Главная страница
Навигация по странице:

  • 12. Общая характеристика милетской школы.

  • 13. Общая характеристика античной философии. Основные этапы в развитии античной философии . Античная философия

  • Предпосылки возникновения

  • («архе»)

  • По содержанию философской мысли

  • 14. Основные философские школы и проблема первоначала у досократиков.

  • 15. Учение об идеях Платона и его философский смысл. Платон

  • 16. Учение о душе Платона и Аристотеля.

  • 17. Объективный идеализм Платона. Миф о пещере.

  • 18. Философия Аристотеля. Смысл его учения о первичных и вторичных сущностях, четырех первопричинах.

  • 19. Философия Аристотеля. Критика теории Платона.

  • 20. Концепции государства Платона и Аристотеля. Аристотель

  • философия. Философия. 11. Пифагорейский союз. Основные положения философии пифагорейцев. Пифагор Самосский


    Скачать 122.5 Kb.
    Название11. Пифагорейский союз. Основные положения философии пифагорейцев. Пифагор Самосский
    Анкорфилософия
    Дата27.12.2020
    Размер122.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФилософия.doc
    ТипДокументы
    #164795

    11. Пифагорейский союз. Основные положения философии пифагорейцев.

    Пифагор Самосский (570490 гг. до н. э. на острове Самос) — древнегреч. философ, математик, эллинист. В Кротоне создает религиозно-философскую и политич. организацию - Пифагорейский cоюз (символ-пифагорейская звезда). Союз имел целью господство лучших в "нравственном" смысле. Пифагор попытался создать "аристократию духа" в лице своих учеников, которые вели государственные дела так отменно, что поистине это была аристократия, что значит "владычество лучших". Система морально-этических правил была собрана в моральный кодекс пифагорейцев - "Золотые стихи". Пифагорейцы заботились и о физическом, и о духовном развитии, ввели термин "калокагатия" - греческий идеал человека, сочетающего в себе эстетическое (прекрасное) и этическое (добро) начала, гармонию физич. и духовных качеств.

    Пифагорейцы считали, что нет зла большего, чем безвластие (анархия), что человек по своей природе не может оставаться благополучным, если никто не начальствует. Высшая власть принадлежит Богу. Это является их принципом, и весь образ жизни устроен таким образом, чтобы следовать Богу. И основа этой философии состоит в том, что смешно поступать подобно людям, которые ищут блага где-то в другом месте, а не у Богов. После Богов следует почитать правителей, родителей и старших, а также закон.

    В религиозно-философском учении раннего пифагоризма различаются две части: "акусмата" (услышанное), т.е. положения, устно и без доказательства, преподнесенные учителем ученику, и "математа" (знание, учение, наука), т.е. собственно знания.

    Особое значение в деле познания пифагорейцы приписывали числам. Без них невозможно ничего ни понять, ни познать. Числовая закономерность сущего - протяженный мир тел, математич. закономерности движения небесных тел, закон прекрасного устройства человеческого тела и др. открытия - предстали как торжество человеческого разума, которым человек обязан божеству. Физич., этич., социальные и религиозные понятия получили математич. окраску. Науке о числах отводится огромное место в системе мировоззрения, т.е. фактически математика объявляется философией.

    Пифагор был первым, кто открыл человечеству могущество абстрактного знания. Он показал, что именно разум, а не органы чувств приносят человеку истинное знание. Вот почему он советовал своим ученикам переходить от изучения физических объектов к изучению абстрактных математических объектов. Так математика становится у Пифагора орудием познания мира. А за математикой следует и философия, ибо философия есть не что иное, как распространение накопленного специального (в данном случае математического) знания на область мировоззрения. Так рождается знаменитый пифагорейский тезис: "Все есть число". Они считали возможным при помощи математики достигнуть очищения и соединения с божеством. Математика была одной из составных частей их религии. "Бог - это единство, а мир - множество и состоит из противоположностей. То, что приводит противоположности к единству и соединяет все в космос, есть гармония. Гармония является божественной и заключается в числовых отношениях. Кто до конца изучит эту божественную числовую гармонию, сам станет божественным и бессмертным".

    12. Общая характеристика милетской школы.

    Миле́тская школа (ионийская школа натурфилософии) — первая античная философская школа, основанная Фалесом в Милете, VI в. до н. э.). Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Милетская школа была преимущественно естественнонаучной и не ставила теоретических проблем бытия и познания (поэтому правильнее говорить о ее “натурализме. Основная философская идея милетцев: постановка проблемы первоначала (или начала) сущего.

    Суть проблемы первоначала: окружающий нас мир состоит из огромного многообразия вещей, в большей или меньшей степени отличающихся друг от друга. Но наряду с этим многообразием, мы можем обнаружить внутреннее единство между вещами, которое проявляется, например, в том, что вещи могут взаимодействовать между собой, превращаться друг в друга. Получается, что мир одновременно многообразен и един. Как связать эти взаимоисключающие утверждения между собой?

    Проблема соотношения единого и многого – одна из фундаментальных философских проблем. Милетцы предложили первый известный в истории европейской философии способ ее решения. Должно существовать нечто, что, во-первых, присутствует в вещах в качестве единообразной основы, а, во-вторых, является генетически первичным, тем, из чего возникает все остальное. Это нечто и получило название начало.

    Фалес (640 - 560 гг. до н. э.) - первоначалом всего сущего считал воду ("архэ"); - представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде; - считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом — одушевлял все сущее); - допускал наличие множества богов; - считал центром вселенной Землю; - точно определил продолжительность года — 365 дней; - сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).

    Анаксимандр(610 - 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса: - первоначалом всего сущего считал "апейрон" - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится; - вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы ("атомы") остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы; - первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина).

    Анаксимен (546 - 526 гг. до н. э.) - ученик Анаксимандра: - первопричиной всего сущего считал воздух; - выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, камень и т. д.); - проводил параллели между душой человека ("психэ") и воздухом ("пневмой") - "душой космоса"; - отождествлял божества с силами природы и небесными светилами. Анаксимен исправил учение Фалеса и Анаксимандра о порядке расположения в мировом пространстве Луны, Солнца и звезд.

    Фундаментальные положения милетцев развил Гераклит. Он обобщил все идеи о первоначале и ввел термин «логос». Он представляет собой самую глубинную основу бытия и цель всякого познания. При этом Гераклит считает, что, хотя все люди являются разумными, высшее понимание «логоса» дано не каждому. Этот принцип все поддерживает в бытии, но его материальным воплощением является огонь. Он то вспыхивает, то угасает, и потому все в мире преходяще. Оно никогда не повторяется, но вечно изменчиво. Все состоит из противоречий, которые не только борются, но и поддерживают друг друга. Душа человека тоже родом из особого огня, и ее логос уникален – он способен саморазвиваться. Логос также является источником законов, которые творят люди, поскольку он стремится везде поддерживать порядок.

    13. Общая характеристика античной философии. Основные этапы в развитии античной философии.

    Античная философия - совокупность мировоззренческих нравственных и религиозных представлений, развившихся в VII-I веках в древней Греции и Риме.

    Предпосылки возникновениясоциальное расслоение и обращение от мифологии к действительности. Материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров). С переходом к оседлости, созданием городов и изобретением письменности, люди все больше воздействовали на окружающую природу, все активнее изменяли условия своего существования. Мифологическое объяснение происхождения и развития мира постепенно вступало в конфликт с накапливающимся опытным знанием.

    Вся античная философия направлена на поиск единого или общего «начала» («архе») и пыталась ответить на вопрос: «Из чего все состоит?».

    Особенности - обобщенность зачатков научного знания, наблюдений за явлениями природы, а также достижений научной мысли и культуры народов древнего Востока.

    Стержневая идея - космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса к проблемам происхождения материального мира; объяснение явлений окружающего мира). Для более поздних этапов характерно смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека). Человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы. Природа и основные природные стихии – это макрокосм. Человек - своеобразное повторение окружающего мира –микрокосмос. Высшее начало, подчиняющее себе все человеческие проявления – судьба.

    Философские концепции античности опирались не на науку, а на обыденный опыт, на опыт материальной практической деятельности.

    В это время были заложены два направления в философии - идеалистическое («линия Платона») и материалистическое («линия Демокрита»), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период - материалистическое, в классический - имели одинаковое влияние, в эллинистический - материалистическое, в римский - идеалистическое.

    В античности сложилось большинство тех школ, которые затем будут развиваться в Европе: скептицизм, рационализм и сенсуализм. Сформировались основные разделы философского знания: онтология (метафизика), гносеология, логика, этика и т.п.

    Было построено учение об атомах как основе мира.

    Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре основных этапа:

    - досократический - VII-V вв. до н.э.;

    - классический (сократический) - середина V- конец IV вв. до н.э.;

    - эллинистический - конец IV-II вв. до н.э.;

    - римский - I в. до н.э. –V в. н.э.

    По содержанию философской мысли:

    - ранняя классика (натуралисты, досократики). Главные проблемы — «Физис» и «Космос», его строение.

    - средняя классика (Сократ и его школа; софисты). Главная проблема - сущность человека.

    - высокая классика (Платон, Аристотель и их школы). Главная проблема – синтез философского знания, его проблем и методов.

    - эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий). Главные проблемы – мораль и свобода человека, познание.

    14. Основные философские школы и проблема первоначала у досократиков.

    ионийская (милетская) школа;

    пифагорейская школа;

    элейская школа;

    афинская школа – Платон, Аристотель; См. вопрос №15,18!!!

    эпикуреизм – Эпикур (цель философии - указать путь человеку к счастью. Чтобы узнать, что такое счастье, нужны физика и логика. Логику Эпикур называл каноникой, т.е. теорией познания. В теории познания Эпикур был сенсуалистом, считая, что критерием истины является ощущение, а разум полностью зависит от ощущения. Ощущения дают нам истинную картину мира, они ошибаться не могут. Ошибается судящий о них разум);

    стоицизм – Сенека (философия состоит из логики, физики и этики, все наши познания происходят посредством органов чувств);

    кинизм - Антисфен Афинский (наилучшая жизнь - естественная жизнь, свобода от обладания чем-либо, избавление от условностей и прочих искушений.

    софисты — Протагор, Продик, Гиппий, Горгий (ориентация на человека, на социальные вопросы, на практические действия в обыденных повседневных ситуациях. По их мнению, доказывать и доказать можно все что угодно. Это говорит об относительности истины и многозначности языка. Взгляды софистов сыграли существенную роль и в теории познания, а также в лингвистике).

    Объединить многочисленные древнегреческие школы и направления, существовавшие до Сократа, позволяют их единая натурфилософская направленность, особый интерес к происхождению мира и его целостной сущности. Досократики не ограничиваются при столкновении с грозными и непонятными явлениями отсылкой к богам. Они ищут иные, доступные познанию причины этих явлений, иные первоосновы мира. Досократики подразделяются на представителей ионийской философии (милетская школа), италийской философии (пифагорейцы, элеаты) и атомистов.

    ионийская (милетская) — Фалес (первооснова – вода), Анаксимандр (первооснова – «апейрон»), Анаксимен (первооснова – воздух), Гераклит (первооснова - огонь); зарождение основ астрономии, математики, географии, физики, биологии и др. наук. См. вопрос №12!!!

    пифагорейская — Пифагор и его ученики (первооснова – число); См. вопрос №11!!!

    элейская (элеаты) — Парменид (сущность мира видел в едином, неделимом, неизменном, постоянном бытии, постигаемом только разумом. Чувства же дают не знания, а мнения), Зенон (истина выявляется посредством спора или истолкования противоположных мнений);

    атомисты – Левкипп, Демокрит Абдерский. Согласно их учению, существуют только атомы и пустота. Атомы бесчисленны, так как пустота бесконечна. Форма атомов бесконечно разнообразна. Атомы являются первоначалом всего сущего, всех чувственных вещей, свойства которых определяются формой составляющих их атомов. Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего. В атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном мире.

    15. Учение об идеях Платона и его философский смысл.

    Платон (наст. имя – Аристокл) (428 - 348 до н. э., Афины) — древнегреч. философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля, автор трудов «Государство» и «Законы». Платон — первый философ, чьи сочинения дошли до нас не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью. Сократ является неизменным участником практически всех сочинений Платона, написанных в форме диалогов между историческими и иногда вымышленными персонажами.

    Главная составляющая философии Платона - учение об эйдосах (идеях). Слово "эйдос" - вид, внешность, образ, облик. Но именно Платон придал этому понятию философское звучание. Поэтому он считается создателем первого в истории идеалистического учения. Идеализм - это учение, признающее первичность идеального по отношению к материальному, первичность сознания по отношению к бытию.

    Главная же причина, по мнению Платона, в том, что человек в своем сознании всегда имеет некий образ, как стола, так и всех вещей вообще. В соответствии с этими образами люди и творят окружающий их мир. Эти образы Платон и назвал "эйдосами", или "идеями". Идея вещи - вот истинная причина появление конкретной вещи, сделанной из какого-нибудь вполне осязаемого материала. Идея вещи предшествует самой вещи, и никакая вещь не может возникнуть, если нет ее идеи. Вещи - результат, следствие, воплощение, образец той или иной идеи, выполненные в конкретном материале.

    В этой мысли заключено основное содержание платоновской философии: идея вещи соединяясь с тем или материалом рождает реальную вещь. Следовательно, каждая вещь имеет как бы тройственную природу - идея, материал и сама вещь, обладающая одновременно идеальными и материальными свойствами. При этом идея вещи - причина, материал - средство, а вещь - лишь следствие взаимодействия идеи и материала.

    Какими же свойствами обладает идея? Прежде всего, согласно Платону, идея - это смысл вещи. Познать идею вещи означает познать, чем одна вещь отличается от другой. Зная идею стола и идею стула, мы знаем смысл их существования, знаем их предназначение и только потому отличаем один от другого.

    Во-вторых, идея вещи есть цельность всех отдельных частей и проявлений вещи. Неважно, из какого материала сделан реальный стол - из дерева, камня или металла. Идея стола включает в себя все проявления стола как такового и определяет общую природу всех столов вообще. Каменные, деревянные, металлические, круглые, квадратные, прямоугольные, высокие и низкие столы являются столами потому, что воплощают в себе единую для них всех идею. И именно эта идея делает все эти столы столами.

    В-третьих, идея вещи является законом возникновения единичных проявлений вещей. Вещь не может возникнуть, если нет ее идеи - идея стола предшествует созданию конкретного стола, является причиной, законом его появления.

    В-четвертых, идея вещи сама по себе невещественна. Стол может быть изготовлен из любого материала. Но это совсем не значит, что сама идея обладает какими-то вещественными характеристиками. Наоборот, благодаря тому, что идея вещи является умозрительным объектом, то есть постигаема только разумом, люди и могут создавать стол какой угодно формы из какого угодно материала. Сама по себе идея - сверхчувственна, доступна только разуму, мысли.

    И, наконец, в-пятых, идея вещи, несмотря на свою невещественность, обладает собственным существованием. Идея как таковая не рождается, не умирает, не переходит ни во что другое. Идеи живут в своем мире. Поэтому отсутствие стола в том или ином месте не означает, что вообще нет идеи стола.

    Материальный мир, который нас окружает и который мы познаем своими чувствами, является лишь "тенью" и произведен от мира идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть подлинно сущими), идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За эти свойства Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит в ранг единственного предмета подлинно истинного познания.

    16. Учение о душе Платона и Аристотеля.

    Своё учение о происхождении и судьбе души Платон излагает в диалогах «Тимее» и «Федре» под оболочкой мифического рассказа. Сотворив вселенную и богов (небесные светила), создатель мира повелел богам светил создать смертные существа. Они создали человеческое тело и смертную часть души, а сам он создал бессмертную часть её из того же состава, как и душу вселенной, только количество состава он взял для этого меньше. Число сотворенных душ, согласно Платону, равнялось числу божественных светил, так что на каждую звезду приходится по одной душе: эта звезда продолжает охранять душу и после соединения её с земным телом, руководить ею в её земной жизни. Число душ не увеличивается и не уменьшается. Созданные души посещают в сопровождении богов область истины, область идей, находящуюся над звездным небом. Смотря по тому, какие воспоминания остаются в душе от этого путешествия, она избирает себе тело и образ жизни. По смерти тела душа приходит в место суда, откуда праведные души в награду за свою добродетельную жизнь на земле отводятся направо, на небо, а неправедные отводятся в наказание налево, под землю.

    По учению Платона, через тысячу лет души призываются снова избрать себе образ жизни на земле. Те души, которые три раза сряду выбирали себе образ жизни философов и жили в этом виде хорошо, переходят по прошествии трех тысяч лет в жилище богов и пользуются спокойствием, а все другие души странствуют по земным телам, какие выберут для себя, целые десять тысяч лет. Есть много таких душ, считает Платон, которые, погрязнув в чувственности, выбирают себе какое‑нибудь другое тело, а не человеческое, тогда как только человеческое тело имеет такое устройство, что душа, живущая в нем, может возобновлять в себе воспоминания об идеях, выделяя из чувственных впечатлений истинные понятия и замечая гармонию в мире явлений; и только возобновлением своих воспоминаний об идеях душа находит путь возврата к своему божественному началу. Поселяясь в теле, душа утрачивает свою первоначальную чистоту, и часто, увлекаясь чувственностью, предаваясь страстям, она совершенно искажает свою природу.

    Согласно учению Платона, человеческая душа состоит из трех частей: одна из этих частей, разумная, помещается в голове; это мыслящий дух; две другие части души неразумны; одна из них благородна, другая неблагородна. Благородная часть – энергия воли; она одарена влечением к благородному и доброму и по своей природе находится в союзе с разумом; она живет в груди. Неблагородная часть души, живущая в желудке, имеет своими качествами чувственные влечения и страсти.

    Каким образом происходит единство сознания в душе, состоящей из трех частей, Платон не разъясняет. Но ясно говорится у него, что человеческая душа имеет свободную волю и сама решает, как поступать.

    Таким образом, человек имеет душу, продолжающую существовать после смерти тела, одаренную свободной волей и по собственному решению выбирающую для себя хороший или дурной путь жизни.

    Итог размышлений Аристотеля: «Душу от тела отделить нельзя», – делал бессмысленными все вопросы, стоявшие в центре учения Платона о прошлом и будущем души. Его взгляды представляют собой обобщение, итог и вершину всей древнегреческой науки. Рассматривая живые существа, Аристотель к ним подходит с точки зрения соотношения материи и формы. Если форма везде играет роль движущего начала, то душа, естественно, оказывается формой, а тело – «материей» органического существа.

    Душа делится на три рода. Функции питания и размножения, наличные у любого живого существа, образуют питательную, или растительную, душу. Ощущение и передвижение, свойственные животным, образуют душу ощущающую, или животную. Мышление осуществляется как деятельность разумной души – она принадлежит только человеку. Закон здесь таков: высшие функции, а соответственно души, не могут существовать без низших, тогда как последние без первых – могут.

    Психологическая концепция Аристотеля была тесно связана и вытекала из его учения о материи и форме. Мир и его развитие - результат постоянного взаимопроникновения двух начал – пассивного (материи) и активного (форма) начала. Материя – это все то, что окружает человека, и сам человек. Все конкретные материальные вещи возникают благодаря форме, придающей им вследствие своей организующей функции качественную определенность. Материя и форма представляют собой начала взаимно предполагаемые и неотделимые друг от друга. Душа как форма есть сущность всего живого. Душа, по его мнению, не может рассматриваться ни как одно из состояний первоматерии, ни как оторванная от тела самостоятельная сущность. Душа есть активное, деятельное начало в материальном теле, его форме, но не само вещество или тело.

    Выполняя организующую, деятельную функцию по отношению к телу, душа не может существовать без последнего, так же как существование самого организма невозможно без формы или души.

    Душа и тело неразрывно связаны, и «души от тела отделить нельзя».

    Общую двигательную активность человека Аристотель связывал с кровью, в которой он видел основной источник жизнедеятельности организма. Кровь - материальный носитель всех душевных функций от низших до высших. Растекаясь по всему телу, она дает жизнь его органам чувств и мышцам. Через нее они связываются с сердцем, которое и выступало в качестве центрального органа души. Головной мозг - резервуар для охлаждения крови.

    Новизна во взглядах Аристотеля на строение души заключается в двух существенных моментах.

    Во-первых, в них нашел выражение целостный подход, при котором душа мыслилась как нечто единое и неделимое на части.

    Во-вторых, аристотелевская схема строения души проникнута идеей развития, которая была реализована философом, как в филогенетическом, так и в онтогенетическом аспектах. С одной стороны, отдельные способности души выступают как последовательные этапы ее эволюции, а с другой – развитие индивидуальной человеческой души как повторение этих стадий эволюции. Развитие души в онтогенезе представляет собой постепенный переход и преобразование низших способностей в высшие. Из учения о трех основных способностях души вытекали и педагогические задачи, которые сводились Аристотелем к развитию этих трех способностей. Развитие растительных способностей формирует у человека ловкость тела, силу мышц, нормальную деятельность различных органов, общее физическое здоровье.

    Благодаря развитию чувствующих способностей у человека формируются наблюдательность, эмоциональность, мужество, воля и т. д.

    Развитие разумных способностей ведет к формированию у человека системы знаний, ума и интеллекта в целом.

    17. Объективный идеализм Платона. Миф о пещере.

    Идеальное начало - идея (эйрос) порождает все многообразие вещей. Вещи являются лишь бледным отражением идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются. Только идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За эти свойства Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит в ранг единственного предмета подлинно истинного познания. Идеи образуют иерархию. Выше всего стоит идея красоты и добра. Познание, или достижение, этой идеи является вершиной действительного познания и свидетельством полноценности жизни. Объективный идеализм - идеи существуют вне и независимо от человека.

    Идеи существуют в специальном пространстве. С точки зрения Платона мир идей обладает таким же статусом. Идеи вечны, неразрушимы. В основе вещей лежат числовые отношения. Он не относил числа и пропорции к вещам. Круг на песке - идея круга. По рисунку мы можем исследовать математические закономерности идеи. Платон всю математику относил к небу. Пещера: единственная реальность - тени на стене пещеры. Один человек освободился, увидел все устройство мира, если бы он вернулся в пещеру, то не смог бы никого убедить. Мир идей - вещи, их отношение, но убедить в этом никого нельзя. Таким образом, и знание можно понимать отличным от Платона образом. Реальным знанием является познание идей. Пpи восприятии - установка на разум. Знание априорно (доопытное знание). Человек - это прежде всего условное начало. Душа (появляющаяся при рождении) есть отражение идеи души.

    Миф о пещере (или "Платоновская пещера") - краеугольный камень платонизма и объективного идеализма в целом.

    Основная идея: Нефилософы приравниваются к узникам в пещере, которые могут смотреть только в одном направлении. Позади них горит огонь, а перед ними выступает стена. Между ними и стеной нет ничего, они там видят только собственную тень и тень вещей, которые проходят между их спиной и огнем. Они вынуждены верить в реальность этих теней, более того, они не имеют представления относительно причин теней. В конце концов одному из заключенных удается бежать из пещеры. Впервые он может увидеть в свете солнца правдивые вещи и осознает, что был обманут тенями. Если он является философом, он должен вернуться в пещеру и освободить всех других узников. Однако, поскольку он будет ослеплен солнцем, не сможет хорошо различать тени и его не будут воспринимать другие заключенные. Иногда в царстве явлений можно найти также близки к царству идей явления, например, геометрические формы.

    Для Платона пещера представляет собой чувственный мир, в котором живут люди, подобно узникам пещеры, они полагают, что благодаря органам чувств познают истинную реальность. Однако такая жизнь - всего лишь иллюзия. От истинного мира идей до них доходят только смутные тени. Философ может получить более полное представление о мире идей, постоянно задавая себе вопросы и ища на них ответы. Однако бессмысленно пытаться поделиться полученным знанием с толпой, которая не в состоянии оторваться от иллюзий повседневного восприятия.

    18. Философия Аристотеля. Смысл его учения о первичных и вторичных сущностях, четырех первопричинах.

    Аристотель (384-322 до н. е.) - систематизатор знаний эпохи античности в области естествознания, гуманитарных знаний, логики, философии, этики, эстетики. «Метафизика» - основное произведение Аристотеля. В этом труде им было дано новое понятие сущности. Аристотель делит сущности на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Высшие сущности Аристотель называл «чистыми формами», наивысшей сущностью он считает чистую, лишенную материи форму.

    Мир состоит из вещей, каждая отдельная вещь является соединением материи и формы. Материя сама по себе - бесформенное, хаотическое, пассивное начало, то есть это материал, то, из чего возникает вещь, ее субстрат. Чтобы стать вещью, материя должна принять форму - некоего идеального начала, которое придает вещам определенность и конкретность. Как материя, так и форма являются вечными. По Аристотелю, каждая вещь - это сочетание материи и формы. Форма - источник индивидуализации и деятельности.

    В каждой вещи мыслитель выделяет 4 причины:

    1. Материальная причина. То есть то, из чего возникают вещи. Таковы, например, медь для статуи, серебро для чаши, глина для горшка.

    2. Формальная причина. Каждая вещь является оформленной материей. Форма представляет "сущность" бытия. Она превращает пассивную материю и делает вещь именно этой вещью.

    3. Движущая причина. Это - источник, откуда берет начало движение.

    4. Конечная причина, или цель. То, "ради чего" происходят все природные явления, все изменения. Каждое явление природы словно имеет в себе первоначальную внутреннюю цель своего развития.

    Благодаря совместным действиям всех четырех причин и существуют вещи, которые содержат свои начала в самих себе.

    Установив, таким образом, существование четырех причин всего совершающегося, Аристотель ставит вопрос, какие из них основные и несводимые и какие могут быть сведены одни к другим. Анализ вопроса приводит Аристотеля к выводу, что из всех четырех причин существуют две основные, к которым сводятся все прочие. Эти основные и уже ни на что далее несводимые причины — «форма» и «материя».

    В «Категориях» Аристотель различает сущности первичную и вторичную. Первичная, или первая, сущность - это единичная вещь, вторичная, или вторая, сущность - виды и роды. В "Метафизике" же, напротив, первая сущность - это не единичная вещь, а о второй сущности вообще не говорится (столь принципиальное отличие между "Метафизикой" и "Категориями" и дает основание некоторым исследователям не считать автором "Категорий" Аристотеля).

    19. Философия Аристотеля. Критика теории Платона.

    Аристотель подробнейше анализировал учения предшествующих мыслителей, рассматривал разные варианты ответов философов на вопросы о сущности бытия и источнике движения и находил у всех «слабые места». Платона он критикует за то, что его сущности — идеи (эйдосы) — существуют отдельно от чувственно воспринимаемых вещей. Идеи по Платону — онтологические сущности вещей, которые вечны, неизменны, объективны, независимы, в отличие от постоянно меняющихся чувственных вещей, в своем существовании зависимых от идей-сущностей. Аристотель согласен с Платоном, что идеи (эйдосы) — это средства познания существенных свойств предметов, однако он против независимого существования идей от вещей, им соответствующих, как особого мира самобытных сущностей.

    Возражения Аристотеля против теории идей Платона заключаются в следующем. По его мнению, гипотеза об отдельном существовании идей от вещей не дает познанию вещей ничего нового для объяснения их бытия, поскольку платоновские идеи — это просто как бы копии или двойники вещей. В содержании идей нет ничего, чем бы они отличались от чувственных вещей. По Платону общее находится в идеях, но общее есть и в чувственных вещах. И в идеях оно то же, что и в вещах, поэтому и нет ничего нового. Например, идея человека ничем не отличается от суммы общих признаков отдельных людей. Согласно Аристотелю, чтобы иметь значение для вещей, идеи как их непосредственные сущности, должны существовать внутри чувственных вещей. 
    Другое его возражение против платоновских идей как особого мира сущностей получило название «третий человек». Он утверждает, что кроме чувственного отдельного человека и идеи человека как его сущности должно существовать нечто общее между ними, т.е. еще одна идея человека, отличная от первой. Это и есть «третий человек». Например, между Сократом как отдельным человеком и его сущностью — идеей человека, можно поставить еще одну идею — идею «грека», идею «белого человека». 

    Возражал Аристотель и по вопросу о движении. По Платону, вещи движутся, постоянно изменяются, а их сущности (идеи) неизменны, недвижимы. Отсюда не ясно — в чем же находится источник и причина движения. Платон этого не указывает. В «Метафизике» Аристотель говорит о том, что эти трудности теории идей Платона вызваны тем, что он слишком обособил отдельное, единичное от общего и противопоставил их друг другу. Повод для этого дал Сократ, но он общее все же не отделял от единичного. Сократ, по мнению Аристотеля, был прав, не разделив общее и единичное, ведь, с одной стороны, без общего нельзя получить знания, а, с другой, разделив их, получим трудности теории идей, где сущности общие и единичные почти одной и той же природы. 

    Аристотель придерживался принципа тождества бытия и мышления. Основной закон бытия - закон непротиворечия. Кратко он его формулирует следующим образом: «Вместе существовать и не существовать нельзя», «невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении...». Например, невозможно, чтобы красота была и не была присуща одному и тому же существу в одном и том же смысле в одно и то же время. Обезьяна прекрасна и безобразна одновременно, но в разных отношениях. Она может быть самой прекрасной среди обезьян, но и самая прекрасная обезьяна безобразна по сравнению с самым безобразным человеком. Человек может быть прекрасным, и безобразным одновременно, но в разных смыслах: скажем, безобразным внешне, но нравственно прекрасным.

    20. Концепции государства Платона и Аристотеля.

    Аристотель (трактат «Политика») предварительно изучил обширный материал, касающийся истории и политического устройства целого ряда греческих полисов.

    Его социальные представления, учение о государстве, были, естественно, классово детерминированы. Аристотель был представителем правящего класса древнего общества — класса рабовладельцев.

    Основным в его социальных взглядах была характеристика человека как общественного существа. Жизнь в государстве является естественной сущностью человека. Государство - развитое сообщество общин, а общину — как развитую семью. Поэтому во многих случаях формы организации семьи он переносит на государство.

    Аристотель — последовательный защитник рабовладения, которое он считает естественным состоянием организации общества. Некоторые существа с самого рождения предопределены к подчинению, а другие — к господству. Этому естественному состоянию соответствует тот факт, что одни являются рабами, а другие — рабовладельцами. Несмотря на «увековечение» рабства, он осознает начинающиеся кризисные явления рабовладельческого общества. С такой же страстью, с какой он защищает рабовладельческий строй, он выступает и против чрезмерного богатства, которое, по его мнению, нарушает стабильность общества.

    Общество свободных людей состоит из трех основных классов граждан - очень богатые, очень бедные (свободные ремесленники и работающие за плату являются гражданами «второй» категории), а между ними - средний класс. Большое богатство он считает результатом «противоестественного способа» приобретения состояния. Этот способ, согласно его взглядам, «противен человеческому разуму и государственному устройству». Для благополучного состояния государства особую важность представляют средние слои. В их численном увеличении и усилении Аристотель видит спасение рабовладельческого порядка.

    Сущность государства - в политическом сообществе людей, соединившихся для достижения определенного блага. Различает три хорошие (монархия, аристократия, политея) и три дурные формы государства, последние возникают как деформация хороших. Плохими Аристотель считает тиранию (деформация монархии), олигархию (деформация аристократии) и демократию (деформация политеи).

    Основными задачами государства Аристотель считает предотвращение чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста политической власти личности и удержание рабов в повиновении. Он отвергает спекулятивное «идеальное государство» Платона. Идеальным он считает такое государство, которое обеспечивает максимально, возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев. Рабов и свободную бедноту он считает политически бесправными. Остальные свободные граждане (состоятельные) обязаны принимать участие в делах государства.

    Идеал государства, по Аристотелю - общество, которое опирается на частную собственность на орудия труда, земли и рабов.

    Платон (трактат «Государство» и «Законы»). Государство возникает потому, что человек как индивид не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Идеальное государство - общество трех социальных групп: правители (философы), стратеги (воины) и производители (земледельцы и ремесленники). У философов преобладает разумная часть души, у воинов - воля и благородная страсть, у производителей - чувственность и влечения, которые должны быть управляемыми, умеренными. Мудрость является добродетелью правителей и философов, храбрость - добродетель воинов, а умеренность - добродетель народа. Четвертая добродетель - справедливость - не относится к отдельным сословиям. Платон классифицирует существующие государственные формы на две большие группы: приемлемые государственные формы и регрессивные - упадочные. Первое место занимает его идеальное государство. Ближе всего к нему стоит аристократическая республика.

    К упадочным он относит тимократию (власть нескольких личностей, основанная на военной силе). Существенно ниже тимократии стоит олигархия (власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество, тесно связанные с чувственной частью души). Главным предметом раздражения Платона являются демократия, в которой он видит власть толпы, и тирания, которая представляет диктатуру, направленную против аристократии.

    Платон подчеркивает значение набожности и почитание богов. Система воспитания Платона (воспитание стражей и политиков). Социальная проблематика Платона. Первая коммунистическая утопия. Платон: нужно создать идеальную систему, и эту систему связать с душой. Части души: мудрая (золото), воинствующая (пылкая), вожделеющая (железо и медь). У каждого человека есть все три части, но в разных пропорциях. Надо разделить общество на три слоя: мудрецы - правление, стражники - защита государства, ремесленники, обслуживающие первых и вторых (низшие). Можно переходить из одного слоя в другой - тест, испытание. Хотя в целом слои достаточно сильно разграничены. Евгеника - браки только со своими. Коммунистическое распределение женщин и мужчин. Моногамия - все женщины слоя принадлежат всем мужчинам этого слоя. Правители могут проводить браки вроде бы по жребию, а на самом деле передергивать. Все система подчинена интересам государства. Дети не должны знать своих родителей. Воспитание - ориентация на защиту целостности государства. Цензура на искусство - оставлять лишь стихи, воспевающие героев и тому подобное. Идея доносительства. Платон: деградация начинается тогда, когда заканчивается монархия. Демократия - олигархия богатых, тимократия (военных) и далее - тирания. Модель тоталитарного государства. Система абсолютного подавления личности.

    «Философия» - от греч. phileo – любовь и sophia – мудрость и означает любовь к мудрости. Он возник в Древней Греции. Принято считать, что понятие философия впервые использовал Пифагор. С момента своего рождения философия предстает как триединство связанных между собой моментов: содержания,  метода,  цели.

    Содержание - философия хочет объяснить реальность во всех ее частях и моментах без изъятия, реальность как целое. Метод - философия стремится к рациональному объяснению всеобщего как объекта. Недостаточно констатировать, определить данные факта, опыта: философия должна идти дальше фактов и опыта, находить причины с помощью разума. Цель философии - в чистом созерцании истины, чистом желании достичь ее. Греческая философия в целом и есть эта бескорыстная любовь к правде. «Люди, — писал Аристотель, — философствуя, ищут знание ради самого знания, а не ради какой-то практической пользы».


    написать администратору сайта