Главная страница
Навигация по странице:

  • 9. Научная теория: структура, формы, функции.

  • 8. Методы теоретического исследования (познания).

  • 7. Методы эмпирического исследования (познания).

  • 6. Философские основания науки.

  • 5. Теоретический уровень научного знания.

  • 4. Эмпирический уровень научного знания.

  • 3. Уровни научного знания.

  • 2. Постпозитивистские модели развития науки (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, М. Полани, Ст. Тулмин, П. Фейерабенд).

  • Ответы по Философии. 10. Проблема и гипотеза как ключевые моменты научного исследования


    Скачать 35.72 Kb.
    Название10. Проблема и гипотеза как ключевые моменты научного исследования
    АнкорОтветы по Философии
    Дата17.04.2023
    Размер35.72 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы по Философии.docx
    ТипДокументы
    #1068091

    10. Проблема и гипотеза как ключевые моменты научного исследования.

    Проблема – это вопрос, ответ на который нельзя получить на основании существующих знаний. Это знание о незнании. Это противоречие между старым и новым знанием: между новыми и старыми теоретическими представлениями, новыми фактами и существующими теориями.

    Очень важно в процессе исследования точно сформулировать проблему. Эффективность этой процедуры, помимо личного опыта, зависит от уровня теоретической зрелости той или иной отрасли науки, состояния ее эмпирической и экспериментальной базы.

    Постановка проблемы:

    1. Попытка устранения возникших аномалий с помощью модификации существующих теорий – уточняются начальные и граничные условия, добавляются новые допущения с цель. объяснить возникшие аномалии уже существующим знанием.

    2. После этого осуществляется проверка на правильность самой формулировки проблемы: она не должна быть противоречивой, тавтологичной.

    3 Затем из проблемы выводятся логические следствия, допускающие эмпирическую интерпретацию.

    4. На четкость постановки проблемы влияет такое субъективное состояние как интерес к решаемой проблеме со стороны субъекта познания.

    Стадия решения проблемы начинается с понимания проблемы: отделения известного и неизвестного в проблеме, выделения таких элементов проблемы, которые являются непосредственным носителем аномалий, противоречий. Затем ставится задача ликвидации неизвестного в проблеме, с этой целью выдвигается гипотеза.
    Гипотеза – это предполагаемый ответ на поставленный вопрос, это вероятностное предположение о свойствах объективной реальности. Поэтому надо отличать гипотезу от догадки, допущения, домысла.

    В современной методологии термин «гипотеза» употребляется в двух основных значениях:

    а) форма теоретического знания, характеризующаяся проблематичностью и недостоверностью;

    б) метод развития научного знания. Как форма теоретического знания гипотеза должна отвечать некоторым общим условиям, которые необходимы для ее возникновения и обоснования и которые нужно соблюдать при построении любой научной гипотезы вне зависимости от отрасли научного знания. Такими непременными условиями являются следующие:

    1. Выделяемая гипотеза должна соответствовать установленным в науке законам. Например, ни одна гипотеза не может быть плодотворной, если она противоречит закону сохранения и превращения энергии. Гипотеза должна быть согласована с фактическим материалом, на базе которого и для объяснения, которого она выдвинута. Иначе говоря, она должна объяснить все имеющиеся достоверные факты. Но если какой-либо факт не объясняется данной гипотезой, последнюю не следует сразу отбрасывать, а нужно более внимательно изучить прежде всего сам факт, искать новые ‒ более лучшие и достоверные факты.

    2. Гипотеза не должна содержать в себе противоречий, которые запрещаются законами формальной логики. Но противоречия, являющиеся отражением объективна противоречий, не только допустимы, но и необходимы в гипотезе.

    3. Гипотеза должны быть простой, не содержать ничего лишнего, чисто субъективистского, никаких произвольных допущений, не вытекающих из необходимости познания объекта таким, каков он в действительности. Но это условие не отменяет активности субъекта в выдвижении гипотез.

    4. Гипотеза должна быть приложимой к более широкому классу исследуемых родственных объектов, а не только к тем, для объяснения которых она специально была выдвинута.

    5. Гипотеза должна допускать возможность ее подтверждения или опровержения; либо прямо ‒ непосредственное наблюдение тех явлений, существование которых предполагается данной гипотезой; либо косвенно ‒ путем выведения следствий из гипотезы и их последующей опытной проверки. Однако второй способ сам по себе не позволяет установить истинность гипотезы в целом, он только повышает ее вероятность. Развитие научной гипотезы может происходить в трех основных направлениях:

    ‒ во-первых, уточнение, конкретизация гипотезы в ее собственных рамках;

    ‒ во-вторых, самоотрицание гипотезы, выдвижение и обоснование новой гипотезы. В этом случае происходит не усовершенствование старой системы знаний, а ее качественное изменение;

    ‒ в-третьих, превращение гипотезы как системы вероятного знания ‒ подтвержденной опытом ‒ в достоверную систему знания, т. е. в научную теорию.

    К формулировке гипотезы также предъявляются определенные требования: гипотезы должны иметь минимум исходных посылок (при этом они должны быть глубокими и содержательными), максимум дедуктивных следствий.

    Сразу же после выдвижения гипотезы предпринимаются попытки ее доказательства или опровержения. Если гипотеза не опровергается данными наблюдений и экспериментов, то она нуждается в дальнейшей разработке и проверке.

    Гипотезы подразделяются на:

    ‒ эмпирические, получаемые с помощью обобщения фактов; аксиоматические (постулаты);

    ‒ эволюционные (не вносящих кардинальных положений в науку);

    ‒революционные (устанавливают новые фундаментальные положения).

    Научно обоснованная гипотеза должна отвечать ряду требований:

    ‒ она должна соответствовать фундаментальным исходным законам и принципам, которые уже доказаны;

    ‒ гипотеза должна быть доступна эмпирической проверке.

    После своего выдвижения гипотеза может быть:

    1)подтверждена и превращается в теорию;

    2) не подтверждена и остается в истории науки как псевдогипотеза.

    3) ни подтверждена, ни опровергнута, она есть большой вопросительный знак.

    После того как гипотезы выдвинуты, необходимо решить, какими методами осуществлять дальнейшее познание.
    9. Научная теория: структура, формы, функции.

    Теория — наиболее сложная и развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

    Методологически важную роль в формировании теории играет абстрактный, идеализированный объект («идеальный тип»), построение которого — необходимый этап создания любой теории, осуществляемый в специфических для разных областей знания формах. Этот объект выступает не только как мысленная модель определенного фрагмента реальности, но и содержит в себе конкретную программу исследования, которая реализуется в построении теории.

    Если на эмпирической стадии преобладает обобщение фактов и установление эмпирических законов, то теоретические законы формулируются не на основе изучения опытных данных, а путем определенных мыслительных действий с идеализированными объектами.

    К числу основных функций теории можно отнести следующие:

    Как считает К. Поппер, важную роль при выборе теорий играет степень их проверяемости: чем она выше, тем больше шансов выбрать хорошую и надежную теорию. Так называемый «критерий относительной приемлемости», согласно Попперу, отдает предпочтение той теории, которая:

    Иначе говоря, резюмирует Поппер, мы выбираем ту теорию, которая наилучшим образом выдерживает конкуренцию с другими теориями и в ходе естественного отбора оказывается наиболее пригодной к выживанию.

    Теория (независимо от своего типа) имеет следующие основные особенности:

    1) теория — это не отдельно взятые достоверные научные положения, а их совокупность, целостная органическая развивающаяся систем; 2)не всякая совокупность положений об изучаемом предмете является теорией;3)для теории обязательным является обоснование, доказательство входящих в нее положений: если нет обоснований, нет и теории;4)теоретическое знание должно стремиться к объяснению как можно более широкого круга явлений, к непрерывному углублению знаний о них; 5) характер теории определяет степень обоснованности ее определяющего начала, отражающего фундаментальную закономерность данного предмета; 6)структура научных теорий содержательно «определена системной организацией идеализированных (абстрактных) объектов (теоретических конструктов). 7)теория — это не только готовое, ставшее знание, но и процесс его получения, поэтому она не является «голым результатом», а должна рассматриваться вместе со своим возникновением и развитием.

    К числу основных функций теории можно отнести следующие:1) синтетическая функция — объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему;2)объяснительная функция — выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его существенных характеристик, законов его происхождения и развития, и т. п.;3)методологическая функция — на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности;4) предсказательная функция предвидения; 5)практическая функция 6) открытие законов

    Любая теория — это целостная развивающаяся система ис­тинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру: 1) исходные основания — фунда­ментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т. п.; 2) идеализированный объект — абстрактная модель су­щественных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолютно черное тело», «идеальный газ» и т. п.); 3) логика тео­рии — совокупность определенных правил и способов дока­зательства, нацеленных на прояснение структуры и изменение знания; 4) философские установки, социокультурные и ценно­стные факторы; 5) совокупность законов и утверждений, вы­веденных в качестве следствий из основоположений данной тео­рии в соответствии с конкретными принципами.

    Методологически важную роль в формировании теории играет идеализированный объект («идеальный тип»), построение которого — необходимый этап создания любой теории, осуществляемый в спе­цифических для разных областей знания формах. Могут быть вы­делены теории: описательные, математические, дедуктивные и индуктивные, фундаментальные и прикладные, формальные и со­держательные, «открытые» и «закрытые», объясняющие и описывающие (феноменологические), физические, химические, социо­логические, психологические и т. д.

    Исследуя вопрос о сущности и происхождении научных теорий, необходимо обратить внимание на их классификацию. Науковеды и методологи обычно выделяют три типа научных теорий.

    К первому типу теорий относятся описательные (эмпирические) теории – эволюционная теория Ч. Дарвина, физиологическая теория И. Павлова, различные психологические теории, традиционные лингвистические теории и тому подобное. На основании многочисленных опытных данных эти теории описывают определенную группу объектов и явлений, формулируют эмпирические обобщения, а затем и законы, которые становятся базой теории. Теории этого типа формулируются в обычных естественных языках с привлечением лишь специальной терминологии. В них обычно не формулируются явным образом правила используемой логики и не проверяется корректность проведенных доказательств. Описательные теории носят по преимуществу качественный характер.

    Второй тип научных теорий составляют математизированные научные теории, использующие аппарат и модели математики. В данных теориях конструируется математическая модель, представляющая собой особый идеальный объект, замещающий и представляющий некий объект реального мира. Примером являются логические теории, теории из области теоретической физики. Обычно эти теории основаны на аксиоматическом методе – наличии ряда базовых аксиом, из которых выводятся все остальные положения теории. Часто к исходным данным аксиомам, которые отвечают признакам очевидности и непротиворечивости, добавляется какая-то гипотеза, возведенная в ранг аксиомы. Такая теория должна быть обязательно проверена на практике.

    Третий тип – дедуктивные теоретические системы. К их построению привела задача обоснования математики. Первой дедуктивной теорией явились «Начала» Евклида, построенные с помощью аксиоматического метода. Исходные положения таких теорий формулируются в самом начале, а затем в теорию включаются лишь те утверждения, которые могут быть получены путем логического вывода из этой основы. Все логические средства, используемые в этих теориях, строго фиксируются, и доказательства теории строятся в соответствии с этими средствами. Для построения дедуктивных теорий обычно используются особые формализованные языки. Такие теории обладают большой степенью общности, поэтому возникает очень сложная проблема интерпретации этих теорий, превращение их формального языка в знание в собственном смысле слова.

    Многообразию форм идеализации и соответственно типов идеализированных объектов соответствует и многообразие видов (типов) теорий, которые могут быть классифицированы по разным основаниям (критериям). В зависимости от этого могут быть выделены теории: описательные, математические, дедуктивные и индуктивные, фундаментальные и прикладные, формальные и содержательные, «открытые» и «закрытые», объясняющие и описывающие (феноменологические), физические, химические, социологические, психологические и т. д.

    Для современной (постнеклассической) науки характерны усиливающаяся математизация ее теорий (особенно естественнонаучных) и возрастающий уровень их абстрактности и сложности.

    Общая структура теории специфически выражается в разных типах (видах) теорий.

    Так, математические теории характеризуются высокой степенью абстрактности. Они опираются на теорию множеств как на свой фундамент. Решающее значение во всех построениях математики имеет дедукция.

    Теории опытных (эмпирических) наук — физики, химии, биологии, социологии, истории — по глубине проникновения в сущность изучаемых явлений можно разделить на два больших класса: феноменологические и нефеноменологические.

    Феноменологические (их называют также описательными, эмпирическими) описывают наблюдаемые в опыте свойства и величины предметов и процессов, но не вникают глубоко в их внутренние механизмы.

    С развитием научного познания теории феноменологического типа уступают место нефеноменологическим (их называют также объясняющими). Они не только отображают связи между явлениями и их свойствами, но и раскрывают глубинный внутренний механизм изучаемых явлений и процессов, их необходимые взаимосвязи, существенные отношения, т.е. их законы.

    Одним из важных критериев, по которому можно классифицировать теории, является точность предсказаний. По этому критерию можно выделить два больших класса теорий.

    К первому из них относятся теории, в которых предсказание имеет достоверный характер.

    В теориях второго класса предсказание имеет вероятностный характер, который обусловливается совокупным действием большого числа случайных факторов. Такого рода стохастические (от греч. — догадка) теории встречаются не только в современной физике но и в большом количестве в биологии и социально-гуманитарных науках в силу специфики и сложности самого объекта их исследования

    А. Эйнштейн различал в физике два основных типа теорий — конструктивные и фундаментальные. Большинство физических теорий, по его мнению, является конструктивными, т.е. их задачей является построение картины сложных явлений на основе некоторых относительно простых предположений. Исходным пунктом и основой фундаментальных теорий являются не гипотетические положения, а эмпирически найденные общие свойства явлений, принципы, из которых следуют математически сформулированные критерии, имеющие всеобщую применимость.

    Теория строится с целью объяснения объективной реальности. Главная задача теории - описание, систематизация и объяснение всех имеющихся эмпирических данных. Однако теория не описывает непосредственно окружающую действительность. При формулировании теории исследователи оперируют идеальными объектами, которые в отличие от реальных, характеризуются не бесконечным, а ограниченным количеством свойств.
    8. Методы теоретического исследования (познания).

    Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном этапе происходит выявление наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, где результатом теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы. Однако эмпирические и теоретические уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень служит основой, фундаментом теоретического.

    На теоретическом уровне познания используются иные средства и методы. К методам теоретического исследования относятся: идеализация, формализация, метод восхождения от абстрактного к конкретному, аксиоматический, мысленный эксперимент.

    Идеализация – мысленное конструирование объектов, которые не существуют в действительности. К таким идеальным объектам относятся, например, абсолютно черное тело, материальная точка, точечный электрический заряд и т.д. Процесс конструирования идеального объекта обязательно предполагает абстрагирующую деятельность сознания. Так, говоря об абсолютно черном теле, мы абстрагируемся от того факта, что все реальные тела обладают способностью отражать падающий на них свет. Для формирования идеальных объектов большое значение имеют и другие мыслительные операции. Так как при создании идеальных объектов исследователь должен достигнуть следующих целей:

    – лишить реальные объекты некоторых присущих им свойств;

    – мысленно наделить эти объекты определенными нереальными свойствами. Для чего необходим мысленный переход к предельному случаю в развитии какого-либо свойства и отбрасывание некоторых реальных свойств объектов.

    Формализация – метод изучения самых разнообразных объектов путем отображения их содержания и структуры в знаковой форме и исследование логической структуры теории. Достоинство формализации заключается в следующем:

    – обеспечение полноты обозрения определенной области проблем, обобщенность подхода к их решению. Создается общий алгоритм решения проблем, например, вычисления площадей различных фигур с помощью интегрального исчисления;

    – использование специальной символики, введение которой обеспечивает краткость и четкость фиксации знания;

    – приписывание отдельным символам или их системам определенных значений, что позволяет избежать многозначности терминов, которая свойственна естественным языкам. Поэтому при оперировании с формализованными системами рассуждения отличаются четкостью и строгостью, а выводы доказательностью;

    – возможность формировать знаковые модели объектов и заменять изучение реальных вещей и процессов изучением этих моделей, чем и достигается упрощение объекта и облегчает решение познавательных задач. У искусственных языков существует относительно большая независимость, самостоятельность знаковой формы по отношению к содержанию, поэтому в процессе формализации возможно временно отвлечься от содержания модели и исследовать лишь формальную сторону. Такое отвлечение от содержания может привести к парадоксальным, но поистине гениальным открытиям (так, было предсказано существование позитрона П. Дираком).

    Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Понятие «абстрактное» употребляется в основном для характеристики человеческого знания. Под абстрактным понимается одностороннее, неполное знание, когда выделены только те свойства, которые интересуют исследователя. Обычно абстрагирование предстает в мысленном отвлечении от каких-то менее существенных свойств, сторон, признаков изучаемого объекта с одновременным выделением, формированием одной или нескольких существенных сторон, свойств, признаков конкретного объекта. В научном познании широко используется, например, абстракции отождествления и изолирующие абстракции. Первое суждение актуально в результате отождествления некоторого множества предметов (пренебрегая целым рядом индивидуальных свойств, признаков) и объединения их в особую группу (например, объединение всего множества растений и животных в особые виды, роды, отряды, семейства и т.д.). Изолирующая абстракция приобретается путем выделения некоторых свойств, отношений, связанных с предметами материального мира в самостоятельные сущности («электропроводность», «растворимость»).

    Мысленный эксперимент осуществляется не с материальными объектами, а с идеальными копиями. Мысленный эксперимент выступает как идеальная форма реального эксперимента и может привести к важным открытиям. Данный метод позволил Гегелю открыть физический принцип инерции, легший в основу классической механики. Этот принцип, не мог быть открыт ни в каком эксперименте с реальными объектами, в реально существующих средах.
    7. Методы эмпирического исследования (познания).

    Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На данном уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах (путем измерения, экспериментов), происходит первичная систематизация полученных знаний (в виде таблиц, схем, графиков).

    Эмпирическое (то, что воспринимается органами чувств) познание осуществляется в процессе опыта, понимаемого в самом широком смысле, т.е. как взаимодействие субъекта с объектом, при котором субъект не только пассивно отражает объект, но и активно изменяет, преобразует его.

    В научной практике основными формами эмпирического исследования являются наблюдение, сравнение, измерение и эксперимент. Исходной эмпирической процедурой служит наблюдение, так как оно входит и в эксперимент, и в измерение, в то время как самонаблюдение может производиться вне эксперимента и не предполагать измерений.

    Научное наблюдение представляет целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Связь наблюдения с чувственным познанием очевидна: любой процесс восприятия связан с переработкой и синтезом тех впечатлений, которые познающий субъект получает от внешнего мира. Они являются отображением отдельных свойств, сторон предметов или процессов внешнего мира. Иногда наблюдение может относиться к восприятию переживаний, чувств, психических состояний самого субъекта.

    Сравнение – это установление сходства и различия предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще нескольким объектам, а это ведет к познанию закона. Сравниваться должны лишь те объекты, между которыми может существовать объективная общность. Сравнение лежит в основе умозаключений по аналогии, выполняющих важную роль: свойства известных нам явлений могут быть распространены на неизвестные явления, имеющие между собой нечто общее.

    Измерение – исторически как метод развивалось из операции сравнения, но в отличии от него является более мощным и универсальным познавательным средством. Измерение – процедура определения численного значения некоторой величины посредством сравнения с величиной, принятой за единицу измерения. Для того, чтобы измерить, необходимо наличие объекта измерения, единицы измерения, измерительного прибора, определенного метода измерения, наблюдателя. Измерения бывают прямые и косвенные. При прямом измерении результат получается непосредственно из самого этого процесса. При косвенном измерении искомая величина определяется математическим путем на основе знания других величин, получаемых прямым измерением (например, определение массы звезд, измерения в микромире). Измерение позволяет находить и формулировать эмпирические законы и в некоторых случаях служит источником формулирования научных теорий. Так, измерение атомных весов элементов явилось одной из предпосылок создания периодической системы Д.И. Менделеева, представляющую собой теорию свойств химических элементов.

    Эксперимент – наиболее важный и сложный метод эмпирического познания. Под экспериментом понимается такой метод изучения объекта, когда исследователь активно воздействует на него путем создания искусственных условий, необходимых для выявления соответствующих свойств данного объекта. Эксперимент предполагает использование наблюдения, сравнения и измерения как наиболее элементарных методов исследования. Главная особенность эксперимента во вмешательстве экспериментатора в течение естественных процессов, которое обусловливает активный характер данного метода познания.

    Эксперимент, обладая специфическими особенностями, имеет преимущества по сравнению с наблюдением:

    – эксперимент позволяет изучать объект в «чистом виде», т.е. устранять всякого рода побочные факторы;

    – эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях (при сверхнизких или сверхвысоких температурах, при высочайшем давлении), что может привести к неожиданным эффектам, в результате чего обнаруживаются новые свойства объектов;

    – важнейшим достоинством эксперимента является его повторяемость, причем условия его можно планомерно изменять.
    6. Философские основания науки.

    Философские основания наукисистема философских идей и принципов, посредством которых обосновываются представления научной картины мира, идеалы и нормы науки и которые служат одним из условий включения научных знаний в культуру соответствующей исторической эпохи.

    В фундаментальных областях исследования развитая наука, как правило, имеет дело с объектами, еще не освоенными ни в производстве, ни в обыденном опыте (иногда практическое освоение таких объектов осуществляется не тогда, когда они были открыты, а в более позднюю историческую эпоху). Для обыденного здравого смысла эти объекты могут быть непривычными и непонятными. Знания о них и методы получения таких знаний могут существенно не совпадать с нормативами и представлениями о мире обыденного познания соответствующей исторической эпохи. Поэтому научные картины мира (схема объекта), а также идеалы и нормативные структуры науки (схема метода) не только в период их формирования, но и в последующие периоды перестройки нуждаются в своеобразном согласовании с господствующим мировоззрением той или иной исторической эпохи, с доминирующими смыслами универсалий культуры. Такое согласование обеспечивают философские основания науки. В их состав входят наряду с обосновывающими постулатами также идеи и принципы, которые определяют эвристику поиска. Эти принципы обычно целенаправляют перестройку научной картины мира и нормативных структур науки, а затем применяются для обоснования полученных результатов – новых онтологий и новых представлений о методе. Но совпадение философской эвристики и философского обоснования не является обязательным. Может случиться, что в процессе формирования новых представлений исследователь использует одни философские идеи и принципы, а затем развитые им представления получают другую философскую интерпретацию, благодаря которой они обретают признание и включаются в культуру. Философские основания гетерогенны: они допускают вариации философских идей и категориальных смыслов, применяемых в исследовательской деятельности. Философские основания науки не тождественны общему массиву философского знания. Из большого поля философской проблематики и вариантов ее решений, возникающих в культуре каждой исторической эпохи, наука использует в качестве обосновывающих структур лишь некоторые идеи и принципы.

    Формирование философских оснований науки и их изменение требуют не только философской, но и специальной научной эрудиции исследователя (понимания им особенностей предмета соответствующей науки, ее традиций, ее образцов деятельности и т.п.). Они осуществляются путем выборки и последующей адаптации идей, выработанных в философском анализе, к потребностям определенной области научного познания, конкретизации исходных философских идей, их уточнения, формирования новых категориальных смыслов, которые после вторичной рефлексии эксплицируются как новое содержание философских категорий. Весь этот комплекс исследований на стыке между философией и конкретными науками осуществляется совместно философами и учеными-специалистами. В настоящее время этот особый слой исследовательской деятельности является важнейшим аспектом философии и методологии науки. В историческом развитии науки особую роль в разработке проблематики, связанной с формированием и развитием философских оснований, сыграли выдающиеся ученые, соединявшие в своей деятельности конкретно-научные и философские исследования (Декарт, Ньютон, Лейбниц, Эйнштейн, Бор, Вернадский и др.).
    5. Теоретический уровень научного знания.

    Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном этапе происходит выявление наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, где результатом теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы. Однако эмпирические и теоретические уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень служит основой, фундаментом теоретического.
    4. Эмпирический уровень научного знания.

    Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На данном уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах (путем измерения, экспериментов), происходит первичная систематизация полученных знаний (в виде таблиц, схем, графиков).
    3. Уровни научного знания.

    Основания выделения уровней научного знания.

    Познавательный процесс не един. Он проходит некоторые этапы. Проблема – поисковая ситуация – гипотеза – наблюдение (эксперимент) – обоснование гипотезы – достоверное (фактуальное) знание. У истоков научного поиска лежат две вещи: 1) наблюдение над окружающим миром; 2) исходный уровень знаний. Первый – основа для эмпирического уровня, второй – для теоретического. На первом знания добываются, на втором – обобщаются, порождают новые знания.

    Уровни научного знания и их характеристики.

    Эмпирический уровень – знание, получаемое в форме множества высказываний об абстрактных эмпирических объектах. Что это такое? Есть три вида объектов: 1) вещи сами по себе (объекты); 2) их представление (репрезентация) в чувственных данных (чувственные объекты); 3) эмпирические (абстрактные) объекты.

    Данные объекты пропускаются через научное мышление, его «фильтры»: а) познавательная и практическая установка; б) операциональные возможности мышления (рассудка); в) требования языка; г) накопленный запас эмпирического знания; д) интерпретативный потенциал существующих теорий. Главные методы получения информации – наблюдение и эксперимент.

    Структура эмпирического уровня:

    1) единичные эмпирические высказывания (фиксация результатов единичных наблюдений);

    2) Факты – индуктивные обобщения данных наблюдений, т.е. общие утверждения статистического или универсального характера.

    3) Законы – особый вид отношений между событиями, для которых характерно постоянство. Устойчивая, повторяющаяся связь явлений и вещей («Все металлы электропроводны». Закон Архимеда: «тела, погруженные в жидкость, вытесняют объем воды, тождественный их весу»).

    Теоретический уровень. Задача теории – объяснение реальности. Здесь отражается результат деятельности разума. Средство познания – идеализация, цель которой – конструирование особого типа предметов («идеальных объектов»). Множество таких объектов образуют базу теоретического уровня научного знания. Примеры идеальных объектов: геометрическая точка, линия, плоскость (математика); инерция, абсолютное пространство и время (физика); страты, цивилизации, общественно-историческая формация (социология).

    Научная теория – логически организованное множество высказываний о некотором классе идеальных объектов, их свойствах и отношениях. Идеальные объекты получаются путем абстрагирования от некоторых частных свойств реальных объектов. Создание идеальных объектов контролируется мышлением. Здесь кроме идеализации используется ряд иных методов – мысленный эксперимент, математическая гипотеза, теоретическое моделирование, математизация.

    Результат развития теоретического уровня – теоретическое знание. Это – множество организованных в логически взаимосвязанную систему высказываний об идеальных объектах.

    Два вида теорий: 1) фундаментальные; 2) описывающие конкретную область реальности, базирующиеся на фундаментальных теориях. Они могут поменяться местами. До ХХ в. фундаментальной была теория Ньютона, потом она стала частным случаем теории относительности Эйнштейна.

    Метатеоретический уровень. Базируется на общенаучном знании (метаматематика, металогика). 2 элемента: а) частнонаучная и общенаучная картины мира; б) частнонаучные и общенаучные гносеологические, методологические, логические, аксиологические принципы.

    Философские основания науки. Средний между философией и наукой уровень. Идет дискуссия: включать ли их в структуру науки. Здесь содержатся философские предпосылки науки («Числа – сущность вещей», «Числа существуют объективно», «Чтобы жить, люди должны есть, пить и одеваться» - МПИ).

    Дифференциация и единство уровней научного знания.

    Существуют три уровня знания: эмпирический, теоретический, метатеоретический. Каждый из них многослоен внутренне. Эмпирический находится между чувственным знанием и теоретическим, теоретический – между эмпирическим и метатеоретическим, метатеоретический – между эмпирическим и философским. Эти уровни и самостоятельны, и взаимосвязаны. Они несводимы друг к другу. Вопрос о «первичности» одного из уровней ставить нельзя. Связь уровней обеспечивается переводом терминов одного уровня в понятийный аппарат другого.
    2. Постпозитивистские модели развития науки (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, М. Полани, Ст. Тулмин, П. Фейерабенд).

    1. Позитивистская традиция в философии науки: позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм.

    Позитивизм ‒ это направление философии. Его основная идея заключается в следующем: надежными и ценными являются исключительно те знания, которые получили в ходе научного познания мира, тогда как все теоретические философские построения являются шаткими и ненадежными. Направление позитивизм сформировалось в XIX-XX веках. В ходе истории ‒ это научное течение прошло 4 стадии: «первый», «второй», неопозитивизм и постпозитивизм.

    Основные положения позитивизма:

    ‒ единственный способ познать и изменить мир ‒ это научные методы;

    ‒ наука может найти закономерности в процессах природы и жизни социума;

    ‒ прогресс существует, развитие мира происходит по установленным правилам.

    «первый» позитивизм.

    Впервые это философское направление сформировалось в 30-40-х годах XIX столетия. Оно противопоставлялось традиционным на тот момент взглядам философии о происхождении всего сущего, принципах существования и т.п.

    Основатель позитивизма ‒ Огюст Конт. Также эту теорию поддерживали французы Э. Литтре и Э. Ренан, англичане Дж. Милль и Г. Спенсер, немцы Я. Молешотт и Э. Геккель, россияне Н. Михайловский, П. Лавров.

    Огюст Конт ‒ социолог и философ Франции, который, взяв за основу некоторые идеи эпохи Просвещения, высказал теорию, гласящую, что наука может прогрессировать бесконечно. Он придерживается методов выделения научных дисциплин, которые разработали энциклопедисты. Конт говорил, что любые способы использовать проблематику метафизики к практической науке невозможно, так как наука не нуждается в осмыслении и сама является основой для знания. Философ утверждает, что должна быть создана «новая философия», главная цель которой ‒ обобщение данных, полученных в ходе специальных научных изысканий. Она должна разорвать любые связи со «старой» философией. В 1844 году Конт издает программу под названием «Дух позитивной философии», в которой представляет социум как организм, который растет и развивается, проходя 3 стадии:

    ‒ детства ‒ теологическая, когда все объясняется с помощью понятия о Боге;

    ‒ юношества ‒ метафизическая ‒ понятие о Боге заменяется абстрактными сущностями (например, “природой”), которые являются неподтвержденными плодами фантазий;

    ‒ зрелости ‒ позитивная ‒ общество достаточно выросло, чтобы понять, что единственное точное знание может дать только наука.

    «второй» позитивизм.

    Эта стадия развития позитивизма началась на границе XIX и XX веков. Ее разработали два философа: немец Рихард Авенариус и австриец Эрнст Мах. Течения, которые они создали, получили названия «махизм» и «эмпириокритицизм». Также приверженец этого направления ‒ французский ученых А. Пуанкаре. Махисты возродили положения Юма и Беркли. Они видят целью философии создание теории научного познания, в отличие обобщения информации разных наук, как говорил Конт. Они развивают «Теорию иероглифов», в которой предлагают рассматривать понятия науки как знак для емкого описания ощущений.

    Неопозитивизм.

    Третьей стадией развития становится неопозитивизм. Также его называют «аналитической философией». Он сформировался в первых десятилетиях ХХ в. В этой философии сложился ряд отдельных направлений. Одним из них стал логический позитивизм ‒ основоположники Мориц Шлик, Рудольф Карнап, Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн. Они и ряд других ученых создали Венский кружок (сообщество), который издает журнал «Познание». В нем продвигались идеи логического позитивизма. Также влиятельной была львовско-варшавская школа (К. Твардовский, А. Тарский). В основе их теории лежит проблема эмпирической (практической) осмысленности положений науки. Они говорят о том, что философия ‒ это вид деятельности, цель которого ‒ детальный анализ языков, а не общая теория познания или содержательная наука. Это направление в основу берет принцип верификации, который призывает искать эмпирические подтверждения понятий науки, высказанных в теории, сопоставляя их с конкретными объектами и данными. Основоположники отмечают, что утверждение науки должно подтверждаться опытом, если это не было сделано, значит ‒ оно некорректно. Но так как не все науки могут быть подвержены подобному анализу, ряд ученых отказываются от этой идеи, и создается другое направление позитивизма.

    Постпозитивизм.

    Это четвертая форма философского течения, которая значительно отличается от предыдущих. Ее сторонники отходят от многих положений, которые были принципиальными ранее, и создают новую теорию. Одним из постпозитивистов считается Карл Поппер, назвавший задачей философии проблему демаркации (разграничения). Он считает, что знание научное нельзя отделять от ненаучного. В основе его теории лежит принцип фальсификации, подразумевающий, что любое научное утверждение нужно опровергать. Если научные данные не получается опровергнуть, значит ‒ их стоит относить к религии, а не к науке. Также идеи постпозитивизма развивают в своих трудах Имре Лакатос, Т. Кун. Они выдвигают теории, которые не сходятся со взглядами Поппера. Например, Лакатос предлагает рассматривать прогресс науки как «научно-исследовательскую программу», которая состоит из:

    ‒ жесткого ядра ‒ утверждения, которые нельзя опровергнуть;

    ‒ защитного пояса ‒ служит для охраны ядра от опровержений, но сам может меняться;

    ‒ негативной эвристики ‒ методологические правила, которые определяют, какие пути исследования будут предпочтительнее.

    Лакатос говорил, что программа исследований может развиваться прогрессивно, если ее теоретический рост быстрее, чем эмпирический.

    Позитивизм стал ярким явлением начала ХХ века. Он получил широкое распространение и завоевал множество сторонников. В ходе развития ‒ это философское течение значительно менялось. Последователи Конта часто не придерживались его взглядов, опровергая или значительно меняя их. В наше время термин «позитивизм» часто используют для определения любого направления мысли, которое стремится четко следовать фактам, исключая религиозную или метафизическую интерпретацию.


    написать администратору сайта