конспект. 10. Концепция культуры Фридриха Ницше. Центральное понятие философии Ницше жизнь. Только жизнь есть единственная подлинная реальность
Скачать 24.9 Kb.
|
10. Концепция культуры Фридриха Ницше. Центральное понятие философии Ницше — «жизнь». Только жизнь есть единственная подлинная реальность. Все прочие феномены человеческой деятельности интересны постольку, поскольку они связаны с главной целью — сохранением жизни. Человек, по мысли Ницше, изначально антикультурен, он — природное существо, а культура создана для подавления и порабощения человека. Только благодаря культурным запретам, созданным обществом формируются рождаются иллюзорные мечты о гуманизме, свободе и справедливости. Разоблачая несостоятельность этих иллюзий, придуманных для никчемных людей, Ницше сознательно провозглашает свою новую философию сверхчеловека Для сверхчеловека нравственность представляется упадком, запретом на естественные поступки и желания, мораль — вмешательством разума, ограничивающего стихийные инстинкты, и из-за всего этого человек превращается в больное существо, отрицающее самого себя. 11.Никто, по мнению Дильтея, не уделял достаточного внимания исторической обусловленности темы. Радикально исторический подход сочетался у него с поиском системы. Он считал, что человек познает самого себя только в контексте истории. Прежде всего, Дильтей распространил влияние герменевтики на право, общественные науки и все виды человеческой деятельности, выходящие за пределы языка. Если герменевтика применима к языку, значит, ее принципы применимы и ко всему человеческому обществу и отдельным его институтам. Дильтей утверждал, что как сама интерпретация, так и ее объекты полностью обусловлены их местом в истории, или историчностью. Наконец, он использует понятие «жизнь» в качестве связующего звена между объектом интерпретации и толкователем. 11.2 Симптомы этого кризиса немецкий мыслитель видит в том, что постепенно цели вытесняются средствами, что личные ценности ищут в той сфере, где их вообще не бывает: успехи в технике прямо оцениваются как успехи в области культуры; что жажда денег значительно превосходит жажду вещей, способом приобретения которых они являются; что в области духа методы часто рассматриваются как нечто священное и считаются более важными, чем содержание и их результаты. Современную ему ситуацию он рассматривает как эпоху, в которой распад и отклонение культурного существования достигло известного максимума. Именно поэтому данную ситуацию немецкий мыслитель характеризует как кризисную. В этой связи становится понятным его суждение о том, что "культура - это постоянно сдерживаемый кризис". 12.В концепции Шпенглера мировая история – особенная временная реальность, в которой независимо друг от друга возникают, живут и умирают отдельные культурные организмы. Каждая культура живёт своей особой жизнью, которая подобна жизни человека. Культура рождается, развивается, достигает зрелости, стареет и умирает. Причём культурные организмы замкнуты и взаимно непроницаемы. Продукты умершей культуры могут стать достоянием другой культуры, но они никак не могут повлиять на её содержание. Он лишь характеризует культуру как:1) некий организм – с целью показать её целостность;2) личность, чтобы указать на её индивидуальное своеобразие;3) художественное произведение – с целью выразить мысль о наличии в ней общей цели и общего стиля. Сама же сущность культуры – неразрешимая загадка. Цивилизация для Шпенглера – это умерщвление культурной жизни, процесс не просто умирания культуры, а этап её агонии, высыхания, выхолащивания, превращение культуры в мёртвое нагромождение сделанных человеческим трудом вещей. 13. Основу концепции Тойнби составляет принцип существования в мировой истории отдельных цивилизаций. Он не разделяет культуру и цивилизацию. Тойнби говорит лишь о семи доживших до нашего времени цивилизациях. Это западная; православная; индуистская; китайская; дальневосточная; иранская и арабская цивилизации. Цивилизации отличаются друг от друга не только своей обособленностью, но и способностью передать своё наследие последующим культурным образованиям. Согласно концепции перед любым социумом стоит ряд жизненных трудностей, совокупность которых составляет «Вызов». Если общество избегает вызова, то цивилизация не возникает. Если принимает «Вызов», то внутри этого общества возникает разделение на две неравные части: творческого меньшинства и большинства. Творческое меньшинство генерирует идеи по наиболее эффективной реакции на «Вызов» и предлагает их большинству, которое в свою очередь подражает меньшинству и принимает эти идеи. Возникает адекватный «Вызову» «Ответ» и зарождается цивилизация, проходит фазу «Возникновения» и вступает в период «Роста». Если Творческое меньшинство перестаёт генерировать идеи, «Жизненный порыв» иссякает и сменяется «Истощением жизненных сил». Это приводит к процессу «Упадка», а затем и «Разложения» цивилизации, а затем к последующей её гибели. 14. Социологические концепции культуры: М. Вебер, А. Вебер, А. Камю, П. Сорокин Идеальный тип культуры означает некоторую совокупность прежде всего разовых ее характеристик. Культура общества формируется в трех процессах исторического развития: социальном, цивилизационном и собственно культурологическом. Социальный процесс составляет развитие хозяйства, социальных отношений, политики и государства. Цивилизационное развитие образует наука и техника. Движение культуры происходит через развитие религии, философии и искусства. Основой всякой крупной культуры выступает тип социальной организации. 15. Базовым принципом культуры является ценность. Культура, по Сорокину, и есть ценностная система. Вне ценностей культура невозможна. Критерием для выявления типа культуры у Сорокина выступает господствующее мировоззрение. В соответствии с этим критерием им выделяются три основных типа культуры. 1) идеациональный - основан на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной ценности и реальности. 2) идеалистическая культура, ориентированная и на Бога, и на человека. 3) Чувственный тип культуры - характеризуется непосредственным чувственным восприятием действительности. Современную культуру он определяет как чувственную. Кризис культуры рассматривается как необходимый, но мучительный этап зарождения новой, совершенной, прогрессивной культуры. 16. В основе воззрений Фрейда на культуру лежит его убежденность в противоречии между природным началом, бессознательным и нормами культуры, которая основана на отказе (добровольном или принудительном) от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет сублимированной энергии либидо, при этом организуя жесткий контроль, цензуру инстинктов. Культура создается, по его мнению, благодаря подавлению первичных биологических позывов и наложению запретов на разрушительные формы поведения. Происхождение и развитие культуры связано с религией и моралью, обусловлено появлением культа, краеугольными камнями которого является тотем и табу. Без общества индивид немыслим, он имеет инстинкты как культурный человек. 17. Главная идея – концепция коллективного бессознательного. В отличие от Фрейда, для Юнга «либидо»-понятие энергии вообще. Существует коллективное бессознательное, которое является отражением опыта прежних поколений, запечатлённого в структурах мозга и в основе которого лежат архетипы (изначальное представление о мире, лежащее в основах общечеловеческой психики и находящее своё выражение в мифах, верованиях и т.д.). Архетип Анима - связан с эмоциональным началом. Архетип тень – совокупность комплексов, страхов, агрессивных желаний. Архетип самость(самый важный) – центр всеобщей личности. Развитие западной культуры он отождествляет с экстравертным мышлением, традиционной, в том числе и стран Востока, – с интравертным. В культурах с интравертным мышлением особую ценность имеют сновидения. 18. Особенность данного подхода заключается в рассмотрении культуры как целостного образования или множества, состоящего из элементов и частей. Важнейшей задачей исследования является разложение целого (культуры) на составные части и выявление существующих между ними связей. При этом каждый элемент «множества» исследуется не в качестве случайного образования или пережитка, а как выполняющий определенную задачу или функцию в рамках единого целого. Сторонников этого направления, прежде всего, волнует, как действует культура «здесь и сейчас», какие задачи она решает и как она воспроизводится. В процессе культурологических исследований понятие «функция» получило два основных значения:1) указание на ту роль, которую определенный элемент культуры выполняет по отношению к целому;2) обозначение зависимости между частями и компонентами культуры. 19. (Символические теории культуры, Эрнст Кассирер)Истоки культуры не в инстинктах человека, не в социальной организации общества, не в глубинах божественного духа, а в способности человека творить искусственный мир, где реальность обозначается определенными символами. Человек может и должен познать эти символы, которые сам же и создает. Сущностью культуры является символическая деятельность. Человек вышел за рамки своей видовой программы, преодолел свою природную ограниченность, изменил способ своего существования. И при этом постепенно выработал определенную систему ориентиров, которые надстраивались над инстинктами, дополняя их. Так происходило приспособление человека к окружающей среде и одновременное постижение окружающего мира специфически человеческим способом — с помощью символов, которые стали звеном, соединяющим рецепторную и эффекторную системы. Сам символ понимается как особая форма культурного познания, определенный уровень обобщения человеческого опыта. 20. Структурализм в культурологии ( К. Леви – Стросс, М. Фуко) Структурализм, интеллектуальное движение, для которого характерно стремление к раскрытию моделей, лежащих в основе социальных и культурных явлений. Самыми главными для структурализма являются утверждения о том, что социальные и культурные явления не имеют субстанциальной природы, а определяются своей внутренней структурой (отношениями между их частями) и своими отношениями с другими явлениями в соответствующих социальных и культурных системах, и эти системы суть системы знаков, так что социальные и культурные явления – это не просто объекты и явления, но объекты и явления, наделенные значением. Структурализм пытается выявить систему неявных договоренностей (конвенций), влияющих на поведение людей, принадлежащих данной культуре 21. Игра - одно из ключевых понятий культурологии, обозначающее как особый адогматичный тип миропонимания, так и совокупность определенных форм человеческой деятельности. Игра имманентно присуща человеку, она использовалась в качестве метафоры человеческого существования, актуализировалась во все эпохи, начиная с античности вплоть до XX века.Основным исследователем игры считается Й. Хейзинга. В его труде "Homo ludens" большое место занимают масштабные гипотезы относительно возникновения и развития мировой культуры. В первую очередь это идея о роли игры как важнейшего культурообразующего фактора, а также выявление и изучение «извечных», возрождающихся в истории цивилизации, иллюзий и утопий человечества. Выступая в качестве культурно-исторической универсалии, игра заменяет собой все другие культурологические категории. Человеческая культура, по мнению Хейзинги, возникает в игре и развивается как игра. Гессе все внимание сосредоточил на решении трех задач:1. Глобальной критики нынешней буржуазной культуры (анализ отрицательных аспектов “феноменологии духа” ХХ века);2. Актуализации классического культурного наследия (положительная “феноменология духа”, которая органически связанна с общим критическим аспектом, включающая в себя всю европейскую культуру, а затем перерастающая в духовный синтез Востока и Запада);3. Постановки проблемы мировоззренческого обоснования культуры (культурного синтеза). 22.Этологические концепции(Конрад Лоренц (1903—1989), Николас Тинберген (1907—1988))этологические исследования культуры в основном посвящены анализу врожденных и культурных форм (ритуалов) поведения, поискам сходства в жизнедеятельности человека и животных, выявлению особенностей развития детей в разных культурах (скажем, в современном обществе и в дописьменных культурах). Также изучаются эмоционально-психологические состояния человека — агрессия, насилие, ненависть, тревожность, страх, любовь и привязанность. Можно сказать, что этологи ищут универсальные механизмы поведения человека, присущие всем культурам. 23. Концепция теологии культуры изложена П. Тиллихом в работе «Теология культуры» (1959), основной замысел которой состоит в том, чтобы «выявить религиозную составляющую во многих конкретных областях культурной деятельности человека» и понять, как христианство соотносится со светской культурой. В представлении мыслителя религия – это не особая функция человеческой души, не моральная, познавательная или эстетическая функция, а составляющая духовной жизни человека, «составляющая глубины всех ее функций». Религия – это характеристика глубины всех функций души и «аспект глубины в тотальности человеческого духа». Только она «указывает на предельное, бесконечное и безусловное в человеческой духовной жизни». Три типа культуры:1) автономная, в которой отсутствует способность трансцендировать запредельное;2)гетерономная, в которой ультимативная забота об Абсолютном оказывается демонической3) теономная, в которой культура обретает жизнь, содержание и объединяющую силу от церковно-релгиозной общины. Именно последний тип культуры открыт сакральному и пронизан предельным интересом к вопросу о смысле жизни. 24. Биосферные концепции культуры(Владимир Иванович Вернадский (1863—1945))Попытка объяснить возникновение и развитие культуры через естествознание. Сторонники этих концепций считают культуру закономерным этапом развития биосферы Земли и Вселенной в целом.В данной концепции этногенез — процесс природный, а культура есть результат органического взаимодействия природной среды, этноса и мутационных космических влияний, вызывающих состояние пассионарности. Энергия пассионарности кристаллизуется в культуре, специфичной у каждого этноса. В культуре отражается оригинальный тип мышления и особый стереотип поведения, свойственный этносу. Но при этом прослеживаются генетические связи с прежними культурами, народы-носители которых стали основой формирования нового этноса. Разнообразие культур на планете вызвано неравенством энергетических потенциалов тех или иных народов, разнообразием же можно объяснить и специфику взаимодействия разных культур, которое зависит от частоты колебаний энергетических полей, образующихся вокруг этносов. |