтический облик усадьбы неоднократно привлекал к себе внимание кинематографистов. Здесь проходили съемки эпизодов таких фильмов, как «Дворянское гнездо», «Стакан воды», «Женщина, которая поет», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Вас приглашает оперетта», «Мастер и Маргарита», «Крестоносец», «Яды, или всемирная история отравлений» и др. В массовке часто играли местные жители.



    Рисунок2 – Схематический план центральной части усадьбы Марфино
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Парки являются прекрасным отображение совместной работы человека и природы. Они своим изяществом, красотой, разносторонностью показывают, как многогранен мир природы и как интересно мышление человека.

    Многообразие эпох и стилей показывает полноту и разносторонность тех или иных народов. Многое из того что сохранилось до наших времен претерпело изменения но несмотря на это мы можем ощутить величественность того времени в которое создавались такие шедевры.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


    1. Гостев В.Ф.    Проектирование садов и парков: учебник / В. Ф. Гостев, Н. Н. Юскевич. - 2-е изд., стер. - СПб. : Лань, 2012. - 340 с.

    2. Дормидонтова, В.В.    История садово-парковых стилей : учеб. пособие для вузов по специальностям "Архитектура", "Ландшафт. архитектура" и "Озеленение городов" / В. В. Дормидонтова. - М.: Архитектура-С, 2004. - 207 с.

    3. Курбатов, В.Я.   Всеобщая история ландшафтного искусства. Сады и парки мира. - М. : Эксмо, 2008. - 735 с.

    4. Палентреер С.Н.    Садово-парковое и ландшафтное искусство: избр. тр. / С. Н. Палентреер; МГУЛ. - 2-е изд., испр. - М., 2003. - 307 с.

    5. Сокольская, О.Б.   Садово-парковое искусство: формирование и развитие : учеб. пособие / О. Б. Сокольская. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Лань, 2013. - 551 с.

    1   2


    написать администратору сайта